Реакции обмена — что это и как составить химическое уравнение?
Поможем понять и полюбить химию
Начать учиться
Этот материал поможет вам узнать или вспомнить, что собой представляют реакции ионного обмена, при каких условиях они протекают и как составить уравнение такой реакции.
Что такое реакция ионного обмена
Чтобы дать определение понятию «реакция ионного обмена», разберем его на составные части:
обмен — значит, что у нас есть два сложных вещества, которые чем-то обмениваются между собой;
ионный — значит, что эти вещества обмениваются между собой ионами, то есть заряженными частицами.
Теперь соединим все вместе и получим, что реакция ионного обмена — это химическая реакция между двумя сложными веществами, которая приводит к обмену заряженными частицами (ионами), в результате чего образуются новые сложные соединения.
С определением разобрались, теперь нужно понять, есть ли какие-то условия, которые гарантируют нам протекание химической реакции. С этим нам поможет правило Бертолле.
Правило Бертолле
Реакции ионного обмена возможны и протекают до конца только в том случае, если при взаимодействии выпадает осадок, выделяется газ или образуется малодиссоциирующее вещество (вода). В иных случаях принято считать, что химическая реакция невозможна.
А между какими соединениями протекают реакции ионного обмена? На самом деле все просто: это кислоты, гидроксиды (растворимые и нерастворимые) и соли.
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Примеры реакций ионного обмена
Давайте рассмотрим примеры, которые характеризуют каждый из трех признаков протекания химической реакции:
Выпадение осадка:
2KOH + CuCl2 = Cu(OH)2↓ + 2KCl.
Выделение газа:
Na2CO3 + 2HCl = H2O + CO2↑ + 2NaCl.
Образование малодиссоциирующего вещества (воды):
NaOH + HCl = H2O + NaCl.
Составление уравнений обменных реакций
Химические уравнения реакций обмена можно записать:
в молекулярной форме:
2NaCl + Pb(NO3)2 = PbCl2↓ + 2NaNO3.
в полной ионной форме — с указанием всех существующих в растворе ионов:
2Na+ + 2Cl− + Pb2+ + 2NO3− = PbCl2↓ + 2Na+ + 2NO3−.
в сокращенной ионной форме, которая, собственно, и выражает взаимодействие ионов:
Pb2+ + 2Cl− = PbCl2↓.
Перейдем к правилам записи ионных уравнений:
Записываем уравнение в молекулярном виде и обязательно расставляем коэффициенты.
Далее с помощью таблицы растворимости определяем растворимость каждого химического соединения.
Составляем полное ионное уравнение с учетом коэффициентов и не забываем указывать заряды ионов.
Важно помнить, что мы не расписываем на ионы нерастворимые соединения, воду, оксиды, все слабые электролиты, анионы кислотных остатков кислых солей слабых кислот и катионы основных солей слабых оснований, а также комплексные катионы. Их следует оставить в молекулярной форме.
Находим одинаковые ионы в левой и правой частях полного ионного уравнения и сокращаем их.
Далее переписываем оставшихся участников ионного уравнения и получаем сокращенное ионное уравнение.
Практика
Чтобы новые знания лучше усвоились, немного попрактикуемся. Для проиллюстрированных химических реакций обмена нужно составить молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения:
Решать задачки гораздо интереснее на интерактивной платформе с мгновенной проверкой. А опытный преподаватель тут же поможет разобраться, если ответ получился неправильным или что-то осталось непонятным. Все это ждет учеников на онлайн-курсах по химии в школе Skysmart.
Ксения Боброва
К предыдущей статье
Основные функции белков в организме
К следующей статье
Способы получения алкенов
Получите план обучения, который поможет понять и полюбить химию
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Реакции ионного обмена — Умскул Учебник
В детстве многие из нас обменивались фантиками, наклейками, фигурками и другими приятными мелочами. Оказывается, в химии вещества тоже любят чем-то обмениваться. Давайте разберемся, как и с чем это происходит.
- РИО – это попугай из мультфильма, герой из “Бумажного дома” или что-то другое?
- Как тигрица помогает запоминать правила химической реакции?
- Насколько вещества избирательны в своих симпатиях?
Чтобы лучше разобраться с этой темой, нужно понимать, что такое раствор, что такое электролитическая диссоциация, что такое электролиты, и кто к ним относится. Подробнее со всем этим можно ознакомиться в статье “Электролитическая диссоциация”.
РИО – это попугай из мультфильма, герой из “Бумажного дома” или что-то другое? Хотя попугая Рио в мультике, скорее всего назвали в честь реки (по-испански “река” – el rio), в химии эти три буквы имеют другое значение. РИО расшифровывается как Реакции Ионного Обмена. |
Важно понимать, что РИО протекают без изменения степеней окисления и что при электролитической диссоциации на ионы расписываются только сильные электролиты. Следовательно, слабые электролиты и неэлектролиты на ионы никогда не расписываются!
Аналогично и в жизни. Например, после спортивных соревнований именно у победителя “самого сильного участника”, многим хочется получить автограф (подпись). Проигравшие в этом процессе не играют роли.
Тогда возникает вопрос, какие электролиты являются слабыми?
Запоминаем по двум словам: слабое и нерастворимое. То есть все слабые кислоты и все нерастворимые соли и гидроксиды – слабые электролиты.
Протекание реакции обменаНе все вещества способны реагировать друг с другом и вступать в РИО. Для протекания реакции должны выполняться определенные условия. Рассмотрим все случаи, когда реакция протекает.
Условия для реагентов
- Запомнить первое условие протекания нам поможет рычание львицы. Это длинный угрожающий звук “ррр”. Первое условие для протекания РИО тоже зашифровывается буквой Р: реагенты в большинстве случаев должны быть растворимы (р+р).
Традиционно правило не обошлось без исключений. Кислоты способны вступать в реакцию с растворимыми, малорастворимыми и с некоторыми нерастворимыми солями, кроме AgS, PbS, CuS, CdS, HgS.
Например, BaS+ 2HCl → BaCl2+ H2S
Чтобы было легче запоминать эту пятерку исключений, существует стишок:
“Серебро, свинец и медь – все мечтают почернеть,
Тут и кадмий, тут и ртуть, H2S готов пригнуть.”
В человеческом мире есть люди, которые любят нарушать правила, и всё делать наоборот. Вот и в химии есть ещё одна бунтарская компания, которая не хочет следовать этим правилам.
Запоминаем: соли меди, серебра, ртути и свинца способны реагировать со слабой сероводородной кислотой.
Почему? В результате таких реакций образуется нерастворимая соль, которая не реагирует с образовавшейся кислотой.
- Как отдельный случай можно рассмотреть реакцию между растворимыми кислотами и любыми основаниями.
Например, KOH + HCl = KCl + h3O (реакции между щелочами и кислотами называют нейтрализацией)
- Последнее условие для реагентов. Если кислота нерастворима, то она может реагировать только с щелочами.
Например, H₂SiO₃ + 2KOH = K₂SiO₃ + 2H₂O
Мы рассмотрели условия для реагентов, теперь рассмотрим условия для продуктов.
Условия для продуктовЗдесь надо запомнить три правила, сухие и простые, как в математике. Выделяется газ
ZnS + H2SO4 = ZnSO4 + H2S
- Выделяется осадок
- AgNО3 + КВr = АgВr↓ + КNО3
- Выделяется другой слабый электролит (чаще всего вода)
NaHCO3 + NaOH = Na2CO3 + H2O
Чтобы лучше запомнить все условия для протекания РИО, посмотрите внимательно эту схему. А ещё лучше – распечатайте и повесьте над столом.
- РИО протекают без изменения степеней окисления.
- При электролитической диссоциации на ионы расписываются только сильные электролиты.
- Для протекания РИО реагенты должны быть растворимы (кроме нескольких исключений), а в продуктах должен быть газ, осадок или любой другой слабый электролит.
Задание 1.
Возможна ли следующая реакция: 2HCl + Ba(OH)2 → BaCl2 + 2H2O
- Да, это РИО
- Да, это ОВР
- Нет, невозможна
Задание 2.
Возможна ли следующая реакция: H2S + BaSO4 → BaS + H2SO4
- Да, это РИО
- Да, это ОВР
- Нет, невозможна
Задание 3.
Относится ли реакция нейтрализации к РИО?
- Да, это РИО
- Нет, это ОВР
- Нет, такая реакции не протекает
Ответы: 1. — 1; 2. — 3; 3. — 1.
курсов химии | Математика и науки
Этот курс представляет собой введение в фундаментальные понятия общей, органической и биологической химии и особенно подходит для студентов, намеревающихся продолжить карьеру в области сестринского дела и других профессий, связанных со здоровьем, включая кинезиологию и психологию. Особое внимание уделяется взаимосвязи между химией и здравоохранением/медицинскими науками. Еженедельные лабораторные занятия требуют от студентов эмпирической проверки понятий, изложенных в лекциях. От студентов, записавшихся на этот курс, не требуется и не ожидается никакого предыдущего опыта в области химии. Условие: МАТЕМАТИКА 050, или МАТЕМАТИКА 050D, или МАТЕМАТИКА 53, или МАТЕМАТИКА 53B или соответствующая оценка.
Этот курс рассчитан на один семестр и предназначен для студентов, желающих изучать естественные науки или инженерное дело. Курс в первую очередь готовит студентов к химии 130; кроме того, он соответствует требованиям общего образования в области физических наук. Этот курс знакомит с фундаментальными принципами общей химии с акцентом на химическую номенклатуру и количественные проблемы в химии. Лекция представляет классическую и современную химию, включая атомную теорию, периодические свойства, химическую связь, химические реакции, стехиометрию, кислоты и основания, газовые законы и растворы. Лаборатория знакомит с методами экспериментальной химии с примерами из всех областей химии. Условие: МАТЕМАТИКА 070, или МАТЕМАТИКА 070D, или МАТЕМАТИКА 073, или МАТЕМАТИКА 073B, или соответствующая оценка.
Химия 130 — это первый семестр двухсеместровой последовательности, предназначенной для студентов, намеревающихся изучать естественные науки и технику. Курс лекций охватывает классическую/современную химию с приложениями в стехиометрии и классической атомной теории химии, периодических свойствах, газовых законах, современной квантовой теории атомного и молекулярного строения и периодических свойств, термохимии, жидкостях и твердых телах, химии растворов. Лаборатория знакомит с экспериментальной химией с примерами из всех областей химии. Условие: CHEM 120.
CHEM 140 является продолжением CHEM 130. Особое внимание уделяется теории и методам элементарной физической химии. Акцент делается на динамике химических изменений с использованием термодинамики и кинетики реакций в качестве основных инструментов. Дается тщательное рассмотрение равновесия со многими примерами кислоты/основания, буфера, растворимости и комплексных ионов. Представлены энтропия и свободная энергия, электрохимия, координационные соединения и краткое введение в органическую химию. Представлены различные аналитические методики, используемые в современной химии. Включена описательная химия типичных металлических и неметаллических элементов. Лаборатория знакомит с экспериментальной химией с примерами из областей кинетики, равновесия, приготовления кислоты/основы и буфера, дифференциального титрования, электрохимии и качественного анализа. В некоторых упражнениях используются современные инструментальные методы. Пререквизиты: CHEM 130.
Этот курс, первый из двухсеместровой последовательности, обеспечивает строгое введение в практические и теоретические аспекты органической химии. Будут подробно изучены несколько тем, в том числе молекулярная структура и гибридизация, применение теории кислоты/основы к органическим соединениям, стереохимия, алканы, алкены, алкины, диены, реакции замещения и отщепления, а также спектроскопические методы анализа (например, ИК, УФ/ ВИЗ, ЯМР). Особое внимание будет уделено термодинамическим и кинетическим аспектам реакций и подробному изучению механизмов реакций. Лабораторные занятия предназначены для того, чтобы дать учащимся прочную основу для основных методов органической химии, включая определение точек плавления, тонкослойную и колоночную хроматографию, экстракцию, дистилляцию и спектроскопический анализ продуктов. Этот курс подходит для студентов, изучающих химию, биологические науки и химическую инженерию, и отвечает требованиям для поступления на медицинские, стоматологические, ветеринарные и другие программы магистратуры, связанные со здоровьем. Пререквизиты: CHEM 140.
Этот курс, второй из двухсеместровой последовательности, обеспечивает строгое введение в практические и теоретические аспекты органической химии. Особое внимание в течение семестра будет уделяться химии ароматических и карбонилсодержащих соединений. Будут внедрены биоорганические соединения. Особое внимание будет уделено термодинамическим и кинетическим аспектам реакций, подробному изучению механизмов реакций и разработке многостадийных синтезов. Лабораторные занятия требуют от студентов использования методов, изученных в предыдущем семестре, для проведения более сложных реакций и многоэтапного синтеза. Кроме того, студенты изучат методы органического качественного анализа. Этот курс подходит для студентов, изучающих химию, биологические науки и химическую инженерию, и отвечает требованиям для поступления на медицинские, стоматологические, ветеринарные и другие программы магистратуры, связанные со здоровьем. Пререквизиты: CHEM 230.
Химия и биохимия | Университет Рио-Гранде
Химия и биохимия
Биохимия в Рио обеспечивает стимулирующую и благоприятную среду для открытия, интеграции и обмена знаниями в области химии и биологии.
Обзор программы
Независимо от того, является ли ваша цель карьерой в области химических или биохимических наук или получением высшего или профессионального образования, студенты готовятся к будущим усилиям путем тщательного интеллектуального стимулирования, развития практических лабораторных навыков и предоставления возможностей для научное исследование. Эта среда интеллектуальных исследований и профессионального роста поддерживается приверженностью преподавателей преподаванию, исследованиям и обслуживанию и подчеркивается соблюдением руководящих принципов Американского химического общества, а также Американского общества биохимии и молекулярной биологии.
Результаты обучения
- Демонстрация навыков решения задач для решения теоретических и экспериментальных задач по биохимии
- Применение фундаментальных понятий основополагающих концепций биохимии: преобразование энергии и вещества, структура и функция макромолекул, биологическая информация
- Использование различных методов измерения в лаборатории для выполнения точных количественных измерений.
- Эффективно интерпретировать и сообщать результаты экспериментов
- Использование компьютеров для поддержки изучения и практики биохимии (сбор и анализ данных, доступ к информации, подготовка отчетов, молекулярное моделирование и биоинформатика)
- Объяснить значение химии и биохимии для других областей и общества
- Демонстрировать научную грамотность и профессиональную этику
Потенциальные рабочие места
- Техник-криминалист
- Инженер-химик
- Химик-фармацевт
- Врач
Биохимия (бакалавр)
- Программа бакалавриата
Обзор программы
Примеры курсов
- БИО 30304 Микробиология
- БИО 34403 Введение в биохимию
- БИО 34501 Лаборатория биохимии
- БИО 36404 Генетика
Все требования курса
- Степень или сертификат
- Бакалавр наук
- Расположение кампуса
- Главный кампус Рио-Гранде
- Колледж или школа
- Колледж искусств и наук
- Школа гуманитарных и социальных наук
Modality сообщает вам, является ли эта программа личной, онлайновой или гибридной.
- Все курсы обязательны очные
- Всего кредитных часов
- 120
Химия (ассоциированный)
- Ассоциированная программа
Обзор программы
Образцы курсов
- CHM 15505 Общая химия 9 II 04
- MTH 15204 Исчисление II
- БИО 12204 Биология II
- HM 26202 Лаборатория органической химии I
- HM 26303 Теория органической химии I
Все требования курса
- Степень или сертификат
- Ассоциированный научный сотрудник
- Расположение кампуса
- Главный кампус Рио-Гранде
- Колледж или школа
- Колледж искусств и наук
- Школа свободных искусств и социальных наук
- Модальность
Modality сообщает вам, является ли эта программа личной, онлайновой или гибридной.
- Все курсы обязательны очные
- Всего кредитных часов
- 62
Удобства
Математический и научный центр Кидда
The Kidd Math/Science открылся в 1985 году. Передние двери центра с отмеченным наградами дизайном каменной кладки ведут в стеклянный атриум с живыми растениями и журчащим прудом. Далее следует просторный холл с удобными учебными помещениями. В центре есть три большие химические лаборатории, три биологические лаборатории, одна физическая лаборатория, одна компьютерная лаборатория, лекционные залы, кабинеты преподавателей и большая теплица из гнутого стекла, из которой открывается вид на кампус. McKenzie Hall открылся в 1997 году, предоставив студентам, изучающим математику / естественные науки, а также студентам медсестер, два больших лекционных зала, различные лекционные залы, лабораторию анатомии, три компьютерных класса, кабинеты преподавателей и конференц-зал с прекрасным видом на кампус и университет.
Leave A Comment