САМЫЕ ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ | Наука и жизнь

Немногим более века назад перед океанологией стоял вопрос: существует ли жизнь на больших глубинах?

Сколько на Земле видов живых существ? Этого мы до сих пор не знаем.

Может ли человек выжить в космосе? Положительный ответ на этот вопрос получен в 1961 году.

Существуют ли во Вселенной другие цивилизации, и можем ли мы с ними связаться? Ответа пока нет.

Открыть в полном размере

По просьбе редакции журнала «Текнолоджи ревью», выпускаемого Массачусетским технологическим институтом, президент Института Карнеги Максина Сингер и сотрудник геофизической лаборатории того же института Роберт Хейзен сформулировали 14 самых важных, по их мнению, вопросов, которые стоят перед современной наукой. Приводим опубликованный в журнале список.

1. Что такое скрытая масса Вселенной?

2. Какова будет дальнейшая судьба Вселенной?

3.

Можно ли разработать «теорию всего»?

4. Как комбинируются между собой атомы?

5. Кончится ли когда-нибудь у нас вся энергия?

6. Что происходит внутри Земли?

7. Сколько людей может прокормить наша планета?

8. Как возникла жизнь на Земле?

9. Можем ли мы раскрыть генетический код?

10. Как получилось, что жизнь на Земле стала такой разнообразной?

11. Как из одной клетки может развиться такое сложное существо, как человек?

12. Какова физическая природа памяти?

13. В какой степени наше поведение диктуется нашими генами?

14. Одиноки ли мы во Вселенной?

Заметим, что все предложенные вопросы не раз затрагивались на страницах «Науки и жизни».

Читателей попросили дополнить составленный Сингер и Хейзеном список. Почти треть всех присланных вопросов касалась природы человеческого мозга и сознания. Например: Как работает разум? Что такое эмоции? Что такое любовь? Можно ли построить машину, которая будет обладать сознанием? Каково происхождение творчества? Что означают сны? Почему мы реагируем на музыку?

Правда, надо признать, что большинство этих вопросов относится к размытой области между естественными науками и философией. Сюда относятся и такие вопросы, как «Что такое сознание?», «Что такое идея?». Но некоторые исследователи надеются, что по мере развития нашего понимания химических и физических основ работы мозга эти вопросы из чисто философских, умозрительных могут стать проблемами физиологии или биологии в широком смысле слова. Надо еще сказать, что в англоязычных странах принято относить к науке (science) только те науки, которые мы называем точными и естественными. Гуманитарные и общественные науки называются по-английски humanities (дословный перевод — «человечности»), а часть из них, например философия, история, филология, относятся к «свободным искусствам» (liberal arts).

Многие читатели считают очень важными вопросы о физическом устройстве Вселенной. Что такое гравитация? Что такое время? Как связаны законы квантового и макроскопического мира? Как связаны математический и физический мир?

Более проблематичны другие вопросы. Можем ли мы разработать генератор антигравитации? Можно ли создать машину времени? Возможна ли телепортация? Строго говоря, это скорее вопросы к технике, а не к науке. Наука в настоящее время не имеет подходов к этим проблемам.

Излишней «философичностью» страдают и некоторые вопросы по физике. Это, прежде всего, вопросы о пространстве и времени. Каков смысл квантовой механики? Почему скорость света именно такова, какова она есть? Почему именно таковы фундаментальные константы нашего мира? Эти вопросы также относятся к туманной области на границе естественных наук и философии.

Некоторые читатели предлагают вопрос о том, может ли существовать множество параллель ных вселенных, возможно, различающихся фундаментальными константами.

Но поскольку нет никаких экспериментальных данных, способных поддержать или опровергнуть такие идеи, представление о параллельных мирах остается пока вне науки.

Из предлагаемых читателями вопросов по общественным наукам можно отметить такие: Неизбежна ли в человеческом обществе война? Можно ли достичь вечного мира во всем мире? Как возникает общество? Как лучше всего воспитывать ребенка? Какова сравнительная роль наследственности и воспитания в поведении и облике человека? Какова природа религиозного импульса в сознании человека? Каковы законы экономики?

Действительно, большинство этих вопросов стоит на переднем крае современных социологических и психологических исследований.

Некоторые читатели предлагали ввести в список самых актуальных чересчур узкие, хотя и важные, и интересные проблемы. Например: Какова природа турбулентности? Какова краткосрочная динамика звезд солнечного типа? Можно ли создать искусственный фотосинтез? Какова природа шаровой молнии? Из-за чего возникают ледниковые периоды?

Сингер и Хейзен говорят, что наиболее интересными были те читательские вопросы, которые, строго говоря, к науке не относятся.

Существует ли душа? Что было до Большого взрыва? Что происходит с человеком после смерти? Какова природа зла? Безгранична ли Вселенная? Имеются ли такие уровни реальности, которые мы в норме не воспринимаем? Все это очень интересно, однако наука может заниматься лишь такими вопросами, на которые можно ответить с помощью воспроизводимых наблюдений, контролируемых экспериментов и теории, которой управляет математическая логика.

Например, наука может ответить на вопрос, каков возраст картины, висящей в музее, но вопрос, красива ли эта картина, лежит вне науки. Наука может сделать выводы о происхождении Вселенной, но не может ответить на вопрос, почему мы с вами живем в этой Вселенной и раздумываем над ее происхождением. Многие из самых важных вопросов, стоящих перед человеком, не имеют отношения к науке. Например: В чем смысл жизни? На ком мне жениться? Существует ли Бог? Как сказал экономист и философ Кеннет Боудинг, «наука — это искусство заменять важные вопросы, на которые невозможно ответить, неважными, но поддающимися ответу».

А иногда трудно понять, относится ли вопрос к науке или нет. Это, например, вопросы о внечувственном восприятии, ясновидении, телепатии, телекинезе. Большинство исследователей относят такие проблемы к широкой категории так называемой псевдонауки. С другой стороны, для испытания людей, которые заявляют, что могут продемонстрировать такие способности, можно применять чисто научные методы — наблюдение и эксперимент.

Один из читателей упрекает авторов вопросов в том, что их вопросы вовсе не так уж важны для человека. По-настоящему важные проблемы науки должны затрагивать каждого из нас и все человеческое общество. Среди таких вопросов, предложенных читателями: Можно ли продлить жизнь человека? Неизбежна ли смерть? Можно ли увеличить производство пищи на Земле? В какой мере экосистемы Земли способны к самозалечиванию ран, нанесенных человеком? Можно ли создать полноценную искусственную замену таким органам человека, как сердце, печень, легкие, конечности? Можно ли управлять эволюцией? Каковы механизмы погодных явлений?

Другие присланные в редакцию вопросы относятся к разработке новых технологий. Например: Можно ли разработать новые способы получения энергии? Возможны ли межзвездные перелеты? Каков предел быстродействия компьютера?

Насколько трудно судить о степени важности прикладных проблем, хорошо видно на примере поиска лекарства от СПИДа. Фундаментальные исследования, относящиеся к строению ДНК, РНК, вирусов и функционированию иммунной системы, возможно, не помогут никому из больных СПИДом сейчас, но со временем они станут основой для нахождения лекарств от многих болезней, не только этой. Напротив, создание вакцины от СПИДа не принесет нам никаких новых фундаментальных открытий в биологии, но немедленно позволит спасти, возможно, миллионы жизней.

Один из читателей замечает, что часть опубликованных вопросов со временем перестанут казаться столь уж важными. Авторы вполне согласны с этим. Во-первых, научные вопросы в принципе поддаются ответу, поэтому они могут быть рано или поздно сняты с повестки дня.

Например, 200 лет назад одним из самых важных вопросов науки был вопрос о том, как достаточно точно и быстро определять долготу местоположения корабля. Полвека назад тысячи биологов искали, в чем состоит материальная основа наследственности. Эти вопросы нашли свои ответы, и вместо них возникли новые. Во-вторых, глубокие проблемы науки не всегда сразу бросаются в глаза, так что могут появиться новые самые важные вопросы. Например, такие вопросы, как происхождение Вселенной, жизни и человека, неизбежность старения и смерти, занимают людей много тысяч лет. Напротив, для того, чтобы возникли вопросы о природе скрытой массы Вселенной, о природе энергии, о том, как работают гены, надо уже довольно много знать о мире. В-третьих, некоторые вопросы сейчас не относятся к области науки, но могут в нее перейти. Например, до того, как Э.Хаббл открыл дальние галактики и красное смещение, вопрос о происхождении Вселенной выходил за пределы возможностей науки. Не было никаких наблюдательных данных, и этот вопрос был чисто философским. Но, когда астрономы поняли, что именно надо им искать на небе, чтобы ответить на этот вопрос, он стал одним из самых главных. Возможно, такая же судьба ожидает вопросы «Что такое время?» и «Что такое сознание?»

Кто такой писатель-призрак и что означает «брандахлыст»? На эти вопросы отвечает автор новой книги «Чисто по-русски. Говорим и пишем без ошибок» Марина Королева

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

24.10.2022 19:32

Поделиться

Как учить русский в непростые времена

Елена Новоселова

Кто такой писатель-призрак и что означает «брандахлыст»? Какие слова в русский язык принесли мигранты? И почему «прилётам» не место в русском литературном языке? На эти вопросы отвечает профессор Высшей школы экономики, председатель жюри Международного Пушкинского конкурса и автор новой книги «Чисто по-русски. Говорим и пишем без ошибок» Марина Королева.

Новая книга Марины Королевой «Чисто по-русски. Говорим и пишем без ошибок» может выручить каждого, кто сдает ЕГЭ и ОГЭ. / Владимир Аносов/РГ

Марина Александровна, каким должно быть слово, чтобы вы обратили на него внимание и оно попало в книжку?

Марина Королева: Больше шансов у слова, в котором часто делают ошибки (как «афера», например, которое сплошь и рядом называют «афёрой»). Или у слов, которых раньше не было, а сейчас они начинают протискиваться в язык — это, как правило, заимствования. Вот из недавнего: увидела в объявлении слово «гоустрайтер» и поняла, что сама не представляю, кто это. Начала разбираться: выяснилось, что речь о человеке, который пишет тексты для других и за других, при этом его авторство не раскрывается (от англ. ghostwriter — писатель-призрак).

Раньше таких людей у нас называли «литературными неграми». Но в этом словосочетании есть пренебрежительный оттенок, а «гоустрайтер или гострайтер» претендует на то, чтобы обозначать собой уважаемую профессию. .. В общем, за каждым словом — своя история, поэтому книга — это собрание историй. Иногда по-настоящему захватывающих.

Меня потряс «брандахлыст». Это кто такой?

Марина Королева: Никчемный человек, который прожигает время, свое и чужое. Пустой, праздношатающийся. Но в самом слове как будто и нет ничего, что намекает на такое значение. Тогда заглядываем в словарь Даля — и что мы там находим? Вообще ничего похожего, на первый взгляд.

«Брандахлыстом» в XIX веке называли жидкий плохой суп, плохую жидкую пищу. А еще — скверное хмельное питье, сивуху, бурду какую-нибудь. Происхождение слова вообще, похоже, немецкое. С другой стороны, в белорусском языке похожее слово — «брында» — означает «бездельник, шалопай»… В общем, когда пытаешься докопаться до исходной точки в истории таких слов, остается чувство легкой неудовлетворенности: вроде и получилось что-то узнать, а загадка все равно осталась. Это как с жаждой в жаркий день: пьешь — и не можешь напиться.

Вы давно наблюдаете за русскими словами. Какие последние тенденции замечаете?

Марина Королева: Мы опять стали обрастать аббревиатурами, причем не самыми симпатичными, а иногда просто уродливыми (типа ГБУЗ, МБОУ СОШ или ССУЗ). Это чисто советская тенденция: сокращения и сложносокращенные слова («наркомвнудел», «осодмил») на какое-то время, с начала 1990-х, ушли из языка. Но вот уже лет пятнадцать расцветают с новой силой, вместе с усилением бюрократизации.

Все чаще в СМИ встречаются «авторки» и «редакторки». Эти слова приживутся? Станут нейтральными? На мой слух, в них пока есть что-то комическое…

Марина Королева: Это феминитивы так называемые. Надо только сразу сказать, что это явление, скорее, узкомодное, чем действительно распространенное. Феминитивы используют всего несколько молодежных медиа, которые настаивают на том, что у каждого существительного в языке должна быть «гендерная пара». Они приучают своих читателей, в основном из студенческой среды, к словам «авторка», «редакторка», «инженерка». И, надо сказать, не безуспешно приучают! Многие мои студенты (и студентки) совершенно уверены, что этими словами можно пользоваться, они литературные!.. Бывают и курьезы. Вот, например, профессия — «машинистка». Человек, который печатал текст на пишущей машинке, а сейчас набирает на компьютере. А если это не женщина, а мужчина — как назвать? «Машинист»? Но это другая профессия! Машинисты водят поезда. Увидела недавно, как выкрутился язык: «тайпер» (от англ. typer — тот, кто печатает). Тогда вопрос: а женщину-тайпера как мы назовем? Тайперка?.. Смешно.

«Авторка», «редакторка», «инженерка»… Многие студенты совершенно уверены, что эти слова литературные

Лингвисты жалуются, что в последние годы русский язык рождает мало собственных неологизмов. Я нашла у вас один — «беспредел»…

Марина Королева: «Беспредел» как раз трудно отнести к неологизмам . Оно существовало давно, но в ограниченной замкнутой среде, и только в начале 1990-х годов вошло в общее употребление.

Сейчас примерно то же происходит, увы, со словами другого ряда — из армейского жаргона. Буквально только что писала пост о слове «прилёт». Раньше мы говорили только о прилётах самолетов или птиц, только такое значение было в словарях, а сейчас слово «прилёт» — в смысле «прилёт снаряда (ракеты)» — вы можете увидеть и услышать в новостях, репортажах, интервью. Я крайне редко даю оценку словам, лингвисту лучше оставаться нейтральным, но к слову «прилёт» я не могу относиться спокойно. Мне кажется, его в новом смысле не должно быть в литературном языке, ему там не место.

Слово «релокация» заиграло новыми красками в связи с перемещением некоторых наших граждан за границу.

Марина Королева: «Релокация» вместо отъезда и переезда — да, слово за последний год утвердилось в языке окончательно. И «локация» тоже! Поговорить о локациях очень любят риелторы и турагенты. Последние, кстати, начинают тащить в русский язык еще и «дестинацию» (от англ. destination — место назначения), и — внимание! — «ассистенцию». «Вам будет предоставлена ассистенция», то есть помощь сопровождающего… Так что язык пополняется. Вопрос — что из этого «пополнения» нам пригодится, а что язык отметет.

У нас много мигрантов из СНГ. Какие-то словечки приходят оттуда?

Марина Королева: Если вы о заимствованиях из языков типа узбекского, таджикского, киргизского, казахского, грузинского, армянского — нет, этого не случилось. Почему? Вопрос. Но он, скорее, социолингвистический, а не чисто лингвистический. Заимствовали только некоторые кулинарные термины, названия блюд. А так — приток по-прежнему из английского языка.

Между тем

Топ-3 самых сложных для комментирования слов от Марины Королевой:

— «На Украине» или «в Украине». «Белоруссия» или «Беларусь». «Бог» или «бог». Это вопросы-дилеммы, на которые мне всегда очень сложно отвечать, если собеседник заранее убежден в своей правоте, в своем варианте ответа. На остальные вопросы я рано или поздно отвечу: главное — знать, где искать ответы.

Подписаться на телеграм-канал Марины Королёвой «Чисто по-русски»

Российская газета — Федеральный выпуск: №241(8889)

Поделиться

ОбразованиеЛитература

Три экономических вопроса: что, как, для кого?

Что это значит

Чтобы удовлетворить потребности своего народа, каждое общество должно ответить на три основных экономических вопроса:

  • Что мы должны производить?
  • Как мы должны его производить?
  • Для кого производить?

Общество (или страна) может решить производить конфеты или автомобили, компьютеры или армейские ботинки. Товары могут производиться неквалифицированными рабочими на частных фабриках или техническими экспертами в лабораториях, финансируемых государством. После того, как они изготовлены, товары могут быть разданы бесплатно бедным или проданы по высоким ценам, которые могут себе позволить только богатые. Возможности безграничны.

Хотя каждое общество отвечает на три основных экономических вопроса по-разному, при этом каждое из них сталкивается с одними и теми же фундаментальными проблемами: распределением ресурсов и их нехваткой.

Ресурсы — это все ингредиенты, необходимые для производства, включая физические материалы (такие как земля, уголь или древесина), труд (рабочие), технологии (не только компьютеры, но, в более широком смысле, все технические возможности и знания, необходимые для производства данного товара), и капитал (машины и орудия производства). Дефицит относится к тому важному факту, что потребности или желания людей всегда будут больше, чем ресурсы, доступные для удовлетворения этих желаний.

Проще говоря, дефицит означает, что ресурсы ограничены. Ни одна страна не может производить все, независимо от того, насколько богаты ее рудники, насколько массивны ее леса или насколько продвинуты ее технологии. Таким образом, из-за ограничений дефицита необходимо принимать решения о распределении ресурсов (то есть о том, как лучше распределять или распределять ресурсы для максимальной выгоды общества).

Когда это началось

Вопросы дефицита и распределения ресурсов так же стары, как человеческая цивилизация. На протяжении всей истории каждое общество — независимо от того, определяется ли общество как нация, племя или отдельная семья — должно было определять, что производить, как и для кого. Хотя косвенные попытки ответить на эти вопросы можно найти в трудах древнегреческих философов Платона (ок. 427–ок. 347 до н. э.). ) и Аристотеля (384–322 до н. э.). ), вопросы не были сформулированы в их нынешнем виде до тех пор, пока более тысячи лет спустя экономика не была введена как учебная дисциплина.

Современная экономическая теория, какой мы ее знаем сегодня, основана на трудах шотландского философа Адама Смита (1723–1790 гг.), особенно на его самой известной работе, трактате из пяти книг под названием «Исследование о природе и причинах Богатство наций . С тех пор как эта новаторская работа была опубликована в 1776 году, было представлено множество конкурирующих экономических теорий, но все они были организованы вокруг попытки ответить на три основных вопроса.

Более подробная информация

Для каждого общества ответы на три основных вопроса зависят от того, какую экономическую систему оно использует. Термин экономическая система относится к тому, как общество организует производство и распределение товаров и услуг. Система, которую выбирает общество, отражает философские и политические идеи, на которых основано это общество. Исторически существовало три основных типа экономической системы: традиционная, командная и рыночная.

Традиционная экономическая система:

Традиционная экономика основана на давних культурных обычаях. Ресурсы (особенно земля) распределяются по наследству или по решению культурных лидеров, и новое поколение выполняет те же экономические роли, что и их родители, бабушки и дедушки до них. Традиционная экономика основана на прочной философии социальной взаимозависимости и общности. Обычно они вращаются вокруг натурального хозяйства, при котором продукты питания выращиваются для того, чтобы накормить членов сообщества, а не для продажи или торговли на рынках. Хотя большинство традиционных экономик были заменены более современными экономическими системами, их все еще можно найти в сельскохозяйственных районах развивающихся стран Азии, Африки и Южной Америки.

Командная экономическая система:

Командная экономика (также называемая плановой экономикой или централизованно планируемой экономикой) — это экономика, в которой экономические решения контролируются центральной властью, обычно государством (правительством). Государство контролирует капитал общества (средства производства) и решает, как следует распределять ресурсы (в том числе, что производить, как устанавливать цены и сколько людям платить за их труд). Командная экономика идет рука об руку с социалистической или коммунистической политической философией, которая делает акцент на равном распределении богатства, но не поддерживает индивидуальное предпринимательство или приобретение частной собственности. Советский Союз был самой выдающейся плановой экономикой двадцатого века.

Рыночная экономическая система:

Рыночная (также называемая капиталистической) экономика — это экономика, в которой ответы на три основных вопроса являются совокупным результатом многих индивидуальных решений о том, что покупать и что продавать на открытом рынке. Покупатели выражают свое предпочтение определенным товарам и услугам, тем самым влияя на то, что производится. Средства производства находятся в частной собственности продавцов, которые стараются производить товары как можно дешевле и эффективнее, чтобы получить прибыль (имеется в виду, что они продают товар дороже, чем его производство стоит). В чистом виде рыночная экономика должна функционировать без какого-либо вмешательства государства. Рыночная экономика основана на идее о том, что благо всего общества зависит от свободы выбора, конкуренции и права каждого человека на получение личного богатства. Соединенные Штаты являются крупнейшей рыночной экономикой в ​​мире.

В действительности в большинстве стран используется сочетание экономических систем. Например, хотя Соединенные Штаты считают себя страной с рыночной экономикой, правительство контролирует государственное образование, почтовую службу и ряд других предприятий, которые являются неотъемлемой частью функционирования экономики. Правительство США также вводит различные правила ведения бизнеса, которые заменяют собой рыночные силы, такие как минимальная заработная плата, которую все предприятия должны платить своим работникам, стандарты выбросов, ограничивающие загрязнение, и акцизные налоги, предназначенные для компенсации негативного социального воздействия определенных товаров, таких как сигареты. В таких правилах подразумевается идея о том, что свобода получения прибыли (на чистом, нерегулируемом рынке) не является единственным мерилом общественного блага. В Соединенных Штатах постоянно ведутся споры о том, в какой мере государство должно вмешиваться в рынок.

Последние тенденции

В 1980-х годах большинство командных экономик мира начали включать элементы рыночной системы. В 1985 году, например, президент Михаил Горбачев (1931 г.р.) представил в Советском Союзе программу экономических реформ под названием «перестройка» (русское слово, означающее «реструктуризация»). Однако реформы привели к экономическим потрясениям, и в 1991 году Советский Союз распался. С тех пор Россия и другие страны бывшего СССР продолжали тяготеть к рыночной экономической системе, но этот процесс был сопряжен с трудностями.

В конце двадцатого века страной, которая наиболее успешно перешла от командной к рыночной экономике, был Китай. Начиная с конца 1970-х годов, реформы в Китае проводились по мере того, как правительство начало отказываться от своего контроля над средствами производства и позволяло рыночным силам оказывать все большее влияние на три основных экономических вопроса: что производится, как производится, и для кого он производится. Несмотря на эти изменения, в первые годы двадцать первого века Китай все еще называл себя «социалистической рыночной экономикой».

Экономические системы

Экономические системы

Экономические системы: командная, рыночная и смешанная

 

Способ, которым общество отвечает трем фундаментальным экономические вопросы называется экономической системой . Более формально, экономическая система – это процесс или механизм, отвечающий трем фундаментальным вопросы.

 

Мы можем классифицировать любой тип экономической системы по двум характеристики: кому принадлежат ресурсы? И кто отвечает на фундаментальные вопросы?

 

Существуют три основных типа экономических систем: командная, рыночные и смешанные. Кратко опишем каждый из этих трех типов.

 

Командная экономия

В командной экономике какие товары и услуги производятся, как они производятся и для кого они производятся — все это вопросы, на которые отвечает государственное планирование. Правительство делает экономические решения на благо общества. В чисто командной экономике все ресурсы принадлежат правительству, поэтому правительство может направить их на производство того, что лучшее для общества в целом, а не то, что могло бы быть в интересах Частные лица. Таким образом, правительство владело землей, правительство владело предприятия, и правительство даже сообщало людям, чем они будут заниматься.

 

Исторически командная экономика ассоциировалась с политическая система, известная как коммунизм, где цели общества в целом были приоритет перед отдельными целями.

 

Советский Союз до своего распада в конце 1980-х годов был отличный пример командной экономики. Куба и Северная Корея — хорошие примеры в современном мире командной экономики.

 

Одно из самых больших изменений в мире за последние 15-20 лет. годы были падением коммунизма и командной экономики. Количество командная экономика в мире резко упала за последнее десятилетие.

 

В то время как теоретическая цель командной экономики использовать экономические ресурсы на благо всего общества, как практическое дело командная экономика не очень хорошо с этим справилась. В командной экономике, государственным производителям не разрешается выходить из бизнеса, поэтому они мало стимулов для производства качественной продукции по низкой цене. Так как частный люди не могли владеть средствами производства, у них не было стимула искать для лучших способов обслуживания потребностей и желаний потребителей. Вместо того, чтобы расти и процветая, командная экономика обычно находилась в застое.

 

 

Рыночная экономика

В рыночной экономике ресурсы принадлежат частным лица. Товары и услуги, которые производятся, не определяются правительство. Скорее, производство определяется предприятиями, реагирующими на нужды и желания потребителей. (Этот процесс происходит при взаимодействии спрос и предложение, о которых мы будем говорить гораздо больше, начиная со следующего неделю.) Потребители определяют, что будет производиться. (Возможно, вы слышали выражение потребительского суверенитета, предполагающее, что в условиях рыночной экономики потребители — король.)

 

Адама Смита часто называют первым экономистом. В его знаменитая книга, изданная в 1776 году, «Исследование о природе и причинах Богатство наций (часто называемое просто Богатство наций ), Смит описал преимущества рыночной экономики. Смит сказал, что рынок экономика управляется как бы невидимой рукой производителей производят вещи, которые хотят потребители, без того, чтобы правительство говорило им, что делать. выражение невидимой руки предполагает, что если экономика позволяет людям заниматься своих личных интересов, результат будет наилучшим для общества как весь. Производители, которые хотят получить как можно больше прибыли, должны будут производить то, что хотят потребители. Таким образом, прибыль является стимулом для производителей для удовлетворения потребностей и желаний потребителей.

 

Критики рыночной экономики утверждают, что, хотя она может хорошая работа по ответу на первые два фундаментальных вопроса (что производить, как производить), она не так хороша, отвечая на третий вопрос (Для кого производить). Критики утверждают, что производители удовлетворяют нужды и желания потребители, у которых есть деньги, чтобы выразить эти потребности и желания, в то время как те людей без денег не обслуживают.