5. Самосознание и мировоззрение личности

Главная страница‎ > ‎Учебный материал‎ > ‎Социализация личности‎ > ‎Как человек становится личностью‎ > ‎

Как формирует субъект знание о самом себе? Как осуществляется формирование самосознания?

Сознание есть отражение внутренней специфики предметно, практического освоения человеком окружающего мира, сложных противоречивых связей и отношений системы “мир – человек”. Оно возникает, функционирует, формируется и развивается, реализует себя одновременно в двух формах. К ним надо отнести собственно сознание-предметное сознание (“ручное” мышление, конкретно-чувственно предметно-образное, словесно-понятийное) и самосознание. В процессе предметного освоения мира вещей и социальных отношений индивида приходит к осознанию своих действий и действий с предметами, своих связей с другими себе подобными. Вместе с этим приходит понимание того, что причиной всего этого является и сама личность.

Создание представлений о себе являйся таким актом сознания, который, как говорилось выше, невозможен без языка. Уже на уровне сенсорного развития именно язык способствует возникновению и изменению сознание предметное сознание тесно связано с языковой деятельностью, дает возможность осознать отличия объекта от субъекта, предметов и действий с ними от поведения и качеств других людей, (объектов) и представляет в сущности знания субъекта о самом себе. Эти знания становятся основой самосознания.

Самосознание – это знания человека о себе, оценка собственного “Я”. Благодаря самосознанию человек не только выделяет себя из остального мира, но и противопоставляет себя ему. Самосознание помогает человеку осмыслить, понять себя как индивидуальную, единичную реальность, отделенную от природы и других людей. Причем человек осознает самого себя не как что-то абсолютно обособленное от окружающего мира, а в разнообразных отношениях с ним

. Поэтому самосознание выполняет функции не только самоисследования, понимания и Мышления самого себя, своих чувств, определения своего отношения к Окружающему миру, но и функцию самоконтроля. Самосознание – это своего рода духовный мир, который помогает отделять, анализировать, Сопоставлять, сравнивать все свое внутреннее со всем окружающим. Благодаря такой особенности самосознание определяет направленность Процессов формирования сознания, становления личности, выработку разнообразных, индивидуально-неповторимых особенностей внутреннего мира человека.

Самосознание является основой мировоззрения – системы знаний оценок объективного мира, природного и социального бытия. Мера единства мировоззрения и самосознания у человека может варьироваться в довольно широком диапазоне. Нередки случаи острых внутренних противоречий между ними, раздвоенности сознания в силу индивидуально-психологических причин.

Самосознание – неотъемлемая сторона сущности развитого человека. Оно присуще не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения и критерии, переживают, страдают, сражаются за достижение своих идеалов.

Уровень самосознания неодинаков и различен в разные периоды становления и развития индивида и группы, класса и нации, общетва и личности. Постоянно изменяются условия жизнедеятельности, обобщается опыт, совершенствуются знания и поэтому самосознание относительно. Иначе говоря, все познается и оценивается в сравнении, в сопоставлении одного с другим, и все имеет свою меру. Сознание и самосознание диалектически взаимодействуют. Знание окружающего мира самого себя, активно-действенные отношения к этому знанию как сливаются в единое целое, определяя целостность или мозаичность мировоззрения. Уровень самосознания может быть очень разным у разных людей, разных возрастных групп. Неодинаков он и в каждой ной конкретной ситуации.

Большая роль в формировании самосознания принадлежит общественной мысли (авторитетной личности, семье, друзьям, всем окружающим). Это надо учитывать в практике образования и воспитания. Общественное признание самооценки личностью своего “Я” поддерживает чувство собственного достоинства человека, дает ему моральное удовлетворение.

Самосознание тесно связано с самовоспитанием, оказывает существенное влияние на формирование рефлексивно-мыслительной культуры личности.

подробней тут>>

Подростковый возраст сложен еще и тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Предпосылками к его формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых – способность к абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта.

В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. При этом мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом. Однако познание главной жизненной цели – это сложный процесс, требующий высокой социальной и моральной зрелости. Тем не менее подросток, в отличие от ребенка, не хочет и не может воспринимать на веру, как должное все, о чем ему говорят взрослые.

Он начинает сравнивать слова и поступки взрослых и, находя в них противоречия, вырабатывает собственное отношение к окружающему миру.

Рефлексия, самоанализ, проявляющиеся в основном в поиске смысла собственного существования, сопровождаются переоценкой ценностей, изменением отношений к установившимся «правилам» и авторитетам, склонностью к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях.

Трудность поиска ответа на вопрос о смысле жизни у подростка прежде всего связана с определением и совмещением «ближней и дальней жизненной перспективы», которые даются человеку нелегко, а иногда процесс совмещения ближних и дальних перспектив затягивается на долгие годы. Некоторые люди в этом смысле остаются подростками всю жизнь. По образному выражению И.С. Кона, «вечная юность – это вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие».

Большинство современной молодежи в социальном отношении взрослеет очень медленно. Вернее сказать, многие молодые люди не спешат становиться взрослыми и брать на себя их обязанности. «Трагедией позднего повзросления» назвал это явление Ю.Н. Давыдов (1983). Проблема эта не нова, но особенно актуальной она стала примерно четыре десятилетия тому назад, когда на горизонте впервые замаячили длинноволосые, неопрятные, отрешенные от мира юноши-подростки, именовавшие себя

«битниками»,

потом появились «хиппи», «байкеры», «гамлеры», «панки», «металлисты» и др. Стараясь подвести какую-то теоретическую базу под проблему «загадочной молодежи», одни социологи объясняют это упорное нежелание молодых людей взрослеть психологическим конфликтом отцов и детей, истолкованным с позиций психоанализа, другие – конфликтом между молодежью и обществом, третьи – конфликтом нового поколения с современной культурой и цивилизацией в целом.

Статус взрослого человека дает определенные права (например, право на половую жизнь, право распоряжаться материальными ценностями, реализовать свои жизненные установки и т.

д.), но одновременно накладывает ряд обязанностей и обязательств, среди которых на первом месте – обязанность трудиться и обязательство отвечать за себя и за свои поступки перед обществом.

Основные корни «трагедии позднего повзросления» заключаются в принципиальном нежелании «хиппизирующей» молодежи принимать на себя обязанности и обязательства взрослых. Однако это не означает, что они одновременно отказываются от прав и привилегий взрослых. Совсем наоборот, именно эта часть молодежи очень рано (еще в подростковом возрасте) экспроприирует у взрослых их права и привилегии, даже не задумываясь об их связи с соответствующими обязанностями и обязательствами.

Формирование жизненных планов, предполагающее моральное и социальное самоопределение, – характерная черта подросткового и юношеского возраста.

В раннем подростковом возрасте понятия «кем быть» и «каким быть» еще, как правило, не дифференцируются. Главное – быть хорошим человеком, героем, а вопрос, как это осуществить, еще не ставится. Для подростка характерна завышенность уровня притязаний, что в определенном смысле полезно, так как стимулирует его к преодолению жизненных трудностей. Но тот же завышенный уровень в других условиях может способствовать развитию эгоизма, вседозволенности, а нередко – формированию асоциального поведения.

Важным моментом социального самоопределения является выбор профессии. Профессиональная ориентация – сложный и многоступенчатый процесс.

Обычно выделяют несколько этапов профессионального самоопределения: первый – детская игра; второй – подростковая фантазия; третий – предварительный выбор, где различные виды профессии оцениваются уже не только с точки зрения интересов подростка, но и с точки зрения его способностей и социальной значимости профессии; и, наконец, четвертый этап – практическое принятие решения, выбор конкретной специальности. Поздний выбор профессии, так же как и чересчур ранний, нежелателен.

Как уже говорилось, задержка профессионального самоопределения обычно связана с общей социальной незрелостью, инфант

ильностью, что уводит подростка в мир бесплодных хобби или вырабатывает в его поведении иждивенческие, асоциальные тенденции.

Ранний выбор профессии часто бывает случайным. В погоне за «престижной» специальностью подросток нередко обращает внимание лишь на внешние, романтические ее стороны и не учитывает других, будничных и более трудных. Позже это может привести к разочарованию в выбранной профессии и смене ее.

В этих случаях особо важную роль играет уровень информированности о будущей профессии. Нередко вопрос «кем быть» подростку приходится решать уже в 13-14 лет. Естественно, что в этом возрасте он не может знать особенностей каждой специальности, и при отсутствии должного уровня информации выбор профессии, как правило, делается по чьей-то подсказке, «за компанию» с товарищами и т.п.

Случайно выбранная, «неинтересная» профессия вызывает у подростка чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности или, наоборот, безразличие и скуку. В этих случаях образовавшийся «вакуум» нередко заполняется различного рода «приключениями», пьянством, правонарушениями.

Иногда подростку на первых порах кажется, что он выбрал профессию неправильно. Продуманный педагогический подход, наставничество, направленное формирование способностей и интересов подростка могут способствовать превращению профессии из «неинтересной» и нелюбимой в интересную и любимую.

Неотъемлемой частью формирования мировоззрения и общественной активности подростка является становление морального сознания, определенным образом связанное с возрастом. Если ребенок в своем поведении ориентируется преимущественно на внешнюю систему правил (можно – нельзя), то у подростка вырабатываются осознанные моральные принципы. Поведение ребенка целиком зависит от внешних влияний, подросток же в своих поступках все чаще ориентируется на внутренние убеждения, собственную совесть.

Психологи давно обратили внимание, что безапелляционность суждений и категоричность оценок у подростков уживаются с постоянными сомнениями и неуверенностью в правильности своих поступков. Такое противоречие объясняется, с одной стороны, психологической, и прежде всего интеллектуальной, незрелостью, а с другой – поисками осознанных моральных принципов.

Для ребенка незрелость морального сознания – своего рода защитная реакция, ограждающая его от внутренних сомнений. Подростки, в отличие от детей, (все чаще сомневаются в правильности слов, осознают относительность существующих в мире взрослых «норм» поведения. Отсюда психологическая потребность в «свержении» авторитетов, «разрушении» существующих правил и традиций.

Формирование морального облика человека – чрезвычайно сложный и многоступенчатый процесс, и подростковый возраст – один из наиболее важных его этапов.

подробней тут>>

Самосознание и самооценка

Познание окружающего мира, стремление понять и узнать самого себя приводит к развитию самосознания. Под этим термином принято понимать сознание, которое направлено на самого себя.

Самосознание состоит из осознания и оценки человеком:

·        своих сильных и слабых сторон;

·        взаимоотношений с окружающими его людьми;

·        своих моральных и физических качеств;

·        практических умений и навыков.

Ещё древние греки на стене храма Аполлона в Дельфах, где пророчествовала Пифия, жрица-прорицательница, сделали надпись: «Познай самого себя».

Важной стороной самосознания является самооценка, то есть оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Согласитесь, что вы не только замечаете действия и оценки других людей по отношению к вам, но и стараетесь их анализировать: к какому совету стоит прислушаться, а к какому нет, с чем согласиться, а против чего возразить.

Вы самостоятельно можете оценить свои физические качества, умения, поступки и моральные качества.

Но почему же необходимо себя оценивать? Может быть, это не так уж и важно и без этого можно обойтись?

Конечно же, нельзя. Оценивать себя необходимо хотя бы из-за того, что объективное отношение к своим неудачам и успехам, к осуждению и поощрению позволяет понимать, что впереди у каждого из нас большой жизненный путь и всё можно исправить, ощутить собственный рост, развитие, понять перемены в себе.

Но что же нужно знать для правильной самооценки?

Прежде всего необходимо знать свои положительные и отрицательные качества, и, конечно же, стараться развивать первые и избавляться от вторых. Необходимо научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими людьми, но и с самим собой.

«Ну это просто, – скажете вы, – что тут сложного?» И, конечно же, легко назовёте не менее десяти присущих вам положительных качеств, ну и, может быть, пару-тройку отрицательных. Не так ли? Но так ли это всё на самом деле?

Поэтому современные психологи выделяют у человека три уровня самооценки: завышенную, нормальную и заниженную.

На самооценку могут оказывать влияние внешность, психическое здоровье, социальный или экономический статус, а также отношение к человеку окружающих.

Кстати, большинство людей думает, что с их самооценкой всё нормально, и ничего не стоит менять, но это далеко не так.

…….. и от тебя, Лиса, уйду!

Завышенная самооценка, как правило, может привести к очень негативным последствиям. Возьмём для примера хорошо знакомого вам Колобка. Этот сказочный герой сбежал и от бабушки, и от дедушки, и от разных зверей (зайца, волка и медведя), но был съеден лисой, в том числе из-за своей завышенной самооценки и самоуверенности.

Как говорил английский философ Фрэнсис Бэкон: «Самоуверенность – повелительница глупцов и баловство для умных людей». 

Как правило, человек с завышенной самооценкой:

·        всегда уверен в собственной правоте;

·        пытается оставить в споре последнее слово за собой;

·        не признаёт чужого мнения;

·        в случае неудачи винит не себя, а окружающих;

·        никогда не просит прощения и не извиняется;

·        постоянно пытается быть лучше других, выставляя это напоказ;

·        в любых спорах постоянно употребляет местоимение «Я»;

·        враждебно воспринимает любую критику в свой адрес;

·        эгоистичен, ставит свои интересы и увлечения превыше других;

·        любые его просьбы, как правило, напоминают приказы и так далее.

Ну и как теперь обстоит дело с вашим списком положительных и отрицательных качеств?

Для того, чтобы иметь нормальную самооценку, прежде всего необходимо осознавать свои действия и поступки. Тем более, что критическое отношение к себе – дело хорошее.

Кстати, многие знаменитые люди достаточно самокритично относились к самим себе и постоянно стремились достичь большего.

Например, русский писатель Лев Толстой писал в своём дневнике: «В моём возрасте Паганини уже был известен во всей Европе, а Пушкин писал прекрасные стихи».

При этом главное не переусердствовать с самокритикой, так как это может привести к занижению самооценки.

Человеку с заниженной самооценкой свойственны:

·        чрезмерная самокритика и неудовлетворённость;

·        обида на критику в свой адрес;

·        нерешительность и боязнь допустить ошибку;

·        желание угодить, чтобы не обидеть человека;

·        идеализм;

·        постоянное чувство вины;

·        пессимизм и негативное отношение к окружающему миру;

·        зависть;

·        отношение к временным неудачам, как к постоянным.

Познавая самого себя и оценивая свои возможности, необходимо придерживаться целого ряда правил, таких как:

·        верить в себя и не думать о неудачах;

·        забыть такие слова как: «я не могу», «я не умею», «у меня не получится», «я с этим не справлюсь»;

·        правильно оценивать свои силы и использовать их для достижения поставленных целей;

·        анализировать свои поступки, понимать причины того или иного поведения;

·        признавать свои неудачи и промахи;

·        избегать излишней неуверенности в себе.

По мнению психологов, развить данные качества помогает самовнушение, то есть внушение чего-либо самому себе.

Например, во многих странах мира известны упражнения с чётками на самовнушение как попытка дать самому себе нужные команды.

Каждая бусинка соответствует определённой установке: «Я с каждым днём лучше владею собой», «У меня всё получится», «Я докажу, что многое умею», «Я могу не раздражаться и быть спокойным в общении» и так далее. Перебирая каждую бусинку, надо мысленно отдавать себе такие команды. По мнению психологов, постепенно можно заметить, как положительно влияет проговаривание фраз на поведение и состояние неуверенного в себе человека, главное – не делать данные упражнения «на ходу», в это время надо быть сосредоточенным и спокойным.

Убедиться в результативности самовнушения вам поможет следующий интересный факт.

В начале двадцатого века французский психолог и фармацевт Эмиль Куэ применил метод самовнушения при лечении больных. Вместо лекарств он  стал рекомендовать своим пациентам самовнушение. По утрам и вечерам они произносили: «С каждым днём я чувствую себя всё лучше и лучше». Метод оказался очень действенным, особенно для тех людей, которые в него верили.

Эмиль Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет поставленной перед собой цели.

Теория самосознания | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено

БИБЛИОГРАФИЯ

Самосознание — это способность воспринимать себя как объект мысли: люди могут думать, действовать и переживать, а также могут думать о том, чем они являются. думать, делать и испытывать. В социальной психологии изучение самосознания восходит к эпохальной теории самосознания Шелли Дюваль и Роберта Уиклунда (1972). Дюваль и Виклунд предположили, что в данный момент люди могут сосредоточить внимание на себе или на внешней среде. Сосредоточение на себе позволяет самооценка . Сосредоточившись на себе, люди сравнивают себя с стандартами правильности , которые определяют, как я должен думать, чувствовать и вести себя. Процесс сравнения себя со стандартами позволяет людям изменить свое поведение и испытать гордость и неудовлетворенность собой. Таким образом, самосознание является основным механизмом самоконтроля.

Исследования, проведенные с 1970-х годов, активно поддерживают теорию самосознания (Дюваль и Сильвия, 2001). Когда люди сосредотачивают внимание на себе, они сравнивают себя со стандартами, усерднее стараются соответствовать стандартам и демонстрируют более сильные эмоциональные реакции на соответствие или несоответствие стандарту. Тенденция изменять себя, чтобы соответствовать стандарту, зависит от других переменных, особенно от восприятия того, насколько трудно будет достичь стандарта. Примечательно, что многие эксперименты показали, что, когда люди не сосредоточены на себе, их действия часто не связаны с их личными стандартами — самосознание необходимо людям, чтобы уменьшить несоответствие между их действиями и их идеалами.

Теория самосознания обогатилась новыми методами исследования. Согласно теории, все, что заставляет людей сосредоточить внимание на себе, увеличивает самосознание. Исследователи достигают этого, помещая людей перед большими зеркалами, записывая их на видео, заставляя людей слушать записи их голосов или заставляя людей чувствовать, что они выделяются. Мгновенные уровни самосознания измеряются использованием людьми самореферентных слов и местоимений, а также тем, насколько быстро люди распознают важную для себя информацию.

Теория самосознания остается плодотворной и спорной теорией. Одним из новых направлений является применение теории самосознания к клиническим расстройствам, включающим негативную самооценку (например, депрессию) и чрезмерное самосознание (например, социальную тревогу). Одно из противоречий, рассмотренное Полом Сильвией и Гвидо Гендоллой (2001), заключается в том, позволяет ли самосознание делать точные суждения о себе. Многие исследователи предполагают, что самосознание создает более четкое восприятие внутренних состояний, эмоций и черт характера. Другие исследователи, однако, отмечают, что я-концепция изменчива, сложна и зависит от контекста — это не статичный объект, который можно просто воспринять и изучить. По иронии судьбы, делая некоторые аспекты себя особенно заметными, самосознание может преувеличивать и искажать суждения о том, на что похоже самость.

СМ. ТАКЖЕ Беспокойство; Самосознание, личное против публичного; Самооценка; самоконтроль; Теория самовосприятия

Дюваль, Шелли и Роберт А. Виклунд. 1972. Теория объективного самосознания . Нью-Йорк: Академическая пресса.

Дюваль, Томас Шелли и Пол Дж. Сильвия. 2001. Самосознание и причинная атрибуция: теория двойных систем . Нью-Йорк: Kluwer Academic Press.

Сильвия, Пол Дж. и Гвидо Х. Э. Гендолла. 2001. О самоанализе и самовосприятии: позволяет ли самофокусированное внимание точному самопознанию? Обзор общей психологии 5: 241–269.

Пол Дж. Сильвия

Международная энциклопедия социальных наук

Еще от encyclopedia.com

Самоуважение, самооценка Самооценка — это концепция, которая используется для объяснения широкого спектра эмоциональных, мотивационных и поведенческих явлений. Большинство американцев… «Я» Концепция «Я», предложенная Хайнцем Кохутом в «Анализе себя» (1971) не является фрейдистской концепцией и не появляется как таковая… Самость Термин «я» используется в нескольких различных значениях. Это может относиться к ансамблю психических агентов, нарциссической организации психики,… Я-концепции, Я-концепции. Самость является центральным понятием, используемым для представления индивида в социологической социальной психологии. Важность себя отражает… Самопредставление , Самопредставление Саморепрезентация — это представление субъекта о самом себе, основанное на его или ее собственной интерпретации. Это один из фактов… скайрайтинг , скайрайтинг •матирование •требовательность •бантинг, разглагольствование •расставание •очарование, насаждение •вечный, постный, продолжительный •узконаправленный •пускание, установка, мокрота…

About this article

Updated About encyclopedia.com content Print Article

You Might Also Like
NEARBY TERMS

self-awareness

self-assured

self-assurance

Self-Assessment

самоутверждение

самосборка

самоназначение

самовозвеличивание

самовозвеличивание

теория самоутверждения

Самоадминистрация

Саморегулирование

Самоадлеязычная примечание

Самоадлея

Самоадресованные

Самоадресация

Самореящая

Самообогание

Самоапресора отречение

самоуничижение

Самоотречение, Духовность

самоотречение

Я, Воля (iam) 1961-

Я, Воля 1961- (Уильям Вудворд Я)

Теория Самосознания0024

Самопочтения

Самоупотребление

поведение самообслуживания

Самоучинка

СОБАТА. самоочищающийся

самовзводной

одноцветный

самоцветный

самособирающийся компилятор

самомнение

самоуверенность

самоосуждение

признание в себе

самоуверенность

самосознание

Самосознание Эмоции

Самосознание

Самосознание, личное Против. Публичный

самодостаточный

противоречивый

Использование теории самосознания и навыков в психологии

Насколько вы самосознательны?

Задавать и размышлять над этим вопросом — пример самосознания.

Как часто вы ловите себя на мысли такого рода?

Если вы ответили «не часто», то эта статья идеально вам подходит.

Если вы ответили «Все время!», эта статья также идеально подходит для вас.

Почему? Потому что самосознание — это навык, который, как и мышцы, нуждается в хорошей тренировке, чтобы оставаться сильным и гибким.

Гуру эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман однажды сказал:

Если ваши эмоциональные способности не в ваших руках, если у вас нет самосознания, если вы не в состоянии управлять своими тревожными эмоциями, если вы не можете эмпатия и эффективные отношения, то, как бы вы ни были умны, вы далеко не продвинетесь.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на самосострадание. Эти подробные, научно обоснованные упражнения не только помогут вам повысить уровень сострадания и доброты, которые вы проявляете к себе, но и дадут вам инструменты, которые помогут вашим клиентам, студентам или сотрудникам проявлять больше сострадания к самим себе.

Эта статья содержит:

  • Что такое теория самосознания? Определение
  • Объективное самосознание в психологии
  • Взгляд на работы Дюваля и Виклунда
  • Взгляд на теорию социальной психологии
  • 7 примеров теории самосознания
  • Что такое теория самовосприятия и чем она отличается?
  • Что такое навыки самосознания?
  • 7 способов улучшить навыки самосознания
  • 7 полезных занятий и упражнений
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое теория самосознания? Определение

Американская психологическая ассоциация (nd) определяет теорию самосознания как «последствия сосредоточения внимания на себе». Многие исследования и литература, доступные сегодня, различают два типа самосознания: субъективное и объективное.

Субъективное самосознание — это идея о том, что мы являемся источником всех наших восприятий и поведения. Мир вращается вокруг нас на основе наших наблюдений и опыта.

Исследователи Дюваль и Виклунд, о которых вы прочтете позже, стремились дать определение объективному самосознанию. Это идея, что мы сравниваем себя с другими и какой-то стандарт правильного поведения. Все эти сравнения в поведении, отношениях и чертах способствуют нашему чувству самосознания (Американская психологическая ассоциация, nd).

Что привело нас к такому пониманию самосознания? Когда на самом деле начинается самосознание? Что происходит, когда кто-то не осознает себя?

В оставшейся части этой статьи мы рассмотрим некоторые из возможных ответов. Как и мы, вы можете поразмышлять над своими представлениями о самосознании. Пожалуйста, не стесняйтесь поделиться ими в разделе комментариев.

Объективное самосознание в психологии

В конце 1800-х годов Уильям Джеймс провел различие между субъективным и объективным «я».

С тех пор самосознание интересовало многих психологов (Brownell, Zerwas, & Ramani, 2007). Поиски определения того, когда появляется самость, почему она важна и что она означает для нашего развития, продолжается.

С точки зрения теории развития, дети начинают осознавать себя примерно в 18 месяцев (Brownell et al., 2007). Этот период знаменует собой начало «ужасных двоек», которые слишком хорошо знакомы многим родителям. Их ребенок начинает вести себя более самостоятельно. Они видят себя отделенными от других и узнают себя в зеркалах. Их новое любимое слово — «нет». Это пример субъективного осознания.

Rochat (2003) утверждал, что в раннем возрасте ребенка существует пять уровней самосознания. Это происходит последовательно примерно к четырем или пяти годам.

Это:

Уровень 0 — Путаница . Ребенок не способен увидеть разницу между собой и отражением себя.
Уровень 1 – Дифференциация . Ребенок начинает понимать, что зеркало – это отражение окружающего мира. Они видят, что что-то изменилось.
Уровень 2 – Ситуация . Это знаменует собой начало понимания уникальности себя, увиденной в зеркале. Ребенок осознает, что отражение находится «снаружи» по отношению к его реальному телу.
Уровень 3 – Идентификация. Распознавание того, что зеркальное отражение — это я, становится яснее.
Уровень 4 — Постоянство. Ребенок узнает себя на фотографиях и видео, даже если это «я» младше.
Уровень 5 — Самосознание или «мета» самосознание. Ребенок осознает себя и то, как его воспринимают другие.

Объективное самосознание, согласно Американской психологической ассоциации (n.d.), представляет собой «рефлективное состояние сосредоточенного на себе внимания». Это включает в себя оценку себя по сравнению с другими, а затем корректировку поведения и убеждений по мере необходимости. Когда между нашим идеальным и действительным «я» существуют различия, мы испытываем беспокойство. Чтобы исправить это, мы смотрим не на себя, а на других.

Имея в виду уровни Роша (2003), объективное самосознание происходит после пятого уровня. Саморегуляция, еще одна ключевая концепция в литературе по развитию, сложнее без объективного самосознания. Саморегуляция – это наша способность контролировать свои действия и импульсы. Люди, которые могут это сделать, с большей вероятностью достигнут своих целей. Они также стремятся соответствовать определенным стандартам поведения. Другие инструменты саморегулирования можно найти здесь.

Взгляд на работы Дюваля и Виклунда

В 1972 году Дюваль и Виклунд разработали идею объективного самосознания. Они утверждали, что в любой момент человек может быть сосредоточен на себе или на других. Кроме того, они считали, что внутренняя направленность предполагает сравнение себя со стандартами.

Эти стандарты возникают в результате взаимодействия с внешней средой. После интернализации человек может вносить коррективы в свои мысли и поведение. Чем больше человек сосредоточен на себе, тем больше он осознает себя.

Чтобы проверить свои идеи, они провели серию экспериментов. В одном исследовании они стремились определить, изменятся ли мнения и результаты, если испытуемый станет более самосознательным. Серия из трех экспериментов показала, что это так (Wicklund & Duval, 1971).

Субъекты, которые записывались на пленку, снимались с телекамеры или смотрели в зеркало во время выполнения задачи, демонстрировали повышенное самосознание. Мнения испытуемых соответствовали заданному стандарту (эксперименты 1 и 2) или их производительность улучшилась (эксперимент 3).

Исследования Дюваля и Виклунда являются основой для современных исследований в области самосознания вообще и объективного самосознания в частности. Их работа продемонстрировала, что эмпирическое исследование самофокусированного внимания возможно (Морин, 2011).

Взгляд на теорию социальной психологии

Социальная психология — это раздел психологии, изучающий человеческие взаимодействия.

Таким образом, логично, что этих исследователей интересует самосознание. Ученые хотят знать происхождение и последствия наших взаимодействий.

Важно понимать взаимосвязь между повышенным самосознанием и стандартами.

Некоторые вопросы, изучаемые социальными психологами, включают:

  • Существует ли такая вещь, как автоматическое сравнение себя со стандартами (Silvia & Phillips, 2013)?
  • 90–192 Каково влияние публичного и частного самосознания на деиндивидуализацию и агрессию (Prentice-Dunn & Rogers, 1982)?
  • Как самосознание влияет на лидерство (Showry & Manasa, 2014)?
  • На поведение потребителей влияет самосознание? Если да, то как (Ertimur & Lavoie, 2019)?
  • Как культура влияет на самосознание (Heine, Takemoto, Moskalenko, Lasaleta & Henrich, 2008)?

Изучение самосознания в рамках социальной психологии продолжается. Это область, наполненная динамичными исследованиями и не лишенная критики (Silvia & Duval, 2001). Сильвия и Дюваль выделяют три области, требующие дальнейшего внимания:

  • Как ожидания влияют на подход и предотвращение расхождений с собственными стандартами
  • Природа стандартов
  • Роль каузальной атрибуции в сокращении несоответствий

7 примеров теории самосознания

Самосознание — это «настройка» себя и других. Если вы начальник, который не слушает своих сотрудников, вы можете не осознавать, как они относятся к вам. Одним из инструментов управления, который часто используется для решения этой проблемы, является 360-градусная обратная связь.

Некоторые другие примеры теории включают наше осознание:

  • Наши действия в данный момент
  • Отношение к нашим действиям в данный момент
  • Наши эмоции в данный момент
  • Как мы хотим, чтобы нас воспринимали другие
  • Наш внешний вид
  • Внутренние конфликты (например, между вашими убеждениями и действиями)
  • Наши убеждения и ценности
  • Отношения, чувства и убеждения других людей

Неспособность развить самосознание может сделать ситуацию неудобной для других. Это также может привести к еще большему конфликту.

У некоторых людей отсутствие самосознания находится вне их контроля, например, при некоторых нейродегенеративных заболеваниях (например, болезни Альцгеймера, других формах деменции, анозогнозии, шизофрении и биполярном расстройстве), неврологических нарушениях и нарушениях развития ( например, расстройство аутистического спектра) и черепно-мозговая травма.

В некоторых из этих ситуаций человек все же может научиться лучше осознавать себя (Huang et al., 2017; Shany-Ur et al., 2014).

Что такое теория самовосприятия и чем она отличается?

Дэрил Бем (1972) разработал теорию формирования основных человеческих установок: люди наблюдают за своим поведением, а затем решают, какие установки вызвали это поведение.

Опыт не требуется. Бем считал, что люди используют такой же подход при интерпретации поведения других. Поведение случается; следует эмоция.

Например, попробуйте так:

Посмотрите в зеркало и нахмурьтесь. Делайте это в течение нескольких минут. Затем спросите себя, как вы себя чувствуете. Ты сердишься? Раздражительный? Раздраженный? Ваше поведение вызвало эмоции.

Другим примером является идея притворяться, пока вы не сделаете его . Может быть, у вас был ужасный день, но поскольку вы согласились посетить светское мероприятие, вы чувствуете себя обязанным прийти. После прибытия люди делают то, что все ожидают. Они приветствуют вас, вы приветствуете их, и все улыбаются. Прежде чем вы это осознаете, вы забудете обо всем, что вас раздражало. Вы чувствуете себя более счастливым или менее раздраженным, потому что имитировали ожидаемое поведение «кивнуть и улыбнуться».

Одно различие между этими двумя теориями заключается в том, что самовосприятие утверждает, что поведение предшествует эмоциям. Это происходит без явного сравнения с отношением или поведением других людей.

Что такое навыки самосознания?

Дэниел Гоулман (2012) описывает навыки самосознания как «знание того, что мы чувствуем и почему. Они являются основой для хорошей интуиции и принятия решений. [Самосознание] — это моральный компас». Его теория эмоционального интеллекта (Hay Group, 2005) описывает три компетенции, связанные с самосознанием:

  • Эмоциональное самосознание — распознавание собственных эмоций и их последствий
  • Точная самооценка – знание своих сильных сторон и ограничений
  • Уверенность в себе — сильное чувство собственного достоинства и способностей

Эти три навыка имеют решающее значение для развития эмоционального интеллекта (Goleman, 2012). Мы уже понимаем, что люди — социальные животные. Наше общение часто происходит на бессознательном уровне (Mlodinow, 2012).

Вспомните время, когда у вас не было хорошего дня. С кем вы общались? Знал ли человек вас хорошо или нет, не имеет значения. В большинстве случаев люди очень точно определяют бессознательную коммуникацию. Повышение самосознания может привести к большему успеху в отношениях в наших различных сообществах.

7 способов улучшить навыки самосознания

Мы коснулись некоторых исследований роли самосознания в нашей жизни.

Теперь вопрос в том, h как нам улучшить этот навык?  К счастью, это можно сделать несколькими способами.

Вы можете попробовать каждую из приведенных ниже стратегий, чтобы определить, какая из них подходит вам лучше всего:

  1. Научитесь медитировать . Если это кажется пугающим, начните всего с 30 секунд медленного глубокого дыхания.
  2. Получить отзыв . Иногда мы не знаем своих сильных и слабых сторон. Спрашивая других, мы можем увидеть, где мы можем стать лучше, а где мы уже преуспели.
  3. Научитесь записывать, отслеживать и анализировать свои цели . Когда вы видите, как достигаете целей, вы получаете представление о том, что вами движет.
  4. Используйте оценки личности и черт характера, чтобы получить представление . Примеры включают опросы VIA Character Survey и StrengthsFinder, но есть и другие опросы.
  5. Журнал . Позвольте себе свободно писать или использовать подсказки. И то, и другое поможет вам по-новому взглянуть на свои мысли, убеждения и чувства.
  6. Написание утренних страниц . Эта идея взята из книги Джулии Кэмерон «Путь художника ». Каждое утро пишите от руки три страницы всего, что приходит вам на ум. Даже если все, что вы напишете на трех страницах, это: «Я не могу придумать, что написать», это нормально. Суть в том, чтобы позволить себе выкинуть все из головы перед началом дня. Это может выглядеть как беспорядочный мусор. Это также может объединиться во что-то, чем вы могли бы заняться позже. Это поток сознания пишет, а не рисует и не планирует. Не перечитывайте свои страницы, если, конечно, не всплывет идея для чего-то крутого (Ядро для книги? Решение проблемы?). Вы можете узнать что-то удивительное о том, кто вы есть, что вы цените и что для вас важнее всего.
  7. Азбука Альберта Эллиса . Каждый из нас переживает активирующие события (А), которые вызывают негативные эмоциональные реакции. Эти эмоциональные реакции проявляются в виде внутреннего диалога или убеждений (Б) и могут привести к негативным последствиям (В). Эллис разработал Рационально-эмоциональную поведенческую терапию (РЭПТ), чтобы помочь людям лучше справляться с иррациональными убеждениями, связанными с неблагоприятными событиями. REBT повышает наше самосознание, обучая нас «выявлять, бросать вызов и заменять саморазрушительные убеждения более здоровыми, которые способствуют эмоциональному благополучию и достижению целей» (Институт Альберта Эллиса, n.d.).

Вы также можете ознакомиться с нашей подборкой книг по самосознанию, которые помогут вам улучшить свои навыки.

7 Полезные занятия и упражнения

Пришло время глубоко погрузиться в конкретные практики, которые вы можете принять и адаптировать в своем стремлении к самосознанию. Каждый из них работает с отдельными людьми и группами.

1. Назначьте свидание самому себе

Свидания артистов — еще одно упражнение, придуманное Джулией Кэмерон, — интересный способ раскрыть свои творческие способности. Раз в неделю думайте об одной вещи, которую было бы интересно изучить или изучить. Например, быть туристом в своем городе. Что вы можете обнаружить, чего вы еще не знали? Решите искать определенную форму во время прогулки.

Есть бесчисленное множество способов, которыми вы можете встречаться с артистами. Ваши экспедиции обязательно зажгут ваше воображение. Они также могут помочь вам лучше соединиться со своим творческим «я». Кто ты, когда ты наиболее креативен? Вы более игривый?

Чтобы адаптировать пример к условиям небольшой группы, предложите каждой группе выбрать одну вещь, которую они будут искать. Затем выходите наружу. Выделите до 15 минут на исследование. Когда все вернутся, члены группы могут вести дневник о своем опыте. Фасилитатор также может предложить членам группы поделиться своим опытом.

2. Окно Джохари

Советник Карл прекрасно объясняет концепцию этого упражнения в видео ниже. Задание представляет собой комбинированную самооценку и оценку других. Знания, которые вы получаете, помогают вам лучше осознавать себя. Если вы хотите изучить этот подход, посетите Kevan.org.

На сайте вы увидите список прилагательных. Вы определяете пять-шесть слов, которые описывают вас, а затем делитесь ссылкой с другими. Когда ваши друзья и коллеги оставляют вам отзывы, они могут делать это анонимно. Вам не нужно ни на что подписываться.

3. Смена парадигмы

Для этого упражнения вам понадобятся большие цветные изображения или рекламные объявления. Из своей стопки выберите одну картинку. Разрежьте изображение на более мелкие части, чтобы вы не могли определить, что это было раньше. Создайте новый дизайн и дайте ему название. Если вы делаете это с кем-то другим, объясните, что представляет собой новый образ и каким он был изначально. Когда закончите, рассмотрите следующие вопросы:

  • Каково это было преобразовать одно изображение в другое?
  • Насколько сложно было «отпустить» первую картинку?
  • Что нужно, чтобы «отпустить» что-то одно, чтобы на его место пришло что-то новое?
  • Когда вы успешно делали это или видели это в прошлом?

4. Кто эти люди?

Иногда бывает сложно изменить свое мышление. Нам становится комфортно с тем, где мы находимся и кем мы стали. Кроме того, перемены могут быть страшными и тяжелыми. В этом упражнении вы должны расшифровать список из 10 анаграмм. Например:

  1. АРЕСТ
  2. ГНИЛИ ТРЕСКИ
  3. КОЛОНКА ДЛЯ МОНЕТ
  4. ТУШЕНОЕ СЭР
  5. ЖУРНАЛ №
  6. СНЕГ КОЛЕБА
  7. МОШЕННИК
  8. КИСЛАЯ ШАПКА
  9. ЛИТАЯ ПОСУДА
  10. ТАРТ

Когда закончишь, поразмышляй над этими вопросами,

  • Что помешало тебе увидеть ответы?
  • Что помогло вам решить анаграммы?
  • Какие идеи или убеждения вы придерживаетесь, которые служат ограничениями или ограничениями?

5.

Разум важнее тела

Верите ли вы, что наши мысли влияют на реакцию нашего тела? Для этого упражнения вам понадобится партнер. Попросите друга встать перед вами с закрытыми глазами и вспомнить положительный опыт.

Когда они будут готовы, прикажите им кивнуть. Попросите вашего партнера поднять доминирующую руку на высоту плеча и сжать кулак. Их рука должна быть параллельна полу и находиться перед ними. Скажите своему партнеру, чтобы он называл свое имя, когда вы пытаетесь толкнуть его руку вниз. Теперь твоя очередь.

Выполните ту же процедуру, что и раньше, но на этот раз вы вызовете неприятное воспоминание. Когда ваш партнер говорит вам поднять руку, вы произносите выдуманное имя вместо своего. Скорее всего, рука вашего партнера опустилась ненамного, если вообще опустилась, но ваша опустилась.

Подумайте об этом:

  • Каково типичное воздействие на наше тело, когда мы счастливы и честны?
  • Каково типичное воздействие на наше тело, когда мы чувствуем себя негативно или лживо?

6.

Упражнение интуитивного рисования маори

Медики маори Новой Зеландии использовали это как способ помочь людям оценить свою жизнь. Делается ежегодно, обычно в свой день рождения, человек исследует свое прошлое, настоящее и будущее, рисуя картинку.

Нарисуйте на листе бумаги большой круг, создав на странице то, что маори назвали бы «священным пространством». На обратной стороне бумаги напишите следующие слова:

Змея
Цветок
Бабочка
Птичья тропа
Гора
Убежище
Дерево

Нарисуйте эти восемь символов в своем священном пространстве в любом месте. Уделите столько времени, сколько хотите. После того, как вы закончите, добавьте пунктирную горизонтальную и вертикальную линии, чтобы разделить бумагу на четыре квадранта. Объяснение длинное. Ищите здесь. Это прекрасное занятие, которое нужно делать каждый год.

7. Самоанализ эмоционального интеллекта

Это упражнение, разработанное доктором Хьюго Альбертсом, направлено на то, чтобы помочь вам оценить вашу способность:

  • Понять свои эмоции
  • Понимать эмоции других
  • Регулируйте свои эмоции
  • Используйте свои эмоции, чтобы улучшить себя

В каждой из вышеперечисленных областей вы оцениваете свои текущие способности и то, как вы можете их усилить. Альбертс включает несколько вопросов, чтобы подтолкнуть вас к размышлению.

Например, если вы пытаетесь лучше понять свои эмоции, подумайте над этим:

  1. Насколько хорошо я могу определить, что я чувствую?
  2. Насколько хорошо я знаю, счастлив я или нет?
  3. Насколько хорошо я могу замечать, когда я зол, грустен, скучаю и т. д.?
  4. Насколько хорошо я умею определять свои эмоциональные колебания?

Рассмотрев список вопросов, напишите свой текущий анализ. Затем напишите, как, по вашему мнению, вы могли бы укрепить свои навыки в этой области. В каждом разделе оценки в среднем шесть вопросов.

В группе ведущий может представить это на примере. После обсуждения примера члены группы работают самостоятельно. Ограничения по времени могут не позволить завершить каждую оценку во время семинара.

Есть несколько способов справиться с этим:

  • Если группа собирается на несколько дней, это может быть домашним заданием.
  • Если группа собирается только один раз, то тренер может предложить завершить задание дома.
  • Если группа снова соберется, участники могут поделиться своими мыслями в небольших группах. Фасилитатор также может пригласить к участию большую группу тех, кому это удобно.

Совместное использование с другими является необязательным и не является частью первоначального действия. Альбертс также предоставляет список рекомендуемой литературы. Вы можете узнать больше об этом и других инструментах в Инструментарии позитивной психологии©.

Сообщение на вынос

Самосознание — один из лучших способов создать гармоничную жизнь. Подобно мышце, которая атрофируется без использования, отсутствие самосознания может разрушить наши отношения не только с другими, но и с самими собой.

К счастью, мы не должны допустить этого. Такие упражнения, как медитация, ведение дневника и другие, требующие постоянного размышления, укрепляют наше самосознание.

Что вы сделаете сегодня, чтобы стать более осознанным?

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения на самосострадание.

  • Институт Альберта Эллиса. (н.д.). О. Получено с https://albertellis.org/about-albert-ellis-phd/about-aei/
  • .
  • Американская психологическая ассоциация. (н.д.). Теория самосознания . Получено с https://dictionary.apa.org/self-awareness-theory
  • .
  • Бем, DJ (1972). Теория самовосприятия. В Л. Берковице (ред.), Успехи экспериментальной психологии (том 6) (стр. 1–62). Академическая пресса.
  • Браунелл, К.А., Зервас, С., и Рамани, ГБ (2007). «Такой большой»: развитие самосознания тела у малышей. Развитие ребенка , 78 (5), 1426–1440.
  • Дюваль С. и Виклунд Р. А. (1972). Теория объективного самосознания. Академическая пресса.
  • Эртимур Б. и Лавуа Д. Р. (2019). Калибровка себя: развитие самосознания и поощрение саморегуляции в понимании поведения потребителей. Обзор маркетингового образования, 29 (2), 113–118.
  • Гоулман, Д. (2012). Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ. Рэндом Хаус.
  • Хэй Групп. (2005, ноябрь). Опросник эмоциональной компетентности (ECI) . Центр исследований и инноваций Макклелланда. Получено с http://www.eiconsortium.org/pdf/ECI_2_0_Technical_Manual_v2.pdf
  • .
  • Хайне, С. Дж., Такемото, Т., Москаленко, С., Ласалета, Дж. Д., и Генрих, Дж. (2008). Зеркала в голове: культурные различия в объективном самосознании. Бюллетень личности и социальной психологии , 34 (7), 879–887.
  • Хуанг, А. X., Хьюз, Т. Л., Саттон, Л. Р., Лоуренс, М., Чен, X., Джи, З., и Зелеке, В. (2017). Понимание себя у людей с расстройствами аутистического спектра (РАС): обзор литературы. Границы психологии , 8 .
  • Млодинов, Л. (2012). Подсознание: как ваше бессознательное управляет вашим поведением. Винтаж.
  • Морин, А. (2011). Самосознание Часть 1: Определение, меры, эффекты, функции и предпосылки. Компас социальной психологии и психологии личности , 5 (10), 807–823.
  • Прентис-Данн, С., и Роджерс, Р. В. (1982). Влияние публичного и частного самосознания на деиндивидуализацию и агрессию. Журнал личности и социальной психологии, 43 (3), 503–513.
  • Роша, П. (2003). Пять уровней самосознания, как они раскрываются в начале жизни. Сознание и познание, 12 (4), 717–731.
  • Шани-Ур, Т., Лин, Н., Розен, Х.Дж., Соллбергер, М., Миллер, Б.Л., и Рэнкин, К.П. (2014). Самосознание при нейродегенеративном заболевании зависит от нейронных структур, опосредующих внимание, ориентированное на вознаграждение. Мозг , 137 (8), 2368–2381.
  • Шоури, М., и Манаса, К.В.Л. (2014). Самосознание – ключ к эффективному лидерству. IUP Journal of Soft Skills , 8 (1), 15–26.
  • Сильвия, П.Дж., и Дюваль, Т.С. (2001). Теория объективного самосознания: недавний прогресс и постоянные проблемы. Обзор личности и социальной психологии, 5 (3), 230-241.