Открытый вариант ЕГЭ по русскому языку 2022

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

О человеке, личность которого приобрела символическое значение, принято при конце его жизни говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Решусь сказать несколько иначе: с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым от нас уходит невосстановимый культурный тип. Увы, таких людей, вероятно, мы больше не увидим.

В нём жила память прежде всего о том, что он успел застать и увидеть в самом конкретном и простом биографическом смысле. Им была прожита с сознательно зорким вниманием долгая жизнь <…> катаклизмов сменявших друг друга эпох: никогда не забуду, как в пору «перестройки» он при встрече сказал мне, что узнаёт в том, как разительно у людей вдруг переменились лица, опыт, уже пережитый им в отрочестве, в роковом 1917 году, и потому ждёт в самом близком будущем самых основательных перемен. Ну часто ли нам в те дни приходилось разговаривать с носителем живой и осознанной памяти о событиях, положивших более семидесяти лет тому назад начало циклу, который тогда как раз подходил к концу? В чьей ещё индивидуальной памяти круг сомкнулся так осязаемо? Здесь перед нами редкий случай, когда сама по себе продолжительность жизни из простого биографического обстоятельства претворяется в особый шанс для мысли.

Неслучайно в прежние времена, непохожие на наши, принято было говорить о мудрости седин, о сокровищнице опыта.

(По С.С. Аверинцеву)

Задание 1

Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Цель автора – сообщить научную информацию, для этого в тексте широко используются термины (личность, катаклизмов, перестройки»).

2) Наряду с метафорами (уходит эпоха, о мудрости седин, о сокровищнице опыта) в тексте употребляются эпитеты (невосстановимый культурный тип, с зорким вниманием, в роковом 1917 году), что даёт возможность читателю понять, почему автора интересует личность Д.С. Лихачёва.

3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для устной речи: вопросительные предложения, причастные обороты, сложные предложения с различными видами связи.

4) Автор, знакомя читателей с личностью Д.С. Лихачёва, отказывается от эмоционально-оценочной лексики. Для точности и объективности

информации об учёном используется только нейтральная лексика.

5) Текст относится к публицистическому стилю речи, его цели ‒ поделиться с читателями общественно значимой информацией, показать роль учёного в сохранении культурной памяти, традиций в России.

 Ответ

Задание 2

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот производный предлог.

 Ответ

Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом (1) абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУРНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна.

1) Связанный с совокупностью производственных, общественных достижений людей. К. уровень населения.

2) Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему. К. человек. Культурное общество.

3) полн. ф. Относящийся к просветительной, интеллектуальной деятельности. Культурные связи. Культурная работа (культурно-просветительная).

4) полн. ф. Обработанный, возделанный, выращенный человеком, не дикий. К. слой земли (со следами деятельности человека; спец.).

 Ответ

Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прибЫло
откУпорить
красИвее
мозаИчный
вернА

 Ответ

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним
. Запишите подобранное слово.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ способ литья дал возможность уменьшить расходы на производство.
В СЛОВАРНОМ составе языка, представляющем собой систему разных лексико-семантических разрядов или рядов слов, не все элементы
одинаково подвижны и чувствительны к изменениям.
В пословицах и поговорках отражается ВЕКОВОЙ опыт народа.
Стены и потолок коридора были высечены в сплошной КАМЕННОЙ глыбе.
Огромная витрина магазина сладостей всегда была ПОПУЛЯРНА у местных ребятишек.

 Ответ

Задание 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Я решил ознакомиться с полным прейскурантом цен на продукцию фабрики.

 Ответ

Задание 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

он более МОЛОЖЕ
после БУДНЕЙ
нет СВЕЧЕЙ
пять ОЛАДИЙ
ИХ тетрадей

 Ответ

Задание 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного
с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным
приложением
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
1) В жизни каждого человека как бывают успехи, так и неудачи.
2) Осмотрев аппарат, стала ясна причина неполадок.
3) Мечта живописца Н.М. Ромадина о покое и гармонии воплощена в пейзаже «Сне Андерсена».
4) Те, кто увлекается дизайном одежды, оценит новую коллекцию модельера.
5) Благодаря усердия и усидчивости ученик справлялся с самыми трудными заданиями.
6) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом решения «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке.
7) Языковую норму, закрепляющую только один вариант употребления как правильный, называют обязательной.
8) Проанализировав факты, можно выдвинуть определённую гипотезу.
9) Лингвист А.А. Шахматов известен в науке как редактор «Словаря
современного русского языка».

 Ответ

Задание 9

Укажите все варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) росток, положиться, торопливый
2) укрощать, понимание, творить
3) облагать (налогом), целлофановый, размахнуться
4) шелестеть, отторгать, напрягаясь
5) роскошный, теоретический, (ранняя) седина

 Ответ

Задание 10

Укажите все варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) нед. .верчивый, п..дорожник, нен..глядный
2) пр..мета, непр..годный, пр..стройка
3) и..брать, и..желта-красный, бе..вестный
4) супер..гра, от..мённое (прилагательное), раз..грать
5) с..язвить, в..юга, ад..ютант

 Ответ

Задание 11

Укажите все варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) горош..нка, масл..це
2) передёрг..вая, заносч..вый
3) подчёрк..вать, (новый) владел..ц
4) яблон..вый, плать..це
5) француз..кий, англо-рус..кий

 Ответ

Задание 12

Укажите все варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) клянч..щий (конфету), (дети) плач..т
2) замет..шь, немысл..мые (последствия)
3) (в) колыш..щейся (ржи), защебеч..т (птицы)
4) выгон..шь, освеща. .мый
5) выкидыва..шь, обиж..нный

 Ответ

Задание 13

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мой слух поразили какие-то странные, (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ звуки.
Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
Ещё (НЕ)КОШЕННАЯ, но наполовину иссохшая трава поникла.
На свежем снегу (НЕ)БЫЛО видно следов.
Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.

 Ответ

Задание 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как светились вершины сосен, а ТАК(ЖЕ) по побагровевшим елям мы поняли, что взошло солнце.
Бурный темперамент не давал писателю (ПО)ДОЛГУ заниматься литературным трудом: он ТАК(ЖЕ) резко охладевал к работе, как горячо
и энергично приступал к ней.
На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из
морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.
ЧТО(БЫ) получить помощь юриста, заполните поля с контактными данными, кратко опишите проблему, отправьте заявку, и с вами
(ТОТ)ЧАС свяжутся.
Каждый читатель воспринимает стихотворение (ПО)СВОЕМУ в зависимости (ОТ)ТОГО, насколько он чуток к слову.

 Ответ

Задание 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Первый луч солнца через неплотно притворё(1)ые ставни золотил изразцовую печь, свежевыкраше(2)ые полы, недавно краше(3)ые хозяевами стены, увеша(4)ые картинками на темы детских сказок.

 Ответ

Задание 16

Расставьте знаки препинания. Укажите все предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На полке лежали морские ракушки и стояли бронзовые статуэтки.
2) Многие из мифологических имён используются для названий кораблей и самолётов печенья и конфет духов и бытовой техники.
3) Дурманяще пахла омытая дождём молодая трава.
4) Никто никогда не дарил мне ни снегиря ни какой-нибудь другой птички в клетке.
5) Выдающийся русский живописец В.А. Серов в начале XX века ввёл дамскую шляпку в высокое искусство и с тех пор на некоторых полотнах художника ей отводится главная роль.

 Ответ

Задание 17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Художники-романтики (1) отвергнув строгие и не допускающие отступлений принципы классицизма (2) показали людям многообразие
и неповторимость (3) окружающего их (4) мира.

 Ответ

Задание 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Наедине с тобою (1) брат (2)
Хотел бы я побыть:
На свете мало (3) говорят (4)
Мне остаётся жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? моей судьбой (5)
Сказать по правде (6) очень
Никто не озабочен.
(М.Ю. Лермонтов)

 Ответ

Задание 19

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я думал (1) что (2) никогда не поверю тому (3) кто мне скажет (4) что (5) эта жизнь, с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи, лишена смысла и разума.

 Ответ

Задание 20

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

А старушка всё говорила о счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) но у внука от них щемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

 Ответ

Задание 21

Найдите все предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Южный Урал – этот самобытный край – называют голубым ожерельем России, так как ни один регион страны не может сравниться с Уралом по количеству озёр: их здесь более трёх тысяч. (2)Одно из самых живописных высокогорных озёр Урала – Зюраткуль, оно находится на высоте более 700 метров над уровнем моря. (3)Словно в колыбель, уложила озеро природа среди пяти высоких хребтов. (4)Красота озера с древних времён манила к себе человека: здесь, на берегу и окружающих его хребтах, были стоянки первобытных людей. (5)Увильды – самое крупное озеро Южного Урала. (6)По мнению учёных, озеро имеет тектоническое происхождение: оно образовалось много миллионов лет назад в разломе земной коры. (7)Наличие многочисленных островов: Берёзового, Ольхового, Букового, Вязового, Елового – является одной из его особенностей.

 Ответ

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Два образа не покидают человека всю жизнь: первая любовь и первый учитель.

(2)Я окончил элитную школу, располагавшуюся в престижном районе на западе Москвы. (3)Сейчас такие слова и произносить-то гадко, хочется как-то от них отстраниться, хотя бы закавычить. (4)Тогда, 35 лет назад, они несли несколько другой смысл. (5)У истоков нашего совсем ещё юного в ту пору заведения стоял академик А.Н. Колмогоров. (6)Отбирали туда на жёсткой, многоступенчатой конкурсной основе старшеклассников со всей России, в том числе из самых дальних и глухих мест, и критерий был один: исключительные способности к физике и математике. (7)Колмогоров сам читал лекции; помню его в белой рубашке с протёртыми воротничком и манжетами, выписывающим на доске и комментирующим загадочные формулы, – от формул тех в голове уже ни следа, а образ свеж, как будто это

было вчера; помню общие с ним лыжные прогулки всем классом по кунцевским рощам, его рассказы по вечерам в читальном зале – о музыке, живописи, архитектурных шедеврах Европы… (8)Вместе с ним преподавали его сподвижники и ученики, профессора и аспиранты из МГУ, Физтеха и других лучших вузов страны. (9)В эти-то вузы и лежала у питомцев школы дорога.

(10)А литературу вёл у нас человек, ради которого я и начал свой рассказ.

(11)Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал. (12)Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые

торопливо записывали неумелой рукой (всё-таки не студенты, девятый класс). (13)Ещё считалось важным знать тексты, то есть собственно

литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до «Братьев Карамазовых»). (14)Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали. (15)Его эрудиция и начитанность были феноменальны. (16)С моим тогдашним багажом (могу судить только о себе) я, скорей всего, воспринимал лишь сотую, меньше – тысячную долю сказанного! (17)Читал в детстве, как и многие в нашем классе, много, запоем, но без разбора и ничего не классифицируя. (18)Но после его уроков стали читать ещё больше, бегали записываться в Ленинскую библиотеку, чтобы в очередь прочесть единственный, наверное, доступный в ту пору экземпляр «Парижских тайн» Эжена Сю – истёртые и пожелтевшие томики разруганного когда-то Белинским авантюрного сочинения, выпущенные чуть ли ещё не при жизни великого критика.

(19)Недавно тогда опубликованный в журнале роман Булгакова «Мастер и Маргарита» учитель сам читал нам вслух после уроков. (20)Пропущенная цензурой вещь сразу попала в число полузапретных. (21)Смешно об этом вспоминать сегодня, но кто-то из коллег-преподавателей на наших глазах настоятельно отговаривал Юрия Викторовича от публичного чтения. (22)«Пуганая ворона куста боится!» – был ответ.

(23)Слушать его голос – это был отдельный труд души и наслаждение. (24)Но настоящим праздником становились встречи в актовом зале, обычно накануне выходного, когда Юрий Викторович поднимался на кафедру и допоздна читал стихи. (25)За минувшее с той поры время я слышал немало профессиональных чтецов, в том числе известных и титулованных, но по силе воздействия никого не поставлю даже близко. (26)До сих пор не могу постичь, в чём была магия этого сухощавого близорукого человека в сильных очках-линзах. (27)Он был добр и серьёзен, ироничен и строг, силён и снисходителен. (28)Что читал? (29)Разное, например, всеми забытого Василия Курочкина.

(30)Да кто ж вложил учителю в те годы «жало мудрыя змеи», какой провидческий опыт позволил ему заглянуть через десятилетия, какой

нечеловеческой интуицией питались модуляции проникновенного голоса и лукавый блеск глаз из-под очков? (31)А ещё ближе ложился, ещё острее ранил души подростков безысходно-печальный Есенин.

(32)Когда я вспоминаю лучшие – по-современному, «звёздные» – минуты своей жизни, первой в голову приходит такая картина: высокие окна школьного зала на четвёртом этаже распахнуты в московскую ночь, вдали за деревьями мерцают одинокие огни, весенний ветерок наносит свежесть, Юрий Викторович со сцены читает Есенина, я гляжу на сидящую впереди меня прекрасную девочку, которая вся обратилась в слух и, конечно, не подозревает о моём существовании, и по щекам моим ручьём текут горячие слёзы.

(33)Так хорошо, что быть выше и счастливее, кажется, просто невозможно.

(По С.А. Яковлеву*)

* Сергей Ананьевич Яковлев (род. в 1952 г.) – советский и российский писатель, публицист, редактор.

Задание 22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

1) Рассказчик на всю жизнь запомнил всё, о чём рассказывал на уроках Юрий Викторович Подлипчук, как объяснял, какие имена писателей и поэтов называл.
2) В московскую школу, где обучался рассказчик, отбирали на основании исключительных способностей к физике и математике.
3) Учитель литературы знакомил учащихся с творчеством Достоевского, настаивал на прочтении всех его произведений.
4) Уроки литературы пробудили у учеников физико-математической школы стремление к расширению круга чтения, побудили записаться
в библиотеку.
5) А.Н. Колмогоров часто читал вслух тексты художественных произведений, любимые им стихотворения.

 Ответ

Задание 23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

1) В предложениях 2–4 представлено повествование.
2) В предложении 7 содержатся элементы описания.
3) В предложениях 11, 12 перечислены последовательные действия персонажа.
4) Предложения 19 и 20 противопоставлены по содержанию.
5) В предложениях 25, 26 представлено рассуждение.

 Ответ

Задание 24

Из предложений 32–33 выпишите один фразеологизм.

 Ответ

Задание 25

Среди предложений 10–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

 Ответ

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам
терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Задание 26

«С.А. Яковлев предоставляет герою возможность высказаться, выразить своё отношение к школе и любимому учителю. С этой целью писателем используются тропы – (А)_________ («вдохновенных лекций» в предложении 12, «нечеловеческой интуицией» и «лукавый блеск» в предложении 30) и (Б)_________ («питались модуляции… голоса» в предложении 30, «ранил души подростков» в предложении 31). Школьную жизнь героя-рассказчика помогает представить синтаксическое средство – (В)_________ (в предложениях 7, 8, 27). Автор, говоря о профессионализме учителя, использует приём – (Г)_________ («жало мудрыя змеи» в предложении 30)».

Список терминов:
1) фразеологизм
2) восклицательные предложения
3) вопросно-ответная форма изложения
4) цитирование
5) эпитет
6) ряды однородных членов предложения
7) метафора
8) парцелляция
9) синонимы

 Ответ

Задание 27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий

два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного

цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: ФИПИ

Тренировочные варианты (тесты) ЕГЭ от ФИПИ для 11 класса

Русский язык

Вариант 6

Демонстрационный вариант ФИПИ 2021

Вариант 5

Открытый вариант ФИПИ 2021

Вариант 4

Демонстрационный тест ФИПИ 2021

Вариант 3

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Вариант 2

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Вариант 1

Демонстрационный тест ФИПИ 2019

Показать все

Математика

Вариант 4

Открытый вариант ФИПИ 2021

Вариант 3

Демонстрационный вариант ФИПИ 2021

Вариант 2

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Вариант 1

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Показать все

Обществознание

Вариант 4

Открытый вариант ФИПИ 2021

Вариант 3

Демонстрационный вариант ФИПИ 2021

Вариант 2

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Вариант 1

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Показать все

Биология

Вариант 4

Открытый вариант ФИПИ 2021

Вариант 3

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Вариант 2

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Вариант 1

Демонстрационный вариант ФИПИ 2021

Показать все

Физика

Вариант 4

Открытый вариант ФИПИ 2021

Вариант 3

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Вариант 2

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Вариант 1

Демонстрационный вариант ФИПИ 2021

Показать все

Химия

Вариант 4

Открытый вариант ФИПИ 2021

Вариант 3

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Вариант 2

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Вариант 1

Демонстрационный вариант ФИПИ 2021

Показать все

История России

Вариант 4

Открытый вариант ФИПИ 2021

Вариант 3

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Вариант 2

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Вариант 1

Демонстрационный вариант ФИПИ 2021

Показать все

Русская литература

Вариант 4

Открытый вариант ФИПИ 2021

Вариант 3

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Вариант 2

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Вариант 1

Демонстрационный вариант ФИПИ 2021

Показать все

География

Вариант 4

Открытый вариант ФИПИ 2021

Вариант 3

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Вариант 2

Тест досрочного периода ФИПИ 2020

Вариант 1

Демонстрационный вариант ФИПИ 2021

Показать все

Английский язык

Вариант 2

Открытый вариант ФИПИ 2021

Вариант 1

Демонстрационный вариант ФИПИ 2021

Показать все

Информатика и ИКТ

Вариант 2

Открытый вариант ФИПИ 2021

Вариант 1

Демонстрационный вариант ФИПИ 2021

Показать все

  • Что поменялось и чего стоит ожидать от заданий?
  • Изменения в проведении экзамена
  • Даты экзаменов
  • Что изменилось внутри самого теста? Какие предметы поменялись?


Что поменялось и чего стоит ожидать от заданий?

Ни для кого не секрет, что Единый Государственный Экзамен в 2021 году будет проходить не как раньше. Произошли небольшие изменения в проведении экзамена из-за пандемии. Но что же конкретно изменилось, какие будут задания и что стоит ждать от нынешнего ЕГЭ? В этой статье мы рассмотрим только те вопросы, которые касаются самого ЕГЭ 2021 года.

Изменения в проведении экзамена

Кроме уже приевшихся масок и антисептиков в проведении экзамена изменились и другие части. Выпускники, которые не планируют поступать в университеты, могут выдохнуть – они могут не сдавать ЕГЭ. Таким выпускникам нужно будет всего лишь сдать два выпускных экзамена: по русскому языку и математике. Но, правда, в будущем всё же придется сдать ЕГЭ, если человек захочет поступать в ВУЗ.

Также были отменены досрочные экзамены. Это значит, что сдать предмет можно будет только в основную волну. Это создает некоторые трудности для выпускников с проблемами со здоровьем и с теми, кто уже уверен в своих силах и до июня хочет сконцентрироваться на подготовке к другим предметам.

Радостная новость для всех, кто был вынужден сдавать базовую математику! В 2021 году её не сдают. Обязательным предметом на 2021 год остался только Русский язык, на подготовку к которому будет больше времени. Но выпускникам 2022 года нет смысла расслабляться, ведь власти надеяться на улучшение ситуации с Ковидом и возобновление классического проведения экзаменов.

Даты экзаменов

Уже утверждено официальное расписание всех ЕГЭ и ГВЭ. Основной период ГВЭ-11 запланирован на 26.05.2022 — 14.06.2022. 

Основной период ЕГЭ 2022:

26.05.2022 — география, литература, химия

30.05.2022 — русский язык

31.05.2022 — русский язык

02.06.2022 — математика профильная

03.06.2022 — математика базовая

06.06.2022 — история, физика

09.06.2022 — обществознание

14.06.2022 — иностранные языки (без части «Говорение»), биология

16.06.2022 — иностранные языки (часть «Говорение»)

17.06.2022 — иностранные языки (часть «Говорение»)

20. 06.2022 — информатика

21.06.2022 — информатика

Резервные дни основного этапа 2022:

23.06.2022 — русский язык

24.06.2022 — география, литература, иностранные языки (часть «Говорение»)

27.06.2022 — математика профильная и базовая

28.06.2022 — иностранные языки (без части «Говорение»), биология, информатика

29.06.2022 — обществознание, химия

30.06.2022 — история, физика

02.07.2022 — по всем учебным предметам

Досрочный период ЕГЭ 2022:

21.03.2022 — география, литература, химия

24.03.2022 — русский язык   

28.03.2022 — математика база и профиль

31.03.2022 — иностранные языки (кроме «Говорения»), история, физика

01.04.2022 — иностранные языки («Говорение»)

04.04.2022 — информатика и ИКТ

07.04.2022 — обществознание, биология

Резервные дни досрочного этапа 2022:

11. 04.2022 — география, химия, иностранные языки («Говорение»), литература, история

13.04.2022 — иностранные языки (кроме «Говорения»), информатика и ИКТ, физика, обществознание, биология

15.04.2022 — русский язык

18.04.2022 — математика база и профиль

Что изменилось внутри самого теста? Какие предметы поменялись?

Изменения настигли многие предметы, которые чаще всего выбирают старшеклассники. Но остались еще и те, которые никак не изменились и КИМы их выглядят как КИМы для 2020 года.

Какие предметы не поменялись:

• Математика

• Обществознание

• Химия

• Физика

• География

• Иностранные языки

• Биология

Какие предметы поменялись:

• Русский язык. Изменилась формулировка девятого задания, и уточнились некоторые критерии оценивания. На сайте ФИПИ вы можете подробнее прочитать об этом.

• Литература. Изменили задание 7 с кратким ответом — теперь в текст с пропуском нужно будет вписать два литературоведческих термина или литературных факта.

• История. Немного изменилось 25 задание. Историческое сочинение теперь пишется не по историческому периоду, а по исторической личности или историческому событию. Таких событий будет три на выбор.

• Информатика. Тут, пожалуй, больше всего изменений. Во-первых, экзамен теперь проводится в компьютерной форме. Во-вторых, добавлено 9 новых практических заданий по программированию (составление и отлаживание программы, поиск информации, работа с электронными таблицами). В-третьих, старые задания адаптировали к новому формату. И, наконец, в-четвертых, добавили задания с языками программирования.

По поводу итогового сочинения вы, скорее всего, и без нас всё знаете, потому что не так давно оно прошло. Мы надеемся, что вы успешно его написали и получили зачет. Если нет, то не стоит расстраиваться. Не все в жизни зависит от экзаменов. Успешно сдать экзамен – лишь небольшой кусочек вашей жизни. Не стоит тратить столько нервов. Вы всё сможете!

Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!

Смотреть

Вышка провела первые независимые экзамены по цифровым навыкам – Новости – Студенческая жизнь – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В этом году 4500 студентов 40 программ бакалавриата во всех кампусах Вышки впервые сдали независимые экзамены по цифровым навыкам. С 2017 года в НИУ ВШЭ действует проект «Культура данных», направленный на формирование у выпускников передовых цифровых навыков вне зависимости от их специализации.

В настоящее время модуль «Культура данных» включает три обязательных блока: цифровая грамотность, алгоритмическое мышление и программирование, анализ данных и методы искусственного интеллекта. С 2022 года каждый бакалавр во время учебы должен сдавать экзамены по этим специальностям.

Для каждой программы на получение степени существует минимальный требуемый уровень цифровых навыков, которого должны достичь студенты. В структуре образовательной программы есть разные модули: основной, дополнительный, модуль культуры данных и другие. Студенты развивают свои навыки в области культуры данных не только с помощью модуля «Культура данных», но и при изучении дисциплин или выполнении проектов в рамках своих основных, дополнительных модулей и модулей стажировки.

Это означает, что студенты достигают запланированных результатов, изучая различные элементы и модули своей программы. Это помогает им осваивать инструменты и методы работы с данными, решая задачи не только в ИТ-сфере, но и в своей области знаний — от филологии до дизайна, от математики до географии.

Дополнительную информацию об основных блоках см. на веб-странице проекта.

В этом году впервые 1 учащихся -го курса сдали независимый экзамен по цифровой грамотности.

Алехожина Александра
Начальник отдела развития цифровых навыков

С 20 февраля по 25 марта 2022 года мы провели первые независимые экзамены по цифровой грамотности на русском и английском языках. По цифровой грамотности экзамен сдали 84% учащихся, из них 23% получили отличные оценки. Общие результаты, а также результаты по каждой программе степени показывают нормальную кривую распределения оценок, что мы считаем очень хорошим признаком. Это означает, что инструменты, разработанные командой проекта и проверенные коллегами из Института образования ВШЭ, корректно работают на больших данных.

Часть студентов сдавала экзамен на английском языке (если они учатся на английском языке), и, конечно же, были более доступные варианты для студентов с особыми потребностями в обучении.

Подольская Ольга
Руководитель проекта «Культура данных»

Изначально проект был направлен только на развитие навыков работы с данными — отсюда и название «Культура данных». Однако постепенно концепция трансформировалась, и с годами мы определили три блока, которые все учащиеся осваивают на одном из трех уровней — начальном, базовом или продвинутом. Во-первых, это блок по цифровой грамотности. Это и информационная, и коммуникативно-техническая грамотность, и цифровая безопасность — навыки и информация, необходимые для жизни, а не только для конкретной профессиональной деятельности.

Во-вторых, алгоритмическое мышление и программирование. Вышка выбрала Python в качестве инструмента программирования, потому что он относительно прост в освоении и является самым популярным из универсальных языков. И в-третьих, мы фокусируемся на анализе данных и методах искусственного интеллекта. Студенты учатся анализировать данные, создавать и проверять гипотезы и принимать решения на основе данных.

В 2017 году мы начали с пилотного запуска, ориентированного на определенные дисциплины в рамках нескольких программ на получение степени. Постепенно концепция расширилась, чтобы охватить все программы на получение степени в наших кампусах, и теперь более 30 000 студентов в год изучают курсы по культуре данных.

В реализации данного проекта «Культура данных» задействовано большое количество преподавателей и экспертов, и около 60% из них — специалисты в области информационных технологий. Для вовлечения преподавателей в университетскую среду мы регулярно проводим адаптационные семинары по педагогическим навыкам, а также организуем программы повышения квалификации. Преподаватели и студенты из наших университетов-партнеров также участвуют в онлайн-курсах по культуре данных.

Дмитрий Широков
Эксперт из отдела развития цифровых навыков

При разработке нашего экзамена по цифровой грамотности мы использовали передовой опыт как в исследованиях предметной области, так и в управлении проектами. Наш экзамен основан на европейской структуре DigComp и моделях сертификации цифровых навыков ICDL. Мы рассмотрели опыт российского образования, в частности универсальные кодификаторы ФИПИ и выдающиеся программы высшего образования. Мы объединили внешний опыт с более ранними исследованиями Института образования НИУ ВШЭ и Концепцией развития цифровых навыков студентов НИУ ВШЭ. Можно сказать, что наш экзамен сочетает в себе передовые исследования и практику измерения цифровых навыков.

Для обеспечения качества работы мы разработали и внедрили совместно с Институтом образования процедуру анализа содержания экзамена. В течение 18 месяцев мы провели пять раундов тестирования инструмента, каждый раз тщательно изучая все отзывы, полученные от экспертов IOE, повышая точность и предоставляя студентам качественно высокий уровень экзамена для каждой последующей итерации.

Мы создали собственную технологию проверки практических заданий и можем с гордостью заявить, что являемся одним из первых учреждений в мире, создавших комплексный экзамен цифровой грамотности, который полностью проверяется автоматически.

Помимо цифровой грамотности, 45 студентов бакалавриата «Клеточная и молекулярная биотехнология» сдали экзамен по алгоритмическому мышлению и программированию на базовом уровне.

Курс проходил в первом семестре в смешанном формате. «Мы взяли за основу онлайн-курс «Питон как иностранный» и дополнили его биологическими примерами на семинарах. К концу курса мы рассмотрели библиотеки для анализа данных и специализированные биологические библиотеки, которые могут пригодиться в будущем. Мне очень хотелось показать студентам, что программирование — это совсем не страшно и не скучно», — говорит Ксения Дейниченко, преподаватель курса. «Это второй раз, когда мы проводим этот курс, и снова он оказался очень хорошим. Очень приятно получать обратную связь от студентов, даже спустя год после окончания курса, и знать, что эти знания активно применяются в других дисциплинах, а кто-то планирует строить свою карьеру в биоинформатике» 9.0003

Вячеслав Федоров
Студент бакалавриата «Клеточная и молекулярная биотехнология»  

Курс Python стал для меня настоящим открытием. Курс был интенсивным, но в конце каждой недели вы понимаете, что получаете все больше и больше инструментов, и ваши усилия действительно окупаются. Сочетание онлайн-курса с очными занятиями делает его удобным для изучения, а содержание курса удобным и подробным.

В 4 модуле студенты еще 46 программ будут сдавать самостоятельные экзамены по цифровой грамотности, а также 10 по программированию и 2 пилотных экзамена по анализу данных.

14.04.2022

Образование


Сборник заданий по обществознанию ЕГЭ фипи. Егэ по обществознанию


Пособие содержит 30 вариантов типовых тестовых заданий по обществознанию, а также 80 дополнительных заданий части 2. Все задания составлены с учетом особенностей и требований ЕГЭ 2018 года.

Коллекция также содержит:

Тренажер ЕГЭ включает в себя 20 вариантов учебных ЕГЭ по обществознанию, которые составлены с учетом особенностей и требований ЕГЭ по обществознанию 2018 года. На все задания даны ответы и развернуты критерии оценивания заданий части 2
Авторами заданий являются ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ЕГЭ и методических материалов по подготовке к выполнению контрольно-измерительных материалов.
Пособие адресовано учителям для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, а также студентам для самоподготовки и самоконтроля.


Скачать и читать ЕГЭ 2018, Обществознание, Симулятор ЕГЭ, 20 вариантов ЕГЭ, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.

Тематический тренажер обществознания ориентирован на подготовку школьников к успешной сдаче ЕГЭ. Пособие содержит более 300 заданий базового и повышенного уровня сложности с кратким ответом по всем разделам курса обществознания, подробный разбор всех типов заданий в части 2, несколько десятков заданий высокого уровня сложности для отработка каждого вида заданий, а также рекомендации по выполнению заданий высокого уровня сложности, анализ типичных ошибок, ответы и критерии оценивания заданий части 2. Книга предназначена для учителей, родителей, воспитателей, а также учащихся общеобразовательных школ студентов для самостоятельной подготовки к экзамену.

Скачать и прочитать ЕГЭ, Обществоведение, Тематический тренажер, Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л., 2018

Серия «ЕГЭ. ФИПИ — школа», подготовленная разработчиками контрольно-измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
В сборнике представлены:
30 типовых вариантов ЕГЭ, оформленных в соответствии с проектом демо-версии КИМ ЕГЭ по обществознанию 2018 года;
инструкция по выполнению экзаменационной работы;
ответов на все задания;
критериев оценки.
Реализация типовых вариантов экзамена предоставляет обучающимся возможность самостоятельно подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а также объективно оценить уровень своей подготовки к экзамену.
Учителя могут использовать стандартные варианты экзаменов для организации контроля результатов освоения учащимися образовательных программ среднего общего образования и интенсивной подготовки учащихся к ЕГЭ.


Скачать и читать ЕГЭ, Обществознание, 30 вариантов, Котова О.А., Лискова Т.Е., 2018

Авторами заданий являются ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ЕГЭ и методических материалов по подготовке к выполнению контрольно-измерительных материалов.
Пособие содержит 40 вариантов типовых тестовых заданий по обществознанию. Все задания составлены с учетом особенностей и требований ЕГЭ 2018 года.
Цель пособия — ознакомить читателей со структурой и содержанием контрольно-измерительных материалов по обществознанию, а также большим количеством различного рода заданий на выработку устойчивых навыков их выполнения.
В сборник также входят:
ответов на все варианты тестов и заданий части 2;
подробных критериев оценки заданий части 2;
образцов бланков, используемых на экзамене для записи ответов.
Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию, а также старшеклассникам для самоподготовки и самоконтроля.
Приказом № 699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебники Издательства «Экзамен» допущены к использованию в образовательных учреждениях.


Скачать и читать ЕГЭ 2018, Обществознание, 40 вариантов, Лазебникова А.Ю., 2018

Вторая часть экзаменационной работы по обществознанию ЕГЭ-2018 содержит задание на составление плана. В настоящее время в Интернете на различных сайтах опубликованы сотни планов, содержание которых оставляет желать лучшего. На страницах представленного пособия преподаватели составили планы по всем экзаменационным темам. Готовые планы полностью соответствуют требуемым критериям. Материал отобран и составлен на основе успешного 10-летнего опыта подготовки к ЕГЭ по обществознанию.


Скачать и прочитать ЕГЭ-2018, Обществоведение, Задание 28, План, Якушенко О.А., 2018

Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие по подготовке к ЕГЭ, которое содержит 10 вариантов подготовки к экзаменам по обществознанию.
Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разного типа и уровня сложности по всем основным наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономики, социологии, социальной психологии , политология, право.
Значительный банк экзаменационных материалов (200 заданий части 1, 90 – части 2) дает прекрасную возможность для интенсивного обучения и освоения знаний, навыков и умений, необходимых для успешной сдачи экзамена.
В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1, основное содержание ответов на задания части 2 и рекомендации по написанию эссе.


Скачать и прочитать ЕГЭ 2018, Обществознание, 10 вариантов обучения, Баранов П.А., Шевченко С.В., 2017


Показаны страницы 6 из 45

М.: 2018. – 184 с.

Автор заданий — ведущий специалист, принимающий непосредственное участие в разработке контрольно-измерительных материалов к ЕГЭ. Типовые тестовые задания по обществознанию содержат 14 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований ЕГЭ 2018 года. Цель пособия – ознакомить читателей со структурой и содержанием контрольных измерений материалы по обществознанию, степень сложности заданий. В сборнике представлены ответы на все варианты тестов, подробные критерии оценивания заданий части 2 и приведены образцы бланков, используемых на экзамене для записи ответов и решений. Пособие предназначено учителям для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию, а также старшеклассникам для самоподготовки и самоконтроля.

Формат: pdf

Размер: 4,7 МБ

Часы, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Рабочие инструкции 4
Вариант 1 7
Опция 2 16
Опция 3 25
Опция 4 34
Опция 5 43
Опция 6 52
Опция 7 61
Опция 8 71
Опция 9 80
Опция 10 89
Вариант 11 980. Опция 12 12 107
Вариант 13 117
Вариант 14 126
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию 135
Ответы 138

Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые включают 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом.
На выполнение контрольной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответом на задания части 1 является слово (фраза) или последовательность цифр. Запишите ответ по приведенным ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите его в бланк ответов № 1.
Задания части 2 (21-29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов №2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполнив последнее задание работы, вы сможете проявить свои знания и умения на более привлекательном для вас содержании.
Все бланки ЕГЭ заполняются ярко-черными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно использовать черновик. Черновики не учитываются при выставлении оценок.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество очков.

Данный сборник, составленный Барановым П. А., содержит 50 вариантов тренировок при подготовке к ЕГЭ по обществознанию в 2018 году. Все задания максимально приближены по уровню сложности к тем, которые будут даны на ЕГЭ, что дает возможность адекватно оценить способности и уровень подготовки студентов. Такой большой объем заданий позволяет планомерно подготовиться к экзамену, чтобы правильно распределить время и силы, научиться понимать смысл задания, так как у некоторых выпускников с этим возникают трудности.

В книгу включены вопросы разного уровня сложности, на них требуется краткий или развернутый ответ. Задания относятся к разным блокам-модулям, которые следует изучать в курсе обществознания. Так, здесь есть задачи в области экономики, политологии, социально-правовых отношений и другие. В заданиях, требующих развернутого ответа, проверяются глубина знаний учащихся, умение анализировать информацию, аргументировать собственное мнение.