Как сдать ЕГЭ по обществознанию — Учёба.ру

Анна Митина,

Заслуженный учитель РФ,

эксперт ЕГЭ по обществознанию,

преподаватель обществознания гимназии № 1518

Среди школьников существует мнение, что обществознание — это самый простой предмет ЕГЭ, и многие выбирают его именно по этой причине. Выпускники придерживаются такой установки: например, на ЕГЭ по физике или химии невозможно решить задание, если ты не знаешь предмета, а в обществознании на многие вопросы можно ответить благодаря общей эрудиции и здравому смыслу. Как вам такое мнение?

В рассуждениях школьников есть доля истины. Обществознание действительно требует определенного уровня общей эрудиции, но отнюдь не обыденного и не повседневного знания. Процессы, которые находятся в фокусе социальных наук, невозможно понять без опоры на знания в области истории, литературы и социальной практики. На мой взгляд, можно утверждать, что этот курс является своеобразной «лакмусовой бумажкой», с помощью которой можно оценить уровень подготовки выпускника во многих областях.

Однако школьники (нередко с подачи взрослых) подменяют это весьма поверхностным пониманием социальной действительности, что приводит к попыткам сдать экзамен на уровне «догадок».

Это заблуждение, увы, уводит в сторону от той серьезной подготовки, которая требуется для качественной сдачи экзамена. Обществознание включает в себя знания из нескольких самостоятельных социальных наук, каждая из которых является областью профессиональной деятельности, изучается в рамках отдельных специальностей в вузах. А подросток в 16-18 лет должен их освоить на довольно высоком уровне, причем не только «уложить» упорядоченно в голове теорию, но и уметь иллюстрировать социальные явления конкретными примерами из разных сфер. Именно это и требует широкого кругозора, гуманитарной эрудиции и не только.

По вашему опыту, какие разделы обществознания самые сложные и вызывают наибольшее затруднение? И какие темы самые простые?

Анализ экзамена ежегодно показывает, что наиболее сложными разделами курса являются «Политология», «Экономика» и «Право». Безусловно, наша повседневная жизнь наполнена событиями, имеющими непосредственное практическое значение для изучения вопросов в рамках этих наук. Родители и учителя порой удивляются, почему ребята не могут подобрать примеры для иллюстрации социальных явлений в области политики и экономики. Нам кажется, что они на поверхности. Однако у подростков еще не сформировалась культура работы с потоком информации, они мало интересуются событиями, которые не оказывают непосредственного влияния на их жизнь, а круг их интересов не лежит в плоскости интересов общества. И в этом заключается большая проблема. Мы не всегда понимаем значение знания «в чистом виде», знания, которое не применяется в повседневной практике. Кроме того, в великом множестве исторических и современных событий бывает очень сложно найти факты, иллюстрирующие именно те социальные явления, которые необходимы в соответствии с требованиями задания.

В то же время, на мой взгляд, простых тем в обществознании нет. Многолетняя практика преподавания показывает, что учащиеся с трудом осваивают философские и гносеологические вопросы. Эти разделы почти не опираются на практику (по крайней мере, на опыт самих выпускников) и, следовательно, с трудом укладываются в сознании школьников. Как правило, разделы социологии и социальной психологии даются им легче. Здесь помогают знания, полученные при изучении литературы и истории, именно в рамках данной тематики у ребят накоплен и социальный опыт.

Что нужно делать, чтобы получить 100 баллов?

Сто баллов по обществознанию получить непросто. Ежегодно таких результатов добиваются единицы. Однако нет ничего невозможного. Грамотного эксперта всегда «подкупают» работы, написанные нестандартно, творчески, пронизанные интересом к предмету, содержащие грамотные, логически выстроенные суждения. Такие работы демонстрируют высокий уровень социальной компетенции выпускников.

Есть ли «формула успеха», которая поможет подготовиться к ЕГЭ по обществознанию наилучшим образом?

Уверена, что не предложу ничего нового и неожиданного. Во-первых, труд. Желание и умение работать может помочь преодолеть все сложности. Во-вторых, интерес. Интерес к жизни общества, в котором мы все существуем, желание проникнуть в суть общественных явлений. В-третьих, читать! Необходимо чтение — осознанное, заинтересованное, разнообразное. Чтение способствует развитию интеллекта, освоению опыта человечества, пока недостает своего собственного.

Как вы считаете, присутствует ли на ЕГЭ по обществознанию фактор везения? Возможно ли получить максимальный балл за экзамен, если знаешь предмет на более скромный результат?

Я думаю, школьник, обладающий определенными знаниями по истории и интересующийся социальной практикой, вполне способен сдать экзамен выше порогового балла. Но вот сдать на результат от 75 баллов и выше невозможно без тщательной подготовки. Для достижения такого высокого результата потребуется много читать по теме, интересоваться текущими событиями, не забывать о таких предметах социально-гуманитарного цикла, как литература и история. И, конечно же, практика, практика и еще раз практика.

Постоянная работа с заданиями дает возможность научиться грамотно их анализировать. Не секрет, что аналитическое чтение у современных школьников развито не очень хорошо. Привычка читать быстро, «по диагонали» вырабатывается как следствие постоянного контакта с гаджетами, где большой поток информации нужно в буквальном смысле пробегать глазами. Тексты, которые предлагаются на экзамене (любом!), требуют тщательного анализа. Только в этом случае можно верно понять, что от тебя хотят, и выполнить поставленные задачи.

Можно ли завалить ЕГЭ по обществознанию, если знаешь предмет очень хорошо?

Все мы люди. Плохое самочувствие, волнение, даже элементарный страх — вот факторы, которые могут повлиять на результат. Именно это приводит к срывам. На преодоление этих трудностей должна быть в том числе направлена и работа педагога. Я рада, когда мои ученики выходят с экзамена спокойными и уверенными в том, что не встретили ничего незнакомого.

До ЕГЭ по обществознанию осталось три месяца. Как вы посоветуете выпускникам распределить свое время, чтобы подготовиться наилучшим образом?

Я думаю, сейчас самое время приступить к повторению курса, даже если не закончено изучение всех разделов.

Системно организованное обращение к пройденному материалу позволит постоянно актуализировать все основные вопросы курса, чтобы не возникла паника за два дня до экзамена. Необходимо (если это еще не было сделано раньше) составить планы по основным темам курса, освежить знания понятийного аппарата.

Есть, безусловно, задания, выполнение которых нужно отработать. Я имею в виду задания части 1. Вопросы со множественным выбором, задачи на соотнесение, обобщение и вычленение лишнего, предполагающие хороший уровень владения именно теоретическим материалом, нужно научиться решать. Сейчас самое время заняться ими. И, конечно же, пишите эссе! Уже накоплен теоретический материал практически по всем разделам курса. А значит, настал момент научиться его красиво, грамотно излагать.

Задание № 21 Внимательно читаем текст. Ответы на все вопросы данного задания содержатся в представленном фрагменте. Важно! Ответы могут быть «разбросаны» по всему тексту. Читайте внимательно! Обязательно структурируйте ответ по формату заданного вопроса.
Задание № 22 Задание так же обращено к тексту. Однако только наполовину. Будьте внимательны! Часть вопроса требует вашего самостоятельного ответа. Это может быть пояснение авторского суждения, пример, теоретические знания, дополняющие приведенные в тексте аспекты.
Задание № 23 Задание чаще всего требует иллюстрации авторских суждений. Не игнорируйте условие задания! Очень часто мы читаем только сам вопрос, а данные в задании утверждения считаем лишь «лирическими отступлениями». Это не так. Ваши примеры должны быть в логике предложенного задания. Помните, что примеры всегда ситуативные. Важно не дать имена вашим «героям», а именно смоделировать ситуацию или привести реальный пример (исторический, из литературы, социальной практики).
Задание № 24 Как правило, в задании требуется аргументация той или иной точки зрения, нередко — аргументы «за» и «против». Никаких односложных ответов. Каждый аргумент должен представлять собой законченное суждение. Эксперт не должен «догадываться», что вы имели в виду.
Задание № 25 Для выполнения этого задания не забудьте повторить основные понятия курса. Важно грамотно объяснить суть понятия, применить это понятие в заданном контексте. В ответе должно быть три предложения: объяснение понятия и два суждения.
Задание № 26 Задание на конкретизацию примерами теоретических положений курса. Не забываем приводить теоретическое положение, а затем его иллюстрируем. Только в этом случае вы сможете получить полный балл. Если вас просят проиллюстрировать функции социальных объектов, процессов, явлений, не ленитесь эти функции объяснить, а затем уже иллюстрировать. То же самое и с другими социальными явлениями — социальными институтами, лифтами мобильности и пр. Сначала — как работает, затем — пример. Очень хорошо, если примеры будут с опорой на социальную практику или историю, литературу, научные знания. Не можете — моделируйте!
Задание № 27 Задание-задача. Прочитав условие, соотнесите описание с соответствующим разделом курса, а затем с конкретными социальными явлениями, теоретическими знаниями в данной области. Помните, если вы не ответили на главный вопрос задачи, вы получите нулевой результат.
Задание № 28 Сложное теоретическое задание, требующее и знания курса, и умения подавать эти знания структурно, системно, организованно. Постарайтесь восстановить логику темы, в рамках которой мог прозвучать такой заголовок. Вспомните соответствующее занятие. А лучше всего — начинайте сейчас составлять развернутые планы по ключевым вопросам курса и не ленитесь их повторять как можно чаще.
Задание № 29 Одно из самых сложных заданий. Синтезирует в себе все умения, которые вы проявили при выполнении предыдущих заданий, а также навыки написания текста-рассуждения. Определив проблему, над которой задумывается автор высказывания, сформулируйте авторское и свое решение этой проблемы. Помните, проблема чаще всего не имеет однозначного решения! Авторское высказывание — лишь один из вариантов решения спорного вопроса. Выдвинув свой тезис, приведите аргументы — теоретические суждения с опорой на понятийный аппарат выбранной вами науки. Выстраивая цепочку логических рассуждений, не забывайте иллюстрировать ваши тезисы конкретными примерами. Примеры должны быть из разных областей знания. Требуется теоретическая аргументация, достаточная для раскрытия темы, здесь действует качественный критерий. Вопрос о количестве теоретических суждений неуместен! Вы должны убедить эксперта в своей способности на теоретическом уровне аргументировать сформулированный вами аспект проблемы. Эмпирических примеров должно быть не менее двух, но можно привести больше. Следите за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста, предоставив эксперту право самому определить, что вы хотели показать.

ЕГЭ по обществознанию: как готовиться с нуля, с чего начать самостоятельную подготовку к ЕГЭ по обществознанию

<<Лид>>

Как начать готовиться к ЕГЭ по обществознанию

В первую очередь ознакомьтесь со структурой экзамена. Когда вы поймёте, каких знаний или навыков вам не хватает, начните подготовку к ЕГЭ по обществознанию с упором на эти недостатки.

ЕГЭ по обществознанию рассчитан на 235 минут. Работа состоит из 29 заданий. Они делятся по уровням сложности: базовый, повышенный и высокий. Первая часть содержит задания с кратким ответом, а вторая — с развёрнутым. В экзамен входят темы из школьного курса, которые проходят с 5 по 11 класс.

Чтобы подготовиться к первой части ЕГЭ, нужно знать основные факты, явления и процессы, а также владеть терминологией. С помощью этих заданий проверяют, умеет ли школьник анализировать схемы и таблицы, искать нужную информацию на диаграммах и делать выводы.

Для второй части ЕГЭ по обществознанию важно уметь работать с текстом, находить главную мысль и авторскую позицию, формулировать своё мнение и аргументировать его, составлять план развёрнутого ответа.

Финальное задание — эссе, которого выпускники нередко боятся больше всего. Темами являются краткие высказывания и афоризмы политических и культурных деятелей. Каждое высказывание соотносится с одним из блоков курса обществознания.

Задача экзаменуемого — показать, что он умеет формулировать и грамотно и логично излагать мысли, раскрывать смысл высказывания и владеет теоретической базой. На самом деле, чтобы писать крутые эссе на ЕГЭ по обществознанию, достаточно читать побольше книг и набивать руку тренировками. Обратите на это внимание во время подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

<<Лидген для статьи>>

Как быстро подготовиться к ЕГЭ по обществознанию

1. Изучите правила

Перед тем как начать готовиться к ЕГЭ по обществознанию с нуля, зайдите на сайт ФИПИ. Там можно найти демоверсию экзамена текущего года, актуальную спецификацию и кодификатор. Демоверсия — это образец варианта ЕГЭ. Спецификация поясняет, сколько баллов за какое задание даётся. Кодификатор — это перечень тем, знание которых проверяется.

2. Ведите конспекты

Чтобы качественно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, нужно уделить время теории. Актуальная информация есть в издании под редакцией Л.Н. Боголюбова. Чтобы текст усваивался лучше, делайте конспекты и возвращайтесь к прочитанному спустя какое-то время.

Чтобы усилить эффект по максимуму — создавайте карты мыслей к каждой теме. Это способ фиксации, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли в нашем мозгу. Даже сложный теоретический раздел уляжется в голове стройным рядом, если нарисовать по нему майндмэп. Советуем активно использовать этот метод при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и не только.

3. Расширяйте кругозор

Курс обществознания включает в себя комплекс научных знаний по социологии, политологии, правоведению, социальной психологии и философии. Поэтому не довольствуйтесь лишь книгой Боголюбова — читайте другую литературу, следите за новостями, расширяйте кругозор и эрудицию во всех областях.

4. Решайте пробники

Главное правило того, как готовиться к ЕГЭ по обществознанию, — регулярно писать пробные работы и смотреть демоверсии. Чем больше «мини-экзаменов» напишет школьник, тем легче ему будет на реальном испытании. Значительная часть успеха на ЕГЭ — знакомство с шаблоном и умение ему следовать. Кроме того, пробники помогут выявить слабые места и вовремя закрыть пробелы. А ещё школьник научится распределять время и поймёт, сколько уходит на конкретные задания, и тогда на экзамене не возникнет проблем с тем, чтобы уложиться в отведённые на госэкзамен 235 минут.

5. Подберите хороший курс для подготовки к ЕГЭ с нуля

Если хочется заниматься под руководством опытных педагогов, но репетиторы не по карману, обратите внимание на онлайн-курсы. Это эффективный способ подготовки к ЕГЭ по обществознанию — вы не потратите много времени и как следует прокачаете знания. В «Фоксфорде» готовиться к ЕГЭ по обществознанию можно в рамках индивидуального маршрута обучения или на курсе.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно

Рассмотрим плюсы и минусы подготовки в одиночку.

Плюсы
  • Бесплатно — нужно лишь приобрести пособия для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Минусы
  • Вторая часть с развёрнутыми ответами и эссе требует проверки педагога. Только специалист сможет указать на ошибки, дать обратную связь и помочь понять, в каком направлении двигаться.
  • Самоподготовка к ЕГЭ по обществознанию требует высокого уровня ответственности и дисциплины.
  • При самостоятельных занятиях отсутствует структура, ориентиры и чёткий план, разработанный преподавателем, — школьник будет чувствовать себя неуверенно.
  • Могут возникнуть проблемы с мотивацией — даже если в начале школьника захлёстывает энтузиазм, то пройдёт время, и появятся другие дела или мелкие проблемы.
  • Выпускник действует «вслепую» — некому научить его нюансам экзамена или подсказать «фишки».

Самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию теоретически возможно. На практике же мы рекомендуем готовиться с экспертами — так вы будете уверены в прогрессе и успехе. Если хочется высокие баллы — точно стоит тренироваться под руководством преподавателей. В «Фоксфорде» ваши тесты и эссе будут проверять действующие эксперты ЕГЭ и другие профессионалы.

Хочу сдать экзамены без стресса

Пять простых техник и упражнений, которые помогут успокоиться и не сойти с ума во время подготовки.

media-check-list-exams

Принимаю условия соглашения и политики конфиденциальности

Готово!

Скачать можно тут

Получить гайд

Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Советы по сдаче актуарных экзаменов высшего уровня

Ваня Джиллетт, представитель кандидата в Комитете по связям с кандидатами

Кандидаты, сдающие экзамены верхнего уровня, часто сталкиваются с трудностями, отличными от тех, которые возникают на предварительных экзаменах. Самым большим является переход от запоминания математических формул и уравнений и манипулирования ими к чтению статей и ответам на вопросы эссе. Вот несколько советов, которые помогут вам подготовиться к актуарным экзаменам верхнего уровня по языку.

Подготовка
Лучший способ избавиться от беспокойства перед экзаменом и добиться успеха на экзамене — это надлежащим образом подготовиться. Однако уникальная проблема актуарных экзаменов заключается в том, что большая часть подготовки — это самообучение. Древние греки говорили: «Познай себя». Крайне важно иметь возможность честно оценивать и управлять своими собственными знаниями и пониманием, чтобы добиться успеха в этом типе обучения.

Одним из полезных методов обучения является трехпроходная система изучения материала. Первый проход — быстрый беглый просмотр. Второй этап — прочитать весь материал, записав своими словами только общие понятия. Заключительный этап заключается в уточнении ваших заметок, обработке деталей и установлении связей между понятиями.

Прежде чем читать статью или раздел текста, просмотрите раздел на наличие заголовков, заголовков, подзаголовков и тематических предложений, чтобы получить общее представление, обращая внимание на графики, диаграммы и диаграммы. Прочитайте резюме в конце статьи или главы. Ищите наводящие вопросы и упражнения в начале и в конце.

После первого беглого просмотра медленно, по одному разделу за раз, прочитайте весь материал, чтобы понять основные идеи. Прочтите, чтобы получить общее представление о материале. Не беспокойтесь, если вам придется читать медленнее, чем роман. Техническое чтение является сложной задачей и требует более тщательной обработки. Хотя это заманчиво, не делайте в это время подробных заметок, а сосредоточьтесь на понимании материала. Делать заметки на этом этапе — неэффективный метод: вы, скорее всего, запишете слишком много информации и просто скопируете, не поняв. Читайте для того, что вы действительно понимаете, и определить трудности. Если вы не понимаете какой-либо раздел, отметьте его для повторного просмотра на последнем проходе. По мере заполнения каждого раздела или документа перефразируйте и записывайте только основные идеи своими словами, не глядя на исходный материал. Изложение информации своими словами заставляет вас активно вовлекаться в материал.

После того, как вы усвоили основные концепции, пришло время по-настоящему сосредоточиться на самообучении и стать мастером своего обучения. Перечитайте материал, чтобы уточнить детали и развить основные идеи, которые вы записали во время второго прохода. Используйте стратегии активного обучения для этого пересмотра. Найдите слова, значения которых важны для вашего понимания, но которые вы не можете различить из контекста. Спросите себя: каковы основные идеи статьи? Чему газета пытается научить меня? Как связаны темы? Связывайте идеи воедино — используйте визуальные вспомогательные средства для запоминания, например ментальные карты, блок-схемы, диаграммы, картинки и т. д. Цвета особенно полезны для стимуляции памяти.

На этом финальном просмотре материала самый эффективный способ потратить каждый учебный час — посвятить как можно меньше времени чтению и как можно больше времени проверять себя, повторять, систематизировать, связывать понятия и факты, осваивать технические термины, формулы и т. д., а также рассмотрение приложений концепций. Короче говоря, тратьте время на изучение идей, а не только на визуальную обработку слов. Когда вы строите свои заметки, задавайте экзаменационные вопросы. Хорошее чтение включает в себя выбор тех разделов, которые имеют отношение к вашей цели. Вместо того, чтобы автоматически перечитывать, часто останавливайтесь, чтобы проверить себя по материалу, который вы только что прочитали, а затем просмотрите те разделы, которые все еще неясны или сбивают вас с толку.

Практические экзамены
В последние три-четыре недели перед экзаменом используйте практические экзамены, чтобы максимально точно имитировать экзамен. Организуйте чистое пространство без отвлекающих факторов и выделите достаточно времени, чтобы вас никто не отвлекал.

Когда вы будете сдавать пробные экзамены, разработайте план того, как вы будете отвечать на вопросы. Одна из стратегий состоит в том, чтобы определить ограничение по времени для каждого пункта и придерживаться его. Если на четырехчасовом экзамене 80 баллов, выделите себе около двух с половиной минут на каждый балл, оставив время на повторение в конце. Когда время для одного вопроса истекло, переходите к следующему вопросу. Вы можете закончить неполные ответы во время проверки.

Потренируйтесь писать разборчиво во время пробных экзаменов. Хороший почерк важен. Если ваш курсив плохо читается, попробуйте распечатать его. Вы хотите, чтобы оценщику было как можно проще выставлять вам баллы на реальном экзамене. Полные абзацы, как правило, не нужны. Потренируйтесь писать ответы в форме плана или краткого списка.

Время экзамена
Наконец-то вы готовы к экзамену. Это ваша возможность проявить себя и показать, как многому вы научились. Во время экзамена используйте каждый временной отрезок с максимальной пользой.

Используйте период чтения, чтобы внимательно прочитать инструкции и вопросы. Это время для разработки стратегии. Сколько баллов стоит каждый вопрос? Обратите внимание на то, как сформулирован вопрос, и на ключевые слова, такие как «перечислите», «опишите», «полностью опишите», «конспект» и т. д. Значения баллов и ключевые слова имеют особое значение и могут дать вам представление о том, какой тип ожидается ответ. Особенно полезной является статья «Важность наречий на экзаменах» Стивена Д. Армстронга, FCAS (Future Fellows, декабрь 2009 г.).). Мысленно отметьте вопросы, на которые вы можете быстро ответить. Чтобы повысить свою уверенность, сначала ответьте на эти вопросы. Многие кандидаты используют период чтения, чтобы обозначить некоторые вопросы как «дополнительные», т. е. они будут пытаться ответить на них только в том случае, если в конце останется дополнительное время. Вы можете решить, что вопрос не следует даже пытаться задать, т. е. если количество баллов не очень велико, времени мало или вопрос требует длинных и сложных вычислений.

По мере прохождения экзамена ответы на некоторые вопросы сразу приходят на ум. Запишите их, а также ключевые слова, списки, формулы и т. д., пока они свежи в вашей памяти. Используйте как можно больше времени экзамена для написания ответов. Если вопрос слишком сложен или кажется, что ответ ускользнул из вашего разума, двигайтесь дальше и вернитесь к нему позже.

В последние 20-30 минут экзамена вернитесь к экзамену и ответьте на все незавершенные вопросы. Обязательно дайте время, чтобы пройтись по всем вопросам. Недостаточно времени? Обрисуйте ответ, запишите формулу, добавьте быстрое предложение. Должны ли вы записывать что-то для каждого вопроса? Как правило, лучше записывать что-то по каждому вопросу, чем выполнять исключительную работу по некоторым вопросам и не иметь достаточно времени для выполнения других. Шесть неполных ответов часто получают больше баллов, чем три слишком полных. Однако из-за нехватки времени, если вы действительно не знаете ответа на вопрос, вероятно, лучше оставить его пустым и сосредоточиться на вопросах, на которые вы можете ответить.

При надлежащей подготовке, искреннем осознании собственного обучения и эффективных стратегиях сдачи тестов вы сможете успешно сдать экзамены более высокого уровня. Наслаждайтесь процессом и вызовом!

Выставление оценок – Как выставляются проходные баллы за экзамен

Следующее утверждение содержит описание проходных баллов на основе содержания с целью улучшить понимание кандидатами того, как выставляются проходные баллы.

Отметки о прохождении на основе содержания

Целью системы SOA Education является зачисление всех кандидатов, продемонстрировавших адекватное знание учебного материала, и зачет тех кандидатов, которые этого не сделали. Целью экзаменов является оценка работы кандидата с использованием критериев демонстрация адекватных знаний, которые остаются постоянными на протяжении всей серии экзаменов. Заранее установленные проходные баллы (кандидат пройдет, если он / она правильно ответит на x% вопросов) или проценты проходных баллов (х% кандидатов будут проходить каждый раз) противоречат этой философии. Экзамены предназначены для измерения уровень достижения кандидатом требуемых целей обучения и требуемый уровень его способности достижения определенных результатов обучения.

Настройка отметки прохождения множественного выбора

Некоторые предварительные экзамены проводятся и оцениваются в соответствии с методологиями компьютерного тестирования (CBT). Для других экзаменов с несколькими вариантами ответов проводится модифицированное исследование проходного балла Ангоффа. Это обычное тестирование и измерение метод, при котором группа экспертов по предметному материалу рассматривает экзамен. Каждому эксперту предлагается просмотреть каждый вопрос экзамена и оценить сложность этого вопроса. В частности, их просят оценить вероятность того, что кандидат с минимальными адекватными знаниями компетенция позволит правильно ответить на вопрос. Сумма этих вероятностей, усредненная по группе экспертов, дает предварительную оценку проходного балла.

Предполагаемый проходной балл, полученный в результате модифицированного исследования проходного балла Ангоффа, сравнивается и уравновешивается с фактической статистикой успеваемости на экзамене при окончательной оценке проходного балла. Последствия любых особенно сложных вопросов также учитываются в определение итогового проходного балла.

Письменный ответ – установка отметки прохождения

Для экзаменов SOA с письменными ответами процесс выставления проходных баллов отличается. Перед проведением экзамена экзаменационная комиссия выставляет предварительный проходной балл, анализируя каждый вопрос и определяя, что должен знать и уметь хорошо подготовленный кандидат. продемонстрировать, чтобы получить проходной балл.

После проведения экзамена и первой оценки всех вопросов устанавливается предварительный проходной балл, в котором фактические статистические данные уравновешиваются с предварительным проходным баллом. После завершения второй аттестации фактическая статистика производительности пересчитывается с учетом любых изменений оценки.

Затем экзаменационная комиссия определяет окончательный проходной балл, снова сопоставляя фактические статистические данные с предварительным проходным баллом, принимая во внимание другие факторы, такие как нехватка времени, которая могла возникнуть при ответе на некоторые вопросы.