разбор и решение с пояснениями

Задание 1

(«Географические модели. Географическая карта, план местности»). 1 балл.

Тип 1. Город Дно имеет географические координаты 57°50´с.ш. 29°58´в.д. Определите, на территории какого государства находится этот город.

В этом задании необходимо найти точку на карте с предложенными координатами. Для выполнения данного задания подходит следующий алгоритм.

1. Найдём точку с координатами 0°ш. 0°д. Она расположена на пересечении экватора и нулевого (Гринвичского) меридиана в Гвинейском заливе.


Посмотреть увеличенную карту на новой вкладке

2. Первая координата искомой точки – всегда её широта, т.е. расстояние в градусах от экватора до данной точки.

Чтобы его найти, нужно двигаться от точки 0°ш. 0°д. вдоль нулевого меридиана вверх (если широта искомой точки северная) или вниз (если она южная). В данном случае мы движемся на 58 градусов (57°50´ округляем для удобства*) вверх, т.к. широта северная.

Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли широту.

Так как значения широт (градусы параллелей) подписаны у левого и правого края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40°, 60° и 80°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (40°˂58°˂60°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам нужно отступить на 60° – 58° = 2° градуса от параллели 60° вниз.

3. Вторая координата искомой точки – это её долгота, т.е. расстояние в градусах от нулевого меридиана до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от найденной в п. 2 точки на нулевом меридиане вправо (если долгота искомой точки восточная) или влево** (если долгота искомой точки западная) вдоль (т.е. сохраняя отступ от) ближайшей параллели. В данном случае мы перемещаемся на 30 градусов (29°58´ округляем*) вправо, т.к. долгота восточная.

Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли долготу.

Так как значения долгот (градусы меридианов) подписаны у верхнего и нижнего края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40° и т.д. до 180°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (20°˂30°˂40°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам достаточно выполнить только одно разбиение и расположить точку точно посередине между 20 и 40 меридианом.


Посмотреть увеличенную карту на новой вкладке

4. Определяем страну, в которой расположена искомая точка (город Дно).

Таким образом, мы выяснили, что город Дно расположен в Российской Федерации.

Алгоритм 1

(при поиске страны по карте мира):

  1. Находим точку с координатами 0° ш. 0° д. (в Гвинейском заливе).
  2. От неё движемся по нулевому меридиану вверх (если широта северная) или вниз (если широта южная) на указанное количество градусов.
  3. От нулевого меридиана движемся вдоль параллели вправо (если долгота восточная) или влево** (если долгота западная) на указанное количество градусов.
  4. Определяем, на территории какого государства расположена полученная точка, записываем его в форму ответа.

* Ремарка о правилах округления: т.к. в данном задании координаты приведены с точностью до минуты дуги, а в одном градусе 60 (а не 100) минут, то минуты до 29´ округляются в меньшую сторону (градусы остаются те же), а начиная с 30´ – в большую (к числу градусов прибавляем единицу).

** Надо отметить, что точки с координатами 140-180° западной долготы будут располагаться в правой части предложенной карты, т.к. нулевой меридиан на ней смещён влево на 40°, но мне пока ни разу не попадались города из этой области карты, поэтому я не стал усложнять алгоритм.

 

Тип 2. Город Мирный имеет географические координаты 62°32´ с.ш. 113°57´ в.д. Определите, на территории какого субъекта федерации находится этот город.

Отличие этого типа задания от первого заключается в том, что для его выполнения необходимо использовать не политическую карту мира, а карту административно-территориального устройства России. Сделать это задание ещё проще, т.к. все города в России имеют северную широту и восточную долготу*. Единственное, с чем здесь нужно разобраться, – это с расположением параллелей и меридианов на карте России.

Параллели на карте России изображаются в форме дуг, концентрически описанных вокруг Северного полюса. Меридианы представляют собой прямые, расходящиеся веером от Северного полюса. Иногда возникает путаница при определении градуса нужной параллели, т.к. некоторые параллели и меридианы пересекаются в районе рамки карты и их подписи расположены очень близко. Мы рекомендуем вам просто запомнить**, как проходят параллели по территории России, и при выполнении задания только проверять себя, а не искать их заново.

1. Так как территория России вытянута с запада на восток, то при выполнении этого типа задания удобнее начинать со второй координаты – долготы. Находим ближайший к городу Мирному меридиан – 110°в.д., и на нём – точку пересечения с 60 параллелью (т.к. она проходит практически посередине страны).


Посмотреть увеличенную карту на новой вкладке

2. Теперь определим широту. От найденной в п.1 точки (60°с.

ш., 110°в.д.) мы движемся вдоль меридиана по направлению к Северному полюсу (вверх) на 2°32′ (62°32′ — 60°). Это будет четверть расстояния до пересечения с 70 параллелью.

3. Уточняем долготу. От полученной в п.2 точки (62°32′ с.ш., 110 в.д.) смещаемся вдоль параллели на восток (вправо и немного вверх в данном случае) на 3°57´ (113°57´ — 110°). Это будет около 2/5 расстояния до пересечения со 120 меридианом.


Посмотреть увеличенную карту на новой вкладке

4. Определяем субъект федерации, в котором расположена искомая точка (город Мирный).

Таким образом, мы выяснили, что город Мирный расположен на территории республики Саха (Якутия).

Алгоритм 2

(при поиске субъекта федерации по карте России):

  1. Находим ближайший к данному городу меридиан и точку его пересечения с 60 параллелью.
  2. От неё движемся вдоль меридиана к Северному полюсу (если широта больше 60°) или от него (если широта меньше 60°) на |x-60°| градусов (x – широта города).
  3. Далее движемся вдоль параллели для уточнения долготы точки.

Определяем, на территории какого субъекта федерации расположена полученная точка, записываем его в форму ответа.

* При том, что восточная часть п-ова Чукотка лежит в западном полушарии, ни одного города там не расположено.

** Так, 80-я параллель (самая маленькая дуга) проходит по архипелагам в Северном Ледовитом океане, 70-я – от северного побережья Кольского полуострова до северного побережья Чукотки, 60-я – точно через Санкт-Петербург, 50-я – вдоль южной границы Восточной Сибири, 40-ая к югу от границ России (на карте видна в районе Азербайджана и Японского моря)

 


Готовимся к ЕГЭ по географии

<<Лид>>

ЕГЭ по географии длится 3 часа и состоит из решения 31 задания с кратким и развёрнутым ответами. Ответы к заданиям 1–21 и 23 записываются в виде числа, последовательности цифр или слова (словосочетания). В решении заданий с развёрнутым ответом (задания 22, 24–31) требуется выполнить рисунок, решить задачу или описать ход выполнения задания.

Сдать экзамен на 100 баллов способен либо успешный студент географического факультета, либо фанат географии. Чтобы справиться с заданиями экзамена, нужно самостоятельно изучать статьи и справочники, получать удовольствие от этого — одним словом, жить географией.

Что можно взять на ЕГЭ по географии

На экзамене разрешается использовать линейку, непрограммируемый калькулятор и транспортир. Приносить с собой атласы нельзя, но к экзаменационным материалам прилагается административная карта России, политическая карта мира и все необходимые статистические приложения (чаще всего таблицы) для решения заданий конкретных КИМ.

Административная карта РФ, которая прилагается на ЕГЭПолитическая карта мира, которая прилагается на ЕГЭСтатистические материалы, которые прилагаются на экзамене (материалы из демоверсии ЕГЭ по географии 2022)

Куда поступать с ЕГЭ по географии

ЕГЭ по географии необходим для поступления на некоторые педагогические направления, а также на те, где изучают науки о земле, например геологию, почвоведение, геохимию. Его нужно сдавать и тем, кто выбрал направления в области экологии и природопользования, картографии, туризма и ландшафтного дела. Если вы собираетесь поступать на специальность, где география не требуется, это не значит, что знания по этому предмету вам не понадобятся. Будущие дипломаты, например студенты МГИМО, порой жалеют, что пренебрегали школьными уроками, и уже в вузе обращаются к репетиторам по географии.

Как готовиться к ЕГЭ по географии

Сдайте экзамен заранее. В большинстве школ курс географии завершается в 10-м классе, поэтому вы можете разгрузить себя, сдав экзамен заранее. Помните: сдать географию можно только один раз, либо в 10-м, либо в 11-м классе.

Решайте демоварианты в школе

Почти половина тем экзамена изучается в 10-м классе, так что нужно внимательно слушать на уроках.

Полезные сведения можно почерпнуть в учебнике В. П. Максаковского. Однако главное в подготовке — практика. Необходимо решать как можно больше пробников, случайных заданий на сайте ФИПИ, а если попадаются сложные — обязательно разбираться. На сайте ФИПИ доступен один демовариант, а в школы в течение года присылают 3–4 экземпляра. Нужно вникать в спорные вопросы и пытаться понять, чего ждут разработчики заданий.

Пишите пробные ЕГЭ

Пробный ЕГЭ — это тренировка перед настоящим экзаменом. Прохождение пробников позволяет верно рассчитывать время на экзамене, а наличие сложных заданий помогает глубже разобраться в предмете.

Штудируйте справочники

Если предмет интересен, то можно даже в Википедии изучать особенности зарубежных стран. Особое внимание следует уделить данным об энергетике и населении. Например, в учебнике про демографию и электростанции Португалии не написано, а на экзамене могут спросить. Подготовиться к таким вопросам можно только самостоятельно.

Следите за периодикой

Полезно подписаться на журнал National Geographic, где публикуют интересные статьи, в том числе о проблемах энергетики. В 2015 году NatGeo рассказал о планах Германии отказаться от ТЭЦ и АЭС в пользу альтернативных источников энергии. Малоизвестная информация, а на экзамене может пригодиться.

Занимайтесь с преподавателем

Задания с развёрнутым ответом полны сюрпризов — неизвестно, какой вопрос встретится в задании: о России или о зарубежной стране, об экологии или о производстве какой-то продукции. К таким заданиям можно хорошо подготовиться, если усвоить алгоритмы и формулы. Опытный преподаватель может научить выполнять задания оптимальным способом и подсказать, как избежать типичных ошибок.

Как выполнять задания с кратким ответом

Вся сложность ЕГЭ по географии заключается в заданиях с развёрнутым ответом, потому что никто не знает, какие вопросы попадутся. Для ученика, который готовился и знаком с форматом экзамена, первая часть более предсказуема, однако и при её решении возникают некоторые трудности.

Выпускникам бывает сложно отметить верные утверждения в заданиях 8 и 12, ведь не сказано, сколько их должно быть. С заданиями 3, 4, 6, 7 и 9 будет непросто, если ученик плохо ориентируется по карте, не помнит показатели плотности населения или распространение сельскохозяйственных культур. Атласом пользоваться нельзя, так что вся надежда на собственные знания. Единственный способ справиться с такими вопросами — заучить материал.

Пример задания № 3 из демоверсии ФИПИ 2022 года

В задании 13, где нужно расположить события геологической истории в хронологическом порядке, выпускники теряются, так как предложения очень объёмные. Самое главное — выделить геологический период, о котором идёт речь. Основной ошибкой при выполнении задания является указание периодов геологической истории Земли не в том порядке. Кстати, чтобы их запомнить, можно использовать мнемонический приём — фразу, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий хронологических периодов: «Каждый отличный студент должен кушать пончики. Ты, Юра, мал — принеси нам чебурек». Названия периодов: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь, триас, юра, мел, палеоген, неоген, четвертичный.

Пример задания № 13 из демоверсии ФИПИ 2022 года

Вопрос про часовые пояса в задании 14 проверяет способность логически мыслить и выполнять арифметические вычисления. Здесь не требуется особых знаний по географии, поскольку вся информация для расчётов уже дана.

Пример задания № 14 из демоварианта ФИПИ 2022 года

Задание 16 не представляет трудности для тех, кто знает формулы расчёта естественного и миграционного прироста. В первом случае речь идёт о разнице между рождаемостью и смертностью, во втором — о миграционном приросте (убыли), или разнице между прибывшими и выбывшими.

Пример задания № 16 из демоверсии ФИПИ 2022 года

Раньше карты на экзамене не выдавались, и задания 17 и 18 вызывали затруднения у выпускников. Сейчас с помощью карт России и мира несложно определить страну и регион Российской Федерации по его краткому описанию.

Задания 19 и 20 представляют собой обновлённый мини-тест и выполняются с использованием одной карты и справочных материалов. При решении задания 19 помните о том, что в справочных материалах есть политическая карта мира, на которой обозначены все страны. Это является прямой подсказкой при решении данного задания.

Как выполнять задания с развёрнутым ответом

Задания 26 и 27 выполняются при помощи дополнительных справочных материалов, размещённых в КИМ.

Задание 29 представляет собой профиль, проведённый по определённой параллели. Для того чтобы верно решить данное задание, необходимо определить, какие ветры дуют на представленной в задании широте и на каком склоне (восточном или западном) выпадает большая часть осадков. Помните, что чем выше в горах расположен пункт, тем больше в нём выпадает осадков.

Пример задания № 29 из демоверсии ФИПИ 2022 года

В задании 30 трудно ошибиться, если вы понимаете алгоритм решения, а вот при ответе на задание 31 придётся пораскинуть мозгами. Необходимо внимательно прочитать представленный текст и определить две противоположные позиции.

Пример задания № 31 из демоверсии ФИПИ 2022 года

Почему стоит начать с заданий с кратким ответом

Выпускники, которые уверенно выполняют задания с кратким ответом, сразу принимаются за развёрнутую часть экзамена. Во второй части нужно продемонстрировать умения, которые ученик приобрёл и закрепил сам или на курсах. Если в заданиях с кратким ответом может повезти, то в решении заданий с развёрнутым ответом всё зависит только от ученика.

Что запомнить

— Страны и их столицы, а также субъекты РФ и административные центры нужно знать назубок.

— ЕГЭ по географии разительно отличается от ОГЭ, который можно сдать без специальной подготовки, используя карты атласа и руководствуясь здравым смыслом. — Чтобы на ЕГЭ набрать более 90 баллов, потребуются не только незаурядная эрудиция и умение выполнять задания, но и некоторая доля везения.

— Главная трудность экзамена — отсутствие атласа под рукой. Придётся загрузить в свою память данные о плотности населения, распространении полезных ископаемых, энергетике, промышленности и сельском хозяйстве России и мира. Стоит уделить особое внимание тем разделам, которые даются с трудом.

— Во второй части экзамена не нужно искать подводные камни. Задания сформулированы чётко, и выполнять их нужно по алгоритму.

— К ЕГЭ по географии необходимо осмыслить и запомнить большой объём информации. Сделать это можно, только если действительно любишь предмет и искренне им интересуешься.

ГЕОГ 1123: ВВЕДЕНИЕ. К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

ВВЕДЕНИЕ. К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ Вопросы и ответы

ВВЕДЕНИЕ. TO HUMAN GEOGRAPHY Документы

Показаны с 1 по 33 из 33

Сортировать по:

{[$select.selected.label]}


Назад в отдел

География 1000 : Фундаментальная мировая региональная география

Фундаментальная мировая региональная география Вопросы и ответы

Самые важные документы недели

Основные документы по региональной географии мира

Показаны с 1 по 73 из 73

Сортировать по:

{[$select. selected.label]}


Фундаментальная мировая региональная география Тесты Вопросы и ответы

Показано с 1 по 8 из 7

Посмотреть все

    • Какие другие факторы (физические, механические, политические, экономические и т. д.) в действительности играют роль при рассмотрении возможности установки солнечной панели
    • Как положение Северной Америки в мировой экономике связано с ее воздействием на окружающую среду? 4. Как США повлияли на международные соглашения до
    • 1. Каковы главные задачи физической географии? 2. Как взаимодействуют многочисленные человеческие факторы и факторы окружающей среды, влияя на уязвимость места
    • Тысячи лет в Азии дети работали в поле, учились ткать и работали в магазинах. Работа часто приносит положительный опыт, потому что
    • Тысячи лет в Азии дети работали в поле, учились ткать и работали в магазинах. Работа часто приносит положительный опыт, потому что
    • Тысячи лет в Азии дети работали в поле, учились ткать и работали в магазинах. Работа часто приносит положительный опыт, потому что
    • Предыстория: Колонизация имела значительные долгосрочные последствия в Южной Азии.