Образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства

В целом процесс объединения вокруг Москвы северо-восточных русских княжеств был завершён Иваном ІІІ Васильевичем (1462–1505). Он был известен как расчётливый, удачливый, осторожный и дальновидный государственный деятель. Одновременно, как и многие политики той эпохи, Иван ІІІ не брезговал коварством и интригами. Ему удалось последовательно подчинить Ярославское (1468), Ростовское (1474) и Тверское княжества (1485), Вятскую землю (1489), важную в промысловом отношении, а также ликвидировать Новгородскую республику.

Новгород на протяжении большей части XV в. оставался одним из главных политических и экономических конкурентов Москвы в русских землях. Первое крупное поражение новгородцев произошло ещё в 1456 г., после чего они были вынуждены отказаться от ряда прежних вольностей. В Яжелбицах было заключено соглашение, лишавшее Новгород права на самостоятельную внешнеполитическую деятельность. Но соблюдался этот договор недолго.

Объединительная деятельность московских князей пугала новгородских бояр, опасавшихся потерять свои привилегии, что подтолкнуло их в начале 1470‑х пойти на сближение с Великим княжеством Литовским (ВКЛ). Инициатором установления контактов с ВКЛ стала влиятельная антимосковская группа, которую возглавила вдова главы города Марфа Борецкая и её сыновья.

В ответ на это, уже в 1471 г. Иван ІІІ, обвинив бояр в предательстве православия, пошёл походом на Новгород и разбил новгородское ополчение в битве на р. Шелони. Новгородцы количественно превосходили противную сторону, но в бой шли неохотно; москвичи же, напротив, по свидетельству летописцев, сражались «как львы» и, заставив противника бежать, преследовали его более двадцати вёрст. Эти события привели к росту промосковских симпатий среди новгородцев. Иван III решил использовать выгодный для него момент. Осенью 1475 г. он нанёс визит в Новгород. Для укрепления позиций своих сторонников князь обратился к праву суда. Часть местных бояр была обвинена в предательстве и вывезена в Москву для окончательного разбирательства. Неудивительно, что все они относились к силам, враждебно настроенным к Ивану III. Таким образом, московскому князю удалось ослабить позиции своих противников, одновременно утвердив за собой имидж справедливого правителя.

Окончательное присоединение произошло в 1478 г. Символом подчинения Новгорода стала перевозка в Москву новгородского вечевого колокола. Все новгородские владения перешли под контроль Москвы. Городом управляли московские наместники, но он всё же сохранял отдельные привилегии (право на контакты со шведами, отказ от привлечения новгородцев к охране южных границ), которые полностью были ликвидированы лишь при Иване IV Грозном. Покорение Новгорода ускорило и процесс поглощения Тверского княжества, земли которого находились в окружении московских владений. Поводом для войны стал союз тверского князя с Казимиром IV. Не располагая поддержкой населения и боярства, тверской князь оказался не способен на сопротивление и бежал к своему литовскому союзнику.

Вхождение в состав Московского государства новгородских, вятских и пермских земель, населённых нерусскими народами севера и северо-востока, привело к заметному расширению его многонационального состава.

При правлении Ивана ІІІ был составлен памятник русского феодального права — Судебник 1497 года, состоявший из 68 статей и представлявший наиболее полный на тот момент свод законов Русского государства. В нём ограничивались привилегии бояр, монастырей и церковных лиц при рассмотрении дел; изменялась система комплектования войска: отныне оно состояло из дворян-помещиков. Данный свод законов отразил усиление роли центральной власти в государственном устройстве и системе судопроизводства.

В 1503 г. несколько западнорусских княжих родов (Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северские) разорвали отношения с ВКЛ и признали верховенство Москвы.

Позже, при Василии ІІІ (1505–1533), влияние Москвы было распространено на Псков (1510). По приказу московского князя около 300 родов наиболее зажиточных псковичей выселили из города. Их место заняло такое же число переселенцев из московских городов. Вече было распущено. Управление Псковом перешло в руки московских наместников.

Следующим городом, попавшим под влияние Москвы, стал Смоленск (1514), в честь чего в Москве был воздвигнут Новодевичий монастырь, где поместили икону Смоленской богоматери, которая считается защитницей западных границ Руси, и Рязань (1521). Благодаря деятельности Ивана ІІІ и Василия ІІІ Московское княжество превратилось в крупнейшее государство в Европе, но всё ещё недостаточно централизованное.

Становление органов центральной власти

Складывается система центрального и местного управления. Во главе государства — великий московский князь. Князья тех земель, что переходили к Москве, приобретали статус бояр московского государя («обояривание князей»). Сами княжества именовались уездами и находились под управлением наместников из Москвы.

Начиная с Ивана ІІІ, московских князей стали величать «Государи всея Руси», а в отношении русских земель всё чаще стали употреблять название «Россия». Росту авторитета великокняжей власти способствовал и факт женитьбы Ивана ІІІ на племяннице последнего императора Византии — Софьи (Зое) Палеолог. Гербом государства стал двуглавый орёл, также заимствованный у Византийской империи.

В начале XVI в., в годы правления Василия ІІІ, появляется идеологическая формула московского самодержавия, согласно которой Москва являлась преемницей Византии — третьим Римом. Согласно этой формуле, исторический процесс трактовался как смена мировых царств. После падения Римской империи — первого Рима, погибшего из-за распространения ереси, пришло время второго Рима — Константинополя, но и он при- шёл в упадок вследствие унии с католиками. И лишь третий Рим — Москва, как оплот истинного христианства, будет существовать вечно.

Центральными органами власти были Боярская дума, Дворец (ведал личными землями великого князя, стал основой для формирования русского дворянства) и Казна (государственная канцелярия, занималась финансовыми вопросами). Боярская дума (5–12 бояр и не более 12 окольничих) — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. Самостоятельной роли не играла, являясь совещательным органом, поддерживала все действия великого князя, составляя совместно с ним единую верховную власть. Бояре были заинтересованы в усилении власти князей и дальнейшей централизации государства, со временем став одной из главных опор самодержавной власти.

Формируется система приказов (министерств). Приказы — органы центрального государственного управления в Русском государстве, отвечавшие за конкретное направление государственной политики или заведовавшие отдельными областями государства. Большим влиянием в государстве обладал митрополит и собрание высшего духовенства — Освящённый собор.

Существовала система кормлений. Кормление — система содержания должностных лиц за счёт местного населения в течение всего периода службы. Кормления не способствовали созданию централизованного государства и позже были упразднены. На местах власть принадлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в волостях и станах).

Образование Российского государства стало возможным после свержения ордынского ига

В XV в. огромное государство Золотая Орда распалось на несколько ханств: Казанское и Астраханское на Волге, Ногайскую Орду, Сибирскую, Узбекскую — к востоку от неё, Большую Орду и Крымское ханство.

Ослабленная внутренними противоречиями Орда не могла удержать под контролем русские земли. В 1476 г. Иван ІІІ прекратил выплачивать дань Орде. Судьба русских земель решилась в результате Стояния на Угре 1480 г., когда хан Ахмат не решился вступить в сражение и отвёл свои войска от границ русских княжеств. Ахмат надеялся на поддержку польского короля Казимира IV, но нападение на Польшу союзника Ивана ІІІ, крымского хана Менгли-Гирея, сорвало эти планы. Монголы окончательно утратили своё господство над Русью. Освобождение от унизительной и разорительной дани, отказ от системы ярлыков и ликвидация верховенства ордынского хана свидетельствовали об обретении Русским государством подлинной независимости. Вскоре Золотая Орда прекратила своё существование, распавшись на отдельные улусы.

Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения

Изменения в социальной структуре общества

В конце XV в. набирает оборот процесс закрепощения крестьян, главным образом путём реализации правительственных мер по предотвращению их бегства. Так, после принятия Судебника 1497 г. впервые переход крестьян от одного хозяина к другому был ограничен определённым периодом в году: неделя до 26 ноября (Юрьев день) и неделя после. За возможность ухода крестьян обязывали выплатить «пожилое» — плата за годы, которые они прожили на предыдущем месте. Появление этих ограничений свидетельствовало о постепенном закрепощении крестьян.

Прикрепление крестьян к земле, распространение на них юрисдикции феодалов в некотором роде уравнивали в правах большую часть земледельческого населения. В результате исчезли многие старые термины, которые использовались для обозначения форм социальной зависимости («смерд», «закуп», «изгой», «люди» и др.).

В XV–XVII вв. крестьянство делилось на следующие категории:

  • владельческие, принадлежавшие феодалам-собственникам;
  • дворцовые, находившиеся в ведении дворцового ведомства московских царей;
  • государственные, не принадлежавшие конкретному владельцу, но связанные обязательствами нести определённые повинности в пользу государства.
    Среди повинностей преобладал натуральный оброк.

К холопам относили:

  • дворовую челядь;
  • ремесленников, обслуживающих господскую семью;
  • приказных людей, имевших дело с правительственными учреждениями и управлявших вотчинами;
  • военных слуг, сопровождавших хозяина в походах.

Обработкой барских пашен преимущественно занимались холопы.

Наряду с великими князьями крупнейшим землевладельцем выступала Церковь. Ордынцы, заинтересованные в сохранении своего владычества, решили не отбирать у церкви её земельные владения. В поддержке духовенства нуждались и русские князья. Если на предшествующих этапах церковный налог — десятину — выплачивали в денежной или натуральной форме, то теперь десятина была заменена князьями раздачами земель. Росту феодального могущества монастырей способствовало и то обстоятельство, что, в отличие от княжеских владений, монастырские земли не подлежали разделу среди наследников.

Рост церковного землевладения осуждался рядом её представителей. Так, в XV в. появились нестяжатели во главе с монахом Нилом Сорским (некоторое время нестяжателей поддерживал и Иван ІІІ, который уже давно планировал ограничить процесс беспрестанного роста монастырских землевладений и церковного имущества). Они выступали за аскетизм в жизни Церкви. Нестяжатели утверждали, что уход от мира должен привести к индивидуальному нравственному совершенствованию и спасению души. Это предполагало полное отсутствие заинтересованности в каких-либо материальных благах, а владение собственностью, особенно населёнными землями, резко осуждалось. Сторонниками Н. Сорского это квалифицировалось как стяжательство — тяжкий грех, идущий в разрез с установками христианской веры. По их мнению, в качестве источников к существованию можно было рассматривать лишь собственную трудовую деятельность, дары и подаяния.

Идеям нестяжателей противостояли иосифляне (Иосиф Волоцкий — настоятель Волоколамского монастыря), обосновывавшие необходимость наличия у Церкви значительного земельного фонда. Практическое воплощение взглядов иосифлян олицетворял Иосифо-Волоколамский монастырь. Его отличал быстрый рост земельных вотчин, наличие отлаженной системы хозяйственной жизни, продуманная до мелочей сетка «тарифов» на услуги монахов, которые они оказывали прихожанам. Иосифляне твёрдо стояли на том, что пожертвования монастырям дарованы Богом, а потому не подлежат изъятию ни при каких обстоятельствах. Помимо этого, иосифляне жестоко расправлялись с представителями еретических течений стригольников и жидовствующих, получивших довольно широкое распространение в церковной среде Руси того времени.

На церковном соборе 1502 г. иосифлянам удалось склонить на свою сторону великого князя, провозгласив его царём земным. Русская церковь приобретала характер государственной и национальной. Церковное и монастырское землевладение продолжало расти.

Формы феодального землевладения

Главным новшеством было создание государственной поместной системы. Её суть состояла в том, что военные слуги государства «испомещались» на земле, при этом обеспечивая себя всем необходимым для несения военной и другой государственной службы. Они стали называться помещиками, а их владения — поместьями. Формально владение поместьем отличалось от вотчины, которая составляла полную и наследственную собственность владельца, условным и временным характером. Поместная система не предусматривала передачу земель светских владельцев монастырям, что могло сократить фонд земель, передаваемых за службу. Размеры владения могли быть как крупными, так и мелкими, независимо от формы землевладения.

Формирование поместной системы упростило передачу государственных земель частным землевладениям, так как считалось, что земельные наделы остаются в руках великого князя, что делало сопротивление крестьян при передаче их земель в поместье менее активным, чем в случае с вотчиной.

Другой важной особенностью социально-экономического развития средневековой России стало разделение разных форм феодального землевладения по территориальному принципу. К примеру, в центральных районах с высокой плотностью населения сложилось устойчивое поместно-вотчинное землевладение различных категорий феодалов. Тогда как на окраинах по-прежнему были распространены общинные формы крестьянского землевладения.

Рост крепостнического землевладения происходил за счёт пожалования помещикам чёрных и дворцовых земель, что сопровождалось увеличением численности закрепощённых крестьян.

Москва как центр объединения русских земель. Формы землевладения и категории населения

Москва как центр объединения русских земель

После падения роли Киева как центра древнерусской государственности наибольшее значение в русской политической жизни приобрели Новгородская республика и Владимиро-Суздальское княжество. Ханы Золотой Орды считали владимирского князя главой всей Северо-Восточной Руси. Однако вскоре удельные князья начали оспаривать данную прерогативу, вступив в борьбу за княжение во Владимире. Наиболее активными в этой борьбе оказались тверские и московские князья.

Московское княжество получило самостоятельность в 1276 г. Его значение резко возрастает в XIV в., когда оно начинает играть роль главного объединительного центра русских земель. Этому способствовали следующие факторы:

  • личностные качества первых московских князей (Иван І Калита, Дмитрий Донской), их политическая деятельность;
  • выгодное географическое положение, способствовавшее увеличению населения;
  • поддержка церкви и перенесение центра русского православия из Владимира в Москву;
  • содействие Орды, передавшей ярлыки на княжение московским князьям.

Создание единого Российского централизованного государства включало два взаимодополняющих процесса: формирование территории государства и организация аппарата управления страной. Территория государства складывалась вследствие присоединения к Москве ранее независимых княжеств. Это происходило разными путями. Московские князья не только завоёвывали новые территории, но и занимались «округлением» своих владений, за счёт присоединения земель своих союзников, не брезговали они и подкупом приближённых противника и т.п. Этот процесс занял более двух веков.

Политика московских князей

У истоков московской княжеской династии был один из сыновей Александра Невского — Даниил Александрович (1276–1303). Уже в годы его княжения Москве удалось присоединить Коломну, Можайск и переяславльские земли. К концу его правления Московское княжество стало одним из крупнейших княжеств Северо-Восточной Руси.

В 1319 г. московский князь Юрий Данилович впервые получил в ставке хана ярлык на великое княжение. Обещая увеличить сбор дани, князь получил благосклонное отношение ордынцев. Не стоит упускать из виду и тот факт, что он был женат на сестре хана Узбека. Но окончательно лидерство Москвы было закреплено его преемником Иваном Даниловичем. Иван І Данилович Калита (1283–1340) — великий князь московский (1325–1340), владимирский и новгородский. Заложил основы в утверждение экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал дань с русских княжеств. Жёстко пресекал народное недовольство, вызванное постоянными поборами, расправлялся с политическими противниками. Так, в 1327 г. совместно с ордынцами подавил антиордынское восстание населения Твери. В результате подавления восстания произошёл не только переход великокняжеского ярлыка к Ивану Даниловичу. Было ликвидировано баскачество. Теперь миссия сбора дани возлагалась непосредственно на великого князя. Это предоставило московским князьям возможность получения дополнительных доходов.

Иван Калита постоянно находился в тесном контакте с отцами церкви — митрополитами Петром и Феогностом. Добился перемещения митрополичьей кафедры из Владимира в Москву (1328), после чего она приобрела статус религиозного и идеологического центра Руси. Князь распространил влияние Москвы на ряд земель севера Руси (Тверь, Псков, Новгород и др.). Московское княжество считалось самым зажиточным, что объясняет и происхождение прозвища Ивана Даниловича — «Калита» (сума для денег).

Сыновья Ивана Калиты Семён Гордый (1340–1353) и Иван Красный (1353–1359) расширили территорию Московского княжества за счёт Дмитровских, Стародубских, Калужских и Костромских земель.

Дмитрий Донской (1350–1389) — князь московский (1359–1389) и владимирский. Будучи московским князем стал признанным лидером антиордынской коалиции и собирателем русских земель. Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при Дмитрии совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, что сделало процесс московского возвышения необратимым.

Дмитрий Донской получил ярлык на великое владимирское княжение в 1371 г. Вскоре он покорил Тверь. В эти годы князь все свои силы направил на объединение русских земель для борьбы с Ордой. События 60‑х — первой половины 70‑х гг. укрепили роль Москвы как общерусского центра. В 1374 г. князь Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Орде и тем самым разорвал с ней отношения. В 1377 г. московские и нижегородские войска взяли город Булгар, благодаря чему торговый путь по Волге оказался под контролем Москвы. В следующем 1378 г. московское войско во главе с князем Дмитрием Ивановичем разгромило ордынцев на реке Воже.

На склоне лет князь самостоятельно, без согласия Золотой Орды, передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию (1389–1425), что привело к слиянию Владимирского и Московского княжеств.

К середине XV в. московские князья добились существенной независимости русской церкви от константинопольского патриарха, а после падения Константинополя (1453) главу русской церкви стали определять в Москве.

Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества

Усиление позиций Москвы совпало с началом периода внутренних конфликтов и междоусобиц в Золотой Орде. Поводом к обострению отношений с монголами стало требование хана Мамая увеличить размер собираемой дани. И русичи, и ордынцы тщательно готовились к сражению. Ордынцы собрали до 100 тыс. человек. Их поддерживали князь ВКЛ Ягайло и рязанский князь Олег Иванович.

Дмитрию Донскому удалось собрать общерусское ополчение. В союзе с ним выступили даже литовские князья Андрей Полоцкий и Дмитрий Трубецкой. Русское воинство поддерживала Православная церковь. Существует легенда, что перед битвой на Куликовом поле Дмитрий Иванович получил благословление от Сергия Радонежского.

Ощутимое поражение было нанесено ордынцам в Куликовской битве (1380). Началу битвы предшествовал ставший легендарным поединок между русским богатырём Пересветом и Челубеем со стороны монголов. Хотя победа войска московского князя Дмитрия Донского не привела к полному освобождению Руси от ига, более того, в 1382 г. Москва была сожжена ханом Тохтамышем, сменившим Мамая, однако именно после битвы на Куликовом поле окончательно утвердилась роль Москвы как общерусского центра сплочения всех сил против Орды, а жители разных русских городов впервые ощутили себя представителями одного народа.

Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории на селения. Русский город

Колонизация Северо-Восточной Руси

Северо-Восточная Русь — группа русских княжеств, объединившихся в междуречье Волги и Оки в IX–XV вв. , вокруг которых стало складываться современное Российское государство.

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси — достаточно длительный процесс расселения славян на финно-угорских землях Волго-Окского междуречья, начало которому было положено в IX в. В результате этого процесса были созданы предпосылки к формированию в этом регионе великорусской народности, следствием чего стало увеличение удельного веса Владимиро-Суздальского княжества среди земель, ранее входивших в состав Древней Руси.

Славянскую колонизацию данного региона можно разделить на несколько этапов. Первым этапом стало появление в северо-восточной части Руси в IX–X вв. первых славянских поселенцев. По Волге на север и восток Волго-Окского междуречья начали расселяться кривичи, компактно осевшие в районе Суздальского ополья. Дальше на север заняли территорию ильменские словене. Юг Подмосковья и Рязанщину заселяли вятичи, а также радимичи и северяне.

На втором этапе колонизации в XII–XIII вв. миграция южнорусского населения происходила в Ростово-Суздальскую землю. Активным участником колонизации Северо-Восточной Руси был сын Владимира Мономаха, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий. Он переманивал новых поселенцев, предоставляя им ссуды для обоснования на новом месте. Переселенцы получали статус вольных земледельцев, что освобождало их от несения многих феодальных повинностей. Андрей Боголюбский продолжил колонизационную деятельность отца.

Третий этап колонизации приходится на период монголо-татарского нашествия в XIII–XIV вв. Население, в том числе и знатного происхождения, Киевского, Черниговского и других южнорусских княжеств, массово переселялось на северо-восток. Тогда же состоялся переезд митрополита Максима из Киева во Владимир-на-Клязьме (1299). Эти процессы были обусловлены меньшим масштабом разорений и более быстрыми темпами восстановления Северо-Восточной Руси.

Восстановление экономики русских земель

Золотоордынское нашествие стало причиной торможения и упадка экономического развития русских земель. Процесс восстановления Северо-Восточной Руси пришёлся на XIV–XV вв. Восстанавливались заброшенные угодья и осваивались новые земли, основывались новые поселения — слободы, деревни, сёла. Происходило увеличение площадей пахотных земель и совершенствование способов обработки почв. Трёхполье стало доминирующей системой земледелия. Повсеместно использовались орудия труда, изготовленные из металлов (соха, плуг). Возрождалось огородничество и садоводство. На смену бортничеству пришло пасечное пчеловодство.

В этот период Москва не только увеличила своё политическое значение, но и стала крупным центром ремесленного и сельскохозяйственного производства, торговли. Этому способствовало её географическое положение важного узла сухопутных и водных путей, служивших как для торговых, так и военных целей.

Формы землевладения и категории населения

С конца XIII в. начинается период быстрого роста крупного феодального землевладения. Её основной формой оставалась крупная княжеская, боярская и церковная вотчина. С середины XIV в. значительно возросли землевладения монастырей. Это можно проследить на примере знаменитого Троицкого монастыря (Троице-Сергиева лавра), у истоков которого стоял Сергий Радонежский (1321–391). На окраинах Руси также ещё оставались земли крестьянских общин, которые платили подати в государственную казну.

Увеличению вотчинных наделов способствовало пожалование князем земли с крестьянами. Крупные феодалы (князья, бояре, монастыри) с целью более быстрого освоения и успешной эксплуатации вотчин предоставляли часть неосвоенных земель своим дворцовым и военным слугам в условное держание на определённых условиях. В Русском государстве XIV–XV вв. эта форма землевладения получила название служилого, или поместного, и стала основой материального благополучия дворян.

К основным категориям населения относились: великие князья, удельные князья, служилые князья, бояре, слуги. К XIV в. отошли в прошлое многие термины, обозначавшие разнообразные формы зависимости эпохи Древней Руси («закупы», «смерды», «изгои»). Им на смену пришло универсальное название — крестьяне (свободные общинники и находившиеся в полной зависимости от феодалов).

Русский город

Восстановление сельскохозяйственных угодий благоприятно сказалось на развитии городов. Упадок таких крупных городов, как Владимир, Суздаль, Ростов, изменения в характере экономических и торговых отношений обусловили появление в XIII– XV вв. новых центров: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В них росло население, возрождалось строительство из камня, увеличивался удельный вес ремесленников и купцов. Наиболее развитой оставалась торговля сельскохозяйственной продукцией, но быстро развивались и ремёсла: кузнечное и литейное дело, металлообработка, монетное дело.

Русские города по-прежнему зависели от феодального государства, что отличало их от городов Западной Европы, многие из которых имели самоуправление. Свободных горожан делили на «чёрных ремесленников», которые были обременены «тяглом» — комплексом повинностей натурального и денежного характера, выплачиваемых в пользу государства, и боярских, монастырских либо княжеских ремесленников, освобождённых от тягловой повинности.

Культурное развитие русских земель и княжеств в XIIІ — середине XV в

На развитие культуры этого периода определяющее влияние оказало преодоление последствий ордынского нашествия и превращение Москвы в главный объединительный центр Северо-Восточной Руси.

В литературе значительное количество произведений было посвящено борьбе с ордынцами («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и др.). Одним из первых памятников светской литературы стало повествование русского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (1468–1474) — первое русское произведение с точным описанием торгового и нерелигиозного путешествия. Большая часть записок Никитина посвящена Индии. Сочинение наполнено лирическими вставками и эпизодами автобиографического характера. Широкое распространение получили жития, являвшиеся примером симбиоза церковной и светской литературы («Житие Александра Невского»). Возродилось летописание («Русский Хронограф»). В 1408 г. было завершено составление первого Общерусского летописного свода (Троицкая летопись).

В архитектуре возвращает былые позиции каменное строительство (церковь Спаса в Новгороде, белокаменные стены Московского Кремля (1367), являвшегося единственной каменной крепостью в Северо-Восточной Руси, Спасский собор Андроникова монастыря в Москве и др.). Начинается привлечение европейских архитекторов, главным образом, итальянцев.

В живописи по-прежнему доминирует иконопись. Выдающимися представителями иконописи того периода были Феофан Грек (1340–1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей (московская церковь Рождества Богородицы) и Андрей Рублёв (ок. 1360–1428) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV в., канонизированный Русской православной церковью в лике преподобных. Кисти Андрея Рублёва принадлежит знаменитая икона «Троица» (ок. 1420–1430), которая стала одной из вершин не только русского, но и мирового искусства. Выдающемуся иконописцу принадлежит также фресковая роспись Успенского собора во Владимире, икон Звенигородского собора, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре.

Praxis II Всемирная история и история США: практический тест CK (2023

Экзамен Praxis World and U.S. History: Content Knowledge используется многими штатами для оценки знаний и навыков человека для эффективного преподавания мировой истории и истории США на уровне средней школы.

Стартовый тест

 

Учебное пособие Praxis
Карточки Praxis Flashcards
Praxis Test

Дизайн теста

Этот двухчасовой компьютерный экзамен, состоящий из 120 вопросов с выбранными ответами, оценит ваши знания исторических фактов и истории мира и США. Тест состоит из четырех категорий содержания:

  • Всемирная история до 1450 г. н.э. – 30 вопросов
  • Всемирная история: с 1450 г. н.э. до наших дней – 30 вопросов
  • История США до 1877 г. – 30 вопросов
  • История США: с 1877 г. до настоящего времени – 30 вопросов
Категории контента включают вопросы на навыки исторического мышления, которые оценят вашу способность:

  • формулировать исторические вопросы
  • оценивать первичные и вторичные источники
  • конструировать и поддерживать исторические аргументы
  • Установление связей во времени и в географии
  • Оценка исторической причинно-следственной связи
  • Помещение исторических событий в глобальный контекст

В вопросах используются карты, письменные отрывки, диаграммы, графики, таблицы, карикатуры, диаграммы и фотографии, чтобы проверить вашу способность к анализу и использовать предоставленную информацию в учебной среде.

Ознакомьтесь с изданием Mometrix’s Praxis World and U.S. History: Content Knowledge (5941) Учебное пособие

Получите практические вопросы, видеоуроки и подробные учебные уроки

Получите учебное пособие

Регистрация, стоимость и даты

Экзамен стоит 120 долларов США, и вы можете зарегистрироваться онлайн с помощью кредита/дебета или PayPal или по почте с личным чеком или денежным переводом. Регистрация по телефону доступна за дополнительную плату в размере 35 долларов США. Освобождение от платы существует для лиц, отвечающих требованиям приемлемости.

Официальные экзаменационные центры расположены по всей стране, а международные центры доступны для тех, кто соответствует определенным требованиям. Экзамен по истории мира и США предлагается в определенные периоды тестирования, и при регистрации вы выбираете наиболее удобное для вас место и время сдачи экзамена.

При необходимости приспособления для инвалидности организуются за шесть недель до даты тестирования и осуществляются через испытательный центр. Экзамен проводится на английском языке, и время тестирования может быть увеличено, если ваш родной язык не английский.

День экзамена

Входной билет будет отправлен вам по электронной почте после регистрации. Дата, время и место проведения теста указаны в билете. Подтвердите информацию и распечатайте билет, чтобы он был у вас под рукой, когда придет время регистрироваться. Сотрудники центра тестирования могут попросить распечатанный билет.

Прибыть за 30 минут до назначенного времени, чтобы у вас было время припарковаться и заполнить необходимые документы при регистрации. Оставьте все личные вещи в автомобиле и возьмите с собой только необходимое удостоверение личности и входной билет. Никакие предметы не допускаются в испытательный центр, и безопасное местонахождение ваших вещей не может быть гарантировано.

После того, как вы завершите процесс регистрации, сотрудники экзаменационного центра сопроводят вас на вашу станцию. Все материалы, необходимые для экзамена, предоставляются, и вы вернете все материалы по завершении экзамена. Перед тем, как начнется время вашего теста, вы можете ознакомиться с практическим учебным пособием, чтобы ознакомиться со способом доставки. Ваше время начнется, как только вы закончите обучение. Перерывы не включены в период тестирования.

Правила испытательного центра строго соблюдаются, и вы несете ответственность за их понимание и соблюдение. Небрежность с вашей стороны может привести к отмене экзамена и конфискации регистрационных взносов.

Результаты экзамена и начисление баллов

Перед отправкой результатов просмотрите тест и убедитесь, что вы ответили на все вопросы как можно лучше. Вам предоставляется возможность сообщить или отменить ваши результаты. Ни один из вариантов нельзя отменить, поэтому убедитесь, что вы уверены в своем выборе.

Проходные требования варьируются от штата к штату, и если ваш штат имеет соглашение с испытательным центром, ваши результаты передаются по завершении экзамена. Вы можете просмотреть неофициальный отчет о результатах в центре тестирования, а через две-три недели после закрытия окна тестирования вы получите официальный отчет в своей онлайн-учетной записи. Вы можете указать до четырех получателей или агентств для получения отчета о результатах. Баллы начисляются за каждый правильный ответ, а неправильные вопросы или вопросы без ответов не засчитываются вам.

Подготовка к экзамену Praxis по истории мира и США: экзамен по содержанию

Экзамен по истории мира и США используется государственными учреждениями для оценки вашего понимания педагогических теорий и концепций, а также вашего понимания содержания. Вы очень усердно работали над тем, чтобы овладеть знаниями в своей области; не позволяйте одному экзамену определять, добьетесь ли вы успеха.

Специалисты Mometrix постоянно изучают содержание и формат вопросов экзамена Praxis. Пусть их опыт работает на вас. С учебной системой, состоящей из Учебного пособия по секретам экзамена Praxis и карточек, вы можете быть уверены, что сдадите экзамен из парка.

Ознакомьтесь с изданием Mometrix Praxis World and U.S. History: Content Knowledge (5941) Flashcards

Разбейте сложные темы на понятные концепции

Получите Flashcards

Praxis World and U.

S History: Content Knowledge Study Guide

Mome Academy — это совершенно бесплатный ресурс, предоставляемый Mometrix Test Preparation. Если вы найдете пользу от наших усилий здесь, ознакомьтесь с нашим высококачественным изданием Praxis World and U.S. History: Content Knowledge (59).41) учебное пособие, чтобы вывести свое обучение на новый уровень. Просто щелкните ссылку на учебное пособие Praxis World and U.S. History: Content Knowledge (5941) ниже. Ваша покупка также помогает нам создавать еще больше отличного бесплатного контента для тестируемых.

Учебное пособие Praxis
Карточки Praxis Flashcards

Praxis – Home

Как подготовиться к экзамену AP по всемирной истории

широта знаний. Хотя экзамен охватывает исторические события по всему миру с 1200 по 2001 год, всемирная история не столько сосредоточена на запоминании конкретных деталей, сколько на понимании общих исторических закономерностей, таких как изменения окружающей среды, социальные движения и технологические достижения. С подготовкой, упорством и правильной практикой учащиеся могут легко преодолеть трудности, связанные с экзаменом AP World History, и в процессе овладеть ценными навыками письма и критического мышления!

Экзамен AP по всемирной истории является одним из самых длинных AP (около 3 часов 15 минут) и требует обширных знаний. Хотя экзамен охватывает исторические события по всему миру с 1200 по 2001 год, всемирная история не столько сосредоточена на запоминании конкретных деталей, сколько на понимании общих исторических закономерностей, таких как изменения окружающей среды, социальные движения и технологические достижения.

С подготовкой, упорством и правильной практикой учащиеся могут легко преодолеть трудности, связанные с экзаменом AP World History, и в процессе овладеть ценными навыками письма и критического мышления!

Что входит в экзамен AP по всемирной истории?

Экзамен AP World History включает вопросы с несколькими вариантами ответов и краткими ответами, один вопрос на основе документа и одно длинное эссе. Вот разбивка:

Множественный выбор

55 минут/55 вопросов

Вопросы с множественным выбором обычно состоят из 3-4 вопросов на основе одного и того же источника. Вам будет предложено проанализировать предоставленные источники и ответить на соответствующие вопросы.

Краткий ответ

40 минут/3 вопроса

В разделе кратких ответов вам предлагается написать мини-эссе. Первые два вопроса основаны на первичных и вторичных источниках между 1200 и 2001 годами. У вас есть возможность выбрать между двумя подсказками для последнего короткого ответа, причем один вариант касается периода между 1750 и 2001 годами. просят проанализировать предоставленные источники или подсказки, а затем поместить их в исторический контекст.

Вопрос на основе документа

60 минут (включая 15 минут чтения)/1 вопрос

Для DBQ вам будет предоставлено семь источников. Затем вы разработаете и поддержите исторический аргумент, ссылаясь на эти источники, а также на свои собственные знания. Источники будут между 1450-2001.

Длинное эссе

40 минут/1 вопрос

Для длинного эссе вам будут предоставлены три подсказки из разных периодов времени между 1200 и 2001 годами. Вы выберете одну, затем разработаете и поддержите исторический аргумент на основе собственных знаний.

Что касается исторических тем , на экзамене вы проверите:

  • Часть 1: Глобальный гобелен
  • Часть 2: Сети обмена
  • Модуль 5: Революции
  • Модуль 6: Последствия индустриализации

Экзамен не будет проверять вас по:

  • Модуль 7: Глобальный конфликт
  • Модуль 8: Холодная война и деколонизация0018
  • Раздел 9: Глобализация

Когда проводится экзамен AP по всемирной истории?

В 2023 году экзамен AP по всемирной истории будет проводиться в четверг, 11 мая. 2 карандаша с ластиком (для раздела с несколькими вариантами ответов)

  • две ручки с черными или синими чернилами (для раздела со свободным ответом)
  • удостоверение личности с фотографией государственного или школьного образца (если вы где-то не сдаете экзамен) кроме вашей школы)
  • часы (но не смарт-часы или часы Apple)
  • Письмо College Board SSD о праве на участие, если вы одобрили размещение для тестирования
  • Является ли экзамен AP по всемирной истории сложным?

    AP Всемирная история — один из самых сложных экзаменов AP, как из-за того, сколько контента нужно выучить, так и из-за очень аналитического и письменного характера вопросов. Он также является одним из самых популярных, а это означает, что может быть трудно понять, искажены данные или нет, поскольку многие студенты могут сдавать экзамен без достаточной подготовки. Но вот что говорят нам цифры:

    • Проходной балл AP World History в 2021 году (3 балла считается проходным) составил 52,2% . Это довольно низко.
    • Средний балл DBQ в 2021 году составил 2,21 из 7 баллов.

    Насколько сложно получить 5 баллов по всемирной истории AP?

    В 2021 году только 9,7% тестируемых получили 5 на экзамене AP World History. 53% получили от 2 до 3 баллов, в то время как только около 28% получили 4 или 5. Это означает, что действительно трудно получить 5 в AP World History.

    Электронный экзамен AP World History

    Формат цифрового экзамена AP World History

    Формат цифрового экзамена AP World History (APWH) аналогичен бумажному тесту и состоит из двух разделов:

    1. Раздел с несколькими вариантами ответов: этот раздел состоит примерно из 55 вопросов с несколькими вариантами ответов и длится 55 минут.
    2. Раздел вопросов на основе документов (DBQ) и длинных вопросов-эссе (LEQ): Этот раздел состоит из одного DBQ и двух эссе LEQ и длится 1 час 45 минут.

    Сколько длится цифровой экзамен AP по всемирной истории?

    Цифровой экзамен AP по всемирной истории длится 3 часа 15 минут, как и бумажный тест.

    Советы по экзамену AP World History

    Итак, AP World History — довольно сложный тест, как с точки зрения длины, широты содержания, так и точности вопросов. При этом, как только вы выясните его формулы, экзамен также может быть довольно простым и щадящим.

    Вот 6 советов для успешной сдачи экзамена AP World History:

    1. Не пытайтесь запомнить все . Экзамен проверяет ваше понимание исторического контекста и тенденций — сосредоточьте больше своей энергии на понимании того, как различные регионы и события взаимосвязаны в соответствии с историческими темами, а не на конкретных именах и датах.
    2. Следите за содержанием курса . Самый эффективный способ получить хороший балл на экзамене AP World History — внимательно следить за уроками и усердно читать учебник. Это просто слишком много контента, чтобы втиснуть его в несколько дней или недель. Если вы будете следить за содержанием занятий в течение года, вы войдете в тест с прочным фундаментом знаний, даже если вы не все помните.
    3. Весной прочитайте подготовительную книгу. Существует множество различных серий книг по подготовке к AP — возьмите пару разных экземпляров и просмотрите информацию внутри. Эти книги не следует рассматривать как замену учебнику, но они могут дать вам хороший обзор содержания курса и исторических тем в сжатой, удобной для чтения форме.
    4. Потренируйтесь быстро отвечать на вопросы. В разделе множественного выбора экзамена AP World History вам нужно будет отвечать на один вопрос в минуту, если вы хотите пройти весь раздел. Лучший способ научиться правильно определять время — это пройти как можно больше тренировочных тестов.
    5. Практика быстрого письма. Насколько хорошо вы справитесь с разделами эссе, во многом зависит от времени. Вам нужно будет попрактиковаться в быстром анализе источников, а также в быстром формулировании аргументов. Вам нужно написать организованное эссе, которое одновременно отвечает на вопрос и имеет эффективный тезис. Поместите свой тезис (одно предложение, излагающее ваш общий аргумент) в качестве последнего предложения первого абзаца. Каждый последующий абзац должен объяснять одну часть вашего аргумента и иметь собственное тематическое предложение (мини-тезис в начале абзаца). Опять же, единственный способ научиться хорошо писать эссе — это практиковаться с подсказками.
    6. Ответьте на все вопросы. Вы не подвергаетесь наказанию за неправильные ответы, поэтому у вас больше шансов добиться успеха, если вы предоставите ответ на каждый вопрос, даже если вы не уверены, что он правильный.

    Как подготовиться к экзамену AP по всемирной истории

    При подготовке к экзамену AP по всемирной истории многие студенты испытывают стресс, пытаясь запомнить каждую дату и имя в своих учебниках. Это не тот путь. Экзамен по всемирной истории на самом деле довольно щадящий и не будет проверять вас на точное место и время, когда кто-то что-то сделал. Вместо этого он будет задавать вам вопросы о долгосрочных исторических тенденциях и закономерностях, а также о том, можете ли вы связать конкретные события с более широкими всеобъемлющими темами.

    Лучший способ подготовиться к экзамену по всемирной истории — сначала пройти пробный тест. Экзамен был недавно изменен: изначально он охватывал всю историю человечества, но с 2019 года он был изменен, чтобы охватывать только «современную» эпоху, начиная с 1200 года. Поэтому обязательно найдите пробный тест для AP World History: Современный экзамен.

    После прохождения теста просмотрите, в каких областях вы преуспели, а в каких менее знакомы. Есть ли определенный период времени, регион или историческая тема, на которые вы спотыкаетесь? Это поможет вам сосредоточиться, куда направить свою энергию.

    Просмотрите свои учебники и конспекты. Попробуйте заполнить те пробелы, которые вы обнаружили после практического теста. Просматривая предыдущее содержание, можно легко перейти в режим робота, читая информацию, но не воспринимая ее на самом деле. Чтобы полностью усвоить содержание, прочитайте главу вашего учебника или раздел ваших заметок, а затем напишите небольшое резюме. абзац с изложением его основных положений. Где, когда и что произошло в этом разделе? Кто были некоторые из его ключевых игроков? И как события, освещаемые в этом разделе, связаны с более крупными историческими темами?

    Это приводит нас к практике написания эссе. Как для DBQ (вопрос, основанный на документах), так и для длинного эссе рецензенты AP хотят увидеть, можете ли вы обобщить конкретные примеры из любого периода времени/места/события, о которых идет речь, а затем связать эти примеры с более общими темами и историческими данными. тенденции. Думайте об этом как о приближении, а затем о уменьшении масштаба; что произошло, и как это вписывается в общую картину? Как это повлияло на окружающие регионы, как изменило траекторию движения определенного места или людей? Взгляните на эссе, которые вы написали во время пробного теста, и попытайтесь выяснить, как они могут лучше соответствовать текущим правилам оценки. Помните, что всегда пишите план перед тем, как начать эссе — помимо структуры и исторической точности, самая большая проблема — изложить все свои тезисы в течение 40–60 минут. Постарайтесь быть максимально кратким. Более длинные эссе не автоматически становятся лучшими эссе.

    Работа с опытным преподавателем также может иметь большое значение при подготовке к экзамену. Преподаватели экзамена AP World History в сети Ivy Tutors Network являются экспертами в том, чтобы помочь учащимся разработать разумные стратегии прохождения теста, а также развить необходимые навыки критического мышления, чтобы хорошо сдать такой экзамен, как AP World History. Они могут научить студентов составлять наброски эссе, формулировать убедительный тезис, собирать убедительные примеры и комбинировать перспективы как на микро-, так и на макроуровне, чтобы связать конкретные события с более крупными историческими тенденциями и темами. Наряду с навыками сдачи тестов наши преподаватели помогают учащимся лучше понять глобальную хронологию и помогают им запоминать подробную историческую информацию.