Теоретический материал — Обществознание: изучаем вместе
Раздел 1. Человек и общество
Лекция 1. Человек как член общества
Ключевые слова: человек, индивид, личность, индивидуальность, психика, антропогенез, задатки, способности, талант, гениальность.
Читать лекцию
Лекция 2. Мировоззрение и его виды
Ключевые слова: мировоззрение, виды и формы мировоззрения, обыденное мировоззрение, мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, научное мировоззрение, менталитет.
Читать лекцию
Лекция 3. Познание и виды знаний
Ключевые слова: познание, агностицизм, скептицизм, гностицизм, эмпиризм, рационализм, эмпирический и теоретический уровни познания, формы познания, чувственное и рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, знание.
Читать лекцию
Лекция 4. Истина, её виды и критерии
Ключевые слова: истина, относительная и абсолютная истина, объективная и субъективная истина, критерии истины, практика, заблуждение, ложь.
Читать лекцию
Лекция 5. Мышление и деятельность
Ключевые слова: мышление, деятельность, структура деятельности, виды деятельности, творческая деятельность.
Читать лекцию
Лекция 6. Потребности и интересы
Ключевые слова: потребности, виды потребностей, табу, сублимация, интересы.
Читать лекцию
Лекция 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Ключевые слова: свобода, необходимость, ответственность, фатализм, волюнтаризм.
Читать лекцию
Лекция 8. Понятие общества и его строение
Ключевые слова: общество, социум, признаки общества, сферы жизни общества.
Читать лекцию
Лекция 9. Институты общества
Ключевые слова: социальный институт, функции социальных институтов.
Читать лекцию
Лекция 10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Ключевые слова: культура, функции культуры, формы культуры, субкультура, контркультура, традиции и новаторство.
Читать лекцию
Лекция 11. Наука и научное мышление
Ключевые слова: наука, функции науки, парадигма, гипотеза, закономерность, научный закон, теория, уровни познания, методы познания.
Лекция 12. Образование, его значение для личности и общества
Ключевые слова: образование, функции образования, структура образования в России, тенденции развития образования.
Читать лекцию
Лекция 13. Религия
Ключевые слова: религия, функции религии, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, политеизм, монотеизм, церковь.
Читать лекцию
Лекция 14. Искусство
Ключевые слова: искусство, функции искусства.
Читать лекцию
Лекция 15. Мораль
Ключевые слова: мораль, табу, обычай, традиция, принципы морали, право, функции морали, нравственность, «золотое правило нравственности», гуманизм.
Читать лекцию
Лекция 16. Общественный прогресс
Ключевые слова: прогресс, регресс, экстенсивное и интенсивное развитие, революция, эволюция, противоречивость прогресса.
Читать лекцию
Лекция 17. Многовариантность общественного развития
Ключевые слова: реформа, революция, типология обществ, традиционное, аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества, модернизация.
Читать лекцию
Ключевые слова: глобальные проблемы, экологическая, демографическая проблемы, проблемы угрозы войны, эпидемий и пандемий, проблема «Север — юг».
Читать лекцию
Раздел 2. Экономика
Лекция 1. Понятие «экономика» и предмет её изучения
Ключевые слова: экономика как наука и как хозяйство, экономические блага, производство, распределение, обмен, бартер, потребление, экономическая культура.
Читать лекцию
Лекция 2. Экономическое содержание собственности
Ключевые слова: право собственности, виды собственности, право владения, право пользования, право распоряжения, национализация, приватизация.
Читать лекцию
Лекция 3. Факторы производства и факторные доходы
Ключевые слова: факторы (ресурсы) производства, земля, труд, капитал, предпринимательская способность, факторные доходы.
Читать лекцию
Лекция 4. Экономические системы
Ключевые слова: экономические ресурсы, натуральное и товарное хозяйство, главный вопрос экономики, традиционная, командная (плановая), рыночная, смешанная экономика.
Читать лекцию
Лекция 5. Издержки производства
Ключевые слова: издержки, внутренние и внешние издержки, постоянные и переменные затраты.
Читать лекцию
Лекция 6. Рынки. Классификация рынков
Ключевые слова: рынок, покупатель, продавец, виды рынков, рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополистический, рынок монопольный, рынок монопсонистический, олигополия, монополия, монопсония, биржа.
Читать лекцию
Лекция 7. Законы рыночной экономики
Ключевые слова: конкуренция, демпинг, спрос, предложение, закон спроса и предложения, равновесная цена, кризис перепроизводства, дефицит товара, «невидимая рука рынка», эластичность спроса и предложения, закон убывающей предельной полезности.
Читать лекцию
Лекция 8. Финансовые институты. Банковская система
Ключевые слова: финансовый институт, банк, Центральный банк РФ, вклады, депозиты, кредиты, норма обязательных резервов, учётная ставка (ставка рефинансирования).
Читать лекцию
Лекция 9. Деньги и денежно-кредитная политика
Ключевые слова: деньги, квазиденьги, функции денег, ликвидность, денежная масса, скорость обращения денег, денежно-кредитная политика, деноминация.
Читать лекцию
Лекция 10. Основные источники финансирования бизнеса
Ключевые слова: внутренние и внешние источники финансирования бизнеса, бухгалтерская и чистая прибыль, доходы.
Читать лекцию
Лекция 11. Ценные бумаги
Ключевые слова: ценная бумага, акция, облигация, вексель, сберегательный сертификат, чек, эмиссия ценных бумаг, дивиденды, купонный доход.
Лекция 12. Рынок труда. Безработица
Ключевые слова: рабочая сила, труд, рынок труда, производительность труда, зарплата, безработица, виды безработицы, формы безработицы, вакансия, занятость.
Читать лекцию
Лекция 13. Виды, причины и последствия инфляции
Ключевые слова: инфляция, дефляция, девальвация, ревальвация, виды и формы инфляции, стагфляция.
Читать лекцию
Лекция 14. Экономический рост и развитие. Валовой внутренний продукт
Ключевые слова: экономический рост, система национальных счетов, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, чистый валовой продукт, национальный доход.
Читать лекцию
Лекция 15. Роль государства в экономике
Ключевые слова: смешанная экономика, денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, правовое регулирование рынка, методы вмешательства государства в экономику.
Читать лекцию
Лекция 16. Налоги
Ключевые слова: налоги, функции налогов, налогооблагаемая база, прямые и косвенные налоги, ставка налога, шкалы налогообложения.
Читать лекцию
Лекция 17. Государственный бюджет
Ключевые слова: государственный бюджет, виды бюджета, государственный долг, доходы и расходы бюджета, дефицит и профицит бюджета, межбюджетные отношения.
Читать лекцию
Лекция 18. Мировая экономика
Ключевые слова: мировая экономика, мировой рынок, международное разделение труда, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса, фритредерство, протекционизм.
Читать лекцию
Лекция 19. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Ключевые слова: потребитель, суверенитет потребителя, номинальный доход, реальный доход, уровень жизни.
Читать лекцию
Раздел 3. Социальные отношения
Лекция 1. Социальная стратификация и мобильность
Ключевые слова: социальная стратификация, страта, социальное неравенство, социальная мобильность, исторические типы стратификации, виды мобильности, социальные лифты, каналы социальной мобильности.
Читать лекцию
Лекция 2. Социальные группы
Ключевые слова: социальная общность, социальная группа, квазигруппа, виды групп, организация, конформизм, нон-конформизм.
Читать лекцию
Лекция 3. Молодёжь как социальная группа
Ключевые слова: социальная группа, молодёжь, эпатаж.
Читать лекцию
Лекция 4. Этнические общности
Ключевые слова: этническая общность, этническая идентичность, род, племя, народность, нация, диаспора, этнические меньшинства.
Читать лекцию
Лекция 5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Ключевые слова: межнациональные отношения, этнический конфликт, культурный плюрализм, межнациональная дифференциация, межнациональная интеграция, национализм.
Читать лекцию
Лекция 6. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации
Ключевые слова: национальная политика, федеративные отношения.
Читать лекцию
Лекция 7. Социальный конфликт
Ключевые слова: конфликт, причина и повод для конфликта, компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж.
Читать лекцию
Лекция 8. Виды социальных норм
Ключевые слова: социальная норма, обычаи, традиции, мораль, право, эстетические нормы, дозволение, предписание, запрет.
Читать лекцию
Лекция 9. Социальный контроль
Ключевые слова: социальный контроль, санкции, виды санкций, совесть.
Читать лекцию
Лекция 10. Свобода и ответственность
Ключевые слова: свобода, ответственность, виды ответственности.
Читать лекцию
Лекция 11. Отклоняющееся поведение и его типы
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, девиантное и делинквентное поведение, группы риска.
Читать лекцию
Лекция 12. Социальная роль и социальный статус
Ключевые слова: социальная роль, социальный статус, престиж, авторитет, ролевые конфликты.
Читать лекцию
Лекция 13. Социализация индивида
Ключевые слова: социализация, виды социализации, агенты социализации, факторы социализации, десоциализация, ресоциализация.
Читать лекцию
Лекция 14. Семья и брак
Ключевые слова: семья, брак, функции семьи, виды семьи, брак.
Читать лекцию
Раздел 4. Политика
Лекция 1. Власть: понятие, виды
Ключевые слова: власть, источники власти, функции власти, политическая власть, легитимность и легальность власти, теория разделения властей.
Читать лекцию
Лекция 2. Государство и его функции
Ключевые слова: государство, теории происхождения государства, признаки государства, функции государства, формы государства, государственный аппарат.
Читать лекцию
Лекция 3. Политическая система
Ключевые слова: политика, политическая система, компоненты (подсистемы) политической системы общества, функции политической системы.
Читать лекцию
Лекция 4. Формы правления
Ключевые слова: форма правления, монархия, республика, виды монархий и республик.
Читать лекцию
Лекция 5. Типология политических режимов
Ключевые слова: политический режим, тоталитаризм, авторитаризм, демократия, анархия, охлократия, тирания.
Читать лекцию
Лекция 6. Демократия, её основные признаки и ценности
Ключевые слова: демократия, политический плюрализм, представительные органы власти, теория разделения властей, парламент, местное самоуправление.
Читать лекцию
Лекция 7. Формы государственного устройства
Ключевые слова: формы государственного (территориально-государственного, административного) устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация, содружество.
Читать лекцию
Лекция 8. Гражданское общество и правовое государство
Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, суверенитет народа, разделение властей.
Читать лекцию
Лекция 9. Политическая элита
Ключевые слова: политическая элита, власть, ротация.
Читать лекцию
Лекция 10. Политические партии и движения
Ключевые слова: политическая партия, фракция, классификация партий, общественно-политическое движение.
Читать лекцию
Лекция 11. Средства массовой информации в политической системе
Ключевые слова: средства массовой информации, цензура, электронные и печатные СМИ.
Читать лекцию
Лекция 12. Избирательная кампания в Российской Федерации
Ключевые слова: избирательная кампания, избирательный процесс, голосование, референдум, выборы, принципы демократических выборов, мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.
Читать лекцию
Лекция 13. Политический процесс
Ключевые слова: политический процесс, политический конфликт.
Читать лекцию
Лекция 14. Политическое участие
Ключевые слова: политическое участие, формы политического участия, митинг, шествие, пикетирование, голосование.
Читать лекцию
Лекция 15. Политическая культура и её типы
Ключевые слова: политическая культура, типология политических культур, абсентеизм.
Читать лекцию
Лекция 16. Политическое лидерство
Ключевые слова: политическое лидерство, политический лидер и его функции, типы лидерства.
Читать лекцию
Лекция 17. Органы государственной власти РФ
Ключевые слова: органы власти, разделение властей, система сдержек и противовесов, Президент РФ, Федеральное собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд.
Читать лекцию
Лекция 18. Федеративное устройство России
Ключевые слова: федерация, субъекты федерации, области, края, республики, города федерального значения, автономные округа, автономные области, предметы ведения и полномочия.
Читать лекцию
Раздел 5. Правовые отношения
Лекция 1. Право в системе социальных норм
Ключевые слова: право, объективное и субъективное право, признаки права, правовые нормы.
Читать лекцию
Лекция 2. Система российского права. Законотворческий процесс
Ключевые слова: система права, отрасли права, правовые институты, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты, стадии законотворческого процесса.
Читать лекцию
Лекция 3. Понятие и виды юридической ответственности
Ключевые слова: юридическая ответственность, принципы юридической ответственности, наказание, правонарушение, состав правонарушения, виды правонарушений, виды юридической ответственности.
Читать лекцию
Лекция 4. Конституция РФ. Основы конституционного строя России
Ключевые слова: Конституция, виды конституций, особенности конституции, конституционный строй.
Читать лекцию
Лекция 5. Законодательство РФ о выборах
Ключевые слова: выборы, избирательная система, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация.
Читать лекцию
Лекция 6. Субъекты гражданского права
Ключевые слова: субъекты гражданского права, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
Читать лекцию
Лекция 7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
Ключевые слова: предпринимательство, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, типы коммерческих юридических лиц.
Читать лекцию
Лекция 8. Имущественные и неимущественные права
Ключевые слова: имущественные права, собственность, виды собственности, обязательства, личные неимущественные права.
Читать лекцию
Лекция 9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
Ключевые слова: трудовые правоотношения, трудовой договор, забастовка, увольнение.
Читать лекцию
Лекция 10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
Ключевые слова: семья, брак, законный и договорный режимы имущества супругов, брачный контракт, права и обязанности супругов, алименты.
Читать лекцию
Лекция 11. Особенности административной юрисдикции
Ключевые слова: административная юрисдикция, административный проступок, административная ответственность, предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы РФ, дисквалификация.
Читать лекцию
Лекция 12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
Ключевые слова: экологическое право, благоприятная окружающая среда, экологическое правонарушение, экологическая экспертиза.
Читать лекцию
Лекция 13. Международное право
Ключевые слова: международное право, международное гуманитарное право, международные документы в области прав человека.
Читать лекцию
Лекция 14. Споры и порядок и разрешения
Ключевые слова: юридический спор, судебный процесс, административный процесс, суд.
Читать лекцию
Лекция 15. Основные правила и принципы гражданского процесса
Ключевые слова: гражданский процесс, истец, ответчик, решение суда, участники судебного разбирательства, принципы гражданского судопроизводства.
Читать лекцию
Лекция 16. Особенности уголовного процесса
Ключевые слова: уголовный процесс, сторона обвинения, сторона защиты, приговор суда, уголовное преступление, уголовное наказание.
Читать лекцию
Лекция 17. Гражданство Российской Федерации
Ключевые слова: гражданство России, правовой статус гражданина, апатриды, бипатриды, порядок получения гражданства РФ.
Читать лекцию
Лекция 18. Права и обязанности налогоплательщика
Ключевые слова: налоговая система, налоговое право, налогоплательщик, налоговые льготы, налоговый агент.
Читать лекцию
Обществознание ЕГЭ
Задумаемся над словами…
Семья всегда будет основой общества.
Оноре де Бальзак.
Вера Александровна Мельникова 14.08.2020
Задумаемся над словами…
Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.
В.Г. Белинский.
Вера Александровна Мельникова 12.06.2020
Задумаемся над словами…
Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.
Герцен А. И.
Вера Александровна Мельникова 15.05.2020
Задумаемся над словами…
Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.
Цицерон
Вера Александровна Мельникова 30.04.2020
Задумаемся над словами…
В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.
Омар Хайям
Вера Александровна Мельникова 19.04.2020
Задумаемся над словами…
Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.
Лев Николаевич Толстой
Вера Александровна Мельникова 13.04.2020
Задумаемся над словами…
Дело науки — служить людям.
Л.Н. Толстой.
Вера Александровна Мельникова 04.04.2020
Человек. Теория |
ЕГЭ. Человек. Тема 1. Человек, индивид, личность, индивидуальность
ЕГЭ. Человек.Тема 2. Социализация
ЕГЭ. Человек. Тема 3. Человек- биосоциальное существо
Социальное и биологическое в человеке, сходства и различия человека и животного.
ЕГЭ. Человек. Тема 4. Потребности
Потребности и их особенности, подлинные и мнимые потребности,виды потребностей, пирамида потребностей Маслоу А.Х.
ЕГЭ. Человек. Тема 5. Способности
Что такое способности, уровни способностей: одарённость, талант, гениальность.
ЕГЭ. Человек. Тема 6. Деятельность
Что такое деятельность, виды и структура деятельности.
ЕГЭ. Человек. Тема 7. Сознательное и бессознательное
ЕГЭ. Человек. Тема 8. Вопросы философии
Смысл и цель жизни, свобода, жизненная позиция, мировоззрение и его виды.
ТЕРМИНЫ.
Право. Теория |
Права детей.
- Международные документы по правам ребёнка.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Права ребёнка в РФ.
Права и обязанности несовершеннолетних.
- Административное право.
- Трудовое право.
- Уголовное право.
ЕГЭ. Задания.
- Задание № 1. Трудные вопросы. ПРАВО
ОТРАСЛИ ПРАВА
- ЕГЭ. Право. Отрасли права (сводная таблица)
- Административное право
- Гражданское право
- Избирательное право
- Налоговое право.
- Предпринимательское право.
- Семейное право
- Трудовое право
- Уголовное право.
- Экологическое право.
- Международные организации по защите окружающей среды.
- Российские организации по защите окружающей среды.
КОНСТИТУЦИЯ .
Конституция РФ.
- Понятие Конституции и ей виды.
- Из истории Конституции в России.
- Конституция РФ 1993 г. Глава 1.Основы конституционного строя.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- Глава 3. Федеративное устройство
- Глава 4. Президент Российской Федерации
- Глава 5.Федеральное Собрание. Государственная Дума.
- Глава 6.Правительство Российской Федерации
- Глава 7. Судебная власть
- Глава 8. Местное самоуправление
- Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
- Раздел 2.Заключительные и переходные положения.
- Статьи 71, 72. Совместное ведение и разграничение полномочий между РФ и субъектами.
- Права человека и гражданина.
- Обязанности человека и гражданина.
- Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина.
ПРАВО. Теория по кодификатору .
5.1 Право в системе социальных норм
5.1.Норма права. Источники права
5.2 Система российского права. Законотворческий процесс
5.3 Понятие и виды юридической ответственности
5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
5.5 Законодательство Российской Федерации о выборах
5.6 Субъекты гражданского права.
5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
5.8 Имущественные и неимущественные права
5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
5.10 Правовое регулирование отношений супругов.
Порядок и условия заключения и расторжения брака
5.11 Особенности административной юрисдикции
5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
5.13. Международное гуманитарное право
5.13. Международные организации
5.13. Основные международные документы
5.14 Споры, порядок их рассмотрения
5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса
5.16 Особенности уголовного процесса
5.17 Гражданство Российской Федерации
5.18 Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
5.19 Права и обязанности налогоплательщика
5.20 Правоохранительные органы. Судебная система
КРАТКИЙ КУРС ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ К егэ
Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле.
Теории происхождения:
1) Религиозная. Божественное происхождение.
2) Человек – создание неземное, пришельцы из Космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
3) Человек появился в результате эволюции (Ч.Дарвин)
Человек – биосоциальное существо:
1) Биологическое в человеке: анатомия, физиология, обладает кровеносной, мышечной системами. Приспосабливается к условиям существования.
2) Социальное в человеке: неразрывно связан с обществом, способен и готов к общественно-полезному труду, обладает сознанием и разумом.
Основные отличия человека от животного:
1) Обладает мышлением и членораздельной речью.
2) Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
3) Не только приспосабливается, но и преобразует окружающую действительность.
4) Способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
5) Присутствуют духовные потребности.
Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Виды потребностей:
1) Биологические (первичные, врожденные):
А) физиологические (пища, сон, отдых)
Б) Экзистенциальные (безопасность существования)
2) Вторичные (приобретенные)
* социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание)
* духовные (в знаниях, творчестве)
Способности – это совокупность свойств человека, благодаря которым обеспечивается его деятельность.
Уровни развития способностей:
Задатки
Способности
Одаренность
Талант
Гениальность
Деятельность человека
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Компоненты деятельности: Субъект (тот, кто осуществляет деятельность)
Объект (то, на что направлена деятельность)
Структура деятельности:
Цель — средства достижения целей — действия — результат
Виды деятельности, в которые включается каждый человек в процессе развития:
Игра – целью является не результат, а процесс (развлечение), происходит в условной ситуации (воображаемой обстановке), которая быстро меняется, используются замещающие предметы, нацелена на удовлетворение интересов участников, способствует развитию личности.
Общение – обмен информацией, эмоциями и идеями. Способствует социализации человека (усвоению норм, принятых в обществе), оказывает влияние на психическое состояние, помогает осуществлять совместную деятельность.
Учение – приобретение человеком знаний, умений и навыков. Может осуществляться организованно (в образовательных учреждениях) и неорганизованно (как дополнительный результат), может иметь характер самообразования.
Труд – направлен на достижение практически полезного, заранее ожидаемого результата осуществляется при наличии определенных знаний, умен
Виды деятельности (по объектам и результатам):
Материальная (создание материальных благ)
Материально – производственная (преобразование природы)
Социально – преобразовательная (преобразование общества)
Духовная (создание культурных ценностей)
Познавательная
Ценностно – ориентировочная (формирование положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира)
Прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности)
Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат, или новые средства достижения цели). Может быть компонентом какой-либо деятельности, или самостоятельной деятельностью (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей, художников).
Познавательная деятельность человека
Познание – деятельность человека. Результатом которой является получение нового знания об окружающем мире.
Познание имеет два уровня:
1) Чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)
2) Рациональное познание – присуще только человеку, осуществляется посредством мышления
Виды знаний:
1) Научное (достоверное обобщение фактов)
2) Ненаучное:
* мифология * жизненный опыт * народная мудрость * паранаука (околонаучное знание)
Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету
Абсолютная (исчерпывающее достоверное знание)
Относительная (неполное, неточное знание)
Индивид. Индивидуальность. Личность.
Индивид – единичный представитель человеческого рода.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека.
Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
На формирование личности влияют: семья (воспитание), окружение (общение), общество, историческая эпоха, личное стремление человека к самоусовершенствованию.
Личность обладает следующими чертами: активная жизненная позиция, сила воли, ответственность, реалистическая самооценка (не заниженная и не завышенная).
Личность формируется в процессе социализации. Социализация – процесс усвоения принятых в обществе норм и освоения социальных ролей. Социализация бывает первичной (детство) и вторичной (длится всю жизнь).
Самопознание – процесс, в ходе которого каждый человек осмысливает свои способности, желания, возможности, интересы.
Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
Духовный мир человека
Структура духовного мира человека:
1) Познание (основано на интеллекте)
2) Эмоции – кратковременные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, гнев, страх)
3) Чувства – эмоциональные состояния, более длительные чем эмоции (дружба, любовь, тоска, патриотизм)
4) Мировоззрение – система общих взглядов на мир. Мировоззрение бывает: религиозное, обыденное, научное.
Свобода и ответственность
Свобода – возможность действовать на основе выбора, осознавая ответственность за него.
Свобода человека в обществе ограничена свободой других людей. Свобода проявляется в умении управлять своим поведением. Регулятором подобного поведения является совесть.
В широком смысле – обособившаяся от природы часть мира.
В узком смысле – круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения; — исторические периоды развития общества.
Основные сферы общественной жизни
Деятельность людей и отношения между ними
Учреждения
(организации)
Экономическая
(обеспечивает удовлетворение материальных потребностей)
Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, и соответствующие отношения
Заводы, фирмы, биржи, банки.
Социальная
(обеспечивает удовлетворение потребностей в общении, коллективности)
Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий
Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы
Политическая
(обеспечивает удовлетворение потребности в организованности, дисциплине, мире, в законе и порядке)
Организация государственной власти, отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями
Парламент, правительство, партии, общественные организации
Духовная
(обеспечивает удовлетворение потребности в самореализации, в нравственном совершенствовании, в познании)
Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления
Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы, церковь.
Общество – сложноорганизованная, саморазвивающаяся система (система – включает в себя отдельных индивидов и социальные группы, между ними существуют согласованные связи), которая характеризуется динамичностью, альтернативностью и незавершенностью развития. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
Природа:
В широком смысле – весь мир.
В узком смысле – весь материальный мир, за исключением общества.
Взаимосвязь природы и общества:
Общество
1) с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее, т.е. целенаправленно,
2) развитие науки усиливает влияние общества на природу
3) влияние может быть улучшающим (создание заповедников, ужесточение природоохранного законодательства) или ухудшающим( истощение природных ресурсов)
Природа:1) создает условия для существования общества
2) природные условия влияют на хозяйство и образ жизни общества
3) в ответ на действия человека природа также может «ухудшать»
жизнь общества (стихийные бедствия)
Типология обществ
Тип
линии
сравнения
Аграрное
(традиционное)
Индустриальное
Постиндустриальное
(информационное)
Экономика
Основная ценность – земля, 75 % населения заняты сельским хозяйством
Основная ценность – капитал, 85 % населения заняты в промышленности, массовое промышленное производство
Основная ценность – знания, 66 % населения занято в сфере услуг, автоматизация производства, компьютеризация общества
Социальная структура
Общество делиться на сословия, сословия замкнуты (трудность перехода)
Общество делится на классы, они открыты и подвижны
Деление общества на классы в соответствии с уровнем знаний, квалификацией, рост численности среднего класса
Политика
Преобладают монархии, права и свободы человека отсутствуют
Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти
Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти,
Сильное гражданское общество
Духовная жизнь
Господствуют традиционные ценности ( семья, религия), малое количество образованных людей
Ценности прогресса, личного успеха, развивается наука, распространяется массовая культура
Высокий уровень образования ( и его продолжение в течение жизни), особая роль науки, ведущая роль информации
Развитие общество может происходить следующими путями:
1) Эволюция – постепенное развитие, способом преобразования являются реформы.
2) Революция – коренное, качественное изменение всех или нескольких сторон общественной жизни ( научно-техническая революция приводит к преобразованию производственной сфере, революция в политике ведет к изменению формы правления).
Прогресс – направление развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, движение вперед к более совершенному. (Регресс – обратное движение)
Отличительной чертой развития современного общества является глобализация.
Глобализация – процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств в разных областях деятельности (экономике, культуре…)
Глобальные проблемы человечества:
1) Вызваны деятельностью людей всего мира.
2) Создают угрозу дальнейшему существованию человечества
3) Могут быть решены совместными усилиями
Глобальные проблемы:
Экологическая (истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды)
Неравномерность развития отдельных регионов (отсталость развивающихся стран)
Демографическая (рост населения)
Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны
Угроза международного терроризма
ПРАВО
-совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством и обеспечиваемых его принудительной силой
Публичное право – область государственных дел (конституционное, административное, уголовное, финансовое)
Частное право – сфера частных дел (гражданское, семейное, трудовое)
Система права – внутренняя структура права. Включает:
1) Отрасли права 2) Подотрасли права 3) Институты права 4) Правовые нормы
Основные отрасли системы российского права:
1) Конституционное (закрепляет форму правления, государственно-территориальное устройство, права и обязанности граждан)
2) Административное (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, организацию и деятельность органов исполнительной власти)
3)Гражданское (регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения)
4) Семейное (регулирует отношения между супругами, а также между родителями и детьми)
5) Трудовое (регулирует трудовые отношения)
6) Уголовное (определяет преступность и наказуемость деяний)
Источники права:
1) Законы и подзаконные акты (различаются по юридической силе, высшей юридической силой обладает Конституция)
2) Правовой обычай
3) Юридический прецедент
4) Договор с нормативным содержанием (основан на взаимном волеизъявлении сторон)
Правонарушения: преступления и проступки
Основные виды юридической ответственности:
1) Дисциплинарная (нарушение трудовой, учебной дисциплины)
2) Гражданско-правовая (причинение имущественного вреда)
3) Административная (за административные проступки)
4) Уголовная (за преступления)
5) Материальная (за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации)
Правовая культура личности – совокупность правовых знаний, ценностей, правового поведения личности.
ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Способ защиты прав, свобод и законных интересов – судебная защита
В случае нарушения прав человек обращается в «основное звено» – суды общей юрисдикции – районные суды, рассматривающие большинство судебных дел. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Приговоры в уголовном судопроизводстве и решения в гражданском судопроизводстве выносятся от имени Российской Федерации. Если человек не удовлетворен решением суда общей юрисдикции, он может обратиться в Верховный Суд России, в случае несогласия и с его решением – в надгосударственный суд – Европейский Суд по правам человека, который является последней инстанцией. Решение этого Суда обязательно для всех государств – членов Совета Европы.
Прямо направлено на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО, Военные преступления против человечества в соответствии с нормами международного права не имеют срока давности.
Социальная сфера жизни общества.
Социальная сфера жизни общества охватывает взаимоотношения между людьми, группами, объединениями. Общество имеет социальную структуру — внутреннее устройство.
Элементы социальной структуры общества:
I . Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличительные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Виды социальных групп:
по численности:
Малая группа ( от 2 до 30 человек). В малой группе люди хорошо знают друг друга (лично знакомы), заняты каким-либо общим делом. Наличие эмоционально окрашенных межличностных отношений, устойчивость и постоянство состава. Например – семья, школьный класс, экипаж самолета.
Большая группа. Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Например – нация, класс.
по взаимодействию:
Формальная (официальная). Ее деятельность определяется посредством нормативных документов (школьный класс, футбольная команда «Зенит»)
Неформальная (неофициальная). Ее деятельность определяется личными интересами ее участников (поэтический кружок, организация болельщиков футбольной команды «Зенит», компания друзей)
Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, моральной и правовой ответственностью.
Функции семьи:
1) Репродуктивная (биологическое воспроизводство населения)
2) Социализации (воспитание детей, формирование индивида как личности)
3) Хозяйственно – экономическая ( материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, ведение домашнего хозяйства)
4) Эмоциональная (психологическая поддержка)
5) Духовно – нравственная ( развитие личности)
Виды семьи:
по характеру распределения домашних обязанностей:
Традиционная (патриархальная) – домашние обязанности выполняет женщина, мужчина зарабатывает деньги и является главой семьи.
Партнерская – обязанности не разделяются, выполняются совместно или по очереди, важнейшие вопросы жизни семьи решаются вместе.
по родственной структуре:
Нуклеарная, малая (супружеская пара с детьми)
Расширенная, многопоколенная ( супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними)
Неполная (один родитель с ребенком или детьми)
по числу детей
*Многодетная * малодетная * бездетная
II. Социальные общности – совокупности людей, характеризующиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельными субъектами исторического и социального действия.
Виды:
Этнические общности – существуют на определенной территории, имеют общий исторический опыт, историческую память, язык и культурные традиции. Разновидности: племя, народность, нация
Классы – различаются по месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства Например: буржуазия, рабочий класс, или высший класс, средний класс, низший класс.
Социально—демографические общности (пожилые люди, подростки)
Молодежь – группа людей от 16 до 25 лет, проблемы – трудно найти место в жизни, получить интересные предложения о работе в силу недостаточности жизненного опыта.
Социально-территориальные (горожане, сельское население, сибиряки)
Профессиональные (горняки, учителя, врачи)
Различные социальные группы и общности занимают разное общественное положение.
В обществе с первобытных времен существует неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов (денег, власти, образования и престижа) между различными слоями населения.
Показателями социального положения могут являться: богатство, доход власть, профессия, образование, престиж, образ жизни.
Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. ( У человека может быть много статусов, это будет называться статусным набором. Среди них могут быть основные и неосновные)
Предписанный статус – не зависит от заслуг личности ( пол, национальная принадлежность)
Достигаемый статус – приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека
Социальная роль – ожидаемое обществом поведение человека, связанное с его положением в обществе и типичное для его социальной группы. ( У одного человека может быть много ролей, в совокупности они называются ролевым набором. Например: на работе – сотрудник, дома – муж, в гостях у родителей –сын, в компании друзей – друг, в день выборов – избиратель и т.д.)
Принято различать две основные формы социального взаимодействия:
1) Сотрудничество – обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, взаимодействие направлено на достижение совместной цели. Отношения дружбы, партнерства, поддержки.
2) Соперничество – отсутствие совместной цели, но наличие аналогичной цели относительно неделимого объекта (экономическая, политическая конкуренция). Отношения зависти, неприязни, озлобления.
При столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов соперничество может перерасти в конфликт.
Конфликт – столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Виды социальных конфликтов:
1) Экономические 2) Межнациональные 3) Политические 4) Семейно-бытовые
Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:
Переговоры (мирная беседа сторон по решению проблемы)
Компромисс (решение проблемы через взаимные уступки)
Посредничество (использовании третьей стороны при решении проблемы)
Применение силы, власти, закона (одностороннее использование той стороной, которая считает себя сильнее)
Социальные конфликты имеют как негативные последствия (стресс, беспорядки, жертвы), так и позитивные последствия ( снятие социальной напряженности, стимулирование социальных изменений).
Поведение человека в обществе может быть:
1) Соответствующим нормам (конформистским)
2) Отклоняющимся (не соответствует нормам –девиантным)
12 общих теорий социальной работы… и 5 основных практических моделей — начало исследования
Социальная работа сосредоточена вокруг обслуживания и поддержки нуждающихся в помощи. Как социальный работник вы будете помогать отдельным людям и семьям повышать их благосостояние или будете работать над формированием политики, влияющей на социальные условия сообществ и групп. Вы дадите возможность отдельным людям и надежду сообществам, предоставив им поддержку, инструменты и ресурсы для функционирования и процветания в их соответствующих средах.Но что именно это означает? А как выглядит социальная работа? Как социальные работники на самом деле помогают людям?
12 общих теорий социальной работы
5 основных практических моделей
На самом деле есть много разных ответов на поставленные выше вопросы. Прошу прощения, если вы пришли сюда в поисках быстрого ответа. С другой стороны, если вы пришли сюда в поисках множества ответов, которые могли бы также послужить учебным пособием для вашего заключительного экзамена Intro to Social Work , вам повезло.Далее следует краткий обзор 12 наиболее распространенных теорий социальной работы. Но это не все! Не пропустите бонусный раунд, и вы сразу получите пять лучших моделей практики социальной работы!
Эти теоретические построения и практические модели демонстрируют междисциплинарный характер социальной работы и рисуют яркую картину социальной работы в действии. Кроме того, эта страница служит отличной отправной точкой, если вы только изучаете социальную работу в первый раз, если вы готовитесь к экзамену или если вы собираетесь получить степень социальной работы, но не собираетесь уверен, с чего начать.
Кстати, если вы приехали сюда, чтобы получить степень, мы бы посоветовали начать с 40 лучших программ бакалавриата в области социальной работы.
Если вы здесь для зубрежки … ну, чего вы ждете? Часы тикают! Ладить с ней! Сожалею. Это не очень поддерживало. Мы здесь для вас. Читайте дальше и знайте, что мы в вашем углу. Давай, сделай чемпиона!
Общие теории социальной работы
Социальная работа вращается вокруг обслуживания, но по своей природе носит междисциплинарный характер.Профессия социальной работы возникает там, где пересекаются отдельные люди, сообщества и общество. Такие предметы, как социология, психология, криминология, экономика, образование, здоровье и политология, очень важны для этой области. Это означает, что социальная работа основана на множестве теоретических моделей, каждая из которых предназначена для примирения или объединения этих различных антипатий в единый способ понимания и улучшения социальных условий. Вам, как студенту или практикующему специалисту по социальной работе, не нужно рассматривать эти теории как конкурирующие.Вместо этого ваша цель должна заключаться в том, чтобы понять, как каждая из этих теорий подходит и обращается к стратегиям обслуживания и политическим императивам социальной работы. Как практик вы будете использовать идеи, которые лучше всего подходят вашим клиентам и вашей роли.
1. Теория конфликта
Теория конфликта утверждает, что все общества по своей природе неравноправны, и что неравенство сил оказывает прямое влияние на жизнь людей. Теории конфликта, которые часто приписываются Карлу Марксу, указывают на множество социально-экономических, расовых и классовых различий, которые способствуют значительному разрыву в возможностях, качестве жизни и даже долголетии.Маркс утверждал, что конфликт является неотъемлемой частью и необходим как способ сопротивления структурному неравенству или его свержения.
Заявление на социальную работу
Теория конфликта считается основной парадигмой в области социологии и служит важным компонентом социальной работы. Теория конфликта дает объяснение того, каким образом различия во власти влияют на повседневную жизнь людей и сообществ. Социальные работники обращаются к этим асимметричным властным отношениям, помогая противостоять как источникам, так и симптомам неравенства.
Основная литература
2. Теория развития
Теория развития обычно относится к совокупности идей о том, как общество может продвигаться к позитивным изменениям. Теория развития часто включается в геополитические теории и модели. К этим идеям относятся концепции модернизации — идея о том, что экономическое развитие посредством модернизации может способствовать расширению возможностей и равенству; структурализм — идея о том, что определенные структурные реалии могут стоять на пути экономического роста; и теория зависимости — идея о том, что целеустремленная поддержка между странами может помочь слаборазвитым государствам продвигаться в соответствии с их собственными стадиями развития.
Заявление на социальную работу
«Социальная работа с развитием» — это относительно новый подход к вмешательству, который подчеркивает важность «социальных инвестиций» в практику социальной работы. Это относится к необходимости материальной поддержки клиентов социальной работы, особенно лиц из группы высокого риска, таких как бездомные, пожилые, инвалиды или люди, страдающие психическими заболеваниями. В рамках этого подхода социальные работники помогают клиентам извлечь выгоду из экономических возможностей и интегрироваться в социальные структуры, а также обеспечивают доступ к реальным и значимым общественным ресурсам и услугам.
Основная литература
3. Теория семейного жизненного цикла
Теория жизненного цикла семьи сосредотачивается на серии изменений, которые обычно происходят в индивидуальной и семейной динамике, и на том, как эти изменения функционируют как серия изменений на протяжении всей жизни. Важными этапами жизненного цикла семьи являются независимость, супружеская пара или брак, воспитание детей, рождение взрослых детей и старшие годы. Важные вехи жизненного цикла часто связаны с ритуалом, включая рождение, брак и смерть.Переход через этапы жизненного цикла семьи часто включает переопределение ролей и перестройку отношений, например, при переходе от взрослого ребенка к родителю.
Заявление на социальную работу
Жизненный цикл семьи играет важную роль в социальной работе из-за формирующего и постоянного воздействия, которое динамика семьи оказывает на индивидуальные возможности, мировоззрение и психическое здоровье отдельных клиентов. Для многих личные кризисы могут быть вызваны дисфункцией или нарушением жизненного цикла семьи из-за таких событий, как развод, заключение в тюрьму или жестокое обращение.Социальные работники часто берут на себя роль помощи людям в преодолении этих кризисов или в успешном переходе между стадиями жизненного цикла.
Основная литература
4. Обоснованная теория
Обоснованная теория исходит из предположения, что любая теоретическая модель сначала должна быть основана на данных и анализе. Внедренная на практике в конце 1960-х годов, обоснованная теория применяет формальные исследовательские методологии к социальным наукам. Если научный метод обычно начинается с теоретической модели, которая может быть либо подкреплена, либо опровергнута последующим исследованием, обоснованная теория позволяет исследованию прийти к теории только после сбора, классификации и оценки данных.
Заявление на социальную работу
В контексте социальной работы обоснованная теория важна как способ понимания эмпирических отношений между общими системными реальностями и опытом сообществ, семей и отдельных лиц. Важным компонентом социальной работы является определение наилучшего способа распределения ресурсов и наиболее эффективного способа использования агентств и действий на благо групп или отдельных лиц. Обоснованная теория обеспечивает важную основу для установления четких связей между системными проблемами, такими как расовое неравенство, географическая изоляция и социально-экономическое неравенство, а также тем, как эти проблемы влияют на жизнь людей.Это позволяет осуществлять осознанное и целенаправленное вмешательство посредством широких и далеко идущих политических инициатив.
Основная литература
Хотите вывести свою карьеру в сфере социальной работы на новый уровень? Ознакомьтесь с 25 лучшими программами получения степени магистра социальной работы (MSW) онлайн.
5. Гуманистическая теория
Гуманистическая теория начинается с точки зрения, что все люди находятся в состоянии постоянного «становления», что каждый из нас всегда стремится к самоактуализации через упор на личные сильные стороны и большую внимательность.Гуманизм возник в психологии в начале 20 века как реакция на психодинамическую и бихевиоралистскую теории Зигмунда Фрейда и Б.Ф. Скиннера соответственно. Такие сторонники, как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, смещали акцент в лечении психического здоровья на более личные интересы, такие как индивидуальность, творчество и поиск смысла.
Заявление на социальную работу
Гуманизм в социальной работе утверждает, что люди могут извлечь выгоду из поддержки в их личном развитии способами, которые могут улучшить отношения, сообщества и индивидуальные цели.Эта теоретическая модель способствует исследованию личностной идентичности, поиску связи с другими через позитивные межличностные отношения и гибкости в навигации по себе, а также в поиске смысла в большом мире. Гуманистические подходы к социальной работе часто контрастируют с более техническими когнитивно-поведенческими подходами. Эти стратегии также могут стать альтернативой традиционным бюрократическим стратегиям работы с агентствами.
Основная литература
6.Психодинамическая теория
Психодинамическая перспектива обычно приписывается психоаналитическим идеям Зигмунда Фрейда и утверждает, что человеческие мысли и поведение находятся под влиянием комбинации сознательных и бессознательных психологических процессов. Фрейд считал, что многие из наших бессознательных процессов — особенно те, которые проявляются в виде дисфункции — могут быть связаны с детскими переживаниями и травмами. Психодинамическая теория также подчеркивает важность отношений и то, как они могут повлиять на наше чувство реальности, а также на наше чувство принадлежности.
Заявление на социальную работу
В контексте социальной работы психодинамическая теория фокусируется на внутренних процессах и эмоциях, которые заставляют людей вести себя уникальным образом. Каждый из нас реагирует на ситуации и кризисы в соответствии с этими внутренними процессами. Психодинамическая социальная работа ищет бессознательные коренные причины этих процессов и использует психоаналитические стратегии клинического лечения для решения уникальных проблем клиентов.
Основная литература
Конечно, в этой области есть нечто большее, чем просто Зигмунд Фрейд.Если вас интересуют люди и события, которые сформировали профессию социального работника, ознакомьтесь с этими 23 определяющими моментами, которые должен знать каждый социальный работник.
7. Теория психосоциального развития
Теория психосоциального развития исходит из того, что на наше развитие влияют как внутренние психологические факторы, так и внешние факторы окружающей среды. Считается, что эти факторы могут иметь огромное влияние на психическое здоровье и благополучие. В своей оригинальной теории психосоциального развития Эрик Эриксон выделил восемь стадий развития, которые здоровый человек должен пройти от младенчества до поздних стадий взрослого возраста.На каждом этапе Эриксон определял появление ключевых черт: 1) младенчество / надежда; 2) Детство / Воля; 3) Среднее детство / Цель; 4) Позднее детство / Компетентность; 5) Подростковый возраст / Верность; 6) Ранняя зрелость / любовь; 7) средний возраст / уход; и 8) Поздняя зрелость / Мудрость. Эриксон считал, что способность эффективно проходить эти стадии формируется как биологическими, так и социокультурными силами, и что переход между этими стадиями часто вызван социальным кризисом.
Заявление на социальную работу
Теория Эриксона утверждает, что индивидуумы проходят этапы своего развития в зависимости от того, как они адаптируются к социальному кризису на протяжении всей жизни.Эти социальные кризисы влияют на то, как люди реагируют на окружающий мир. Это дает социальным работникам набор подсказок, чтобы определить, насколько эффективно клиенты справляются с кризисами и следуют «графику созревания». Этапы развития Erikson представляют собой дорожную карту к здоровому развитию, которую социальные работники могут использовать для выявления индивидуальных проблем и предоставления необходимой поддержки и услуг для их решения.
Основная литература
8. Теория рационального выбора
Теория рационального выбора обеспечивает основу для понимания как человеческого поведения, так и поведения экономических систем.Эта теория предполагает, что социальное поведение является следствием поведения отдельных субъектов, делающих личный выбор. Предполагается, что индивидуальный выбор чаще всего определяется рациональными предпочтениями, и что рациональные люди будут использовать информацию, анализ вероятности и рентабельности для определения предпочтительного курса действий. Теория рационального выбора не ставит своей целью описать процесс определения предпочтительного образа действий, но предлагает стратегии для прогнозирования наиболее вероятных моделей выбора и результатов, основанных на том, что является наиболее рациональным.
Заявление на социальную работу
Теория рационального выбора дает социальным работникам основу для понимания мотивов индивидуального поведения, особенно в контексте личных отношений. Эта модель признает, что такие факторы, как личный интерес, справедливость и целеустремленность, могут влиять на принятие личных решений. Теория рационального выбора может применяться к тому, как мы ориентируемся в отношениях один на один, как мы переживаем семейную динамику и как мы участвуем в различных других формах социальной организации, которые занимают центральное место в нашей жизни.Социальные работники могут ссылаться на теорию рационального выбора, помогая клиентам оценить справедливость и ценность их личных отношений на основе рационального наблюдения за вознаграждениями и затратами, связанными с этими отношениями.
Основная литература
9. Социальная конструктивистская теория
Социальная конструкционистская теория развивается и отходит от обоснованной теории, согласно которой реальность наблюдаема только посредством систематического и методологического сбора данных.Напротив, эта теоретическая модель утверждает, что реальность строится как через объективные, так и через субъективные линзы. Теория утверждает, что знание не создается органически, а строится обществом в соответствии с общими значениями. Социальных конструкционистов больше всего волнует процесс, посредством которого эти общие значения формируются, поддерживаются и изменяются.
Заявление на социальную работу
Для социальных работников теория социального конструкционизма представляет собой полезную основу для понимания того, каким образом на индивидуальное когнитивное развитие влияет окружающий культурный контекст.По сути, социальный конструкционизм дает социальным работникам инструменты для принятия инклюзивности и мультикультурализма, признавая способы, которыми общие значения и сконструированные знания формируют людей, сообщества и группы. Это путь к обеспечению поддержки и вмешательства, которые гармонируют с культурными потребностями и перспективами затронутых клиентов и сообществ.
Основная литература
10. Теория социального обучения
В конце 1970-х Альберт Бандура постулировал, что мы учимся и приобретаем новое поведение, наблюдая за другими.Согласно теории социального обучения Бандуры, мы учимся в социальном контексте, и, следовательно, действия других могут иметь глубокое влияние на то, что мы считаем приемлемым поведением. Это влияние дополнительно усиливается наблюдениями за наказанием и вознаграждением в связи с определенным поведением. Теория Бандуры расширила традиционные бихевиористские модели, признав, что существуют различные внутренние когнитивные процессы, когда мы перенимаем и имитируем наблюдаемое поведение, особенно на этапах формирования нашего развития.
Заявление на социальную работу
Для социальных работников теория социального обучения — ценная призма, через которую можно понять взаимосвязь между когнитивной функцией и определенным поведением клиентов. Определив, где было усвоено дисфункциональное поведение, можно разработать целевое вмешательство. В частности, теория социального обучения дает социальным работникам основу, с помощью которой можно противостоять негативным ассоциациям, полученным в результате обучения, особенно между дисфункциональным поведением и предполагаемым вознаграждением.Это может дать информацию о стратегиях лечения, таких как позитивное моделирование и косвенное подкрепление.
Основная литература
Хотите знать, как можно превратить образование в области социальной работы в карьеру социального работника? Щелкните здесь, чтобы узнать, что вы можете сделать со степенью социальной работы.
11. Теория систем
Теория систем касается взаимозависимости различных систем, как естественных, так и созданных человеком. Теория систем использует междисциплинарный подход к пониманию того, как событие в одной точке системы может иметь прямые и колеблющиеся эффекты на другие части системы.Прослеживая свои корни к общей теории систем Карла Людвига фон Берталанфи, теория систем подчеркивает роль систем в социальных науках.
Заявление на социальную работу
Как междисциплинарная область, социальная работа особенно использует теорию систем, признавая, что люди являются частью их среды, и что каждый из нас сформирован множеством взаимозависимых и неразрывно связанных систем. Например, на каждого из нас может влиять набор связанных систем, которые включают семью, школу, религиозную структуру и сообщество.Эти системы, в свою очередь, тесно связаны с более широкими системами, такими как экономика, общество и география. Признание взаимосвязанности этих систем может помочь социальным работникам выявить системные сбои — произошли ли они в семье, сообществе, школе или иным образом — и нацелить вмешательство для их устранения.
Основная литература
12. Трансперсональная теория
Трансперсональная теория объединяет область психологии с духовными и трансцендентными аспектами человеческого опыта, подчеркивая цель достижения уровня сознания, выходящего за рамки личной идентичности и самости.Возникнув в 1960-х годах и получив все большую известность в 1990-х, трансперсональная теория опирается на темы понимания, человеческого потенциала и достижения трансцендентного состояния сознания. Одна из основных целей этой теоретической модели — способствовать индивидуальному развитию, выходящему за рамки «я», путем содействия единству духовности и теоретических основ современной психологии.
Заявление на социальную работу
Трансперсональная теория подчеркивает сознание вне границ личной идентичности, уделяя особое внимание духовным аспектам человеческого опыта.В контексте социальной работы трансперсональная теория подчеркивает роль, которую эти духовные измерения играют в нашем благополучии. Трансперсональная теория утверждает, что каждый человек обладает способностью исцелять себя и достигать личностного роста, используя внутреннюю мудрость. Цель трансперсональной социальной работы — научить клиентов использовать эти способности. Практикующие помогают людям подвергнуть сомнению свои основные убеждения, отстраниться от своего эго и, в конечном итоге, устранить сами собой наложенные препятствия на пути к счастью.
Основная литература
Не знаете, с чего начать получение степени по социальной работе? Ознакомьтесь с этими степенями социальной работы и 25 известными онлайн-программами.
Общие модели практики социальной работы
Теперь, когда вы знаете немного больше о теориях, лежащих в основе профессии социальной работы, ниже мы кратко рассмотрим, как эти теории претворяются в жизнь. Приведенные ниже модели практики социальной работы являются одними из наиболее широко принятых и проверенных методов в этой области.Поскольку клиенты имеют разное происхождение, опыт и потребности, эти методы могут отличаться. Приведенные ниже модели дают социальным работникам и их клиентам несколько различных подходов к вмешательству, лечению и терапии. Как социальный работник, вы должны выбрать подход, который находит отклик у вас, независимо от того, опираетесь ли вы на одну из этих моделей или строите подход, опираясь на несколько разных моделей.
1. Когнитивно-поведенческая терапия
Когнитивно-поведенческая терапия предлагает социальным работникам основу для помощи людям в решении проблем в их собственном поведении, которые могут влиять на личные, социальные и профессиональные результаты.Когнитивно-поведенческая терапия предлагает проверенную стратегию лечения для людей с психическими заболеваниями, проблемами психического здоровья или тех, кто переживает травмы или кризис. Эта модель лечения включает как когнитивные, так и поведенческие аспекты в стратегии, которые помогают клиентам ориентироваться в ситуациях, изменяя негативные мыслительные процессы и дисфункциональное поведение.
Основная литература
2. Модель кризисного вмешательства
Модель кризисного вмешательства предлагает социальным работникам основу для помощи клиентам в преодолении кризиса.Это модель, которая обычно используется для поддержки клиентов, испытывающих мысли или чувства самоубийства. Модель кризисного вмешательства обычно реализуется в семь этапов: тщательная оценка опасности; установление отношений; выявление проблем; поощрение экспорта чувств; изучение альтернативных стратегий выживания; восстановление функционирования через план действий; планирование последующих стратегий. Эти этапы предоставляют социальным работникам, а также другим аварийным работникам и лицам, оказывающим первую помощь, системную основу для преодоления острых кризисов.
Основная литература
3. Нарративная терапия
Нарративная терапия — это междисциплинарная модель лечения, призванная помочь нам переосмыслить проблемные нарративы, которые мы себе рассказываем, используя процесс, называемый экстернализацией. В контексте социальной работы это влечет за собой работу с клиентами над преобразованием внутренних проблем в внешние сущности. Это способствует отделению человека от проблемы и позволяет клиенту избежать стереотипов негативного мышления.Этот подход использует языковые стратегии и метафоры, чтобы помочь клиентам решить свои проблемы и, следовательно, подумать о том, чтобы подойти к ним с большей ясностью и контролем.
Основная литература
4. Терапия, ориентированная на решение
Процесс сотрудничества между социальным работником и клиентом, терапия, ориентированная на решение, подчеркивает сильные стороны каждого клиента и помогает клиенту найти способы использовать эти сильные стороны для решения проблем. Терапия, ориентированная на решение, использует системный взгляд на проблемные ситуации, выявляя контекстуальные факторы, которые могут влиять на индивидуальное поведение.Это смещает акцент с дисфункции на управляемые краткосрочные механизмы преодоления трудностей. В ходе беседы с социальным работником или консультантом клиент должен быть в состоянии добиться изменений в восприятии, которые могут повлиять на скромные изменения в поведении и улучшить то, как клиент управляет отношениями и проблемами.
Основная литература
5. Практика, ориентированная на задачу
Также известная как «краткая терапия», практика, ориентированная на задачу, представляет собой практическую стратегию лечения, которая признает различные временные императивы, связанные с социальной работой.Клиентам часто требуются стратегии, которые могут помочь им незамедлительно добиться прогресса в решении проблем. Точно так же агентства социальной работы часто должны соответствовать различным ограничениям в доступности времени, ресурсов и персонала. Практика, ориентированная на задачи, рассматривает клиента как партнера в процессе лечения, наделенного инструментами для самостоятельного управления проблемой или кризисом. С точки зрения агентства, практика, ориентированная на задачу, обычно начинается с диагностики острых проблем, предоставления краткосрочных стратегий для решения этих проблем и построения плана долгосрочного лечения.
Основная литература
Есть ли у вас сострадание, чтобы применить эти практические модели на практике? Ознакомьтесь с 10 лучшими вакансиями в сфере социальной работы.
Если вы только начинаете учиться в колледже или хотите вывести свою карьеру в сфере социальной работы на новый уровень, получив степень магистра, у вас всегда под рукой есть множество авторитетных онлайн-степеней социальной работы. Ознакомьтесь с вашими вариантами ниже:
Больше из лучших школ
.5 теорий социальной работы, которые используются в практике
Изучение теорий психологических практик может быть ценным инструментом для любого социального работника. Понимание того, почему люди действуют именно так, может стать шагом к тому, чтобы помочь им избавиться от вредных привычек и продемонстрировать поведение, которое помогает им добиться успеха в жизни.
Популярные теории социальной работы
Социальные работники должны ознакомиться с пятью различными психологическими теориями, которые играют важную роль в практике социальной работы.
Психосоциальная теория
Психосоциальная теория, изложенная Эриком Эриксоном в 1959 году, опирается на более ранние работы Зигмунда Фрейда и находится под их влиянием. Однако психосоциальная теория фокусируется на том, как люди формируются и реагируют на свое социальное окружение.
Согласно теории Эриксона, самоощущение людей растет и развивается по мере того, как они сталкиваются с рядом социальных кризисов на протяжении своей жизни, каждый из которых заставляет человека реагировать и адаптироваться.Эти социальные кризисы включают доверие против недоверия, которое возникает в младенчестве и определяет, как человек доверяет; трудолюбие против неполноценности, которое определяет такие качества, как трудовая этика, компетентность и самооценка; и близость против изоляции, которая обеспечивает основу для любви.
Каждый из социальных кризисов Эриксона сообщает о том, как люди видят себя, как они реагируют на мир и людей вокруг них и какие навыки они развивают в жизни. Взятые вместе, эти кризисы образуют «график созревания», который социальные работники могут использовать, чтобы информировать о том, как они относятся к клиентам, какие услуги они предоставляют и чем конкретный клиент отличается от ожидаемого.
Психодинамическая теория
Психодинамическая теория, начатая Фрейдом и продолженная работами Эриксона и других, пытается понять причины, по которым люди ведут себя так, как они себя ведут. В отличие от поведенческой психологии, которая использует научные методы для определения причинно-следственных связей между поведением людей и окружающей их средой, психодинамическая теория фокусируется на внутреннем мире человека, который делится на ид, эго и суперэго.
В психодинамической теории Ид включает в себя первичное стремление искать удовольствия и избегать боли; Суперэго состоит из общественных ожиданий, социальных нравов и совести; а эго пытается найти реалистичные способы поиска удовольствия и избегания боли, уравновешивая их.Бессознательный разум (ид и суперэго) находится в постоянном конфликте с сознательным разумом (эго), и это создает тревогу и заставляет человека применять защитные механизмы, чтобы лучше справляться со стрессом внутреннего конфликта.
Социальным работникам важно помнить, что этот конфликт действительно существует и что никто не проявляет поведения без причины. Обнаружение этой причины может помочь социальному работнику лучше оценить потребности ситуаций и клиентов, предоставив им необходимые услуги.
Получите степень в области социальной работы онлайн!
Получите навыки, необходимые для обслуживания уязвимых групп населения, со степенью бакалавра социальной работы (BSW) Университета Кэмпбеллсвилля. Перенесите до 80 кредитных часов и получите диплом в удобном онлайн-формате.
Узнать большеТрансперсональная теория
Хотя трансперсональная теория и ее упор на исцеление и устремление не до конца признана как научная область исследования, она может оказаться полезной в арсенале социальных работников.Как сообщает GoodTherapy, трансперсональная теория, изобретенная Карлом Юнгом, «использует положительные влияния, а не больную человеческую психику и наши защиты, в качестве модели для реализации человеческого потенциала». То есть теория использует святых, художников, героев и других подобных фигур — людей, обладающих сильной эгоистической идентичностью, которой другие могут стремиться подражать — в качестве вдохновляющих примеров.
Трансперсональная теория — это исследование человеческого развития, и ее цель — помочь людям развить более сильную эгоистическую идентичность по мере того, как они становятся старше, становясь более похожими на святых и героев, которыми они стремятся быть.Эта теория является не только психологической, но и духовной, и, хотя ей не хватает доверия со стороны других областей психологии, она может быть полезным способом помочь клиенту преодолеть невзгоды и развить хорошие привычки.
Теория социального обучения (Social Cognitive Theory)
В теории социального обучения Альберт Бандура опирается на поведенческие теории Б.Ф. Скиннера. Поведенческая психология фокусируется на влиянии окружающей среды и подкрепления на поведение, но Бандура добавляет два важных различия: между стимулом и реакцией происходят опосредующие процессы, и что люди могут изучать поведение посредством наблюдения.
Теория социального обучения выдвигает идею о том, что люди часто моделируют поведение, которое они наблюдают в своей среде, особенно когда они наблюдают это поведение у тех, кто похож на них самих, и когда это поведение подкрепляется у других. Например, мальчик, наблюдающий за поведением своего отца, которое поощряется обществом — зарабатывая на жизнь, проявляя мало эмоций, исправляя вещи своими руками, — скорее всего, будет подражать этому поведению. Если такое поведение затем будет вознаграждено, оно станет подкрепленным, и человек с большей вероятностью будет их повторять.
Это, конечно, может случиться и с проблемным поведением. Человек, который наблюдает, как модель плохо обращается с другими и получает за это вознаграждение, может пойти по тому же пути. Социальные работники могут использовать теорию социального обучения, чтобы различить человека, которого клиент может использовать в качестве модели поведения, и использовать эту информацию, чтобы помочь исправить деструктивное поведение.
Теория систем
Теория систем утверждает, что на поведение влияют различные факторы, которые работают вместе как система.Родители человека, друзья, школа, экономический класс, домашняя среда и другие факторы — все это влияет на то, как человек думает и действует. Попытки исправить недостающие или неэффективные части этой системы могут положительно повлиять на поведение. Верно и обратное.
В одном тематическом исследовании клиент проявлял рискованное поведение, например, злоупотребление наркотиками и незащищенный секс. Изучив ее окружение, выяснилось, что она не контактировала со своим отцом в течение пяти лет, и некоторые из ее единственных воспоминаний о нем были о злоупотреблении наркотиками и спорах с матерью.Это побудило клиента заниматься самолечением с помощью наркотиков, когда дела шли плохо, а также послужило плохой социальной моделью для отношений и слабой эмоциональной поддержкой.
В теории систем социальный работник должен наблюдать и анализировать все системы, которые способствуют поведению и благополучию человека, и работать над укреплением этих систем. Это может принимать форму предоставления положительных примеров для подражания, терапии или других услуг, помогающих создать более поддерживающую систему для человека.
Как стать социальным работником
Campbellsville University предлагает онлайн-программы по социальной работе, которые обучают студентов навыкам, необходимым им для успешной работы в качестве социальных работников.Курсовая работа для бакалавров социальной работы и магистров социальной работы включает психологические теории, знания о правах человека и разнообразии, методы исследования, развитие сообщества, написание грантов и полевые работы. Учитесь в динамичной и увлекательной онлайн-среде, которая позволяет вам продвигаться по карьерной лестнице в соответствии с вашим графиком.
.Теорий образования
Исторически американское образование служило как политическим, так и экономическим потребностям, которые определяли функцию образования. Сегодня социологи и педагоги обсуждают функцию образования. Их взгляды представляют три основные теории: теория функционализма, теория конфликта и теория символического интеракционизма.Теория функционализма
Функционалистская теория фокусируется на том, как универсальное образование служит потребностям общества.Функционалисты сначала видят образование в его явной роли: передача базовых знаний и навыков следующему поколению. Дюркгейм (основатель теории функционализма) определил скрытую роль образования как одного из способов вовлечения людей в мейнстрим общества. Это «нравственное воспитание», как он его называл, помогло сформировать более сплоченную социальную структуру, объединив людей из разных слоев общества, что перекликается с исторической озабоченностью «американизации» иммигрантов.Функционалисты указывают на другие скрытые роли образования, такие как передача основных ценностей и социальный контроль.Основные ценности в американском образовании отражают те характеристики, которые поддерживают политические и экономические системы, которые изначально поддерживали образование. Таким образом, дети в Америке получают вознаграждение за выполнение расписания, указания, соблюдение сроков и подчинение властям.
Самая важная ценность, пронизывающая американскую классную комнату, — это индивидуализм — идеология, которая отстаивает права свободы , или независимые действия человека. Американские студенты рано усваивают, в отличие от своих японских или китайских коллег, что общество ищет и уважает лучших людей, независимо от того, набирает ли этот человек лучший результат на тесте или набирает больше очков на баскетбольной площадке.Даже совместная деятельность ориентирована на лидера, а командные виды спорта выделяют одного самого ценного игрока года. Тщательно составленная учебная программа помогает учащимся развивать свою идентичность и повышать самооценку . И наоборот, японские студенты в культуре, которая ценит сообщество вместо индивидуальности, учатся стыдиться, если кто-то выделяет их, и учатся социальному уважению — как принести честь группе, а не себе.
Поступая в школу в капиталистической стране, американские студенты также быстро осознают важность соревнований как через соревновательные обучающие игры в классе, так и через занятия и занятия спортом вне класса.Какой-то приз или награда обычно мотивирует их играть, поэтому студенты рано учатся связывать победу с обладанием. Точно так же школы открыто учат патриотизму, хранителю политической структуры. Студенты должны выучить Клятву верности и истории о героях и подвигах страны. Необходимость прививать патриотические ценности настолько велика, что мифология часто берет верх, и учителя повторяют истории о честности Джорджа Вашингтона или добродетели Авраама Линкольна, даже если сами истории (например, Вашингтон признается в том, что срубил вишневое дерево) могут быть неправдой.
Еще одно преимущество, которое функционалисты видят в образовании, — это сортировка — разделение учащихся на основе их заслуг. Потребности общества требуют, чтобы наиболее способные люди были задействованы в самых важных занятиях. Школы рано выявляют наиболее способных учеников. Те, кто набрал наибольшее количество баллов в аудиторных и стандартных тестах, поступают на ускоренные программы и курсы подготовки к колледжу. Социологи Талкотт Парсонс, Кингсли Дэвис и Уилберт Мур назвали это социальным размещением .Они видели в этом процессе полезную функцию в обществе.
После того, как сортировка произведена, следующая функция обучения, создание сетей (установление межличностных связей), неизбежна. Люди из средней школы и колледжа общаются с учениками схожих классов и специальностей. Это общение может стать профессиональным или остаться личным. Важнейшая роль образования в этом отношении — сватовство. Социологов в первую очередь интересует, как сортировка и создание сетей сближают пары с одинаковым происхождением, интересами, образованием и потенциальным доходом.Люди придают настолько большое значение этой функции образования, что некоторые родители ограничивают возможности своих детей поступить в колледж, чтобы убедиться, что они посещают школу, где они могут встретить «подходящего» человека для вступления в брак.
Функционалисты указывают на ироническую двойственную роль образования как в сохранении, так и в изменении культуры. Исследования показывают, что по мере того, как студенты учатся в колледже и за его пределами, они обычно становятся все более либеральными, поскольку сталкиваются с различными точками зрения. Таким образом, более образованные люди обычно более либеральны, а менее образованные люди склонны к консерватизму.Более того, большой упор на исследования в большинстве высших учебных заведений ставит их на передний край изменений в знаниях, а во многих случаях и в изменении ценностей. Таким образом, хотя основная роль образования заключается в сохранении и передаче знаний и навыков, образование также призвано их преобразовывать.
Последняя и неоднозначная функция образования во второй половине двадцатого века — это замена семьи . Многие вопросы карьерного роста, дисциплины и сексуальности человека, которые когда-то были прерогативой семьи, теперь входят в школьную программу.Родители, которые отвергают эту функцию образования, часто предпочитают обучать своих детей на дому или отдавать их в частные школы, которые поддерживают их ценности.
Теория конфликта
Теория конфликта видит цель образования в поддержании социального неравенства и сохранении власти тех, кто доминирует в обществе. Теоретики конфликта исследуют те же функции образования, что и функционалисты. Функционалисты считают образование полезным вкладом в упорядоченное общество; однако теоретики конфликта считают, что образовательная система увековечивает статус-кво, притупляя низшие классы в послушных рабочих.И функционалисты, и теоретики конфликта согласны с тем, что образовательная система практикует сортировку, но они не согласны с тем, как она осуществляет эту сортировку. Функционалисты утверждают, что школы сортируются по заслугам; Сторонники теории конфликтов утверждают, что школы разделяются по классовой и этнической принадлежности. Согласно теоретикам конфликта, школы обучают представителей рабочего класса принимать свое положение члена низшего класса общества. Теоретики конфликта называют эту роль образования «скрытой учебной программой».”
Теоретики конфликта указывают на несколько ключевых факторов в отстаивании своей позиции. Во-первых, большинство школ финансируются налогами на имущество; следовательно, у школ в богатых районах больше денег. Такие участки преимущественно белые. Они могут позволить себе платить более высокую зарплату, привлекать лучших учителей и покупать новые тексты и больше технологий. Учащиеся, которые посещают эти школы, получают значительные преимущества при поступлении в лучшие колледжи и переходе к более высокооплачиваемым профессиям. Учащиеся из менее обеспеченных районов, которые не пользуются этими преимуществами, с меньшей вероятностью поступят в колледж и с большей вероятностью будут отслежены для получения профессионального или технического образования.Они также представляют гораздо большее количество студентов из числа меньшинств.
Теоретики конфликта утверждают, что не только экономика благоприятствует зажиточным белым, но и школьное тестирование — в частности, тест IQ , который школы могут использовать для сортировки учащихся. Они утверждают, что тесты, претендующие на проверку интеллекта, на самом деле проверяют культурные знания и, следовательно, демонстрируют культурную предвзятость. Например, можно задать вопрос: «Какой из этих предметов принадлежит оркестру? A. аккордеон B. гитара C.скрипка Д. банджо ». Этот вопрос предполагает наличие значительных культурных знаний, в том числе о том, что такое оркестр, чем он отличается от оркестра и какие инструменты составляют оркестр. Сам вопрос предполагает знакомство с определенным видом музыки, который предпочитают белые высшие классы. Эксперты по тестированию утверждают, что они избавили современные экзамены от таких предвзятых вопросов, связанных с культурой, но теоретики конфликта отвечают, что культурный нейтралитет невозможен. Все тесты содержат базу знаний, и эта база знаний всегда учитывает культурные особенности.
Теоретики конфликта рассматривают образование не как социальную выгоду или возможность, а как мощное средство поддержания структур власти и создания послушной рабочей силы для капитализма.
Теория символического интеракционизма
Символические интеракционисты ограничивают свой анализ образования тем, что они непосредственно наблюдают в классе. Они сосредоточены на том, как ожидания учителя влияют на успеваемость, восприятие и отношение учеников.Роберт Розенталь и Ленор Якобсон провела знаменательное исследование этого подхода в 1968 году.Сначала они обследовали группу студентов с помощью стандартных тестов IQ. Затем исследователи определили ряд студентов, у которых, по их словам, в следующем году, вероятно, резко вырастут способности. Они проинформировали учителей о результатах и попросили их посмотреть, действительно ли произошло это увеличение. Когда исследователи повторили тесты IQ в конце года, студенты, идентифицированные исследователями, действительно показали более высокие показатели IQ. Значение этого исследования заключается в том, что исследователи случайным образом выбрали ряд средних студентов.Исследователи обнаружили, что когда учителя ожидали определенной производительности или роста, это происходило. Это явление, когда ложное предположение действительно возникает из-за того, что кто-то его предсказал, называется самоисполняющимся пророчеством . Например, фондовый рынок может быть стабильным с ростом стоимости. Однако, если инвесторы опасаются, что рынок рухнет, они могут внезапно продать свои акции, что приведет к краху рынка. Обвал произошел просто потому, что инвесторы опасались, что это произойдет.
Рэй Рист провел исследование, подобное исследованию Розенталя-Якобсона в 1970 году. В классе детского сада, где и ученики, и учитель были афроамериканцами, учитель распределял учеников по таблицам в зависимости от способностей; «лучшие» ученики сели за столик ближе к ней, «средние» ученики сидели за соседним столом, а «самые слабые» ученики сидели за самым дальним столом. Рист обнаружил, что учитель распределял учеников по столу, основываясь на восприятии учителем уровней навыков учеников на восьмой день занятий, без какой-либо формы тестирования для проверки размещения.Рист также обнаружил, что ученики, которых учитель воспринимал как «лучших» учеников, происходили из более высоких социальных классов, в то время как «слабые» ученики были из более низких социальных классов.
Наблюдая за учениками в течение года, Рист обнаружил, что ученики, расположенные ближе к учителю, получали больше всего внимания и лучше учились. Чем дальше от учителя сидел ученик, тем слабее он выполнял. Рист продолжил исследование в течение следующих нескольких лет и обнаружил, что ярлыки, присвоенные ученикам на восьмой день детского сада, следовали за ними на протяжении всего обучения.
Хотя социологи-символисты-интеракционисты могут документировать этот процесс, им еще предстоит определить точный процесс того, как учителя формируют свои ожидания или как ученики могут передавать учителям тонкие сообщения об интеллекте, навыках и так далее.
.
Leave A Comment