13.1 Понятие власти

Употребляя термин «власть», мы часто имеем ввиду государство, политическую сферу общественной жизни. Но это понятие, разумеется, более широкое. Можно говорить о власти родителей над детьми, начальников над подчинёнными. В правовом государстве все равны перед властью закона. Кто-то попадает под власть денег или вредных привычек.

То есть власть – это некая сила, которая направляет деятельность человека, подчиняет его своей воле. Чаще всего эта сила – внешняя. Хотя можно властвовать и над самим собой. Иногда говорят также о власти человека над природой или над обстоятельствами.

Но сейчас мы будем говорить о власти, как форме общественных отношений. Её основа – в неравенстве людей. Власть – это особый тип поведения, когда одни командуют, а другие подчиняются.

Следует различать значение терминов «власть» и «влияние», хотя они, безусловно, очень тесно связаны. Влияние – это отношение, при котором человек побуждает других действовать определённым образом.

Самыми разными способами: убеждением, силой примера, манипулированием сознанием, харизмой.

Харизмой (от греческого «божий дар», «помазание») принято называть особую одарённость личности. Она проявляется в способности притягивать к себе людей, внушать им доверие к своим словам и поступкам, оказывать на них почти гипнотическое воздействие.

Человек, обладающий властью, также влияет на поведение других. Но при этом у него есть возможность применять санкции – позитивные и негативные. Он может поощрять тех, кто ему подчиняется, действует в соответствии с отдаваемыми приказами: дать премию, наградить медалью, присвоить титул или звание, пожаловать шубу со своего плеча.

И наказать тех, кто сопротивляется или не слишком рьяно выполняет распоряжения: уволить, назначить штраф, лишить каких-то прав. Голову отрубить, в конце концов.

Конечно, власть опирается не только на силу, но и на авторитет. Кстати, у древних римлян слово «auctoritas» имело значение «власть», «влияние». Наверное, они предполагали, что право управлять другими имеют только авторитетные люди. Сейчас, в самом общем смысле, под термином «авторитет» мы понимаем оценку людьми, обществом в целом личностных качеств человека. Авторитет индивида может быть связан с его статусом, занимаемой должностью. Но в первую очередь, с наличием выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей.

Итак, остановимся на том, что власть – это способность человека или определённой группы людей управлять деятельностью и поведением других людей. Возможность навязывать свою волю, даже вопреки сопротивлению. Власть – это не всегда принудительное подчинение. Но всегда – вынужденное. Поясним. Подчиняться властям можно и добровольно, осознанно. Но при этом понимать, что неподчинение грозит применением санкций с их стороны.

Мы назвали основные источники власти: сила и авторитет.

Это могут быть также закон, богатство, харизма и даже такие вещи, как интерес или тайна. Попробуйте сами найти примеры власти, основанные на последних двух источниках.

Власть – отношения между людьми. Поэтому и её субъектом, и объектом являются отдельные индивиды или социальные группы и общности. Но в каждом конкретном случае – это разные индивиды и общности.

Ресурсами власти называют всё то, что её субъекты могут использовать для влияния на других. Убеждение, поощрение, контроль (право, например), идеи, знания, верования, традиции, страх, принуждение, насилие.

Власть – это не только господство одних над другими. Она выполняет очень важные социальные функции: регулирует действий людей, контролирует их поведение. Это обеспечивает определённую стабильность. Да, это сковывает нашу свободу, но удовлетворяет потребность в безопасности и порядке.

Власть управляет деятельностью. Мобилизует людей на совместные действия. Организует, координирует их. Если никто не будет этим заниматься, как можно достичь общественно значимых целей?

Выделяют различные типы и виды власти.

Личная власть предполагает возможность оказывать влияние на конкретных людей. А публичная связана с управлением обществом в целом. Круг лиц, которые являются её объектами, потенциально не определён. К примеру, родители имеют власть только над своими детьми. Владелец фирмы – над своими работниками во время выполнения ими трудовых обязанностей. А Президент России – не только над её гражданами. Их количество как раз более или менее определено. Но и над теми лицами, которые временно или постоянно находятся на территории государства, не будучи его гражданами. Скажем, все они должны выполнять законы Российской Федерации.

Можно классифицировать власть по её субъектам: королевская, президентская, партийная, народная. По количеству лиц, принимающих решения: единоличная, групповая, общественная. По правовому признаку: легальная и нелегальная. По режиму правления: демократическая и авторитарная. В данном случае имеются в виду преобладающие методы управления, ресурсы, которые используются властью.

Один из самых часто используемых критериев – сферы воздействия. Власть бывает экономическая, социальная, информационная, духовная, политическая. О политической власти позже вы будете говорить более подробно.

ВЛАСТЬ — ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВЛАСТИ

Ключевые слова: власть, виды власти, понятие власти, функции власти, властные ресурсы, внутренние и внешние функции власти, специфика и характер власти, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание, политическая власть

 

На фото Авраам Линкольн – 16-й президент США (1861—1865) и первый от Республиканской партии, освободитель американских рабов, национальный герой американского народа.

 

 

Власть – отношения господства и подчинения, в которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует (т.
е. преобладает) над волей и действиями других лиц (подвластных)

 

Политическая власть – право, способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм и специального института — государства

 

 

Сегодня большинство политологов определяют политическую власть как право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

 

ПРИХОДИ К НАМ УЧИТЬСЯ В ТЕЛЕГРАМ 

 

ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

  • распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства.
  • только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны.
  • осуществляется через единый общегосударственный центр принятия политических решений.
  • использует самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные).
  • действует на основе права от имени всего общества.

Политическая власть имеет свои разновидности: законодательная, исполнительная, судебная; центральная, региональная, местная; монархическая и республиканская.

 

ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Существует два важнейших принципа устойчивости власти: это легитимность и результативность. Легитимность предполагает процедуру общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений.  Результативность предполагает высокую степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на неё население.  Государственная же власть является одним из видов в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

Само понятие власти  базируется на важнейших принципам устойчивости:

  1. На легитимности власти: процедуре общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений
  2. На результативности власти: степени выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на неё население.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ЯДРО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

 

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

• Носит публичный характер т. е. выступает от имени общества.
• Имеет суверенный характер, т. е. верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет).
• Ограничена территорией (базовое условие существования государства). Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

ГОСУДАРСТВО, ЕГО ФУНКЦИИ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

ДЕМОКРАТИЯ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

определение мощности

| Open Education Sociology Dictionary

Содержание

Определение власти

( существительное ) Способность человека, группы или учреждения влиять на других людей или осуществлять контроль над ними и достигать своих целей, несмотря на возможную оппозицию или сопротивление.

Power Pronunciation

Pronunciation Usage Guide

Слоговая система: power·er

Audio Pronunciation

— американский английский

— британский английский

Фонетическое правописание

  • американский английский — /pOU-uhr/
  • британский английский — /pOU-uh/

Международный фонетический алфавит

  • американский английский — /˙Ɉr
  • Британский английский – /ˈpaʊə/

Замечания по использованию

  • Множественное число: полномочия
  • Также называется социальная сила .

Related Quotations

  • «В такой дисциплине, как социология, печально известной трудностями, с которыми она сталкивается при установлении широко и прочно согласованных определений своих понятий, власть (во всяком случае, социальная власть, которая нас здесь интересует) как тот, определение которого является особенно спорным и неустойчивым. Это происходит вопреки (или, возможно, благодаря) тому факту, что, как бы оно ни понималось, это понятие сигнализирует об особо значимом социальном явлении, которое, возможно, имеет право на центральное место в лексике и дискурсе дисциплины» (Turner 2006: 464).
  • «Большинство (и, вероятно, все) общества существуют с системами социального деления и социальной стратификации, благодаря которым целые категории людей возвышаются над другими, обеспечивая один слой населения непропорционально большим количеством денег, власти и престижа» (Мационис и Пламмер 2012:232).
  • «Изнасилование — это доминирование. Речь идет о власти и контроле над кем-то. Изнасилование всегда является насильственным преступлением» (Kaufman and Kimmel 2011:133).
  • «Переустройство дома может быть частью переосмысления отношений между гетеросексуальными парами. Набор из трех предметов — один из примеров того, как предметы повседневного обихода могут укреплять представления о мужчинах как о главах семьи. Помимо дивана, может быть большое «папинское кресло», занимающее главное место в гостиной, и меньшее «маминое кресло» в углу, отражающее традиционные представления о надлежащей роли женщины как самоотверженной и посвященной тому, чтобы мужчинам было комфортно. Это довольно легкомысленные примеры среди серьезных попыток критически осмыслить отношения между женщинами и мужчинами как отношения власти» (Worrel 2001: 66–67).
  • «Преимущество для мужчин как группы от поддержания неравного гендерного порядка. Денежный доход – не единственная выгода. Другими являются авторитет, уважение, служение, безопасность, жилье, доступ к институциональной власти, эмоциональная поддержка и контроль над собственной жизнью. Патриархальные дивиденды, конечно, уменьшаются по мере роста общего гендерного равенства» (Connell 2009: 142).
  • «Чтобы усилить свою власть и сохранить свои привилегии, доминирующая этническая группа использует определенные инструменты, которые можно отнести к категориям предрассудков и дискриминации. Широко распространенные убеждения и ценности относительно характера и способностей отдельных групп необходимы для обеспечения долгосрочной устойчивости этнического неравенства. Эти убеждения и ценности принимают форму предрассудки , то есть негативные идеи, выражающие превосходство господствующих групп» (Marger 1985:45). Видео по теме
  • Ресурсы по сексу и гендеру — книги, журналы и полезные ссылки
  • Происхождение слова «сила» — онлайн Словарь этимологии: etymonline.com
  • Бендикс, Рейнхард, изд. 1974. Класс, Статус и Сила . 2-е изд. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  • Фуко, Мишель. 1980. Сила/знание: избранные интервью и другие статьи . Нью-Йорк: Пантеон.
  • Гидденс, Энтони и Дэвид Хелд, ред. 1982. Классы, власть и конфликт: классические и современные дебаты . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
  • Хаугард, Марк. 2002. Мощность: Читатель . Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
  • Хендерсон, Аманда. 1994. «Власть и знания в сестринской практике: вклад Фуко». Журнал продвинутого сестринского дела 20 (5): 935–39. doi:10.1046/j.1365-2648.1994.20050935.x.
  • Айвз, Питер. 2004. Язык и гегемония в Грамши . Анн-Арбор, Мичиган: Pluto Press.
  • Лассуэлл, Гарольд Дуайт. 1936. Политика: кто что получает, когда и как . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
  • Люкс, Стивен. 1974. Сила: радикальный взгляд . 2-е изд. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
  • Миллс, К. Райт. 1956. Силовая элита . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Нэш, Кейт. 2010. Современная политическая социология: глобализация, политика и власть . Оксфорд: Уайли-Блэквелл.
  • Скотт, Джон. 2001. Сила . Молден, Массачусетс: Блэквелл.
  • Сен, Амартия. 1999. Развитие как свобода . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Вебер, Макс. [1921–22] 1979.  Экономика и общество . Чикаго: Издательство Калифорнийского университета.

Родственные термины

  • соответствие
  • санкция
  • социальный контроль
  • норма
  • персонифицированная сверхъестественная сила

Wnell. 2009. Пол: в мировой перспективе . 2-е изд. Молден, Массачусетс: Polity.

Кауфман, Майкл и Майкл С. Киммел. 2011. Руководство парня по феминизму . Беркли, Калифорния: Seal Press.

Макионис, Джон и Кеннет Пламмер. 2012. Социология: глобальное введение . 4-е изд. Харлоу, Англия: Pearson Education.

Маргер, Мартин. 1985. Расовые и этнические отношения: американские и глобальные перспективы . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Тернер, Брайан С., изд. 2006. Кембриджский социологический словарь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Уорелл, Джудит, изд. 2001. Энциклопедия женщин и гендера: половые сходства и различия и влияние общества на гендер . Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.

Works Consulted

Андерсен, Маргарет Л. и Ховард Фрэнсис Тейлор. 2011. Социология: Основы . 6-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Бринкерхофф, Дэвид, Линн Уайт, Сюзанна Ортега и Роуз Вайц. 2011.  Основы социологии . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Брюс, Стив и Стивен Йерли. 2006. Социологический словарь SAGE . Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.

Брим, Роберт Дж. и Джон Ли. 2007. Социология: ваш компас для нового мира . 3-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Клинард, Маршалл Бэррон и Роберт Фрэнк Мейер. 2011. Социология девиантного поведения . 14-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Английский словарь Коллинза: полный и полный текст . 6-е изд. 2003. Глазго, Шотландия: Коллинз.

Делани, Тим и Тим Мэдиган. 2015. Социология спорта: введение . 2-е изд. Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд.

Диллон, Мишель. 2014. Введение в социологическую теорию: теоретики, концепции и их применение в двадцать первом веке . 2-е изд. Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл.

Ферранте, Джоан. 2011а. Видя социологию: введение . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Ферранте, Джоан. 2011б. Социология: глобальная перспектива . 7-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Феррис, Керри и Джилл Стейн. 2010.  Реальный мир: введение в социологию . 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон.

Гидденс, Энтони и Филип В. Саттон. 2014. Основные понятия социологии . Кембридж: Политическая пресса.

Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Стрейер, Сьюзен Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайн, Джефф Брай, Фэй Джонс. 2016. Введение в социологию 2e . Хьюстон, Техас: OpenStax.

Хенслин, Джеймс М. 2012. Социология: приземленный подход . 10-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

Хьюз, Майкл и Кэролин Дж. Кролер. 2011.  Социология: ядро ​​ . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Кендалл, Диана. 2011.  Социология в наше время . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Киммел, Майкл С. и Эми Аронсон. 2012. Социология сейчас . Бостон: Аллин и Бэкон.

Корнблюм, Уильям. 2008. Социология в меняющемся мире . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Макионис, Джон. 2012. Социология . 14-е изд. Бостон: Пирсон.

Макионис, Джон и Кеннет Пламмер. 2012.  Социология: глобальное введение . 4-е изд. Харлоу, Англия: Pearson Education.

Марш, Ян и Майк Китинг, ред. 2006.  Социология: осмысление общества . 3-е изд. Харлоу, Англия: Pearson Education.

О’Лири, Зина. 2007. Уничтожитель жаргона социальных наук: ключевые термины, которые вам нужно знать . Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.

Издательство Оксфордского университета. (Nd) Оксфордские словари . (https://www.oxforddictionaries.com/).

Словарь колледжа Random House Webster . 1997. Нью-Йорк: Случайный дом.

Равелли, Брюс и Мишель Уэббер. 2016. Изучение социологии: канадская перспектива . 3-е изд. Торонто: Пирсон.

Шефер, Ричард. 2013.  Социология: краткое введение . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Скотт, Джон и Гордон Маршаллы. 2005.  Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Шепард, Джон М. 2010. Социология . 11-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Шепард, Джон М. и Роберт В. Грин. 2003.  Социология и вы . Нью-Йорк: Гленко.

Стюарт, Пол и Йохан Заайман, ред. 2015. Социология: краткое введение в Южную Африку . Кейптаун: Джута.

Столли, Кэти С. 2005. Основы социологии . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.

Томпсон, Уильям Э. и Джозеф В. Хики. 2012.  Общество в фокусе: введение в социологию . 7-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

Тишлер, Генри Л. 2011. Введение в социологию . 10-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Тернер, Брайан С., изд. 2006. Кембриджский социологический словарь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

участников Википедии. (нет данных) Википедия, Бесплатная энциклопедия . Фонд Викимедиа. (https://en.wikipedia.org/).

участников Википедии. (Nd) Викисловарь, Бесплатный словарь . Фонд Викимедиа. (http://en.wiktionary.org).

Приведите определение власти

ASA – Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

Bell, Kenton, ed. 2013. «власть». В Открытом образовательном социологическом словаре . Проверено 25 апреля 2023 г. (https://sociologydictionary.org/power/).

APA – Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

power. (2013). В К. Белл (ред.), Открытый социологический словарь образования . Получено с https://sociologydictionary.org/power/

Chicago/Turabian: Дата автора – Чикагское руководство по стилю (16-е издание)

Bell, Kenton, ed. 2013. «власть». В Открытом образовательном социологическом словаре . По состоянию на 25 апреля 2023 г. https://sociologydictionary.org/power/.

MLA – Ассоциация современного языка (7-е издание)

«мощность». Открытый образовательный социологический словарь . Эд. Кентон Белл. 2013. Интернет. 25 апреля 2023 г. .

ВЛАСТЬ (социальные науки)

Власть является центральным понятием в социальных и политических науках. Это также обычное дело в повседневных дискуссиях: мы часто говорим о приходе к власти политической партии, или о способности правительств или отдельных лиц совершать определенные действия или достигать определенного результата, или о том, что кто-то имеет власть над другим, или о стране. будучи сверхдержавой. Сила, казалось бы, самоочевидна. Тем не менее, власть является чрезвычайно неуловимой концепцией, и существуют многочисленные разногласия по поводу ее определения, основы, функции и действия. Власть остается, как говорит Стивен Люкс, «по существу оспариваемой» концепцией (19).74, с. 26).

Власть обычно связана с осуществлением последствий . Однако каковы эти последствия, намерены они или нет, как они на самом деле вызываются, кто их вызывает и в чьих интересах — все это является предметом нерешенных дискуссий в ряде различных дисциплин. Здесь невозможно дать исчерпывающий перечень этих споров или коснуться всех многочисленных вопросов, касающихся природы и осуществления власти. Тем не менее, следует упомянуть несколько основных областей разногласий:

1. Должна ли власть рассматриваться с точки зрения действий или способностей отдельных агентов, или ее следует рассматривать как производную от более широких социальных структур?

2. Является ли власть ресурсом или способностью, которая может находиться в бездействии, или она существует только тогда, когда используется?


3. Относится ли власть к способности достигать определенных желаемых результатов или это отношения между агентами, когда один осуществляет власть над другим?

4. Власть обязательно предполагает доминирование, принуждение или ограничение, или она может основываться на согласии?

5. Применяется ли власть только тогда, когда предусмотрены последствия определенного действия, или непреднамеренные или непредвиденные последствия также считаются доказательством осуществления власти?

В оставшейся части статьи будет рассмотрен ряд ключевых теорий и дискуссий о власти, которые относятся к некоторым из вопросов, изложенных выше. Он также проследит определенное логическое развитие теоретизирования власти от плюралистического бихевиорализма к структурализму и постструктурализму.

ТРИ ИЗМЕРЕНИЯ ВЛАСТИ

Идея о том, что власть имеет три измерения или «лица», исходит от Луки , который утверждает, что формула власти — А имеет власть над Б в той мере, в какой он может заставить Б что-то сделать то, что он иначе не сделал бы, можно рассматривать как действующее тремя различимыми, но взаимосвязанными способами. Первое лицо власти обычно ассоциируется с Робертом Далем, который вместе с Полсби (1963) и Вольфингером (1971) пытался показать, что власть в политической системе США распределялась плюралистически. При этом они противостояли теоретикам «правящей элиты», таким как Миллс (1956), которые считали, что власть сосредоточена в руках господствующей группы общества. В своем исследовании местной политики в районе Нью-Хейвена в Коннектикуте, которое он рассматривал как микрокосм более широкого распределения власти в американском обществе, Даль утверждал, что не существует эмпирических доказательств, подтверждающих идею правящей элиты, и что, на самом деле разные группы оказывали влияние на разные области разработки политики (1961). Анализ Даля содержал имплицитную идею о множественности центров власти в демократическом обществе. Что еще более важно, его основное внимание уделялось поведению при принятии решений в случаях, когда существует наблюдаемый конфликт интересов. Для Даля власть — это способность влиять на принятие решений другим человеком: А осуществляет власть над Б, когда он может заставить Б принять решение, которое он в противном случае не принял бы.

Однако эта идея власти как принятия решений подверглась критике за то, что она слишком одномерна. Питер Бахрак и Мортон Баратц утверждали, что у власти также есть скрытое или тайное измерение — «второе лицо» (1962). Власть включает в себя не только принятие решений, но и то, что они называют непринятием решений. Имеется в виду способность доминирующих элит «устанавливать политическую повестку дня» таким образом, чтобы не допустить выхода определенных вопросов в эфир, тем самым исключая саму возможность принятия по ним решения. В конфликтных ситуациях часто имеет место «мобилизация предубеждений» против определенных интересов. Примером могут служить средства массовой информации: сознательно или бессознательно они укрепляют господствующие ценности и практики, тем самым делегитимизируя или маргинализируя противоположные точки зрения и предотвращая превращение потенциальных проблем в реальные проблемы. В этой парадигме власть действует не обязательно путем непосредственного влияния на принятие решений Б, а путем предотвращения того, чтобы Б высказывал опасения, которые могут нанести ущерб предпочтениям А.

Люкс, однако, утверждает, что даже такое понимание власти было ограниченным, поскольку, подобно плюралистско-бихевиористскому взгляду, предполагалось, что власть осуществляется только в ситуациях наблюдаемого конфликта между различными интересами. Но что, если бы власть функционировала таким образом, чтобы предотвратить возникновение конфликта в первую очередь (1974 г.)? Здесь Лукес указывает на еще более коварное измерение власти — ее «третье лицо», — где власть действует не просто тем, что А заставляет Б делать то, чего он не хочет делать, но и формирует мысли и желания Б таким образом, чтобы Б делает то, что А хочет от него, как если бы это был свободный и автономный акт. Другими словами, власть может действовать как форма тонкого контроля мысли или манипулирования и может заставить кого-то действовать не в соответствии с его собственными интересами, а в интересах тех, кто осуществляет эту власть. Здесь предполагается, что то, что мы думаем, что хотим и что отвечает нашим интересам, на самом деле может таковым не быть — наши предпочтения могут формироваться под внешним влиянием. Здесь мы можем подумать о рекламной индустрии, которая продает нам продукты, в которых мы не обязательно нуждаемся или даже не хотим, манипулируя нашими желаниями. Это различие, которое Люкс проводит между субъективными интересами и реальными интересами, проблематично, как обсуждается ниже, но его анализ власти, тем не менее, интересен тем, как она движется от области индивидуального поведения, связанного с принятием решений, к некоторому понятию общей структуризации идеи и ценности, формирующие индивидуальное поведение.

СТРУКТУРАЛИЗМ И МАРКСИЗМ

Аргумент структуралистов таков: власть исходит не столько от индивидуальных или даже коллективных агентов, сколько от их места в более широкой социальной структуре. Другими словами, именно структурное положение агентов позволяет им осуществлять власть над другими. Такие марксисты, как Никос Пуланцас, утверждают, например, что в отношениях классового конфликта экономическая и политическая власть буржуазии — и ее способность реализовывать свои интересы — проистекает из ее структурного положения внутри капиталистической системы. В своем споре с Ральфом Милибэндом, который предположил, что классовая предвзятость государства может быть объяснена привилегированным происхождением и классовой принадлежностью тех, кто возглавлял государственный аппарат (1969) — Пуланцас утверждал, что взгляды Милибэнда слишком много внимания уделяют индивидуальному поведению и пренебрегают влиянием структурных отношений в капиталистической системе (1973). По мнению Пуланцаса, власть проистекает из совокупности структур, составляющих капиталистическое общество, которые формируют отношения между классами и позволяют одному классу доминировать над другими.

ФУКО И ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ

Мишель Фуко еще больше радикализирует концепцию власти, выводя ее за пределы вопросов как индивидуального поведения, так и структуры. Для Фуко власть — это непроизводное понятие, которое нельзя свести к предпочтениям отдельных агентов, экономических классов или даже к структурным требованиям капиталистической системы. Скорее, власть должна изучаться сама по себе.

Здесь он вводит ряд важных методологических нововведений. Во-первых, внимание должно быть сосредоточено на том, «как» власти, потому что власть существует только тогда, когда она осуществляется. Не существует таинственной субстанции, именуемой властью, которая могла бы дремать, не проявляя себя: Фуко зашел так далеко, что предположил, что власть «как таковая» не существует (19).94, с. 336). Во-вторых, власть является относительной, а не индивидуальной или структурной способностью: то есть власть представляет собой взаимоотношения между агентами — как индивидуальными, так и коллективными. Власть – это способ воздействовать на действия других. Это подразумевает, в-третьих, определенную свободу действий со стороны обоих агентов в властных отношениях. Властные отношения предполагают, что агенты могут действовать по-разному, что перед ними открыт целый ряд действий, и что власть включает ограничение этих действий или влияние на них. Фуко, например, утверждает, что рабство не является властным отношением, потому что раб не может действовать по-другому. В этом смысле власть — это не игра с нулевой суммой, как многие предполагают: скорее, она включает в себя динамическое взаимодействие между агентами. В-четвертых, хотя власть и не то же самое, что принуждение, она и не является вопросом согласия, как Арендт (19).69) или Парсонс (1969). В то время как власть ограничивает, всегда существует возможность сопротивления ей, даже в ситуациях доминирования, когда обычно свободный и взаимный поток власти застывает.

Однако вопрос о сопротивлении в теории власти Фуко также неоднозначен и проблематичен (см. Newman 2001; 2004). Это происходит потому, что Фуко рассматривает власть не только как репрессивную и запрещающую, но и как продуктивную: власть производит и побуждает (19).78). В отличие от Люка, который рассматривает власть как искажение «реальных интересов» субъекта, Фуко считает, что это понятие «реальных интересов» является эссенциалистской иллюзией, созданной самой властью. Власть пересекается с дискурсами и «режимами истины», чтобы конструировать саму идентичность субъекта.