Определяем и формулируем проблему текста (задание № 27 ЕГЭ). Из опыта работы

Задание № 27 ЕГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения по прочитанному тексту. Причем ученику предлагается сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста, и прокомментировать ее.

Критерий 1 оценивания данного задания проверяет наличие формулировки проблем исходного текста.

1 балл выпускник может получить, если одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

0 баллов – если проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно.

*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов [Цыбулько И.П. с. 361].

Это значит, как бы хорошо ни написал выпускник комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, отразил позицию автора исходного текста, выразил свое отношение к позиции автора, он потеряет 9 баллов из 25. Поэтому главная задача, которая стоит перед учителем и выпускником, научиться грамотно формулировать проблему текста.

Считаю, чтобы правильно сформулировать проблему текста, необходимо понять замысел автора: что хотел донести писатель до читателя, то есть определить основную мысль текста. Далее от позиции автора сформулировать проблему.

В своей работе использую несколько приёмов по определению проблемы текста. Покажу алгоритм работы по А.Г. Нарушевичу.

Способ № 1

1. Определите основную мысль текста (если учащиеся затрудняются, то сначала составить план текста, выделить ключевые слова).

2. Запишите основную мысль текста в виде законченного предложения.

3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

4. Запишите этот вопрос. Он и является проблемой текста.

Например, определение проблемы текста по Е. В. Гришковцу, Вариант № 11 [Цыбулько И.П., с.103].

1. План.

1. Я плохо знаю деревенскую жизнь.

2. Наш дом в деревне Колбиха.

3. Жители Колбихи не забываются.

4. Колбиха – мир для его жителей.

5. Люблю Колбиху, значит не забываю.

6. Жизнь не зафиксировать, не передать, не удержать.

7. Не передать словами то, что видел и знал.

8. В моей жизни именно эта деревня.

9. Переезд – ощущение предательства.

10. «Нашего» уже не будет.

11. Наша лепта.

2. Выделяем в тексте ключевые слова (не забываются, не забываю, не зафиксировать, не передать, не удержать, не передать словами).

3. Определяем основную мысль.

Невозможно зафиксировать в памяти мгновения жизни, не передать словами то, что видел и знал.

4. Определяем, на какой вопрос отвечает это предложение.

Можно ли зафиксировать мгновения жизни в памяти или передать их словами?

Данный вопрос и есть проблема текста.

Способ № 2

1. Проанализируйте поступки, отношения героев.

2. Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях.

3. Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство, равнодушие, черствость, эгоизм).

4. Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.

Например, определение проблемы текста по Д. А. Гранину, Вариант № 19 [Цыбулько И. П., с.171].

1. Проанализируйте поступки, отношения героев.

Охотник Емеля и внучок Гришутка – отношения родитель-ребёнок, дед заменил Гришутке родителей; жалеет заболевшего ребёнка, ради его выздоровления отправляется в лес за телёнком, помнит, как мать Гришутки спасла сына от волков своей жизнью.

Емеля – олень: олень – боролся с охотником, отводил его от спрятавшегося оленёнка, рисковал жизнью; Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы.

Емеля – оленёнок: Емеля пожалел оленёнка, вспомнил, как его защищала мать.

2. Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях.

Положительные качества

Охотник Емеля и внучок Гришутка – родительская любовь, забота, внимание, жалость, готовность пойти на любые жертвы.

Мать Гришутки – самоотверженная родительская любовь – ради сына пожертвовала своей жизнью.

Олень – родительская любовь, забота, внимание, жалость, готовность пожертвовать своей жизнью ради ребенка.

3. Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества.

Родительская любовь, жертвенность.

4. Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.

В центре внимания автора проблема самоотверженной родительской любви.

Также предлагаю своим учащимся два способа формулирования проблемы:

1) в форме вопросительного предложения.

– Как нужно относиться к сиротам? Этой проблеме посвящён текст по А.А. Лиханову [Цыбулько И.П., с.95].

– Можно ли зафиксировать мгновения жизни в памяти или передать их словами? Над этой проблемой рассуждает автор [Цыбулько И.П., с.103].

– В чем состоит проблема утраты милосердия? Этой проблеме посвящён текст по Д.А. Гранину [Цыбулько И.П., с.285].

2) в форме Родительного падежа, конструкция «Проблема чего».

– В центре внимания автора проблема отношения к сиротам [Цыбулько И.П., с.95].

– Автор предлагает нам задуматься над проблемой невозможности передать свои воспоминания [Цыбулько И.П., с.103].

– Автор поднимает проблему утраты милосердия [Цыбулько И.П., с.285].

Таким образом, данная работа формирует полное и точное понимание текста, позиции автора, приемов и особенностей авторского стиля. Развивает способность анализировать содержание, подвергать критической оценке прочитанное.

Считаю, учителю важно помнить: чтобы правильно определить проблему и написать сочинение, нужно уметь читать, понимать и анализировать текст.

Список литературы

1. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Тренажёр. Задание 27. Учимся писать сочинение: М., 2020.

2. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ-2019. Учимся комментировать. – М.: Просвещение, 2018. – 67 с.

3. Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2021. – 368 с. (ЕГЭ. ФИПИ – школе).

На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки. Сочинение ЕГЭ

Добрый день! В данной статье мы рассмотрим тему из сборника ЕГЭ 2019 по русскому языку И.П, Цыбулько, как учитель может влиять на формирование личности ученика, его интересов и увлечений? Сочинение написано по тексту К.Г. Паустовского «На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки…» из варианта 4.

Содержание

  1. Текст задания
  2. Вступление
  3. Определение и формулировка проблемы
  4. Комментарий
  5. Пример-иллюстрация
  6. Позиция автора
  7. Отношение к позиции автора
  8. Вывод

Текст задания

Если текст не отображается, обновите страницу…

Вступление

Народная мудрость гласит: родители создают тело, педагоги создают душу. Действительно, душа ребёнка похожа на пластилин. Мягкая, податливая, доверчивая. Из неё можно слепить всё что угодно. Большое счастье, если на пути ребёнка попадается яркий, неординарный наставник. Он не просто научит – увлечёт, заинтересует, сформирует разносторонне развитую личность.

Определение и формулировка проблемы

Таким предстаёт перед нами учитель географии Черпунов в рассказе Константина Паустовского «Вода из Лимпопо». Невзрачный старичок в глазах детей был настоящим кудесником. Делал всё, чтобы заинтересовать их. А это у него получалось.
В качестве примера автор приводит обычную воду. Одинаковые бутылки с разными надписями будили воображение учеников. Они читали наклейки и представляли воду из далёких рек и морей – от Нила до Лимпопо.

Ребята гадали, где находятся эти водоёмы, как выглядят, какие тайны скрывают. Каждый хотел узнать, какая на вкус вода Мёртвого моря, что в себе таит она. И никому из ребят не пришло в голову, что у старого учителя не было возможности побывать в далёких странах, на морях-океанах. Зато была возможность создать их душу, что он с большим успехом и делал.

Комментарий

Когда тебя что-то очень сильно впечатляет, ты волей-неволей стремишься это повторить. Автора настолько впечатлил учитель Черпунов, что он, подражая педагогу, начал собирать свой ботанический музей. Шаг за шагом, создавал свой особый мир, погружался, фантазировал, изучал. Учитель это заметил и пригласил к себе домой, дав дополнительный стимул для развития. Константин Паустовский ярко и метко передаёт впечатления мальчика, которому удалось заглянуть в новый для себя мир с его тайнами и загадками.

Пример-иллюстрация

Автор описывает ребёнка, который топчется на пороге этих открытий. От волнения он сам себя не узнаёт в зеркале. Зато точно понимает, что хочет перешагнуть заветную черту и окунуться во все эти чудеса.

Пробный тест ЕГЭ 2019 русский язык от Egeshik!

Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания!  

Перейти к выбору теста!

Ажурное стекло, чучела птиц, глобус, история о Миклухо-Маклае. Новая реальность играла яркими красками и каждый её кусочек навсегда впечатался в душу мальчика.

Уже потом, после смерти старого учителя, автор узнает, что не было никакой жидкости из далёкой Лимпопо. А всё, о чём рассказывал старый географ, служило лишь развитию фантазии детей. Педагог не сомневался: именно воображение определяет каждого из нас, помогает жить, творить, создаёт высокое качество жизни, раздвигает границы бытия.

Нельзя не согласиться с этим. Действительно, человек должен мыслить, творить, создавать. И именно учитель способен дать ему нужный толчок, поселить зерно в душе, которое дальше разрастётся и принесёт заветные плоды. Маленькому гимназисту, которого описывает Константин Паустовский, очень повезло, что он встретил такого педагога.

В жизни мы также знаем не мало выдающихся учителей. Например, Антон Макаренко, который учил детей верить в себя, свои силы, не бояться принимать важные решения. Константин Ушинский считал, что воспитывать нужно разносторонне развитую личность. Василий Сухомлинский призывал воспитывать без наказаний и развивать в ребёнке любознательность.

Позиция автора

Талантливых учителей, которые трогают детскую душу, заставляют её струны звучать по-новому, нужно ценить. Об этом пишет Константин Паустовский.

Отношение к позиции автора

Я разделяю мнение автора в том, что педагог способен повлиять на формирование личности своего подопечного, выбор его увлечений, жизненной позиции, профессии. Именно наставник Андреа дель Верроккьо повлиял на стиль, манеру Леонардо да Винчи. Тренер Анатолий Тарасов поверил в успех и помог раскрыться спортивной искре Валерия Харламова.

Вывод

Таким образом, наряду с автором мы закономерно приходим к выводу, что талантливый педагог много делает для становления личности своего ученика.

VBBE — Экзамен — Учебные ресурсы

Учебные ресурсы
— Пример ответов из десяти пунктов на вопросы для эссе штата Вирджиния

Экзаменационный совет адвокатов штата Вирджиния не разрабатывает и не публикует «образцовые ответы» на вопросы эссе штата Вирджиния, а Совет делает это не одобрять и не поддерживать какие-либо предполагаемые «образцовые ответы», опубликованные профессорами юридических факультетов или другими лицами. Вместо этого Совет собирает баллы и авторитеты и разрабатывает руководство по оцениванию, определяющее основные элементы, которые, по мнению Совета, должны быть отражены в хорошем ответе на каждый конкретный вопрос эссе.

Совет не требует «идеального» ответа. Совет ожидает хорошего ответа, чтобы признать затронутые вопросы, изложить право, применимое к этим вопросам, проанализировать факты вопроса, определить факты, относящиеся к вопросам, применить закон к этим соответствующим фактам и прийти к выводу, соответствующему анализу. Конечно, все эти идентификация, анализ и применение должны быть эффективно доведены до оценщика. Таким образом, не только юридические знания, вопросы эссе Вирджинии проверяют способность использовать и применять навыки, которые необходимы каждому юристу.

Совет предоставляет примеры фактических ответов , которые получили 10 баллов (т. е. максимально возможный балл за любой ответ). Правление не внесло никаких исправлений или изменений в эти ответы.

Июль 2022 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам представлен вопрос-эссе, который появился на экзамене на адвоката штата Вирджиния в июле 2022 г., за которым последовали ответы из 10 баллов.

  • Июль 2022 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Июль 2022 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
, февраль 2022 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам представлен вопрос-эссе, появившийся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в феврале 2022 г., за которым последовали ответы из 10 баллов.

  • Февраль 2022 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Февраль 2022 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
Июль 2021 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам представлен вопрос-эссе, появившийся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в июле 2021 г., за которым последовали ответы из 10 баллов.

  • Июль 2021 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Июль 2021 г.
    Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
, февраль 2021 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам представлен вопрос-эссе, появившийся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в феврале 2021 г., за которым последовали ответы из 10 баллов.

  • Февраль 2021 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Февраль 2021 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
Сентябрь 2020 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам представлен вопрос-эссе, появившийся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в сентябре 2020 г., за которым последовали ответы из 10 баллов.

  • Сентябрь 2020 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Сентябрь 2020 г. Вопрос с примером ответа из десяти пунктов
Июль 2020 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам представлен вопрос-эссе, который появился на экзамене на адвоката штата Вирджиния в июле 2020 г., за которым последовали ответы из 10 баллов.

  • Июль 2020 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Июль 2020 г. Вопрос с примером ответа из десяти пунктов
  • Июль 2020 г. Вопрос с примером ответа из десяти пунктов
, февраль 2020 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам представлен вопрос-эссе, появившийся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в феврале 2020 г., за которым последовали ответы из 10 баллов.

  • Февраль 2020 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Февраль 2020 г. Вопрос с примером ответа из десяти пунктов
  • Февраль 2020 г. Вопрос с примером ответа из десяти пунктов
Июль 2019 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам представлен вопрос-эссе, который появился на экзамене на адвоката штата Вирджиния в июле 2019 г., за которым последовали ответы из 10 баллов.

  • Июль 2019 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Июль 2019 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Июль 2019 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
Февраль 2019 г.
Примеры ответов

По следующим ссылкам приведены вопросы для эссе, появившиеся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в феврале 2019 г., за которыми следуют 10-балльные ответы.

  • Февраль 2019 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Февраль 2019 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
  • Февраль 2019 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
Июль 2018 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам приведены вопросы-эссе, появившиеся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в июле 2018 г., за которыми последовали ответы с 10 баллами.

  • Июль 2018 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Июль 2018 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
  • Июль 2018 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
Февраль 2018 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам приведены вопросы для эссе, появившиеся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в феврале 2018 г. , за которыми последовали ответы с 10 баллами.

  • Февраль 2018 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Февраль 2018 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
  • Февраль 2018 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
  • Февраль 2018 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
Июль 2017 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам приведены вопросы-эссе, появившиеся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в июле 2017 г., за которыми следуют 10-балльные ответы.

  • Июль 2017 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Июль 2017 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
  • Июль 2017 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
Февраль 2017 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам приведены вопросы для эссе, появившиеся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в феврале 2017 г., за которыми последовали ответы с 10 баллами.

  • Февраль 2017 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Февраль 2017 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
  • Февраль 2017 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
  • Февраль 2017 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
Июль 2016 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам приведены вопросы-эссе, появившиеся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в июле 2016 г., за которыми последовали ответы с 10 баллами.

  • Июль 2016 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Июль 2016 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
  • Июль 2016 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
  • Июль 2016 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
Февраль 2016 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам приведены вопросы для эссе, появившиеся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в феврале 2016 г., за которыми последовали ответы с 10 баллами.

  • Февраль 2016 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Февраль 2016 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
  • Февраль 2016 г. Вопрос с примерами ответов из десяти пунктов
Июль 2015 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам приведены вопросы-эссе, появившиеся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в июле 2015 г., за которыми последовали ответы с 10 баллами.

  • Июль 2015 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Июль 2015 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Июль 2015 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
  • Июль 2015 г. Вопрос с примером Ответы из десяти пунктов
, февраль 2015 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам приведены вопросы-эссе, появившиеся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в феврале 2015 г., за которыми последовали ответы с 10 баллами.

  • Февраль 2015 г. Пример ответов из десяти пунктов на вопросы эссе штата Вирджиния
июль 2014 г.
Примеры ответов

По следующим ссылкам вы найдете вопрос-эссе, появившийся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в июле 2014 года, за которым последовали ответы из 10 баллов.

  • Июль 2014 г. Пример ответов из десяти пунктов на вопросы эссе штата Вирджиния
Февраль 2014 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам приведены вопросы для эссе, появившиеся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в феврале 2014 г., за которыми последовали ответы с 10 баллами.

  • Февраль 2014 г. Пример ответов из десяти пунктов на вопросы эссе штата Вирджиния
  • Февраль 2014 г. Пример ответов из десяти пунктов на вопросы эссе штата Вирджиния
Июль 2013 г. Примеры ответов

По следующим ссылкам приведены вопросы-эссе, появившиеся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в июле 2013 г., за которыми последовали ответы с 10 баллами.

  • Июль 2013 г. Пример ответов из десяти пунктов на вопросы эссе штата Вирджиния
, февраль 2013 г.
Примеры ответов

По следующим ссылкам приведены вопросы-эссе, появившиеся на экзамене на адвоката штата Вирджиния в феврале 2013 г., за которыми последовали ответы с 10 баллами.

  • Февраль 2013 г. Пример ответов из десяти пунктов на вопросы эссе штата Вирджиния

VBBE — Экзамен — Учебные ресурсы

Для доступа ко всем разделам нашего веб-сайта требуется JavaScript.
Щелкните здесь, чтобы получить инструкции по включению JavaScript в веб-браузере.

  Последние новости     Предстоящие даты

Учебные ресурсы
— Прошлые вопросы по эссе
2023 г. Экзамен на адвоката
  • Февраль AM
  • февраля
  • после полудня
2022 г. Экзамен на адвоката
  • Февраль AM
  • февраля
  • после полудня
  • июля
  • утра
  • июль PM
Экзамен на адвоката 2021
  • Февраль AM
  • февраля
  • после полудня
  • июля
  • утра
  • июль PM
2020 Адвокатский экзамен
  • Февраль AM
  • февраля
  • после полудня
  • июля
  • утра
  • июль PM
  • сентября
  • утра
  • Сентябрь
  • после полудня
Экзамен на адвоката 2019
  • Февраль AM
  • февраля
  • после полудня
  • июля
  • утра
  • июль PM
Экзамен на адвоката 2018
  • Февраль AM
  • февраля
  • после полудня 900:19 июля 90:00 20:00
  • июль PM
Экзамен на адвоката 2017
  • Февраль AM
  • февраля
  • после полудня
  • июля
  • утра
  • июль PM
Экзамен на адвоката 2016
  • Февраль AM
  • февраля
  • после полудня
  • июля
  • утра
  • июль PM
Экзамен на адвоката 2015
  • Февраль AM
  • февраля, 9 вечера0020
  • июля
  • утра
  • июль PM
Экзамен на адвоката 2014
  • Февраль AM
  • февраля
  • после полудня
  • июля
  • утра
  • июль PM
Экзамен на адвоката 2013
  • Февраль AM
  • февраля
  • после полудня
  • июля
  • утра
  • июль PM
Экзамен на адвоката 2012
  • Февраль AM
  • февраля, 9 вечера0020
  • июля
  • утра
  • июль PM
Экзамен на адвоката 2011
  • Февраль AM
  • февраля
  • после полудня
  • июля
  • утра
  • июль PM
Экзамен на адвоката 2010
  • Февраль AM
  • февраля
  • после полудня
  • июля
  • утра
  • июль PM
Экзамен на адвоката 2009
  • Февраль AM
  • февраля, 9 вечера0020
  • июля
  • утра
  • июль PM
Экзамен на адвоката 2008
  • Февраль AM
  • февраля
  • после полудня
  • июля
  • утра
  • июль PM
Экзамен на адвоката 2007
  • Февраль AM
  • февраля
  • после полудня
  • июля
  • утра
  • июль PM
Экзамен на адвоката 2006
  • Февраль AM
  • февраля, 9 вечера0020
  • июля
  • утра
  • июль PM
Экзамен на адвоката 2005
  • Февраль AM
  • февраля
  • после полудня
  • июля
  • утра
  • июль PM
2004 г.