№ | Ответы |
1 | постиндустриальное |
2 | 3 |
3 | 36 |
4 | 124 |
5 | 32112 |
6 | 123 |
19 | 31112 |
20 | 931487 |
21 | Автор даёт следующее определение технического прогресса: это появление новых, более эффективных видов производства и исключение неэффективных видов. По мнению автора, отношение к прогрессу в обществе должно быть следующим: необходимо оценивать влияние новых технологий на экологическую ситуацию, обеспечивать её стабильность. |
22 | Автор указал в тексте следующие причины появления экологических проблем: 1.на первом месте всегда стояла материальная выгода 2. люди не заботились о том, чтобы защищать природу от отрицательного воздействия производства 3.неэффективное использование природных богатств.
Можно добавить ещё одну причину — недостаточное развитое законодательство в странах, в которых было мало или вообще не было законов об охране природы, об ответственности за нанесённый ей урон. |
23 | Автор назвал три направления деятельности человека по охране природы: 1.создание системы правоохранительных мер по защите природы (в РФ на сегодняшний день есть статьи Конституции об охране природы, ст. 42 и 58, Лесной кодекс, Водный кодекс, призванные сохранить природу; издаются указы и постановления об охране конкретных территорий, создании заповедников, защите животных, например, амурского тигра). 2.научно обосновать критерии эстетического состояния природы и положить их в основу законодательных мер (создание Римского клуба в 1968 году , в который вошло более ста учёных со всего мира, служит тому, чтобы научно обосновать наличие экологической проблемы, совместными усилиями планировать охрану природы). 3.экологическое воспитание в обществе (например, проведение в школах классных часов о защите природы, акций по посадке деревьев, введение курса «Экология» в старших классах). |
24 | Экологическая проблема является одной из основных проблем современности потому, что природа — это среда , в которой живёт человечество, а угроза этой среде- угроза людям, их здоровью, производству, существованию человечества вообще. Общество — это часть природы, необходимо жить с ней в гармонии, чтобы не навредить себе и последующим поколениям, чтобы вообще выжить на нашей прекрасной планете. |
25 | Реформа — это изменения, проводимые в обществе сверху, то есть правительством . 1.По сферам общества реформы бывают: экономические , политические, социальные и духовные, то есть в области культуры. 2.Реформы могут по-разному влиять на ход исторического развития, так как бывают регрессивные и прогрессивные. |
26 | Особенности глобальных проблем: 1.имеют глобальный характер, то есть влияют на развитие всего человечества, на его жизнь (например, загрязнение вод мирового океана грозит экологической катастрофой каждой стране на Земле). 2. Решать их можно только сообща, так как они выходят за рамки проблем одной страны (например, охрана здоровья людей в период эпидемий, совместная борьба против той иди иной болезни: птичий грипп, лихорадка эбола др.) 3.острота проявления проблем, то есть необходимость в самое ближайшее время принимать решения всем мировым сообществом (например, борьба с терроризмом, с ИГИЛом, угрожающем всему миру). |
27 | Автор высказывания Билл Гейтс писал о такой особенности прогресса, как его противоречивость. Обсуждать в обществе особенности технического прогресса, его противоречивость важно потому, что общество должно контролировать инновационные изобретения, следить за тем, чтобы они не приносили вреда обществу, природе, нужно контролировать деятельность учёных, их изобретения, чтобы минимизировать их отрицательные последствия. Критерии технического прогресса: 1. уровень развития техники, наличие новейших инновационных технологий в производстве. 2.повышение производительности труда за счёт применения новейшей техники и новых технологий. 3.степень свободы человека в результате замены ручного труда машинным |
28 | План по теме: « Взаимодействие природы и общества» 1.Природа и общество — две составляющие материального мира, взаимовлияющие друг на друга. 2.Позитивное влияние природы на развитие общества: а )среда для жизни человека б )источник средств жизни для человек в) источник средств производства г) природа стимулирует развитие общества. 3. Негативное влияние природы на развитие общества (катаклизмы природы) 4. Позитивное влияние общество на природу: а) сохранение природы, её животного и растительного мира б) создание энергосберегающих технологий, очистных сооружений, снижение до минимума отрицательного последствия развития производства на природу. в) обеспечение экологической безопасности. 5.Негативное влияние общества на природу: а) загрязнении природы, всех её четырёх сфер: земли, воздуха, космоса, воды. б) истощение недр в )истребление животного мира, уничтожение растительности 6. Охрана природы — важнейшая задача как на мировом уровне, так и в политике РФ. |
29 | Написанию эссе по обществознанию посвящён мой специальный сайт: esse—ege.ru |
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ОБЩЕСТВО»
1. Из каких позиций складывается содержательная линия «Общество»?
2. Известно, что понятие «общество» имеет несколько значений. Какое из них нужно знать, чтобы успешно выполнить экзаменационную работу?
3. В чем состоит смысл теоретического положения о том, что общество – это обособившаяся от природы часть материального мира?
4. На какие особенности общества как системы следует обратить особое внимание при подготовке к экзамену?
5. Какие особенности традиционного, индустриального и постиндустриального (информационного) общества нужно учитывать при выполнении экзаменационной работы?
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ЧЕЛОВЕК»
1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Человек»?
2. Какие особенности человека имеют биологическую природу, а какие – социальную?
3. Чем различаются понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность»?
4. Чем трудовая деятельность человека отличается от «труда» животных?
5. Можно ли утверждать, что человек наследует способности к той или иной деятельности?
6. Являются ли синонимами слова «социализация» и «воспитание»?
7. Какую деятельность можно считать творческой?
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ПОЗНАНИЕ»
1. Что нужно знать по содержательной линии «Познание»?
2. Какие вопросы этой линии являются наиболее сложными?
3. Что сближает познание с другими видами деятельности и что отличает его от них?
4. Можно ли считать чувственное познание синонимом эмоционального отношения человека к действительности?
5. Может ли истина быть субъективной?
6. Почему мы доверяем науке?
7. Надежны ли выводы и обобщения, сделанные на основе повседневного опыта?
8. Какие науки изучают общество?
9. Можно ли считать выводы общественных наук объективной истиной?
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Экономическая сфера»?
2. В чем заключается главная проблема экономики?
3. От чего зависит тип экономической системы?
4. Какие причины могут вызвать изменение спроса на товар?
5. Какие причины могут вызвать изменение предложения товара?
6. Какую роль играет равновесная цена в рыночной экономике?
7. Как изменяется рынок товара в случае нарушения рыночного равновесия?
8. В чем преимущество конкуренции?
9. Какая форма организации бизнеса выгоднее для предпринимателя?
10. Как связаны между собой показатели: выручка, издержки, прибыль?
11. Зависит ли структура расходов граждан от уровня их доходов?
12. Кто считается безработным?
13. Каковы причины безработицы?
14. Как измеряется уровень благосостояния граждан страны?
15. Всегда ли рост ВВП свидетельствует об экономическом росте в стране?
16. Что происходит в экономике страны в отдельных фазах экономического цикла?
17. Какие функции выполняют деньги?
18. Каковы социально-экономические последствия инфляции?
19. Каковы цели монетарной политики?
20. Какие инструменты применяет государство для проведения бюджетно-налоговой политики?
21. Какая система налогообложения может снизить неравенство доходов населения?
22. Каковы причины и последствия глобализации?
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Социальная сфера»?
2. Какие вопросы этой линии являются наиболее сложными?
3. Социальные группы: по каким критериям их выделяют?
4. Можно ли считать понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство» синонимами?
5. Что мы знаем о социальных ролях?
6. Можно ли изменить свое положение в обществе?
7. По каким правилам мы живем?
8. Какие бывают социальные санкции?
9. Отклонения в поведении: только негативные?
10. Семья – социальная группа или социальный институт?
11. Почему молодежь считают социальной группой?
12. Что характерно для межнациональных отношений в современном мире?
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
1. Какой круг знаний охватывают задания по вопросам, касающимся духовно-нравственной сферы?
2. Как различить широкое и узкое значения понятия «культура»?
3. Как развивается культура?
4. Чем обычай отличается от традиции?
5. Являются ли слова «обряд», «церемония» и «ритуал» синонимами?
6. Что такое субкультура и контркультура?
7. В чем специфика СМИ?
8. Общество и СМИ – каков механизм взаимодействия?
9. Зачем обществу наука?
10. Что собой представляет система образования в Российской Федерации?
11. В чем отличие морали от других социальных норм?
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ПРАВО»
1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Право»? Какие вопросы этой линии являются наиболее сложными?
2. Почему право занимает особое место в системе социальных норм?
3. Из каких элементов состоит система права?
4. Какие отношения регулируют основные отрасли российского права?
5. Какие источники (формы) права существуют?
6. Почему конституцию принято называть законом высшей юридической силы?
7. В чем сходство проступка и преступления и каковы различия между ними?
8. Что такое юридическая ответственность? В каких случаях она наступает?
9. Каковы основы конституционного строя Российской Федерации?
10. В чем проявляется социальный и светский характер государства?
11. Как в Российском государстве осуществляется принцип разделения властей?
12. Каковы полномочия Президента РФ?
13. Кто охраняет право?
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
1. Какой круг знаний охватывают задания по вопросам политической сферы?
2. Что такое власть? Каковы ее виды?
3. Каковы структура и функции политической системы?
4. Чем государство отличается от других политических институтов?
5. Что отличает форму правления от формы государственного устройства?
6. Как различить унитарное государство, федерацию и конфедерацию?
7. Какие типы избирательных систем существуют?
8. Каковы функции политических партий? Какие типы партий различают?
9. Что такое политическая идеология?
III. СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
1. Как различаются задания по характеру ответа?
2. Каковы основные типы заданий в зависимости от предполагаемого вида познавательной деятельности?
3. Как различаются задания по уровню сложности?
4. Как выполнять задания на сравнение?
5. В чем специфика заданий на классификацию?
6. Как справиться с заданиями на распределение позиций по группам и на установление соответствия?
7. Как правильно выбрать признак указанного понятия?
8. Как по признаку установить понятие?
9. Соотносим понятия и определения: как не допустить ошибки?
10. Сколько смыслов у одного понятия?
11. Почему задания на конкретизацию отнесены к заданиям высокого уровня сложности?
12. Две разновидности заданий-задач: что общего? Каковы различия?
13. Какие умения необходимы для того, чтобы правильно решать задачи?
14. Каков алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом?
15. Задача с открытым ответом: как выбрать нужные аргументы?
16. Как подойти к решению задач с выбором ответа?
17. В каком случае за задание-задачу с открытым ответом можно получить высший балл?
18. Зачем в контрольные измерительные материалы ЕГЭ включена работа с текстами документов?
19. Как подготовиться к проверке умения работать с текстом документа?
20. В чем заключаются интерпретация и анализ текста?
21. Какие документы используются в заданиях с текстовым фрагментом?
22. Как может происходить процесс работы с документом?
23. Что проверяют задания, включающие оригинальные тексты?
24. Каков характер заданий к тексту?
25. По каким критериям оценивается выполнение заданий по работе с текстом?
26. Можно ли экзаменуемому выражать несогласие с точкой зрения автора?
27. Что такое эссе? Каковы его особенности?
28. Какие типы эссе выделяют ученые?
29. Что отличает эссе по обществознанию от эссе по литературе или по истории?
30. Как оцениваются экзаменационные эссе по обществознанию? Какие критерии используются?
31. Как выбрать тему эссе на экзамене?
32. Можно ли пользоваться черновиком?
33. Какие требования предъявляются к структуре эссе?
34. Нельзя ли на примере показать, как проверяются экзаменационные эссе?
35. Что еще почитать для того, чтобы качественно написать эссе по обществознанию?
Читайте также:
lektsia.info
Содержательная линия Общество
Содержательная линия ОбществоСодержательная линия Общество
Задание 1. Общество — это
1) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
2) способы взаимодействия и формы объединения людей
З) часть природы
4) материальный мир в целом
Задание 2.Выделяя основные элементы общества, ах взаимодействие, ученые характеризуют общество как
1) систему
2) часть природы
З) материальный мир
4) цивилизацию
Задание 3.Обществом в широком смысле называют
1) исторический этап в развитии человечества
2) группу людей, объединившихся для взаимопомощи и поддержки
3) все формы объединения людей в процессе производственной деятельности
4) все способы взаимодействия людей и’ формы их объединения
Задание 4.В современном обществе основное место занимают «средние слои». Именно они проявляют наибольшую активность в создании партий и движений, отстаивают идеи контроля общества за деятельностью властей.. Данный пример иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни
1) социальной и политической
2) духовной и политической
3) духовной и экономической
4) социальной и духовной
Задание 5.Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам традиционного типа?
1) Основу хозяйства страны составляет аграрное производство.
2) В стране проживает многонациональное население.
3) Слабо развита сеть услуг.
4) Верховная власть в стране передается по наследству.
Задание 6.Что из перечисленного характеризует современное западное общество?
1) аграрный тип общества
2) неразвитость институтов частной собственности
З) особая ценность человеческой индивидуальности
4) преобладание коллективистских форм сознания
Задание 7. Преобладание крестьянской общины, неразвитость частной собственности — характерные черты общества
1) традиционного
2) вступающего в эпоху промышленной революции
3) индустриального
4) постиндустриального
Задание 8.Какой аз названных признаков характеризует индустриальное общество?
1) ведущая роль сельского хозяйства
2) преобладание промышленности
З) слабый уровень разделения труда
4) решающее значение сферы услуг в экономике
Задание 9.Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
1) прогрессом
2) революцией
3) эволюцией
4) регрессом
Задание 10.С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер
1) изобретения письменности
2) успехов в освоении космического пространства
3) отмирания обычая кровной мести
4) учения о разделении властей
Задание 11.Что является глобальной экологической проблемой?
1) опасность распространения ядерного оружия
2) ухудшение здоровья людей
3) перенаселение ряда регионов
4) исчезновение многих видов животных и растений
Задание 12.Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.
Б. финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.
1) верно только А
2) верно только Б
З) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 13.Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.
Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны
Задание 14.Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Сегодня существует угроза выживанию человечества как биологического вида.
Б. В целях выживания человечество должно ограничить рост потребления.
1) Верно только А
2) Верно только Б
З) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны
Задание 15.Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?
А. Все глобальные проблемы тесно взаимосвязаны.
Б. Экономическая и политическая глобализация являются одной из характеристик современного мира.
1) Верно только А
2) Верно только Б
З) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны
Задание 16.Верны ли следующие суждения о процессе глобализации современного мира?
А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.
Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.
1) Верно только А
2) Верно только Б
З) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны
Задание 17.Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество можно определить как обособившуюся от природы, о тесно с ней связанную часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Б. Общество можно определить как целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны
Задание 18.Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство.
Б. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписанные традиции и обычаи,
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны
Задание 19.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Понятия «прогресс» и «регресс» объединяет представление о направленности общественного развития.
Б. Современные представления о прогрессе доказывают его противоречивость.
1) верно только А
2) верно только Б
З) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 20.Завершите фразу: Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы ах объединения, — это _________________________».
Задание 21.Вставьте пропущенное слово: «Материальное производство — это создание вещей, ______________ производство — создание идей».
Задание 22.Запишите слово, пропущенное в схеме.
замена устаревших форм социальной организации |
движение от менее совершенного к более совершенному |
Общественный …….. |
Задание 23.Какое слово пропущено в схеме?
Индустриальное | Постиндустриальное | …………………….. |
Ответ: _________________________
Задание 24.Установите соответствие между общественными институтами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Какое слово пропущено в схеме?
Подсистемы общества |
………
|
| политическая |
| социальная |
| духовная |
Задание 25. Установите соответствие между общественными институтами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию аз второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ | СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) Государство Б) Семья В) Банковская система Г) Образование
| 1) социальная 2) духовная 3) политическая 4) экономическая |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Задание 26Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истощение плодородного слоя почвы.
2) Сокращение запасов пресной воды.
3) Спад производства.
4) Увеличение задолженности развивающихся стран развитым.
5) Кризис финансовой системы.
б) Рост числа региональных вооруженных конфликтов.
Ответ: _____________________
Задание 27.Найдите в приведенном ниже списке черты общества как системы динамичной и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) Обособление от природы.
2) Отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов.
3) Способность к самоорганизации и саморазвитию.
4) Выделение из материального мира.
5) Постоянные изменения.
6) Возможность деградации отдельных элементов.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: _____________________
Задание 28.Найдите в приведенном ниже списке характерные черты традиционного общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Преобладание промышленности.
2) Активное участие церкви в жизни общества.
З) Партнерская семья.
4) Агро-сырьевой характер хозяйства.
5) Широкое распространение наукоемких технологий.
Ответ: _______________________
Задание 29.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (2)По официальным сведениям на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (3)Проведенные расчеты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (4)Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получавшуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Задание 30.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Характеристика общества как _______________ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются __________________ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую _________________ (3) общества. __________________ (4)
в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов __________________ (5), а также управление совместной ________________ (6) людей».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) целостность
Б) система
В) общество
Г) социальные блага
Д) сфера
Е) производство
Ж) культура
З) социальные институты
И) деятельность
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Задание 31.
Ученые полагают, что социальный институт — это исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
Является ли образование социальным институтом? Свой ответ подтвердите тремя аргументами.
Задание 32.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об общественных отношениях.
Дата добавления: 2015-08-28; просмотров: 466 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.019 сек.)
mybiblioteka.su
Раздел 2. Задания с выбором ответа.
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4
Модуль 5
Модуль 6
Модуль 7
Модуль 8
Модуль 9
Модуль 10
|
rpp.nashaucheba.ru
Содержательная линия «Общество» (занятие №1) Часть 1
Содержательная линия «Общество»
(занятие №1)
Часть 1
К каждому заданию этой части даны несколько вариантов ответа, из которых только один верный.
А1. К числу основных подсистем общества как системы относится
1) экономика 3) профсоюз
2) сословие 4) идеология.
А2. Подписание договора о границах относится к сфере
1) экономики 3) духовной жизни
2) социальных отношений 4) политики.
А3. К основным сферам общественной жизни относится
1) религия 3) экономика
2) государство 4) классы.
А4. К способам взаимодействия людей в обществе относятся(ится)
1) социальные интересы 3) межличностное общение
2) правовые нормы 4) социальные потребности.
А5. Распространение протестантизма в Западной Европе сыграло важную роль в утверждении капитализма. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала сфера
1) экономическая 3) социальная
2) духовная 4) политическая.
А6. К формам объединения людей в обществе относятся(ится)
1) межличностное общение 3) социальные интересы
2) федеративное государство 4) правовые нормы.
А7. В России после революции в октябре 1917 года была отменена частная собственность. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала сфера
1) экономическая 3) социальная
2) духовная 4) политическая
А8. Способ взаимодействия людей в обществе
1) нравственные ценности 3) социальный конфликт
2) социальные статусы 4) правовая норма.
А9. Наука в современном мире стала одним из решающих факторов производства. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала сфера
1) экономическая 3) социальная
2) духовная 4) политическая.
А10. Формой объединения людей в обществе является(ится)
1) социальная мобильность 3) нравственные ценности
2) трудовой коллектив 4) мировая религия.
А11. В начале XX века в России сформировалась российская социал-демократическая рабочая партия, которая в дальнейшем сыграла значительную роль в российской истории. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала сфера
1) экономическая 3) социальная
2) духовная 4) политическая.
А12. Способ взаимодействия людей в обществе представляет собой
1) социальную солидарность 3) национальная религия
2) юридическая ответственность 4) профессиональная этика.
А13. Рост численности среднего класса в странах современной Западной Европы является основой устойчивого развития данного региона. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала сфера
1) экономическая 3) социальная
2) духовная 4) политическая.
А14. Объединение людей в обществе может выступать в форме
1) социальной мобильности 3) творческой деятельности
2) религиозного представления 4) социального института.
А15. Дефолт 1998 года в России стал одной из причин маргинализации общества. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала сфера
1) экономическая 3) социальная
2) духовная 4) политическая.
А16. Формой объединения людей в обществе является
1) патриархальная семья 3) абсолютная монархия
2) межличностное общение 4) воспитание детей.
А17. Крещение Руси в 988 г. привело к укреплению международного авторитета страны.
Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала сфера
1) экономическая 3) социальная
2) духовная 4) политическая.
А18. Что из ниже перечисленного характеризует общество как систему?
1) обособление от природы 3) сохранение связи с природой
2) постоянное развитие 4) наличие сфер и институтов.
А19. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Проведение пенсионной реформы иллюстрирует взаимосвязь политической и социальной сфер общественной жизни.
Б. Государственная гарантия права граждан на получение бесплатного образования иллюстрирует связь духовной и политической сфер жизни общества.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
А20. Общество — это
1) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
2) способы взаимодействия и формы объединения людей
3) часть природы
4) материальный мир в целом.
А21. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, не связаны с процессами, происходящими в других ее сферах.
Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
А22. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
1) создание славянской азбуки
2) подсечно-огневое земледелие восточных славян
3) сбор дани князем с подвластных племен
4) написание свода законов «Русская Правда».
А23. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
1) разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом
2) формирование кастовой системы в Древней Индии
3) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае
4) издание Иваном IV в 1550 г. нового Судебника.
А24. К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования?
1) экономической 3) политической
2) социальной 4) духовной.
А25. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты.
Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
А26. Общество представляет собой
1) недифференцированную целостность
2) набор разнородных элементов
3) систему, состоящую из элементов и подсистем
4) соединение элементов, друг с другом не связанных
^ К социальной сфере относятся
1) партии 3) парламенты
2) сословия 4) органы власти.
А28. Сферы общественной жизни
1) независимы друг от друга 3) не взаимодействуют друг с другом
2) взаимозависимы 4) не развиваются.
А29. Сферы общественной жизни
1) неизменны и неподвижны 3) взаимодействуют между собой
2) изолированы друг от друга 4) развиваются независимо друг от друга
А30. К социальной сфере относятся
1) страты 3) органы самоуправления
2) партии 4) научные учреждения
А31. К характеристике общества как системы относится
1) способы взаимодействия людей 3) материальный мир в целом
2) часть природы 4) обособленность сфер жизни общества.
А32. Отношения, возникающие между людьми в процессе материального производства, относятся преимущественно к сфере
1) политики 3) морали
2) экономики 4) культуры.
А33. Закономерности развития общества в отличие от законов природы
1) поддаются научному изучению
2) учитываются людьми в практической деятельности
3) прокладывают дорогу через сознательную деятельность людей
4) исключают случайности.
А34. Особенностью первобытного общества является
1) имущественное расслоение 3) наличие власти, основанной на авторитете
2) социальная дифференциация 4) первые формы государственности.
А35. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. Обострение экологических проблем доказывает, что в современном мире общество оказывает исключительно негативное воздействие на природу.
Б. Общество как творец культуры развивается независимо от природы.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
А36. К характеристике общества относится
1) динамическая система 3) часть природы
2) материальный мир в целом 4) неизменность элементов.
А37. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. В современном мире нарушен баланс между обществом и природой, что свидетельствует об обострении экологических проблем.
Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
А38. К характеристике и общества, и природы относится понятие
1) этап исторического развития человечества 3) часть материального мира
2) неизменность во времени 4) формы взаимодействия людей.
А39. К характеристике и общества, и природы относится понятие
1) социальное взаимодействие 3) политическая революция
2) динамическая система 4) сознательная деятельность
А40. К числу социальных институтов общества относится(ятся)
1) судебные органы 3) крупные нации
2) система образования 4) общественные классы.
А41. Строительство Великой Китайской стены, призванной защищать государство от набегов варваров, может служить примером взаимодействия общества и
1) природы 3) политики
2) культуры 4) религии.
А42. Элементом общества являются(ется)
1) социальные институты 3) формы социального развития
2) достигаемые социальные статусы 4) социальная жизнедеятельность.
А43. Развитие кораблестроения и мореходства в средневековой Англии служит примером взаимосвязи
1) религии и политики 3) природы и религии
2) общества и политики 4) общества и природы.
А44. Обществу как системе присуще(а)
1) государственное устройство 3) динамика развития
2) социальная мобильность 4) постоянная модернизация.
А45. Отсутствие естественно укрепленных границ России привело к созданию огромной армии. Это пример взаимодействия
1) религии и политики 3) культуры и природы
2) культуры и политики 4) политики и природы.
А46. Древние греки проводили морскую колонизацию из-за ограниченности собственных земельных ресурсов. Это служит примером взаимосвязи
1) цивилизации и политики 3) культуры и природы
2) политики и культуры 4) природы и цивилизации.
А47. На Руси христианские храмы строились с учетом особенностей ландшафта. Это служит примером взаимосвязи
1) культуры и политики 3) цивилизации и общества
2) природы и культуры 4) религии и политики.
А48. По преданию, Древний Рим был построен на семи холмах, что является примером взаимосвязи
1) религии и природы 3) культуры и природы
2) культуры и политики 4) цивилизации и политики.
А49. Наличие широкой речной сети способствовало формированию древнерусского государства. Это служит примером взаимосвязи
1) политики и природы 3) культуры и политики
2) религии и природы 4) общества и культуры.
А50. Верны ли суждения об обществе?
А. Характеризуя общество как динамическую систему, необходимо показать как взаимодействуют и развиваются его подсистемы и элементы.
Б. Понятие «общество» шире понятия «материальный мир».
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
А51. Понятия «форма правления», «государственный суверенитет», «избирательная система» относятся к характеристике сферы общества
1) экономической 3) политической
2) социальной 4) духовной
А52. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. Общество состоит из подсистем (сфер), каждая из которых обладает качественной спецификой.
Б. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, не связаны с процессами, происходящими в других ее сферах.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
А53. Понятия «образование», «наука», «элитарная культура» относятся к характеристике сферы жизни общества
1) экономической 3) политической
2) социальной 4) духовной
А54. Понятия «страта», «маргиналы», «отклоняющееся поведение» относятся к характеристике сферы жизни общества
1) экономической 3) политической
2) социальной 4) духовной
А55. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. С возникновением общества природа подчиняется воле человека и развивается по законам общества.
Б. Общество как систему характеризует неизменность и постоянство образующих ее элементов.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
А56. Примером влияния природных факторов на развитие общества является
1) строительство пирамид в Древнем Египте
2) возникновение древнейших очагов цивилизации в долинах крупных рек
3) успехи земледелия вследствие строительства оросительных систем
4) загрязнение вод Мирового океана.
А57. Общество в широком смысле — это
1) определенная группа людей, объединившихся для совместной деятельности
2) определенный этап исторического развития человечества
3) человечество в целом
4) кружок единомышленников.
^
В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
^
деятельности общества
1) взаимодействие классов, социальных групп А) экономическая
2) деятельность государственных организаций, Б) политическая
партий В) духовная
3) мораль, религия, философия, деятельность Г) социальная
научных организаций
4) отношения в процессе материального
производства
В2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
^
деятельности общества
1) деятельность парламента, А) экономическая
2) общественные классы Б) политическая
3) обмен продуктами общественной В) социальная
деятельности Г) духовная
4) научные учреждения
В3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
^
деятельности общества
1) использование пушнины в качестве А) духовная
эквивалента обмена Б) социальная
2) рост цен на пользующиеся спросом В) экономическая
услуги Г) политическая
3) создание наскальных картин древнейшими
охотниками и собирателями
4) существование в современном обществе
семей различного типа
5) активное участие плебеев Рима в народном
собрании
В4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие общество как динамическую систему, и обведите цифры, под которыми они указаны. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
1) взаимосвязь элементов
2) неизменность элементов
3) взаимодействие элементов
4) развитие
5) обособленность элементов и сфер.
В5. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Проявления человеческой Сферы жизни
деятельности общества
1) Государственная Дума приняла поправки А) политическая сфера
в закон о гражданстве Б) экономическая сфера
2) в апреле инфляция снизилась по сравнению
с мартом на 0,2 %
3) рост промышленного производства за
третий квартал достиг 5,6 %
4) в июле состоялся учредительный съезд
правоцентристской партии
5) на прошедших в понедельник выборах
в парламент победу одержала правящая
коалиция.
zanny.ru
Тест по обществознанию (11 класс) по теме: Тест по теме «Общество», 10-11 кл | скачать бесплатно
Тема : « Общество» В 1
A1. Характерной чертой индустриального общества является
1)широкое использование внеэкономического принуждения к труду
2)слабость и неразвитость демократических институтов
3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным
4)преобладание частной формы собственности
A2. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?
А.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество. Б.В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется
1)наукой 2)искусством 3)образованием 4)творчеством
A4. . Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного раз вития?
А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отноше ний еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.
Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный пере ворот, формируется массовое производство.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A5. . Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна родных контактов.
Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A6.. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Современные представления об общественном прогрессе подтвер ждают его противоречивость.
Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.
Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохран ностью окружающей среды.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A8. Верны ли следующие суждения?
А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен быть заменён на строй социалистический, а потом и
коммунистический».
Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не придумало ничего более совершенного, соответствующего человеческой натуре».
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A9 . С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под воздействием:
- высших непознаваемых сил 2) экономических процессов
- выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д. 4)изменений в культурной жизни обществ
A10. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт,
наций, религиозных сообществ осуществляется:
- в экономической сфере 2) в политической сфере 3) в духовной сфере 4)в социальной сфере
A11. Экология изучает воздействие человеческой деятельности:
- на развитие всемирных религий
- на совершенствование домашнего хозяйства, быта людей и древних времён
- на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества
- на культурную среду
A12. . Верны ли следующие суждения?
А. «Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но в конечном счёте нужна человеку больше последней».
Б. «Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную».
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A13. В отличие от природы, общество
1)является системой 2)находится в развитии
3)выступает в качестве творца культуры 4)развивается по собственным законам
A14. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль
1)добывающей промышленности 2)обрабатывающей промышленности
3)сельского хозяйства 4)информации и информационных технологий
A15. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.
Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A16. Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:
- конгломератом 2) обществом 3) системой 4)очередью
А17. А. Тойнби сформулировал закон:
1)единства и борьбы противоположностей 2)смены общественно-экономических формаций
- классовой борьбы 4)«вызов — ответ»
A18. Автором культурологического подхода в изучении истории был
1)А. Камю 2) Д. Белл 3) О. Шпенглер 4)Г. Плеханов
A19. Какой признак присущ нации как этнической общности?
1)национальное самосознание 2)федеративное государственное устройство
3)наличие национальной армии 4)разделение властей
A20. Какой из признаков относится к традиционному обществу?
1)преобладание рутинных технологий 2)быстрое развитие промышленности
3)внедрение в производство научных достижений 4)интенсивное развитие информационных технологий
A21. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в
1)истощении природных ресурсов 2)разрыве в уровне экономического развития регионов планеты
3)формировании сети международных террористических организаций 4)росте культурного многообразия
A22. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А.Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах.
Б.Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A23. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
1)систему 2)часть природы 3)материальный мир 4)цивилизацию
A24. К глобальным проблемам современного мира относится
1)возникновение новых межгосударственных объединений 2)завершение промышленного переворота
3)существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты 4)интенсивное развитие науки
A25. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?
А.В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
Б.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
Часть В.
Общество
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме
традиционное
информационное
……….
В 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « прогресс».
Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.
Ответ________________
В 3. Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА |
А) разрушение основ существующего социального строя Б) активное политическое действие народных масс В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса Д) сохранение фундаментальных основ общества |
|
Ответ__________
В4. Найдите в приведенном списке черты восточной цивилизации. Номера запишите в порядке возрастания.
- Уход во внутреннюю духовную жизнь
- Приоритет экономики в решении общественных проблем
- Созерцательное отношение к природе
- Ускоренный темп жизни
- Строгость поведенческих регуляторов
- Разнообразие и быстрая смена художественных стилей
Ответ____________
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений
(А) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (Б) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (В) Проведенные расчеты показывают, что это арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Г) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.
Ответ__________
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.
«______(1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы _______(2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ______ (3). Глобализация — _______ (4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ______ (5) общества, с другой – обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема ______ (6). »
А) диалог культур Б) разделение труда В) общество | Г) глобализация Д) противоречивый Е) массовая культура | Ж) сельское хозяйство З) информационное И) компьютер |
Ответ____________
В 7. Найдите в приведенном списке общественные явления. Номера запишите в порядке возрастания.
- Возникновение государства
- Генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям
- Создание новых лекарственных препаратов
- Формирование наций
- Способность человека к чувственному восприятию мира
Ответ_______________
Тема Общество
Ответы:
№ | Вариант 1 |
1 | 4 |
2 | 1 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 2 |
6 | 1 |
7 | 3 |
8 | 4 |
9 | 2 |
10 | 4 |
11 | 3 |
12 | 4 |
13 | 3 |
14 | 4 |
15 | 1 |
16 | 2 |
17 | 4 |
18 | 3 |
19 | 1 |
20 | 1 |
21 | 2 |
22 | 2 |
23 | 1 |
24 | 3 |
25 | 1 |
В1 | Индустриальное |
В2 | Стагнация |
В3 | 22121 |
В4 | 135 |
В5 | 2112 |
В6 | ГБЕДЗА |
В7 | 134 |
nsportal.ru
Содержательная линия «Общество»
Содержательная линия «Общество»Общество
В широком смысле
Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей
В узком смысле
Исторически конкретный тип социальной системы
Организация (формальная, неформальная)
Сферы жизни общества
экономическая социальная политическая духовная
общество – динамичная система
как систему общество характеризуют: целостность, наличие и взаимосвязь структурированных элементов
как динамичную систему характеризует способность к изменениям, саморазвитию
Науки, изучающие общество
философия | экономика | социология | политика |
Исследует познание человеком мира | Изучает закономерности организации хозяйственной деятельности | Изучает возникновение и изменение различных связей между людьми | Исследует сферу управления обществом, становления и развития отношений власти в обществе |
Ключевые категории: бытие, познание, форма и содержание |
Ключевые категории: собственность, рынок, деньги | Ключевые категории: социальная система, социальная норма | Ключевые категории: власть, государство, идеология |
Признаки общества
Совокупность индивидов
Разрешение противоречий между интересами отдельных членов общества и общими интересами
Сотрудничество членов общества для достижения совместных целей
Потребность друг в друге, носящая постоянный характер
Всемирно-исторический подход или формационный (К. Маркс)
Цивилизационный подход (А. Сен-Симон, О.Конт, М. Вебер, А. Тойнби)
Природные сообщества | Восточные цивилизации | Западные цивилизации |
Приспособление к природному годовому циклу | Действительность воспринимается через веру в харизматический божественный идеал | Устремленность в будущее |
Обожествление сил природы | Общественное сознание сосредоточено на постижении высшего смысла, духовного совершенства | Общественное сознание устремлено на повышение комфортности жизни, рыночная экономика |
Примеры: Австралийские аборигены Американские индейцы Малые народы Сибири | Примеры: Древний Египет Древняя Индия Древний Китай | Примеры: Античная цивилизация Цивилизация Средневековой Европы Цивилизация Нового времени |
Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества (Д. Белл)
Традиционное | Индустриальное | Постиндустриальное |
Возникает вместе с возникновением общества | Возникло в XIX-XX вв. | В настоящее время начинает развиваться в США, Японии и ряде стран Западной Европы |
Отсутствие государства или существование отдельных государств, стремление к самоизоляции, господство традиционных ценностей и патриархальный уклад жизни | Существование государства | Глобализация |
Человек зависит от сил природы | Человек интенсивно овладевает силами природы | Человек властвует над силами природы |
Влияние на природу примитивное, легко восполняется природой, производство малоотходное или безотходное. Промышленная обработка минимальная | Освоение и активное преобразование природы, которая не в состоянии справиться с антропогенным влиянием. Развитие промышленности. Появление искусственных материалов | Активное законосообразное освоение природы. Минимизация загрязнения окружающей среды, безотходное производство |
Цель общества: поддержать существование человека как вида | Цель общества: производство товаров массового потребления | Цель общества: добыча, обработка и хранение информации |
Экстенсивное развитие, распространение человечества и сбор природных богатств с большей территории | Развитие понимается как интенсификация использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники | Развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы |
Основные отношения – между человеком и природой | Основные отношения – между человеком и природой | Основные отношения – между людьми |
Глобальные проблемы
Экологические
Экономические
Социальные
Политические
Культурные
Традиционное общество
1. «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков
2. Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития
3. Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею
4. Основа экономической системы — общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности
5. Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы
6. Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроля не существует
7. Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней
8. Главный регулятор общественной жизни — традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений
Индустриальное общество
1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов
2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев
3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая максимально возможное из нее
4. Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое
5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны
6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество
7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности
8. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям
Социальные институты – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, регулирующих некоторую сторону человеческой жизни как систему ролей и статусов.
Нормы, регулирующие общественные отношениянравы мораль обычаи право
Взаимосвязь природы и общества
общество природа
формы взаимодействия с природой:
экономическая
экологическая
www.birmaga.ru
Leave A Comment