ЕГЭ по биологии 2018: задание 27

Задание 27: что нового?

Часть заданий этой линии изменилась: теперь чаще требуется предсказать последствия мутации участка гена. В первую очередь будут встречаться варианты заданий на генные мутации, но и хромосомные, и геномные мутации тоже уместно повторить.

В целом, задание № 27 в этом году представлено очень разнообразными вариантами. Часть заданий связана с синтезом белка. Здесь важно понимать: алгоритм решения задачи зависит от того, как она сформулирована. Если задание начинается со слов «известно, что все виды РНК транскрибируются на ДНК» — это одна последовательность синтеза, но может быть предложено и просто синтезировать фрагмент полипептида. Независимо от формулировки, крайне важно напомнить ученикам, как правильно писать последовательности нуклеотидов ДНК: без пробелов, дефисов и запятых, сплошной последовательностью знаков.

Чтобы грамотно решать задачи, нужно внимательно читать вопрос, обращая внимание на дополнительные комментарии.

Вопрос может звучать так: какие изменения могут произойти в гене в результате мутации, если в белке одна аминокислота заменилась на другую? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Может быть также дано задание восстановить фрагмент ДНК в соответствии с мутацией.

Если в задаче встречается формулировка «объясните, используя свои знания о свойствах генетического кода», уместно будет перечислить все свойства, которые известны учащимся: избыточность, вырожденность, неперекрываемость и т.д.

Какие темы должны быть изучены, чтобы успешно решать задачи 27 линии?
  • Митоз, мейоз, циклы развития растений: водорослей, мхов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных.

  • Микроспорогенез и макроспорогенез у голосеменных и покрытосеменных.
Как вести подготовку?
  1. Покажите учащимся схемы и алгоритмы: как у растений образуются споры и гаметы, как у животных — гаметы и соматические клетки. Полезно просить учеников смоделировать самостоятельно схемы митоза и мейоза: это позволяет понять, почему гаплоидные клетки, образовавшиеся при мейозе, позже становятся диплоидными.

  2. Включите зрительную память. Полезно запоминать иллюстрации базовых схем эволюции жизненного цикла различных растений — например, цикл чередования поколений у водорослей, папоротников, мохообразных. Неожиданно, но вопросы, связанные с жизненным циклом сосны, почему-то часто вызывают затруднения. Сама по себе тема не сложна: достаточно знать о микроспорангиях и мегаспорангиях, что образуются они мейозом. Необходимо понимать, что шишка сама по себе диплоидна: для педагога это очевидно, а для ученика — не всегда.

  3. Обратите внимание на нюансы формулировок. При описании некоторых вопросов нужно вносить уточнения: в жизненном цикле бурых водорослей наблюдается чередование гаплоидного гаметофита и диплоидного спорафита с преобладанием последнего (так мы избавимся от возможных придирок).
    Нюанс в теме жизненного цикла папоротников: объясняя, из чего и каким образом образуются споры, можно ответить по-разному. Один вариант — из клеток спорагона, а другой, более удобный, — из материнских клеток спор. Оба ответа удовлетворительны.

Разбираем примеры задач

Пример 1. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность: ТТТГЦГАТГЦЦЦГЦА. Определите последовательность аминокислот в полипептиде и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могут произойти в гене в результате мутации в, если в белке третья аминокислота заменилась на аминокислоту ЦИС? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ поясните, используя таблицу генетического кода.

Решение.Эта задача легко раскладывается на элементы, которые составят правильный ответ. Лучше всего действовать по проверенному алгоритму:

  1. определяем последовательность аминокислот во фрагменте;

  2. пишем, что произойдет при замене одной аминокислоты;

  3. делаем вывод, что имеет место вырожденность генетического кода: одна аминокислота кодируется более чем одним триплетом (здесь нужен навык решения подобных задач).

Пример 2. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

Решение. Перед нами классическая, всем известная задача по цитологии. Здесь важно запомнить: если в задаче просят определить хромосомный набор и число молекул ДНК, к тому же показывают цифры — не ограничивайтесь формулой: обязательно указывайте числа.

В решении обязательны этапы:

  1. указать начальное число молекул ДНК. В данном случае это 56 — так как они удваиваются, а число хромосом не изменяется;

  2. описать анафазу мейоза I: к полюсам расходятся гомологичные хромосомы;

  3. описать анафазу мейоза II: число молекул ДНК — 28, хромосом — 28, к полюсам расходятся сестринские хроматиды-хромосомы, так как после редукционного деления мейоза I число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза.

В такой формулировке, ответ, скорее всего, принесет желаемый высокий балл.


Пример 3. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

Решение. Задача сформулирована прозрачно, ответ прост и легко разбивается на компоненты:

  1. клетки пыльцевого зерна и спермии имеют гаплоидный набор хромосом;

  2. клетки пыльцевого зерна развиваются из гаплоидных спор — митозом;

  3. спермии — из клеток пыльцевого зерна (генеративной клетки), тоже митозом.

Пример 4. У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках яичников в интерфазе перед началом деления и после деления мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

Решение. Задача решается по ранее описанному алгоритму. В интерфазе перед началом деления число молекул ДНК 120, хромосом — 60; после мейоза I—соответственно 60 и 30. Важно отметить в ответе, что перед началом деления молекулы ДНК удваиваются, а число хромосом не изменяется; мы имеем дело с редукционным делением, поэтому число ДНК уменьшается в 2 раза.

Пример 5. Какой хромосомный набор характерен для клеток заростка и гамет папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Решение. Это тот самый тип задачи, где ответ легко раскладывается на три элемента:

  1. указываем набор хромосом заростка n, гамет — n;

  2. обязательно указываем, что заросток развивается из гаплоидной споры путем митоза, а гаметы — на гаплоидном заростке, путем митоза;

  3. поскольку точное число хромосом не указано, можно ограничиться формулой и писать просто n.

Пример 6. У шимпанзе в соматических клетках 48 хромосом. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и в профазе мейоза II. Объясните ответ.

Решение. Как вы могли заметить, в подобных задачах точно просматривается число критериев ответа. В данном случае они такие: определить набор хромосом; определить его в определенных фазах —и обязательно дать объяснения. Логичнее всего в ответе давать пояснения после каждого числового ответа. Например:

  1. даем формулу: перед началом мейоза набор хромосом и днк равен 2n4c; в конце интерфазы произошло удвоение ДНК, хромосомы стали двухроматидными; 48 хромосом и 96 молекул ДНК;

  2. в анафазе мейоза число хромосом не изменяется и равно 2n4c;

  3. в профазу мейоза II вступают гаплоидные клетки, имеющие набор из двухроматидных хромосом с набором n2c. Следовательно, на этом этапе мы имеем 24 хромосомы и 48 молекул ДНК.

Общие рекомендации

Выучить можно все что угодно, но важнее научиться размышлять и применять выученные знания. иначе набрать адекватные проходные баллы не получится. во время учебного процесса уделите внимание формированию биологического мышления, научите учеников пользоваться адекватным для предмета языком, работать с терминологией. Нет смысла использовать в параграфе учебника термин, если он не будет работать в следующие два года.


Рабочая программа для подготовки к ЕГЭ 2018-2019 | Рабочая программа по биологии (11 класс) на тему:

Раздел

Темы раздела

Дата

Подпись о прослушивании темы.

1

Раздел 1. БИОЛОГИЯ — НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

1.1. Биология как наука

1.2. Признаки и свойства живого

1.3. Основные уровни организации живой природы

2

Раздел 2. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

2.1. Клеточная теория. Методы изучения клетки

2.2. Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток.

2.3. Химическая организация клетки.

2.4. Строение про- и эукариотической клетки.

2.5. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.

2.6. Гены, генетический код и его свойства. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

2.7. Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Способы деления клеток: митоз, мейоз
Развитие половых клеток — гаметогенез у животных
Развитие половых клеток и оплодотворение у цветковых растений

3

Раздел 3. ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 

3. 1. Разнообразие организмов по типу питания

3.2. Неклеточные формы жизни — вирусы

3.3. Воспроизведение организмов. Способы размножения

3.4. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов

3.5. Генетика. Закономерности наследственности и изменчивости
3.5.1. Моно- и дигибридное скрещивание
3.5.2. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков
3.5.3. Генетика пола
3.5.4. Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная
3.5.5. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки
3. 5.6. Селекция растений, животных, микроорганизмов
3.5.7. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование

4

Раздел 4. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

4.1. Систематика. Таксоны

4.2. Царство бактерии (дробянки)

4.2.1. Подцарство бактерии
4.2.2. Подцарство сине-зеленые водоросли

4.3. Царство грибы

4.4. Царство растения

4.4.1. Ткани высших растений
4.4.2. Органы высших растений

4. 5. Низшие растения
4.5.1. Группа отделов водоросли
4.5.2. Отдел лишайники

4.6. Высшие растения
4.6.1. Отделриниофитовидные
4.6.2. Отдел моховидные
4.6.3. Отдел плауновидные
4.6.4. Отдел хвощевидные
4.6.5. Отдел папоротниковидные
4.6.6. Отдел голосеменные
4.6.7. Отдел покрытосеменные (цветковые)
4.6.8. Многообразие цветковых растений

4.7. Царство животные
4.7.1. Беспозвоночные животные
Подцарство одноклеточные (простейшие)
Подцарство многоклеточные
4.7.1.1. Тип кишечнополостные
4.7.1.2. Тип плоские черви
4.7.1.3. Тип круглые, или первичнополостные, черви
4.7.1.4. Тип кольчатые черви
4.7.1.5. Тип моллюски
4.7.1.6. Тип членистоногие
4.7.2. Позвоночные животные
4.7.2.1. Тип хордовые
Подтип бесчерепные
Класс ланцетники
Подтип позвоночные, или черепные
Классы хрящевые и костные рыбы
Класс земноводные
Класс пресмыкающиеся
Класс птицы
Класс млекопитающие, или звери

5

Раздел 5. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

5.1. Строение и жизнедеятельность тканей, органов и систем органов человека

5.2. Опорно-двигательная система
5.2.1. Структура и функции скелета
5.2.2. Мышечная система

5.3. Покровная система

5.4. Мочеполовая система

5.4.1. Выделительная система  
5.4.2. Половая система

5.5. Пищеварительная система
5.5.1. Строение и функции органов пищеварения
5.5.2. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины
5.5.3. Учение И. П. Павлова о пищеварении

5. 6. Дыхательная система

5.7. Сердечно-сосудистая система

5.8. Внутренняя среда организма человека. Иммунитет
5.8.1. Кровь, тканевая жидкость, лимфа
5.8.2. Иммунная система
5.8.3. Иммунитет

5.9. Нервная система
5.9.1. Спинной и головной мозг
5.9.2. Органы чувств
5.9.3. Высшая нервная деятельность
5.9.4. Вегетативная нервная система

5.10. Эндокринная система.

5.11. Гигиена. Приемы оказания первой помощи
5.11.1. Здоровый образ жизни и гигиена
5. 11.2. Травмы, профилактика, меры первой помощи

6

Раздел 6. НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ. ЭВОЛЮЦИЯ

6.1. Вид, его критерии. Популяция

6.2. Эволюционные теории
6.2.1. Развитие эволюционных представлений
6.2.2. Эволюционная теория Дарвина—Уоллеса
6.2.3. Синтетическая теория эволюции
6.2.4. Микроэволюция и способы видообразования
6.2.5. Результаты эволюции
6.2.6. Направления и пути эволюции

6.3. Гипотезы возникновения жизни на Земле

6.4. Развитие органического мира и морфологические закономерности эволюционного процесса

6. 5. Доказательства эволюции органического мира

6.6. Происхождение и эволюция человека

7

Раздел 7. ЭКОСИСТЕМЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

 

7.1. Экологические факторы

7.2. Популяции. Структура и динамика численности

7.3. Экосистемы и цепи питания. Экологические пирамиды

7.4. Саморазвитие и смена экосистем. Агроэкосистемы

7. 5. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах

7.6. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере

7.7. Глобальные изменения в биосфере.
Охрана растительного и животного мира

Сдача экзамена по биологии AP 2018, Premium Edition — Приходская библиотека Восточного Батон-Ружа

Сдача экзамена AP по биологии 2018, Premium Edition — Приходская библиотека Восточного Батон-Ружа — OverDrive

Ошибка загрузки страницы.
Попробуйте обновить страницу. Если это не сработает, возможно, возникла проблема с сетью, и вы можете использовать нашу страницу самопроверки, чтобы узнать, что мешает загрузке страницы.
Узнайте больше о возможных проблемах с сетью или обратитесь в службу поддержки за дополнительной помощью.


Поиск Расширенный ПРЕМИУМ ПРАКТИКА ДЛЯ ИДЕАЛЬНОЙ 5! Подготовьтесь к успешной сдаче экзамена AP по биологии с помощью этой расширенной версии подробного учебного пособия The Princeton Review.
В дополнение ко всем замечательным материалам в нашем классическом руководстве Cracking the AP Biology Exam — тщательным обзорам контента, целевым стратегиям тестирования и доступу к дополнительным материалам AP Connect через наш онлайн-портал — это издание включает дополнительные экзамены, в общей сложности 5 полных практических тестов с полным объяснением ответов !
Эта электронная книга оптимизирована для онлайн-обучения и содержит перекрестные ссылки на вопросы, ответы и пояснения.
Все, что вам нужно знать, чтобы набрать высокий балл.
• Всеобъемлющий обзор содержания по всем темам теста
• Актуальная информация об экзамене AP по биологии 2018 г.
• Увлекательные занятия, которые помогут вам критически оценить свой прогресс
• Доступ к AP Connect, нашему онлайн-порталу для полезной предварительной подготовки. информация о колледже и новости об экзаменах

Практика премиум-класса для достижения совершенства.

4 полных практических теста в книге с подробными объяснениями ответов
1 дополнительный полный практический тест онлайн (можно загрузить, чтобы воспроизвести бумажно-карандашный тест AP)
• Практические упражнения на в конце каждой главы содержания
• Списки ключевых терминов в каждой главе содержания, которые помогут сфокусировать ваше изучение

Методы, которые действительно работают.

• Проверенные стратегии, которые помогут вам избежать ловушек и пройти тест
• Советы, как следить за собой и строить логические догадки
• Основные тактики, которые помогут вам работать умнее, а не усерднее
Наука Учебные пособия и рабочие тетради Документальная литература
  • Детали