Г Т Егораева ЕГЭ-2018 Типовые тестовые задания Русский язык Вариант 5

Егораева Г. Т. ЕГЭ 2018. 20 вариантов. Типовые тестовые задания

ВАРИАНТ 5

Часть 1

Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последова­тельность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, за­пятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Язык — это живая система,(….) в ней постоянно появляются новые слова, а устаревающие отходят на периферию, употребляются всё реже, иногда отмирают. (2)Темп перемен в русской лексике неравномерен; во время больших социальных изменений происходит активное обога­щение словарного состава языка. (3)Это связано с необходимостью обозначить множество но­вых понятий самых разных сфер жизни.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содер­жащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В языке постоянно появляются новые слова, умирают старые, поэтому о нём можно говорить как о живой системе.

2) С появлением новых понятий в разных сферах жизни во время крупных социаль­ных изменений происходит активное обогащение языка.

3) Изменения в составе языка происходят неравномерно.

4) Словарный запас языка особенно активно обогащается во время больших социаль­ных перемен.

5) Большие социальные изменения приводят к активному обогащению словарного запаса языка, так как появляется множество новых понятий в разных сферах жизни.

Ответ: ________________________________.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Таким образом / Потому что / Итак / Во-первых / Впрочем

Ответ: ________________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова СИСТЕМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) пред­ложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИСТЕМА, -ы; ж.

1) Определённый порядок в расположении и связи действий. Привести в систему свои наблюдения. Работать по строгой с.

2) Форма организации чего-н. Избирательная с. С. земледелия.

3) Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и нахо­дящихся во взаимной связи частей. Грамматическая с. языка. Периодическая с. эле­ментов (Д.И. Менделеева). С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов.

4) Общественный строй, форма общественного устройства. Социальная с. Капитали­стическая с.

5) Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, органи­зационно объединённых в одно целое. Работать в с. Академии наук.

Ответ: ________________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бАрмен / ломОта / вклЮчишь / киломЕтр / дОверху

Ответ: ________________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

НЕСТЕРПИМОЕ отношение к дурным поступкам нужно формировать с детства.

ГЛИНИСТАЯ почва в жаркую погоду становится крепкой, как бетон.

При жизни Пушкина было напечатано два ОТРЫВКА из его романа «Арап Петра Ве­ликого».

Купец города Слободского Ксенофонт Анфилатов — ЗАЧИНАТЕЛЬ торговли России с США.

Недопустимо ХИЩНИЧЕСКОЕ отношение к природным ресурсам страны.

Ответ: ________________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.

тонких ЩУПАЛЕЦ / ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ страницами / более МЯГКИЙ

старинных ПОВЕРЬЕВ / ПРОПОЛОЩИТЕ рот

Ответ: ________________________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматически­ми ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Когда Печорин видит Бэлу, он за­хотел её украсть.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Продавец разъяснил о том, что покупатель не прочитал инструк­цию и испортил телефон.

B) ошибка в построении предложения с од­нородными членами

3) Музыка к драме «Маскарад» была заказана Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театралный композитор, пре­красно чувствующий сцену.

Г) нарушение в построении сложного пред­ложения

4) В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов обличил и высмеял чи­новную Москву — Фамусовых, скалозубов, молчал иных.

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5) Сведений о первом показе зрите­лям сцен из «Маскарада» в 1852 году до нас дошло мало.

6) Слушая музыку к драме «Мас­карад», вальс звучал в моей душе.

7) Драма «Маскарад» написан М.Ю. Лермонтовым в 1835 году.

8) Женившись на Нине, Арбенин сознательно порывает с про­шлым.

9) Об успехе не только пьесы, а так­же и спектакля писали петер­бургские газеты спустя полтора года после премьеры.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Вы­пишите это слово, вставив пропущенную букву.

пл..вчиха / зат..рать / приск..кать / неприм..римый / тв..рец

Ответ: ________________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

о..делать, пре..последний / ..гибать, ра..жать / пр..гореть, пр..успеть / поз..вчера, р..списка

ад..ютант, в..юнок

Ответ: ________________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

преодол..вать / локт..вой / молодц..ватый / рассе..вать / потч..вал

Ответ: ________________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

выточ..нный / приемл..мый / постел..шь / невид..мый / завис..л

Ответ: ________________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Им открылся чистенький, ничем (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ овражек.

Всё-таки казалось диким и бессмысленным получать деньги за труд, (НЕ)ПРИНЕСШИЙ никому пользы.

Вряд ли полезно (НЕ)НУЖНОЕ заимствование из других языков.

Путь наш оказался отнюдь (НЕ)БЛИЗКИМ.

Слова, что были (НЕ)СКАЗАНЫ любимой женщине, превратились впоследствии в неж­ную песню.

Ответ: ________________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Рас­кройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) фирма процветала (В)ТЕЧЕНИЕ ближайших лет, сейчас нужны немалые вложения.

Всадник прокричал (В)СЛЕД командиру ЧТО(ТО) отчаянное.

(В)ВИДУ сильного жара ребёнок не спал (В)ПРОДОЛЖЕНИИ всей ночи.

(В)ДАЛИ столбы выстроились (В)ВИДЕ обгоревших спичек.

Дед (ТО)ЖЕ выскочил в сени, но (ТОТ)ЧАС вернулся, злой и взъерошенный.

Ответ: ________________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Пушкин на протяжении многих лет числился чиновником министерства ино- стра(1)ых дел; эта неизбежная в его положении обяза(2)ость отнимала какую-то часть драгоце(3)ого времени, тяготила и раздражала его, но не привлекала и не занимала ни его ума, ни его сердца: вся энергия его личности была поглоще(4)а творчеством.

Ответ: ________________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Рукопись комедии переписывалась от руки и списки расходились по России.

2) Степан и Анна вместе вытащили из сарая и столкнули в речку старую и рассохшую­ся лодку.

3) За окном шумел дождь и грохотал гром.

4) Вечером на берегах речушки и в сырых оврагах лягушки и жабы сверчки и моски­ты дружно начинали оглушительный концерт.

5) К вечеру на горизонте показалась знакомая церковь и забелели амбары.

Ответ: ________________________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Степан (1) желая быть незамеченным (2) нырнул на базарную площадь (3) и (4) за­терявшись в крестьянской толпе (5) прошёл к шумной пристани.

Ответ: ________________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Чтобы знать язык (1) глубокоуважаемый (2) Иван Петрович (3) его (4) несомненно (5) надо учить и постоянно практиковаться в нём.

Ответ: ________________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Солдаты в блестящих портупеях провели меня вверх по лестнице и длинному кори­дору к столу (1) возле (2) которого (3) трое дежурных в штатском зарегистрировали ме­ня (4) и впустили через громадную дубовую дверь в зал с длинным столом и множест­вом стульев.

Ответ: ________________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Древнеримская поговорка утверждает (1) что (2) когда людям плохо (3) то они поне­воле редко смотрят на звёзды (4) ибо ходят с опущенной головой.

Ответ: ________________________________.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее сло­во. Выпишите это слово.

Читатель впервые знакомится с героями романа накануне того, как они в составе французских войск, ведущих боевые действия против фашистских завоевателей во Фландрии, отступают и оказываются захваченными в плен.

Ответ: ________________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Отчего пакостно на душе, отчего я весь разбит, измочален? (2)Собрались встречать Новый год — веселись, безумствуй, бурли! (3)Так встречают нормальные люди самый пре­красный праздник в году. (4)Мы же на всю ночь развели высокоинтеллектуальный скулеж про нашу российскую бестолковщину, про свои безобразия, про безвыходное положение… (5)И добро бы хоть польза была от него какая, добро бы хоть чувства свои гражданские от­точили, пополнили свои запасы мужества и отваги на предстоящий год.

(6)Ведь как вчера было? (7)Рассказывали разные случаи, один отвратительнее друго­го — про бюрократический произвол, про взяточничество и коррупцию — и ни малейшего протеста, ни единого выкрика возмущения. (8)Свыклись, примирились, бросали слова на ве­тер… (9)Именно в этом и был весь ужас, ибо кто собрался, кто сидел за столом? (10)Писатели, художники, ученые — словом, те, кого принято называть наставниками, пас­тырями духовными.

(11)Долго я, весь разбитый и измочаленный, лежал в постели, снова и снова прокручивая в голове все подробности вчерашнего вечера, унылым взглядом обводил комнату. (12)Массивный телевизор во весь угол, отполированный сервант заставлен всяким хрустальным барахлом, кук­лы в национальных костюмах, которые я привез из заграничных поездок…

(13)А где же новогодняя елка? (14)Жена с племянницей обычно ставили ёлку ко мне в комнату в самый канун Нового года — свежую, морозную, почти без всяких украшений, в своем натуральном наряде, и к утру вокруг неё стоял лесной смолистый дух.

(15)Вот почему у меня настроение непразднично! (16)(Это начал я себе по-новому объ­яснять причины своего дурного настроения: ёлки в доме нет.) (17)Вчера жена и племянница два часа мотались по городу — не могли достать. (18)А без ёлки какой же Новый год?

(19)В передней зазвенел звонок — почта, должно быть.

(20)Она. (21)Я узнал Олю-почтальоншу по шепелявому, захлебывающемуся голосу. (22)Оля поздравляла жену с Новым годом, жена тоже поздравила её, а затем, как я понял из дальнейшего разговора, хотела немножко отблагодарить её за услуги: у нас большая почта, и Оля иной день раз пять наведывается к нам.

(23)— Нет, нет, — услышал я опять торопливый и шепелявый голос, — это наша рабо­та, нам за неё платят. (24)Вы меня обижаете…

(25)Обижаете? (26)Это её-то обижают? (27)Господи, получает какие-то гроши за такой ка­торжный труд (попробуй на себе каждый день потаскать пудовую сумку из дома в дом, с лест­ницы на лестницу), да ещё и — «обижаете». ..

(28)Я пошел на подмогу жене. (29)Вижу: стоит в передней давно примелькавшаяся мне уже немолодая девушка в теплом платке. (30)Дешёвенькое затасканное пальтишко с вытер­тым кроличьим воротником, старые ботинки…

(31)И вот мы уже с женой уговариваем Олю принять от нас обоих подарок. (32)И снова: нет, нет.

(33)Я надбавил денег — может, теперь будет посговорчивее?

(34)— Вы меня обижаете! (35)Не возьму я ваши деньги! — сказала Оля в третий раз. (36)Сказала уже жёстче, твердым голосом, в котором, однако, угадывались с трудом сдержи­ваемые слёзы.

(37)Я глядел в ее большие спокойные серые глаза и вдруг понял, что и в самом деле оби­жаю её. (38)Покушаюсь на самое дорогое богатство её — честность и неподкупность труженицы. (39)Мне стало стыдно до слёз. (40)И в то же время какой свет хлынул в мою душу! (По Ф. Абрамову*)

*Абрамов Фёдор Александрович — русский советский писатель, литературоведу публицист. Один из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы», значительного направления советской литературы 1960-1980-х годов.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Проведённая новогодняя ночь оставила в душе рассказчика самые неприятные вос­поминания.

2) Темами беседы за новогодним столом были искусство, литература и наука, потому что собрались писатели, художники, ученые.

3) Новый год прошёл без ёлки, которую хозяева дома не захотели покупать.

4) Почтальон Оля по нескольку раз в день приносила почту в дом рассказчика.

5) Честность и неподкупность Оли, отказавшейся брать деньги, обрадовали рассказ­чика.

Ответ: ________________________________.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-5 представлено рассуждение.

2) В предложениях 14 и 17 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 15.

3) Предложения 28 и 29 противопоставлены по содержанию.

4) Предложение 33 поясняет содержание предложения 32.

5) В предложениях 11-12 представлено описание.

Ответ: ________________________________.

23. Из предложений 4-8 выпишите один фразеологизм.

Ответ: ________________________________.

24. Среди предложений 12-14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: ________________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, ис­пользованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соот­ветствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответст­вующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, на­чиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

25. «Вспоминая новогоднюю встречу с друзьями, автор использует приём (А)___(предложения 6-7, 9-10), синтаксическое средство (Б) — ___(предложения 4, 5)», а так­же троп (В) — ___(«высокоинтеллектуальный скулёж» в предложении 4). Пустота и бессмысленность ночной беседы подчёркнута лекси­ческим средством (Г) —___(предложение В)».

Список терминов:

1) восклицательное предложение

2) диалектизм

3) вопросно-ответная форма изложения

4) ряд однородных членов

5) цитирование

6) риторическое обращение

7) эпитет

8) лексический повтор

9) фразеологизм

А

Б

В

Г

Часть 2

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Язык — это живая система,(.) в ней постоянно появляются новые слова, а устаревающие отходят на периферию

 

(1)Язык — это живая система,(….) в ней постоянно появляются новые слова, а устаревающие отходят на периферию, употребляются всё реже, иногда отмирают. (2)Темп перемен в русской лексике неравномерен; во время больших социальных изменений происходит активное обогащение словарного состава языка. (3)Это связано с необходимостью обозначить множество новых понятий самых разных сфер жизни.

 

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) В языке постоянно появляются новые слова, умирают старые поэтому о нём можно говорить как о живой системе.

2) Появление множества новых понятий в разных сферах жизни во время больших социальных изменений способствует обогащению словарного запаса языка.

3) Изменения в составе языка происходят неравномерно.

4) Словарный запас языка особенно активно обогащается во врем больших социальных перемен.

5) Большие социальные изменения приводят к активному обогащению словарного запаса языка, так как появляется множеств новых понятий в разных сферах жизни. Ответ: ___________________________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). потому что итак во-первых впрочем однако

Ответ: ___________________________

 

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова СИСТЕМА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите

цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

СИСТЕМА, -ы; ж.

1) Определённый порядок в расположении и связи действий. Привести в систему свои наблюдения. Работать по строгой системе.

2) Форма организации чего-н. Избирательная с. С. земледелия.

3) Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Грамматическая с. языка. Периодическая с. элементов (Д.И. Менделеева). С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов.

4) Общественный строй, форма общественного устройства. Социальная с. Капиталистическая с.

5) Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждении, организационно объединённых в одно целое. Работать в системе Академии наук. Ответ: ___________________________

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опломбИровать надОлго кУхонный приручЁнный

шАрфы

Ответ: ___________________________

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. исправьте ошибку и запишите

слово правильно.

После того как рой полностью привьётся, под собравшийся клуб подводят роевню и в неё СТРЯХИВАЮТ основную массу пчёл.

Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников.

В музыкальном салоне был представлен огромный ОТБОР дисков с записями известных исполнителей и начинающих певцов.

Составленный руководителем проекта план в процессе его разработки ПРЕТЕРПЕЛ большие изменения.

Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.

Ответ: ___________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно.

самый СЛАДЧАЙШИЙ СЫПЛЕШЬ крупу весёлых СВАДЕБ несколько БАКЛАЖАНОВ КЛАДИ на стол

Ответ: ___________________________

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А.
Сестра была красива, но очень грустная.  
1) ошибка в согласовании главных членов в сложноподчиненном предложении.
Б. Приблизившись к углу дома, гостям стали видны изъеденные дождями и ветрами глыбы песчаника, живописно разбросанные по зеленому газону. 2) ошибка в употреблении однородных сказуемых
В. Экспонаты лучших региональных музеев можно увидеть в фотоальбоме «Сокровищах русского искусства». 3) неправильное употребление имени числительного
Г. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав. 4) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д.Многие из тех, кто побывал на международном кинофестивале в Москве, увидел лучшие отечественные и зарубежные картины года. 5) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  7) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 

Ответ:

А Б В Г Д
     

8. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р…скошный р…стовщик прис…гать привл…кательный раст…лковать

Ответ: ___________________________

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под…рвать, пр…родитель пр…образованный, пр…восходный ни…посланный, ни…вергать …добровать, мирово…зрение з…рисовка, не…тгаданный Ответ: ___________________________

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И врач…вать продл…вать влюбч…вый цел…вой пригр…вать

Ответ: ___________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е высп..тся

срубл…нный гон…мый выруч…т остав…вший

Ответ: ___________________________

 

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Она далеко (не) красавица.

А.П.Чехов писал о ничем (не)примечательных людях.

Отнюдь (не)просто начиналась жизнь Куинджи, будущего автора картины «Лунная ночь на Днепре».

Выбирай друга (не)торопясь, ещё меньше спеши променять его.

Писателя отличала постоянная (не)удовлетворённость собой, абсолютная скромность, чувство собственного достоинства.

Ответ: ___________________________

 

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)НАЧАЛЕ августа жара стоит нестерпимая — даже самый решительный человек не в состоянии охотиться, самая преданная собака, преувеличенно высунув язык, униженно виляет хвостом, но (В)ПЕРЁД не идёт. Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запёчатлён художник.

Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ)ЧАС отразил в себе нежную зелень.

ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА)ТО, что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

Лермонтов, (НЕ)СМОТРЯ на мучительные сомнения, твёрдо верит в судьбу, ТАК(ЧТО) жизнь для него не бесцельное скитание по морю житейской суеты.

Ответ: ___________________________

 

14. Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

На картине Вермейера «Уличка» мостовая вымете(1)а, мощё(2)ое плиткой крыльцо вымыто, фасады снизу выбеле(3)ы извёсткой.

Ответ: ___________________________

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева.

2) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.

3) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.

4) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.

5) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.

Ответ: ___________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька. Ответ: ___________________________

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак. Ответ: ___________________________

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа. Ответ: ___________________________

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня. Ответ: ___________________________

 

Язык как живой организм

Нашим другом в Камеруне был голландский ботаник, работавший в немецком музее. Каждый день он проводил весь день в лесу в поисках растений, которые были собраны и классифицированы для музея до Первой мировой войны, когда Камерун был немецкой колонией. После двух мировых войн многие их образцы из Камеруна были утеряны, уничтожены или повреждены. Его работа заключалась в том, чтобы найти оригинальные растения и отправить новые образцы в музей.

Однажды он нашел растение, о котором мечтает каждый ботаник. Несобранное растение, прекрасный белый цветок, распускающийся ночью, который никогда раньше не был идентифицирован. Очень взволнованный, он откопал полный образец с корнями и всем остальным, отнес домой, а потом, так как мы с ним ели, а наша машина стояла в гараже, приехал забрать нас. Он был очень взволнован и рассказал нам всем о своей чудесной находке, о том, как ему, как ее первооткрывателю, будет позволено дать новому растению собственное имя.

Затем мы пришли к нему домой на ужин. Его жена приготовила вкусный обед, а служанка накрыла на стол красивой скатертью и украсила каждое место цветами. Ужас и катастрофа! Несчастливая девушка нашла растение, принесенное ее работодателем из леса, и взяла с него все цветы, чтобы украсить стол, рассыпав кусочки зелени и цветов между тарелками с одного конца до другого.

Наш друг, обычно очень мягкий человек, начал кричать в ярости. Его великое научное открытие было сведено к маленьким кусочкам стеблей и цветов. Жена, пожалев горничную, предложила собрать все детали и все-таки отправить растение в музей. Он был еще более возмущен, говоря, что ни один уважающий себя ученый не примет растение, которое было собрано заново. Он не был уверен, что сможет снова найти место, где он его нашел, и, возможно, у него больше никогда не будет возможности назвать цветок.

Язык — это прекрасный полевой цветок, растущий в лесу. Он не нуждается в именах или объяснениях. Со своими стеблями, цветами, корнями и листьями он представляет собой органическое целое. Когда учителя представляют язык как понятную информацию, в контексте, укоренившуюся в земле, со всеми ее частями, работающими вместе для создания смысла, мы сохраняем язык целым, и наши ученики могут видеть его как живой организм. Поскольку мы используем весь язык, чтобы взаимодействовать с ними, чтобы общаться, они видят, как он дышит и растет у них на глазах. И таким образом он укореняется и растет в их мозгу, воспроизводя себя по мере того, как становится их вещью, их личным инструментом, который они могут использовать для выражения своих собственных идей и мыслей. Как учителя, мы должны быть так же осторожны, как и ботаники, чтобы поддерживать целостность языка, сохранять его целостность, а не разбивать его на «части речи».

Учителя, которые тратят драгоценное время в классе на разговоры о языке, хотя и делают то, что делали их собственные учителя до них, хотя они действуют из лучших побуждений и находят красоту в фрагментах своих уроков, подобны горничной нашего друга, использующей очень ценное и уникальное растение для красивого обеденного стола. Конечным результатом является мертвый организм, превращенный в сломанные части целого, которые наши студенты не могут собрать обратно.

Как сказал Катон Старший: «Ухватитесь за предмет, слова последуют». Проще говоря, чтобы научиться говорить на языке, вам нужно с кем-то поговорить и о чем поговорить. Учителя понятного ввода говорят со своими учениками о вещах, которые их интересуют. TPRS использует истории, чтобы поддерживать их интерес, но историям предшествует PQA, персонализированные вопросы и ответы, и нет ничего более убедительного, чем рассказ о себе. На протяжении всего урока язык цельный и органичный. Мы не отсекаем «трудные» части вроде сослагательного наклонения, прошедшего совершенного или будущего условного наклонения. Мы используем все, что необходимо, в то время как мы сосредотачиваемся на значении, на том, чтобы быть понятным. Когда наши студенты понимают предмет, они находят нужные слова.

Я показал своим ученикам первую сцену «Властелина колец», пролог. «Три кольца были даны эльфам…. Семь колец были даны лордам гномов… и девять колец были даны королям людей… но было сделано еще одно кольцо… все они были обмануты». Мы обсудили это, и я расспросил их. Сколько колец было подарено гномам? К эльфам? Где было изготовлено мастерское кольцо? Несколько недель спустя, обсуждая более позднюю сцену в фильме, я спросил: «Кто сделал мастер-кольцо?» Один из моих учеников ответил: «Кольцо было сделано Сауроном».

Знал ли он, что использует пассивный залог? Нет. Не мог бы он рассказать вам, что такое конструкция пассивного залога? Нет. Нужна ли ему схема, чтобы помочь ему найти правильное вспомогательное средство? Нет. Использовал ли он его правильно и уместно? Да.

Итак, давайте будем садовниками, которые выращивают прекрасные растения, растения, которые живут и растут в сознании наших учеников как органическое целое. Мы знаем, что освоение другого языка открывает миры, позволяя нам общаться с замечательными людьми из дальних стран, многие из которых понятия не имеют, что такое конструкция пассивного залога, хотя и используют ее каждый день.

Как слова формируют людей, культуру

Алекс Шашкевич

Устная речь, письмо и чтение являются неотъемлемой частью повседневной жизни, где язык является основным средством выражения и общения. Изучение того, как люди используют язык — какие слова и фразы они бессознательно выбирают и комбинируют, — может помочь нам лучше понять самих себя и почему мы ведем себя так, а не иначе.

Ученые-лингвисты стремятся определить, что является уникальным и универсальным в используемом нами языке, как он усваивается и как он меняется с течением времени. Они рассматривают язык как культурный, социальный и психологический феномен.

«Понимание того, почему и как различаются языки, говорит о разнообразии человеческих качеств», — сказал Дэн Джурафски, профессор гуманитарных наук и заведующий кафедрой лингвистики Школы гуманитарных и естественных наук Стэнфордского университета имени Джексона Эли Рейнольдса. «Обнаружение универсального в языках может помочь нам понять суть нашей человечности».

Приведенные ниже истории представляют некоторые из способов, которыми лингвисты исследовали многие аспекты языка, включая его семантику и синтаксис, фонетику и фонологию, а также его социальные, психологические и вычислительные аспекты.

концепция республиканцев и демократов мыслящих по-разному

Изображение предоставлено: Getty Images

Понимание стереотипов

Стэнфордские лингвисты и психологи изучают, как люди интерпретируют язык. Согласно исследованию, даже малейшие различия в использовании языка могут соответствовать предвзятым убеждениям говорящих.

Одно исследование показало, что относительно безобидное предложение, такое как «девочки так же хороши в математике, как и мальчики», может увековечить сексистские стереотипы. По словам исследователей, из-за грамматической структуры утверждения это означает, что хорошие математические способности более распространены или естественны для мальчиков, чем для девочек.

Язык может играть большую роль в том, как мы и другие люди воспринимаем мир, и лингвисты работают над тем, чтобы выяснить, какие слова и фразы могут неосознанно влиять на нас.

Изображение предоставлено: Getty Images

Общественные науки

Алгоритмы выявляют изменения в стереотипах

Исследования в Нью-Стэнфорде показывают, что за последнее столетие лингвистические изменения в гендерных и этнических стереотипах коррелировали с основными социальными движениями и демографическими изменениями в данных переписи населения США.

Гуманитарные науки

Изучение того, что такое перебивание в разговоре

Кандидат в докторантуру Стэнфордского университета Кэтрин Хилтон обнаружила, что люди по-разному воспринимают прерывание разговора, и это восприятие различается в зависимости от собственного стиля разговора слушателя, а также пола.

Как другие языки влияют на наш собственный

Люди говорят примерно на 7000 языков по всему миру. Хотя между языками много общего, каждый из них уникален как по своей структуре, так и по тому, как он отражает культуру людей, говорящих на нем.

Джурафски сказал, что важно изучать языки, отличные от нашего, и то, как они развиваются с течением времени, потому что это может помочь ученым понять, что лежит в основе уникального способа общения людей друг с другом.

«Все эти исследования могут помочь нам понять, что значит быть человеком», — сказал Джурафски.

Крис Мэннинг: Как компьютеры учатся понимать язык

Ученый-компьютерщик обсуждает эволюцию компьютерной лингвистики и ее дальнейшее развитие.

Язык как линза в поведении

Лингвисты анализируют, как определенные речевые паттерны соответствуют определенному поведению, в том числе то, как язык может повлиять на решения людей о покупке или на использование ими социальных сетей.

Например, в одной исследовательской работе группа исследователей из Стэнфорда изучила различия в том, как республиканцы и демократы выражают себя в Интернете, чтобы лучше понять, как поляризация убеждений может происходить в социальных сетях.

«Мы живем в очень поляризованное время, — сказал Джурафски. «Понимание того, что говорят разные группы людей и почему, является первым шагом в определении того, как мы можем помочь объединить людей».

Что читать дальше:

Медицина

Стремительное сердцебиение вызывает тревожное поведение у мышей, исследователи из Стэнфордской медицины обнаружили

Исследование, проведенное в лаборатории Дейссерота, посвящено вопросу, который интересовал философов и ученых более века: существуют ли телесные ощущения следовать эмоциям, или наоборот.