Презентация — Мировоззрение

Поделиться  

2,820
просмотров

Презентации / Обществознание / Мировоззрение

Скачать презентацию Понравилось   |   1

Текст этой презентации

Слайд 1

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Урок обществознания в 10 классе Малахова З.Е., учитель истории и обществознания МБОУ «Никифоровская СОШ №2» Тамбовская область
05.01.2017

Слайд 2

Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир и на место в нем человека, определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе. Взгляды – это принятые человеком в качестве достоверных идеи, знания, теории, концепции, предположения.
05.01.2017

Слайд 3

Отличительные признаки мировоззрения
Это целостная система, т.е. взгляды не на отдельную сторону мира, а на весь мир
Это отношение человека к миру, который его окружает
Мировоззрение человека меняется с развитием общества, т.е. мировоззрение носит исторический характер
05. 01.2017

Слайд 4

Мировоззрение зависит
От уровня знаний и развития науки
От проблем, стоящих перед людьми
От непосредственных условий жизни
От личного опыта
05.01.2017

Слайд 5

Мировоззрение связано
С жизненной позицией людей
С убеждениями, идеалами, принципами познания и деятельности
С ценностными ориентациями
05.01.2017

Слайд 6

Типы мировоззрения
Мировоззрение
оптимистическое
атеистическое
пессимистическое
религиозное
гуманистическое
научное
Ненаучное (обыденное)
прогрессивное
реакционное
Выбор мировоззрения – дело сугубо личное
05.01.2017

Слайд 7

Обыденное или житейское мировоззрение
Формируется стихийно, т.е. не на основе каких-либо учений
Порождается непосредственными условиями жизни
Существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире
Сильная и слабая сторона – в опоре на свой жизненный опыт (а не на опыт других людей, опыт науки, культуры, религии)
Передается из поколения в поколение
05. 01.2017

Слайд 8

Религиозное мировоззрение
Связано с признанием сверхъестественных сил
Сильная сторона – в тесной связи с мировой культурой, в ориентации на решение духовных проблем
Слабая сторона – в непримиримости к другим мировоззрениям
05.01.2017

Слайд 9

Научное мировоззрение
Опирается на достижения науки
Включает в себя объективную картину мира, достижения человеческого познания, объясняет сущность человека и его место в природе
Достоинства: в опоре на новейшие достижения научного знания, в связях с реальной действительностью и практической деятельностью людей
Недостатки: наука не всегда направлена на улучшение его положения в мире, научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека
05.01.2017

Слайд 10

Гуманистическое мировоззрение
В основе – признание человека как высшей ценности, признание ценности человека как личности, признание его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, признание необходимости постоянного совершенствования и возвышения человека
Благо человека признается критерием общественного прогресса, а принципы равенства, справедливости, человечности, добрососедства – желаемой нормой отношений между людьми
05. 01.2017

Слайд 11

Роль мировоззрения в жизни и деятельности людей
Дает ориентир, цель, направление, т.е. позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах общественной и личной жизни
Дает программу поведения, т.е. определяет методы решения проблем, стиль мышления, образцы для действий, нормы поведения, характер деятельности
Дает жизненную позицию, т.е. определяет принципы жизни, истинные ценности, главное в жизни и деятельности, значимые дела и поступки, смысл жизни, интересы, оценки происходящего в мире
05.01.2017

Слайд 12

05.01.2017
Теоцентризм (предпочтение Богу)
Мировоззренческие установки
Природоцентризм, космоцентризм (предпочтение природе)
Антропоцентризм (предпочтение человеку)
Знаниецентризм (предпочтение знаниям)
Социоцентризм, культуроцентризм (предпочтение обществу)

Слайд 13

05.01.2017
убеждение
Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний
Выступает регулятором сознания и поведения личности
Твердая уверенность человека в чем-либо
Кроме знания и уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельность

Слайд 14

05. 01.2017
Источники убеждения
Теоретические знания личности, которыми она руководствуется, считая их истинными
Житейский опыт и нравственные чувства личности, которые определяют истинность или ложность мыслей и поступков
Ценностные ориентации и установки личности, которые определяют значимость явлений и вещей

Слайд 15

05.01.2017
убеждение
Убеждение — вера
Убеждение — знание
Пример: убеждение Галилео Галилея
Пример: убеждение Джордано Бруно
знание – это объективная истина для субъекта познания; знание основано на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации
вера – особый вид убеждений, основанный на чувствах, эмоциях; верить можно не только в Бога; вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой; окончательно заменить веру знанием невозможно, т.к. всегда есть либо не объяснимое наукой, либо не регулироемое наукой
Вера – это психологическая установка человека, включающая надежду и убежденность в том, что события могут развиваться по его предположению
Знания – это проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека

Слайд 16

05. 01.2017
Итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет
Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта

Слайд 17

05.01.2017
Использованная литература
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ, АСТ-Астрель, М., 2016 2. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах, ЭКСМО, М., 2015

Похожие презентации

Мораль. Религия Избирательное право Французской Республики Конституция РФ Всероссийский урок к 20-летию Конституции Российской Федерации Система образования Российской Федерации

Мировоззрение, его виды и формы

Содержание

    Рассуждая о человеке как личности, мы подробно рассмотрели свойственные ему характеристики. Одной из ключевых особенностей личности является наличие мировоззрения.

    Каждый из нас уникален. Неповторимость личности заключается в особенностях образования, воспитания, вкусов, привычек.

    В процессе воспитания и социализации каждый человек формирует собственную систему взглядов на мир. Кто-то считает, что «добро должно быть с кулаками».

    Другой, наоборот, не приемлет никакие формы насилия. Все это говорит нам о различиях в мировоззрениях людей.

    Стадии формирования мировоззрения

    Мировоззрение отражает отношение человека к окружающей действительности. Оно составляет отношение человека к миру в целом, а не к отдельным элементам.

    Иными словами, мировоззрение включает в себя научные, религиозные, этические, политические и иные взгляды личности на мир.

    Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

    В зависимости от соотношения компонентов и способов восприятия мира можно выделить следующие этапы:

    • Мироощущение — эмоционально-психологический компонент мировоззрения, который формируется из чувств и настроений. Например, художник Винсент Ван Гог видел в природе исключительную красоту и успокоение. Свое мироощущение он передал в своих картинах.
    • Мировосприятие — образ мира в наглядных представлениях. В результате чувственного восприятия действительности у человека формируется представление о мире.
    • Миропонимание — это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения. Оно формируется на основе рационального объяснения мира. При изучении физики, химии, биологии ученикам объясняется с помощью законов природы устройство мира. Это помогает формировать миропонимание у людей.

    Стоит отметить, что формирование мировоззрения происходит постепенно. На самом базовом уровне, мироощущении, основную роль играют наши органы чувств. Мы познаем мир с помощью обоняния, осязания.

    На следующем этапе, мировосприятии, у нас складывается осмысленный образ окружающего в форме представлений. Мы приобретаем способность представлять себе как выглядит, например, лес, река, лужайка.

    Наконец, на финальном этапе, миропонимании, складываются обобщенные представления о мире. Мы не только можем представить себе как выглядит река, но еще и понять, откуда в ней берется вода и как она течет.

    С одной стороны, мировоззрение может формироваться стихийно. В этом случае оно возникает на основе обыденного опыта или под влиянием жизненных условий.

    Например, человек может столкнуться с предательством со стороны лучшего друга. Это событие может привести к тому, что в мировоззрении человека больше не будет доверия к людям.

    С другой стороны, существует осознанный путь формирования мировоззрения. Он основан на целенаправленной разработке фундаментальных принципов, идей, идеалов.

    Осознанно мировоззрение формируется путем воспитания или обучения в школе.

    {"questions":[{"content":"Совокупность представлений человека об окружающей действительности, включающее в себя его отношение к миру, чувства, идеалы, стремления называется [[input-1]]","widgets":{"input-1":{"type":"input","inline":1,"answer":["мировоззрение","мировоззрением"]}}}]}

    Структура мировоззрения

    В результате чувственного и рационального познания у человека формируется полноценное мировоззрение, которое состоит из нескольких структурных элементов:

    • Знания — систематизация результатов познавательной деятельности человека. Например, знание законов Ньютона у нас формируется в результате познавательной деятельности на уроках физики.
    • Принципы — основные правила и установки, которыми руководствуется человек в жизни. Например, человек может всегда помогать друзьям, стараться говорить прямо о том, что думает.
    • Идеи — мысли человека, которые выражают его отношение к определенному вопросу. Например, человек может предложить идею об организации школьного самоуправления.
    • Идеалы — образцы, к которым стремится человек. Существуют идеалы красоты, нравственности, справедливости.
    • Убеждения — представления человека об окружающем мире. Человек может быть убежден в том, что демократия является наилучшим политическим режимом, а свобода слова — высшей ценностью, которую следует защищать.
    • Духовные ценности — это набор понятий и принципов, которые формируют и обогащают внутренний мир человека. К духовным ценностям относят любовь, дружбу, уважение, понимание.

    Мировоззрение всегда тесно связано с тем историческим опытом, которое переживает общество. Окружающая историческая действительность оказывает глубочайшее влияние на мировоззрение человека.

    Например, в США жители северных и южных штатов испытывали глубокую неприязнь друг к другу еще в середине 19 века. Однако уже в начале 20 века все пришло в норму.

    Мировоззрение определяет общую направленность личности. Иными словами, направленность показывает желания и стремления человека.

    Она характеризует побуждающие мотивы деятельности, обуславливает поведение человека, его отношение к миру.

    Личность может обладать направленностью на достижение богатства или самореализацию себя в спорте или науке.

    В мировоззрении личности могут проявляться догматизм, скептицизм, критицизм.

    Догмы характеризуют твердые убеждения человека, а скептицизм подвергает все знания сомнению. Разумный критицизм позволяет сбалансировано оценить то или иное явление.

    Догматизм — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности.

    Скептицизм — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления.

    {"questions":[{"content":"Соотнесите структурный элемент мировоззрения и пример[[matcher-1]]","widgets":{"matcher-1":{"type":"matcher","labels":["Знания","Принципы","Убеждения","Идеи"],"items":["Роман узнал на уроках географии, что климат в Африке теплее, чем в Скандинавских странах","Сергей взял за правило всегда доводить начатое дело до конца","Андрей твердо уверен в том, что Бог создал жизнь на Земле","Олег предложил собирать в школе пластик и отправлять его на переработку, чтобы заботиться об окружающей среде"]}}}]}

    Типы и формы мировоззрения

    Формы мировоззрения зависят от критериев, положенных в основу типологии.

    Типы мировоззрения принято разделять на прогрессивные и реакционные, если в основу классификации положить соотношение с общественным прогрессом.

    Формы мировоззрения могут зависеть от главенствующего явления, которому отдается предпочтение.

    Например, теоцентризм основывается на мировоззрении, отдающем предпочтение Богу. Антропоцентризм базируется на приоритете человека.

    Природоцентризм (предпочтение природе) и социоцентризм (предпочтение обществу) также являются разновидностями мировоззрения.

    В этой типологии выделяют еще наукоцентризм. Он основывается на научном знании.

    Типологии мировоззрения могут основываться на отношении к преобразованиям. Тогда выделяют такие типы мировоззрения, как революционное и консервативное.

    Революционное мировоззрение в своей основе имеет представление о необходимости преобразования окружающей действительности.

    В нем отдается приоритет новому и рискованному. Революционным мировоззрением обладали знаменитые ученые, совершавшие научные открытия.

    Консервативное мировоззрение, наоборот, во главу угла ставит сохранение существующего положения.

    Например, сторонники партии тори в Англии 17 века выступали за сохранение королевской власти и существовавших на тот момент привилегий.

    Мировоззрение может основываться на оценке общего хода исторических изменений. В таком случае формами мировоззрения являются оптимистическое и пессимистическое.

    Оптимисты верят, что мир возможно приблизить к идеалам добра, он движется в лучшую сторону. Человек, с точки зрения оптимиста, способен к безграничному развитию и самосовершенствованию.

    Пессимисты, напротив, верят в преобладание зла над добром. Для них будущее не обещает ничего хорошего, а все прогнозы говорят о том, что дальше будет только хуже. Человек обречен на страдания, и пути в светлое будущее не существует.

    Наконец, формы мировоззрения могут зависеть от способов отражения действительности. В данном случае отмечаем следующие типы:

    • Обыденное (житейское) — порождение повседневной жизни людей.
    • Религиозное — связано с признанием сверхъестественного начала на основе религиозных учений.
    • Философское — исходит из со­держания и способов достиже­ния обобщенных знаний о действительности. Содержит в себе нормы, ценности и идеалы, которые определяют цели, средства и характер деятельности людей.
    • Научное — основано на теоретическом осмыслении результатов научной деятельности людей.
    {"questions":[{"content":"Особый тип мировоззрения, который обусловлен верой в сверхъестественные силы, являющиеся предметом поклонения[[choice-1]]","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":["Религиозное","Научное","Обыденное","Философское"],"explanations":["","наука основывается на знаниях","основывается на житейском опыте","ищет общие закономерности бытия"],"answer":[0]}}}]}

    В следующей части урока мы рассмотрим духовный мир личности.

    Социальные науки 8 — Раздел 1: Что такое мировоззрение

    идентичность : восприятие человеком того, кто он или она; самоощущение

    ценность : моральная норма или принцип поведения человека или группы;

    личное или групповое суждение о том, что является важным или ценным в жизни

    убеждение : нечто, принимаемое за истину линза, через которую мир рассматривается человеком или группой; общая перспектива, с которой интерпретируется мир.

    Личность!

    Как бы вы себя описали?

    Какие ценности вы считаете важными?

    К каким группам вы относитесь?

    Вы принадлежите к группе, частью которой на самом деле не чувствуете себя?

    Прежде чем мы рассмотрим определение мировоззрения, заполните анкету личного мировоззрения.

    Ответы на анкету.

    Исторический взгляд на мировоззрение

    Мы можем многому научиться, глядя на народные сказки. Эти истории дают нам возможность взглянуть на

    жизни людей, живших в период написания рассказа. Может быть трудно понять, как люди из разных периодов времени интерпретируют сообщения в этих повествованиях, потому что их ценности и опыт сильно отличались от наших сегодняшних ценностей и переживаний.

    Задание: Слушая рассказ Гензель и Гретель , заполните таблицу Анализ мировоззрения и найдите доказательства, подтверждающие ваши мысли.

    В группах по 2 или 3 человека обсудите, какими могут быть ваши выводы относительно мировоззрения авторов. При необходимости прочитайте «Подсказки к определению мировоззрения», чтобы получить разъяснения по каждому элементу.

    Пустой вопросник

    С чьей-либо точки зрения

    При просмотре этого видео, в котором запечатлена Гермиона Грейнджер из

    Гарри Поттера, поставьте себя на ее место и представьте, каким было бы ее мировоззрение.

    Задание

    Используя подсказки для определения мировоззрения, ответьте на 7 частей мировоззрения глазами Гермионы Грейнджер.

    Мировоззрение Гермионы Грейнджер

    Теперь мы понимаем, что мировоззрение — это совокупность представлений о жизни и Вселенной. Мировоззрение состоит из 7 элементов

    1. География
      • Какую роль географические факторы, такие как климат и местоположение, играют в том, как люди смотрят на мир и ведут себя в нем?
    2. Время
      1. В каких терминах общество рассматривает время – механическое или естественное?
      2. Кому принадлежит власть и как она поддерживается
      3. Кто такой статус и как его получить?
      4. Доступны ли определенные льготы для одних и нет для других?
  • Ценности
    • Как люди в обществе относятся друг к другу?
    • Как люди в обществе ведут себя по отношению к людям в других обществах/группах?
  • Убеждения
    • Какие убеждения существуют у людей о жизни и смерти?
    • Об окружающей среде?
  • Экономика
    • Кто контролирует ресурсы?
      • Что производить?
      • Как это будет производиться?
      • Для кого он будет производиться?
    • Как распределяется имущество? Защищено?
  • Знания
    • Как люди приобретают знания?
    • Какие способы познания приняты?
    • Кто имеет доступ к знаниям?
    • Как это оценивается?
    • Где или в ком находится знание?
  • То, как вы ответили на вопросник личного мировоззрения, является отражением вашего мировоззрения. Вот как вы смотрите на остальной мир. Мировоззрение — это линза, через которую вы интерпретируете мир и взаимодействуете с ним. Это также объясняет, почему мы по-разному делаем или реагируем на некоторые вещи.

    Используя разные сценарии, придумайте свои собственные действия, которые могли бы иметь место для «людей по природе добрых или злых по природе».

    Сценарий 1: Одолжение денег другу

    Сценарий 2: Соглашение о продаже бывшего в употреблении мобильного телефона другому лицу

    В своих группах найдите еще 2 примера, где вы можете сравнить действия, которые могут «люди от природы добрые или злые от природы».

    Вместе с партнером вы будете создавать профиль в Instagram для вымышленного персонажа. Вы можете сделать это индивидуально или с ОДНИМ партнером.

    Задача 1 : Использование персонажа, сгенерированного случайным образом в Characters — Motive Generator, проведите мозговой штурм идей о том, каким может быть профиль этого персонажа.

    Задача 2: Используя профиль Google Slides в Instagram, создайте страницу профиля в Instagram. Вы не ограничены информацией, которая указана на странице. Каждый из 7 элементов мировоззрения должен быть найден в профиле. Вы можете использовать свое воображение, чтобы улучшить профиль персонажей.

    • Перейдите в профиль Instagram и скопируйте слайд шаблона, щелкнув правой кнопкой мыши и выбрав «Дублировать слайд». It
    • Внизу страницы есть место для записи заметок. Нажмите здесь и введите свое имя, чтобы другие знали, что этот слайд нельзя использовать.
    • Скопируйте информацию, полученную с помощью генератора, и вставьте под названием своей группы в разделе заметок
    • Заполните пробелы, как описано г-жой Манро
    • Найдите видео или изображения, которые могут отражать мировоззрение этого человека.
    • Добавляйте комментарии к своим изображениям, чтобы мы понимали, как это относится к человеку. Мы хотим персонализировать страницу

    Задание 3: Вашей группе будет предоставлен профиль персонажа другой группы для анализа с использованием документа «анализ мировоззрения».

    Задание 4: Вы представите свой анализ остальным учащимся.

    Helpful resources for this lesson:

    Exploring Personal Worldviews

    Exploring Worldview

    Folktales and Worldview

    Background information about Hansel and Gretel

    Concept of Worldview

    Chapter 1 Notes

    The Puzzle of Western Social Science

    {http://bit.ly/AZpss} Эта статья была опубликована в Academia Letters. Загружаемая копия приведена ниже. См. также соответствующий доклад IR3 Origins of Western Social Science, в котором объясняется, как социальные науки возникли на Западе в качестве замены религии 9.0005

    Puzzle of Western Social Science-Download

    Аннотация: Термин «наука» представляет собой претензию на универсальность, но современная социальная наука основана на уроках европейского исторического опыта. Почему же тогда он претендует на универсальное применение? Мы предполагаем, что изречение Вебера о том, что социальные науки должны быть свободны от ценностей, привело к сокрытию европоцентристских ценностей в явно объективных рамках, управляемых «рациональностью».

    Введение : Вкратце, мы можем сформулировать загадку так: «Почему социальная наука претендует на УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ, если она основана на анализе европейского исторического опыта?». Многие авторы признали эту проблему, которая проявляется по-разному. Например, Тимоти Митчелл (2002) пишет: «

    Возможность социальных наук основана на использовании определенного исторического опыта Запада в качестве шаблона для универсального знания ». Многие другие авторы признали, что западные социальные науки основаны на европейском историческом опыте и требуют радикальной реконструкции. Наша цель в этой заметке состоит главным образом в том, чтобы сформулировать эту загадку. Некоторые предложения по возможным решениям изложены в заключительных замечаниях.

    Переформулировка загадки : Социальные науки изучают человеческий опыт. МОЖЕМ ли мы обобщить европейский опыт на универсальные законы о человечестве? Можно ли распространить трагический европейский опыт жестокой религиозной войны между протестантами и католиками на все человечество и все религии? Справедливо ли это для амишей, буддистов, конфуцианцев? Каковы были модели войны и мира в исламской цивилизации, китайской, африканской и южноамериканской империях? Можем ли мы без какого-либо изучения или обсуждения предположить, что уроки европейского опыта применимы и к этим обществам?

    Эволюция прав собственности : У нас есть серьезные основания полагать иначе. Универсальные законы слепы к разнообразию и эволюции. В качестве весьма конкретного примера рассмотрим эволюцию представлений о собственности, сформированную историческими обстоятельствами в Европе. В 16

    -м -м веке в Англии собственность считалась ТРЕСТОМ, подчиненным правам общества; см. Тоуни (1998). Владелец не мог уничтожить или повредить его, а также отказать в праве доступа или прохода другим лицам, когда это служило общественным интересам. Однако частые битвы за власть среди дворян-землевладельцев нередко приводили к экспроприации имущества проигравших. Это привело к появлению понятия собственности как неприкосновенного права, неподвластного действующей власти. Это понятие абсолютных прав на частную собственность встроено в современную экономическую теорию без какого-либо признания ее специфики для европейского исторического контекста. Чтобы увидеть это более ясно, отметим, что другие общества, в соответствии со своим историческим и географическим контекстом, развили другие концепции собственности. Например: Конституция чероки 1839 г.гласит: «Земли народа чероки остаются общей собственностью».

    Рациональные решения, основанные на прошлом опыте ? Чтобы лучше понять этот вопрос, давайте перенесем этот вопрос в меньший масштаб. Давайте посмотрим на мою личную жизнь.

    Предположим, я выбираю карьеру, выбираю, на ком жениться, или принимаю другие важные жизненные решения. Существуют ли универсальные законы, основанные на прошлом человеческом опыте, которыми я могу руководствоваться? Могу ли я полагаться на свой прошлый опыт или опыт других людей, чтобы решить, кем мне быть — художником, инженером, альпинистом или философом? Это кажется маловероятным, учитывая, что многие варианты карьеры, открытые сейчас, не существовали в прошлом. Во время космической гонки с Россией НАСА нанимало огромное количество физиков, стремясь победить. Рынок отреагировал производством большого количества физиков. После высадки на Луну НАСА объявило о победе и резко сократило масштабы космической программы. В результате докторов физиков можно было встретить за рулем такси на улицах Нью-Йорка. Прошлый опыт не мог служить хорошим ориентиром в будущем.

    Бинарная противоположность универсальных законов : Хотя истина часто лежит посередине, сосредоточение внимания на полярных крайностях в бинарной оппозиции помогает прояснить мысль. Соответственно, давайте МЕДИТИРУЕМ на Уникальность как на полную противоположность законам, основанным на паттернах прошлого опыта.

    Медитация об уникальности : Я уникален: никогда не было такого человека, как я, ни в прошлом, ни среди моих современников. Мое нынешнее положение, географический и исторический контекст уникальны. Моя сеть социальных отношений уникальна. Любой ЗАКОН, основанный на прошлом опыте, может дать только общее руководство, к которому следует относиться с большой долей скептицизма. Что делать, если прошлый опыт вводит в заблуждение? Этот момент времени никогда не происходил в прошлом. Возможности, угрозы, выбор этого момента, в котором я живу, никогда не существовали в прошлом. Использование опыта ослепило бы меня к этому!!

    Первый раз

    : Вопросы, с которыми сталкиваются те, кто соприкасается с их уникальностью, довольно отличаются от тех, которые полагались бы на общий человеческий опыт или теорию рациональных решений. Как поступить, когда прошлый опыт и основанные на нем законы мешают? Как революционеры могут обрести смелость думать о таких мыслях, о которых никогда раньше не думали? Досягаемость человеческой интуиции – момент ЭВРИКА! – Находится за пределами прошлого опыта.

    Уникальность европейского исторического опыта : Мы можем перенести эти уроки из нашей медитации на уникальность обратно в западные общественные науки. Что, если уроки европейского опыта неприменимы к исламской цивилизации? Что, если европейский опыт уникален и самобытен, и остальной мир не может его использовать? Простой пример: сегодня никто не может начать программу глобального завоевания и колонизации как путь к прогрессу. Некоторые особенности европейского исторического опыта невозможны и нежелательны в качестве моделей для тиражирования для всего человечества. Gutting & Oksala (2003) выражают центральное послание Фуко так: «

    современные гуманитарные науки (биологические, психологические, социальные) стремятся предложить универсальные научные истины о человеческой природе, которые на самом деле являются простым выражением этических и политических обязательств общества
    ».

    Хеджирование больших притязаний : Я изложил грандиозный тезис, критикующий все современные социальные науки как просто идеологическое обязательство, религию светской современности, заменившую христианство в европейской интеллектуальной традиции. Стоит отметить, что несколько авторов формулировали и защищали этот радикальный тезис по разным основаниям. См., например, Manicas (1987), Винч (1990), Эпштейн (2015), Валлерстайн (2001) и многие другие. Формулирование такой полярной крайности полезно для достижения ясности, прежде чем хеджировать эти претензии. Мой собственный опыт связан с экономикой, что дает идеальную модель для моей диссертации. В Zaman (2012) я разъяснил, как кажущиеся объективными основания «дефицита» скрывают три разных нормативных обязательства. Однако осознание проблемных основ социальных наук в разной степени существует в разных дисциплинах социальных наук. Антропологи отвергли расистские истоки своей дисциплины и перестроили ее на новом фундаменте.

    Экономисты находятся в другом полярном полюсе и по-прежнему страстно привержены научной объективности своих теорий, отрицая возможность нагруженной ценностями экономической теории. Между этими полюсами лежат другие дисциплины социальных наук. В центре битвы методологий (Methodenstreit) в конце XIX в.
    -го
    -го века, была проблема исторической специфики: «как мы можем извлечь всеобщие уроки из конкретного исторического опыта?». Ходжсон (2001) подробно обсуждает это, показывая, что эта проблема так и не была решена, хотя в этой битве преобладал научный и математический подход к методологии.

    Макс Вебер и социальная наука без ценностей : Рискуя чрезмерного упрощения, мы можем отнести нынешнюю методологию к призыву Макса Вебера (1949) к общественным наукам без ценностей. Это привело к борьбе за восстановление фундамента на научной, свободной от ценностей основе в начале 2019 г.0243-й В. Влияние этой трансформации на университетское образование было прослежено Рубеном (1996). Она пишет, что: « В конце девятнадцатого века интеллектуалы предполагали, что истина имеет духовное, моральное и познавательное измерение. Однако к 1930 году интеллектуалы отказались от этой широкой концепции истины. Вместо этого они придерживались точки зрения на знание, проводившей резкое различие между «фактами» и «ценностями». Они связывали когнитивную истину с эмпирически проверенным знанием и утверждали, что по этому стандарту моральные ценности не могут быть признаны «истинными». В номенклатуре ХХ века только «наука» представляла собой истинное знание. … Термин «истина» больше не охватывает фактические знания и моральные ценности ».

    Переплетение фактов и ценностей : Идея о том, что факты и ценности резко разделены, а научное знание основано только на фактах, доминировала в создании современных социальных наук. Как пишет Патнэм (2002) в статье «Крах дихотомии факт/ценность», факты и ценности «неразрывно переплетены» в большей части нашего дискурса социальных наук. Невозможно разделить два. Социальные науки стремятся извлечь уроки, относящиеся к жизненному опыту 7 миллиардов человек, живущих сегодня на планете. Любое понятное изложение этого опыта будет включать массовое сокращение, которое обязательно будет использовать ценности для расстановки приоритетов и упорядочения этих фактов. Сосредоточение внимания на европейском опыте привело бы к радикально отличным от африканского или китайского опыта урокам. Учитывая, что невозможно построить свободную от ценностей социальную науку в соответствии с идеалами Вебера, важно перестроить социальные науки на явных ценностях, а не на скрытых.

    Путь вперед : Hausman and McPherson (2006) опубликовали целую книгу того, как ценности воплощаются в явно объективных и этически нейтральных экономических теориях. В частности, «рациональное» поведение — это троянский конь, используемый для контрабанды ценностей в цитадель экономики. Учитывая, что ценности неизбежно участвуют в изучении человеческих обществ, кажется важным создать методологию, которая явно признает руководящие моральные рамки, а не скрывает их. Одна из возможных трехмерных рамок приведена в Zaman (2019).). Социальные науки должны явно указать:

    1. Норматив: Идеальное общество.
    2. Положительный: Описание существующего общества с точки зрения недостатков от идеального.
    3. Преобразование: Эффективная политика по устранению таких недостатков.

    Фактически, современные социальные науки используют такие рамки без явного признания или подтверждения. Выявление моральных основ внесет существенную ясность и позволит добиться прогресса.

    Ссылки :

    Эпштейн, Брайан (2015). Ловушка для муравьев: восстановление основ социальных наук . Оксфордские исследования в области философии: Оксфорд.

    Гаттинг, Гэри и Джоанна Оксала (2003) «Мишель Фуко», Стэнфордская энциклопедия философии, (осеннее издание 2003 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), URL = https://plato.stanford.edu/ архивы/осень 2003 г./записи/фуко/

    Хаусман, Д.М. и Макферсон, М. С. (2006 ). Экономический анализ, моральная философия и общественность
    Политика.
    Second Edition, Cambridge University Press: Cambridge

    Ходжсон, Джеффри М. (2001) Как экономика забыла историю: проблема исторической специфики в социальных науках . Routledge, 2001.

    Маникас, Питер Т. (1987) История и философия социальных наук , Бэзил Блэквелл: Оксфорд.

    Митчелл, Тимоти (2002) Правило экспертов: Египет, технополитика, современность . Univ of California Press

    Патнэм, Хилари (2002) Крах дихотомии факт/ценность и другие очерки . Издательство Гарвардского университета.

    Рубен, Джули А. (1996)  Создание современного университета: интеллектуальная трансформация и маргинализация морали . Издательство Чикагского университета.

    Тоуни, Ричард Генри (1998) Религия и рост капитализма . Издатели сделок.

    Валлерстайн, Иммануэль Морис (2001) Бездумная социальная наука: пределы парадигм девятнадцатого века .