Как найти проблему текста » Рустьюторс


Проблема текста – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа. 

Например:  Как следует относиться к природе? (это проблема) (Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.) Что такое любовь? (Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь – это забота о близких) Нужно ли знать свою историю? (Ответ 1: Да, конечно, знание истории помогает избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит прогресс)


Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние проблемы — это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль.   
Внешние проблемы — это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.

  

Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)

Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы. Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий? 


Проблему можно сформулировать двумя способами:

1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.

Для того чтобы не запутаться, мы рекомендуем вам формулировать проблему в виде вопроса. Тогда вы не допустите ошибок.


1) В проблеме указывают авторскую позицию.  

Например: проблема хорошего отношения к книгам — НЕЛЬЗЯ («хорошего» — это уже оценочная лексика)
Проблема отношения к книгам — МОЖНО

2) Проблема слишком широкая.

Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема — это скорее направление мысли, то о чем текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема : роль героев на войне.

3) Сужение проблемы.

4) Проблема, которой нет в тексте.

Чтобы не допустить ошибки, ознакомьтесь с материалом «Примеры формулировок проблем»
Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.


С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.

Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:

— отношение
— взаимоотношение
— воздействие
— взаимодействие
— влияние
— роль
— восприятие

Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:

Как нужно относиться…?
Как следует относиться…?
Почему важно +глагол…?
Почему нужно +глагол…?
Что такое +существительное…?
Для чего нужно…+глагол?
Для чего нужен (на, ны) …+существительное?
В чем причина…?
Какова роль… в жизни человека?
Что такое…?
Что важнее: _ или _?

Что необходимо…?
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (ое, ый)…?
Что значит …?

Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ

rustutors.ru

ЕГЭ по русскому языку: список проблем для подготовки к сочинению

Автор: Администратор

Дата публикации: 11.12.2016

Сегодня вспомнила, какая каша была у меня в голове, когда я готовилась к сочинению. Меня трясло от мысли, что на ЕГЭ попадется текст, к которому я не смогу подобрать аргументы.

Поэтому сегодня решила составить подробный список проблем, которые могут втсретиться в текстах на ЕГЭ. Он может быть очень полезным, если с ним правильно работать:

  1. Сохрани список к себе на компьютер или распечатай
  2. Удали или зачеркни проблемы, к которым ты легко подобрал несколько аргументов
  3. Каждый день готовь аргументы для одной из оставшихся проблем, тем самым постепенно сокращая список.

Так вы ничего не упустите и будете полностью вооружены аргументами на любую тему.

Формулировка проблемы может незначительно меняться в зависимости от текста, но смысл останется тем же.

Человек и природа

  1. Влияние человека на природу
  2. Проблема любви к природе
  3. Разрушающая сила природы
  4. Проблема отношения человека к природе
  5. Влияние природы на человека
  6. Проблема постижения прекрасного в природе
  7. Проблема бережного отношения к природе
  8. Проблема беззащитности природы
  9. Проблема жестокого обращения с животными
  10. Проблема бережного отношения к животным
  11. Проблема любви к животным
  12. Проблема преданности животных
  13. Проблема безответственного отношения к животным
  14. Гармоничные отношения с природой
  15. Проблема экологии
  16. Проблема потребительского отношения к природе
  17. Проблема восприятия окружающего мира

 

Семья, детство, юношество

  1. Роль семьи в формировании личности ребенка
  2. Роль окружающих в формировании личности человека
  3. Проблемы воспитания
  4. Проблема взаимоотношений в семье
  5. Проблема материнской любови
  6. Проблема слепой материнской любви
  7. Материнская любовь как подвиг
  8. Проблема отцов и детей
  9. Проблема преемственности поколений
  10. Роль детства в формировании личности человека
  11. Проблема детского мировоззрения
  12. Проблема детской жестокости
  13. Проблема детской бескорыстности
  14. Бескорыстность детской дружбы
  15. Воспоминания из детства
  16. Проблема отношения детей к родителям
  17. Проблема детской доверчивости
  18. Проблема детской искренности
  19. Проблема первой любви
  20. Проблема юношеской неопытности
  21. Утрата связи с отчим домом

 

Образование и наука

  1. Роль образования в жизни человека
  2. Роль учителя в жизни человека
  3. Проблема некомпетентности педагога
  4. Проблема отношения к учебе
  5. Стремление к знаниям
  6. Нежелание учиться
  7. Значение науки для человечества
  8. Проблема потребительского отношения к науке
  9. Технический прогресс
  10. Потребительское отношение к науке

 

Внутренний мир и сущность человека

  1. Проблема бессердечности и черствости человека
  2. Проблема человеческой жестокости
  3. Проблема духовной деградации (утрата духовных ценностей)
  4. Проблема зависти
  5. Разрушительное влияние денег на человека
  6. Проблема жадности
  7. Проблема ненависти
  8. Корысть
  9. Проблема стыда
  10. Роль мечты в жизни человека
  11. Проблема ревности
  12. Проблема трусости
  13. Проблема отсутствия силы воли
  14. Проблема эгоизма
  15. Проблема самокритичности
  16. Проблема неуверенности в себе
  17. Проблема зависимости от чужого мнения
  18. Проблема принципиальности
  19. Проблема ответственности (безответственности)
  20. Проблема мужества и героизма
  21. Внутриличностный конфликт

 

Нравственность и мораль

  1. Проблема подлости и предательства
  2. Проблема чести и бесчестия
  3. Проблема честности
  4. Проблема человечности
  5. Проблема испытания совестью
  6. Проблема сострадания и милосердия
  7. Проблема равнодушия
  8. Проблема предательства и преданности
  9. Проблема неподкупности и взяточничества (коррупции)
  10. Проблема лживости и обмана
  11. Умение признавать ошибки
  12. Проблема нравственного выбора

 

Воспитание

  1. Проблема воспитанности (невоспитанности) окружающих
  2. Проблема невежества
  3. Проблема вежливости
  4. Проблема хамства и грубости
  5. Проблема отзывчивости
  6. Проблема уважительного (неуважительного) отношения к окружающим
  7. Самовоспитание Уважение к старшим
  8. Проблема толерантности и терпимости

 

Общечеловеческие проблемы

  1. Проблема смысла жизни
  2. Проблема поиска счастья
  3. Проблема приобретения жизненного опыта
  4. Роль опыта в жизни человека
  5. Проблема пьянства и алкоголизма
  6. Воровство
  7. Бедность и нищета
  8. Преступности
  9. Проблема одиночества
  10. Проблема истинности духовных ценностей
  11. Проблема роли религии в жизни человека
  12. Проблема утраты связи поколений
  13. Проблема исторической памяти
  14. Проблема сохранения культуры

 

Межличностные отношения

  1. Проблема истинности дружбы
  2. Проблема бескорыстности дружбы
  3. Предательство друга
  4. Роль друзей в жизни человек
  5. Проблема влияния любви на человека
  6. Проблема безответной любви
  7. Любовь как смысл жизни
  8. Проблема истинности чувств
  9. Соперничество
  10. Проблема уважительного отношения к врагу
  11. Межличностный конфликт
  12. Умение прощать

 

Человек и искусство

  1. Проблема талантливости и гениальности
  2. Проблема потребительского отношения к искусству
  3. Роль искусства в жизни человека
  4. Роль музыки в жизни человека
  5. Значение искусства для людей в годы войны
  6. Роль художественной литературы в жизни человека
  7. Влияние искусства на человека
  8. Любовь к искусству

 

Великая Отечественная Война

  1. Проблема верности родине
  2. Проблема патриотизма
  3. Проблема предательства родины
  4. Варварство
  5. Фашизм
  6. Проблема женского героизма
  7. Гуманизм (человечность)
  8. Проблема гуманного отношения к врагу
  9. Роль войны в истории государства
  10. Разрушающая сила войны
  11. Проблема детства в годы войны
  12. Проблема влияния войны на человека
  13. Проблема трудного детства в годы войны
  14. Проблема раннего взросления детей в годы войны
  15. Проблема беспризорности в годы войны
  16. Проблема тягот и нужд в годы войны
  17. Проблема героизма и трусости в годы войны
  18. Проблема потери близкого человека

 

Человек и профессия

  1. Проблема призвания
  2. Проблема профессионализма/некомпетентности
  3. Специфика профессии врача
  4. Специфика профессии учителя
  5. Специфика профессии писателя
  6. Значение профессии в жизни человека
  7. Проблема профессионального самоопределения (выбора профессии)
  8. Значение труда в жизни человека
  9. Лень и трудолюбие

 

Дополнительно (данный список будет пополняться):

  1. Проблема сохранения родного языка
  2. Роль чтения в становлении личности
  3. Роль книги в жизни человека
  4. Проблема сохранения культурных памятников
  5. Вандализм
  6. Связь с прошлым
  7. Твердость духа русского народа
  8. Проблема роли внешности в жизни человека
  9. Внутренняя красота
  10. Чувство вины
  11. Роль сказки в жизни человека
  12. Любовь к родине
  13. Проблема исторической памяти

 

 

 

supersoch.ru

Как найти проблему в тексте ЕГЭ по русскому языку?

Сочинение — самая сложная часть экзамена. Ее успешное выполнение важно для каждого ученика, потому что балл за сочинение составляет почти половину от первичного балла за всю работу. «Заваленное» сочинение помешает получить высокий балл на экзамене, даже если тестовая часть выполнена идеально.

Правильное определение проблемы исходного текста — значимая составляющая успеха. Верно найденная проблема позволяет получить баллы за критерии оценивания сочинения К1-К4. Проблема считается верной, если она действительно есть в тексте. Причем в материалах для эксперта ваша проблема может быть и не обозначена, если она не является основной. Это не значит, что верная мысль не будет засчитана: эксперты руководствуются здравым смыслом и засчитывают необычные, но верные формулировки.

 

Читаем текст

Исходный текст нужно прочитать не менее двух раз. Чем больше, тем лучше. Самое важное — уловить главную мысль. Проверить качество работы над текстом можно попыткой пересказать содержание: если важные моменты при пересказе упущены, текст нужно прочитать еще раз. Читайте до тех пор, пока не будете уверены в том, что правильно поняли содержание. Но следите за временем, на экзамене оно идет очень быстро.

 

Подчеркиваем важное

При втором или третьем прочтении текста выделяем важные для будущего сочинения моменты: выводы автора, события, рассуждения. В печатных материалах на экзамене можно писать, поэтому просто обводите или подчеркивайте нужные фразы. Так глазу будет легче уцепиться за текст и быстро найти главное. Но не увлекайтесь, не стоит обводить слишком много информации.

 

Задаем вопрос

Прочитав текст и выделив ключевые моменты, спрашиваем себя: «Что автор хотел сказать читателю, написав этот текст?». Ответьте на вопрос самостоятельно. Определите тему этого вопроса и поймите, что же волновало автора. Вопрос, волнующий автора — это проблема исходного текста. Как вы видите, ее найти очень просто. Будет еще легче, если вы воспользуетесь списком проблем в сочинениях или прочитаете об их видах. Главное — не спеша разобраться в смысле прочитанного, дойти до сути.

 

Пишем сочинение

Начинаем писать сочинение, выбрав один из способов формулировки проблемы. Можно работать с сочинением по шаблону или строить его структуру в голове. Главное — чтобы все было верно и соответствовало критериям.

ege-soch.ru

Как сформулировать проблему текста ? как определить проблему в тексте ? Лингвистика

        Необходимость  формулировать проблему текста возникает на ЕГЭ по русскому языку при работе над сочинением. Не следует путать проблему в бытовом её понимании с проблемой художественного или публицистического текста. Также старшеклассники часто не различают понятия «тема», «идея», «проблема». Результат — неточная или неполная формулировка проблемы, что  затрудняет выявление авторской позиции, приводит к размытому комментарию, недоказательной аргументации, и, увы, невысокому баллу за сочинение на ЕГЭ по русскому языку.         Для исключения возможности подмены понятий следует хорошо ориентироваться в терминологии.

  1.  ТЕМА — понятие более широкое, общее: предмет изображения, разговора, описания. Например, тема трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» —  любовь,  человеческие отношения, тема научно-исследовательской работы – изучение роли мотива воды в произведениях русских писателей, тема урока – правописание наречий. 
  2.  ИДЕЯ — это, по сути, главная мысль произведения, то, РАДИ ЧЕГО, собственно, автор и поднимает ту или иную проблему. Идея и позиция автора очень близки, ведь речь в обоих случаях идет о том, что волнует автора, что для него важно, о чем он не может не сказать своему читателю.
  3. ПРОБЛЕМА — вопрос, волнующий автора в рамках той или иной темы.

Писателя, обратившегося, допустим,  к теме любви, могут волновать разные вопросы. Безответная любовь — это беда или счастье? Бывает ли вечная любовь? Можно ли полюбить в 14 лет? и т. д. Каждый из этих вопросов может вызвать споры, разночтения. Наличие разных точек зрения по одному и тому же вопросу свидетельствует  о наличии проблемы.

Таких вопросов — проблем в тексте может быть несколько, и на каждый у автора есть свой ответ, свое мнение, своя авторская позиция. Если бы историю о влюбленных писал другой автор, возможно, вопросы были бы другими.

         Таким образом, ТЕМА — о чем произведение. ИДЕЯ — зачем оно написано. ПРОБЛЕМА – вопрос, волнующий автора.

        Чтобы правильно определить проблему, следует помнить несколько важных моментов:

  •   В тексте может быть несколько проблем. Надо выбрать лишь одну из проблем, ту, по которой Вы гарантированно приведете аргументы.
  •  Если проблематика текста понятна (например, текст о войне), ученик часто начинает писать вообще все, что он знает. Такое сочинение, пусть даже грамотное, эмоциональное и в целом хорошее, не получит баллов, так как написано не по критериям.
  •  Если Вы видите в тексте 2-3 проблемы, хорошо понимаете отношение автора к этим проблемам, знаете, как доказать свою точку зрения (а она, как правило, совпадает с авторской), следите за тем, чтобы «не выходить из коридора».

Что это значит? Сформулировали проблему  (она может быть и неглавной в тексте), найдите позицию автора ИМЕННО по этой проблеме (даже если позиция выражена одним словом), подберите аргументы, подтверждающие ваше отношение к ДАННОЙ позиции автора.

 Как работать с текстом? Приступая к сочинению, не забудьте, что проблемы могут быть: по содержанию — экологическими, социальными, нравственными, философскими,  политическими и т.п.,по значимости — актуальными, вечными, глобальными, насущными и т.п.

  1.  Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
  3. Найдите и выпишите все утверждения автора.
  4. Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
  • Автор считает, что без доверия и уважения невозможно создание крепкой семьи.
  • Автор утверждает, что действительно сильных людей отличает великодушие.
  • Автор уверен, что гением надо родиться, ведь гениальность-дар Божий.

      5. Подумайте и запишите, на какие вопросы отвечают эти авторские высказывания.

  • Без чего невозможно создать крепкую семью? Какую семью мы называем крепкой?
  • Каких людей мы называем сильными? В чем заключается (проявляется) сила?
  • Можно ли воспитать в себе гениальность? В чем природа гениальности?

          Полученный вопрос и является формулировкой проблемы. 

www.kakprosto.ru

Тексты ЕГЭ по русскому языку по всем проблемам и темам. » Рустьюторс

Тексты ЕГЭ по русскому языку для сочинения. Все проблемы. Материалы для подготовки к сочинению. Практикум.
Здесь вы можете выбрать тему и попрактиковаться в написании сочинения. Разделы разработаны на основе более 1000 текстов.


Текст с досрочного ЕГЭ по русскому языку 2018. 

 Природа (отношение к природе, умение видеть красоту в простом, влияние человека на природу)
Детство (воспоминание, вера в чудеса, детское восприятие
Война (патриотизм, героизм, подвиг, влияние на детей, воспоминание войны,)
Литература (чтение, книги, поэт, писатель, книги и прогресс)
Учитель   
Родина (патриотизм)
Русский язык (состояние русского языка, заимствования, язык – зеркало души)
Память (историческая память, память о войне, тоска)
Искусство и культура (роль искусства и культуры, слава, песня).
Музыка
Наука и образование (познание, мудрость, воспитание)
История (почему важно помнить, отношение к истории)
Животные (собаки)
Телевидение (информационные технологии, прогресс, реклама)
Дружба 
Профессия (ожидание-реальность, выбор профессии)
Семья и традиции
Отцы и дети
Положительные черты личности: Духовность, помощь, доброта, человечность, Честь, Совесть, нравственность, честь, интеллигентность, благородство, отзывчивость, Сочувствие и сострадание, Благодарность, Сила духа, справедливость, Оптимизм, радость в мелочах, Борьба с обстоятельствами.
Отрицательные черты личности: Ограниченность, обывательство, ханжество, душевная пустота, человеческие пороки, равнодушие, подлость, эгоизм, Хорошие и плохие манеры, грубость, хамство, Неуверенность в себе
Внутренняя и внешняя красота
Смелость и трусость ( страх, героизм, подвиг)
Смысл жизни (судьба)
Человек и общество (законы общества, антисоциальное поведение, поддержка окружающих)
Проблемы общества (ориентиры подростков, потребительство, кто виноват, мы в ответе за детей, сиротство, отношение к инвалидам) Глобальные проблемы (насилие)
Выбор (жизненного пути, морально-этический выбор, самореализация, призвание, истина, верность себе, нравственный долг)
Опыт и ошибки (цена ошибки)
Разум и чувства
Моральное и материальное
Труд 
Деревня vs город (уничтожение деревень, переселение из деревень в город)
Счастье (что такое счастье)
Мама (отношение детей к матери)
Одиночество (одинокая старость)
Любовь (между мужчиной и женщиной, любовь женщины, любовь, нежность, ревность)
Личность (имя и фамилия человека, самооценка, известная личность, авторитет, герой времени, гений)
Врач
Мечта
Время
Другое


Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ

rustutors.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Сочинение ЕГЭ. Определение проблемы текста | скачать бесплатно

Слайд 1

ЕГЭ (сочинение) Проблема текста

Слайд 2

ПРОБЛЕМА текста- это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Слайд 3

Типы проблем философские социальные политические нравственные экологические эстетические Общие вопросы Устройство И Жизнь общества Деятельность Гос. власти Духовная Жизнь человека Взаимодействие Человека И природы Восприятие Человеком прекрасного

Слайд 4

Определите проблему данного текста Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Все это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

Слайд 5

Алгоритм выявления проблемы произведения Проанализируйте поступки, речь героев Определите, какие качества проявляются в этих поступках Какие абстрактные существительные называют эти качества(долг, честь, эгоизм Сформулируйте проблему, используя ключевые слова Выявите основную мысль текста Запишите ее в виде законченного предложения Определите, на какой вопрос отвечает это предложение Запишите этот вопрос, который и является проблемой

Слайд 6

Способы формулирования проблемы Сформулировать своими словами: А)проблема+существительное в Р.п Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей» Б) с помощью вопросительных предложений Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора . Процитировать «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»- таким вопросом начинает свой текст Д.Лихачев. Указать номер предложения в тексте

Слайд 7

Типовые конструкции для формулирования проблемы Проблема(какая?) Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, острая и т.д. Проблема(чего?) Воспитания, образования, патриотизма, героизма,смысла жизни, отцов и детей, благородства, влияния красоты природы на человека, сохранения родного языка Типовые конструкции Автор размышляет над проблемой… В центре внимания автора… В тексте(Ф.И.О. автора в Р.п.)поднимается проблема… Предложенный для анализа текст(Ф.И.О. автора в Р.п.)посвящен проблеме… Текст (Ф.И.О. автора в Р.п.)заставил меня задуматься над сложной проблемой.. Как(зачем, почему)…? Именно эта проблема привлекла внимание писателя. (Ф.И.О. автора в Р.п.)предлагает своим читателям задуматься над проблемой

Слайд 8

Что проверяет эксперт? № Критерии оценивания ответа на задание 25 Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0 Если проблема сформулирована неверно или не сформулирована , то работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов

Слайд 9

Типичные ошибки История человечества- это история его культуры, потому и покушение на культуру всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врожденной злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью- объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на четкую уверенность в том, что уничтожение высокой культуры в целом или же какого-то народа- благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из музеев перетащить в свои, в другом- отменить Шаляпина. И вместо приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.(по Н.Самвеляну) В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооруженных конфликтов. В тексте Н.Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека. Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось. Почему же до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста. Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. Проблема текста в том, что история человечества- эта история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как был бескультурным человеком.

Слайд 10

К какому типу относятся данные проблемы. Установите соответствие. В чем опасность политики национализма? Можно ли избежать социальной несправедливости? В чем смысл человеческой жизни? Нужно ли заботиться об окружающих людях? Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы? А .Философская Б. Политическая В. Экологическая Г. Нравственная Д. Социальная

Слайд 11

Выберите правильную проблему Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая ее, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создает. Он творец. Он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашел злаки, кто следил за звездами, кто открыл железо, радиоволны. Что такое гармония? Какова роль познания в процессе развития человека? Каковы границы познания окружающего мира? Каковы перспективы технического прогресса?

Слайд 12

Сформулируйте и запишите проблему У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (по В. Солоухину)

Слайд 13

Сформулируйте и запишите проблему Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, — я хвалю и умиляюсь. Но хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сирот- племянницу в свой разоренный домишко. — Возьмем мы Катьку, говорила баба,- последние наши гроши на нее пойдут – не на что будет соли добыть, похлебку посолить… — А мы ее …и не соленую,- ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика. (по И.С.Тургеневу)

Слайд 14

Ошибки в формулировании проблемы Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтах Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман. Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман. В тексте поднимается проблема национализма народов В тексте поднимается проблема межнациональной вражды Ю.Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. Ю.Лотман предлагает читателю задуматься над проблемой межнациональных конфликтов. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации? Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

nsportal.ru

Как сформулировать проблему в сочинении ЕГЭ по русскому языку?

Мы уже говорили о том, что правильно выделенная и сформулированная проблема — основа написания сочинения. О способе нахождения проблемы в тексте говорилось в одной из предыдущих статей. Чаще трудности возникают не с поиском проблемы, а с ее формулировкой. Смысл текста понимают все, но не каждый знает, как правильно выразить прочитанное словами.

 

Главное — практика

Чтобы формулировать проблемы быстро и четко, нужно тренироваться. Рекомендуется в течение года писать хотя бы одно сочинение в неделю. Можно делать это частями: в один день написать вступление, комментарий, собственную и авторскую позиции, а в другой день — все остальное.

 

Способы формулирования проблем по тексту ЕГЭ

Хотя сочинение и должно строго соответствовать критериям, можно не писать его по шаблону. Используя клише, вы помогаете эксперту проверять работу. Никто не требует соответствия единому образцу. Это подтверждают примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку. Каждая работа уникальна — к этому и нужно стремиться. Кстати, в каждом сочинении по данной ссылке проблема сформулирована одним и тем же способом.

 

Формулируем проблему в виде вопроса

Мы привели примеры не случайно. В каждом из них проблема сформулирована при помощи вопроса. Большинство учителей считает этот способ приоритетным. Во-первых, получается красивая формулировка. Во-вторых, получается предельно точная формулировка. Ученик, выбирающий данный способ, не должен запутаться и уйти от проблемы. Ведь рассуждения соответствуют вопросу, а значит, более конкретны.

 

Чтобы сформулировать проблему в виде вопроса, нужно использовать слова:

Как ..?

Что ..?

Почему ..?

Можно ли ..?

Нужно ли ..?

Зачем ..?

 

Вопрос задается, исходя из смысла текста. Об этом мы говорили в предыдущей статье. Важно отразить в вопросе то, что волнует автора, над чем он рассуждает. Как правило, проблема — вещь субъективная. Поэтому на вопрос обычно можно ответить по-разному.

 

Пример формулировки проблемы и двух точек зрения по ней:

Как нужно относиться к природе?
1. Природу нужно беречь, охранять, защищать.

2. Природа — место для практики.

 

Формулировка проблемы в родительном падеже

Сформулировать проблему с помощью родительного падежа с первого взгляда кажется проще. Но так ли это на самом деле? Да, такой способ более привычен. Но он порождает ошибки: получается абстрактная формулировка, дающая возможность запутаться.

 

Чтобы сформулировать проблему в родительном падеже, нужно использовать схему:

Проблема + Существительное в Р.п.

 

Приведем примеры:

Проблема бережного отношения к природе

Проблема нравственного выбора

 

Можно ли получить максимальный балл, формулируя проблему таким образом? Да, но будьте осторожны. На протяжении всего сочинения проверяйте, не ушли ли вы от темы.

 

Важно знать

Современным ученикам повезло: в эпоху интернета можно найти любые материалы, необходимые для подготовки. Естественно, перед написанием очередного сочинения можно прочитать о видах проблем. Тогда будет легче их формулировать, ведь вы будете использовать общепризнанные выражения. Важно просмотреть и список тем. Поверьте, так будет проще.

ege-soch.ru