Тест по русскому языку (9 класс) по теме: КИМЫ ГИА-2012 по русскому языку | скачать бесплатно

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 8

Часть 1.

________________________________________________

С1. Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – вариант сжатого изложения.

_________________________________________________

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратным, разборчивым почерком.

Часть 2.

____________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания А1 — А7 на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1)Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. (2)От льна,

цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой.

(3)Но есть и другая сторона дела – человеческая. (4)Не всякому дано стать  истинным музейным работником. (5)Этому научиться почти невозможно.

(6)Иной всю музейную науку одолеет, всё знает, умеет объяснить и

разъяснить, что, как и почему, но вещи в его руках не оживают, остаются  мёртвыми. (7)У другого – жизнь во всём, до чего он только дотронется.  (8)Трудно объяснить причину этого удивительного явления, но это так.

(9)Много лет работала музейной смотрительницей Михайловского

простая крестьянская женщина Александра Фёдоровна Фёдорова. (10)Она  действительно была настоящим музейным работником, хотя не было у неё  никакой специальной подготовки.

(11)По утрам, приведя музей в порядок, любила она садиться у окна

самой памятной комнаты – кабинета – и что-нибудь рукодельничала.

(12)Наверное, вот так же сиживала у окна и старая няня Пушкина, Арина  Родионовна. (13)Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь  она у вас совсем как Арина Родионовна!» (14)И действительно, она любила  Пушкина и всё пушкинское – его бумаги, книги, вещи – особой, материнской  любовью.

(15)В руках Александры Фёдоровны – «тёти Шуры», как звали её

сослуживцы и посетители Михайловского, – всегда было добро, в них всё  преображалось и оживало. (16)Убирала ли она комнаты Пушкина, стирала ли  пыль с мебели, составляла ли букеты, расставляла ли цветы на столы и  комоды, – всегда у неё получалось делать это с душой, и все приходившие в музей восклицали: «Ах, как красиво!»

(17)За двадцать лет, что проработала Александра Фёдоровна

в Михайловском, она хорошо узнала, при каком свете лучше смотреть ту или  иную картину, и как и чем можно чистить красное дерево, бронзу, зеркала.

(18)Ей не нужно было указывать, как и что поправить, не пора ли заменить  васильки на ромашки. (19)Она сама всё видела и делала.

(20)Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой

студент-практикант – все они обязательно просили тётю Шуру послушать их  экскурсию и сказать своё слово. (21)Старушка внимательно слушала, давала  советы и почти никогда не ошибалась.

(22)По понедельникам дом Пушкина обычно закрыт для посетителей –

экскурсанты всё равно приходят и стучатся в двери. (23)Если приходили  люди добрые, вежливые, старуха согрешит и впустит их в музей, только  скажет: (24)«Сейчас всё прибрала, полы вымыла. (25)Снимайте сапоги, идите  уж быстрёхонько». (26)И её слушались и, сняв обувь, смиренно входили  в дом Пушкина, словно в храм.

(27)Она обладала чудесным даром останавливать время. (28)Проводя

людей по комнатам, давала пояснения. (29)Это не было экскурсией, какие  проводят профессиональные экскурсоводы. (30)Это была великолепная  народная сказка.

(31)В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины

Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и в устах  рассказчицы они звучали особенно задушевно.

(32)После её ухода Михайловское словно осиротело. (33)Долго не

верилось, что нет уже среди нас старой нянюшки, что уже не услышим мы её  ласковых слов: (34)«Вот послушай, сынок, мой совет…».

(35)И прав, конечно, поэт М.А. Дудин, который сказал о ней:

(36)«Александра Фёдоровна – истинное чудо».

(По Е. Осетрову)

Осетров Евгений Иванович (1923–1993) – писатель, литературный

критик. Его художественные произведения, литературоведческие и

критические статьи посвящены русской поэзии, истории русской культуры,  фольклору, памятникам старины.

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания

прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны

4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

А1.  В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для  обоснования ответа на вопрос: «Почему Александру Фёдоровну автор  называет настоящим музейным работником?»

1) Александра Фёдоровна убирала комнаты Пушкина, стирала пыль с  мебели, составляла букеты, расставляла цветы на столы и комоды.

2) За двадцать лет, что проработала Александра Фёдоровна в

Михайловском, она хорошо узнала, при каком свете лучше смотреть  ту или иную картину, как и чем можно чистить красное дерево,  бронзу, зеркала.

3) Даже по понедельникам, когда дом Пушкина закрыт, Александра

Фёдоровна пускала посетителей в музей.

4) Александра Фёдоровна любила свою работу и вкладывала в неё душу.

А2.  Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «простая»  (предложение 9).

1) не сложный, не трудный

2) обыкновенный, ничем не примечательный

3) недалёкий, наивный

4) элементарный, однородный

А3.  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  метафора.

1) От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет

солнцем, чистотой.

2) Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой  студент-практикант – все они обязательно просили тётю Шуру  послушать их экскурсию и сказать своё слово.

3) Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас  совсем как Арина Родионовна!»

4) В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины

Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и

в устах рассказчицы они звучали особенно задушевно.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЧАСТЛИВ  согласный звук [т]

является непроизносимым.

2) В слове УПРЯЖЬ (предложение 11) последний звук – [ш].

3) В слове ОБЪЯСНИТЬ (предложение 6) мягкость согласного

[Т ‘] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

4) В слове ЕГО (предложение 14) букв больше, чем

звуков.

А5. Укажите слова с чередующейся гласной в корне.

1) убирала    2)  одолеет

3) памятная   4) стирала

А6.  В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то  на конце её пишется С».

1) разъяснить  2)  рассказчицы  3) впустит  4) услышим

А7.  В каком слове правописание суффикса является исключением из

правила?

1) белоснежный 2) ветреная

3) диковинные 4) позолоченных

Задания B1–B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на  задания В1–В14 записывайте словами или цифрами.

В1.  Замените разговорное слово «одолеть» в предложении 6 стилистически  нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

В2.  Замените словосочетание «дом Пушкина» (предложение 1), построенное на  основе управления, синонимичным словосочетанием со связью  согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

В3.  Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ: ___________________________.

В4.  Среди предложений 9–12 найдите предложение с однородными членами.  Напишите номер этого предложения.  

Ответ: ___________________________.

В5.  Среди предложений 22–26 найдите предложение с обособленным

обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

В6.  Укажите количество грамматических основ в предложении 31. Ответ  запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

В7.  В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы  все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями  сложного предложения, связанными подчинительной связью.

За двадцать лет,(1) что проработала Александра Фёдоровна

в Михайловском,(2) она хорошо узнала,(3) при каком свете лучше смотреть  ту или иную картину,(4) и как и чем можно чистить красное дерево,(5)  бронзу,(6 ) зеркала.

Ответ: ___________________________.

В8.  Среди предложений 32–36 найдите сложноподчинённое предложение  с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого  предложения.

Ответ: ___________________________.

В9.  Среди предложений 20–22 найдите сложное бессоюзное предложение.  Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

C2.1

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Объём сочинения должен составлять  не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

C2.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете

смысл начала текста: «Дом Пушкина в Михайловском хоть и

музей, а живой».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,

подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

nsportal.ru

ГИА по русскому языку — Сайт Перовой И. Н.

Из опыта работы. Статья Перовой И. Н. 2017 г.

В помощь родителям. Как самим подготовить ребёнка к изложению


Читайте текст или давайте прослушивать аудиозаписи, но лучше сначала дать просто печатный текст, и пусть ребёнок его перепишет, сжав. Перед этим ему надо рассказать о способах сжатия текста: исключение, обобщение и упрощение, об этом у меня есть презентация.
Итак, сначала сокращаем текст по абзацем (каждый абзац надо сжать, но сохранить важную информацию каждого абзаца). Замечательно, если при этом он применит все три способа сжатия.
Второй этап подготовки — пишем изложение, когда Вы читаете текст. Читать надо медленно и два раза. Вообще-то, если делать это по правилам, то первый раз ребёнок должен прослушать текст, а при втором чтении сделать записи опорных слов или составить план. Но так могут работать только подготовленные и хорошо успевающие дети. Если же навыка нет, то надо записывать при каждом чтении, стремясь как можно больше записать. После этого сокращаем текст на черновике и переписываем.

Третий этап — изложение под аудиозапись. Она читается быстро, в обычном темпе нашей речи. Теперь ребёнок должен учиться или быстро записывать, или воспринимать текст на слух, записывая опорные слова и составляя план.
Думаю, если у Вас есть желание и время, то Вы сами можете помочь ребёнку.
На самом деле, сжатое изложение не такой уж сложный вид работы.
Критерии оценивания: сжать все абзацы, сохранить абзацное членение, не нарушить логику, не сделать фактических ошибок, не сочинить ничего от себя.

В формате ОГЭ-2015 нас порадовала 3 часть: она вариативная в этом году, можно выбрать, какое сочинение писать. Можно выбрать сочинение на лингвистическую тему (которое зачастую пишется по шаблонам), можно написать второе — объяснить смысл фразы из текста (не всегда и не всем понятно, даже взрослым, в чём смысл этой работы и как объяснить очевидное), и есть новый вид работы, сочинение-объяснение значения слова. Мне понравился третий вид. На мой взгляд, многие ученики могут справиться с таким видом работы. Во всяком случае мои средние ученики пишут не 70 слов, а все 300 (что не всегда хорошо, ведь много слов — много ошибок), видимо, такая работа их вдохновляет.

Поговорим сначала о нём. Как я его вижу? Как к нему готовить?

Объясните значение слова (что такое МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ДОБРОТА, ДРУЖБА  и т.д.) Ребят надо познакомить, как может объясняться значение слова, хотя они это должны были проходить в 5 классе по теме «Лексика», но вспомнить не помешает. Объяснить значение слова можно несколькими способами. Это подбор синонимов, описательный оборот, этимологический анализ и разбор слова по составу.  Можно совместить и то, и другое.

Иногда дают и многозначные слова, например: «Объясните значение слова СИЛЬНЫЙ». Конечно, сначала надо пояснить, что слово многозначное, оно может обозначать то и это (даются толкования). В каком значении слово употреблено в тексте? Приводится пример, делается вывод.

В сочинении этого типа (№3) надо не только дать значение слова, но и прокомментировать его. Что это значит? Это значит развить свою мысль, порассуждать об этом, ну а уж потом перейти к самому тексту, найти там примеры (доброты или её отсутствия, справедливости и т.д.). Приводя примеры, ученик должен делать выводы. Желательно примеры вводить микротезисами. Уже в 9 классе ученик должен уяснить, что пример — это не аргумент. Аргумент состоит из микротезиса+примера+микровывода. К тому же он должен оформляться с красной строки.

Хорошо также, если дети приучатся писать аргумент и контраргумент. В таком случае работа будет более выигрышной.

В оценивании такой работы большее количество баллов за аргументацию набирает тот, кто привёл два аргумента, один из текста, и один из собственного жизненного опыта.

Уже сейчас ребят надо приучать приводить примеры из литературных произведений, тогда они уже будут готовы к сдаче ЕГЭ в 11 классе.

По уши в ГИА прекрасный сайт, который подготовит вас к ГИА по русскому языку

perova.jimdo.com

Тест по русскому языку (9 класс) по теме: Задания для ГИА по русскому языку в 9 классе (2 варианта) | скачать бесплатно

Вариант 1

Прочтите текст и выполните задания A1–A3; B1–B14; C2.

(1)Если вы хотите завоевать любовь и уважение в этом мире, – льстите людям. (2)Льстите и высшим, и низшим, богатым и бедным, глупым и умным, и тогда у вас всё пойдёт как по маслу. (3)Восхваляйте каждого за те качества, какие у него есть, но в особенности за те, которых у него нет и в помине. (4)Восторгайтесь красотой урода, остроумием дурака, воспитанностью грубияна – безусловно, вас будут превозносить до небес за светлый ум и тонкий вкус.

(5)Лестью можно покорить всех без исключения. (6)Что касается любви, то без лести она просто немыслима. (7)Представьте себе человека, который, объясняясь в любви, принципиально ни на шаг не отступает от правды. (8)Представьте себе, что он восхищённо смотрит в глаза своей возлюбленной и тихо шепчет ей, что она далеко не безобразна, не хуже многих других девушек, что её маленькая ручонка буроватого цвета и покрыта красными жилками, а носик у неё, хоть и пуговкой, но симпатичный. (9)Может ли подобный поклонник выдержать сравнение с человеком, который скажет той же девушке, что лицо её подобно только что распустившейся пунцовой розе, что её волосы сотканы из залётного солнечного луча и что её глаза – две вечерние звезды?

(Джером К.Джером)

Задания A1–A3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Для чего необходимо льстить людям?»

1) 1                 2) 4                  3) 5              4) 9

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «льстите» (предложение 2).

1) обманывайте       2) подлизывайтесь       3) восхваляйте        4) превозносите

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) 9                2) 6               3) 5                4) 2

Задания B1–B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените фразеологизм «как по маслу» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

В2. Из предложений 5-8 выпишите слово(-а) с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 8-9 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

В4. Из предложения 8 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречиях, образованных от имени прилагательного, в суффиксе пишется столько Н, сколько в прилагательном».

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Если вы хотите завоевать любовь и уважение в этом мире,(1) – льстите людям. Льстите и высшим,(2) и низшим,(3) богатым и бедным,(4) глупым и умным,(5) и тогда у вас всё пойдёт как по маслу. Восторгайтесь красотой урода,(6) остроумием дурака,(7) воспитанностью грубияна – безусловно,(8) вас будут превозносить до небес за светлый ум и тонкий вкус.

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Если вы хотите завоевать любовь и уважение в этом мире,(1) – льстите людям. Льстите и высшим,(2) и низшим,(3) богатым и бедным,(4) глупым и умным,(5) и тогда у вас всё пойдёт как по маслу. Восхваляйте каждого за те качества,(6) какие у него есть,(7) но в особенности за те,(8) которых у него нет и в помине.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Представьте себе,(1) что он восхищённо смотрит в глаза своей возлюбленной и тихо шепчет ей,(2) что она далеко не безобразна,(3) не хуже многих других девушек,(4) что её маленькая ручонка буроватого цвета и покрыта красными жилками,(5) а носик у неё,(6) хоть и пуговкой,(7) но симпатичный.

В8. Замените словосочетание «восхищённо смотрит» (предложение 8), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 5.

В10. Среди предложений 4–8 найдите предложения с однородными членами.

Напишите номера этих предложений.

В11. Среди предложений 5–9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

В13. Среди предложений 1–5 найдите сложное бессоюзное предложение.  Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 5–9 найдите сложноподчинённые предложения с разными видами подчинения. Напишите номера этих предложений.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном  листе только одно из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно тире?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст  Джерома К. Джерома.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете предложение №5 текста: «Лестью можно покорить всех без исключения».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A3; B1–B14; C2.

(1) Один молодой человек пришёл к своему духовному наставнику и сказал:

-(2)Учитель, вы советовали мне мысленно повторять фразу: (3) «Я принимаю радость в свою жизнь». (4)Я произношу её каждый день по многу раз, а радости в моей жизни как не было, так и нет; я так же одинок, как и был. (5)Что же мне делать?

(6)Мудрец молча положил перед  юношей  первые попавшиеся под руку предметы – ложку, кружку, свечу – и попросил:

-(7)Назови, что ты выбираешь из них?

-(8)Ложку, — ответил юноша.

-(9)Произнеси это пять раз, — попросил старец.

-(10)Я выбираю ложку, — послушно произнёс юноша пять раз.

-(11)Вот видишь, — сказал мудрец, — повторяй ты хоть миллион раз в день, что выбираешь ложку, она не станет твоей. (12)Надо протянуть руку и взять её. (13)Надо сделать движение!

(Е.Орлик)

Задания A1–A3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему юноша несчастлив?»

1) 4                 2) 11                  3) 12              4) 13

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «наставник» (предложение 1).

1) священник          2) учитель          3) мудрец           4) покровитель

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола

1) 13                2) 6              3) 11              4) 4

Задания B1–B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените выражение «по многу раз» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

В2. Из предложений 4-9 выпишите слово(-а) с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 11-12 выпишите слова с неизменяемыми на письме приставками.

В4. Из предложений 1-4 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В суффиксах наречий пишется столько же букв Н, сколько и в прилагательных, от которых они образованы».

В5. В приведённом ниже отрывке из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

— Учитель,(1) вы советовали мне мысленно повторять фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь». Я произношу её каждый день по многу раз,(2) а радости в моей жизни как не было,(3) так и нет,(4) я так же одинок,(5) как и был.

Мудрец молча положил перед  юношей  первые попавшиеся под руку предметы – ложку ,(6) кружку,(7) свечу – и попросил:

— Назови,(8) что ты выбираешь из них?

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

— Учитель,(1) вы советовали мне мысленно повторять фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь». Я произношу её каждый день по многу раз,(2) а радости в моей жизни как не было,(3) так и нет,(4) я так же одинок,(5) как и был.

Мудрец молча положил перед  юношей  первые попавшиеся под руку предметы – ложку ,(6) кружку,(7) свечу – и попросил:

— Назови,(8) что ты выбираешь из них?

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

— Произнеси это пять раз,(1) — попросил старец.

— Я выбираю ложку,(2) — послушно произнёс юноша пять раз.

— Вот видишь,(3) — сказал мудрец,(4) — повторяй ты хоть миллион раз в день,(5) что выбираешь ложку,(6) она не станет твоей.

В8. Из предложения 6 выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи примыкание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

В10. Среди предложений 10–13 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В11. Среди предложений 5–9 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

В13. Среди предложений 2–6 найдите сложное бессоюзное предложение.  Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 9–13 найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном  листе только одно из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2. . Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно тире?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст  Е.Орлика.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете последнее предложение текста: «Надо сделать движение!»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы

Вариант 1

Задание

Ответы

Задание

Ответы

Задание

Ответы

А1

1

В4

восхищённо

В10

4, 8

А2

3

В5

8

В11

7

А3

4

В6

5

В12

5

В1

В7

1, 2, 4

В13

4

В2

касается

В8

смотрит с восхищением

В14

8, 9

В3

распустившейся

В9

можно покорить

Вариант 2

Задание

Ответы

Задание

Ответы

Задание

Ответы

А1

4

В4

мысленно

В10

12

А2

2

В5

1

В11

6

А3

3

В6

2

В12

5

В1

многократно

В7

5, 6

В13

4

В2

положил, выбираешь

В8

молча положил

В14

11

В3

выбираешь, протянуть

В9

вы советовали

nsportal.ru

Тест ГИА по русскому языку 9 класс с ответами на Сёзнайке.ру

Вариант 1

Часть 2

Прочтите текст и выполните А1-А7; В1 — В14

(1)Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, хорошего тона. (2)Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека.

(3)Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. (4)Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5)Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила

(6)Лес — очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими.

(7)3адумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу? (8)Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадется на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя. (9)Металлическая консервная банка должна пролежать 15—20 лет.

(10)А ведь сколько людей не задумываются об этом, оставляя после себя в лесу кучи хлама (11)Мусор накапливается из года в год, образуя «культурный» слой. (12)Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов, населяющих почву, а значит, и естественные процессы, происходящие в ней. (13)Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях.

(14)Происходят и другие, не менее печальные события. (15)Исследования показали: причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. (16) В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки. (17)Небрежность? (18)Халатность?  (19)Точнее, преступность поведения — и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий.

(20)Порой слышишь рассказы, как змея или ещё кто-нибудь из лесных обитателей напал на человека (21)Большинство таких рассказов беспочвенны. (22)Любой бегающий или летающий обитатель леса, за исключением редких случаев, безропотно уступает человеку дорогу. (23)Лес — это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нём, уважение к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме.

М.Канн.

А1. Какая мысль противоречит содержанию прочитанного текста?

1) В коллективе человек придерживается определённых правил поведения.

2) Оставлять после себя мусор в лесу—это не небрежность, а преступность поведения.

3) Лесные обитатели часто нападают на человека без каких-либо на то причин.

4) Находясь в лесу, придерживайтесь определённых правил поведения и уважайте его жителей.

А2. Слова какого ряда осуществляют тематическую связь между третьим и четвёртым

абзацами?

1) бумажка, банка, «культурный» слой

2) брошенная, оставляя, населяющих

3) природа, «культурный» слой, растительность

4) составные компоненты, организмы, хлам

A3. В каком предложении наиболее полно отражена основная мысль текста?

1) 2         2)13           3)19                  4)23

А4. Какие предложения связаны друг с другом при помощи личного местоимения ?

1) 1,2        2)2,3           3) 3,4          4)  5,6

А5. Какое значение имеет слово ПЕРЕВАРИТЬ в предложении 8?

1) сварить заново                    3) усвоить пищеварением

2) слишком долго варить        4) подвергнуть распаду

А6. В каких предложениях используется НАУЧНАЯ ЛЕКСИКА?

1) 2,6       2) 8,15          3) 8,16           4) 19,20

А7. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, используемые автором в предложениях 17-19?

1) градация                                         3) фразеологизм

2) синтаксический параллелизм         4) сравнительный оборот

Ответы   на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Замените слово ЛИКВИДАЦИЯ из предложения 19 синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 1-6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 1-15 выпишите слово, правописание, приставки в котором определяется правилом: «В отрицательных местоимениях без ударения пишется приставка

НИ-».

В4. Из предложений 14—16 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В бесприставочном причастии совершенного вида пишется НН».

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все

запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.

Мусор накапливается из года в год,(1) образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов,(2) населяющих почву,(3) а значит,(4) и естественные процессы,(5) происходящие в ней.

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.    Выпишите цифры, обозначающие  запятые  между  частями сложносочинённого предложения.

Лес очень ранимое существо(1) и правила поведения в нём должны быть строгими. Лес это дом для человека,(2) даже больше,(3) чем дом,(4) и правила поведения в нём,(5) уважение к его жителям должны быть не менее строгими,(6) чем в собственном доме.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.     Выпишите     цифры,     обозначающие     запятые     между    частями сложноподчинённого предложения.

Это приводит к изменению растительности,(1) что,(2) в свою очередь,(3) уже сказывается на нас(4) людях. В жаркое время года банки,(5) бутылки,(6) особенно если они побиты,(7) превращаются в линзы,(8) концентрирующие, солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки.

В8. Замените   словосочетание   МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ   БАНКА (предложения   9), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Из предложения 21 выпишите грамматическую основу.

В10. Среди предложений 7—13  найдите предложения с вводными  словами  и словосочетаниями. Напишите номера этих предложений.

В11. В первом абзаце (предложения 1—5) найдите предложение, не имеющее однородных членов. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

В13. Среди предложений 14—19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 19—23 найдите сложное предложение с разными видами связи

(сочинительной и подчинительной). Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

С.2.1. Ознакомьтесь с мнением Тани и Ирины Петровны о роли вводных слов и предложений.

Таня: «Недавно мы вводные слова и предложения повторили. А вот я, как мне кажется, их в своей речи совсем не употребляю».

Ирина Петровна: «Это ты свою речь не замечаешь. А на самом деле без вводных слов не обойтись».

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи».

Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст М. Канна и найдите необходимые примеры использования вводных слов и предложений, ар­гументирующие ваши мысли.

В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные функции вводных слов и предложений. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Ирине Петровне, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Ирины Петровны. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Лес—очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

№ задания

Ответ

А1

3

А2

1

A3

4

А4

2

А5

4

А6

3

А7

1

 

№ задания

Ответ

В 1

Устранение

В2

Считается

ВЗ

Никакие

В4

Брошенная

В5

2,3,5

В6

1,4

В7

1,6,7

В8

Банка из металла

В9

Большинство рассказов беспочвенны

В 10

12,13

В 11

5

В 12

3

В 13

15

В 14

23

www.seznaika.ru

Тест по русскому языку (9 класс) по теме: Пробный экзамен по русскому языку в форме ГИА | скачать бесплатно

 

Вариант 5

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите,  что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения—не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7.

 

(1)          «Вижу дым!» (2) Между прочим, эти тревожные слова долетают на Землю  с каждого космического корабля, потому что космонавты  часто видят  на зеленом бархате леса, страшные черные пятна дыма : горит тайга Сибири и Дальнего Востока, пылают джунгли Африки, сельва Южной Америки…(3) То, что на космической фотографии выглядит невинными черными пятнами, на самом деле—ад кромешный: ревет, бушует смертоносная стихия, падают столетние деревья, обезумев от страха, мечутся в дыму звери и птицы, гибнет все живое.

(4) По сигналу тревоги в тайгу, к месту бедствия, едут грузовики с добровольцами из ближайших поселков и деревень, вооруженные топорами и лопатами; на помощь мчатся транспортёры  с солдатами; летят вертолеты и самолеты с пожарниками—десантниками , с бригадами МЧС. (5) Летучие пожарные команды обрушивают сверху на огонь из громадных  самолетных баков потоки воды, огнетушительную пену. (6) Затем, приземлившись, сбросив с себя парашюты, пожарники—десантники принимаются…закладывать в грунт взрывчатку. (7) Грохот, пламя, летят комья земли, кругом щепки от деревьев… (8) Казалось бы, к чему все это? (9) Без того лес гибнет! (10) Но вот отгремели взрывы—и через тайгу пролегли широкие канавы. (11) Теперь ясно: взрывы- то эти полезные, противопожарные. (12) И в самом деле, доберется огонь до развороченной земли и остановится, так как дальше ему хода нет!

(13) Потушили пожар—это хорошо. (14) Плохо только, что теперь здесь на много-много лет останется мертвая гарь и что еще не скоро зазеленеют на пожарище первые деревца.

(15) А кто виноват? (16) Из-за кого беда? (17) Виноваты в пожарах прежде всего люди, прибывающие в некогда дикие, непролазные чащи. (18) Тут и геологи, и дорожники, и электрики, и строители, и лесорубы, да и просто вездесущие туристы. (19) А где много людей, там обязательно обнаружится непотушенный окурок, небрежно брошенная спичка, тлеющий костер, искра от сварки или от порвавшихся проводов. (20) Да мало ли что ещё…

(21) Беспечность человека—вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины—мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…

(По Р. Кошурниковой)

 

 

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А7  даны 4 варианта ответа, из которых только  один правильный. Ответы на задания А1—А7  обведите кружком.

 

А1.          Какая мысль не отражена  в прочитанном тексте?

1)            Беспечность человека—главная причина гибели лесов.

2)            Судьба рек во многом зависит от леса: они мелеют и пересыхают, если гибнет лес.

3)            На месте пожара в лесу на много-много лет остается мертвая гарь.

4)            Космонавты часто видят из космоса страшные черные пятна дыма на нашей планете.

 

А2.          Какая общая мысль объединяет прочитанный текст и прослушанный тексты?

1)            Лес—национальное богатство, его надо беречь прежде всего от огня.

2)            Наша страна богата лесами разных видов.

3)            Лес дарит человеку не только материальные блага, но  и свою красоту.

4)            Лес—источник самого целебного воздуха.

                А3.        Какая мысль выражена в первом абзаце текста (предложения 1 -3)?

1)            Существуют специальные космические корабли для проведения наблюдений за очагами возгораний на Земле.

2)            Наша планета окутана дымом пожаров.

3)            Чаще всего пожары возникают в Сибири и на Дальнем Востоке.

4)            Лесные пожары значительно трудней ликвидировать в засушливую погоду.

А4.           В  каком значении употреблено слово гарь в предложении 14?

1)            Мелкие, сыпучие остатки от сгорания каменного угля.

2)            Выгоревшее или выжженное место в лесу.

3)            Лес, поваленный бурей.

4)            Место, заросшее бурьяном.

А5.                В каком варианте ответа содержание второго предложения является следствием того, о чем говорится в первом?

1)            (9) Без того лес гибнет! (10) но вот отгремели взрывы—и через тайгу пролегли широкие канавы.

2)            (13) Потушили пожар—это хорошо. (14) Плохо только, что теперь здесь на много—много лет останется мертвая гарь.

3)            (18) Тут и геологи, и дорожники, и электрики, и строители, и лесорубы, да и просто вездесущие туристы. (19) А где много людей, там обязательно обнаружится непогашенный окурок, небрежно брошенная спичка, тлеющий костер, искра от электросварки или от  порвавшихся проводов.

4)            (21) Беспечность человека—вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные.

А6.            Выберите верное продолжение ответа: почему последний абзац текста начинается словами «беспечность человека—вот главная причина беды»?

В последнем абзаце текста автор…

1)            Подчеркивает, что причиной многих экологических бед на планете являются зияющие дыры.

2)            Отвечает на вопрос, который был задан ему в интервью.

3)            Высказывает свои сомнения в том, что можно сохранить жизнь на нашей планете.

4)            Подводя итог своим размышлениям, формулирует основную мысль, подчеркивая тем самым серьезность поднятой проблемы.

А7.          Укажите предложение, в котором использована метафора.

1)            2

2)            4

3)            6

4)            17

 

Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Какое слово из предложений 15-24 имеет значение «открытый, обнаженный»? напишите это слово.

Ответ:__________________________________________

В2. Из предложений 21-24 выпишите все однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Ответ:_________________________________________

В3. Из предложений 13-19 выпишите слова, в которых правописаниеприставки зависит от ее значения.

Ответ:_________________________________________

В4. Из предложений 18-23 выпишите причастие, в котором правописание НН объясняется тем, что оно имеет зависимое слово.

Ответ:_________________________________________

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. 

Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.

Между прочим, (1) эти тревожные слова долетают на Землю с каждого космического корабля, (2) потому что космонавты очень часто видят внизу, (3) на зеленом бархате леса, (4) страшные пятна дыма: горит тайга Сибири и Дальнего Востока, (5) пылают джунгли Африки, (6) сельва Южной Америки… То, (7) что на космической фотографии выглядит невинными черными пятнами, (8) на самом деле — ад кромешный…По сигналу тревоги в тайгу, (9) к месту бедствия, (10) едут грузовики с добровольцами из ближайших поселков и деревень, (11) вооруженные лопатами и топорами…

Ответ:________________________________________

В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все тире. Выпишите цифру, обозначающую тире между частями сложносочиненного предложения.

                То, что на космической фотографии выглядит невинными черными пятнами, на самом деле—(1) ад кромешный: ревет, бушует  огненная стихия, падают столетние деревья, обезумев от страха, мечутся в дыму звери и птицы.

Но вот отгремели взрывы—(2) и через тайгу пролегли широкие канавы.

Потушили пожар—(3) это хорошо.

Беспечность человека—(4) вот главная причина беды.

Ведь мы не просто касаемся паутины—(5) мы оставляем в ней зияющие дыры.

Ответ:___________________________________

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Виноваты прежде всего люди, (1) прибывающие в некогда дикие, (2) непролазные чащи. Тут и геологи, (3) и дорожники, (4) и электрики, (5) и строители, (6) и лесорубы, (7) да и просто вездесущие туристы. А где много людей, (8) там обязательно обнаружится непогашенный окурок, (9) небрежно брошенная спичка, (10) тлеющий костер, (11) искра от электросварки, (12) или от порвавшихся проводов.

Ответ:_______________________________________

В8. Замените словосочетание беспечность человека (предложение 21), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_______________________________________

В9. Выпишите грамматические основы предложения 13.

Ответ:_______________________________________

В10. Среди предложений 1-10 найдите предложения снеоднородными определениями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:________________________________________

В11. Среди предложений 4-12 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 22.

Ответ:_______________________________________

В13. Среди предложений 5-13 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

Ответ:______________________________________

В14. Среди предложений 11-19 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________

 

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1. или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1. или С2.2.

С2.1. Как известно, в современном интернет—общении активно высказывается мысль о том, что при письменном общении знаки препинания  можно не использовать, так как это не мешает взаимопониманию. Кроме того, употребление пунктуационных знаков требует дополнительных усилий при использовании клавиатуры, что замедляет процесс письма. Как вы относитесь к этой точке зрения? Выскажите свое мнение по этой проблеме в сочинении—рассуждении «нужно ли использовать знаки препинания в интернет—общении?»

                Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте еще раз текст Р. Кошурниковой. В своем сочинении приведите два  примера из прочитанного текста, аргументирующих вашу точку зрения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

С2.2. Напишите сочинение—рассуждение, объясняя, как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «беспечность человека—вот главная причина экологических потрясений».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

В качестве аргументов можете использовать также факты из прослушанного текста.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

nsportal.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: тест ОГЭ русский язык 2015 | скачать бесплатно

Вариант  10

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе (бланке ответов №2). Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 -14

  1. Мы суеверны. (2) Мы требуем чуда. (3) Мы придумываем себе символы и этими символами живем.

(4) Человек на Дальнем Севере ищет выхода своей чувствительности, не разрушенной, не отравленной десятилетиями жизни на Колыме. (5) Человек посылает авиапочтой посылку: не книги, не фотографии, не стихи, а ветку лиственницы, мертвую ветку живой природы.

(6) Этот странный подарок, иссушенную, продутую ветрами самолетов, мятую, изломанную в почтовом вагоне, светло-коричневую, жесткую, когтистую северную ветку северного дерева ставят в воду.

(7) Ставят в консервную банку, налитую злой хлорированной обеззараженной московской водопроводной водой, водой, которая сама, может, и рада засушить все живое, которая давно мертва.

(8) Лиственница серьезней цветов. (9) В этой комнате много цветов, ярких цветов. (10) Здесь ставят букеты черемухи, букеты сирени в горячую воду, расщепляя ветки и окуная их в кипяток.

(11) Лиственница стоит в холодной воде, чуть согретой. (12) Лиственница жила ближе к Черной речке, чем все эти цветы, все эти ветки – черемухи, сирени.

(13) Это понимает хозяйка, и это понимает лиственница.

(14) Повинуясь страстной человеческой воле, ветка собирает все силы, физические и духовные, ибо нельзя ветке воскреснуть только от физических сил: московского тепла, хлорированной воды, равнодушной стеклянной банки. (15) В ветке разбужены, кажется, иные, тайные силы.

(16) Проходит три дня и три ночи, и хозяйка просыпается от странного, смутного скипидарного запаха, слабого, тонкого, нового запаха. (17) В жесткой деревянной коже открылись и выступили явственно на свет новые, молодые, живые ярко-зеленые иглы свежей хвои.

((18) Лиственница жива, лиственница бессмертна, это чудо воскрешения не может не быть, ведь лиственница поставлена в банку с водой в годовщину смерти на Колыме мужа хозяйки, поэта.

(19) Даже эта память о мертвом тоже участвует в оживлении, в воскрешении лиственницы.

  1. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для         обоснования ответа на вопрос: «Почему автор текста считает, что лиственница серьезнее цветов?»
  1. Лиственница стоит в холодной, чуть согретой воде.
  2. Лиственница не погибнет от хлорированной воды.
  3. Лиственница способна воскреснуть.
  4. Лиственница не погибла во время дальнего пути с Колымы.
  1. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности являются антонимы.
  1. Это понимает хозяйка, и это понимает лиственница.
  2. В ветке разбужены, кажется, иные, тайные силы.
  3. Человек посылает авиапочтой посылку: не книги, не фотографии, не стихи, а ветку лиственницы, мертвую ветку живой природы.
  4. В ветке разбужены, кажется, иные, тайные силы.

Ответ ______________________________________

  1. Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется – З, если после нее следует звонкая согласная»

Ответ ________________________________________

  1. Из предложений 7 -17  выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном с помощью суффикса –Н- от существительного, основа которого оканчивается на –Н, пишется НН».

Ответ _________________________________________

  1. Замените слово страстной (предложение 14) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

        Ответ: ___________________________

  1. Замените словосочетание в консервную банку (предложение 7), построенное на         основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.         Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 17.

Ответ: ___________________________

  1. Среди предложений 7-10  найдите предложение с обособленным         обстоятельством. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

  1.  В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Ставят в консервную банку, (1) налитую злой хлорированной обеззараженной московской водопроводной водой, (2) водой, (3) которая сама, (4) может,(5) и рада засушить все живое, (6) которая давно мертва. В ветке разбужены, (7) кажется,(8)  иные, (9) тайные силы.

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.

Ответ: ___________________________

  1. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все  запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Лиственница жила ближе к Черной речке, (1) чем все эти цветы, (2) все эти ветки – черемухи, сирени. Повинуясь страстной человеческой воле, (3) ветка собирает все силы, (4) физические и духовные, (5) ибо нельзя ветке воскреснуть только от физических сил: московского тепла, (6) хлорированной воды, (7) равнодушной стеклянной банки.

Ответ _______________________________

  1. Среди предложений 4 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными.

Ответ_______________________________

  1. Среди предложений 16 – 19 найдите сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной  связи.

Ответ ______________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Николая Васильевича Гоголя: «… Он (язык) беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры,         указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете         писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Н.В. Гоголя.

Объем сочинения должен составлять не менее         70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Даже эта память о мертвом тоже участвует в оживлении, в воскрешении лиственницы». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как Вы понимаете значение слова БЕССМЕРТИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бессмертие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы

  1. Изложение
  2. 3
  3. 3
  4. Обеззараженный
  5. Странного
  6. Сильной, горячей
  7. В банку из-под консервов
  8. Иглы хвои выступили
  9. 7
  10. 4578
  11. 4
  12. 15
  13. 7
  14. 18

nsportal.ru

Тест ГИА по русскому языку 9 класс с ответами на Сёзнайке.ру

Часть 2

Прочтите текст и выполните А1 —А7; В1 — В14

 

(1)Смотрю по телевизору фильм. (2)Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладающим мотивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым, гибельным гулом, накатывающимся на землю, опадающим на неё. (3)Но на самом исходе звука, мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывает ввысь, к небу воскрешающая сила. (4)Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой.

(5)Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. (6)Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского не каждому дано.

(7)Музыка, быть может, самое дивное создание человека. (8)Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим. (9)Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, ко в борьбе за существование человеком же и погублено.

(10)Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нём и пребудет на земле. (11)Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. (12)Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. (13)И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.

(14)Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно одичать. (15)Я имею в виду настоящую музыку, а не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили.

(По В. П. Астафьеву)

 

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос «Что имел в виду автор, говоря о «настоящей музыке»?

 

1)  Это музыка, которая звучит сейчас с экранов телевизоров и из радиоприёмников.

2)  Музыкальные произведения, представляющие собой лучшие образы.

3)  Музыкальное произведение признанного композитора.

4)  Музыка, подобная звукам, существующим в природе.

 

А2. Почему автор не приемлет некоторые направления современной музыки, называя их «оглушающей вакханалией»?

 

1) Современная музыка очень громкая и плохо влияет на слух.

2) Эта музыка делает человека подобным ревущему зверю.

3) Подобная музыка мешает человеческому общению.

4) Эта музыка написана по западным образцам.

 

A3. В каких предложениях текста наиболее полно отражена основная мысль?

 

1) 7, 14      2)8,11              3), 12           4)11,15

 

А4. Укажите номер ответа, в котором оба слова являются синонимами к слову ВЕРНОЕ (предложение 14).

 

1) правильное, точное                        3) надежное, истинное

2) несомненное, неизбежное               4) убедительное, безопасное

 

A5. В каком из предложений текста одна часть сложного предложения по содержанию противопоставлена другой(-м) части(-ям)?

 

1) (4)Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой.

2) (10)Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нём и пребудет на земле.

3) (14)Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательно одичать.

4) (15)  Я имею в виду  настоящую музыку, а нету оглушающую  вакханалию, которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили.

 

 

А6. О каких свойствах настоящей музыки вдет речь в предложениях 7-10?

 

1) Настоящая музыка звучит в каждом из нас от рождения.

2) Настоящая музыка пробуждает в человеке всё лучшее, что задумано природой.

3) Когда люди слушают музыку, они начинают жалеть себя.

4) Музыкант близко соприкасается с человеческим подсознанием.

 

 

А7. Укажите, какие средства речевой выразительности используются в предложении 4:

«Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой».

1) фразеологизм, каламбур                 3) диалектизм, многосоюзие

2) оксюморон, антонимы                    4) сравнение, метафора.

 

Ответы   на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Замените слово ВЗМЫВАЕТ из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

В2. Из предложений 12—13 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

 

В3. Из предложений 5—6 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В неопределённых и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения — НИ-».

 

В4. Из предложений 7—9 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание Н и НН определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

 

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.

Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, (1) но есть звуки и нити, (2) соединяющие русского человека на русской земле, (3) и они звучат в каждом из нас от рождения, (4) да вот выразить их, (5) донести до моря людского не каждому дано..

В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Крепнет мощь человеческая и земная,(1) распрямляет крылья живая жизнь,(2) и негасимая лампада добра светит,(3) всё ещё светит впереди путеводной звездой.

В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

 

Я думаю,(1) что музыку человек,(2) может быть,(3) услышал раньше, (4) чем научился говорить.

 

В8. Из предложения 12 выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

В10. Среди предложений 11-14 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В11. Среди предложений 5-10 найдите предложение(-я) с вводным(-и) словом(-ми). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(ми).

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.

В13. Среди предложений 1 —8 найдите сложное предложение, одна из частей которого соединяется с другой бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди  предложений   11—13   найдите  сложноподчинённое  предложение   с  придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

 

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

 

С2.1. Познакомьтесь с ситуацией, нарисованной художником.

 

К обобщающему уроку по теме «Вводные слова и предложения» Витя не был готов. Упражнение, которое было задано, он успел только переписать, не расставив при этом знаки препинания.

Учительница вызвала его к доске, чтобы Витя рассказал правило и привел примеры из домашнего упражнения. Мальчик начал оправдываться.

Мария Петровна покачала головой и попросила класс возразить Вите.

Ознакомьтесь с мнением Вити и Марии Петровны о роли вводных слов в речи.

Витя: «Не все ли равно, есть вводные слова или нет? Смысл-то от этого не нарушается! Только путаницы больше!»

Мария Петровна: «Ребята, кто может доказать Вите, что он не прав?»

Помогите ребятам доказать Вите, что он не прав. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужны вводные слова? Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Вите, использовав её в качестве антитезиса, так и собственным высказыванием. Вы можете написать работу от своего имени или от имени одного из одноклассников Вити.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение.

 

Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста «Музыка и природа – это самое верное, святое и низменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательного одичать».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

№ задания

ответ

А1

2

А2

2

А3

1

А4

3

А5

4

А6

2

А7

4

 

 

В1

Взлетает

В2

Сложил

В3

Никакой

В4

Задумано, погублено

В5

2,3

В6

2

В7

1,4

В8

Был вначале

В9

Никто не соприкоснулся

В10

12,14

В11

7,9

В12

3

В13

4

В14

12

www.seznaika.ru