ЕГЭ по истории в 2023 году: сложные задания и главные лайфхаки для подготовки
Какие изменения произошли в структуре КИМов ЕГЭ по истории? Как легко запомнить исторические события? Обязательно ли зубрить точные даты? Рассказывает председатель региональной предметной комиссии по истории ГИА-11 в Москве, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, учитель высшей квалификационной категории, учитель обществознания Предуниверсария РГГУ Роман Зарапин.
Единый государственный экзамен по истории школьники традиционно считают сложным: на нем проверяется знание большого количества дат, фактов, имен исторических деятелей. Нужно справляться с заданиями по истории русской культуры, работать с исторической картой и документами, уметь аргументировать свою точку зрения.
Нововведения
В 2023 году структура экзамена несколько изменилась, но основные требования остались теми же. В первой части добавилось задание 8, где необходимо проанализировать изображение, связанное с историей Великой Отечественной войны, и дать ответ в виде слова (к примеру, написать название месяца, географическое название или фамилию).
Вообще, при подготовке к экзамену следует обратить особое внимание на историю Великой Отечественной войны. Кроме задания 8, ей посвящено задание 17. В нем предполагается анализ двух фрагментов исторических текстов и приведение информации в контексте этих документов. Знания по истории Великой Отечественной войны потребуются и при выполнении других заданий, которые входят в программу ЕГЭ.
Еще одна новация — задание 20, на сравнения двух исторических объектов. При его решении необходимо сформулировать тезис и привести два обоснования этого тезиса, использовав при их построении исторические факты. Основная трудность связана с тем, что многие участники экзамена приводят не оценочный тезис, а просто исторический факт, по сути, начинают сравнивать, не объясняя, какие именно черты или стороны исторических объектов они анализируют. Очень часто попадаются тезисы типа «Эпоха Петра I отличалась от эпохи Екатерины II». Понятно, что отличалась, но чем именно?
Я рекомендую при выполнении задания 20 пользоваться оценочными конструкциями с использованием слов «более» или «менее». Например, оценивая реформы Петра I и Екатерины II, можно написать, что реформы Екатерины носили более либеральный характер по сравнению с Петровскими. Дальше — привести в качестве доказательств то, что Петр I ввел обязательную службу для дворян, а Екатерина II подтвердила Манифест о вольности дворянства в Жалованной грамоте дворянству. Оба эти документа расширяли объем прав дворянства, вводили для них свободу предпринимательства, снимали многие ограничения, в том числе на выезд за границу. Какие-то действия (например, реформы) были более успешными, какие-то действия — более радикальными. Конечно, использование таких словесных конструкций не обязательно, но в процессе подготовки можно научиться их употреблять и на их основе построить собственный ответ. Главное — приводить исторические факты.
Большие трудности всегда возникают при выполнении заданий по исторической карте (в 2023 году это задания 9–12)
Основная проблема — неверная работа с картой при выполнении задания 9, когда участник экзамена соотносит представленное изображение с другой исторической эпохой (например, карту событий Ливонской войны принимает за карту событий Северной войны), а значит, и ответы на другие вопросы (задания 10–12), скорее всего, окажутся неправильными. Рекомендация здесь только одна — при подготовке к экзамену постоянно использовать исторические атласы и контурные карты — они могут быть как в печатном, так и в электронном виде.
Определение подлинности исторического источника, исторической карты
Существуют определенные приемы, которые позволяют правильно атрибутировать (определять, оценивать) исторический источник — вне зависимости от того, идет ли речь о письменном источнике, изображении или исторической карте. Необходимо найти так называемые маркеры — определенные элементы, которые могут соответствовать только одной исторической эпохе. Для письменного источника это географические названия, фамилии, названия государственных органов власти, термины. Например, если в тексте упоминаются дворяне, то это означает, что документ написан не ранее 1175 года (именно тогда дворяне впервые появляются в письменных источниках). А указание на существование Избранной рады может относиться только к краткому с исторической точки зрения периоду 1549–1560 годов, когда действовало собрание приближенных Ивана Грозного. Точно так же упоминание села Молоди напрямую указывает на 1572 год, Бородино — на 1812 год, а Прохоровка (Прохоровское поле) — на события 1943 года.
Точно так же проводится атрибуция исторической карты. Первое, на что нужно обратить внимание, — очертания границ. Необходимо установить, какие города входят в состав изображенного государства, а какие — не входят. К примеру, если территория государства с центром в Москве очень невелика и занимает маленькую часть Восточно-Европейской равнины, то речь идет об эпохе возвышения Москвы. Если в состав этого государства входит Новгород — то это как минимум эпоха Ивана III; если Смоленск, Псков и Рязань — как минимум время правления Василия III; если же в составе этого государства мы видим Казань и Астрахань — речь идет о времени правления Ивана Грозного или еще более поздних эпохах.
Работая с изображениями в заданиях 15 и 16, тоже нужно проводить их атрибуцию
Если речь идет о марке, плакате или афише, то на изображении представлена словесная информация; это может быть лозунг, название или год выпуска. Допустим, если марка содержит надпись «600-летие Куликовской битвы», то несложно догадаться, что она выпущена в 1980 году. Такие изображения обычно многослойны, в них присутствует несколько исторических пластов. У марок, которые используются для составления заданий, всегда есть год выпуска, тема (событие или процесс, которому она посвящена) и сюжет (конкретный образ, который использован при создании марки). Например, существует серия марок, посвященных одной теме, — 850-летию Москвы, а вот сюжеты у них разные. На одной нарисовано строительство белокаменного Кремля (эпоха Дмитрия Донского, вторая половина XIV века), на другой — храм Христа Спасителя (XIX век). На третьей марке, допустим, изображен памятник Юрию Долгорукому, и тут нужно знать не только время его жизни (XII век), но и время создания этого памятника — он был заложен на тогдашней Советской площади к 800-летию Москвы, в 1947 году.
Архитектурные сооружения можно определять по особенностям стиля. Выделите время и разберитесь, чем барокко отличается от классицизма или модерна, и вам станет ясно, что собор Василия Блаженного и храм Спаса на Крови, которые так часто путают выпускники, — это совершенно разные сооружения, отличающиеся друг от друга и пропорциями, и декором, и даже цветовым решением. При составлении заданий используются фотографии сооружений, занимающих особое место в истории русской культуры, знать которые, в принципе, должен каждый человек, а не только сдающий ЕГЭ. Почитайте про историю этих зданий, про события, свидетелем которых они стали, и архитектурные памятники в вашем сознании приобретут собственное лицо, так что их невозможно будет перепутать на экзамене.
Задания по истории культуры
С выполнением заданий по истории культуры часто возникают проблемы. Действительно, нужно знать основные архитектурные сооружения, памятники скульптуры, литературные произведения. Лучше всего, на мой взгляд, сделать в компьютере своеобразную «базу данных», в которой будет собрана информация о наиболее значимых произведениях культуры каждой конкретной эпохи, и время от времени просматривать ее. Тогда сформируется своеобразное художественное представление об эпохе, и вы, например, почти автоматически будете связывать здания, построенные в шатровом стиле, с событиями XVI–XVII веков. Прочитайте литературные произведения, которые чаще всего попадаются на ЕГЭ; тогда их содержание и авторов можно будет быстрее запомнить.
Задание на причинно-следственные связи
При выполнении задания 18 потребуется указать три причины или следствия заданного события. Если они носят очевидный характер, достаточно указать само событие-причину или событие-следствие, а не прописывать всю причинно-следственную связь. Например, практически в любом учебнике можно прочитать, что опричнина и Ливонская война были предпосылками (причинами) Смуты. Важно, что при выполнении и проверке этого задания в качестве причин можно указывать как непосредственно причины, так и предпосылки, и даже поводы.
Заграничный поход русской армии нельзя считать причиной восстания декабристов
Но он создал условия для возникновения движения декабристов, то есть был предпосылкой восстания на Сенатской площади, и такой ответ участнику экзамена засчитают. Убийство Франца-Фердинанда было поводом для начала Первой мировой войны, и в случае выполнения задания про причины Первой мировой это событие также будет засчитано. Бывает, что причинно-следственная связь неочевидна и нуждается в пояснениях, и тогда лучше привести всю логическую цепочку. Учитывайте, что между событием-причиной и событием-следствием может пройти значительное время, и тогда уж точно потребуется объяснить механизм воздействия.
Так, Куликовская битва внушила русским уверенность в возможности победы над татаро-монголами, стимулировала объединение русских земель вокруг Москвы и тем самым создала условия для окончательного освобождения от ига в результате Стояния на Угре. Так будет выглядеть полная правильная причинно-следственная связь между событиями 1380 и 1480 года.
Работа с историческими терминами
Задание 19 предполагает, что участники экзамена приведут определение заданного исторического понятия. Основной вопрос — где именно можно ознакомиться со списком таких понятий. Советуем обратиться к Историко-культурному стандарту, на основе которого разрабатывается ЕГЭ по истории. Он содержит все основные факты, списки исторических деятелей и терминов, проверка знания которых входит в задачи Единого государственного экзамена. Каждый термин имеет уникальные признаки, которые необходимо указать в определении. Помните, что у понятий существует хронологическая «привязка» — есть момент, когда они возникают (например, титул «царь» применительно к русским правителям — в 1547 году), и момент, когда они выходят из употребления (названия сословий и всех государственных органов Российской империи перестали быть исторически актуальными в 1917 году, когда Россия была провозглашена республикой, а все сословия отменены).
Всеобщая история
Особый вопрос — наличие в контрольных измерительных материалах (КИМ) ЕГЭ по истории фактов всеобщей истории. Они используются только в двух заданиях — достаточно несложном задании 2, где нужно установить хронологическую последовательность событий, и задании 21. В последнем необходимо привести аргументы в подтверждение заданной точки зрения, причем один из них должен быть построен на материале всеобщей истории.
Рекомендуем обратиться к последним страницам Кодификатора ЕГЭ, который можно найти на сайте ФИПИ. Там перечислены основные события всеобщей истории, знание которых проверяется на экзамене. В отличие от событий истории России, знать точные даты здесь не обязательно, достаточно привязки факта к десятилетию или даже веку. Нужно иметь общее представление о том, что происходило в рамках этих событий, к истории какой страны они относятся, кто был их инициатором, какими причинами они вызывались и каковы были их последствия. Требования к записи ответа здесь не очень жесткие: необходимо использовать исторические факты и объяснить, как именно они подтверждают изложенную в задании точку зрения.
Даты и хронология
Успешность подготовки к экзамену зависит не только от количества потраченного времени, но и от того, как именно человек изучает предмет. Если воспринимать историю только как бессвязный список дат, имен и терминов — ничего хорошего не выйдет. Так историю учить долго и скучно. Помните, что история как наука в первую очередь предполагает историю как рассказ. События очень часто напрямую связаны друг с другом, и если запомнить эту связь, то учить что-то специально уже не нужно.
Например, мы знаем, что при Екатерине II Россия провела две войны с Османской империей, и первая из этих войн шла с 1768 по 1774 год. Когда война началась, Екатерина II распустила созванную незадолго до этого Уложенную комиссию под предлогом того, что ее участникам необходимо ехать к месту службы. Получается, что Уложенная комиссия была созвана накануне, в 1767 году. А в следующем, 1769 году Екатерина II ввела бумажные деньги — ассигнации, и тоже под предлогом военной необходимости (в казне не хватало серебра). В свою очередь, окончание войны можно связать с восстанием Пугачева, которое начинается в 1773 году, когда война еще идет (Пугачев участвовал в войне, но по болезни решил просить о выходе в отставку), а заканчивается в 1775 году — уже после подписания Кючук-Кайнарджийского мира. Так к одной выученной дате сами собой добавляются еще три.
Как ни странно, но даты в истории — не главное
Чтобы человек понимал связь между событиями и соотносил конкретные действия с эпохами. Бывают случаи, когда для правильного ответа на экзаменационные вопросы знание точных дат вообще не нужно. Например, задание на установление правильной хронологической последовательности событий можно выполнить, имея представления только о веках, когда эти события происходили. Факты из истории культуры чаще всего связываются либо также с веком, либо с правителем, при котором было построено то или иное здание (например, Успенский собор в Москве — при Иване III, и этого знания будет достаточно) или написано то или иное литературное произведение (радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву» — при Екатерине II). Конкретные даты нужно знать при выполнении заданий по истории ХХ века, но и здесь зачастую можно обойтись десятилетиями или соотнесением фактов с конкретными темами (НЭП, индустриализация, коллективизация, «оттепель»).
Как готовиться к экзамену по истории
При подготовке стоит вооружиться сразу несколькими источниками — учебником, хрестоматией (при выполнении заданий 13–14 нужно будет атрибутировать исторические тексты и ответить на вопросы по ним), атласами, а если вы оцениваете свое знание географии как слабое — еще и контурными картами. Важно сопоставлять материал учебника с данными хрестоматий и атласов. И, разумеется, лучше сверить список дат, имен и терминов, которые вы собираетесь учить, с Историко-культурным стандартом.
Не стоит бояться экзамена. Можно добавить уверенности в своих знаниях, если регулярно решать задания открытого банка заданий ЕГЭ. Стоит очень внимательно изучить материалы на сайте ФИПИ. Это не только демоверсия, спецификация и кодификатор, но и методические рекомендации, в которых описано, как лучше готовиться к экзамену, и по каким правилам проверяются задания с развернутым ответом. Еще советую поработать с навигатором самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Чем лучше вы будете знать, какие требования предъявляются к выпускникам, тем более высоким будет ваш результат. Найдите и прочитайте интересную книжку по истории — пусть даже художественную, — чтобы не забывать, что история — это не только даты и термины, но и живые образы прошлого нашей с вами страны.
Для полномерной подготовки к экзамену проведены вебинары по особенностям ЕГЭ 2023 года. Ознакомиться с материалами вебинаров можно на сайтах Московского центра качества образования, Регионального центра обработки информации, в социальной сети «ВКонтакте» и на сервисе Rutube.
Оценить свой уровень подготовки и выявить темы для повторения помогут независимые диагностики в формате ЕГЭ, которые выпускники могут пройти в Центре независимой диагностики (ЦНД) на базе Московского центра качества образования. Независимые диагностики проходят по заданиям, полностью соответствующим спецификации и содержанию КИМ 2023 года, что позволит участникам полностью окунуться в процесс сдачи экзамена.
В Москве прошли единые городские контрольные работы
Выпускники, планирующие сдавать экзамен по истории в 2023 году, приняли в них участие и уже смогли ознакомиться с результатами. Проанализировав свои баллы, можно уже сейчас скорректировать план подготовки, повторить нужные темы и обратить внимание на задания, которые вызвали затруднения.
С 1 февраля столичные одиннадцатиклассники начали интенсивнее готовиться к ЕГЭ в школах — на профильных практикумах, в группах вместе с учениками со схожим уровнем знаний. На занятиях они разбирают экзаменационные задания и без оценок и контрольных отрабатывают темы, которые вызывают вопросы. При этом количество уроков осталось прежним, поскольку освоение школьной программы по части непрофильных предметов закончилось до 1 февраля и практикумы заняли их место в расписании.
Помимо практикумов по предметам, выбранным учениками для сдачи ЕГЭ, остались дисциплины, необходимые для развития личности и поддержания здоровья: математика, история, обществознание, литература и физкультура. Ученики профильных и предпрофессиональных классов продолжат изучать профильные предметы до конца учебного года. Также обязателен для всех практикум по русскому языку.
Подробнее о новом формате подготовки к ЕГЭ можно узнать на сайте «Школа.Москва».
Фото: Miljan Zivkovic / Shutterstock / Fotodom. Иллюстрации: davooda / Shutterstock / Fotodom
Темы ЕГЭ 2020 по истории из кодификатора от ФИПИ
Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по истории (список тем) определяет кодификатор.
Опубликован на официальном сайте ФИПИ вместе с демоверсией.
→ Скачать кодификатор — ege2020-is-kodifikator
Список тем для подготовки к ЕГЭ 2020 по истории из кодификатора ФИПИ.
1 Древность и Средневековье
1.1 Народы и древнейшие государства на территории России
1.1.1* Восточнославянские племена и их соседи
1.1.2 Занятия, общественный строй, верования восточных славян
1.2 Русь в IX – начале XII в.
1.2.1* Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
1.2.2 Категории населения. «Русская Правда»
1.2.3* Международные связи Древней Руси
1.2.4* Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции
1.3 Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
1.3.1 Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики
1.3.2* Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада
1.3.3* Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества
1.3.4 Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город
1.3.5* Культурное развитие русских земель и княжеств
1.4 Российское государство во второй половине XV – XVII в.
1.4.1* Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига
1.4.2 Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения
1.4.3 Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян
1.4.4* Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война
1.4.5* Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
1.4.6* Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
1.4.7* Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы
1.4.8* Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права
1.4.9 Церковный раскол
1.4.10 Социальные движения XVII в.
2. Новое время
2.1 Россия в XVIII – середине XIX в.
2.1.1 Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации
2.1.2* Северная война. Провозглашение Российской империи
2.1.3* «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
2.1.4* Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота
2.1.5* Русское просвещение
2.1.6* Превращение России в мировую державу в XVIII в.
2.1.7* Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.
2.1.8 Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
2.1.9* Отечественная война 1812 г.
2.1.10 Движение декабристов
2.1.11* Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм
2.1.12* Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны
2.2 Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
2.2.1 Реформы 1860–1870-х гг.
2.2.2 Политика контрреформ
2.2.3* Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны
2.2.4* Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте
2.2.5* Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков
2. 2.6* Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов
2.2.7* Русско-японская война
2.2.8* Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования
2.2.9 Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения
2.2.10 Реформы П.А. Столыпина
3 Новейшая история
3.1 Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России
3.1.1* Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество
3.1.2* Революция 1917 г. Временное правительство и Советы
3.1.3 Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание
3.1.4* Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны
3.1.5 Переход к новой экономической политике
3.2 СССР в 1922–1991 гг.
3.2.1 Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство
3.2.2 Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.
3.2.3 Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация
3.2.4 Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования
3.2.5* Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны
3.2.6* Причины, этапы Великой Отечественной войны
3.2.7* Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны
3.2.8* СССР в антигитлеровской коалиции
3.2.9* Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира
3. 2.10 Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
3.2.11* Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы
3.2.12 XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста
3.2.13* «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.
3.2.14* Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности
3.2.15* СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы
3.2.16* Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг.
3.3 Российская Федерация
3.3.1 Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР
3.3.2* Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств
3.3.3* Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия
3.3.4* Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев
3.3.5* Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе
3.3.6* Современная российская культура
Значком «*» отмечены те элементы содержания, которые проверяются с привлечением знаний по всеобщей истории.
Связанные страницы:
Демоверсия ЕГЭ по истории 2019 г.
Досрочный вариант ЕГЭ 2019 по истории
Распределение баллов ЕГЭ 2020 по заданиям — все предметы
ЕГЭ 2019. История. Перевод первичных баллов в тестовые
Университет Западной Каролины – Экзаменационные вопросы по истории
1. Опишите и проанализируйте процессы, посредством которых сформировалась отчетливо американская идентичность. создавались и изменялись с течением времени. Какие исторические силы и события способствовали формированию этого личность? Какими конкретными способами оспаривалась эта идентичность? Имеет эту личность был широким и инклюзивным, или он имел тенденцию к созданию неамериканских или неамериканских «Других?»
2. На протяжении десятилетий занятия по изучению истории США делились на части из-за Гражданской войны. причем первая половина охватывает период до 1865 г., а вторая половина охватывает период с 1865 г. по настоящее время. Обсудите, почему, по вашему мнению, историки остановились на этом разграничении и почему оно сохраняется.
3. Одно из основных отличий американцев от представителей других культур. наша относительная безродность. Миграции и перемещения акцентировали американскую историю. Опишите ключевые эпохи популярной мобильности, и чем они были похожи или отличались друг от друга (кто переехал, куда переехал, почему переехал). Что было последствия (социальные, политические, экономические) для американской истории в целом?
4. На протяжении всей истории господствовали могущественные элиты (социально, политически, экономически). Как относительно менее могущественные и по-настоящему бесправные (по различным определениям, в зависимости от рассматриваемой эпохи и региона) вписывается в историю? В какой степени они просто жертвы или марионетки элиты? Насколько они являются активными формирователями истории? Объясните наиболее яркие примеры с течением времени.
5. Некоторые историки рассматривают войны как катализаторы глубоких социальных, политических и экономических изменять. Другие считают, что войны укрепляют статус-кво. Глядя на крупные войны воевали США (войны с Индией в совокупности можно рассматривать как единую войну), с с какой стороной (если таковая имеется) вы больше всего согласны и почему? [Если вы не согласны ни с тем, ни с другим, что Вы бы сделали выводы о влиянии войн и почему?]
6. Определите и изучите ключевые социальные, политические, культурные и экономические движения в Американская история. В какой степени каждое из этих движений способствовало реформам, восстанию, или и реформа и восстание? Будьте ясны в том, как вы определяете реформу и восстание, указывая, как ваши определения могут отличаться от других американцев.
7. Как и почему некоторые американцы склонны относиться к себе и своей нации как «исключительный»? Как это понятие повлияло на американскую культуру, политику и экономику?
8. Что сыграло более важную роль в формировании американской истории: раса или класс? [Примечание: Можно утверждать, что значение расы или класса варьировалось в разных странах. эпохи, но убедитесь, что вы приводите конкретные доказательства.
9. Разработайте новый обзорный курс по американской истории. Напишите описание курса, объясняющее что вы надеетесь охватить и что, как вы надеетесь, класс узнает из этого курса. ключевых людей, места и события вы бы выделили? Почему вы выделяете их? Какие книги и/или другие материалы для чтения вы бы использовали при подготовке лекций и дискуссий? Какие книги и/или другие источники вы бы посоветовали прочитать классу? Защитить и объяснить эти выборы.
10. Как историки склонны определять «политику» на протяжении всей американской истории? Когда и почему эти определения менялись и варьировались? Какое влияние оказывают эти определения как историки подходили и писали о прошлом нации?
Примечание. Ответы должны охватывать два основных периода европейской истории, определяемые как древний/средневековый, ранний модерн и модерн.
1. Европейцы уже давно определили себя по отношению к «внутренним другим» (т.е. группы в Европе, такие как (но не ограничиваясь ими) еретики, иммигранты и евреи). Объясните, как европейцы определяли себя в отличие от этих внутренних «других». в два периода времени (определенные выше). Как этот процесс сформировал европейскую идентичность?
2. Европейскую историю можно разделить и понять по-разному. Напишите историю о Европа в два периода (определенные выше) с использованием экологических и технологических ИЛИ научных, интеллектуальные и культурные события как разделительные точки или моменты перемен [Примечание: на на экзамене будет предложен только один из этих наборов тем; пожалуйста, подготовьте ответы для обоих комплектов].
3. Обсуждая национализм, историки расходятся во мнениях относительно того, имели ли люди какой-либо национальной идентичности до девятнадцатого века — многие говорят, что она своими корнями уходит в гораздо более ранние периоды. Вы согласны? Какие другие виды идентичности конкурировали с национальной идентичностью в два периода (определенные выше) европейской истории?
4. Между светской властью и священной властью в Европе существуют сложные отношения. история — отношения конкуренции, сотрудничества и, в конечном счете, разделения.
5. Европейскую историю часто представляют с точки зрения ренессанса и революции. Определите, что обычно называют революциями и ренессансами в двух разных периоды европейской истории (как определено выше). Что характеризует эти возрождения и революции? Являются ли они на самом деле ренессансами и революциями? Почему или почему нет?
6. Определение Европы давно беспокоит историков, политиков, философов и других. Сегодняшний день дебаты о членстве в ЕС свидетельствуют об этой загадке. Займитесь развитием «Европы» в два разных исторических периода (определенные выше). Как изменились его геополитические, географические и культурные параметры сместились? Что означают эти сменные назначения означать? Чем они полезны для историков? Как они освещают или затемняют важные темы в европейском развитии?
7. Некоторые историки рассматривают войны как катализаторы глубоких социальных, политических и экономических изменять. Другие считают, что войны укрепляют статус-кво. Глядя на крупные войны в два периода европейской истории (определенных выше), с какой стороны (если есть) вы большинство согласны и почему? [Если вы не согласны ни с тем, ни с другим, какие выводы вы бы сделали о влияние войн и почему?]
8. Изучить роль институтов власти (т.е. религиозных, политических, экономических, культурных учреждений) в жизни простых людей (т. е. граждан, подданных, и поместья) в два разных периода европейской истории (определенные выше). Что баланс сил между институтами и людьми? Как живут отдельные люди формируются институтами власти? Изменился ли баланс со временем? Если да, то как?
9. Контакты с людьми за пределами Европы (как бы они ни определялись) давно была особенностью европейской истории. Как европейцы изменили свое понимание самих себя и мира в результате глобальных исследований и торговли? Как расширение и сокращение империй повлияло на самосознание европейцев? Пожалуйста рассмотреть этот вопрос в рамках двух основных периодов европейской истории (определенные выше)
10. Как люди, отдельные лица или группы, не имевшие формального институционального власть (т. е. из-за их религии, пола, класса, экономического или социального статуса) повлияли на события двух основных периодов европейской истории (определенные выше)? Насколько значительным их неформальная власть? Что объясняет его относительную силу или слабость?
AP Обзоры тем по истории США
AP U.S. History Topings — Примечания к исследованию- Глава. Экзамен должен ознакомиться со следующими планами темы.
Эти важные концепции истории США необходимы для успешной сдачи экзамена AP US History (APUSH).
Лицензия Монтерейского института технологий и образования (под Creative Commons).
- Обнаружение и урегулирование Нового Света
- Европа и импульс для разведки
- Испанский и французский разведка
- Первые английские поселения
- Колонии Новой Англии
- Средние, Шезапик и Южные колонии 977
- . Жизнь
- Научная и религиозная трансформация
- Французская и индийская война
- Имперская реорганизация
- Философия американской революции
- Декларация Независимости
- Революционная война
- Статьи
- Федеральные. Двухпартийная система
- Джон Адамс
- Джефферсон как президент
- Война 1812 года
- Джеймс Монро
- Растущая национальная экономика
- Транспортная революция
- Король Коттон
- Демократия и «Общий человек»
- Кризис об нулификации
- Банк Соединенных Штатов
- Индийский сертификат
- . Утопические движения
- Крестовые походы за реформы
- Манифест судьбы
- Десятилетие кризиса
- Приближающаяся война
- Гражданская война
- Отмена рабства
- Последствия гражданской войны
- Планы реконструкции президента и Конгресса
- Конец реконструкции
- Новый Юг
- Внимание к Западу
- Противостояние с коренными американцами Frontier
- Скандал Золотого века и коррупция
- Культура потребления
- Восстание профсоюзов
- Рост городов
- Жизнь в городе
- Agrarian Revolt
- The Progressive Impulse
- The Progressive Presidents
- McKinley and Roosevelt
- Taft and Wilson
- U.
Leave A Comment