Карточки «Обособленные члены предложения»

Карточки  по теме

«Обособленные члены предложения» (8 класс)

Карточка 1.

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Прачка Палашка толстая и рябая девка и кривая коровница Акулька как-то согласились в одно время кинуться матушке в ноги винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусьё обольстившего их неопытность.

2. Я решился сделать из неё змей и пользуясь сном Бопре принялся за работу.

3. Увидя мои упражнения в географии батюшка дёрнул меня за ухо потом подбежал к Бопре разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами.

4. Я жил недорослем гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

5. Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье а я облизываясь смотрел на кипучие пенки.

6. Батюшка у окна читал Придворный календарь ежегодно им получаемый

(Придворный календарь (годы издания 1735 – 1917), помимо календарных и других сведений, содержал списки высших военных и гражданских чинов, роспись дворцовых приёмов и др.

)

 

Карточка 2

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Матушка знавшая наизусть все его свычаи и обычаи всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее.

2. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу обливаясь слезами.

3. Соскуча глядеть из окна на грязный переулок я пошёл бродить по всем комнатам.

4. Вошед в биллиардную увидел я высокого барина лет тридцати пяти с длинными чёрными усами в халате с кием в руке и с трубкой в зубах.

(Кий – палка, употребляемая в бильярдной игре)

5. Встав из-за стола я чуть держался на ногах; в полночь Зурин отвёз меня в трактир.

6. Он ахнул увидя несомненные признаки моего усердия к службе.

 

Карточка 3

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. На другой день я проснулся с головной болью смутно припоминая себе вчерашние происшествия.

2. Размышления мои прерваны были Савельичем вошедшим ко мне с чашкою чая.

3. С неспокойной совестью и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска не простясь с моим учителем и не думая с ним уже когда-нибудь увидеться.

4. Старик угрюмо сидел на облучке отворотясь от меня и молчал изредка только покрякивая.

(Облучок – сиденье для кучера в повозке)

5. Вокруг меня простирались печальные пустыни пересечённые холмами и оврагами.

6. Лошади стояли понуря голову и изредка вздрагивая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 4

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Ямщик ходил кругом от нечего делать улаживая упряжь.

2. Савельич ворчал; я глядел во все стороны надеясь увидеть хоть признак жила или дороги.

(ЖилО (устарев.) – жильё)

3. Кибитка тихо подвигалась то въезжая на сугроб то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну то на другую сторону.

4. Савельич охал поминутно толкаясь о мои бока.

5. Я опустил циновку закутался в шубу и задремал убаюканный пением бури и качкою тихой езды.

(Циновка – здесь: занавеска из плетёной рогожи.

6. Я находился в том состоянии чувств и души когда существенность уступая мечтаниям сливается с ними в неясных видениях первосония.

 

Карточка 5

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Поражённый страхом я иду за нею в спальню.

2. Хозяин встретил нас у ворот держа фонарь под полою и ввёл меня в горницу тесную но довольно чистую.

3. Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти ещё свежий и бодрый.

(Яицкий – живущий на реке

Яик (после Пугачёвского восстания Яик был переименован Екатериной IIв Урал, чтобы само название реки не напоминало о Пугачёве)

4. Постоялый двор или по-тамошнему умёт находился в стороне в степи далече от всякого селения и очень походил на разбойническую пристань.

(Пристань – здесь: пристанище, приют, убежище)

5. Проснувшись поутру довольно поздно я увидел что буря утихла.

 

Карточка 6

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Однако он кое-как умудрился и надел его распоров по швам.

2. Савельич чуть не завыл услышав как нитки затрещали.

3. Он пошёл в свою сторону а я отправился далее не обращая внимания на досаду Савельича и скоро позабыл о вчерашней вьюге своём вожатом и о заячьем тулупе.

4. Приехав в Оренбург я прямо явился к генералу.

5. Он распечатал письмо и стал читать его вполголоса делая свои замечания.

6. Река ещё не замёрзла и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах покрытых белым снегом.

 

Карточка 7

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Я старался вообразить себе капитана Миронова моего будущего начальника и представлял его строгим, сердитым стариком не знающим ничего кроме своей службы и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду.

2. Я глядел во все стороны ожидая увидеть грозные бастионы башни и вал.

(Бастион – один из видов крепостных укреплений)

3. Я велел ехать к коменданту и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком выстроенным на высоком месте.

4. Старый инвалид сидя на столе нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира.

(Инвалид – здесь (устарев.): военнослужащий, состарившийся на службе)

5. Я вошёл в чистенькую комнатку убранную по-старинному.

6. Она разматывала нитки которые держал распялив на руках кривой старичок в офицерском мундире.

 

Карточка 8

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. В эту минуту вошёл урядник молодой и статный казак.

2. Урядник привёл меня в избу стоявшую на высоком берегу реки на самом краю крепости.

3. Она состояла из одной горницы довольно опрятной разделённой надвое перегородкой.

4. Старуха стоя на крыльце с корытом кликала свиней которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем.

5. Я догадался что это был офицер выписанный из гвардии за поединок.

(Выписанный – здесь: исключённый, вычеркнутый из списков)

6. Подходя к комендантскому дому мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах.

 

Карточка 9

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Впереди стоял комендант старик бодрый и высокого роста в колпаке и китайчатом халате.

(Китайчатый – сделанный из китайки – плотной гладкой набивной хлопчатобумажной ткани)

2. Увидя нас он к нам подошёл сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать.

3. Мы остановились было смотреть на учение; но он попросил нас идти к Василисе Егоровне обещаясь быть вслед за нами.

4. Тут зашла девушка лет осьмнадцати круглолицая румяная с светло-русыми волосами гладко зачёсанными за уши.

5. Василиса Егоровна не видя мужа вторично послала за ним Палашку.

6. Капитан вскоре явился сопровождаемый кривым старичком.

 

Карточка 10

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Иван Кузмич вышедший в офицеры из солдатских детей был человек необразованный и простой но самый честный и добрый.

2. Несмотря на предсказания башкирцы не возмущались.

3. Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово издеваясь надо мной самым колким образом.

4. Иван Игнатьич заметив во мне знаки неудовольствия и вспомня своё обещание смутился и не знал что ответить.

5. На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами ожидая моего противника.

6. Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем который вёл нас в торжестве шагая с удивительной важностью.

 

Карточка 11

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Мы разговаривали вполголоса Марья Ивановна с нежностию  выговаривала мне за беспокойство причинённое всем моею ссорою с Швабриным.

2. Спустясь по крутой тропинке мы остановились у самой реки и обнажили шпаги.

3. Вдруг услышал я своё имя громко произнесённое.

4. Я оглянулся и увидел Савельича сбегающего ко мне по нагорной тропинке.

5. Проснувшись подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос её меня приветствовал.

6. Не могу выразить сладостного чувства овладевшего мною в эту минуту.

 

 

Карточка 12

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Я схватил её руку и прильнул к ней обливаясь слезами умиления.

2. С этим словом она ушла оставя меня в упоении восторга.

3. с нетерпением ожидал я ответа на посланное письмо не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия.

4. Наконец однажды утром Савельич вошёл ко мне держа в руках письмо.

5. Я негодовал на Савельича не сомневаясь что поединок мой стал известен родителям через него.

6. Я не мог несколько раз не улыбнуться читая грамоту старика.

(Грамота – здесь: письмо)

 

Карточка 13

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Неожиданные происшествия имевшие важное влияние на всю мою жизнь дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение.

2. Крепости выстроены были в местах признанных удобными и заселены по большей части казаками давнишними обладателями яицких берегов.

3. Но яицкие казаки долженствовавшие охранять спокойствие и безопасность сего края с некоторого времени были сами для правительства неспокойными и опасными подданными.

4. Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи бегущие мимо луны.

5. Раздав сии повеления Иван Кузмич нас отпустил.

6. Я вышел вместе с Шавбриным рассуждая о том что мы слышали.

 

Карточка 14

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Несмотря на все наши предосторожности весть о появлении Пугачёва разнеслась по крепости.

2. Иван Кузмич оставшись полным хозяином тотчас послал за нами а Палашку запер в чулане чтоб она не смогла нас подслушать.

3. Василиса Егоровна принудила его во всё признаться дав ему слово не рассказывать о том никому.

4. Иван Кузмич в присутствии жены прочёл воззвание Пугачёва писанное каким-нибудь полуграмотным казаком.

5. Башкирец с трудом шагнул через порог и сняв высокую свою шапку остановился у дверей.

6. Маша рыдала прильнув к моей груди.

 

Карточка 15

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Люди разъезжающие в степи заметя движение в крепости съехались в кучку и стали между собою толковать.

2. Ядро зажужжало и пролетело над ними не сделав никакого вреда.

3. Наездники рассеясь  тотчас ускакали из виду и степь опустела.

4. Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша не хотевшая отстать от неё.

5. В это время из-за высоты находившейся в полверсте от крепости показались новые конные толпы и вскоре степь усеялась множеством людей вооружённых копьями и сайдаками.

(СайдАк – лук с колчаном и стрелами)

6. Казак державший  письмо зашатался и свалился с лошади.

 

 

 

Карточка 16

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Поражённая видом окровавленной головы Юлая оглушённая залпом она казалась без памяти.

2. Капрал вышел в поле и возвратился ведя под уздцы лошадь убитого.

3. Маша бледная и трепещущая подошла к Ивану Кузмичу стала на колени и поклонилась ему в землю.

4. Крик и визг умолкнувшие на минуту тотчас снова возобновились.

5. Комендант раненный в голову стоял в кучке злодеев которые требовали от него ключей.

6. На нём был красивый казацкий кафтан обшитый галунами.

 

Карточка 17

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Он держал в руке верёвку и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича вздёрнутого на воздух.

2. Я глядел смело на Пугачёва готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей.

(Великодушный – здесь: человек, обладающий величием души (в отличие от малодушный)

3. Я стал читать про себя молитву принося Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля Его о спасении всех близких моему сердцу.

4. Они подходили один за другим целуя распятие и потом кланяясь самозванцу.

5. Ротный портной вооружённый тупыми своими ножницами резал у них косы.

6. Они отряхиваясь подходили к рук Пугачёва который объявлял им прощение и принимал в свою шайку.

 

Карточка 18

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Ему подвели белого коня украшенного богатой сбруей.

2. Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну растрёпанную и раздетую донага.

3. Я всё стоял на одном месте и не мог привести в порядок мысли смущённые столь ужасными впечатлениями.

4. Я увидел её постелю перерытую разбойниками.

5. В эту минуту послышался лёгкий шум и из-за шкафа явилась Палаша бледная и трепещущая.

6. Я бросился вон из комнаты мигом очутился на улице и опрометью побежал в дом священника ничего не видя и не чувствуя.

 

Карточка 19

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Несколько успокоенный я отправился к себе на квартиру.

2. Проходя мимо площади я увидел несколько башкирцев которые теснились около виселицы и стаскивали сапоги с повешенных; с трудом удержал я порыв негодования чувствуя бесполезность заступления.

3. По крепости бегали разбойники грабя офицерские дома.

4. Оставшись один я погрузился в размышления.

5. Казак приведший меня отправился про меня доложить и тотчас же воротившись ввёл меня в ту комнату где накануне так нежно прощался я с Марьей Ивановной.

6. Сосед мой молодой казак стройный и красивый налил мне стакан простого вина до которого я не коснулся.

 

 

 

 

Карточка 20

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Пугачёв на первом месте сидел облокотясь на стол и подпирая чёрную бороду своим широким кулаком.

2. Черты лица его правильные и довольно приятные не изъявляли ничего свирепого.

3. Он часто обращался к человеку лет пятидесяти называя его то графом то Тимофеичем а иногда величая его дядюшкою.

4. Пугачёв смотрел на меня пристально изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.

5. Месяц и звёзды ярко сияли освещая площадь и виселицу.

6. Я пришёл к себе на квартиру и нашёл Савельича горюющего по моём отсутствии.

 

Карточка 21

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Я последовал его совету и поужинав с большим аппетитом заснул на голом полу утомлённый душевно и физически.

2. Все жители находились тут же ожидая самозванца.

3. Пугачёв увидев меня в толпе кивнул мне головою и подозвал к себе.

4. Он отворотился и отъехал не сказав более ни слова.

5. Видя моё доброе согласие с Пугачёвым он думал употребить оное в пользу; но  мудрое намерение ему не удалось.

6. Долго стоял я перед нею не слушая ни отца Герасима ни доброй жены его.

 

Карточка 22

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. При сих словах он поскакал назад держась одной рукою за пазуху и через минуту скрылся из виду.

2. Я надел тулуп и сел верхом посадив за собою Савельича.

3. Поднялся ропот и я услышал явственно слово «молокосос» произнесённое кем-то вполголоса.

4. Вспомня решение совета я предвидел долговременное заключение в стенах оренбургских и чуть не плакал от досады.

5. Жители привыкли к ядрам залетавшим на их дворы.

6. Однажды когда удалось нам как-то рассеять и прогнать довольно густую толпу наехал я на казака отставшего от своих товарищей.

 

Карточка 23

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Прочитав это письмо я чуть с ума не сошёл.

2. Я пустился в город пришпоривая бедного моего коня.

3. Прискакав в город я отправился прямо к генералу и опрометью к нему вбежал.

4. Генерал ходил взад и вперёд по комнате куря свою пенковую трубку.

(Пенковый – изготовленный из пенки – лёгкого огнестойкого материала)

5. Увидя меня он остановился.

6. Я испугался увидя его завлечённого в военные рассуждения и спешил его прервать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 24

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Путь мой шёл мимо Бердской слободы пристанища пугачёвского.

2. Прямая дорога занесена была снегом но по всей степи видны были конские следы ежедневно обновляемые.

3. Мы подъехали к оврагам естественным укреплением слободы.

4. Савельич от меня не отставал не прерывая жалобных своих молений.

5. Не зная пароля я хотел молча проехать мимо их; но они меня тотчас окружили и один из них схватил лошадь мою за узду.

6. Подъезжая к оврагу услышал я издали шум крики и голос моего Савельича.

 

Карточка 25

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Я поехал скорее и вскоре очутился снова между караульными мужиками остановившими меня несколько минут тому назад.

2. Нас привели прямо к избе стоявшей на углу перекрёстка.

3. Я взглянул на Савельича; старик крестился читая про себя молитву.

4. Две молодые казачки дочери хозяина избы накрыли стол белой скатертью принесли хлеба ухи и несколько штофов с вином и пивом и я вторично очутился за одною трапезою с Пугачёвым и с его страшными товарищами.

5. Пугачёв задремал сидя на своём месте; товарищи его встали и дали мне знак оставить его.

6. У ворот его стояла кибитка запряжённая тройкою татарских лошадей.

 

Карточка 26

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Оба мы замолчали погрузясь каждый в свои размышления.

2. Татарин затянул унылую песню; Савельич дремля качался на облучке.

3. Изменник помог Пугачёву вылезть из кибитки в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие.

4. Перед нею стоял кувшин воды накрытый ломтём хлеба.

5. Увидя меня она вздрогнула и закричала.

6. С омерзением глядел я на дворянина валяющегося в ногах беглого казака.

 

Карточка 27

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Тут он оборотился к Швабрину и велел ему выдать мне пропуск во все заставы и крепости подвластные ему.

2. Швабрин совсем уничтоженный стоял как остолбенелый.

3. Оставаться ей в крепости подвластной Пугачёву и управляемой Швабриным было невозможно.

4. Нельзя было думать и об Оренбурге претерпевающем все бедствия осады.

5. Через час урядник принёс мне пропуск подписанный каракульками Пугачёва и позвал меня к нему от его имени.

6. Швабрин и народ толпящийся около нас помешали мне высказать всё чем исполнено было моё сердце.

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 28

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Пугачёв увидя в толпе Акулину Памфиловну погрозил пальцем и мигнул значительно.

2. Марья Ивановна пошла проститься с могилами своих родителей похороненных за церковью.

3. Через несколько минут она воротилась обливаясь молча тихими слезами.

4. Неприметным образом часа через два очутились мы в ближней крепости также подвластной Пугачёву.

5. Увидя офицера солдаты прекратили брань.

6. Через пять минут мы пришли к домику ярко освещённому.

 

Карточка 29

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Разгорячённый и взволнованный я разболтался.

2. Я тут же расстался с Марьей Ивановной поручив её Савельичу и дав ей письмо к моим родителям.

3. Зима затруднявшая военные распоряжения проходила и наши генералы готовились к дружному содействию.

4. Вскоре весть о взятии Казани и о походе самозванца на Москву встревожила начальников войск беспечно дремавших в надежде на бессилие презренного бунтовщика.

5. Пугачёв бежал преследуемый Иваном Ивановичем Михельсоном.

(И.И. Михельсон (1740 – 1807) – во времена Пугачёвского восстания подполковник, впоследствии генерал. Один из усмирителей  Пугачёвского восстания)

6. Я приехал в Казань опустошённую и погорелую.

 

Карточка 30

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Таков был след оставленный Пугачёвым!

2. Меня привезли в крепость уцелевшую посреди сгоревшего города.

3. За столом покрытым бумагами сидели два человека.

4. У окошка за особым столом сидел секретарь с пером зА ухом наклоняясь над бумагой готовый записывать мои показания.

5. Он усмехнулся злобной усмешкою и приподняв свои цепи опередил меня и ускорил свои шаги.

6. Однажды вечером батюшка сидел на диване перевёртывая листы Придворного календаря; но мысли его были далеко и чтение не производило над ним обыкновенного своего действия.

(Придворный календарь (годы издания 1735 – 1917), помимо календарных и других сведений, содержал списки высших военных и гражданских чинов, роспись дворцовых приёмов и др.)

 

Карточка 31

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Отец мой потупил голову: всякое слово напоминающее мнимое преступление сына было ему тягостно и казалось колким упрёком.

2. Марья Ивановна оставшись наедине с матушкою отчасти объяснила ей свои предположения.

3. Анна Власьевна рассказала историю каждой аллеи и каждого мостика и нагулявшись они возвратились на станцию очень довольные друг другом.

4. Утро было прекрасное солнце освещало вершины лип пожелтевших уже под свежим дыханием осени.

5. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов осеняющих берег.

6. И Марья Ивановна увидела даму сидевшую на скамейке противу памятника.

 

Карточка 32

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите обособленные члены предложения.

1. Дама пристально на неё смотрела; а Марья Ивановна с своей стороны бросив несколько косвенных взглядов успела рассмотреть её с ног до головы.

2. С этим словом она встала и вышла в крытую аллею а Марья Ивановна возвратилась к Анне Власьевне исполненная радостной надежды.

3. Хозяйка побранила её за раннюю осеннюю прогулку вредную для здоровья молодой девушки.

4. Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и заплакав упала к ногам императрицы.

5. Обласкав бедную сироту государыня её отпустила.

6. Анна Власьевна нетерпеливо ожидавшая её возвращения осыпала её вопросами.

7. В тот же день Марья Ивановна не полюбопытствовав взглянуть на Петербург обратно поехала в деревню…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2 » Незнайка — варианты ЕГЭ, ОГЭ, ВПР 2023

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания 1. 1—1.3.

Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замерзала, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи. Я погрузился в размышления, большею частию печальные. Гарнизонная жизнь мало имела для меня привлекательности. Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду. Между тем начало смеркаться. Мы ехали довольно скоро. «Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика. «Недалече» — отвечал он. — «Вон уж видна». Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирды сена, полузанесённые снегом; с другой — скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» — спросил я с удивлением. «Да вот она» ,— отвечал ямщик указывая на деревушку, и с этим словом мы в неё въехали. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.

Никто не встретил меня. Я пошёл в сени и отворил дверь в переднюю. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира. Я велел ему доложить обо мне. «Войди, батюшка» — отвечал инвалид, — наши дома». Я вошёл в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире. «Что вам угодно, батюшка?» — спросила она, продолжая своё занятие. Я отвечал, что приехал на службу и явился по долгу своему к господину капитану, и с этим словом обратился было к кривому старичку, принимая его за коменданта; но хозяйка перебила затверженную мною речь. «Ивана Кузмича дома нет, — сказала она, — он пошёл в гости к отцу Герасиму; да всё равно, батюшка, я его хозяйка. Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка». Она кликнула девку и велела ей позвать урядника. Старичок своим одиноким глазом поглядывал на меня с любопытством. «Смею спросить, — сказал он, — вы в каком полку изволили служить?» Я удовлетворил его любопытству. «А смею спросить, — продолжал он, — зачем изволили вы перейти из гвардии в гарнизон?» Я отвечал, что такова была воля начальства. «Чаятельно, за неприличные гвардии офицеру поступки», — продолжал неутомимый вопрошатель. «Полно врать пустяки» — сказала ему капитанша, — ты видишь, молодой человек с дороги устал; ему не до тебя… (держи-ка руки прямее…). А ты, мой батюшка, — продолжала она, обращаясь ко мне, — не печалься, что тебя упекли в наше захолустье. Не ты первый, не ты последний. Стерпится, слюбится. Швабрин Алексей Иваныч вот уж пятый год как к нам переведён за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да ещё при двух свидетелях! Что прикажешь делать? На грех мастера нет».

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на каждый вопрос заданий 1.1 и 1.2. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения. Можно обращаться и к другим эпизодам этого же произведения. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

1.1

Выделите эпитеты, которые Пушкин использует в начале приведённого фрагмента, изображая картины природы. Как они помогают передать состояние героя?

1.2

Как описание комнаты коменданта характеризует её хозяев?

Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на оба текста (можно обращаться и к другим эпизодам этих же произведений), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

1.3

Сравните приведённый фрагмент с эпизодом из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (ниже приведён фрагмент повести «Бэла»). Чем похожи изображённые в них ситуации?

— А, чай, много с вами бывало приключений? — сказал я, подстрекаемый любопытством.

— Как не бывать! бывало…

Тут он начал щипать левый ус, повесил голову и призадумался. Мне страх хотелось вытянуть из него какую-нибудь историйку — желание, свойственное всем путешествующим и записывающим людям. Между тем чай поспел; я вытащил из чемодана два походных стаканчика, налил и поставил один перед ним. Он отхлебнул и сказал как будто про себя: «Да, бывало!» Это восклицание подало мне большие надежды.

Вот (он набил трубку, затянулся и начал рассказывать), вот изволите видеть, я тогда стоял в крепости за Тереком с ротой — этому скоро пять лет. Раз осенью пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно. «Вы, верно, — спросил я его, — переведены сюда из России?» — «Точно так, господин штабс-капитан», — отвечал он. Я взял его за руку и сказал: «Очень рад, очень рад. Вам будет немножко скучно… ну да мы с вами будем жить по-приятельски… Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, — к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке». Ему отвели квартиру, и он поселился в крепости.

— А как его звали? — спросил я Максима Максимыча.

— Его звали… Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (2.1–2.5). Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов, при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов. Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.

2.1

Почему роман о Пугачёвском бунте А.С. Пушкин облекает в форму мемуаров очевидца? (по роману «Капитанская дочка»)

2.2

Согласны ли вы с высказыванием В. Набокова, что «Собакевич — самый поэтический персонаж в книге»? Обоснуйте свою точку зрения, (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

2.3

Почему герои многих ранних рассказов А.П. Чехова чиновники?

2.4

Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (по роману M.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

2.5

Характеристика образов Зевса и олимпийских богов по произведения Гомера «Илиада» и «Одиссей».

Иезекииль 10:11 Когда они двигались, они шли в любом из четырех направлений, не поворачиваясь во время движения. Ибо куда бы ни смотрела голова, туда и шли херувимы, не оборачиваясь при движении.

Новая международная версия
Когда они двигались, они шли в любом из четырех направлений, куда смотрели херувимы; колеса не вращались, когда шли херувимы. Херувимы шли туда, куда смотрела голова, не оборачиваясь на ходу.

Новый живой перевод
Херувимы могли двигаться в любом из четырех направлений, по которым они смотрели, не поворачиваясь во время движения. Они шли прямо в том направлении, куда смотрели, никогда не сворачивая в сторону.

Английская стандартная версия
Когда они шли, они двигались в любом из своих четырех направлений, не поворачиваясь на ходу, но в каком бы направлении ни было обращено переднее колесо, остальные следовали за ним, не поворачиваясь.

Верийская стандартная Библия
Когда они двигались, они двигались в любом из четырех направлений, не поворачиваясь во время движения. Ибо куда бы ни смотрела голова, туда и шли херувимы, не оборачиваясь при движении.

Библия короля Иакова
Когда они шли, они шли с четырех сторон; они поворачивали не по ходу, а туда, куда смотрела голова, и следовали за ней; они повернулись не так, как шли.

New King James Version
Когда они шли, они шли в направлении в любом из своих четырех направлений; они не поворачивали в сторону, когда шли, а следовали в том направлении, куда смотрела голова. Они не оборачивались, когда шли.

Новая американская стандартная Библия
Когда они переехали, они вошли в в любом из своих четырех направлений, не поворачиваясь на ходу; но они следовали в том направлении, в котором смотрели, не оборачиваясь на ходу.

NASB 1995
Когда они двигались, они шли в любом из своих четырех направлений, не поворачиваясь при этом; но они следовали в том направлении, в котором смотрели, не оборачиваясь на ходу.

NASB 1977
Когда они двигались, они шли в любом из своих четырех направлений, не поворачиваясь на ходу; но они следовали в том направлении, в котором смотрели, не оборачиваясь на ходу.

Стандартная Библия Наследия
Когда они шли, они шли в любом из своих четырех направлений, не сворачивая на ходу; но они шли в том направлении, в котором смотрели, не оборачиваясь на ходу.

Расширенный перевод Библии
Когда они двигались, они шли в любом из своих четырех направлений, не поворачиваясь на ходу; но они следовали в том направлении, в котором смотрели, не оборачиваясь на ходу.

Христианская стандартная Библия
Когда они двигались, они двигались в любом из четырех направлений, не поворачиваясь во время движения. Но куда бы ни смотрела голова, они шли в этом направлении, не поворачиваясь на ходу.

Стандартная христианская Библия Холмана
Когда они двигались, они двигались в любом из четырех направлений, не поворачиваясь во время движения. Но куда бы ни смотрела голова, они шли в этом направлении, не поворачиваясь на ходу.

Американская стандартная версия
Когда они шли, они шли в своих четырех направлениях: они поворачивали не так, как шли, а туда, куда смотрела голова, и следовали за ней; они повернулись не так, как шли.

Библия на арамейском языке на простом английском языке
И когда они вышли, они шли на четыре стороны, и они не поворачивались, но к месту, куда шел их Вождь, за ним они шли, и не оборачивались

Брентон Перевод Септуагинты
Когда они шли, они шли с четырех сторон; они не оборачивались, когда шли, потому что, куда бы ни смотрела первая голова, они шли; и они повернули не так, как они шли.

Современная английская версия
, чтобы они могли двигаться в любом направлении, не поворачиваясь. Колеса двигались вместе всякий раз, когда существа двигались.

Библия Дуэ-Реймса
И когда они шли, они шли четырьмя путями: и они не обращались, когда шли: но к тому месту, куда они сначала обратились, остальные также последовали и не повернули назад.

English Revised Version
Когда они шли, они шли с четырех сторон: они поворачивались не так, как шли, а туда, куда смотрела голова, и следовали за ней; они повернулись не так, как шли.

GOD’S WORD® Translation
Всякий раз, когда ангелы двигались, они двигались в любом из четырех направлений, не поворачиваясь во время движения. Они всегда двигались в том направлении, в котором смотрели, не оборачиваясь при движении.

Перевод хороших новостей
Когда существа двигались, они могли двигаться в любом направлении, не поворачиваясь. Все вместе двинулись в нужном направлении, не оборачиваясь.

Версия международного стандарта
Всякий раз, когда они двигались, они двигались, не оборачиваясь, но следовали в том направлении, куда смотрела их голова, не оглядываясь во время движения.

JPS Tanakh 1917
Когда они шли, они шли к своим четырем сторонам; они поворачивали не по ходу, а туда, куда смотрела голова, и следовали за ней; они повернулись не так, как шли.

Буквенная стандартная версия
В своем движении они идут с четырех сторон; они не оборачиваются, идя, ибо к тому месту, куда поворачивается голова, они идут за ним, они не оборачиваются, идя.

Стандартная Библия большинства
Когда они двигались, они двигались в любом из четырех направлений, не поворачиваясь во время движения. Ибо куда бы ни смотрела голова, туда и шли херувимы, не оборачиваясь при движении.

New American Bible
Когда они двигались, они шли в любом из четырех направлений, не отклоняясь при движении; в каком бы направлении ни смотрел первый херувим, остальные следовали за ним, не отклоняясь.

NET Bible
Когда они двигались, они двигались в любом из четырех направлений, по которым смотрели, не оборачиваясь при движении; в том направлении, куда повернется голова, за которым они будут следовать, не поворачиваясь при движении,

Новая пересмотренная стандартная версия
Когда они двигались, они двигались в любом из четырех направлений, не отклоняясь при движении; но в каком бы направлении ни смотрело переднее колесо, остальные следовали за ним, не отклоняясь, когда двигались.

New Heart English Bible
Когда они шли, они шли в своих четырех направлениях: они не поворачивали, когда шли, но туда, куда смотрела голова, они следовали за ней; они не поворачивались, когда они шли.

Перевод Библии Вебстера
Когда они шли, они шли с четырех сторон; они поворачивали не по ходу, а туда, куда смотрела голова, и следовали за ней; они повернулись не так, как шли.

World English Bible
Когда они шли, они шли в своих четырех направлениях. Они не сворачивали на ходу, а туда, куда смотрела голова, следовали за ней. Они не оборачивались на ходу.

Дословный перевод Юнга
В своем движении они идут с четырех сторон; они не оборачиваются в своем пути, ибо туда, куда поворачивается голова, после него они идут, они не поворачивают в своем пути.

Дополнительные переводы …

Ojibwe Waasa-Inaabidaa Документальный фильм «Мы смотрим во все стороны»

«Исторический документальный сериал из шести частей для общественного телевидения, рассказывающий об истории и культуре народа анисинаабе-оджибве Великих озер». Пособия для учителей для каждого эпизода доступны и построены на основе стандартов содержания для уроков общественных наук в средней и старшей школе. .


Об анисинаабе-оджибве

«Сегодня анисинаабе-оджибве составляют второе по величине племя в Северной Америке. Имея резервации и общины, живущие на родине наших предков, оджибве разбросаны по пяти американским штатам и трем провинциям Канады. географический район, не имеющий себе равных ни у одного другого племени»

  • Карта нации оджибве
  • Карта истории миграции оджибве
  • Хронология истории
  • Ресурсы Анишинаабе-Оджибве
  • Топонимы оджибве

О Waasa Inaabidaa

  • Источники архива
  • Книга-компаньон
  • Видео и компакт-диск с саундтреком
  • Пресс-центр

Класс

  • Пособия для учителей
  • Вигван «Рассказывание историй»
  • Работа с общественностью
  • Библиография/ресурсы
  • Глоссарий

Обзор серии

«Серия включает более 100 интервью со старейшинами племен, историками, молодежью и лидерами 19 групп оджибве в Мичигане, Висконсине и Миннесоте.

Эти интервью, а также 3000 архивных фотографий, интервью с академическими историками , оригинальные и исторические произведения искусства и драматические реконструкции иллюстрируют народ, культуру и язык оджибве на протяжении последних двух столетий».

  • Эпизод 1:   Гакина Авия Мы все родственники
    • Окружающая среда
    • «исследует отношения анисинабе / оджибве с землей. Эти отношения основаны на уважении, разделении, смирении и ответственности. Изучите влияние договоров на народ оджибве, потерю земли, конфликт из-за прав на охоту и рыболовство и подтверждение договора права сегодня».
    • Фотогалерея
    • Выкуп
    • Аудио-видео отрывок
    • Рассказ о вигваме «История переселения»
    • Руководство для учителя
    • Линия времени
    • Карта
    • Библиография и ссылки
    • Договоры
  • Эпизод 2:   Гваякочигевин …. Принимать правильные решения 
    • Лидерство
    • «изображает процесс принятия решений анисинабе/оджибве, подчеркивая роль человека по отношению к семье, общине, клану и Творцу. Узнайте о традиционных организациях оджибве как суверенных группах, возглавляемых вождями, советами старейшин и духовными лидеры и влияние торговли мехом, договоров о передаче земель, резерваций, Закона о реорганизации индейцев и самоопределения в процессе принятия решений».
    • Фотогалерея
    • Выкуп
    • Аудио/видео отрывок
    • Вигвам Сказка «Подарок дедов»
    • Руководство для учителя
    • Карта
    • Библиография
    • Племенное правительство и профили групп
    • Лидер Биос
  • Эпизод 3:   Гаа Миинигоян… То, что дано нам
    • Эконом
    • «исследует традиционный образ жизни анисинабе / оджибве, основанный на сезонном цикле и вере в то, что человек зависит от группы, группа зависит от природы, а природа зависит от сверхъестественного. Узнайте о последствиях договоров, потеря земли , переселение, экономические реформы, самоопределение, подтверждение договорных прав и современное экономическое развитие экономических систем оджибве».
    • Фотогалерея
    • Выкуп
    • Аудио/видео отрывок
    • Вигвам Сторителлинг «Пукауквас»
    • Руководство для учителя
    • Библиография
    • Игровой и племенной бизнес
  • Эпизод 4:   Бимаадизивин. .. Здоровый образ жизни 
    • Здоровье
    • «исследует веру анисинабе/оджибве в то, что здоровый образ жизни требует поддержания баланса между умственными, физическими, духовными и эмоциональными аспектами человека. Эта программа прослеживает пути традиционной медицины через влияние европейских систем, эпидемий, религиозных индейских Закон о свободе, Закон о благополучии индийских детей, самоопределение, современное использование традиционной медицины, а также современные племенные клиники и больницы».
    • Фотогалерея
    • Выкуп
    • Аудио/видео отрывок
    • Рассказ о вигваме «История Мидевина»
    • Руководство для учителя
    • Карта
    • Библиография и ресурсы
  • Эпизод 5: Гикиноо’амаадивин… Мы получаем знания
    • Образование
    • «исследует связь между традиционной семейной структурой анисинаабе / оджибве и тем, как люди приобретают знания на протяжении четырех этапов жизни.