«Человек и общество» в формате ЕГЭ. Обществознание. 10 класс.
Тест по теме: «Человек и
общество». 10 класс.
Задание 1.
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Задание 2.
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Знания, мировоззрение, ценности, установки, убеждения.
Задание 3.
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.
1) прогресс
2) структура
3) эволюция
4) реформа
5) спад
6) стратификация
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание 4.
Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) приоритет коллективистских ценностей
2) рост численности рабочего класса
3) высокая социальная мобильность
4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
Задание 5.
Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ФУНКЦИИ НАУКИ |
A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата |
| 1) производственная 2) прогностическая |
Задание 6.
Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.
2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.
3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.
4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.
5) Все более очевидной становится ее социальная функция.
6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.
Задание 7.
Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной.
Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?
1) версия опровергала положения, принятые в науке
2) выводы членов клуба не имели логических обоснований
3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения
4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств
5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба
6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума
Задание 8.
Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ |
| ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся |
| 1) чувственное 2) логическое |
Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение контрольных измерений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) создание логической модели изучаемого объекта
4) описание изучаемых явлений
5) проведение научного эксперимента
6) объяснение существующих взаимосвязей
Задание 10.
Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) премьера фильма ужасов
3) переиздание детектива-бестселлера
4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр фольклорных коллективов
6) открытие международного конкурса пианистов
Задание 11.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) учёт индивидуальных особенностей школьников
2) сокращение учебного времени на музыкальное образование
3) компьютеризация образовательного процесса
4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям
5) повышение внимания к изучению иностранных языков
6) введение дополнительного курса по истории культуры
Задание 12.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) фиксация обобщений в виде законов
4) получение количественных данных об изучаемом объекте
5) разработка научных теорий
6) объяснение существующих взаимосвязей
Задание 13.
Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия
2) темперамент
3) особенности нервной системы
4) самооценка
5) опыт
6) особенности мировоззрения
Задание 14.
Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) знание, выраженное в доступной форме
2) знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом
3) знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека
4) знание, соответствующее интересам субъекта
5) знание, имеющее широкие возможности для распространения
6) знание, которое разделяет большинство людей
Задание 15.
Композитор на сюжет из античной мифологии создал оперу, которая была отнесена искусствоведами к произведениям элитарной (высокой) культуры. Что позволяет им сделать такой вывод? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установка на следование образцу
2) коммерческая цель создания оперы
3) использование широко известных мифологических персонажей
4) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями
5) ориентация на массового потребителя
6) сложность формы музыкального произведения
Задание 16.
Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Восприятие является формой рационального познания.
2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.
3) Одним из критериев истины выступает практика.
4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию.
5) Одной из форм чувственного познания является представление.
Задание 17.
Выберите верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания.
2) Объективная истина в социальном познании не достижима.
3) Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах.
4) Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным.
5) Одной из социальных наук является филология.
Задание 18.
Выберите верные суждения о видах деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.
2) И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.
3) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности.
4) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.
5) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.
Задание 19.
Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Потребности человека являются побудительными мотивами его деятельности.
2) Современный уровень науки и техники позволяет полностью удовлетворить все потребности человечества.
3) Потребности человека носят безграничный характер.
4) В престижных потребностях отражается зависимость человека от материальных условий, необходимых для поддержания его жизни.
5) Потребности способны порождать эмоционально-волевые состояния, направленные на поиск путей и средств их удовлетворения.
Задание 20.
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание.
2) Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации.
3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.
4) Истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объекту познания.
5) Истина всегда объективна.
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.
Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.
Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.
Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта…
Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом…
При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».
Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.
И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.
(И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)
21. Какие два определения познания дают авторы?
22. Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют?
23. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.
24. В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины.
25. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «образование»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о структуре общего образования в РФ;
− одно предложение, раскрывающее любую функцию образования как социального института.
26. Психологи различают
потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на
примере последствия удовлетворения одной подлинно и одной мнимой потребности. В
каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите
последствия ее удовлетворения.
27. Сравните три ситуации:
1) ураганный ветер валит в лесу деревья,
2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,
3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку.
К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.
28. Используя обществоведческие
знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему
«Мировоззрение, его виды и формы». План должен содержать не менее трех пунктов,
из которых два или более детализированы в подпунктах.
Курс Подготовка к ЕГЭ по Обществознанию — Онлайн обучение
Наш курс создан для тех, кто собирается сдавать ЕГЭ по обществознанию с нуля до поступления на бюджет или просто хочет улучшить знания и успеваемость по предмету обществознание в школе или лучше понять какую-то тему “по обществу”.
Курс включает все необходимое для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию на 80-100 баллов!
45 ВИДЕОУРОКОВ — по 20-30мин — только вся самая нужная информация на ЕГЭ
В уроках представлены все темы/разделы по обществознанию, необходимые для сдачи экзамена:
- ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
- СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
- ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА
- ПРАВО
МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ + КОНСПЕКТЫ
Инфокарты, Таблицы, Термины и др.
+ Конспекты-презентации ко всем темам, по которым удобно повторять материал
438 ЗАДАНИЙ И ТЕСТОВЫХ ВОПРОСОВ — С ОТВЕТАМИ И РЕШЕНИЯМИ — все типы заданий и тестов по формату ЕГЭ
В курсе представлены все типы заданий, которые будут на ЕГЭ, по всем темам/разделам обществознания:
— Задания ЕГЭ Часть 1 (задания 1-16 ЕГЭ)
— Задания ЕГЭ Часть 2 (задания 17-25 ЕГЭ)
— Дополнительные задания и проверочные кроссворды
21 КОНТРОЛЬНЫХ И МИНИ-ТЕСТОВ
— с автопроверкой ответов — для закрепления и оценки знаний
ИНДВИДУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
— вы получите ответы от преподавателя на все возникшие вопросы и рекомендации в процессе подготовки к ЕГЭ!
Подробнее смотрите в программе обучения по курсу ЕГЭ Обществознание ниже.
При подготовке к экзаменам выпускникам требуется «перелопатить» много материала и занимает это огромное количество времени — формат онлайн курса подготовки к ЕГЭ по обществознанию оптимально подходит для качественной подготовки к экзаменам на высокие баллы.
Какие изменения в ЕГЭ по Обществознанию в 2023 году?
Наши преподаватели каждый год отслеживают изменения в КИМ ЕГЭ и вносят необходимые изменения и дополнения в курсы подготовки Exammy.
Вы можете ознакомиться с кодификаторами, спецификациями и скачать Демонстрационный вариант ЕГЭ 2023 по Обществознанию с ответами и разбором системы оценивания экзаменационной работы. А также узнать какие изменения внесены в КИМ ЕГЭ по обществознанию в 2023 году.
Подробнее смотрите в статье ЕГЭ по обществознанию 2023: обзор изменений
Мы сделали подготовку к ЕГЭ максимально эффективной и интересной. Изучаете подробные видео-уроки и выполняете практические задания.
ТЕМА ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. Человек — биосоциальное существо
Факторы производства. Деньги — часть 1
Основы гражданского права — часть 1
Программа обучения включает видео уроки по подготовке по обществознанию к ЕГЭ, а интерактивные тесты и задания помогут закрепить полученные знания по каждой отдельной теме и эффективно подготовиться к сдаче экзаменов по обществознанию на максимальный балл.
Мы собрали отзывы учеников, прошедших онлайн курс.
Поделись своими впечатлениями после прохождения Курса подготовки к ЕГЭ по обществознанию — напиши отзыв.
student_i-WTbz2a
Замечательный курс, тем более за такую цену. Вся информация объяснена доступно, без лишней воды. Выражаю свою огромную благодарность разработчикам!
student_UH7k4G-O
Обучение прошло отлично! Все коротко, понятно и строго по делу. Рекомендую этот курс в первую очередь тем, у кого накануне ЕГЭ по обществознанию «каша в голове» и кому необходимо в кратчайшие сроки систематизировать свои знания по предмету. Недостатки данного курса — оборотная сторона его достоинств: здесь вы найдете только САМУЮ НЕОБХОДИМУЮ информацию. Но для меня курс Андрея Пучкова оказался как раз тем, что нужно. Андрей Пучков, огромное Вам спасибо!
Алина Прошкина
За месяц успела изучить все пять блоков обществознания) Советую!
Дарья Котова
Занятия прошли на ура, только мешал немного звук, который менялся. Уроков было на 2 больше что порадовало, хоть я набрала не так много баллов я курс поняла)
Yuma Simidzu
Очень сильно помогло вспомнить все знания об обществе. Теперь я уверен в своих силах!
Галина Уланова
Мне очень понравилась готовиться к ЕГЭ по обществознанию на курсе Андрея Пучкова. Информационно, интересно и ничего лишнего. Все что нужно для настоящей подготовки. Сдала общество на 90 баллов. Спасибо Вам.
Дмитрий Юдин
Я сам учитель обществознания и истории, рекомендую курс Андрея Александровича Пучкова всем ученикам, сдающим ЕГЭ по обществознанию — лучший курс в своей категории. Материал соответствует требованиям кодификатора и специализации ФИПИ, структурирован и логически продуман. Автор доступно и подробно разъясняет вопросы, проверяемые на ЕГЭ: человек и общество, политическая, экономическая, социальная и духовная сфера. Показывает, как правильно писать эссе и решать задачи всех уровней сложности.
Юрий Краснов
Я папа выпускницы. Случайно наткнулся на информацию о курсах Андрея по обществознанию. Посмотрел открытые видео-уроки и понял, что это то, что я искал — все четко, структура, без “воды”, явно человек в теме и понимает, что будет на экзамене. Мой Вам совет — берите, организовывайтесь, учите, чем раньше, тем лучше! Мне вообще трудно представить тот объем работы проделанный им для того, чтобы получить материал такого качества, донести доступно до слушателей. Удачи вновь поступающим и огромное СПАСИБО, Андрей!!
Женя Богатырев
На этих видеокурсах понял гораздо быстрее, чем в школе за всю среднюю школу. Понравился формат, что учиться можно в удобное время, видеоуроки с интересными слайдами и Андрей рассказывает понятно. Разобрался с решением задач. Спасибо за такую классную возможность подготовиться к ЕГЭ по обществу и когда учиться нравится.
Юрий Бурцев
Большое вам спасибо за видеокурс подготовки к ЕГЭ по обществознанию! Буквально за пару дней до экзамена была даже паника, что не получится и не сдам, но перед экзаменом собрался и написал общество на 82 балла! Это лучший результат в школе!
Чего хочет профессор? Понимание задания – Письмо в колледже
Основная часть
Первый принцип хорошего общения — знать свою аудиторию. Вот где писать сочинения для занятий становится немного странно. Как объясняет Питер Элбоу: [1]
Когда вы пишете для учителя, вы обычно плывете против течения естественного общения. Естественным направлением общения является объяснение того, что вы понимаете, тому, кто этого не понимает. Но при написании эссе для учителя ваша задача обычно состоит в том, чтобы объяснить то, чем вы все еще занимаетесь, пытаясь понять, тому, кто понимает это лучше.
Часто, когда вы пишете для одной аудитории, вы пишете письмо или электронное письмо. Но документы колледжа не пишутся как письма; они написаны как статьи для гипотетической группы читателей, о которых вы на самом деле мало что знаете. Существует фундаментальное несоответствие между реальной аудиторией и формой вашего письма. Это как-то странно, правда.
Полезно помнить ключевой принцип университетской модели: вы молодой ученый, присоединяющийся к академическому сообществу. Научные статьи, в которых ученые сообщают друг другу о результатах своих исследований и размышлений, являются источником жизненной силы научного мира, неся полезные идеи и информацию во все части академического корпуса. Если в задании не указана конкретная аудитория, было бы неплохо представить, что вы пишете для группы коллег, которые имеют некоторые начальные знания в данной области, но не знакомы с конкретной темой, которую вы обсуждаете. Представьте, что они заинтересованы в вашей теме, но при этом заняты; постарайтесь написать что-то, что стоит времени ваших читателей. Помня о такой аудитории, вы сможете отличить общие знания в данной области от тех, которые должны быть определены и объяснены в вашей статье. Такое понимание вашей аудитории также устраняет несоответствие аудитории, которое описывает Elbow. Как он отмечает: «Вы не пишете 9От 0017 до учителей, вы пишете для их». [2]
Еще один основной принцип хорошего общения — прояснить цель общения и позволить этой цели формировать ваши решения. Ваш профессор хочет увидеть, как вы работаете над сложными идеями и углубляете свои знания в процессе написания статьи. Каждое задание — будь то аргументационная статья, реакционная работа, рефлексивная работа, лабораторный отчет, вопрос для обсуждения, запись в блоге, экзамен по сочинению, проектное предложение или что-то еще — в конечном счете связано с вашим обучением. Чтобы преуспеть в письменных заданиях (и получить от них пользу), вы должны сначала понять их цели, связанные с обучением. Когда вы пишете для гипотетической аудитории сверстников-младших ученых, вы демонстрируете своему профессору, насколько далеко вы продвинулись в анализе своей темы.
Не пугайтесь, когда вам дают задание. Профессора знают, каково это быть в колледже и писать всевозможные работы. Они не пытаются усложнить вам жизнь, но их работа состоит в том, чтобы заставить нас думать и размышлять о многих вещах. Не торопитесь и наслаждайтесь бумагой. Убедитесь, что вы отвечаете на заданный вопрос, а не разглагольствуете о чем-то, что не имеет отношения к подсказке.
Тимоти Писарро
Профессора не берутся легко писать. Выставление оценок за письменные работы студентов, как правило, является самой сложной и интенсивной работой преподавателей. [3] Каждым заданием, которое они вам дают, профессора отводят себе много-много часов сложной и утомительной работы, которую необходимо выполнить, в то же время готовясь к каждому классному собранию, продвигая свою научную и творческую работу, консультируя студентов и работа в комитетах. Часто они проверяют ваши работы по вечерам и в выходные, потому что обычный рабочий день уже насыщен другими обязанностями. Было бы правильно подходить к каждому заданию, ставя себя на место своего инструктора и спрашивая себя: «Почему она дала мне это задание? Как это вписывается в учебные цели курса? Почему этот вопрос/тема/проблема так важна для моего профессора, что он готов проводить вечера и выходные, читая и комментируя несколько десятков статей по ней для новичков?»
Как я вкратце упомянул в главе 1, большинство преподавателей многое делают для того, чтобы сделать свои педагогические цели и ожидания прозрачными для студентов: они объясняют учебные цели курса, связанные с заданиями, заранее предоставляют критерии оценивания и описывают несколько стратегий достижения успеха. Другие профессора… не очень. Некоторые студенты воспринимают более открытые задания как свидетельство ленивого, невнимательного или даже некомпетентного преподавателя. Не так быстро! Профессора, безусловно, различаются по количеству и специфичности руководств и предложений, которые они распространяют с каждым письменным заданием. Некоторые преподаватели стараются указать очень мало параметров задания — возможно, только тему и требования к объему — и у них, вероятно, есть для этого веские причины. Вот несколько возможных причин:
- Они сами до этого додумались, когда были студентами . Неудивительно, что вашими преподавателями были, как правило, успешные студенты, которые настолько прониклись культурой и традициями высшего образования, что стремились построить академическую карьеру. Текущий акцент на обучении, ориентированном на учащихся, появился относительно недавно; у ваших преподавателей гораздо чаще были профессора, придерживавшиеся классической модели вузовского обучения: они читали лекции вместе, может быть, с одним-двумя экзаменами или контрольными работами. Студенты должны были самостоятельно выучить жаргон и условности каждой области, определить ключевые концепции и идеи в чтениях и лекциях, а также выяснить ожидания преподавателей в отношении письменной работы. Цели обучения, рубрики, викторины и подготовительные задания, как правило, встречались редко.
- Они думают, что это полезно для вас . Поскольку ваши профессора в целом преуспели в гораздо менее благоприятной среде, они ценят то, как умение преуспевать в этих условиях дало им пожизненные навыки решения проблем. Многие думают, что вы должны сами разобраться в этом и что для вас это будет хорошей практикой. Даже те, кто дает много указаний по написанию заданий, иногда беспокоятся, что они лишают вас важной личной и интеллектуальной задачи. Выяснение невысказанных ожиданий само по себе является ценным навыком.
- Они яйцеголовые . Как я объяснял в главе 1, многие из ваших преподавателей были настолько погружены в свои области, что им трудно вспомнить, каково это было впервые столкнуться с совершенно новой дисциплиной. Предположения, практика и культура их дисциплин подобны воздуху, которым они дышат; настолько, что это трудно описать новичкам. Они могут предположить, что такой глагол, как «анализировать», самоочевиден, забывая, что он может означать очень разные вещи в разных областях. Будучи студентом, вы добровольно пришли учиться в свое учебное заведение к ученым, художникам и писателям. Правильно это или нет, но в конечном итоге на вас лежит бремя встречи с ними там, где они есть.
- Профессора ценят академическую свободу; то есть они твердо верят, что их высокий уровень знаний в своих областях дает им привилегию решать, на чем важно сосредоточиться и как к этому подойти. Как я также объясняю в главе 1, профессора колледжей в этом отношении отличаются от учителей старших классов, которые обычно обязаны работать по определенному учебному плану. Профессора часто крайне настороженно относятся ко всему, что угрожает академической свободе. Некоторые рассматривают определенные цели обучения и стандартизированные рубрики как первый шаг в процессе, который лишит высшее образование его независимости, научных инноваций и духа открытий. Хотя стандартизированный набор ожиданий и практик может облегчить получение степени, также полезно учитывать преимущества более гибкой и диверсифицированной модели.
Понятное разочарование, когда вы чувствуете, что не знаете, как направить свои усилия, чтобы добиться успеха в задании. Тем не менее, за исключением редких вопиющих ситуаций, вам следует принять лучшее от своего преподавателя и оценить разнообразие возможностей обучения, к которым у вас есть доступ в колледже. Как сказал один первокурсник Кейт Хьортшой, [4] : «Я думаю, что каждый курс, каждое задание — это отдельная маленькая головоломка, которую мне нужно решить. Что мне нужно сделать здесь? Когда мне нужно это сделать и сколько времени это займет? Чего этот учитель ожидает от меня?» Прозрачность, которую вы получаете от некоторых профессоров, наряду с такими руководствами, как этот, станет для вас большим подспорьем в ситуациях, когда вам нужно быть более щепетильным и активным, собирая воедино подсказки, которые вы получаете от своих профессоров, чтения, и другие документы курса.
Часто раздаточный материал или другой письменный текст, поясняющий задание — то, что преподаватели называют подсказкой о задании, — объясняют цель задания, требуемые параметры (длина, количество и тип источников, стиль ссылок и т. д.) и критерии оценки. Однако иногда — особенно если вы новичок в какой-либо области — вы сталкиваетесь с непонятной ситуацией, когда вы понимаете каждое предложение в подсказке, но по-прежнему совершенно не представляете, как подступиться к заданию. Никто не делает ничего плохого в такой ситуации. Это просто означает, что дальнейшее обсуждение задания в порядке. Вот несколько советов:
- Сосредоточьтесь на глаголах. Ищите такие глаголы, как «сравнить», «объяснить», «обосновать», «поразмышлять» или универсальное «анализировать». Вы не просто производите бумагу как артефакт; вы передаете в письменной форме какую-то интеллектуальную работу, которую вы проделали. Итак, вопрос в том, что вы должны думать, чтобы углубить свое обучение?
- Поместите назначение в контекст . Многие профессора думают с точки зрения последовательностей заданий. Например, профессор социальных наук может попросить вас трижды написать о спорном вопросе: во-первых, отстаивая одну сторону спора; во-вторых, отстаивание другого; и, наконец, с более полной и тонкой точки зрения, включение текста, полученного в первых двух заданиях. Такая последовательность предназначена для того, чтобы помочь вам обдумать сложную проблему. Другим распространенным является последовательность исследовательской работы: сначала вы предлагаете тему, затем готовите аннотированную библиографию, затем первый черновик, затем окончательный черновик и, возможно, аналитическую статью. Подготовительные задания помогают убедиться, что вы находитесь на правильном пути, начинаете процесс исследования задолго до окончательного срока и не торопитесь, чтобы рассмотреть вопрос о пересмотре вашей диссертации, поиске дополнительных источников или реорганизации вашего обсуждения. [5] Если задание не является частью последовательности, подумайте, где оно находится в семестре и как оно связано с чтением и другими заданиями. Есть ли в программе заголовки, указывающие на более крупные единицы материала? Например, если вы видите, что в конце трехнедельного раздела выдается статья о роли Интернета в организационном поведении, то ваш профессор, скорее всего, хочет, чтобы вы обобщили этот материал по-своему. Вы также должны проверить свои заметки и ресурсы онлайн-курса на наличие других рекомендаций по рабочему процессу. Может быть, вы получили рубрику пару недель назад и забыли о ней. Возможно, ваш преподаватель разместил ссылку о том, «как сделать аннотированную библиографию», но потом забыл упомянуть об этом в классе.
- Попробуйте свободную запись . Когда я раздаю задание, я часто прошу студентов написать пятиминутное или десятиминутное свободное письмо. Free-write — это когда вы просто пишете, не останавливаясь, в течение установленного периода времени. Это звучит не очень «бесплатно»; на самом деле это звучит как-то по принуждению. «Бесплатная» часть — это то, что вы пишете — это может быть все, что придет вам в голову. Профессиональные писатели используют свободное письмо, чтобы приступить к сложной (или неприятной) письменной задаче или преодолеть писательский блок или сильное желание откладывать на потом. Идея в том, что если вы просто заставите себя писать, вы не сможете не произвести какой-то полезный самородок. Таким образом, даже если первые восемь предложений вашего свободного письма представляют собой вариации на тему «Я этого не понимаю» или «Я действительно предпочел бы заняться чем-то другим», в конечном итоге вы напишете что-то вроде «Я думаю, главное из этого…» и — ба-у-у! — вы поехали. Как инструктор, я обнаружил, что если попросить студентов сделать краткую свободную запись сразу после того, как я раздаю задание, это порождает полезные уточняющие вопросы. Если ваш преподаватель не находит для этого времени в классе, быстрое самостоятельное написание быстро покажет, нужны ли вам разъяснения по заданию и, часто, какие вопросы задавать.
- Правильно обращайтесь за разъяснениями . Даже самые искусно составленные задания могут нуждаться в некотором словесном пояснении, особенно потому, что знакомство студентов с областью может сильно различаться. Просить разъяснений — это хорошо. Имейте в виду, однако, что преподаватели расстраиваются, когда видят, что студенты хотят пропустить собственное мышление и вместо этого получить точный рецепт для работы на пятерку. Попросите разъяснений, но постарайтесь показать, что вы хотите учиться и готовы работать. В общем, избегайте начинать вопрос со слов «Мы должны…», потому что я могу гарантировать, что ваш инструктор думает: « ты не есть , чтобы делать дерьмо. Вы взрослый. Вы выбрали колледж. Вы выбрали этот класс. Вы можете воспользоваться своим правом на ошибку». Точно так же не спрашивайте профессора о том, чего он или она «хочет». Вы не оказываете какую-то услугу профессору, когда пишете статью. Они «хотят», чтобы вы действительно думали о материале.
Вопросы, которые могут раздражать | Предпочтительные альтернативы |
Не понимаю. Можете ли вы объяснить это подробнее? или Что вы хотите, чтобы мы сделали? | Я вижу, что мы сравниваем и противопоставляем эти два случая. Что должно быть в центре нашего внимания? Их причины? Их воздействие? Их последствия? Все эти вещи? или я не знаком с тем, как искусствоведы анализируют картину. Не могли бы вы рассказать больше о том, какие вопросы я должен иметь в виду, чтобы провести такой анализ? |
Сколько источников мы должны процитировать? | Существует ли типичный диапазон количества источников, которые хорошо написанная статья должна цитировать для этого задания? или Не могли бы вы рассказать больше о том, для чего нужны источники? Мы анализируем эти тексты в этой статье, или мы используем эти тексты для анализа какого-то другого случая? |
Что мне нужно сделать, чтобы получить пятерку по этой работе? | Могу ли я встретиться с вами, чтобы получить отзывы о моих (заранее подготовленных) планах/набросках/тезисах/черновиках? или я не знаю, как подступиться к этому заданию. Есть ли хорошие примеры или ресурсы, на которые вы могли бы мне указать? |
Если профессор предоставляет рубрику оценивания с подсказкой о задании, поблагодарите свою счастливую звезду (и своего профессора). Если профессор взял на себя труд подготовить и распространить его, вы можете быть уверены, что он или она воспользуется им для оценки вашей работы. Он или она может не повторять это в классе, но это наиболее четкое изложение того, что профессор ищет в статье. Если это многословно, это может показаться теми онлайн-«условиями и положениями», которые мы обычно принимаем, не читая. Но вам действительно следует внимательно прочитать его перед тем, как начать, и еще раз по мере продвижения вашей работы. У многих рубрик есть некоторые полезные особенности. Мои, например, часто содержат такие фразы, как «делает по крайней мере шесть безошибочных связей с понятиями или идеями из курса» или «тщательно рассматривает по крайней мере один правдоподобный контраргумент». Даже менее конкретные критерии (такие как «включает концепции курса» и «рассматривает контраргументы») подскажут вам, как вы должны тратить свое время на написание.
Даже самые лучшие рубрики не совсем прозрачны. Их просто не может быть. Возьмем, к примеру, рубрику AAC&U, обсуждавшуюся в главе 1. Она была составлена и неоднократно пересматривалась междисциплинарной экспертной комиссией и несколько раз тестировалась на образцах студенческих работ для обеспечения надежности. Но это все еще кажется каким-то расплывчатым. В чем реальная разница между «демонстрацией полного понимания контекста, аудитории и цели» и «демонстрацией адекватного рассмотрения» того же самого? Это зависит от конкретного контекста. Итак, как вы можете узнать, сделали ли вы это? Большая часть того, что вы изучаете, благодаря отзывам своих профессоров, заключается в том, чтобы судить о качестве вашего письма для себя. На это рассчитывают ваши будущие начальники. На этом этапе лучше думать о рубриках как о дорожных картах, отображающих пункт назначения, а не о системе GPS, направляющей каждое ваше движение.
За любой рубрикой стоит основная цель высшего образования: помочь вам взять на себя ответственность за собственное обучение, что означает писать как независимый ученый. Вам поручено предложить тему исследовательской работы? Не просто говорите профессору, что вы хотите сделать, убедите его или ее в значимости вашей темы, как если бы вы были ученым, ищущим грант. Это бумага для отражения? Затем обрисуйте в общих чертах полученные вами идеи и оставшиеся интригующие вопросы, как это сделал бы ученый. Вы пишете аналитическую статью, основанную на диссертации? Затем примените изученные концепции к новой проблеме или ситуации. Пишите так, как будто ваши коллеги-ученые по всей стране с нетерпением ждут ваших уникальных открытий. Такие дескрипторы, как «тщательность», «мастерство» или «детальное внимание», передают видение студентов-писателей, которые тратят время и прилагают неустанные умственные усилия, чтобы предложить что-то новое в продолжающемся многогранном академическом разговоре. Короче говоря, ваш профессор хочет критического мышления.
Критическое мышление — это один из тех терминов, который используется так часто и по-разному, что часто кажется бессмысленным. Это также заставляет задаться вопросом, существует ли такая вещь, как некритическое мышление? Если вы не мыслите критически, то вы вообще думаете?
Несмотря на распространенную двусмысленность, критическое мышление действительно что-то значит. Ассоциация американских колледжей и университетов удачно определяет это как «привычку ума, характеризующуюся всесторонним исследованием проблем, идей, артефактов и событий, прежде чем принять или сформулировать мнение или заключение». [6]
Это определение соответствует лучшему описанию критического мышления, которое я когда-либо слышал; это пришло от моего учителя рисования младших классов, Джо Болджера. [7] Однажды он спросил нас: «Какого цвета потолок?» В этом испепеляющем подростковом тоне мы неохотно ответили: «Белый». Затем он спросил: «Какого он цвета на самом деле?» Мы соизволили устремить свои предподростковые глаза вверх и со временем стали давать более точные ответы: «Слоновая кость?» «Желтоватый загар». — В том углу серо. Получив, наконец, несколько вдумчивых ответов, г-н Болджер сказал что-то вроде: «Хорошее искусство заключается в том, чтобы рисовать то, что вы видите, а не то, что, по вашему мнению, вы должны видеть». Приведенное выше определение AAC&U, по сути, сводится к одному и тому же: хорошенько присмотреться и решить, что вы на самом деле думать, а не полагаться на первую идею или предположение, которое приходит в голову.
Рубрика критического мышления, подготовленная AAC&U, более подробно описывает соответствующие действия критического мышления. Чтобы мыслить критически, нужно …
(a) «четко изложить и подробно описать вопрос или проблему»,
(b) «самостоятельно интерпретировать и оценивать источники»,
(c) «тщательно анализировать предположения и контекст ваших собственных или чужих идей»,
(d) «аргументировать сложную позицию и учитывать контраргументы» и
(e) «приходить к логическим и обоснованным выводам». [8]
Хотя вы, вероятно, привыкли предоставлять некоторые доказательства своих утверждений, вы можете видеть, что ожидания на уровне колледжа идут намного дальше. Когда профессора назначают аналитическую статью, они не просто хотят, чтобы вы сформулировали правдоподобно звучащий аргумент. Они хотят, чтобы вы покопались в доказательствах, хорошенько подумали о невысказанных предположениях и влиянии контекста, а затем объяснили, что вы действительно думаете и почему.
Интересно, что AAC&U определяет критическое мышление как «привычку ума», а не как отдельное достижение. И есть по крайней мере две причины рассматривать критическое мышление как ремесло или искусство, которым нужно заниматься, а не как задачу, которую нужно отмечать. Во-первых, чем больше вы мыслите критически, тем лучше у вас это получается. По мере того, как вы будете все больше и больше практиковаться в тщательном изучении утверждений, лежащей в их основе логики и альтернативных взглядов на проблему, это начнет казаться автоматическим. Вы больше не будете делать или принимать утверждения, которые начинаются со слов «Все знают, что…» или заканчиваются словами «Это просто человеческая природа». Во-вторых, точно так же, как художники и ремесленники оттачивают свои навыки на протяжении всей жизни, учащиеся постоянно расширяют свои способности критического мышления, как за счет обратной связи, которую они получают от других, так и за счет собственных размышлений. Художники всех мастей находят удовлетворение в постоянном поиске более сложных задач. Постоянное размышление и совершенствование — часть ремесла.
Как только я вижу словосочетание «критическое мышление», первое, о чем я думаю, это больше работы. Это всегда звучит так, как будто вам придется думать усерднее и дольше. Но я думаю, что определение AAC&U верное: критическое мышление — это привычка. Увидеть эту фразу не должно быть пугающе, потому что к этому моменту в карьере многих людей это становится автоматическим ответом. Я никогда не ожидаю, что ответ на вопрос будет в тексте; теперь я понимаю, что мои профессора хотят знать, что я могу сказать о чем-то или что я узнал. В статье или эссе трехэтапный процесс написания тезиса, описанный в главе 3, является инструментом, который поможет вам донести эту информацию. Пока вы выполняете тяжелую работу (мыслительную часть), эта формула предлагает вам способ четко изложить свою позицию по предмету. Это так же просто, как: сделать общее заявление, сделать спорное утверждение и, наконец, сказать, почему это важно. Это мое эмпирическое правило, и я бы не хотел начинать работу над тезисами по-другому!
Эли Баттон
Критическое мышление — это тяжелая работа. Даже те, кто активно этим занимается, считают это утомительным, трудным и иногда удивительно эмоциональным. Нобелевский лауреат психолог Даниэль Канеман объясняет, что наш мозг не предназначен для того, чтобы думать; скорее, они предназначены для того, чтобы избавить нас от необходимости думать. [9] Наш мозг великолепно вырабатывает рутины и репертуары, которые позволяют нам выполнять довольно сложные задачи, такие как вождение автомобиля, выбор продуктов и беседа, не обдумывая сознательно и тщательно каждое свое действие. Канеман называет это «быстрым мышлением». Наш мозг старается избегать «медленного мышления», которое является преднамеренным и кропотливым. Эта встроенная склонность может сбить нас с пути. Канеман и его коллеги часто использовали подобные задачи в экспериментах, чтобы оценить, как люди используют быстрое и медленное мышление в различных контекстах: [10]
Бита и мяч стоят 1 доллар 10 центов.
Бита стоит на один доллар больше, чем мяч.
Сколько стоит мяч?
Большинство людей автоматически говорят, что мяч стоит 0,10 доллара. Однако, если летучая мышь стоит на 1 доллар больше, чем летучая мышь будет стоить 1,10 доллара, что приведет к неправильной сумме 1,20 доллара. Мяч стоит 0,05 доллара. Канеман отмечает: «Многие тысячи студентов университетов решили головоломку с битой и мячом, и результаты шокируют. Более 50% студентов Гарварда, Массачусетского технологического института и Принстона дали интуитивный — неправильный — ответ». Эти и другие результаты подтверждают, что «многие люди слишком самоуверенны, склонны слишком доверять своей интуиции». [11] Критическое мышление — тщательная проверка своих немедленных интуитивных реакций — сложная работа, но каждой организации и бизнесу в мире нужны люди, которые могут делать это эффективно. Некоторые учащиеся предполагают, что неприятный опыт критического мышления означает, что они либо делают что-то не так, либо это по своей сути неинтересное (и угнетающее) занятие. Хотя все мы наслаждаемся моментами, когда приятно поглощены сложной деятельностью (то, что психолог Михай Чиксентмихайи называет «потоком» 9).0007 [12] ), более утомительные занятия также могут принести удовлетворение, вроде хорошей тренировки.
Исследователи обнаружили, что критическое мышление также может быть эмоционально сложным. Столкновение с новой сферой неопределенности и противоречий без опоры на знакомые предположения по своей сути вызывает тревогу, потому что когда вы делаете это, вы по определению некомпетентны. Недавние исследования показали, что и дети, и взрослые должны уметь регулировать свои эмоции, чтобы справляться с трудностями развития компетентности в новой области. [13] Тот вид критического мышления, к которому стремятся ваши преподаватели, то есть всестороннее, многогранное исследование, чтобы прийти к аргументированному аргументу с нюансами, неизбежно сопряжен с трудностями и может быть эмоциональным. Лучше всего найти способы сделать эти процессы максимально эффективными, приятными и действенными.
Когда вы поступаете в колледж, вам никто не говорит, что работы по критическому мышлению являются любимыми у профессоров. В колледже нужно научиться мыслить отдельными мыслями, поэтому вам придется продумать их довольно много. Однако не бойтесь; они со временем становятся легче. Первый шаг? Подумайте о том, на чем вы хотите сосредоточиться в статье (т. е. на своей диссертации), и действуйте.
Кэте Леонард
Как объясняется в главе 1, требования, с которыми сталкиваются студенты, вовсе не уникальны для их академической деятельности. Профессиональные рабочие роли требуют критического мышления, как сообщили 81% крупных работодателей в опросе, проведенном по заказу AAC&U, [14] , и довольно легко представить, как критическое мышление помогает человеку принимать гораздо лучшие решения во всех аспектах жизни. Прими это. И точно так же, как спортсмены, художники и писатели поддерживают свою энергию и вдохновение для напряженной работы, общаясь с другими людьми, разделяющими эти увлечения, обратитесь к другим членам научного сообщества — вашим профессорам и однокурсникам — чтобы поддерживать себя в этих текущих интеллектуальных задачах. Хотя время написания часто уходит в одиночку, оно предназначено для того, чтобы подключить вас к яркому академическому сообществу. В целом, ваши профессора хотят, чтобы вы присоединились к ним и задавали важные вопросы о естественном, социальном и творческом мирах.
Другие ресурсы
- На этом веб-сайте фонда Capital Community College можно найти несколько полезных советов о том, как преодолеть творческий кризис. А студентка Эли Баттон рекомендует этот забавный клип из SpongeBob Squarepants.
- Фонд критического мышления поддерживает веб-сайт со множеством полезных статей и инструментов.
- Онлайн-лаборатория письма (OWL) Университета Пердью — это замечательный набор ресурсов для всех аспектов письма в колледже. Особенно уместным для этой главы является краткое изложение наиболее распространенных типов письменных заданий.
- Этот веб-сайт BrainBashers.com предлагает логические головоломки и другие головоломки для вашего развлечения.
Упражнения
- Произвольная запись в приглашении на задание. Если он у вас есть, сделайте его. Если нет, вот один из них для практики: A. «Пожалуйста, напишите статью на пяти страницах с анализом противоречий вокруг генетически модифицированных организмов (ГМО) в продуктах питания». Какие уточняющие вопросы вы хотели бы задать своему профессору? Какие дополнительные базовые знания вам необходимы для глубокого понимания темы? Какие исходные идеи могут привести к хорошему тезису и интригующему аргументу?
- Найдите несколько образцов студенческих работ с онлайн-бумажных фабрик, таких как эта (погуглите «бесплатные статьи колледжа»), и журналов с отличными статьями для студентов (например, отмеченных наградами статей для студентов (например, от Norton Writers Prize), и используйте для их оценки рубрику AAC&U по критическому мышлению . Какой дескриптор в каждой строке наиболее точно соответствует статье?
- Питер Элбоу, Мощное письмо: методы овладения процессом письма (Oxford University Press, 1981), 219. ↵
- Там же, 220. ↵
- Многие профессора шутят: «Я преподаю бесплатно. Мне платят за оценку». ↵
- Keith Hjortshoj, The Transition to College Writing , 2nd Edition (New York: Norton, 2009), 4. их работа, а некоторые последовательности специально разработаны, чтобы заставить вас действительно переосмыслить свои выводы. ↵
- Террел Роудс, изд., Оценка результатов и улучшение достижений: советы и инструменты для использования рубрик (Вашингтон, округ Колумбия: Ассоциация американских колледжей и университетов, 2010 г.). ↵
- Спасибо, мистер Болджер! ↵
- Там же. ↵
- Даниэль Канеман, Thinking, Fast and Slow (Нью-Йорк: Farrar, Straus and Giroux, 2011). ↵
- Там же, 44. ↵
- Там же, 45. ↵
- Михай Чиксентмихайи, Поток: Психология оптимального опыта (Нью-Йорк: Harper & Row, 1990). ↵
- Розен, Джеффри А., Элизабет Дж. Гленни, Бен В. Далтон, Джин М. Леннон и Роберт Н. Божик. Некогнитивные навыки в классе: новые взгляды на исследования в области образования . РТИ Интернэшнл. PO Box 12194, Research Triangle Park, NC 27709-2194, 2010. ↵
- Hart Research Associates, Raising the Bar , 9. ↵
Leave A Comment