Тема 12. Роль государства в экономике

1. Государство участвует в экономике практически повсюду, становясь все более активными участниками рыночных отношений. Оно использует различные методы регулирования экономической жизни.

А. Правовые методы

Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

Б. Финансово-экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами.

Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). К этой же группе относятся

налоги, бюджет, государственные инвестиции и др.

В. Экономическое программирование

Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.



Урок 21. роль государства в экономике — Обществознание — 11 класс

Обществознание, 11 класс

Урок № 21. Роль государства в экономике

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Роль государства в экономике.
  2. Общественные блага.
  3. Основы денежной и бюджетной политики государства.
  4. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  5. Государственный бюджет.
  6. Государственный долг.

Тезаурус:

Внешние эффекты – это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Государственный долг — сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-денежная политика (монетаризм) – экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.

Налогово-бюджетная политика (фискальная) – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016. — С. 80-91.

Бурковский, Петр Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края / Петр Бурковский. — М.: LAP Lambert Academic Publishing,. 2015. – С. 156

Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие / В.В. Мельников. — М.: Омега-Л, 2015. – С. 352

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В передовых странах со смешанной экономической системой влияние государства на функционирование экономики не всегда одинаково.

Участие государства различается по масштабам, формам и методам влияния государства на экономику, по готовности людей мириться и поддерживать такое вмешательство государственных органов в экономическую жизнь.

Эти различия вызваны некоторыми факторами реального состояния дел, а также воздействием традиций и представлений, присущих для данного типа общества, что в настоящее время носит название менталитет.

В целом, роль государства в экономике может быть представлена через следующие экономические функции:

— законодательство в области хозяйственной деятельности, обеспечение правовой базы и общественного климата, которые помогают эффективному функционированию рыночной системы;

— поддержка конкурентной борьбы и гарантия сохранности рыночного механизма;

— перераспределение денежных средств и материальных благ, которое направлено, прежде всего, на выполнение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней разных категорий граждан;

— контроль распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

— стабилизация экономической системы в условиях колебания ситуации на рынке, а также поддержка экономического роста;

— предпринимательская деятельность государства.

Экономическими целями, которые стоят перед государством на современном этапе развития, являются:

— повышение доходов и уровня качества жизни людей;

— обеспечение постоянных темпов качественного экономического подъема;

— улучшение позиций страны и ее регионов в мире по сравнению с конкурентами, обеспечение международной конкурентоспособности страны;

— развитие человеческого капитала, повышение географической и образовательной мобильности населения;

— улучшение ситуации в окружающей среде для сбалансированности экономического развития.

— обеспечение полной занятости

Общественные блага – это блага, используемые людьми независимо от того, оплачивают они их или нет (защита государства, охрана правопорядка, средства массовой информации, дорожное покрытие, метеорологическая служба).

Общественные блага доступны всем, они не находятся в продаже и финансируются из государственного бюджета.

Созданием общественных благ занимается государство, потому что в большинстве случаев это производство невыгодно для частных предпринимателей, а поддержка таких, сфер, как социальная защита, образование, научная деятельность, экология, частные производители не в состоянии обеспечивать самостоятельно.

Для создания общественных благ требуются большие финансовые средства, а у государства они есть, так как оно занимается сбором налогов. Таким образом налогоплательщики участвуют в производстве общественных благ.

Большую роль государство играет в тех сферах, в которых задействованы только частные фирмы, которые функционируют по законам рынка.

Вмешательство государства в эти сферы необходимо из-за проблемы внешних эффектов или воздействий.

Внешние эффекты – это сопутствующие производству или потреблению благ расходы и выгоды для третьих лиц.

Хозяйственная деятельность предприятий может быть причиной таких последствий, отражающихся на людях, которые непосредственно не участвуют в производстве и потреблении этих благ.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты обусловлены появлением издержек у других лиц в результате производства или потребления товара, а положительные – если у данных лиц имеются выгоды, которые не оплачиваются ими производителям.

Реализация экономической политики связано с применение некоторых методов и форм ее регулирования.

В экономической политике государства выделяют два главных вида: стабилизационное и структурное.

Стабилизационная политика работает на оздоровление экономики, а структурная – на обеспечение ее сбалансированного развития.

Первое направление использует такие методы влияния на экономику, как бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная(монетарная) политика.

Второе направление включает в себя поддержку особо важных для развития всего хозяйства страны сфер, производство общественных благ, передача государственной собственности в частные руки, обеспечение конкуренции, антимонопольные меры и др.

Влияние государства на рыночный механизм может проводиться двумя путями: путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование административного ресурса, а косвенное – экономических методов.

Примером прямого регулирования является прежде всего деятельность законодательной власти, увеличение государственных заказов, расширение государственного сектора в экономике.

Регулирование рынка с помощью методов фискальной и монетарной политики называется косвенным регулированием. В рыночной экономике как правило используют именно этот метод.

Монетаризм – экономическая политика государства, в которой решающая роль принадлежит регулированию объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения поэтапного роста государственной экономики.

Центральный банк является главным инструментом денежно-кредитной политики государства, также в этом участвуют и коммерческие банки.

Коммерческие банки получают денежные средства в центральном банке и выдают их своим клиентам за определенную плату, которая называется «процент»

Учетная ставка – это процент, под который коммерческие банки получают кредиты у центрального банка.

Центральный банк может делать кредиты дорогими или дешевыми путем повышения или понижения учетной ставки.

В случае подорожания кредитов, уменьшается количество людей, готовых их взять. Таким образом уменьшается количество денег, находящихся в обращении, а это приводит к снижению инфляции. Но при этом происходит спад производства. Понижая учетную ставку процента и делая кредит более дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство.

Часть средств коммерческих банков должна в виде резервов находиться в центральном банке для обеспечения выплат клиентам, пожелавшим забрать со счетов свои деньги.

Причиной удорожания кредита может быть увеличение нормы обязательных резервов, так как у коммерческих банков остается мало денег на выдачу кредитов. Это приводит к сокращению числа заемщиков и уменьшению денежной массы в обращении.

Роста денежной массы, находящейся в обращении и удешевление кредитов можно добиться уменьшив норму резервирования.

Так, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Через бюджет государство перераспределят созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам.

Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.

Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов. Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организация. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания – продажа государственных ценных бумаг.

Путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.

Примеры и разбор решения заданий

1. Впишите слово, пропущенное в таблице.

Стабилизационная политика

Направлена на оздоровление экономики

На обеспечение сбалансированного развития экономики

Правильный вариант/варианты: структурная политика.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный ____ (А) во взаимодействии с коммерческими банками. Центральный банк выдает денежные средства ____________ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ______ (В) – норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредиты более дорогими или более ________ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается _____ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ________ (Е). Но при этом происходит спад производства.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1) дешевый 4) ставка 7) корреляция

2) импорт 5) число 8) кредит

3) коммерческий 6) банк 9) инфляция.

Правильный вариант: банк, коммерческий, ставка, дешевый, число, инфляция.

Государство в экономике. Обществознание, 8 класс: уроки, тесты, задания.

1. Выбор верного ответа

Сложность: лёгкое

1
2. Прямые и косвенные налоги

Сложность: лёгкое

1
3. Признаки налогов

Сложность: лёгкое

1
4. Состояние бюджета государства

Сложность: среднее

2
5. Функции государства в условиях рыночной экономики

Сложность: среднее

4
6. Субъекты и объекты налогообложения

Сложность: среднее

3
7. Заполни пропуск

Сложность: сложное

3
8. Верные суждения

Сложность: сложное

3
9. Социальный опрос

Сложность: сложное

3

Конспект урока по обществознанию в 8 классе «Роль государства в экономике»

Конспект пробного урока

Тема урока: Роль государства в экономике.

Класс: 8В (обществознание)

Тип урока:  комбинированный урок

Вид урока: смешанный

Цель: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике.

Задачи:

Образовательная – сформировать представление о государстве как субъекте экономических отношений

Развивающая – формировать такие умения как: выстраивать причинно-следственные связи, работать с экономическими понятиями, источниками информации, аргументировать свою точку зрения, анализировать, систематизировать материал.

Воспитательная – формирование таких качеств как: ответственность, неравнодушие к собственному народу, сопереживание, предприимчивость.

Используемые методы и приемы: Беседа, рассказ учителя, опрос, объяснение, уточнение.

Оборудование: Мультимедиа аппаратур, авторская презентация, созданные на базе Microsoft Office Power Point, учебник«Обществознание» А. И. Кравченко М., 2010.

Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова, домашнее задание.

Ход урока:

1.      Организационный момент

Учитель объявляет тему урока, подчеркивая, что в ходе занятия нужно будет обобщить весь ранее изученный материал.

План урока:

1. Основные экономические функции государства.

2. Налоги и налогообложение.

3. Государственный бюджет.

2.  Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Индивидуальный опрос по вопросам к § 14 учебника Кравченко.

– Стоит ли учиться предпринимательству?

– Есть ли разница между бизнесменом и предпринимателем?

– Какие формы бизнеса можно организовать в вашем учебном заведении?

3. Изучение нового материала

1. Основные экономические функции государства

Учитель объясняет новый материал.

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю развития: уже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. Важную роль в экономическом развитии нескольких континентов сыграли Великие географические открытия, а экспедиции первооткрывателей снаряжались на государственные деньги Испании и Португалии.

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование экономики с различной степенью государственного вмешательства в национальную экономику. Необходимость такого вмешательства признают все экономисты, однако они расходятся в вопросах о границах и направлениях этого вмешательства, о соотношении государственного и рыночного регулирования. Причем по этим проблемам высказываются самые крайние точки зрения: от полной экономической свободы до полного государственного монополизма.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника Кравченко на с. 116. Учитель комментирует схему на с. 117 учебника.

Для эффективного осуществления своих функций государство использует ряд инструментов (механизмов), важнейшими из которых являются фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая деятельность.

Фискальная политика – деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Это происходит через систему налогообложения и сбор средств, а также через расходование этих средств. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно воздействовать на деловую активность, решать проблемы безработицы и инфляции.

Денежная политика позволяет влиять на цены и объем национального производства, гарантировать национальные проекты и инвестиции и т. п. Денежная политика может быть как средством стабилизации, так и деструктивно влиять на экономическое развитие.

Социальная политика имеет главной целью обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Для этого с помощью разных мер государство перераспределяет доходы, оказывает различную государственную помощь малоимущим, финансирует образование, культуру и т. п.

Внешнеэкономическая деятельность – это торговое и валютное регулирование, таможенные пошлины, квотирование и т. п. Тем самым государство оказывает поддержку отечественному производителю и влияет на торговый баланс «экспорт – импорт».

Все эти механизмы тесно взаимосвязаны. Это означает, что принятие решения по одному из них требует изменения в другом.

Например, принимается национальный проект «Образование». Необходимо прежде всего изыскать финансовое обеспечение этой программы: средства на достойную оплату труда учителей, материальное обеспечение профильного обучения и т. д.

Вопрос для учащихся: Почему вмешательство государства в экономику России за последние годы так быстро росло?

Для современной России на переходном этапе к рыночной экономике государственное регулирование крайне важно: после тоталитаризма в экономике нельзя сразу отказаться от государственного регулирования, хотя бы чтобы не разрушить наработанные связи и взаимодействия.

2. Налоги и налогообложение

Без налогов государство существовать не может.

Вопрос для учащихся: Можете ли вы сказать определение термина «налог»? Учащиеся вспоминают или читают в тексте учебника определение налога.

Налогообложение – это определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

Существует несколько видов налогов.

Таможенная пошлина

Акцизный налог

Налог с продаж

 

Прямые налоги – это платежи в пользу государства в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества.

Косвенные налоги – это платежи в пользу государства, взимаемые только при осуществлении определенных действий, например, при покупке некоторых товаров.

Акциз – это налог, уплачиваемый при приобретении некоторых товаров, который устанавливается как проценты к цене товара.

В современной России используется порядка 40 различных налогов.

Кроме налогов есть сборы, например, пошлины, – это платежи за право оказывать или пользоваться определенными услугами.

Налоги и сборы бывают местными, региональными и федеральными.

3. Государственный бюджет

Государственный бюджет – это план сбора доходов и использования полученных средств на определенный период.

Задание для учащихся: Прочитайте текст учебника на с. 118-120. Составьте тезисы.

 

Налог на имущество

Вооруженные силы

Налог на транспортные средства

Охрана окружающей среды

Налог на прибыль

Социальная сфера

 

4. Закрепление изученного материала

Учитель организует работу с основными понятиями: государственный бюджет, секвестр, дефицит бюджета, профицит бюджета, государственный долг, налогообложение, налоги, пошлина, прямые налоги, косвенные налоги, акциз.

– Бывают ли хорошие налоги?

– Какие налоги наиболее эффективны: достаточно низкие или высокие? Почему?

– Почему реализация принципа уравнительности в распределении благ замедляет рост благосостояния всех граждан страны?

Учащиеся выполняют задания практикума, помещенного на с. 121 учебника.

5. Подведение итогов. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Выучите § 15 (учебник Кравченко), подготовьтесь к итоговому уроку по модулю «Экономическая сфера».

Тест по обществознанию «Роль государства в экономике», 8 класс | Тест по обществознанию (8 класс):

Тест по обществознанию 8 класс «Роль государства в экономике»

Вариант1.

А1.Верны ли следующие суждения?

А. В ХХ веке государство должно как можно меньше «править» экономикой».

Б.В ХХ веке государство выступает как один из основных регуляторов экономической жизни общества.

А) верно только А       Б)верно только Б        В) верно А и Б        Г) оба суждения неверны

А2. Что из перечисленного является функцией государства в рыночной экономике?

А) Объединение  объема производства                        Б) Установление цен

В) Сбор налогов               Г) Законодательно установленное место производства и сбыта товаров

А 3. К доходам бюджета государства относится:

А) Выплата стипендий                                           Б) Выплата процентов по государственным долгам

В) Продажа государственного имущества в частные руки               Г) Закупка оружия для армии

А 4. Верны ли суждения о свободной конкуренции?

        1. Свободная конкуренция приводит к созданию неравенства среди населения.

        2. Свободная конкуренция препятствует появлению монополий.

 А) верно только А        Б) верно только Б       В) верны оба  суждения        г) оба суждения неверны

А 5. Верны ли   суждения о налогах?

         1. Налоги делятся  на прямые и косвенные.

         2. Налогами облагаются все доходы граждан.

А) верно только А        Б) верно только Б       В) верны оба  суждения        г) оба суждения неверны

А6. Ситуация, при которой необходимые расходы государства оказываются больше       возможных доходов, называется:

А) профицитом бюджета                                     Б) дефицитом бюджета

В) инфляцией                                                        Г) конкуренцией

А7. Ситуация, при которой доходы государственного бюджета меньше предполагаемых расходов, называется:

А) положительным сальдо                                  Б) профицитом бюджета  

В)  дефицитом бюджета                                      Г) сбалансированным бюджетом

Тест по обществознанию 8 класс «Роль государства в экономике»

Вариант 2.

А1.Верны ли следующие суждения?

А.В ХХ веке государство должно как можно меньше «править» экономикой».

Б.В ХХ веке государство выступает как один из основных регуляторов экономической жизни общества.

А)верно только А       Б)верно только Б        В) верно А и Б        Г) оба суждения неверны

А2.Верны ли следующие суждения?

А. Плательщиками прямого налога являются все граждане, имеющие какие-либо доходы.

Б. Взимание косвенных налогов не связано с учетом доходов или имущества.

А) верно только А       Б)верно только Б        В) верно А и Б        Г) оба суждения неверны

А3.Что из перечисленного является функцией государства в рыночной экономике?

А) Объединение  объема производства                        Б) Установление цен

В) Сбор налогов               Г) Законодательно установленное место производства и сбыта товаров

А4. Верны ли суждения о государственном долге?

       1. Государственный долг бывает внутренним и внешним.

       2. Погашение государственного долга является расходной частью  бюджета.

А) верно только А       Б)верно только Б        В) верно А и Б        Г) оба суждения неверны

А 5. Верны ли суждения о роли государства в экономике?

       1. Роль государства в современной экономике сводится к охране правопорядка.

       2. Роль государства в экономике – это компенсация потерь разорившимся предпринимателям

А) верно только А       Б)верно только Б        В) верно А и Б        Г) оба суждения неверны

А6.Кто утверждает государственный бюджет?

А) президент                     Б) парламент           В) Совет министров                            

А7.Ситуация, при которой доходы государственного бюджета меньше предполагаемых расходов, называется:

А8. Кто утверждает государственный бюджет?

А) президент                     Б) парламент           В) Совет министров                            

А9.Выберете верный ответ: что финансируется из государственного бюджета?

А) Независимые СМИ       Б) Проекты индивидуального строительства     В) Судебная система

В1. Соотнеси понятие и определение.

1.Налог

А.Налог на продажу товаров и услуг.

2. Прямой налог

Б. Сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

3. Косвенный налог

В.Обязательный платёж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.

4.Государственный бюджет

Г.Документ, удостоверяющий факт получения денег в долг, гарантирующий срок его возвращения и выплату владельцу этого документа определённой суммы за использование одолженных денег.

5. Облигация

Д. Налог, налагаемый непосредственно на потребителей и взимаемый с какого-то дохода или имущества в установленном размере.

В 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию « бюджет». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

А) Доходы    Б)  Расходы     В) Дефицит    Г) Налог     Д) Монополия

В3.Какие из приведенных налогов являются косвенными?

А) Таможенный сбор                                 Б) Подоходный налог

В) Налог на продажу товаров                   Г) Налог на имущество

С 1. Из каких частей состоит государственный бюджет? Каково их назначение?

А) положительным сальдо                                  Б) профицитом бюджета  

В)  дефицитом бюджета                                      Г) сбалансированным бюджетом

А8.Ситуация, при которой необходимые расходы государства оказываются больше       возможных доходов, называется:

А) профицитом бюджета                                     Б) дефицитом бюджета

В) инфляцией                                                        Г) конкуренцией

А9. Выберете верный ответ: что финансируется из государственного бюджета?

А) оборона страны     Б) индивидуальные предприятия      В) судебные издержки частных лиц

В 1. Какие из приведенных налогов являются прямыми?

А) Таможенный сбор                                 В) Подоходный налог

Г) Налог на продажу товаров                   Д) Налог на имущество

 В2.Соотнеси понятие и определение.

1.Налог

А.Налог на продажу товаров и услуг.

2. Прямой налог

Б. Сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

3. Косвенный налог

В.Обязательный платёж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.

4.Государственный бюджет

Г.Документ, удостоверяющий факт получения денег в долг, гарантирующий срок его возвращения и выплату владельцу этого документа определённой суммы за использование одолженных денег.

5. Облигация

Д. Налог, налагаемый непосредственно на потребителей и взимаемый с какого-то дохода или имущества в установленном размере.

В 3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию « бюджет». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

А) Доходы    Б)  Расходы     В) Дефицит    Г) Налог     Д) Монополия

С 2. Из каких частей состоит государственный бюджет? Каково их назначение?

11 | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11), завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной.

Экзамены по всем учебным предметам (за исключением иностранных языков) проводятся на русском языке.

На территории Российской Федерации ГИА-11 организуется и проводится Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

За пределами территории Российской Федерации ГИА-11 проводится Рособрнадзором совместно с учредителями российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения.

В связи с сохранением неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации и за ее пределами, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, технологическая схема проведения ЕГЭ меняется.  

! ОСОБЕННОСТИ 2021 ГОДА

Для получения аттестата о среднем общем образовании выпускникам 11-х классов:  

не планирующим поступать в вузы, достаточно сдать экзамены по двум обязательным учебным предметам (русскому языку и математике) в форме государственного выпускного экзамена;  

планирующим поступать в вузы, необходимо сдать экзамен по одному обязательному учебному предмету (русскому языку) в форме ЕГЭ. 

ЕГЭ по математике базового уровня в 2021 году не проводится.  

ЕГЭ по математике профильного уровня и остальные предметы по выбору выпускники выбирают по необходимости для предоставления результатов ЕГЭ при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета.

Рекомендуем следить за новостями на нашем сайте.

Функции государства в экономике

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму.

Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для эффективной конкуренции предпринимателей, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, поскольку рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок.

Такое вмешательство необходимо, потому что для предпринимателей все это очень рискованно, дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

  • создание правовой основы для принятия экономических решений — разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
  • стабилизация экономики — использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
  • социально-ориентированное распределение ресурсов — организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор; создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку; формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
  • обеспечение социальной защиты и социальной гарантии — гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице; различные виды помощи малоимущим и т. д.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей государственного вмешательства в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, т.е. в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба производства.

Для обеспечения приемлемого экономического поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, т.е. цена, равная средним валовым издержкам. Однако это гасит стимул предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но использовать прямое регулирование необходимо только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может дать лучшее обеспечение общества продукцией.

Антитрестовские законы — другой вид контроля. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размытой, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследование по своей инициативе нечестных действий. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил норму незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

В большом количестве антимонопольных законов И различных уточнений к ним доказывается чрезвычайная важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу из-за нечестной конкуренции, что вызовет банкротство мелких производителей, недовольство потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не применяющих незаконные методы конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то предприниматели потеряют стимул выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым с учетом особенностей развития экономики. И государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

Социальные науки и экономика | Колледж бизнеса и экономики

Экономика Социальные исследования

Экономика Исследование Экология и Природные ресурсы

Эта комбинированная степень бакалавра гуманитарных наук позволяет студентам изучать как экономику, так и социальные науки для расширения их область исследования. Учебная программа была разработана, чтобы продемонстрировать путь к получению степени в этой области.Эта комбинированная специальность специально разработана для студентов, которые хотят продолжить преподавательскую карьеру на уровне начальной или средней школы.

Почему экономика и социальные исследования?

Комбинированная специальность «Экономика / социальные науки» дает студентам глубокую основу как в экономической теории, так и в широкомасштабном изучении антропологии, социологии, географии, истории и политологии. Эта специальность открыта для любого студента, но специально разработана для студентов, желающих продолжить преподавательскую карьеру.

Некоторые варианты карьеры включают:

Для получения дополнительной информации см. Видео, сделанное Американской экономической ассоциацией: «Карьера в экономике … это намного больше, чем вы думаете»

План курса

Пожалуйста, загрузите и прочтите внимательно изучите план обучения по экономике / обществознанию на 2020-21 годы. Это включает в себя блок-схему необходимых курсов, а также будет служить вашим запланированным графиком курса при отправке документов для старшей аттестации по окончании учебы.

Полную информацию о требованиях см. В разделе «Экономика / социальные исследования» в онлайн-каталоге университета. Кроме того, если вы планируете получить аттестат о среднем образовании, см. Раздел «Среднее образование» в онлайн-каталоге, чтобы узнать о требованиях к поступлению в программу, завершению и аттестации учителей. Завершение этой специальности приводит к одобрению в социальных исследованиях. Курс, требуемый для одобрения преподавания штата, должен быть завершен с оценкой C (2.0) или лучше.

За помощью в планировании курсов обращайтесь к своему консультанту или в офис отдела.

Стандарты социальных исследований — Гражданское и государственное управление

Результаты обучения обществознанию штата Мэн включают четыре отдельных направления. Стандарт гражданского общества и правительства и все связанные с ним ожидания производительности, характерные для гражданского общества и правительства, можно найти в этом документе:

Результаты обучения в штате Мэн по социальным социальным вопросам — гражданскому праву и управлению (пересмотрено в 2019 г.)

Ресурсы для поддержки обучения направлению «Гражданские права и правительство»:

  • Путеводитель: Шесть проверенных практик для эффективного обучения гражданскому делу был создан Комиссией по образованию штатов в партнерстве с Национальным центром обучения и гражданской активности.
    • Просмотрите материалы выступления Кристи Литтлфилд (бывший специалист Министерства энергетики США) на конференции Совета штата Мэн по социальным исследованиям в 2012 году.
  • iCivics стремится воспитать новое поколение студентов, которое станет внимательным и активным гражданином. Гражданские знания — необходимое условие для гражданского участия. Однако на протяжении десятилетий гражданское образование в значительной степени исчезло из школьных программ, и его последствия неоспоримы. Ознакомьтесь с их ресурсами и планами уроков.
  • Центр представительного правительства — это беспристрастное учебное заведение, которое разрабатывает и предоставляет бесплатные материалы по гражданскому праву и управлению для студентов и преподавателей.
  • Civic Online Reasoning от Стэнфордской исторической образовательной группы: если молодые люди не готовы критически оценивать информацию, которая бомбардирует их в Интернете, они склонны быть обманутыми ложными заявлениями и вводящими в заблуждение аргументами. Чтобы помочь учителям развить эти критические навыки, они разработали оценку гражданского мышления в Интернете — способность судить о достоверности цифровой информации о социальных и политических проблемах.
  • Street Law помогает вооружить классных учителей стратегиями, методами и материалами, необходимыми для эффективного преподавания гражданского права, государственного управления и права. У них есть много бесплатных ресурсов на своем веб-сайте и в магазине.
  • Центр гражданского образования занимается продвижением просвещенных и ответственных граждан, приверженных демократическим принципам и активно практикующих демократию в Соединенных Штатах и ​​других странах.
  • Civics Renewal Network — это консорциум беспартийных некоммерческих организаций, стремящихся укрепить гражданскую жизнь в США.S. путем повышения качества гражданского образования в школах нашей страны и повышения доступности высококачественных бесплатных учебных материалов. На сайте Civics Renewal Network учителя могут найти лучшие ресурсы этих организаций с возможностью поиска по предмету, классу, типу ресурса, стандартам и стратегии обучения.
  • C-SPAN Classroom — это бесплатная членская служба для учителей социальных наук. Их миссия состоит в том, чтобы улучшить преподавание социальных наук с помощью основных программ и веб-сайтов C-SPAN.
  • PBS Learning Media содержит ресурсы, посвященные преподаванию основ гражданственности и государственного управления.
  • Руководство Бена для правительства США предназначено для информирования учащихся, родителей и преподавателей о федеральном правительстве, которое издает публикации и информационные продукты, распространяемые программой Федеральной депозитарной библиотеки GPO.
  • «Кандидат в гостиной» содержит более 300 рекламных роликов о каждых президентских выборах с 1952 года.
    • Admaker — это онлайн-инструмент для редактирования, который позволяет студентам ремикшировать историческую рекламную кампанию или создавать новую рекламу.
  • В Интерактивной Конституции ученые из разных областей правового и философского спектра взаимодействуют друг с другом, чтобы исследовать значение каждого положения Конституции.
  • Скоро будет больше!

Во введении к результатам обучения в области социальных исследований штата Мэн освещаются некоторые важные компоненты преподавания гражданского права и государственного управления в штате Мэн:

Введение

Великие архитекторы американского государственного образования, такие как Томас Джефферсон, Гораций Манн и Джон Дьюи, считали, что каждый ученик должен хорошо разбираться в истории нашей страны, принципах и практиках, поддерживающих и поддерживающих гражданство, и институтах, которые определяют наши правительство.Понимание коммерции и географии также имело решающее значение для их мышления. По сути, Джефферсон, Манн и Дьюи считали изучение социальных наук критически важным для миссии государственных школ. По данным Национального совета по социальным исследованиям: сторонников гражданского образования пересекают политический спектр, но они связаны общей верой в то, что наша демократическая республика не выдержит, если учащиеся не будут знать об изменении их культурной и физической среды; знать прошлое; читать, писать и глубоко думать; и действовать таким образом, чтобы способствовать общему благу . (C3 Framework для социальных исследований, 2013).

Хорошее образование в области социальных наук зависит от четкого понимания взаимосвязанных дисциплин и включения Руководящих принципов штата Мэн. Без знания географии и экономики прежних времен история предлагает только списки людей, событий и дат. Без знания истории трудно понять институты американского правительства и динамику современной мировой экономики. Хотя учебные программы по общественным наукам различаются по своей широте и глубине, Стандарты социальных исследований отражают акцент на правительстве, истории, географии, личных финансах и экономике как столпах содержания, а другие дисциплины в рамках социальных наук считаются важными, но не важными.

Руководящие принципы

Руководящие принципы направляют образование в штате Мэн и должны быть отражены в учебной программе общественных наук. Примеры того, как студенты могут продемонстрировать доказательства этих руководящих принципов в социальных исследованиях, могут включать:

  1. Ясный и эффективный коммуникатор: Студенты изучают и используют базовые знания для проведения аудиовизуальных презентаций по текущим и историческим вопросам.
  2. Самостоятельный ученик и ученик на протяжении всей жизни: Учащиеся задают вопросы и изучают первичные и вторичные источники, чтобы ответить на эти вопросы, демонстрируя при этом установку на рост.
  3. Творческий и практический специалист по решению проблем: Учащиеся делают выводы о текущих и исторических проблемах, используя достоверные исследования и критическое мышление.
  4. Ответственный и вовлеченный гражданин: Студенты практикуют и применяют гражданские обязанности посредством осуществления конституционных прав
  5. Интегрирующий и информированный мыслитель: Учащиеся сравнивают и сопоставляют, чтобы проанализировать точку зрения и провести различие между надежными и ненадежными первичными и вторичными источниками.

Навыки в области социальных исследований:

Применение навыков в области социальных наук имеет решающее значение для любой учебной программы. Лучшие практики в области социальных исследований отражают учебный план, инструкции и оценку, которые дают студентам возможность продемонстрировать исследования и развить позиции по текущим вопросам социальных исследований. Студентам будет предложено определить ключевые слова и концепции, связанные с вопросами исследования, а также найти информацию и получить к ней доступ с помощью текстовых функций.Кроме того, студенты продемонстрируют умение делать заметки, систематизировать информацию и создавать библиографии. Студенты будут различать первичные и вторичные источники, а также оценивать и проверять достоверность информации, содержащейся в печатных и непечатных источниках. Не менее важно, чтобы учащиеся использовали дополнительные источники для разрешения противоречивой информации.

Основные устойчивые темы — Термин «основные устойчивые темы» используется в нескольких местах Стандартов социальных исследований.Этот термин относится к общим темам или вопросам, которые были актуальны в течение длительного периода времени. Использование согласованного набора тем может служить основой для организации других концепций, тем и фактов. Он также может помочь учащимся устанавливать связи между событиями в рамках исторических эпох и между ними, а также использовать историю для принятия обоснованных решений. Стандарты гражданского и государственного управления, личных финансов и экономики, географии и истории включают в себя ожидаемые результаты, учитывающие индивидуальные, культурные, международные и глобальные связи.Школьные административные подразделения должны будут определить, используют ли они эти ожидаемые результаты как возможность интегрировать дисциплины социальных исследований или решать их отдельно. «Непреходящие темы», некоторые из которых пересекаются, включают:

  • Свобода и справедливость
  • Конфликт и компромисс
  • Технологии и инновации
  • Единство и разнообразие
  • Непрерывность и изменение во времени
  • Спрос и предложение

S piraling K-12 — Учебный курс, в котором учащиеся будут видеть одни и те же темы на протяжении всей своей школьной карьеры, причем каждое столкновение усложняется и подкрепляет предыдущее обучение.Стандарты социальных исследований и ожидаемые результаты были созданы для того, чтобы отразить прогрессию возрастающей сложности от K-5 и между 6-8 и 9-м классами.

Обществознание в средней школе | Государственные школы округа Фэйрфакс

История США: с 1865 г. по настоящее время (7 класс):

Учащиеся 7 класса будут использовать навыки исторического и географического анализа при изучении американской истории с 1865 года. Стандарты этого курса относятся к истории Соединенных Штатов с эпохи Реконструкции до наших дней.Студенты продолжают изучать фундаментальные концепции в области гражданского права, экономики и географии в контексте истории Соединенных Штатов. Политические, экономические и социальные проблемы, с которыми столкнулась страна, воссоединившаяся после гражданской войны, будут изучены в хронологическом порядке по мере того, как учащиеся разовьются в понимании того, как американский опыт повлиял на политический и экономический ландшафт мира.
Изучение истории подчеркивает интеллектуальные навыки, необходимые для ответственного гражданства. Студенты будут практиковать эти навыки по мере того, как они расширят свое понимание основных знаний, определенных всеми стандартами истории и социальных наук.

Гражданские и экономические науки (8 класс):

Стандарты

по гражданскому праву и экономике исследуют роли, которые граждане играют в политической, правительственной и экономической системах в Соединенных Штатах. Учащиеся 8 класса изучат конституции Вирджинии и Соединенных Штатов, определят права, обязанности и ответственность граждан, а также опишут структуру и деятельность правительства на местном, государственном и национальном уровнях. Студенты исследуют процесс принятия решений в американской рыночной экономике и объяснят роль правительства в этом процессе.
Гражданское образование также подчеркивает интеллектуальные и практические навыки, необходимые для ответственного гражданства. Студенты будут практиковать эти навыки как в классе, так и за его пределами в рамках проекта обучения сервису, поскольку они расширят свое понимание основных знаний, определенных стандартами гражданского права и экономики.
В рамках подготовки к всемирной истории и географии в 9 классе учащиеся также будут участвовать в уроке географии, призванном обеспечить основу для необходимых географических навыков.

Финансовый парк:

Все учащиеся 8-х классов проходят курс обучения финансовой грамотности под названием «Финансовый парк». Государственные школы округа Фэйрфакс заключили партнерские отношения с Junior Achievement, чтобы познакомить учащихся с этой программой. Учебная программа состоит из классов математики и обществоведения. Кульминационным моментом станет поездка в финансовый парк, расположенный рядом со средней школой Frost. В Finance Park студенты погружаются в процесс принятия решений, основанный на реальных условиях, касающихся аспектов индивидуального и семейного бюджетирования, включая жилье, транспорт, питание, коммунальные услуги, здравоохранение, инвестиции, благотворительность и банковское дело.

Чтобы узнать больше о программе Junior Achievement Finance Park: http://myja.org/financepark/

Технологии

В классе обществознания студенты используют технологии, чтобы:

  • Доступ, поиск, организация, анализ и оценка электронной информации из различных источников, надлежащим образом документируя источники.
  • Сообщать понимание концепций, навыков и процессов социальных исследований.
  • Представлять информацию по общественным наукам в различных графических формах.
  • Создавайте мультимедийные презентации по интересующим студентов темам общественных наук.
  • Получите понимание абстрактных концепций социальных исследований с помощью моделирования и визуальных дисплеев.
  • Доступ к онлайн-учебникам.

Курсов:

7 класс (ГОСТ)

8 класс

Определение социальных наук

Что такое социальные науки?

Социальные науки — это группа академических дисциплин , посвященных изучению общества.Эта отрасль науки изучает, как люди взаимодействуют друг с другом, ведут себя, развиваются как культура и влияют на мир.

Понимание социальных наук

Социальные науки помогают объяснить, как работает общество, исследуя все, от триггеров экономического роста и причин безработицы до того, что делает людей счастливыми. Эта информация жизненно важна и может использоваться для многих целей. Помимо прочего, это помогает формировать корпоративные стратегии и политику правительства.

Социальные науки как область исследования отделены от естественных наук, которые охватывают такие темы, как физика, биология и химия.Социальные науки изучают отношения между людьми и обществами, а также развитие и функционирование обществ, а не изучают физический мир. Эти академические дисциплины в большей степени полагаются на интерпретацию и качественные исследовательских методологий.

К социальным наукам относятся:

  • Антропология
  • Экономика
  • Политология
  • Социология
  • Социальная психология

Историю также иногда считают социальной наукой, хотя многие историки часто считают, что этот предмет имеет более тесные связи с гуманитарными науками.И гуманитарные, и социальные науки изучают людей. Их разделяет техника: гуманитарные науки считаются более философскими и менее научными. Право тоже имеет некоторые связи с общественными науками, как и география.

В США раннее обучение социальным наукам начинается в начальной школе и продолжается в средней и старшей школе с упором на основные социальные науки, такие как экономика и политология. На коллегиальном уровне предлагаются более специализированные дисциплины.

История общественных наук

Истоки социальных наук восходят к древним грекам. Их образ жизни и их ранние исследования человеческой природы, состояния и смертности помогли сформировать западную цивилизацию.

Социальная наука как академическая область исследований возникла в эпоху Просвещения (или Эпохи разума), которая процветала в Европе на протяжении большей части 18–90–258-го века. Адам Смит, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Иммануэль Кант и Дэвид Юм были среди крупных интеллектуалов того времени, заложивших основы изучения социальных наук в западном мире.

Люди начали применять более дисциплинированный подход к количественной оценке своих наблюдений за обществом, и со временем аналогичные аспекты общества, такие как лингвистика и психология, были разделены на уникальные области исследования.

Примеры социальных наук

В настоящее время колледжи и университеты предлагают множество программ по общественным наукам. Например, в Калифорнийском университете в Беркли 12 академических факультетов, относящихся к категории социальных наук. Они есть:

  • Афроамериканские исследования
  • Антропология
  • Демография
  • Экономика
  • Этнические исследования
  • Гендерные и женские исследования
  • География
  • История
  • Языкознание
  • Политология
  • Психология
  • Социология

Степень магистра и доктора философии.Программы D. в колледжах и университетах предлагают дополнительные возможности для более глубокой специализации.

Роль государства в экономике

7,4

Александр Гамильтон выступал за сильное унитарное национальное правительство, в котором государства будут иметь только ограниченные полномочия. Однако у государств были исторически четко определенные и отличные друг от друга идентичности. У них были свои собственные государственные учреждения и лояльные граждане. В 18 веке жители Северной Америки не были американцами. Они отождествляли себя со своими собственными состояниями.В результате федеративная структура была более подходящей для объединения отдельных штатов в единое национальное образование — Соединенные Штаты Америки. Федерализм действительно является одной из важнейших институциональных особенностей Америки. Что такое федерализм? Федерализм можно определить как разделение полномочий и функций между национальным правительством и правительствами штатов. Например, национальное правительство имеет право собирать налоги, чеканить деньги, регулировать торговлю и объявлять войну.

58.3

Правительства штатов имеют право разрабатывать и применять уголовные кодексы, регулировать семью посредством законов о браке и разводе, регулировать индивидуальную профессию путем выдачи лицензий и т. Д. В некоторых случаях полномочия разделены между национальными правительствами и штатами. Например, оба имеют право получать доход и тратить его на публичное предоставление товаров и услуг. Каковы преимущества и недостатки централизации по сравнению с делегированием полномочий? Центральное правительство, максимизируя совместные интересы всех членов федерации, может учитывать решения, принятые на уровне штата или на местном уровне, могут иметь последствия, выходящие за пределы границ конкретного штата или местности.

102,6

Например, загрязняющая деятельность, приносящая экономические выгоды в данном государстве, может повысить загрязнение также среди соседних государств, которые понесут издержки загрязнения без ее экономических выгод. Это пример негативного внешнего эффекта. Внешние эффекты, конечно, тоже могут быть положительными. В более общем плане запрет на определенные товары и услуги может иметь отрицательные или положительные побочные эффекты, которые подразумевают, что местные органы власти могут недостаточно или сверх предоставлять такие товары и услуги, поскольку они не принимают во внимание выгоды или затраты, которые они влекут за собой за пределами их сообщества. Центральное правительство, принимая во внимание внешние факторы, способно решить эту проблему и предоставить такое количество товаров и услуг, которое максимизирует социальное благосостояние. Однако у децентрализации есть и другие преимущества.

151,2

Например, органы местного самоуправления лучше осведомлены о местных потребностях и предпочтениях граждан. Близость к пользователям услуг также означает, что граждане могут лучше контролировать и обеспечивать подотчетность выборных должностных лиц. Таким образом, федерализм США, предоставляя различные полномочия правительствам страны и штатов, пытается найти баланс между преимуществами децентрализации и делегирования полномочий.Хотя Конституция США устанавливает границы полномочий национального правительства и правительства штатов, баланс сил между федеральным правительством и членами федерации со временем существенно изменился. До 30-х годов, в период так называемого двойного федерализма, роль национального правительства оставалась ограниченной.

195,6

Например, право федерального правительства облагать налогом доход было установлено только 16-й поправкой к Конституции США в 1913 году.В 30-х годах, когда был принят Новый курс, роль федерального правительства стала гораздо более заметной. В частности, федеральное субсидирование деятельности на уровне штата и на местном уровне посредством так называемых грантов и помощи стало постоянной чертой государственных финансов США. Федеральные гранты и помощь передаются правительствам штатов, которые используются для финансирования основных услуг, таких как образование, полиция, здравоохранение и т. Д. Они являются важным источником доходов государства. Хотя большая часть государственных расходов финансируется за счет старых доходов, в настоящее время более 1/3 государственного бюджета составляет федеральные трансферты.

241,3

Например, в период с 2000 по 2008 год федеральная помощь составляла около 25% государственного бюджета. Намного больше, чем в 50-х годах, когда только 16% ресурсов штата поступало от федерального правительства. Как обстоят дела с распределением федерального бюджета в разных штатах? В расчете на душу населения сумма федеральных субсидий в виде помощи, получаемой штатами, существенно различается. Например, с 1978 по 2008 год маленький Вайоминг получал в среднем 1136 долларов на душу населения, что почти в три раза больше, чем большая Флорида.В более общем плане взаимосвязь между федеральными расходами и численностью населения, кажется, следует систематической схеме. В менее населенных штатах на душу населения расходуется больше средств, чем в более густонаселенных штатах.

292,5

Это часто интерпретируется как свидетельство небольшого преимущества штата при распределении средств из федерального бюджета, что связано с тем фактом, что малые штаты перепредставлены в Сенате США. Принцип равного представительства требует, чтобы каждый штат США, независимо от численности его населения, избирал двух сенаторов.Почему чрезмерная представленность в Сенате может играть некоторую роль, гораздо более правдоподобное объяснение неравенства и распределения между большими и малыми государствами дается просто экономией на масштабе при предоставлении товаров и услуг. Государственные расходы часто используются для финансирования проектов, таких как инфраструктура, со значительным компонентом фиксированных затрат. В результате в расчете на душу населения стоимость обеспечения такой же инфраструктуры существенно ниже в более густонаселенных районах.

342,2

Более того, если мы проанализируем, как расходы отслеживают население во времени, вырисовывается еще одна интересная закономерность.В государствах, население которых растет быстрее, наблюдается сокращение расходов на душу населения независимо от того, большие они или маленькие. Например, небольшая Невада, население которой быстро росло в период с 1978 по 2008 год, не испытала увеличения федеральных трансфертов пропорционально динамике численности населения. Отсутствие роста федеральных расходов в маленькой Неваде очень похоже на модель, которую мы наблюдаем в крупных штатах с быстрорастущим населением, таких как Флорида или Калифорния. Почему быстрорастущие штаты проигрывают в распределении федеральных расходов? Федеральная помощь штатам в значительной степени регулируется формулами, принятыми в Конгрессе, которые затрудняют корректировку расходов в соответствии с быстро меняющимися потребностями.

394,8

В период с 1983 по 2008 годы расходы на гранты по формуле составляли в среднем 70% от общей федеральной помощи. Это включает в себя две крупнейшие федеральные программы, Medicaid и Федеральную дорожную программу, на которые приходится соответственно 45% и 50% грантов, выделенных по формуле в течение того же периода. В результате штаты с быстрорастущим населением, как правило, несут штрафные санкции при распределении федеральных грантов, которые в значительной степени распределяются по формуле. По иронии судьбы, почему эти формулы финансирования, как правило, используются для уменьшения дискреционных и политических манипуляций при распределении федерального бюджета, они часто становятся мощным инструментом для сохранения распределения статус-кво, благоприятного для большинства штатов.

440,7

Этот факт подчеркивает более общую проблему централизации решений о расходах. Хотя национальное правительство должно распределять ресурсы между штатами для максимизации общего благосостояния, на практике распределение федерального бюджета является результатом политического процесса, в котором иногда местные потребности не получают должного внимания.

Глава 5: История среди общественных наук

История долгое время считалась основным школьным предметом в области человеческих взаимоотношений.Повышенное внимание к географии, постепенное отделение гражданственности от истории и введение социологии и экономики в школьные программы заставили мыслить в рамках группы социальных исследований, а не единственного предмета истории. Возникновение социальных исследований вызвало некоторую обеспокоенность по поводу их значения и влияния на изучение истории. Это обсуждение разработано, чтобы прояснить этот термин и заново установить связь истории с другими общественными исследованиями.

A. Значение термина «общественные науки»

Термин «общественные науки» неправильно понимают и неправильно используют как внутри, так и за пределами педагогической профессии. Комитет принимает на себя обязательство и ответственность за разъяснение его значения.

За пределами педагогической профессии термин «социальные исследования» использовался как ярлык для «современных проблем», как термин, подразумевающий социалистические или реформистские цели, как относящийся к социальному обслуживанию и социальному обеспечению, как антоним истории и как этикетка для метода обучения. Такое использование термина ошибочно.

В педагогической профессии этот термин используется по-разному. Он использовался для обозначения комбинации двух или более предметов, связанных с человеческими отношениями, и для обозначения комбинации социальных исследований, исключая историю. Этот термин также применялся к арифметике, физике и другим предметам, чтобы подчеркнуть их социальные аспекты или их ценности для общества. Степень допустимости каждого из этих вариантов использования станет очевидной в следующем обсуждении.

На протяжении периода примерно с 1850 по 1910 годы история, обществоведение и география обычно рассматривались как довольно сильно дифференцированные предметы. Их не объединял общий интерес. В конце девятнадцатого века экономика заняла место в учебных программах, а в начале нынешнего века социология стала появляться в школьных программах. Таким образом, социальные элементы в учебной программе постоянно увеличиваются.

Учителя и ученые начали понимать, что эти пять предметов — история, география, обществоведение, экономика и социология — тесно связаны. Все они касаются человеческих отношений: география описывает отношения человека к Земле; гражданские права или правительство объясняют попытки общества контролировать людей через организованные государства; экономика описывает и анализирует усилия человека зарабатывать на жизнь; а социология описывает различные виды групповой жизни. История — это история того, что сделал человек, с упором на институциональную и групповую деятельность. Таким образом, в определенном смысле история является наиболее всеобъемлющим и всеобъемлющим из социальных исследований и принимает участие в природе каждого из других, когда фиксирует действия, которые входят в их сферу.

Поскольку все эти предметы сосредотачивают свое внимание на человеке и его взаимоотношениях, удобно сгруппировать их под одним общим термином. Общий термин для предметов обучения, которые подчеркивают человеческие отношения, — это социальных исследований. Социальные науки составляют область , , а не предмет , — федерацию субъектов, а не единую дисциплину.

В школах есть программы социальных исследований, и учителя нанимают для преподавания социальных наук, но в классе они преподают обществоведение, историю, социологию или какую-либо тему, основанную на материалах одного или нескольких других предметов социальных исследований.Очень редко учитель пытается преподать всю область как единый курс, но он постоянно пытается показать взаимосвязь предметов в этой области.

Нет ничего необычного в том, чтобы сгруппировать предметы по полям. Слово «наука» обозначает такие предметы, как биология, ботаника, физика и химия. «Математика» включает арифметику, алгебру, геометрию и тригонометрию. Слово «литература» или «английский» используется для обозначения изучения грамматики, композиции, истории литературы и английских классиков.Термин «социальные исследования» используется аналогичным образом для обозначения предметов, которые подчеркивают человеческие отношения. Это не подразумевает никакого особого типа организации, социальной философии или педагогической теории. Это полезный и практичный термин, лишенный эмоций и столь же общий по своему значению, как слова «наука» или «математика». Это удобное инклюзивное обозначение.

Хотя термин «социальные исследования» включает в себя в первую очередь историю, географию, обществоведение, экономику и социологию, он также имеет дело с материалами по другим предметам.Таким образом, некоторые элементы этики, психологии, философии, антропологии, искусства, литературы и других предметов включены в различные курсы социальных исследований. Даже если не все эти предметы преподаются в школах под их названиями, они вносят свой вклад в общественные науки. Однако, поскольку искусство и литература в первую очередь связаны с отдельными людьми, а не с группами, а этика, философия, психология и антропология редко встречаются в школьных программах, термин «социальные исследования» обычно описывает только перечисленные выше предметы.

Область социальных исследований отличается от других областей тем, что ее содержание сосредоточено на людях и их взаимоотношениях. Все предметы имеют социальную полезность, но это не помещает их в область социальных исследований. Арифметика имеет социальную ценность, но ее содержание не сосредоточено на людях. Следовательно, социальные исследования — это те предметы, в которых содержание , а также цель сосредоточены на людях.

Кроме того, термин «социальные исследования» относится в первую очередь к тем предметам, касающимся человеческих взаимоотношений, которые организованы для учебных целей.Вопрос о том, является ли история в колледже, аспирантуре или исследовательском уровне социальным исследованием, социальной наукой , или человечеством , может быть предметом споров. Независимо от этого вопроса, факт остается фактом: общественные науки в начальной и средней школе служат учебным целям. Никто не ожидает, что начальный учебник по географии или истории средней школы станет оригинальным вкладом в знания; его основная цель — распространение уже установленных знаний. Социальные исследования организованы в основном в учебных целях.

Официальное использование термина «социальные исследования» для обозначения всей области предметов, касающихся человеческих взаимоотношений, датируется 1916 годом. В том же году Комитет по социальным исследованиям Комиссии по реорганизации среднего образования Национальной ассоциации образования опубликовал отчет, в котором дается разрешение на использование термина и разграничивается его значение. Организация в 1921 году учителей в этой области и выбор названия «Национальный совет социальных исследований» имели тенденцию стандартизировать использование этого термина.В конституции Совета теперь говорится, что «термин« социальные исследования »используется для обозначения истории, экономики, социологии, гражданского права, географии и всех модификаций или комбинаций предметов, содержание и цель которых преимущественно являются социальными». Вопрос о том, является ли термин «социальные исследования» подходящим, точным или удачным, может быть вопросом мнения, но не может быть никаких сомнений в том, что это термин, используемый для обозначения тех школьных предметов, которые касаются человеческой деятельности, достижений и взаимоотношений.

Процесс преобразования отдельных субъектов в федеративную группу породил различные теории и идеи.Некоторые писатели и экспериментаторы хотели соединить два отдельных предмета; другие хотели объединить каждую из них с историей; а третьи хотели стереть все предметы, оставив только безраздельную область социальных исследований. Они сильно отличались друг от друга по степени комбинирования материалов из различных предметов, по преимуществам, заявленным для каждой комбинации, и по названию, данному процессу. Однако все согласились, что основывают свои аргументы на теории о том, что учащиеся могли бы учиться с большей готовностью, если бы гражданское право и история, например, были бы объединены в существенное единство.Независимо от достоинств или обоснованности какой-либо конкретной теории или эксперимента, из этого периода проб и ошибок, похоже, был получен один общий результат, а именно широкое признание интимных отношений между всеми субъектами в области социальных исследований. Кроме того, учителя социальных наук все больше осознают, что близкие отношения, существующие между предметами в области социальных исследований, распространяются, хотя и в меньшей степени, на предметы из других областей.

Б.Статус истории в социальных исследованиях

Существует широко распространенное мнение, что история, особенно история Америки, вытесняется из учебных программ как в школах, так и в колледжах. Предполагаемой причиной этого предполагаемого бедствия является простое существование области социальных исследований. Какие факты?

Признание области социальных исследований с сопутствующим ростом экономики, социологии, социальных проблем и других исследований неизбежно уменьшило известность и преобладание истории.Некоторые педагоги и историки утверждали, что добавление новых предметов в учебную программу неизбежно сокращало время, уделяемое истории. Исключение английской истории, слияние древней и средневековой истории и последующая замена двухлетнего цикла европейской истории однолетним курсом всемирной истории, по-видимому, подразумевает уменьшение внимания к предметам. Однако потеря более очевидна, чем реальна, поскольку немногие ученики выбрали двухлетний цикл европейской истории, тогда как всемирная история стала требованием во многих школах.Хотя изменение программы создает впечатление, что история понесла огромные потери, количество учеников, изучающих всемирную историю, выгодно отличается от количества тех, кто раньше изучал тот или иной курс в двухгодичной последовательности.

Каким бы ни был статус европейской истории, история Америки неуклонно развивалась. Он получил больше времени, а также в абсолютном и относительном зачислении, и он стал обычно обязательным предметом как в начальной, так и в средней школе.Данные, подтверждающие эти утверждения, приведены в главе III. Здесь достаточно указать, что любые потери, которые могла быть понесена в истории, не были нанесены за счет истории Соединенных Штатов.

Более того, американская история получает не только более формальное признание, но и большее внимание в рамках других предметов. Многочисленные темы и разделы по экономике, социологии, государственному управлению, современным проблемам и другим предметам во многом основаны на истории. Такие темы, как иммиграция, внешняя торговля, международные отношения, тарифы, мировые ресурсы, транспорт и многие другие, невозможно преподавать без обширного использования истории.Можно усомниться в точности и адекватности истории, изученной этим косвенным методом, но никто не может отрицать, что в изучение этих тем вовлечены крупные элементы современной и новейшей истории.

В то время как история, получившая такой ярлык, может получать меньше уроков, чем двадцать лет назад, общественные исследования в целом получили повышенное внимание. До этого в программу входили география, обществоведение и история, но они по-прежнему оставались более или менее не связанными друг с другом предметами. Развитие области социальных наук убедило школьную администрацию и учителей в желательности предоставления систематической последовательности социальных предметов, по одному для каждого класса. Таким образом, совокупное время, которое уделяется социальным исследованиям, намного больше, чем время, которое раньше уделялось отдельным предметам гражданского права, географии и истории.

Выводы о статусе истории в рамках социальных исследований следующие: (1) общее время, посвященное социальным исследованиям, на больше; (2) Европейская история на уровне средней школы потеряла время, но не обязательно при зачислении; и (3) история Америки не только сохранила свой статус, но и получила повышенное внимание в средних классах, на уровне неполной средней школы, в старшей средней школе и в колледже.

C. Рекомендуемая политика

Нет исключительного пути к достижению определенного понимания; не существует эксклюзивного метода приобретения определенного навыка. Для достижения желаемого понимания можно использовать различные материалы. Тем не менее, Комитет считает, что существуют веские причины, по которым он должен одобрить изучение истории и почему он должен обязаться указывать хотя бы минимальное содержание американской истории [4]. Аргумент не основан на какой-либо преданности истории ради самой истории.Интересы и способности учеников и потребности общества превалируют над требованиями любого предмета. Аргумент в пользу истории основан на предположении, что она служит потребностям человека и общества. Граждане не могут понять общество, в котором они живут, не зная его прошлого, и они не могут проявить полную лояльность к нации, не понимая идеалов и устремлений, которые сформировались в его истории. Человеческие отношения существуют как во времени, так и в пространстве, и программа социальных исследований, игнорирующая временное измерение, даст искаженное представление о мире.

Полагая, что история обладает особыми ценностями, Комитет занимается здесь вопросом адаптации ее к другим предметам в области социальных исследований. Хотя он одобряет преподавание других социальных наук и одобряет экспериментальные попытки комбинировать, интегрировать или унифицировать различные элементы из всех предметов, он осуждает неправильное обозначение курсов. Современные проблемы и текущие события заслуживают внимания, но их нельзя рассматривать как историю или рассматривать как ее замену.Однако вера в действенность истории не означает пренебрежительного отношения к гражданскому праву, экономике, географии или социологии. Это также не подразумевает отступления от текущих событий, социальных проблем или других комбинаций предметов; при этом это не подразумевает минимизации ценности единиц и тем. В области социальных исследований есть место для изучения истории как истории. Историчности и историческому методу нельзя научиться на других предметах. И история, организованная и размеченная таким образом, не является препятствием для обучения.Оно скучно и скучно только тогда, когда написано лишенными воображения педантами и преподается плохо подготовленными и незаинтересованными учителями. Когда он написан и преподается мужчинами и женщинами, которые любят и понимают предмет, это введение во все аспекты жизни. Рабочие и короли, сплетни и государственные документы, толпы и законодательные органы, машины и идеи, институты и революции — все эти и сотни других тем по праву относятся к сфере истории.

Комитет одобряет продолжение изучения различных социальных исследований как по отдельности, так и в значимых комбинациях.Он идет еще дальше и одобряет попытки соотнести общественные науки с предметами, не относящимися к данной области; например, литература и история. Поддержка таких экспериментов не означает ослабления веры в ценность изучения истории как таковой. Он считает, что есть ценности в изучении систематизированных и организованных массивов материалов; для понимания общества и его проблем необходимо изучение медленной эволюции институтов и наций. Тщательное изучение истории приведет к пониманию хронологии, непрерывности, причин и следствий, а также тенденций, сил и движений.

Таким образом, Комитет рекомендует (1), чтобы история Соединенных Штатов продолжала предлагаться в средних классах, в неполной средней школе, в старшей средней школе и в колледже, и (2) чтобы использование истории в качестве подхода было более эффективным. подчеркивается во всех курсах социальных исследований. Это исследование национальной истории не должно быть изоляционистским по тону или мировоззрению, поскольку на наших студентов будут влиять мировые события, а также те, которые происходят в наших собственных границах. Поэтому американскую историю следует преподавать с постоянным осознанием отношений между Соединенными Штатами и остальным миром.Более того, историю Соединенных Штатов нельзя полностью понять без знания истории других стран. Поэтому Комитет рекомендует всем учащимся старших классов изучать всемирную историю.


4. Рекомендуемое содержание см. В главе VI.

Как культурные факторы влияют на результаты экономики

Ученые и политики все больше интересуются пониманием того, как социальный капитал влияет на экономическую жизнь людей.Но идея социального капитала аморфна. В статье 6 экономисты Джуди Хеллерстайн из Университета Мэриленда и Дэвид Ноймарк из Калифорнийского университета в Ирвине определяют социальный капитал как сеть отношений между людьми, которых связывает место их проживания или работы. Авторы опираются на данные опросов, тематические исследования и административные данные, чтобы подтвердить, что такие сети играют важную роль в улучшении благосостояния, особенно с точки зрения улучшения результатов на рынке труда. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что когда дело доходит до получения работы, личные связи особенно важны для иммигрантов.Хеллерштейн и Ноймарк также обсуждают некоторые ограниченные данные о том, как сети соседей могут влиять на здоровье и результаты обучения детей.

Социальный контекст выходит за рамки личных связей и отношений с нашими убеждениями об обществе, в котором мы живем, а также с дискриминацией и предубеждениями, с которыми мы сталкиваемся по мере продвижения по жизни. В статье 7 Месмин Дестин, психолог из Северо-Западного университета, исследует, как представления о возможностях и экономической мобильности в обществе влияют на поведение человека.Он отмечает, что несколько дисциплинарных подходов концептуализировали и эмпирически задокументировали важные связи между экономическим неравенством на уровне общества, убеждениями индивидуального уровня о достижимости социально-экономической мобильности и поведением, связанным с социально-экономическим успехом среди молодежи и молодых людей из малообеспеченных семей. Доминирующая структура, которую описывает Дестин, основана на надежных исследованиях в области социальной психологии, которые напрямую связывают ожидания людей в отношении будущего успеха с их уровнем мотивации к упорству в выполнении задач и в тех областях жизни, которые могут способствовать успеху.Например, учащиеся, которые видят связь между преподавателями и видами работы, на которые они надеются получить, более мотивированы к усердной работе в школе и, в конечном итоге, имеют лучшие академические результаты, чем учащиеся, которые не видят этих связей. Опираясь на уроки психологии, а также культурсоциологии, современной антропологии и экономики, Дестин отмечает, что чем больше информации молодые люди предоставляют о доступных им возможностях, тем больше у них шансов реализовать свои устремления.

Заключительная статья затрагивает обширную проблему дискриминации. Экономисты Кевин Лэнг из Бостонского университета и Ариэлла Кан-Ланг Спитцер из Mathematica (фирмы, занимающейся исследованиями политики) пишут о том, как дискриминация и предвзятость влияют на результаты. Ланг и Кан-Ланг Спитцер в первую очередь уделяют внимание дискриминации по признаку расы, признавая при этом, что дискриминация существует и по многим другим параметрам, включая пол, сексуальную ориентацию, религию и этническую принадлежность. Они описывают свидетельства существенного расового неравенства на рынке труда, в сфере образования, уголовного правосудия, здравоохранения и жилья и показывают, что в каждой из этих сфер эти различия, по крайней мере, частично отражают дискриминацию.Авторы отмечают, что различия являются одновременно причиной и результатом дискриминации и усиливают друг друга. Например, более суровое обращение со стороны системы уголовного правосудия затрудняет для чернокожих людей получение хорошей работы, что повышает вероятность того, что они будут жить в бедных районах, а их дети будут посещать школы более низкого качества. Ланг и Кан-Ланг Спитцер утверждают, что простое запрещение дискриминации менее эффективно для устранения неравенства, чем политика, уменьшающая жилую и социальную дистанцию ​​между людьми разных рас.

Перемещение политики и программ вперед

Мы как редакторы этого номера не ставили своей целью делать заявления о том, что является культурой, а что нет. Мы также не стремились исследовать культурную детерминацию социальных институтов и норм. Скорее, мы пригласили группу экспертов для объективного описания свидетельств того, как различные аспекты социальных институтов, норм и поведения влияют на результаты детей. В статьях этого выпуска используется количественный, эмпирически строгий подход к определению и изучению конкретных культурных конструктов, и они продвигают политический разговор о том, как культура влияет на результаты детей.Мы ожидаем (и надеемся), что эти статьи, как по отдельности, так и в совокупности, будут полезны для политиков, практиков и защитников интересов детей.

Сноски

[1] Радж Четти и др., «Угасающая американская мечта: тенденции мобильности абсолютного дохода с 1940 года», Science 356 (2017): 398–406, https://doi.org/10.1126/science. aal4617.

[2] См. Радж Четти и др., «Где находится земля возможностей? География межпоколенческой мобильности в Соединенных Штатах », Ежеквартальный журнал экономики 129 (2014): 1553–1623, https: // doi.org / 10.1093 / qje / qju022; и Радж Четти и др., «Раса и экономические возможности в Соединенных Штатах: межпоколенческая перспектива», рабочий документ, Национальное бюро экономических исследований, Кембридж, Массачусетс, 2019, https: // www. nber.org/papers/w24441.

Авторы, которые внесли свой вклад в этот выпуск Future of Children: Даниэль Хангерман (Университет Нотр-Дам), Ариэль Калил (Университет Чикаго), Ребекка Райан (Университет Джорджтауна), Мелани Вассерман (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе), Мелисса Кирни ( Мэрилендский университет), Фил Левин (Колледж Уэллсли), Гордон Даль (Калифорнийский университет в Сан-Диего), Джуди Хеллерстайн (Мэрилендский университет), Дэвид Ноймарк (Калифорнийский университет, Ирвин), Месмин Дестин (Северо-западный), Кевин Ланг (Бостонский университет) , и Ариэлла Кан-Ланг Спитцер (Mathematica).