Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию 2019 года

Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию 2019 года с ответами. Экзаменационная работа состоит из 31 задания (Часть 1 — 25 заданий с кратким ответом, часть 2 — 6 заданий с развернутым ответом). На выполнение ОГЭ по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).

Часть 1

Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

1) племена, народности
2) сословие, класс
3) республика, федерация
4) издержки, прибыль

2. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.
2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.
3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.
4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

3. На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)

1) семейное законодательство
2) урок
3) школьники
4) семейная пара

4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы.
Б. В структуру общества входят сферы общественной жизни.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?

1) начальном общем
2) основном общем
3) среднем общем
4) среднем профессиональном

6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1) прибыль
2) труд
3) налоги
4) зарплата

8. Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют

1) предпринимательством
2) реформированием
3) производством
4) творчеством

9. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

10.

Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.
Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

11. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

1) крестьяне
2) рязанцы
3) русские
4) пассажиры

12. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

1) потребитель
2) избиратель

3) ученик средней школы
4) водитель

13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.
Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

14. Государственную власть осуществляет

1) ректор университета
2) председатель правительства
3) лидер оппозиционной партии
4) председатель центрального банка

15. В государстве Z верховная власть передаётся правителю по наследству. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?

1) федерация
2) абсолютная монархия
3) унитарное государство
4) республика

16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.
Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

17. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

1) поддерживаются силой государства
2) регулируют поведение людей
3) опираются на силу общественного мнения
4) содержат образцы поведения

18. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ

1) принимает законы
2) разрешает правовые споры
3) утверждает изменения границ между субъектами РФ
4) осуществляет управление федеральной собственностью

19. Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества

1) владеть
2) распоряжаться
3) пользоваться
4) наследовать

20. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?

А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр.

21. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) пресечение нарушений общественного порядка
2) наличие органов исполнительной власти
3) свободные выборы на альтернативной основе

4) вынесение приговоров внесудебными органами

Черты сходстваЧерты различия
 

22. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Права (свободы) человека

А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь
В) право на защиту чести и достоинства
Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций

Д) право на жизнь

Группы прав (свобод)

1) гражданские (личные)
2) политические
3) социальные

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.

В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

23. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.
2) Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.
3) Доля тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.
4) Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.

5) Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.

24. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.
2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.

3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.
4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.
5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.

25. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она читает профессиональную литературу, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Мария правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Запишите цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 26–31.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

28. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

29. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

30. Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.

31. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

Ответы на демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию 2019 года
1-3
2-3
3-3
4-2
5-3
6-3
7-2
8-1
9-4
10-2
11-2
12-1
13-2
14-2
15-2
16-3
17-1
18-4
19-2
20-2
21-1234
22-31121
23-145
24-24
25-112
26.
Смысловые фрагменты:
1) роль образования в XXI в.;
2) нравственная ответственность человека науки;
3) молодые годы – время учёбы;
4) уметь найти радость в учёбе.
27.
1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;
2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.
28.
Причины:
1) знания всё растут и усложняются;
2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.
29.
1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;
2) два примера с указанием качеств:
− занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;
− чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.
30. Человек несёт нравственную ответственность «за всё, что происходит в век машин и роботов», так как:
1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;
2) развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.

testytut.ru

ОГЭ 2019. Обществознание. 9 класс. 40 варианта типовых заданий. Лазебникова

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Пособие содержит 40 вариантов типовых тестовых заданий ОГЭ по обществознанию. Все задания составлены с учетом особенностей и требований Основного государственного экзамена в 2019 году. Назначение пособия — предоставить читателям информацию о структуре и содержании КИМ по обществознанию, о степени трудности заданий, а также дать большое количество самых разных видов заданий для выработки устойчивых навыков их выполнения. Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к Основному государственному экзамену по обществознанию, а также учащимся — для самоподготовки и самоконтроля.

Пример из учебника

Экономика создает блага для удовлетворения разнообразных человеческих потребностей. Она, во-первых, обеспечивает людей материальными условиями существования (продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления). Во-вторых, экономическая сфера жизни общества влияет на социальные, политические и даже духовные процессы.
Потребностью называется объективная нужда человека в чем-либо. Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют цель получения необходимых им благ и услуг. Для достижения этого необходимы различные факторы производства. Среди них – природные ресурсы, рабочая сила, средства производства, созданные человеком.
Блага, необходимые человеку, создаются в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики. В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т.д.) В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т.д.).

Содержание

Инструкция по выполнению работы 6
Вариант 1 7
Часть 1 7
Часть 2 13
Вариант 2 15
Часть 1 15
Часть 2 21
Вариант 3 23
Часть 1 23
Часть 2 29
Вариант 38 285
Часть 1 285
Часть 2 291
Вариант 39 293
Часть 1 293
Часть 2 299
Вариант 40 301
Часть 1 301
Часть 2 307
Ответы 309

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

Демоверсия ОГЭ-2019 по обществознанию: демонстрационный вариант для 9 класса

Скачать демоверсию ОГЭ 2019 года вместе с кодификатором и спецификацией по ссылке ниже:

Обществознание (архив 0,6 Мб)

Что нового?

Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.

Источник: сайт ФИПИ

Следите за информацией о наших вебинарах и трансляциях на YouTube-канале, совсем скоро мы будем обсуждать подготовку к ОГЭ по обществознанию.

ОГЭ-2019. Обществознание (60х84/8). 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ

Издание адресовано учащимся 9-х классов для подготовки к ОГЭ по математике. В пособие включены: • 850 заданий разных типов, сгруппированные по темам; • справочный теоретический материал; • ответы ко всем заданиям; • подробные решения задач Представлены все учебные темы, знание которых проверяется экзаменом. Издание окажет помощь учителям при подготовке учащихся к ОГЭ по математике.

Купить

Ученики, успешно сдавшие ОГЭ по обществознанию утверждают, что рекомендация о прочтении всего текста работы перед началом выполнения заданий дает хороший эффект при выполнении работы. При прочтении работы снимается эмоциональное напряжение, мозговая деятельность направляется на анализ материалов и выпускник включается в продуктивную познавательную деятельность, приводящую к высоким баллам за выполнение работы. В качестве материалов для работы используем Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию 2019 года, опубликованного на сайте ФИПИ.

Всего вариант состоит из 31 заданий. 1 часть включает 25 заданий, из них первые 20 предполагают выбор одного верного ответа из 4-х предложенных вариантов, а задания 21-25 — множественный ответ. 2 часть содержит текст и 6 заданий к нему, предполагающих написание развернутого ответа на них.

Первые 20 заданий работы проверяют знание обществоведческого курса по следующим разделам: человек и общество (задания 1–4), духовная культура (задания 5–6), экономика (задания 7-10), социальная сфера (задания 11-13), сфера политики и социального управления (задания 14–16), право (задания 17–20). Задания 21–31 не закреплены за определенной содержательной линией, поскольку ориентированы на проверку, в первую очередь, предметных умений.

Часть 1

Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

Задание 1

Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

  1. племена, народности
  2. сословие, класс
  3. республика, федерация
  4. издержки, прибыль

Ответ: 3

Комментарий

Каждый ряд относится к определенной сфере:

  1. племена, народности – социальная сфера
  2. сословие, класс – социальная сфера
  3. республика, федерация – политическая сфера
  4. издержки, прибыль – экономическая сфера

Задание 2

Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

  1. Глава государства обращается к гражданам в СМИ.
  2. Врачи слушают доклад министра здравоохранения.
  3. Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.
  4. Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

Ответ: 3

Комментарий

Межличностные отношения – неформальные отношения, управляемые историей прежних отношений, чувствами и эмоциями. Как правило, межличностные отношения отличают от деловых отношений, определяемые задачами дела и установками руководства.

Задание 3

На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)

  1. семейное законодательство
  2. урок
  3. школьники
  4. семейная пара

Ответ: 3

Комментарий

Напомним, что субъектом является сторона, которая проводит активные действия. В описанной ситуации субъектом являются школьники, так как именно они изучали тему на уроке.

Задание 4

Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы.

Б. В структуру общества входят сферы общественной жизни.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Ответ: 2

Комментарий

Первое суждение противоречит положению школьного курса, что общество – обособившаяся от природы часть материального мира. Второе суждение является верным, поскольку общество включает в себя 4 основные сферы общественной жизни (экономическую, политическую, социальную и духовную).

Задание 5

Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?

  1. начальном общем
  2. основном общем
  3. среднем общем
  4. среднем профессиональном

Ответ: 3

Комментарий

Поскольку Виолетта учится в 10 классе, то она находится на уровне среднего общего образования. Начальное общее образование – 1-4 классы, основное общее образование – 5-9 классы, а среднее профессиональное образование – обучение профессии, как правило, в техникумах, профессиональных колледжах и пр.

Задание 6

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Ответ: 3

Комментарий

Оба суждения верны, так как одна из задач науки — систематизация полученных знаний, которые должны быть истинными (достоверными), а для этого их перепроверяют.

Задание 7

Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

  1. прибыль
  2. труд
  3. налоги
  4. зарплата

Ответ: 2

Комментарий

Напомним, что основными факторами производства, выделяемые в школьном курсе, являются труд, земля, капитал, предпринимательские способности и информация.

Задание 8

Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют

  1. предпринимательством
  2. реформированием
  3. производством
  4. творчеством

Ответ: 1

Комментарий

В задании приведено определение предпринимательства. Для этого обратите внимание на ключевые признаки в условии: инициативность, самостоятельность, рискованность, ориентация на получение прибыли.

Задание 9

В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

  1. Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
  2. Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
  3. Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
  4. Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

Ответ: 4

Комментарий

Только четвертый вариант ответа является отличительной чертой рыночной экономики, первые два ответа – признаки командной (плановой) экономической системы, а третий вариант может быть присущ любой экономической системе, поэтому по нему мы не сможем сделать вывод, который просят в условии задания.

Задание 10

Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Ответ: 2

Комментарий

Проблема ограниченности ресурсов является ключевой для экономической науки, поэтому она полностью решена быть не может: ресурсы ограничены, а потребности человека постоянно увеличиваются.

Задание 11

Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

  1. крестьяне
  2. рязанцы
  3. русские
  4. пассажиры

Ответ: 2

Комментарий

В задании просят определить группу, выделенную по территориальному признаку. В задании подходит только второй вариант ответа, так как рязанцы – люди, живущие в Рязани (или Рязанской области).

Задание 12

Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

  1. потребитель
  2. избиратель
  3. ученик средней школы
  4. водитель

Ответ: 1

Комментарий

И подросток, и взрослый человек могут быть потребителями благ и услуг.

Избирателем и водителем может быть только совершеннолетний, а учениками средней школы взрослые люди не могут быть.

Задание 13

Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.

Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Ответ: 2

Комментарий

В первом суждении создана категоричность («всегда»). Но социальные конфликты могут иногда приводить и к позитивным изменениям, поэтому суждение неверно. Во втором суждении идет речь, что существуют различные классификации социальных конфликтов, выделенные по разным основаниям (критериям). Это верно.

Задание 14

Государственную власть осуществляет

  1. ректор университета
  2. председатель правительства
  3. лидер оппозиционной партии
  4. председатель центробанка

Ответ: 2

Комментарий

Только председатель правительства осуществляет государственную власть. Хотя у иных перечисленных лиц имеется власть, но она не государственная.

Задание 15

В государстве Z верховная власть передаётся правителю по наследству. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?

  1. федерация
  2. абсолютная монархия
  3. унитарное государство
  4. республика

Ответ: 2

Комментарий

Поскольку в вопросе идет речь о форме правления, то ответы 1 и 3 отпадают. Анализируя условия (передача власти по наследству, сосредоточение всех ветвей власти в своих руках) можно исключить республику и выбрать правильный ответ – абсолютная монархия.

Задание 16

Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Ответ: 3

Комментарий

Оба суждения верны, так как главной целью политической партии является стремление к власти и ее осуществление. Также политические партии объединяют людей с общими политическими взглядами и выражают интересы определенных социальных групп, чтобы получить их поддержку.

Задание 17

Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

  1. поддерживаются силой государства
  2. регулируют поведение людей
  3. опираются на силу общественного мнения
  4. содержат образцы поведения

Ответ: 1

Комментарий

Только первый вариант ответа является верным, так как третий вариант – признак морали, а ответы 2 и 4 являются общими признаками для всех социальных норм (а в задании просят найти именно отличительный признак права от других социальных норм).

Задание 18

В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ

  1. принимает законы
  2. разрешает правовые споры
  3. утверждает изменения границ между субъектами РФ
  4. осуществляет управление федеральной собственностью

Ответ: 4

Комментарий

В данном задании необходимо знать основное содержание статей Конституции РФ о полномочиях и компетенции высших государственных органов. Но даже ориентируясь лишь в общем виде, ученик может исключить вариант 1 (принятие законов – полномочие законодательных органов власти, а правительство – высший орган исполнительной власти) и 2 (решение правовых споров – задача судебной власти). Конечно, для определенной дифференциации учеников по уровню знаний в задание включено и конкретное полномочие Совета Федерации (третий вариант ответа).  

Задание 19

Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества

  1. владеть
  2. распоряжаться
  3. пользоваться
  4. наследовать

Ответ: 2

Комментарий

В данном задании гражданин К. использовал свое право собственности в части распоряжения.

Задание 20

Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?

А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Ответ: 2

Комментарий

Надзор за исполнением законов осуществляет прокуратора, а на адвокатура. Второй суждение верно. 

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр.

Задание 21

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y — тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

  1. пресечение нарушений общественного порядка
  2. наличие органов исполнительной власти
  3. свободные выборы на альтернативной основе
  4. вынесение приговоров внесудебными органами

     Черты сходства     

     Черты отличия    

 

 

 

 

Ответ: 1234

Комментарий

Данное задание ориентировано на сравнение (выделение черт сходства и отличия). В государстве с любым политическим режимом пресекаются нарушения общественного порядка, а также имеются органы исполнительной власти. Свободные выборы на альтернативной основе присущи лишь демократическому режиму, вынесение приговоров внесудебными органами – признак тоталитарного режима (в демократическом государстве приговоры могут выноситься только судом на основе закона).

Задание 22

Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА

              

ОГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)

А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь

В) право на защиту чести и достоинства

Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций

Д) право на жизнь

 

1) гражданские (личные)

2) политические

3) социальные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

   А   

   Б   

   В   

   Г   

   Д   

 

 

 

 

 

Ответ: 31121

Комментарий

В данном задании необходимо знать основную классификацию прав и свобод человека. Охрана здоровья, оказание медицинской помощи – социальные права (они обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни), мирные собрания и ассоциации – политические права (они обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны). Все остальное – личные (гражданские) права, включающие самые основные, естественные и неотчуждаемые права (принадлежат любому человеку как биосоциальному существу) 

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.

В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.


Задание 23

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

  1. Доля тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.
  2. Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.
  3. Доля тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.
  4. Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.
  5. Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.

Ответ: ___________________________.

Ответ: 145

Комментарий

В данном задании необходимо внимательно прочитать каждое суждение, проанализировать его с точки зрения верности представленным данным в диаграмме.

  1. Верно, так как вариант ответа «повышение оплаты труда» среди работников государственных предприятий выбрало 50%, а среди работников частных предприятий – всего 35%.
  2. Неверно, поскольку модернизации производства выбрали больше как раз работники частных предприятий, а не государственных.
  3. Неверно, так как повышение квалификации как эффективный способ увеличения производительности труда выбрало по 10% в каждой группе опрошенных.
  4. Верно, поскольку такой вывод мы сделали при анализе третьего варианта ответа.
  5. Верно, так как именно вариант повышение оплаты труда является самым популярным среди первой и второй группы опрошенных.

Задание 24

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.
  2. Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.
  3. Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.
  4. Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.
  5. Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.

Ответ: ___________________________.

Ответ: 24

Комментарий

Задание сложней, чем 23, поскольку предполагает более глубокий анализ и рассуждений. Необходимо найти выводы, которые можно сделать только на основе диаграммы.

  1. Неверно, так как большинство работников связывают повышение производительности труда с повышением зарплаты, а не научно-техническим прогрессом.
  2. Верно, поскольку по 90% не выбрали данный ответ в каждой группе опрошенных.
  3. Неверно, поскольку такой вывод не вытекает из диаграммы (опрос работников проводился по вопросу «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?»).
  4. Верно, так как именно повышение оплаты труда (это и есть материальный стимул) выбрало большинство в каждой группе опрошенных.
  5. Неверно, поскольку такой вывод не вытекает непосредственно из предложенной диаграммы.

Задание 25

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она регулярно читает профессиональную литературу, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Мария правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. 

   А   

   Б   

   В   

 

 

 

Ответ: 112

Комментарий: Первое и второе предложения отражают факты, так как содержание бесспорно. Третье предложение выражает мнение, поскольку содержит в себе авторскую оценку поступка («Мария правильно поступает»).

Часть 2 

Прочитайте текст и выполните задания 26–31.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

 (По Д. С. Лихачёву)

Задание 26

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ: В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

  1. роль образования в XXI в.;
  2. нравственная ответственность человека науки;
  3. молодые годы – время учёбы;
  4. уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Комментарий

Стоит привести следующие советы ученику:

  • внимательно прочитайте текст, определите главную мысль, выделите основные идеи текста;
  • сформулируйте названия пунктов плана так, чтобы они полно раскрывали мысль автора, соответствовали логике содержания;
  • количество выделенных фрагментов может быть различным, в системе оценивания нет конкретного числа пунктов плана;
  • план может быть простым или сложным, но в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать логика.

Задание 27

Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

Ответ: Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;
  2. качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Комментарий

Задание 27 требует извлечения из текста информации.Необходимо внимательно прочитать текст, найти в нем ответ на вопрос (в отдельных случаях необходимо пояснить свой ответ) и грамотно и четко записать ответ в бланк ответов ОГЭ. Найти ответ помогут ключевые слова, содержащиеся в самих вопросах. Сочетания этих ключевых слов нужно найти в предложениях текста. Тот фрагмент текста, в котором будут содержаться ключевые слова, как правило, и содержит ответ на задание.

Задание 28

Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

Ответ: Могут быть указаны следующие причины:

  1. знания всё растут и усложняются;
  2. именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Комментарий

Задание направлено на извлечение информации непосредственно из текста. Общие рекомендации изложены в задании 27. В данном случае они будут аналогичные.

Задание 29

Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм; в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма.

Ответ: В правильном ответе должны быть следующие элементы:

  1. ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;
  2. два примера с указанием качеств, допустим:
  • занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;
  • чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Комментарий

Задание 29 предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение в контексте содержания текста знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта.

Задание 30

Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.

Ответ: Могут быть даны такие объяснения.

Человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происходит в век машин и роботов», так как:

  1. глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;
  2. развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.

Могут быть даны другие объяснения

Комментарий

Задание 30 – задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие, проверяет целый комплекс умений:

  • соотносить отдельные факты и социальные процессы;
  • применять знания обществоведческого курса;
  • дополнять знания курса информацией из предложенного источника;
  • применять источник социальной информации для решения проблемы и др.

Обрати внимание, что данное задание предполагает дать объяснения авторской мысли.

Задание 31

Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

Ответ: Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

  1. в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;
  2. современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Комментарий

Задание 31 предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни, связанным с содержанием текста (иногда, как в данном примере, выбора не будет дано – надо подтвердить или опровергнуть суждение). Оно побуждает выпускника рассматривать текст в ином ракурсе. Объектом оценивания здесь являются приведенные учащимися аргументы – их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста.


rosuchebnik.ru

ОГЭ по обществознанию в 2019 году: дата, подготовка, оценивание

Порядка 50% школьников, учащихся в выпускном классе, останавливают выбор на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году, как необязательном предмете для сдачи. Частично ребята полагают, что это легкая дисциплина, другим подросткам предмет необходим, с целью набрать определенное количество баллов и поступить в университет. Естественно, здесь есть свои подводные камни, нужно хорошенько готовиться, изучать новые направления, а также акцентировать внимание на сложных темах, чтобы в результате получить достойное количество баллов.

Изменения в обществознании, запланированные на 2019 год

Изменений в регламенте приема ОГЭ в 9 классе будет довольно много. Объясняется это тем, что руководство нашей страны озадачено постепенным ослаблением у молодого поколения интереса к истории своей страны и устройству общества, в котором предстоит жить и работать молодым людям. Проще говоря, абитуриенты, покидая стены родной школы, недостаточно знают историю России и не понимают основ устройства социума в нашей стране. Эта тенденция не могла остаться незамеченной и вызвала беспокойство в правительственных кругах в связи с тем, что молодежь в России становится легкой добычей для различных международных организаций, криминальных структур и религиозных сект, желающих переформатировать общественной сознание граждан нашей страны.

Не удивительно, что упор в таких попытках ставится на молодежь, которая, плохо зная историю и обществознание, легко поддается внушению, верит словам идейных вдохновителей, даже не понимая, что им обрабатывают сознание и внушают откровенную ложь. Понимая опасность пробелов о образовании учеников наших школ, Министерство образования России и Рособрнадзор готовят целую программу по изменению подхода к проверке знаний по гуманитарным предметам. Особенно изменения коснуться обществознания и истории, которые непосредственно формируют полноту мировоззрения у наших детей.

Суть изменений сведется к тому, что экзаменуемым придется больше говорить и меньше писать. Ранее, ОГЭ по обществознанию сводился к тому, что школьник получал бланк варианта, где необходимо было отметить правильные ответы, выбрать из нескольких вариантов верный и молча сдать заполненный вариант экзаменационной комиссии. Теперь все изменится и наряду с письменной частью экзамена, учащемуся придется побеседовать с экзаменатором и объяснить ему, почему ученик ответил именно так, а не иначе. Потребуются устные аргументы и обоснования того ответа, который отмечен в экзаменационном листе.

Другими словами, ОГЭ по обществознанию в 2019 году станет больше похоже на классический школьный экзамен, который был внедрен еще в советской системе образования. Такое решение Минобрнауки вызвало позитивную реакцию в обществе, ведь все еще помнят, что советское образование было, действительно, одним из лучших в мире.

Дата проведения

В 2017-2018 учебном году обществознание сдавали самым последним, что с одной стороны предоставило выпускникам дополнительную возможность хорошо подготовиться, а с другой стороны заставило поволноваться в ожидании даты экзамена. В 2019 году ОГЭ по «обществу» будут сдавать в такие дни:

Досрочный период

Основной день

В последних числах апреля 2019 года*

Резервный день

Конец 1-й или начало 2-й недели мая 2019 года*

Основной период

Основной день

Вторая неделя июня 2019 года*

Резервные дни

В 20-х числах июня 2019 года*

Осенняя пересдача

1 пересдача

На протяжении сентября 2019*

2 пересдача

На протяжении сентября 2019*

*расписание ОГЭ 2019 года еще не утверждено

Особенности экзамена по обществознанию

Решили сдавать в 2019 году ОГЭ по обществознанию из расчета на то, что это самый легкий предмет – приготовьтесь обновить в голове знания из таких основных областей, как: философия, социология, экономика, культура, политика и право.

Конечно, в КИМах для 9-го класса ученикам встретятся только те понятия, с которыми они должны были познакомиться на уроках в рамках изучения соответствующих дисциплин. Но, для успешной сдачи ОГЭ необходимо:

  • Владеть достаточно большим объемом информации.
  • Уметь описывать социальные объекты, проводить их оценку и сравнение.
  • Приводить примеры социальных взаимосвязей.
  • Решать поставленные задачи, опираясь на изученный материал и опыт.
  • Уметь выражать свои мысли, аргументируя выбор примерами.

На первый взгляд нет ничего сложного, но многие девятиклассники сталкиваются с такими проблемами, как недостаток жизненного опыта и непонимание процессов, протекающих в политических и социальных сферах жизни, что и составляет основную сложность при сдаче ОГЭ.

Формат проведения

Экзаменационный билет по обществознанию состоит из 31 тестов, среди которых равномерно распределены вопросы 5 основных разделов:

  1. Человек и общество. Духовная культура.
  2. Сфера политики и социального управления.
  3. Социальная сфера.
  4. Экономика.
  5. Право.

Возможны разные варианты формирования ОГЭ по обществознанию, но как и в прошлом сезоне, в 2019 году КИМы будут состоять из 2-х частей и включать в себя:

  • 16 базовых заданий;
  • 13 заданий повышенного уровня сложности;
  • 2 задания высокого уровня.

На выполнение работы девятиклассникам отводится 180 минут (3 часа).

Краткие ответы на задания 1-й части необходимо перенести в специальный бланк, учитывая установленные правила оформления. Очень важно придерживаться требований, предъявляемых к заполнению бланка, ведь эта часть работы в дальнейшем будет проверена электронным методом, и система просто не воспримет неправильно заполненный бланк.

На выполнение второй части ОГЭ по обществознанию стоит отвести больше времени, ведь тут потребуется:

  • работать с текстом, выделяя основные смысловые фрагменты;
  • систематизировать информацию, составив план;
  • выражать собственное мнение, аргументируя его и логически обосновывая свой выбор;
  • разъяснить авторскую мысль, опираясь на свои знания и жизненный опыт.

Оценивание работ

Как и в других предметах, при проверке ОГЭ по обществознанию в 2019 году будут использовать 2 основных метода:

  • электронный;
  • ручной.

Оспорить машинную проверку достаточно сложно и, если выпускник неправильно оформил бланк с ответами, ему придется еще раз попытать счастья, пересдавая экзамен в дополнительный срок.

Проверка 2-й части осуществляется членами экспертной комиссии. Проще говоря, учителями, которые выставляют баллы, опираясь на таблицы единых критериев оценивания, разработанных для каждого из 6 заданий блока. Хотя для каждого из заданий есть свои критерии оценивания, в 2019 году стоит учитывать такие основные требования к развернутым ответам ОГЭ по обществознанию:

  • краткость;
  • содержательность;
  • опора на теорию;
  • умение оперировать терминами;
  • наличие реальных примеров при раскрытии темы.

Всего при выполнении работы ученик может набрать тестовых 39 баллов, из которых:

Блок

Баллы

1-й блок (тесты)

26 баллов

2-й блок (развернутые ответы)

13 баллов

Начиная с 2017 года, результат ОГЭ оказывает непосредственное влияние на балл аттестата, поэтому начисленные при проверке работы тестовые баллы переводят в традиционную пятибалльную систему согласно такой таблице соответствия:

Оценка

Баллы

5

34-39

4

25-33

3

15-24

2

0-14

Так, для преодоления минимального порога сдающим естествознание достаточно набрать 15 первичных баллов, что более чем реально для ребенка, который внимательно слушал на уроках и обладает хорошей памятью. Гораздо сложнее получить высокий балл, дающий право на поступление в профильный класс или обучение в колледже.

Для обществознания минимальный порог профильного уровня составляет 30 баллов, для чего, очевидно, будет мало просто правильно ответить на все тестовые вопросы.

На какие вопросы следует обращать больше внимания?

Во время прохождения тестов, представленных в билетах, предусмотрены вопросы, распределенные по блокам, в частности:

  • раздел, где важно продемонстрировать понимание взаимодействия, связи, сложностей в социальных группах. Также учитывать осмысление алгоритма развития общества, рационально продемонстрировать, насколько хорошо подросток разбирается в конфликтных аспектах;
  • затем речь пойдет о человеке в обществе, вопросы раздела возвращают к истории биосоциального развития граждан, в итоге удастся понять их место в современном мире. Ученик должен показать, что знает толк в деталях социума, понял наиболее важные принципы функционирования общества, притом должен определить личное место в нем;
  • конечно, не обходится без политики, устройства страны в динамике процветания, ее текущего состояния, разного рода режимов, управленческих институтов, сути государственности и прочих нюансов темы, которые мало знать, следует еще и понимать;
  • будут затронуты правовые аспекты, ответы по разделу предусматривают конкретизированные данные, знания из сферы законодательства страны, плюс важно уметь оперировать правовыми терминами;
  • напоследок следует ответить на вопросы по экономике, здесь демонстрируются не только знания теории в сфере рыночной экономики, но и умение анализировать, читать графики, предопределять главные экономические показатели.

Подводя итоги, становится понятно, что каждый билет рассчитан на 29 вопросов, они поделены на блоки. На 20 заданий из 1 блока следует дать простые ответы, иногда это слова, цифры или фразы. Частично вопросы рассчитаны на минимальный уровень знаний, но некоторые предполагают отличную подготовку подростков. За первую часть экзамена наиболее реально набрать 35 баллов.

Следующий блок включает 9 вопросов, там же будут представлены детальные ответы. Обязательно нужно обратить внимание на 21-22 задания, они базового типа, затем идут вопросы повышенной сложности, в частности и сочинение. Темы на выбор, всего 5 вариантов. За обозначенную часть экзамена положено 29 баллов.

Как правильно готовиться?

Однозначно важно определиться с толковой литературой, представители ФИПИ на официальном портале дают некоторые рекомендации. На экзамене следует показывать исключительно знания, а спорить и дискутировать – можно было лишь на уроках. Иногда вопросы дают шанс поразмышлять, высказать личное мнение. Подобная возможность есть в сочинении, главное выбрать тему, опираясь на то, как бы вы могли ее раскрыть, это позволяет рассчитывать на высший балл.

Педагоги нередко говорили, что важно не просто знать терминологию, но и понимать ее. Часто ребенок не может дать верный ответ, так как не видит связи с конкретной научной отраслью, задействовать при этом неверный аналитический метод. Описываемая дисциплина охватывает несколько направлений, но главной сложностью оказывается размытое представление подростков по многим темам.

Также в подготовке к экзамену помогут онлайн видеоуроки:



Сохранить и поделиться:

pro2019god.ru

Демоверсия ОГЭ 2019 по обществознанию от ФИПИ, скачать

Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2019 году основного государственного экзамена
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1. Назначение КИМ для ОГЭ — оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Задания КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Ряд заданий экзаменационной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.

Вместе с тем при разработке КИМ для ОГЭ учитывались познавательные возможности обучающихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной модели ОГЭ. Наиболее существенные отличия от КИМ ЕГЭ имеет часть 2 экзаменационной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.

5. Характеристика структуры КИМ

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1-20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 21-25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.

Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

…………………………

www.egeigia.ru

ОГЭ- 2019. Обществознание. Кодификатор тем. |

 

Кодификатор тем.

Источник: сайт ФИПИ, 24.08.2018

Человек и общество

1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей

1.2 Взаимодействие общества и природы

1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

1.4 Биологическое и социальное в человеке

1.5 Личность. Особенности подросткового возраста

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные

отношения. Общение

1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

 

Сфера духовной культуры

2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности

2.2 Наука в жизни современного общества

2.3 Образование и его значимость в условиях информационного

общества. Возможности получения общего и профессионального

образования в Российской Федерации

2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в

жизни современного общества. Свобода совести

2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

 

 

 

Экономика

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества

3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность

ресурсов

3.3 Экономические системы и собственность

3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и

специализация

3.5 Обмен, торговля

3.6 Рынок и рыночный механизм

3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и

фермерское хозяйство

3.8 Деньги

3.9 Заработная плата и стимулирование труда

3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной

поддержки

3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами

3.12 Экономические цели и функции государства

 

 

Социальная сфера

4.1 Социальная структура общества

4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями

4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

4.4. Социальные ценности и нормы

4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и

алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость

здорового образа жизни

4.6 Социальный конфликт и пути его решения

4.7 Межнациональные отношения

 

 

Сфера политики и социального управления

5.1 Власть. Роль политики в жизни общества

5.2 Понятие и признаки государства

5.3 Разделение властей

5.4 Формы государства

5.5 Политический режим. Демократия

5.6 Местное самоуправление

5.7 Участие граждан в политической жизни

5.8 Выборы, референдум

5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной

жизни

5.10 Гражданское общество и правовое государство

 

 

Право

6.1 Право, его роль в жизни общества и государства

6.2 Норма права. Нормативный правовой акт

6.3 Понятие правоотношений

6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды

юридической ответственности

6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного

строя Российской Федерации

6.6 Федеративное устройство Российской Федерации

6.7 Органы государственной власти Российской Федерации

6.8 Правоохранительные органы. Судебная система.

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека

и гражданина в Российской Федерации, их гарантии.

Конституционные обязанности гражданина

6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса

несовершеннолетних

 

6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и

гражданина

6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных

конфликтов

6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права

потребителей

6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и

детей

6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство

несовершеннолетних

6.16 Административные правоотношения, правонарушения и

наказания

6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних

 

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

ОГЭ по обществознанию в 2019 году: перемены и правила подготовки


С учетом информации, предоставленной кулуарами Госдумы, ОГЭ по обществознанию в 2019 году вновь планируют изменить, не исключено, что предмет окажется в списке обязательных экзаменов для ребят, заканчивающих 9 класс. В данной статье речь пойдет о нововведениях, что ожидают ребят на общегосударственной аттестации, также следует обратить внимание на некоторые учебники, рациональные для тщательной подготовки к прохождению соответствующих тестов.

Представители Минобразования, более того, прочие чиновники, стабильно рассматривают некоторые особенности программы, рациональной для ужесточения контроля успеваемости школьников, они обязаны полностью проходить определенную программу.

Чрезвычайно строгий взгляд на данный процесс в средних образовательных учреждениях спровоцирован определенными показателями, которые лишь доказывают тот факт, что ребята ежегодно все меньше интересуются получаемыми знаниями.

Из-за такого положения вещей, государство получает неопытных выпускников. ВУЗы преднамеренно принимают подобных абитуриентов на 1-й курс, опираясь на закон, что обязывает проводить зачисление школьников соответственно оценкам, заработанным во время выпускных экзаменов. Местные компании отказываются брать юных специалистов на работу, ведь объем знаний, который дает средняя школа, однозначно минимальный, чтобы приступить к полноценному трудовому процессу. Система ОГЭ, естественно, лишь подтверждает свою несостоятельность.

Какие грядут перемены?

Изменений в потенциальном будущем окажется действительно немало. Все это связано с тем, что представители государства озадачены постепенным ослаблением у молодежи интереса к истории государства, обустройству общества, где придется не просто жить, но и трудиться долгие годы. Получается, можно отметить, что абитуриенты, которые оканчивают школу, практически не в курсе отечественной истории, даже не осмысливают основы формирования социума в государстве в целом. Подобное положение вещей однозначно замечено властью, поэтому провоцирует панику в кругах правительства, дело в том, что молодое поколение РФ оказывается крайне простой добычей для разнообразных группировок по миру, криминальных авторитетов, религиозных «специалистов», что планируют изменить уровень общественного познания россиян в целом.

Не стоит удивляться, что внимание в подобных попытках сосредоточено на молодом поколении, которое при минимальном знании истории и обществознания, легко поддается давлению идейных вдохновителей, даже не осмысливая, что ими попросту манипулируют, рассказывая лишь негативные факты. С учетом опасности текущей ситуации, важно заполнить образовательные пробелы ребят еще в школе, в итоге специалисты рассматривают полноценную программу, способную модернизировать подход к проверке знаний по гуманитарному направлению. Следует понимать, что коснуться истории общества крайне важно, ведь формируется полное мировоззрение у младшего поколения.

Путь перемен сводится к тому, что ребята, сдающие экзамен, должны максимально много говорить и по минимуму писать.

Несколько ранее, экзамен подобного типа предполагал, что подростку выдавали бланк с вариантами, там достаточно было указать верные ответы, определяясь из разных пунктов, и молча сдавать заполненную форму комиссии, курирующей процедуру. Отныне, все поменяется в корне, параллельно с творческой частью экзамена, подросток будет разговаривать с экзаменатором, а также пояснять ему, по какой причине дал конкретный ответ. Нужны устные доводы, обоснованность мнения, это же повлияет на потенциальный результат.

Проще говоря, экзамен по обществознанию в скором будущем станет напоминать классический школьный зачет, который был рационален еще при Союзе. Данное решение министры восприняли позитивно, точно, как и общество, соответственно, все давно понимают, что советское образование издавна считалось практически лучшим во всем мире.

Правила подготовки

Подготовиться к экзамену возможно за счет конкретных примеров, актуальных тестов, также рациональных тренировок, которые ныне активно выпускаются отечественными изданиями, притом каждый год обновляются.

Самостоятельно все выучить доступно, если анализировать литературу, методические рекомендации, соответствующие тетради, их в торговых точках несчетное количество.

Благодаря качественным учебникам удастся осмыслить, а также четко понять, что выступает отличительной особенностью жизни людей в сравнении с бытием животного мира. Притом, в центре внимания будет стремление к равноправию, как однозначная движущая сила, бедность и неравенство по миру уже не удивляют, хотя все вполне реально изменить, достаточно лишь продумать перераспределение прибыли. Достоверное осмысление устройства нашего общества помогает ученикам занять в нем достойное место!

2019year.net