Познание в ЕГЭ по обществознанию: научное, эмпирическое

Что такое познание?

«Познание – это деятельность, нацеленная на получение истинных знаний о действительности, окружающем мире и о самом себе».

Целью всякого познания выступает истина, а результатом – усвоенные знания.

Концепции познания мира – ЕГЭ по обществознанию

Агностицизм

Мир познать невозможно, т.к. нам недоступно познание многих его компонентов.

Скептицизм

Познание мира сомнительно, т.к. многие наши знания проверить невозможно, поэтому то, что мы узнаем о мире не факт, что является истинным знанием.

Гносеологический оптимизм

Мир познаваем, и получаемые нами знания о мире достоверны.

Уровни познания

Познание как процесс протекает у человека на двух уровнях – чувственном и рациональном.

Сразу подчеркнем, что чувственное и рациональное познание неразрывно связаны между собой и всегда работают вместе.

Наше мышление состоит из образов, которые формируются через цепочку ощущение – восприятие – представление – понятие – суждение – умозаключение.

В научной философии их называют формами мышления, в обществознании же они рассматриваются как ступени познания – эти классификации друг другу не противоречат, т.к. познание и мышление тесно взаимосвязаны как компоненты человека невозможные друг без друга.

Чувственный уровень познания

Ощущение

Отражение в сознании субъекта отдельных чувственных сторон познаваемого объекта

Пример: шелест страниц, запах кожаного; переплета, небольшой вес и т.д.

Восприятие

Чувственный образ целостного объекта, непосредственно данный в живом созерцании.

Пример: жесткий на ощупь  объект прямоугольной формы и небольшого размера, довольно легкий, с кожаной поверхностью бордового цвета.

Представление

Целостный образ объекта, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.

Пример: воспоминание увиденном ранее объекте – бордовый, прямоугольной формы и т.д.

Рациональный уровень познания

Понятие

Слово, определение которого по своему смыслу закрепляет наиболее существенные признаки объекта.

Пример: можно определить, что предмет, о котором речь шла выше – скорее всего, книга. Понятие «книга» включает не только ее чувственный образ, но и назначение – сохранение и передача информации с помощью печатного текста.

Суждение

Предложение, в котором логически выражено отношение между двумя и более понятиями.

Пример: например, имеются понятие «книга» и  понятие «текст». Можно связать эти два различных понятия с помощью суждения «Текст содержится в книге».

Умозаключение

Логический вывод, следующий из двух и более суждений, сделанных ранее, в результате чего формулируется новое суждение.

Пример: допустим, что текст, о котором ранее шла речь – английский. Тогда из двух суждений – «Текст содержится в книге» и «Текст написан на английском языке» – логически следует умозаключение: «Эту книгу написал тот, кто говорит по-английски».

Виды знаний

Житейское

  1. Носит эмпирический характер;
  2. Базируется на здравом смысле;
  3. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой;
  4. Сводится к констатации фактов и их описанию.

Научное

  1. Понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов;
  2. Осуществляет предвидение различных вещей;
  3. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т.д.).

Практическое

Овладение вещами, преобразование мира

Художественное

  1. Целостное отображение мира и человека в нём;
  2. Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное

  1. Отражение реальности в логических понятиях и категориях;
  2. Связано с рациональным мышлением.

Иррациональное

  1. Не связано с рациональным мышлением и даже  противоречит ему;
  2. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, и также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.

Личностное

Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

Виды ненаучного знания

Ненаучное

Разрозненное несистемное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира.

Донаучное

Прототип, предпосылочная база научного знания.

Лженаучное

Сознательно использует домыслы и предрассудки.

Антинаучное

Утопическое и сознательное искажение представлений о действительности.

Рассматривая данную классификацию, уделим особое внимание научному познанию. Его главной отличительной чертой является то, что оно стремится к получению совершенно новых знаний в масштабах всего человечества. Таким образом, научное знание претендует на объективность, то есть на адекватность и истинность вне зависимости от личностных установок познающего субъекта-ученого. Для достижения подобного качества любая наука (будь она точная или гуманитарная) использует общенаучные методы (формы) познания:

Методы теоретического уровня познания

Проблема – гипотеза – теория

Методы эмпирического познания: ЕГЭ по обществознанию

Наблюдение – описание – эксперимент

Уровни познания обществознание в ЕГЭ: задания

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. Познание – деятельность человека, направленная на постижение сущности предметов и явлений объективного мира, их отображение в человеческом сознании посредством субъективных образов.
  2. Чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего субъекта с познаваемым объектом.
  3. Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.
  4. Рациональное познание (логическое мышление) на выявление внутренних, существенных признаков и свойств, связей, закономерностей.
  5. Понятие, суждение, умозаключение – этапы чувственной ступени познания.
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира:

  • высказывание мнения;
  • непосредственное наблюдение;
  • проведение эксперимента;
  • мысленное моделирование;
  • пересказ текста;
  • эмпирическое описание.

Найдите два термина, выпадающих из общего ряда. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответы

  • 1,2,4;
  • 1,5.
Все статьи

Подготовка к ЕГЭ. Познание — презентация онлайн

1. Познание

Подготовка к ЕГЭ
по обществознанию
для учащихся 11 классов

2.

«Знание – сила»Френсис Бэкон, английский философ
(1581 – 1626)
«ЗНАНИЕ –
СИЛА»

3. Что такое познание?

В процессе своей деятельности
человек приобретал знания.
Знания – совокупность сведений,
информации об окружающем мире и о
себе, проверенных на практике и
отраженные в мышлении человека.
Знания появляются в результате
познавательной деятельности.

4. Что такое познание?

Познание – это отражение и
воспроизведение действительности в
мышлении субъекта, результатом
которого является новое знание о мире.
Познание – это процесс получения
знания.

5. Элементы познавательной деятельности

Познание – это один из видов деятельности
человека, следовательно в нем также
выделяются основные элементы:
Субъект познания – тот, кто получает знания
(человек, общество)
Объект – то, что познается (отдельный
предмет, окружающий мир, внутренний мир
человека)
Методы познания – способы, позволяющие
получить истину (зависят от вида познания).
Цель познания – приобретение истинных знаний об
объективном мире.
Результат познания – знание.

6. Отличительные особенности познавательной деятельности:

1) нацеленность на приобретение новых
знаний, раскрытие тайн природы
2) использование специальных методов
(особенно присуще науке)
3) непосредственным результатом познания
является обогащение наших знаний и
представление о мире и о человеке,
формирование картины мира, также
познавательная деятельность развивает
интеллектуальные способности человека

7. Ступени познания

Рациональное (логическое)
• Высшая ступень познания.
• Выявление общего, существенного в
познаваемом объекте.
• Основной инструмент – разум и мышление.
• Результаты закрепляются в знаковых
формах, системах
Чувственное
• Низшая ступень познания.
• Осуществляется с помощью органов чувств
(зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
• Познание через чувственные образы
(представления).

8. Формы познания

Рациональное (логическое)
• Формулируется с
помощью суждений,
умозаключений,
понятий.
Чувственное
• В форме ощущений,
восприятий и
представлений.

9. Формы чувственного познания

Ощущение
— Это данные органов чувств об
отдельных свойствах отдельных
предметов
Восприятие
— Это целостный образ предмета,
суммирующий отдельные ощущения в
некую целостность, выделение
предмета из окружающей
действительности
Представление
— Это высшая форма чувственного
познания, образ предмета,
сохраняемый в памяти вне
непосредственного контакта с ним.
(может формироваться о предметах, с
которыми не было контакта).

10. Формы рационального познания

Понятие
Суждение
— мысль, выделяющая из
действительности некий класс
предметов с помощью указания на их
общие признаки.
— мысль, содержащая утверждение о
наличии в действительности какоголибо положения дел.
Умозаключение система взаимосвязанных понятий и
(теория)
суждений, раскрывающая совокупность
законов и закономерностей в какойлибо предметной области

11. Ступени познания

Находятся в единстве, переходят друг в друга,
взаимно дополняют.
Когда чувственного и рационального познания
не достаточно, важную роль в познании может
сыграть интуиция (вспышка
проницательности, способность человека к
постижению истины без какого-либо
обоснования с помощью доказательств).
Многие утверждения, основанные на здравом
смысле, общепринятом мнении, не являются
истинными.

12. Философы об истине

• Истина – это
соответствие знания
объекту,
действительности
• Истина выступает как
согласие разума с самим
собой, поскольку познание
является раскрытием
духовной, разумной
первоосновы мира
• Важнейший признак
истинного знания ясность
Аристотель
Р.Декарт
Платон и
Гегель
Д.Беркли,
Э. Мах,
Р.Авенариус
• Истина – это результат
совпадения восприятий
большинства

13. Проблема истины

Адекватно ли
человек
отображает в
своем сознании
действительность
или впадает в
заблуждение?
Адекватно
(правильно)
Истина
Неадекватно
(неправильно)
Заблуждение

14. Свойства истины

Конкретность
• это
зависимость
истины от
места, времени
и других
условий ее
получения
Объективность
• это такое
содержание
наших знаний,
которое не
зависит ни от
человека, ни от
человечества

15. Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли

Агностицизм
Эмпирики
Рационалисты
• «Недоступный
познанию»
(греч.)
• Отрицают
возможность
получения
истинного
знания
• «Опыт» (греч.)
• Отводят
решающую
роль в
достижении
истины
чувственному
познанию
• «Разум» (лат.)
• Считают разум
критерием
истины
Прагматики
• «Действие»
(греч. )
• Истинно то
знание,
которое
способствует
решению
жизненных
задач

16. Истина

Объективная
• Не зависит от человека, существует в
объективной реальности
Субъективная
• Устанавливается конкретным
субъектом познания (человеком,
группой, обществом)

17. Абсолютная истина

Это несомненное, неизменное, раз и
навсегда установленное знание о
предмете или явлении.
Она полностью исчерпывает предмет
изучения и не может быть опровергнута
при дальнейшем развитии познания.
Многие философы считают ее идеалом,
образцом, к которому должно
стремиться наше знание.
В реальности такое знание практически
невозможно.

18. Относительная истина

На пути к абсолютной истине человек получает
относительные истины, то есть неполное,
ограниченное знание.
Относительность истины определяется рядом
причин:
— Познаваемый мир бесконечен и изменчив;
— Возможности познания зависят от реальных
исторических условий своего времени;
— Познание определяется уровнем развития
производства, духовной культуры,
имеющимися средствами наблюдения,
эксперимента.
Критерий
В чем заключается
Недостатки
1. Опыт (эмпирический
критерий)
Основан на данных
чувственного познания
Органы чувств не всегда
дают верную информацию;
не все знания можно
получить на основе
чувственного опыта
2. Разум (рациональный
критерий)
Новые знания выводятся Исходные посылки могут
из общих посылок по
быть неточными или даже
законам логики
ошибочными
3. Практика
Эксперимент или
практическое
взаимодействие с
другими предметами
Есть явления, которые
нельзя подвергнуть
воздействию

20. Виды познания

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Обыденное
Научное
Философское
Художественное
Социальное
Самопознание

21. 1. Научное познание

Отличается от других видов познания
стремлением к получению объективной
истины, не зависящей от личности
исследователя.
Полученный результат не должен зависеть от
пристрастий, частных мнений, авторитетов.
Направлено на получение таких знаний,
которые не только связаны с сегодняшним
днем, но и могут найти применение в
будущем.
Используются особые методы и формы
познания.

22. Уровни научного познания

Эмпирический уровень
Теоретический уровень
Эмпирический уровень –
нахождение новых фактов,
обобщение и поиск тенденций
протекания того или иного
процесса.
Теоретический уровень –
формулирование общих
закономерностей, создание
целостной научной теории, а
затем формирование общей
научной картины мира.
Означает все, что дано человеку
на основе чувственного опыта,
т.е. его способности ощущать,
воспринимать, отражать
внешние воздействия,
переживать и понимать чтолибо.

23. Уровни научного познания:

ЭМПИРИЧЕСКИЙ
Главная задача:
Описание предметов и
явлений.
Основная форма
получаемого знания:
Эмпирический (научный)
факт
Основные методы:
Метод наблюдения
Метод эмпирического
описания
Метод эксперимента
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
Главная задача:
Объяснение изучаемых
явлений.
Основная форма
получаемого знания:
В форме законов,
принципов, научных теорий,
в которых раскрывается
сущность познаваемых
объектов.
Основные методы:
Мыслительный эксперимент
Метод гипотезы
Формулирование научной
теории
Основные формы научного познания:
1. НАУЧНЫЙ ФАКТ- предложение,
фиксирующее эмпирическое
(проверенное опытом) знание.
2. НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА –
затруднение, преодоление которого
возможно только с помощью научного
исследования.
3. НАУЧНАЯ ИДЕЯ — интуитивное
объяснение явления: без аргументации,
осознания всей совокупности связей,
позволяющих сделать вывод.
4. ГИПОТЕЗА – допущение или
предположение, истинность которого не
определена.
5. ЗАКОН – отображение существенной,
необходимой и повторяющейся связи
между объектами и явлениями.
6. ТЕОРИЯ – наиболее развитая форма
научного познания, дающая целостное
представление о закономерностях
определенной области
действительности. Теория строится как
система разных законов, относящихся к
одной области.
НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ — называется логически
непротиворечивое описание явлений
окружающего мира, которое выражено
особой системой утверждений, законов
науки, понятий.
Теория -наиболее развитая форма научного
знания, дающая целостное отображение
закономерных и существенных связей
определенной области действительности.
Факты в закономерность – всеобщая и
необходимая связь между ними, так или
иначе, дальнейшее развитие;
Совокупность данных в систему;
От простого собирания фактов, изучения
закономерностей – в теорию.
Научное исследование имеет
определенный алгоритм:
1.Сбор эмпирической информации.
2. Выдвижение гипотезы.
3. Теоретическое моделирование, т. е.
теоретическое выявление причинноследственных связей между
исследуемыми явлениями.
4. Эмпирическое исследование
(постановка эксперимента, анализ
данных наблюдения, исследование
документов).
Правильность научной теории:
Логическая непротиворечивость,
доказательность;
Проверка на практике – наблюдение,
научный эксперимент. От слепой веры, т.е.
беспрекословного признания истинным
положения без какой-либо логического
обоснования, практической проверки.
Этим научное знание отличается от
слепой веры, т.е. беспрекословного
признания истинным того или иного
положения без какого-либо логического
обоснования и практической проверки.
3. Функции научного познания.
Среди важнейших социальный функций
науки, научного знания выделяют:
1) познавательно-объяснительная .
2) мировоззренческая.
3) прогностическая.
Модели развития научного знания:
1 модель — модель постепенного развития
в основе утверждения: что истоки любого
нового знания можно найти в прошлом, а
работа ученого должна лишь сводиться к
внимательному изучению работ своих
предшественников.
2 модель — модель развития науки через
научные революции периодически любая
наука должна переживать коренную смену
господствующих в ней представлений и
переходить от « этапа спокойного развития»
к этапу «кризиса и смены парадигм».
ПАРАДИГМА – господствующая
система идей и теорий, которая служит
эталоном мышления в конкретный
исторический период и позволяет
ученым и обществу успешно решать
стоящие на повестке дня
мировоззренческие и практические
задачи.

34. 2. Способы ненаучного (обыденного) познания

Мифы – самый ранний способ
понимания природной и общественной
действительности.
Опыт повседневной жизни, жизненная
практика.
Народная мудрость и здравый смысл.
Паранаука.
Познание средствами искусства.

35. 3. Социальное познание

Совпадает объект и субъект познания.
Существуют несовпадения выводов и оценок,
возникающих при изучении общества.
Сложность изучаемого объекта – общества.
Ограничение возможности проведения
наблюдений и экспериментов над
обществом.
Многие ученые считают, что возможно лишь
описание общественных явлений, а не
объяснение.

36. 4. Самопознание

Получение человеком знаний о самом
себе.
Формы самопознания:
— Самоузнавание
— Самооценка
— Самоисповедь
Самопознание может осуществляться в
процессе других видов деятельности –
игре, общения, труда и др.

37. 5. Художественное познание

1. Познание мира с помощью
художественных образов.
2. Образы помогают представить
идеальную мысль через реальное
представление и понять это
воплощение через выражение мысли.
3. Субъективное отражение
действительности

38. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

39. 1. И чувственное, и рациональное познание:

1) формирует знания и представления о
предмете;
2) использует логические
умозаключения;
3) начинается с ощущения;
4) даёт наглядный образ предмета.

40. 1. И чувственное, и рациональное познание:

1) формирует знания и представления о
предмете;
2) использует логические
умозаключения;
3) начинается с ощущения;
4) даёт наглядный образ предмета.

41. 2. Рациональное познание в отличие от чувственного:

1)
2)
3)
4)
присуще только образованным людям;
формирует понятие о предмете;
является критерием истины;
приводит к полезным результатам.

43. 2. Рациональное познание в отличие от чувственного:

1)
2)
3)
4)
присуще только образованным людям;
формирует понятие о предмете;
является критерием истины;
приводит к полезным результатам.

44. 3. Познание в отличие от труда:

1) предполагает наличие цели;
2) не имеет практического значения;
3) направлено на получение знаний о
предмете;
4) предусматривает соответствие цели и
средств.

45. 3. Познание в отличие от труда:

1) предполагает наличие цели;
2) не имеет практического значения;
3) направлено на получение знаний о
предмете;
4) предусматривает соответствие цели и
средств.

46. 4. Разделить ниже приведённые понятия на 2 группы:

А. рациональное познание;
Б. чувственное познание.
1) суждение;
2) восприятие;
3) ощущение;
4) понятие;
5) представление;
6) умозаключение.

47. 4. Разделить ниже приведённые понятия на 2 группы:

А. рациональное познание;
Б. чувственное познание.
1) суждение;
4) понятие;
2) восприятие;
5) представление;
3) ощущение;
6) умозаключение.
ОТВЕТ: Б А А Б А Б

48. 5. Истинное знание в отличие от ложного:

1) добывается в ходе познавательной
деятельности;
2) соответствует самому предмету
познания;
3) требует усилий для своего понимания;
4) излагается с использованием научных
терминов.

50. 5. Истинное знание в отличие от ложного:

1) добывается в ходе познавательной
деятельности;
2) соответствует самому предмету
познания;
3) требует усилий для своего понимания;
4) излагается с использованием научных
терминов.

51. 6. Какое из приведённых утверждений является научным:

1) время течёт повсюду одинаково;
2) делая добро другим, человек
нравственно возвышается;
3) электрический ток течёт по проводам
так же, как вода по трубам;
4) существует наследственная
предрасположенность к отдельным
заболеваниям.

52. 6. Какое из приведённых утверждений является научным:

1) время течёт повсюду одинаково;
2) делая добро другим, человек
нравственно возвышается;
3) электрический ток течёт по проводам
так же, как вода по трубам;
4) существует наследственная
предрасположенность к отдельным
заболеваниям.

53. 7. Житейские знания основаны на:

1) эстетическом отношении к
действительности;
2) здравом смысле;
3) интуитивном озарении;
4) научно обобщённых фактах.

54. 7. Житейские знания основаны на:

1) эстетическом отношении к
действительности;
2) здравом смысле;
3) интуитивном озарении;
4) научно обобщённых фактах.

55. 8. Привести в соответствие столбцы. Ответ записать в виде последовательности букв.

1)
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ 2)
А. ощущение
3)
Б. восприятие
4)
В. представление
Г. понятие
5)
Д. суждение
Е. умозаключение
6)
7)
8)
ОПЕРАЦИИ
обобщение полученных данных
объяснение причин явления
пространственная локализация
предмета
создание мысленной модели
предмета
создание наглядного образа
предмета на основе его созерцания
«схватывание» предмета в его
целостности, единстве видимых
свойств
построение классификации
предметов по определённому
основанию
сохранение в памяти образа ранее
виденного предмета

57.

8. Привести в соответствие столбцы. Ответ записать в виде последовательности букв.1)
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ 2)
А. ощущение
3)
Б. восприятие
4)
В. представление
Г. понятие
5)
Д. суждение
Е. умозаключение
6)
ОТВЕТ:
ЕДБВББДВ
7)
8)
ОПЕРАЦИИ
обобщение полученных данных
объяснение причин явления
пространственная локализация
предмета
создание мысленной модели
предмета
создание наглядного образа
предмета на основе его созерцания
«схватывание» предмета в его
целостности, единстве видимых
свойств
построение классификации
предметов по определённому
основанию
сохранение в памяти образа ранее
виденного предмета

58. 9. Что является отличительным признаком познавательной деятельности?

1) наличие объекта и субъекта
деятельности
2) нацеленность на обретение нового
знания
3) отбор средств в соответствии с
поставленной целью
4) опора на повседневный опыт

59.

9. Что является отличительным признаком познавательной деятельности?1) наличие объекта и субъекта
деятельности
2) нацеленность на обретение нового
знания
3) отбор средств в соответствии с
поставленной целью
4) опора на повседневный опыт

60. 10. Нацеленность на обретение нового знания присуща

1)
2)
3)
4)
трудовой деятельности
познавательной деятельности
игровой деятельности
коммуникативной деятельности

61. 10. Нацеленность на обретение нового знания присуща

1)
2)
3)
4)
трудовой деятельности
познавательной деятельности
игровой деятельности
коммуникативной деятельности

62. 11. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно

1) опирается на здравый смысл
2) использует понятия и суждения
3) создаётся в результате
познавательной деятельности
4) соответствует предмету познания

63. 11. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно

1) опирается на здравый смысл
2) использует понятия и суждения
3) создаётся в результате
познавательной деятельности
4) соответствует предмету познания

64.

12. Среди причин, обуславливающих относительный характер открываемых в познании истин, чаще всего называют ограниченностьпознавательных
возможностей человека: далеко не всё
доступно нашему восприятию, имеет свои
границы и рациональное познание. Что
ещё придаёт нашим выводам и
суждениям о мире относительный
характер? (Укажите три черты.)

65. ОТВЕТ:

бесконечное разнообразие
окружающего мира,
изменчивость мира и самого человека,
влияние на позицию исследователя
господствующих в данную эпоху
представлений,
ограниченность средств познания
уровнем развития техники;

66. 13. Несомненное, раз и навсегда установленное знание — это

1)
2)
3)
4)
научное понятие
относительная истина
народная мудрость
абсолютная истина

68. 13. Несомненное, раз и навсегда установленное знание — это

1)
2)
3)
4)
научное понятие
относительная истина
народная мудрость
абсолютная истина

69.

14. И абсолютная, и относительная истина1) содержит объективное знание о
предмете
2) добывается только научным путём
3) никогда не может быть опровергнута
4) является исчерпывающим знанием о
предмете

70. 14. И абсолютная, и относительная истина

1) содержит объективное знание о
предмете
2) добывается только научным путём
3) никогда не может быть опровергнута
4) является исчерпывающим знанием о
предмете

71. 15. Какое из двух приведённых суждений можно отнести к научному выводу?

1) задатки человека носят социальный
характер, они приобретаются в ходе
социализации личности
2) природной основой развития
способностей человека являются
врождённые задатки

72. 15. Какое из двух приведённых суждений можно отнести к научному выводу?

1) задатки человека носят социальный
характер, они приобретаются в ходе
социализации личности
2) природной основой развития
способностей человека являются
врождённые задатки

73.

16. Какое из двух приведённых суждений можно отнести к уровню обыденного познания?1) холодная зима предвещает жаркое
лето
2) избыток тепла может ограничить
распространение определённого вида
животных

75. 16. Какое из двух приведённых суждений можно отнести к уровню обыденного познания?

1) холодная зима предвещает жаркое
лето
2) избыток тепла может ограничить
распространение определённого вида
животных

76. 17. Установите соответствие между положениями и видами познания

1)
2)
3)
4)
ПОЛОЖЕНИЕ
«общество – это многоголовая
гидра, пожирающая
человеческую
индивидуальность»
для человека всегда важнее
личная жизнь, чем
общественная
общество – это сложная
динамическая система, все
компоненты которой
взаимосвязаны
одной из функций семьи
является социализация
подрастающих поколений
ВИД ПОЗНАНИЯ
А. научное
Б. обыденное
В. художественное
Запишите
получившуюся
последовательность
букв.

77. 17. Установите соответствие между положениями и видами познания

1)
2)
3)
4)
ПОЛОЖЕНИЕ
«общество – это многоголовая
гидра, пожирающая
человеческую
индивидуальность»
для человека всегда важнее
личная жизнь, чем
общественная
общество – это сложная
динамическая система, все
компоненты которой
взаимосвязаны
одной из функций семьи
является социализация
подрастающих поколений
ВИД ПОЗНАНИЯ
А. научное
Б. обыденное
В. художественное
Запишите
получившуюся
последовательность
букв.
ВБАА

78. 18. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие только научному познанию; запишите последовательность цифр, под которыми

они указаны.
1) использование понятий
2) логическое выведение умозаключений
3) экспериментальное подтверждение
результатов
4) открытость рациональной критике любого
положения
5) опора на данные опыта чувственного
познания

79.

18. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие только научному познанию; запишите последовательность цифр, под которымиони указаны.
1) использование понятий
2) логическое выведение умозаключений
3) экспериментальное подтверждение
результатов
4) открытость рациональной критике любого
положения
5) опора на данные опыта чувственного
познания
ОТВЕТ: 3,4

80. 19. Установите соответствие между уровнями научного познания и методами науки

1)
2)
3)
4)
5)
МЕТОДЫ НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ
эксперимент
математическое
моделирование
наблюдение
структурный анализ
системный подход
УРОВНИ НАУЧНОГО
ЗНАНИЯ
А. теоретический
Б. эмпирический
Запишите
последовательность
букв

82. 19. Установите соответствие между уровнями научного познания и методами науки

1)
2)
3)
4)
5)
МЕТОДЫ НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ
эксперимент
математическое
моделирование
наблюдение
структурный анализ
системный подход
УРОВНИ НАУЧНОГО
ЗНАНИЯ
А. теоретический
Б. эмпирический
Запишите
последовательность
букв
ОТВЕТ: БАБАА

83. 20. Какое слово пропущено в схеме?

Уровни
научного
познания
Теоретический

84. 20. Какое слово пропущено в схеме? Эмпирический

Уровни
научного
познания
Теоретический

85. 21. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Отличительным признаком социального
познания является использование научных
понятий.
Б. Социальное познание отличается от
естествознания предметом изучения.
1) верно только А; 3) оба суждения верны;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

86. 21. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Отличительным признаком социального
познания является использование научных
понятий.
Б. Социальное познание отличается от
естествознания предметом изучения.
1) верно только А; 3) оба суждения верны;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

87. 22. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Особенностью социального познания
является преобладание фактического
материала над теоретическими
обобщениями.
Б. Социальное познание не использует метод
моделирования.
1) верно только А; 3) оба суждения верны;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

89. 22. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Особенностью социального познания
является преобладание фактического
материала над теоретическими
обобщениями.
Б. Социальное познание не использует метод
моделирования.
1) верно только А; 3) оба суждения верны;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

90. 23. Верны ли следующие суждения об общественных науках?

А. Социальную структуру общества,
взаимосвязь сфер общественной жизни
изучает социальная психология.
Б. Основными категориями эстетики являются
«добро», «зло», «нравственный выбор».
1) верно только А; 3) оба суждения верны;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

91. 23. Верны ли следующие суждения об общественных науках?

А. Социальную структуру общества,
взаимосвязь сфер общественной жизни
изучает социальная психология.
Б. Основными категориями эстетики являются
«добро», «зло», «нравственный выбор».
1) верно только А; 3) оба суждения верны;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

92. Отличия учебного знания от научного:

учёный добывает знания, новые для
человечества, неизвестные людям
ранее;
школьник постигает знания, новые
для себя.

Надежность двух тестов на социальное познание: комбинированного теста на рассказы и теста на социальные знания

. 2018 апрель; 262: 63-69.

doi: 10.1016/j.psychres.2018.01.026. Epub 2018 12 января.

Элизабет Тибодо 1 , Кэролайн Селлард 2 , Максим Лежандр 3

, Карель Вильнёв 4 , Амели М. Ахим 5

Принадлежности

  • 1 Центр исследования мозга CERVO, 2601 Chemin de la Canardière, G1J 2G3 Квебек, Канада; École de Psychologie, Université Laval, Pavillon Félix-Antoine-Savard, 2325 Allée des Bibliothèques, G1V 0A6 Квебек, Канада. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Центр исследования мозга CERVO, 2601 Chemin de la Canardière, G1J 2G3 Квебек, Канада; École de Psychologie, Université Laval, Pavillon Félix-Antoine-Savard, 2325 Allée des Bibliothèques, G1V 0A6 Квебек, Канада. Электронный адрес: [email protected].
  • 3 Центр исследования мозга CERVO, 2601 Chemin de la Canardière, G1J 2G3 Квебек, Канада; École de Psychologie, Université Laval, Pavillon Félix-Antoine-Savard, 2325 Allée des Bibliothèques, G1V 0A6 Квебек, Канада. Электронный адрес: [email protected].
  • 4 Центр исследования мозга CERVO, 2601 Chemin de la Canardière, G1J 2G3 Квебек, Канада; École de Psychologie, Université Laval, Pavillon Félix-Antoine-Savard, 2325 Allée des Bibliothèques, G1V 0A6 Квебек, Канада. Электронный адрес: [email protected].
  • 5 Центр исследования мозга CERVO, 2601 Chemin de la Canardière, G1J 2G3 Квебек, Канада; Департамент психиатрии и неврологии, Университет Лаваля, павильон Фердинанд-Вандри, 1050 Avenue de la Médecine, местный номер 4873, G1V 0A6 Квебек, Канада. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 29407571
  • DOI: 10. 1016/j.psychres.2018.01.026

Элизабет Тибодо и др. Психиатрия рез. 2018 Апрель

. 2018 апрель; 262: 63-69.

doi: 10.1016/j.psychres.2018.01.026. Epub 2018 12 января.

Авторы

Элизабет Тибодо 1 , Кэролайн Селлард 2 , Максим Лежандр 3 , Карель Вильнёв 4 , Амели М. Ахим 5

Принадлежности

  • 1 Центр исследования мозга CERVO, 2601 Chemin de la Canardière, G1J 2G3 Квебек, Канада; École de Psychologie, Université Laval, Pavillon Félix-Antoine-Savard, 2325 Allée des Bibliothèques, G1V 0A6 Квебек, Канада.
    Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Центр исследований мозга CERVO, 2601 Chemin de la Canardière, G1J 2G3 Квебек, Канада; École de Psychologie, Université Laval, Pavillon Félix-Antoine-Savard, 2325 Allée des Bibliothèques, G1V 0A6 Квебек, Канада. Электронный адрес: [email protected].
  • 3
    Центр исследования мозга CERVO, 2601 Chemin de la Canardière, G1J 2G3 Квебек, Канада; École de Psychologie, Université Laval, Pavillon Félix-Antoine-Savard, 2325 Allée des Bibliothèques, G1V 0A6 Квебек, Канада. Электронный адрес: [email protected].
  • 4 Центр исследования мозга CERVO, 2601 Chemin de la Canardière, G1J 2G3 Квебек, Канада; École de Psychologie, Université Laval, Pavillon Félix-Antoine-Savard, 2325 Allée des Bibliothèques, G1V 0A6 Квебек, Канада. Электронный адрес: [email protected].
  • 5 Центр исследования мозга CERVO, 2601 Chemin de la Canardière, G1J 2G3 Квебек, Канада; Департамент психиатрии и неврологии, Университет Лаваля, павильон Фердинанд-Вандри, 1050 Avenue de la Médecine, местный 4873, G1V 0A6 Квебек, Канада. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 29407571
  • DOI: 10.1016/j.psychres.2018.01.026

Абстрактный

Дефицит социального познания часто встречается при психических расстройствах. Подтвержденные меры социального познания с хорошими психометрическими характеристиками необходимы для оценки и устранения социальных когнитивных дефицитов. Два недавних теста социального познания, комбинированный тест историй (COST) и тест социальных знаний (SKT), соответственно оценивают теорию разума и социальные знания. Предыдущие исследования показали хорошие психометрические свойства этих тестов, но надежность повторного тестирования никогда не документировалась. Цель этого исследования состояла в том, чтобы оценить ретестовую надежность и межэкспертную надежность COST и SKT. COST и SKT были назначены дважды группе из сорока двух здоровых взрослых с задержкой примерно в четыре недели между оценками. Для COST наблюдалась отличная надежность при повторных испытаниях, а для SKT наблюдалась хорошая надежность при повторных испытаниях. Не было никаких доказательств практического эффекта. Кроме того, для обоих тестов наблюдалась превосходная межэкспертная надежность. Это исследование показывает хорошую надежность COST и SKT, что дополняет хорошую достоверность, о которой сообщалось ранее для этих двух тестов. Таким образом, эти хорошие психометрические свойства подтверждают, что COST и SKT являются адекватными мерами для оценки социального познания.

Ключевые слова: Межрейтинговая надежность; Психометрические свойства; Ретестовая надежность.

Copyright © 2018. Опубликовано Elsevier B.V.

Похожие статьи

  • Психометрия социальных когнитивных показателей для исследования лечения психозов.

    Дэвидсон К.А., Лессер Р., Паренте Л.Т., Фишдон Дж.М. Дэвидсон, Калифорния, и соавт. Шизофр Рез. 2018 март;193:51-57. doi: 10.1016/j.schres.2017.06.018. Epub 2017 23 июня. Шизофр Рез. 2018. PMID: 28648914 Бесплатная статья ЧВК.

  • Краткий тест когнитивных способностей (SKT): предварительное исследование его психометрических свойств в Бразилии.

    Flaks MK, Yassuda MS, Regina AC, Cid CG, Camargo CH, Gattaz WF, Forlenza OV. Флакс М.К. и др. Int Psychogeriatr. 2006 март; 18(1):121-33. дои: 10.1017/S1041610205002577. Epub 2005 28 октября. Int Psychogeriatr. 2006. PMID: 16255841

  • Разработка и валидация теста на знание инсульта.

    Салливан К., Дантон, Нью-Джерси. Салливан К. и др. Реабилитация после инсульта. Лето 2004 г .; 11 (3): 19–28. дои: 10.1310/RED5-V47T-8MJN-JY9H. Реабилитация после инсульта. 2004. PMID: 15480951

  • Последние тенденции в тестировании социального познания.

    Генри Дж.Д., Коуэн Д.Г., Ли Т., Сачдев П.С. Генри Дж. Д. и соавт. Курр Опин Психиатрия. 2015 март; 28(2):133-40. doi: 10.1097/YCO.0000000000000139. Курр Опин Психиатрия. 2015. PMID: 25630050 Обзор.

  • Социальная компетентность детей, перенесших опухоль головного мозга: оценка психометрических свойств инструментов оценки.

    Шульте Ф., Баррера М. Шульте Ф. и соавт. Поддержите уход за раком. 2014 февраля; 22 (2): 561-9. doi: 10.1007/s00520-013-2035-9. Epub 2013 27 ноября. Поддержите уход за раком. 2014. PMID: 24281727 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Ассоциации между теорией разума и клиническими симптомами при недавних расстройствах шизофренического спектра.

    Кайуэтт А., Тибодо Э., Селлар С., Рой М.А., Ахим А.М. Кайуэтт А. и др. Фронтовая психиатрия. 2023 9 фев.;14:1044682. doi: 10.3389/fpsyt.2023.1044682. Электронная коллекция 2023. Фронтовая психиатрия. 2023. PMID: 36846242 Бесплатная статья ЧВК.

  • Референтная коммуникация у людей с недавно начавшимися расстройствами шизофренического спектра.

    Ахим А.М., Ахим А., Фоссар М. Ахим А.М. и др. Фронтовая психиатрия. 2022 9 сент.; 13:971256. doi: 10.3389/fpsyt.2022.971256. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 36159951 Бесплатная статья ЧВК.

  • Детерминанты профессиональных исходов при недавнем психозе: роль познания.

    Pothier W, Cellard C, Corbière M, Villotti P, Achim AM, Lavoie A, Turcotte M, Vallières C, Roy MA. Потье В. и др. Schizoph Res Cogn. 2019 Авг 19;18:100158. doi: 10.1016/j.scog.2019.100158. Электронная коллекция 2019 декабрь. Schizoph Res Cogn. 2019. PMID: 31463205 Бесплатная статья ЧВК.

  • Cinemotion , Программа когнитивной коррекции для улучшения распознавания и выражения лицевых эмоций при шизофрении: пилотное исследование.

    Севос Дж., Грослен А., Готье М., Кармона Ф., Гей А., Массубре К. Севос Дж. и др. Фронтовая психиатрия. 2018 23 июля; 9:312. doi: 10.3389/fpsyt.2018.00312. Электронная коллекция 2018. Фронтовая психиатрия. 2018. PMID: 30083110 Бесплатная статья ЧВК.

Типы публикаций

термины MeSH

социальное познание — Лаборатория сравнительного познания приматов

Социальное познание

Мы практически прекратили нашу работу в области социального познания. Это не та область, на которой мы сосредоточимся в своей будущей работе.

Показывает трех обезьян, работающих на доступных компьютерах с сенсорным экраном. Каждая обезьяна может видеть экран своего компьютера через большое прямоугольное отверстие, прикасаться к экрану, протягивая руку через меньшее отверстие, и получать пищевые вознаграждения из выемки прямо над экраном.

Что такое социальный интеллект?

Гипотеза социального интеллекта утверждает, что жизнь в сложных социальных группах создала ряд факторов давления отбора, которые привели к эволюции сложных когнитивных адаптаций.

На когнитивную эволюцию людей и других приматов, вероятно, большое влияние оказал отбор на адекватное социальное поведение. Используя социальные стимулы в когнитивных экспериментах, мы можем получить особенно четкое представление о когнитивных способностях наших родственников-приматов.

Связанные публикации
• Gazes, R.P., Brown, E.K., Basile, B.M., & Hampton, R.R. (2012). Автоматизированное когнитивное тестирование обезьян в социальных группах дает результаты, сравнимые с индивидуальным лабораторным тестированием.  Познание животных , 16, 445–458. PMCID: PMC3625694

Средняя пропорция верна для пяти уровней сложности различения по размеру (слева) и по яркости (справа) лабораторией
(черная линия) и полевой станцией (серая линия) обезьян


Исследования в больших социальных группах

Животные, живущие большими сложными группами, ведут богатую социальную жизнь, но в таких естественных условиях трудно проводить контролируемые эксперименты. Эксперименты сравнительно легко проводить в искусственных условиях лаборатории, но эти эксперименты могут не охватывать весь спектр когнитивных способностей приматов.

На полевой станции Йеркс у нас есть редкая возможность провести контролируемые исследования естественно приобретенных социальных знаний у животных, которые живут в большой сложной группе. Каждой обезьяне в обе руки имплантирован RFID-чип (такие же чипы ветеринары имплантируют собакам и кошкам), что позволяет нашим компьютерам с сенсорным экраном автоматически представлять правильный тест для каждого субъекта и записывать индивидуальные данные. Мы используем эти системы, чтобы проверить, что обезьяны знают о своих собственных социальных отношениях, что они знают о социальных отношениях других и как они усваивают эту информацию.

Это видео иллюстрирует метод, используемый для создания искусственных социальных взаимодействий.

Дискриминация доминирования

Наша лаборатория в сотрудничестве с доктором Венди Судзуки разработала новые методы изучения того, что обезьяны знают о своей социальной жизни. Мы обнаружили , что обезьяны могут узнавать об отношениях доминирования между другими обезьянами только посредством наблюдения.

Мы используем цифровое видеомонтаж для создания искусственных социальных взаимодействий, которые позволяют нам контролировать многие переменные, которые исторически затрудняли изучение социального познания.

Каждая стимулирующая обезьяна была снята на видео по отдельности, а затем полученные видео были отредактированы вместе в цифровом виде. Субъекты видели только составные видеоролики и быстро научились выбирать доминирующую обезьяну в различных социальных взаимодействиях.

Родственные публикации
• Пакстон Р., Бэзил Б.М., Адачи И., Сузуки В.А., Уилсон М. и Хэмптон Р.Р. (2010). Обезьяны-резусы ( Macaca mulatta ) быстро учатся выбирать доминирующих особей в видеороликах с искусственными социальными взаимодействиями между незнакомыми сородичами. Journal of Comparative Psychology, 124 (4), 395-401.PMCID: PMC2991481

В этом видео показано, как обезьяна выполняет задачу социального распознавания, в которой она идентифицирует знакомых обезьян

Сопоставление личности

в изучение социального познания заключается в использовании контролируемых лабораторных методологий с естественными стимулами.

Мы также обнаружили, что обезьяны «думают» об обезьянах, которых они видят на видео, если они их знают.

Связанные публикации:
• Адачи, И. и Хэмптон, Р. Р. (2011). Макаки-резусы видят, кого слышат: спонтанная кросс-модальная память на знакомых сородичей. PLoS ONE, 6(8).PMCID: PMC3160873

Эффект Тэтчер
Лица имеют много общих черт (глаза, нос, рот и т. д.), поэтому одним из ключей к распознаванию лиц является обнаружение тонких различий в относительном расположении этих черт. . «Эффект Тэтчер» показывает, что зрители очень чувствительны к относительному расположению черт лица в вертикальном, но не в перевернутом виде.

Оцените эффект, щелкая лица слева.

Мы обнаружили, что обезьяны также проявляют эффект Тэтчер. Они дольше смотрят на обезьяньи морды, похожие на тэтчер, чем на нормальные лица, но только в вертикальном положении. Это указывает на то, что обезьяны и люди обрабатывают лица одинаково.