Девиантное (отклоняющееся) поведение — что это? Примеры

Покажем, как применять обществознание в жизни

Начать учиться

Чтобы общество могло жить стабильно, люди установили особые правила — социальные нормы. С этим понятием связано и другое — девиантное поведение. О том, что это такое, а также какие виды и формы такого поведения существуют, поговорим в этой статье.

Что такое девиантное или отклоняющееся поведение

Девиантное или отклоняющееся поведение — это такой тип устойчивого поведения личности, которое не соответствует актуальной норме или набору норм, принятым большинством членов общества.

То, что в человеке проявляется такое поведение, говорит о конфликте его интересов и общепринятых норм. Иначе говоря, человеку приходится выбирать между ожиданиями общества и своим мнением. И в итоге он выбирает себя.

Пример № 1.

У общества есть одна неформальная норма — уступать место пожилым в транспорте. Но давайте представим ситуацию, когда некий Степан едет в 8 утра домой в забитом под завязку транспорте. Вчера Степан отучился 5 пар в университете, а сразу после этого отправился на работу в ночную смену. И вот, когда в автобус заходит бабушка и становится рядом с ним, он решает: я слишком устал, чтобы уступать место.

Тогда члены общества — другие пассажиры — вполне могут применить к нему меры социального контроля, то есть начать ругаться и сгонять с места. А всё потому, что такое поведение считается девиантным, несмотря на личные обстоятельства Степана.

Проверьте себя

Подумайте о том, правильно ли поступил Степан из примера? Как бы вы поступили на его месте?

Порассуждайте о том, всегда ли человек должен действовать согласно социальным нормам или есть случаи, когда ими можно пренебречь в личных интересах.

Если да, назовите несколько примеров.

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас

Виды девиантного поведения

Для того чтобы описать такое поведение, нет единого шаблона. Девиантное поведение классифицируют по трём разным критериям. Каким именно — рассмотрим далее.

Позитивное и негативное отклонения

Девиантные формы поведения — это необязательно плохо. Отклоняться от принятых норм можно как в позитивную, так и в негативную сторону.

Позитивное отклонение — это действия человека, которые не вписываются в рамки норм, но не вредят ни ему самому, ни обществу вокруг.

Такое поведение могут не понимать или даже осуждать в обществе, но оно никому не мешает. Чаще всего его называют просто чудачеством.

Пример № 2.

Есть теория, что знаменитый физик Никола Тесла при жизни следовал режиму полифазного сна. Он спал всего 2 часа в день, и при этом дожил до 86 лет. Нет прямых доказательств того, что это действительно было, но если это так, то сон Тесла — пример такого чудачества, безвредного для окружающих.

Но иногда бывают и крайние проявления позитивных отклонений. Это могут быть:

  • спортивные рекорды;

  • чрезмерное усердие;

  • инициативное поведение;

  • новаторский подход к чему-либо;

  • героизм и т. д.

Пример № 3.

Когда Игорь шёл домой с работы, он почувствовал запах дыма. А через минуту понял — у его соседей случился пожар. Когда он подбежал к людям у дома, те объяснили, что из горящего здания успели спастись все, кроме домашнего любимца — кота Кренделька. В дыму и панике хозяева не успели найти его. Тогда Игорь добыл мокрое полотенце, прижал его к лицу, чтобы дышать, и нырнул в горящий дом. Ему повезло — через несколько секунд он услышал мяуканье испуганного кота, нашёл его и вынес хозяевам.

Такое поведение явно выходит за рамки социальных норм. Если произошла опасная ситуация, обычным людям предписано ждать специальные службы и не мешать, когда те приедут. Но действия Игоря не просто никому не навредили — они спасли жизнь. Это яркий пример позитивного отклонения.

Негативное отклонение — это действия, которые не вписываются в рамки норм, а также нарушают общественный порядок, вредят человеку и обществу.

Вернёмся к примеру № 1. В нём проиллюстрировано негативное отклонение — отказ уступать место, неуважение к старшим, которое порицает большинство членов общества.

Однако в нём всё ещё идёт речь о неформальных социальных нормах, а за их нарушение не преследуют по закону. Максимум, что ждёт человека с таким типом негативной девиации — всеобщее осуждение. Но есть и другой, более опасный вид.

Делинквентное поведение — это противоправное асоциальное поведение, которым человек вредит окружающим и обществу в целом.

Это уже вотчина формальных социальных норм. И если человек совершит преступление или проступок, его ждут санкции по закону.

Пример № 4.

Артём увидел, как женщина в метро выронила кошелек и не заметила этого. Он подобрал его и решил оставить деньги себе. Но всё это со стороны увидел другой пассажир, который пожаловался охране метро. Позже домой к Артёму пришла полиция и сказала, что женщина написала на него заявление о краже.

Воровство — это не просто негативное девиантное поведение, которое осудит общество. Это действия, которые вредят другим и преследуются по закону. В нашем примере Артём проявил делинквентное поведение.

Относительное и абсолютное отклонения

Теперь посмотрим на девиантное поведение с другой стороны — стороны общества. Бывает так, что конкретный пример отклонения считают таковым только отдельные люди. Тогда это поведение причисляют к относительным отклонениям.

Относительное отклонение — это вид девиантного поведения, которое не вписывается в рамки ожиданий конкретных людей или некоторых социальных групп.

В этом случае всегда есть место спорам, считать поведение отклоняющимся от общепринятых норм или нет. А всё потому, что с такими социальными нормами согласны далеко не все. К относительным отклонениям относят всё, что нарушает неформальные нормы.

Пример № 5.

Согласно религиозным нормам в исламе, женщина должна носить хиджаб в общественных местах. Поэтому некоторые мусульмане с осуждением смотрят на представительниц других культур и религий, которые ходят по улице с непокрытой головой. Для них это девиантное поведение, т. к. оно отклоняется от принятой ими нормы. Но это всё ещё норма одной социальной группы — мусульман. А значит, она относительна.

Абсолютное отклонение — это вид девиантного поведения, при котором человек преступает нормы, принятые большинством членов общества.

К этому виду относятся все нарушения правовых норм. Здесь уже нет места дебатам, т. к. бо́льшая часть людей согласна, что нарушать закон — это зло. Такие отклонения нарушают формальные социальные нормы, поэтому за проступки и преступления человека ждет наказание. Все абсолютные отклонения относятся к негативным девиациям — делинквентному поведению.

Проверьте себя

Расскажите о вашем опыте, когда вы сталкивались с относительными отклонениями. Как конкретно реагировали окружающие на то, что человек нарушает неформальные социальные нормы? Приходилось ли вам встречаться с абсолютными отклонениями?

Индивидуальное и коллективное отклонения

Масштаб отклонений — последний признак, по которым девиации делят на виды. Так, например, отклоняющееся поведение человек может проявлять самостоятельно или в группе людей.

Индивидуальное отклонение — это такое девиантное поведение, при котором человек лично совершает осуждаемые в обществе действия.

Алкоголизм и наркомания — два ярких примера индивидуального негативного отклонения. Это зависимости, опасные для человека лично и общества в целом:

  • они вредят системам органов человека и вызывают психические расстройства, чем снижают уровень здоровья, а в отдельных случаях — приводят к гибели;

  • они — база для многих правонарушений, поэтому делают общество менее безопасным;

  • они вызывают осуждение в обществе, в т.  ч. среди близких зависимого, из-за чего разрушаются семьи и т. д.

Коллективное отклонение — это такое девиантное поведение, при котором человек совершает осуждаемые в обществе действия в группе других людей.

Такие отклонения могут происходить внутри малых социальных групп, например, семьи. Но хуже всего, когда такое поведение пускает корни в крупных структурах, например, на государственном уровне. Они и называются соответствующе — государственные отклонения.

Пример № 7.

Ника и Максим — веганы. Они не едят мясо, яйца и любые другие продукты животного происхождения. У них есть собака — терьер по кличке Шпинат. Ника и Максим считают, что в их доме нет места мясу, даже если его будет есть только собака. Поэтому они кормят её лишь крупами и овощами, что вредит здоровью Шпината. Это пример коллективного отклонения в малой социальной группе.

Пример № 8.

Алексей Иванович занимает высокую должность в государственной структуре страны N. Как и другие его коллеги, он получает подарки от богатых людей в обмен на особые услуги, которые связаны с его высоким положением. Это — пример коррупции. Взяточничество относится к государственным отклонениям.

Проверьте себя

Как вы считаете, почему коллективные государственные отклонения — самые опасные?

Как возникает девиантное поведение

У любых поступков есть свои истоки. И причин на то, чтобы поступать вразрез с ожиданиями общества, тоже несколько. Рассмотрим их все в таблице ниже.

Причины девиантного поведения

ХарактерСущностьПример
Биологическая причинаПричина отклонения — биологические особенности организма: безвредные врождённые черты или заболеванияЛюди, которые страдают психическими заболеваниями, могут вести себя странно или быть опасными. Но это происходит не по их желанию, а из-за специфических особенностей организма.
Социологическая причинаКонцепция аномии. Причина отклонения — распад социальных ценностей и нормВо время Великой французской революции страну объял хаос. Франция стала нестабильной, и некоторое время в ней открыто цвела преступность
Теория стигматизации. Причина отклонения — оценка обществаПоначалу люди никак не реагируют на то, что человек иногда употребляет алкоголь. А когда становится хуже, они ставят на него клеймо пьяницы и общаются с ним иначе, чем с другими
Психологическая причинаПричина отклонения — личные качества, черты характера и воспитание человекаЧеловек становится частью преступного мира, потому что вырос в маргинальной семье и видел лишь примеры жестокости и неуважения к закону.

Чтобы хорошо сдать экзамены в будущем, советуем сразу разобраться в теме девиантного поведения и его психологии. Эта статья выдалась объёмной, и если вам кажется, что усвоить получилось не всё, подумайте о дополнительных уроках.

На курсах по обществознанию для детей и подростков в Skysmart мы поможем изучить эти и любую другую сложную тему. А главное — ничего не придётся зубрить: мы объясним все термины на примерах из жизни. Ждём на бесплатном вводном занятии!

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

К следующей статье

Личность и общество

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Урок обществознания в 8 классе по теме «Развитие общества»

8 класс обществознание, урок №5

Тема «Развитие общества»

Задачи урока:

·         Обобщить и систематизировать знания обучающихся о развитии общества и его современном состоянии.

·         Раскрыть различные взгляды на процесс общественного развития, охарактеризовать формы общественных преобразований, выявить важнейшие процессы развития современного общества, обобщить и расширить имеющуюся у обучающихся информацию о глабальных проблемах современного общества.

·         Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной дей­ствительности, связанные с изменени­ем структуры общества. Раскрывать смысл понятия «обще­ственный прогресс». Приводить  примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни пере­мены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). Использовать элементы причинно- следственного анализа при характери­стике глобальных проблем

·         создать условия для развития УУД: ориентация в социальных ролях и процессах, связанных с функционированием общества; умение находить в различных источниках и применять необходимую информацию для реализации поставленных задач, выполнения своих социальных ролей; умение сотрудничать с различными людьми и социальными группами.

Тип и вид урока:  комбинированный

Основное содержание темы. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Основные понятия: Общество, развитие

Образовательные ресурсы: 1) Обществознание. 8 класс. под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.И. Городецкой, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2014 г.

2) Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2014 г.

3) О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс

4) Презентация «Развитие общества» издательство «Видеоуроки. Net»

План

            I.            Орг. момент.

         II.            Актуализация знаний обучающихся.

      III.            Изучение нового материала

1) Изменчивость и стабильность.

2) Реформы и реформаторы.

3)Развитие человечества в XXI в.

4) Глобальные проблемы человечества.

      IV.            Закрепление

    V.      Д/з , подготовиться к тестированию.

Ход урока

I.       Орг. момент.

II.      Актуализация знаний обучающихся.

Работа по вопросам учебника

III.      Изучение нового материала.

1) Изменчивость и стабильность.

Типология общества

Итак, общество постоянно развивается, изменяется. Ученые выделяют последовательные ступени его развития или типы общества. Но какой признак общественного развития считать главным, отличающим один тип общества от другого?

Может быть, наличие или отсутствие социальной дифференциации, то есть разделения на неравные по своему положению группы?

Тогда можно выделить общества простые, где нет элиты, бедных и богатых, и сложные, в которых существует материальное неравенство и подчинение одних групп людей другим. Некоторые исследователи все общества делят на дописьменные и письменные.

Марксисты (последователи Карла Маркса) выделяют такие ступени развития общества как формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. На уроках истории вы, наверняка, встречались с таким подходом.

Большое распространение в современной социологии получило выделение типов общества на основе уровня развития техники и технологий.

 Первая ступень – традиционное общество. Основой экономики на этой ступени развития является земледелие и скотоводство, хозяйство имеет преимущественно натуральный характер. Темпы технического прогресса замедленны: орудия труда и способы производства передаются из поколения в поколение. Для традиционных обществ характерно деление людей на замкнутые группы с отличающимися правами и обязанностями – сословия, касты. Принадлежность к этим группам чаще всего определялась фактом рождения, и перейти в другую группу было очень сложно, а иногда и невозможно. Большую роль в духовной жизни такого общества играла религия.

 

Переход на следующую ступень развития – индустриальное общество – был связан с постепенным превращением промышленности в главную отрасль экономики. Увеличение производства товаров было невозможно без коренных изменений в технике и технологиях. Происходит промышленный переворот, то есть переход от ручного труда к машинному. Технический прогресс меняет роль науки в обществе. Именно она становится ядром культуры, определяет мировоззрение людей. В обществе сохраняется социальное неравенство, но оно все меньше и меньше определяется фактом рождения. Опираясь на свои способности, упорство, трудолюбие, люди могут значительно повысить свой социальный статус. Утверждается принцип формального равенства людей, то есть равенства перед законом.

 

На третью ступень развития – постиндустриальное (то есть, послеиндустриальное) общество высокоразвитые страны начали переходить во второй половине прошлого века. Резко возросла ценность и роль знания, информации. Новые технологии позволяют значительно сократить потребление сырья и энергия, не снижая уровень производства. Внедрение новейшей техники, автоматизированных систем, роботов приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Зато значительно увеличивается сфера услуг. В развитых странах в ней занято большинство трудоспособного населения. Новые требования предъявляются к работникам: уровню их образования, квалификации, готовности постоянно учиться и творчески подходить к решению поставленных задач.

Исследователи считают, что современная Россия находится на этапе индустриального общества. Некоторые говорят о переходном обществе, считают, что некоторые признаки следующей (постиндустриальной) ступеньки уже проявились в нашей стране.

Эволюция и революция

Итак, общество постоянно изменяется. На разных этапах человечество развивалось разными темпами.  Рассмотрим, например, совершенствование орудий труда, техники.

Каменный век, по мнению археологов, длился более двух с половиной миллионов лет, с тех пор как древнейший человек, живший в Африке, додумался использовать каменные инструменты для решения бытовых задач и до начала использования металлов. Первый из них, медь, люди научились выплавлять в 4 тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке. Но орудия труда из металла оставались ручными.

Первые машины стали массово применяться в производстве с конца 18 века, и с этого времени техника начала совершенствоваться со все убыстряющейся скоростью. Энергию пара сменила электрическая, люди научились использовать в своих целях атомную энергию. Увеличив скорость своего передвижения по земле и воде, человек нашел способы перемещаться под водой и в воздухе, и даже в космическом пространстве. Конвейеры заменяются автоматизированными системами, которыми управляют компьютерные программы.

С разной скоростью изменения происходят не только в разные исторические эпохи, но и у разных народов. Даже в современных обществах, в том числе и в России, есть районы, где сохраняется традиционный (доиндустриальный) уклад жизни.

Изменения в жизни общества могут происходить не только разными темпами: медленнее или быстрее. Они могут быть постепенными, затрагивающими одну или несколько сфер социальной жизни или коренными, скачкообразными.

В первом случае мы говорим об эволюционном развитии.

Термин эволюция означает процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков.

2) Реформы и реформаторы.

Заполнение таблицы «Реформы и революции»

Реформа

Революция

 

 

Вывод:

 

Примером сознательного эволюционного преобразования общества являются реформы. Принято считать, что реформы – частичные усовершенствования какой-либо сферы жизни, не затрагивающие основ существующего общественного строя.

Однако  истории известны реформы, существенно менявшие устои общества, или, по крайней мере, пытавшие их изменить. Изучая историю Древнего Египта, вы говорили, например, о религиозных реформах Эхнатона. И наверняка знаете, какую роль для развития России сыграли реформы Петра I.

Революция же означает радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыдущим состоянием.

Революции бывают кратковременными и долговременными. Самая длительная революция в истории человечества – неолитическая (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от собирательства к земледелию) –  продолжалась около 3 тысяч лет.

Какой способ развития – реформы или революция – предпочтительнее для общества? Реформы, как правило,  проходят более спокойно, бескровно, безболезненно для социума. Однако бывает, что неразрешенных проблем накапливается так много, что разрубить этот гордиев узел может только революция.

Прогресс и регресс

И реформы, и революции имеют своей целью совершенствование общественной жизни, переход на более высокую стадию развития. В то случае, если цель достигается, мы говорим о социальном прогрессе.

Но общество может и деградировать, откатиться назад в своем развитии, возвратиться  к более примитивным формам своей организации. Тогда мы говорим о регрессе. Например, около 50 тыс. лет тому назад люди добрались до Австралии по морю, но потомки этих древних эмигрантов утратили навыки мореплавания.  Откат к более примитивным формам организации хозяйства произошел после завоевания Римской империи варварами.

Но в целом, человечество развивается прогрессивно, хотя его движение вперед может на время и задерживаться.

 

3)Развитие человечества в XXI в.

Глобализация

Ещё одна важнейшая черта современного общества – его глобализация.

Глобализацией называют процесс усиления взаимосвязи и взаимозависимости людей, народов, государств. Глобализация ведет к формированию единого экономического и информационного пространства, открывает возможности беспрепятственного перемещения людей, товаров, капиталов, информации; облегчает взаимопонимание между жителями планеты. «Мир без границ» — об этом можно только мечтать! Но, к сожалению, у каждой медали есть своя оборотная сторона. От глобализации выигрывают экономически развитые страны и международные корпорации. Именно они владеют новейшими производственными и информационными технологиями. Проигрывают менее развитые страны, не готовые к успешному участию в «мировой экономической гонке».

В результате развитые страны Запада с менее чем 15 % населения Земли реально обладают 70 % мировых ресурсов, производства и потребления.

В 1970-е гг. в мире насчитывалась 31 страна, в которых потребление в расчете на душу населения не росло или снижалось, в 1990-е гг. таких стран уже было 48.   То есть бедные не догоняют богатых, а еще больше отстают от них. Эту ситуацию принято называть проблемой разрыва в уровне развития «Севера» и «Юга».

Разрыв в условиях жизни населения породил массовую миграцию. Отношения с мигрантами часто складываются напряженно и даже враждебно, что приводит к многочисленным социальным конфликтам.

К негативным (отрицательным) последствиям глобализации можно отнести и угрозу для сохранения самобытности национальных культур. Профессор Нижегородского государственного университета Владимир Александрович Кутырев так писал об этом: «Везде то же самое надевают, едят, пьют, поют, везде Диснейленд и Макдональдс. Своеобразие народов уходит в прошлое, в традицию, становится фольклором … Если бы в городах не было старых кварталов и музеев, то путешествовать было бы совершенно бессмысленно: человек неизбежно попадает в окружение … одинаковых автомобилей, … зданий, его преследуют вездесущие рекламы транснациональных корпораций». Реакцией на противоречивый характер глобализации стало движение антиглобалистов, которые требуют более справедливого распределения доходов между странами и регионами, соблюдения норм международного права и защиты окружающей среды, сокращения внешнего долга развивающихся стран.

4) Глобальные проблемы человечества.

Заполнение таблицы «Последствия глобализации»

+

 

 

Вывод:

 

Но единство нашего мира люди начали осознавать задолго до начала процесса глобализации. Тогда, когда обнаружили проблемы, общие для всего человечества, которые можно решить, лишь объединив усилия разных стран. Вы, вероятно, уже знаете, что такие проблемы называют глобальными.

Впервые о глобальных проблемах начали говорить в середине 20 века, когда увеличение запасов ядерного оружия стало угрожать всей цивилизации Земли. Сейчас в науке все глобальные проблемы принято делить на три группы.

К первой относятся проблемы во  взаимоотношениях между странами, народами, социальными группами: предотвращение ядерной войны, преодоление отсталости, конфликтов между развитыми и развивающимися странами, а также внутри стран.

Вторая группа – проблемы во взаимоотношениях человека и общества, в развитии культуры: демографическая, информационная, проблема неграмотности и недоступности образования, предотвращение опасных болезней. Сюда же можно отнести расшатывание нравственных ценностей, культурных устоев общества.

И, наконец, третья группа – проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Истощающиеся запасы сырья, нехватка продовольствия и, как следствие, массовый голод, экологическая проблема.

Экологические угрозы могут возникать в результате двух причин. Во-первых, их могут вызвать природные процессы: ураганы, извержения вулканов, цунами, действие космических законов. В конце концов, наступление ледника и вымирание динозавров произошло задолго до появления человеческого общества. Но расточительная хозяйственная деятельность людей, нерациональное природопользование значительно ухудшают среду обитания. Примеры экологических катастроф, связанных с деятельностью человека,  известны с древних времен.

С античных времен до нас дошла  поговорка: «Козлы съели Грецию». Козловодство уничтожило древесную растительность, копыта коз вытоптали почву.

На острове Пасха (Рапануи) в Тихом океане загадочно возникла и умерла одна из интереснейших культур древнего мира. Богатый растительным и животным миром остров смог стать домом высокоразвитой культуры. Жители Пасхи умели писать, совершали многодневные плавания. Но в какой-то момент (вероятно около 1000 г.н.э.) на острове началось массовое производство огромных каменных истуканов, возможно олицетворявших племенных вождей. В ходе строительства статуй (весом до 85 тонн) и доставки их на место стоянки  леса острова были сведены на нет. Отсутствие древесины препятствовало строительству фигур и производству орудий труда. Резко сократились связи острова Рапануи с другими островами Тихого океана, население обнищало, общество деградировало.

Но древние катастрофы носили, так сказать, локальный характер. Сейчас же речь идет о планетарной угрозе.

Какие же экологические проблемы существуют в настоящее время?

•          Глобальное потепление климата, что грозит поднятием уровня Мирового океана и затоплением многих островных государств и большей части таких городов, как Санкт-Петербург, Амстердам, Шанхай, Новый Орлеан и других.

•          Изменение состава атмосферы,  увеличение доли углекислого, угарного, сернистого газов вызывает кислотные дожди и «парниковый эффект», то есть перегрев нашей планеты из-за повышения температуры в нижних слоях атмосферы.

•          Загрязнение воды, почвы, воздуха, вырубка лесов ухудшают условия для всего живого, в том числе и самого человека.

•          Сокращается биологическое разнообразие флоры и фауны. В настоящее время под угрозой исчезновения находится до 10% видов растений, около 1000 видов крупных животных и огромное число мелких.

Современный научно-технический прогресс достиг такого уровня, что позволяет найти способы решения многих из существующих проблем. Ученые всерьёз работают даже над проектами предотвращения столкновения Земли с астероидом. Но предотвратить глобальные угрозы можно лишь в том случае, если каждый человек и каждое государство будет готово ограничить свои растущие потребности ради общего будущего.

А каким оно будет?

Недавно был опубликован один из сценариев возможного будущего. Мнения ученых были собраны и обработаны в рамках проекта TechCast.

 В 2010 – 2010 гг. будут интенсивно развиваться и удешевляться информационные технологии. В 2020 – 2030 гг. ожидается широкое распространение альтернативной энергетики, биотехнологий, прорыв в фармацевтике. В 2030 – 2040 гг. произойдет колонизация ближайшего космоса. В 2040 – 2050 гг. – политическое объединение государств планеты, создание мирового правительства.

У вас есть все шансы проверить, насколько сбудутся эти прогнозы.

IV.    Закрепление

1) Проверка заполнения таблиц.

2)Работа с вопросами в конце параграфа

Простой(r) способ объяснить социальную стабильность

Рыбаки одного полета собираются вместе.

И это делает общества стабильными.

 

Люди предпочитают стабильные отношения и любовь, чтобы избежать социальной напряженности. Социология до сих пор использует две концепции для описания этого предпочтения социальной стабильности, а именно, теорию (социального) баланса и теорию гомофилии («одного поля ягоды слетаются в стаю»). Исследователи Hub Туан Минь Фам, Ян Корбель, Руди Ханель и Стефан Тернер теперь предлагают более простой подход.

 

Они смогли свести возникновение стабильных обществ к одной из двух концепций: гомофилии , или нашему предпочтению взаимодействовать с людьми, похожими на нас самих. Исследователи показывают, что социальный баланс возникает автоматически, и демонстрируют этот факт на данных массовой многопользовательской онлайн-игры Pardus. Исследование только что появилось в Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) .

 

Как возникает социальный баланс?

 

«Чтобы объяснить, насколько инновационной является эта статья, мы должны сначала остановиться на теории социального баланса, — говорит Стефан. Теория социального баланса (SBT), представленная австрийским социологом Фрицем Хайдером в 1946 году, первоначально описывала межличностные отношения между тремя людьми.

 

Согласно SBT, три человека, соединенные друг с другом, образуют треугольники, которые можно назвать уравновешенными или неуравновешенными, в зависимости от симпатий и антипатий между тремя людьми. Пример сбалансированного треугольника: Анне нравится Берт, Берту нравится Коринна, а Коринне нравится Анна. Если бы все они не любили друг друга, триада была бы неуравновешенной.

 

 

Этот рисунок (из старой статьи) поясняет другие варианты:

Сбалансированные и несбалансированные социальные триады

Красные линии представляют собой негативные связи или враждебные отношения между людьми, синими линиями показаны враждебные и кооперативные отношения между людьми . Люди обычно лучше справляются со сбалансированными отношениями, т. е. когда все трое в треугольнике хорошо ладят друг с другом (треугольник 1), или когда один человек (i), который находится в хороших отношениях с одним (j) и в плохих отношениях с другим (k) замечает, что j и k тоже не любят друг друга (треугольник 2). Людям не нравится, когда два друга не ладят (треугольник 3). Эмпирические данные показывают, что несбалансированные социальные отношения гораздо реже встречаются в обществах, чем сбалансированные.

Люди предпочитают стабильное общество

 

Теория социального баланса утверждает, что неуравновешенные отношения вызывают плохие чувства, поэтому люди стараются их избегать. «Это именно то, что мы можем наблюдать — и подсчитывать — в реальных обществах», — уточняет Туан, первый автор исследования. «Сбалансированные треугольники появляются гораздо чаще, чем мы могли бы ожидать, если бы они были статистически равномерно распределены. И наоборот, несбалансированные треугольники недостаточно представлены в обществе».

 

Согласно этой теории, люди рассматривают триадную информацию, прежде чем формировать (или изменять) свои социальные отношения: если Анне нравится Берт, а Берту не нравится Коринна, Анна может решить бросить Коринну, чтобы сохранить равновесие. «Тем не менее, мы думаем, что людям слишком сложно все время мыслить треугольниками», — отмечает Туан.

 

К сбалансированному обществу — через гомофилию

 

Вместо этого ученые попытались выяснить, что происходит, когда они применяют только концепцию гомофилии. «В нашей теории мы предполагаем, что люди стремятся свести к минимуму свой социальный стресс; для этого они предпочитают общаться с людьми, которые им нравятся. Они могут выбрать кого-то в друзья, потому что у него или у нее такое же мнение, или религия, или образование, например», — говорит Туан. Основанная на гомофильных взаимодействиях один на один, компьютерная симуляция создала общество, которое почти волшебным образом самоорганизовалось в сторону большей стабильности. «Общество выглядело точно так же, как общество, которое следует теории социального баланса, но без необходимости учитывать треугольники».

 

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые использовали данные бесплатной массовой многопользовательской онлайн-игры Pardus. В футуристическом мире Pardus около 100 000 игроков экономически и социально взаимодействуют в космосе, заводят друзей, сотрудничают или соревнуются, заводят друзей и сражаются с врагами. С тех пор, как игра вышла в онлайн в 2004 году, ученые регистрируют каждое взаимодействие между игроками; подписываясь, пользователи дают свое согласие на использование данных в научных целях.

 

«В нескольких исследованиях мы уже показали, что игроки ведут себя в сети так же, как и в реальной жизни, — говорит Стефан. «Это делает Pardus таким отличным источником данных для изучения формирования групп и социальной динамики».

 

На следующем этапе ученые планируют проверить свои выводы с помощью данных крупного онлайн-социального эксперимента, проведенного совместно с членом внештатного факультета CSH Миртой Галесич из Института Санта-Фе.

 

«В физике мы любим простые формулы — мы называем их красивыми, — говорит Стефан. «В этой статье мы объясняем кажущиеся сложными человеческие взаимодействия очень простым способом. Гомофилия как движущая сила социального равновесия и стабильности. Я бы сказал, что это действительно прекрасное новое понимание социологии».

 

 

Пресс-релиз на EurekAlert: Физики объединяют социологические теории, объясняющие социальную стабильность филические взаимодействия» на PNAS . у другого человека. 9может быть связано с генетическими или биологическими факторами в индивидууме, или стабильность может возникнуть в результате взаимодействий индивидуума с постоянным окружением. Черты личности, как правило, остаются стабильными во времени и могут служить примерами стабильного развития. Современные модели описывают личность как состоящую из пяти факторов: открытости, невротизма, экстраверсии, покладистости и добросовестности. Согласно этой пятифакторной теории черт, черты — это эндогенные предрасположенности, которые следуют внутренним путям развития, практически не зависящим от влияний окружающей среды.

В контексте науки о развитии согласованность может иметь множество применений, и ее оценка может принимать различные формы. Продольный план развития необходим для решения вопросов о последовательности. Кроме того, желательно различать согласованность среди отдельных лиц или согласованность индивидуального порядка (стабильность/нестабильность) и согласованность в группе или согласованность на среднем уровне группы (непрерывность/прерывистость).