Урок-практикум. Лингвистический анализ лирического произведения. Стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии…»Литература 10 класс :: Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру

Урок-практикум.

Лингвистический анализ лирического произведения.

Стихотворение А.С. Пушкина

«На холмах Грузии…»

(10 класс)

Цели:

Образовательные:

— учить  анализировать стихотворный  текст с точки зрения лингвистики;

—  готовить к успешной сдаче ЕГЭ;

 

Развивающие:

— развивать умение анализировать;

— развивать мышление;

— развивать речь и воображение;

— развивать творческие способности.

 

Воспитательные:

— воспитывать нравственность;

— воспитывать эстетический вкус.

 

Оборудование:

— портрет А.С. Пушкина

— портрет М.Н. Волконской

— текст  стихотворения на доске

— текст стихотворения на столах учащихся

— раздаточный материал ( распечатанное стихотворение А.С. Пушкина «К*»,1825, карточки с заданиями, тест)

 

Ход урока.

I. Организационный этап.

1. Вступительное слово учителя.

— Здравствуйте, ребята садитесь. Сегодня мы обратимся к творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина, попробуем сделать лингвистический анализ его стихотворения «На холмах Грузии…». Тема нашего урока так и звучит: «Лингвистический анализ лирического произведения. Стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии…». Цель нашего урока заключается не только в том, чтобы научиться делать лингвистический анализ стихотворения, но и в том, чтобы увидеть, что  благодаря такому анализу поэтический текст становится более понятным, перед нами открывается его красота и гармония.

Итак, А.С. Пушкин

«На холмах Грузии…».

II. Вводно-мотивационный этап.

1.Знакомство с текстом.

— Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение наизусть.

2. Историческая справка.

/Справка подготовлена заранее одним из учащихся./

Стихотворение «На холмах Грузии…» датировано в рукописи 15 мая 1829 года. Оно было написано А.С. Пушкиным во время путешествия в Азрум, когда поэт оказался в местах. Напомнивших ему дни его южной ссылки, поездку по побережью Черного моря вместе с Раевским. Произведение посвящено Марии Раевской, в которую Пушкин был влюблен тогда, в годы юности. Позже она вышла замуж за декабриста Волконского, а в 1829 году находилась вместе с мужем в Сибири, на каторге.

III. Операционно-познавательный этап.

Практикум.

Лингвистический анализ стихотворения.

1. Работа в парах.

Задание.

Сколько предложений в этом стихотворном тексте? Определите о

чем они. Как соотносятся их микротемы?

/ В этом стихотворении 3 предложения:

— первое – это описание места, где находится поэт; пейзаж;

— второе – нахлынувшие воспоминания о возлюбленной; чувства;

— третье – поэт вновь переживает чувство любви.

Можно сказать, что оказавшись в тех местах, где когда-то бывал, поэт вспоминает о возлюбленной и вновь переживает любовь./

 

2. Работа в группах.

Задание.

Выпишите эти предложения (каждая группа по одному

предложению: 1группа – 1 предложение, 2 группа – 2 предложение,

3 группа – 3 предложение), дайте им характеристику. Определите

их грамматические основы, отметьте скобками части предложений,

отметьте средства связи между частями.

 

/Группы работают самостоятельно, а затем один ученик из группы делает разбор предложения на доске и дает ему характеристику. /

 

 

1группа.                                                     1

[На холмах Грузии лежит ночная мгла];

2

[Шумит Арагва предо мною].

 

Это предложение повествовательное, невосклицательное. Бессоюзное сложное, состоит из двух частей. Части предложения связаны между собой по смыслу и интонационно.

 

 

2 группа.                      1                                   2

[Мне грустно и легко]; [печаль моя светла];

 

[Печаль моя полна тобою,

3

Тобой, одной тобой]…

 

Это предложение повествовательное, невосклицательное. Бессоюзное сложное, состоит из двух частей. Части предложения связаны между собой по смыслу и интонационно.

 

 

3 группа.

[Унынья моего

1

Ничто не мучит, не тревожит],

 

И [сердце вновь горит и любит оттого],

2

(Что не любить оно не может).

 

Это предложение повествовательное, невосклицательное. Сложное (состоит из трех простых) с разными видами связи.

Оно состоит из двух частей: первая часть – простое предложение, вторая часть – сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Части предложения связаны между собой с помощью сочинительного соединительного союза И. Во второй части придаточное присоединяется с помощью союза ЧТО.

 

3. Беседа.

— Почему сначала поэт использует бессоюзные сложные предложения, а затем сложное с разными видами связи?

— Обратите внимание на распространенность и нераспространенность бессоюзных частей предложения.

/Первое предложение имеет ясную структуру, в нем достаточно обобщенно называются места, которые наблюдает поэт: холмы Грузии, Арагва; указывается время суток: ночная мгла. Кратко обозначено присутствие самого поэта: шумит Арагва предо мною.

Второе предложение состоит из трех частей: две первые почти не распространены, потому что в них грамматические основы передают настроение поэта, второстепенные члены (дополнение мне и определение моя) лишь указывают на того, кто испытывает это состояние.

Последняя часть распространена дополнением, которое трижды повторяется: …тобою, тобой, одной тобой…

Бессоюзные сложные предложения позволяют кратко, четко и выразительно передать возникновение и развитие чувств автора.

Третье предложение предает характер чувств поэта, его попытку разобраться в этом чувстве, поэтому здесь отрывистость конструкций сменяется плавной, раздумчивой интонацией./

 

4.Проверка  домашнего задания.

/Домашнее задание выполнялось в группах. Каждая группа получила отдельное задание./

 

1руппа.

Задание:

Какие знаки препинания есть в этом стихотворении? Какую эмоциональную и смысловую роль они играют?

 

/Точки с запятой в начале стихотворения подчеркивают отдельность, фрагментарность впечатлений и настроений автора. Каждая часть бессоюзных предложений произносится на доном дыхании, благодаря этому создается интонация и ритм, которые будто передают дыхание самого автора.

Затем эти знаки сменяются запятыми при повторе (тобою, тобой, одной тобой), что создает замедление интонации, передавая сосредоточенность поэта на образе возлюбленной. Особенно выразительно здесь многоточие, которое показывает, что  на поэта нахлынули воспоминания, но он о них умалчивает. Тире в конце третьего предложения отделяет описание чувств от той части, где осмысливается их причина./

 

2 группа.

Задание:

Найдите в стихотворении повторы. Какую роль они играют?

 

/Синтаксический параллелизм. Лексические повторы.

Синтаксически параллельные части первого предложения создают определенную ритмичность, напевность, ощущение покоя.

Во втором предложении синтаксический параллелизм усиливается еще и лексическим повтором: печаль моя светла; печаль моя полна тобою. Это обращает внимание на внутреннее состояние поэта.

Лексический повтор тобою, тобой, одной тобой является эмоциональным и смысловым центром стихотворения, он соединяет первое и второе четверостишия.

В конце стихотворения автор называет свое чувство, выражая его лексическим повтором: «любит» — «любить»./

 

3 группа.

Задание:

Какие слова рифмуются в первом четверостишии? Каково их смысловое соотношение?

 

/Рифмы мгла – светла. Эти слова являются противоположными по смыслу. Природа засыпает, погружается в темноту, а в душе поэта пробуждаются воспоминания, светлая грусть. Можно сказать, что рифма построена на антонимах.

Рифмы мною – тобою. Эта рифма связывает автора и его возлюбленную, поэтому можно предположить, что она является смысловым стержнем стихотворения./

 

5. Индивидуальная работа.

Задание.

Выпишите из третьей строки слова с противоположной

эмоциональной окраской. Какое средство художественной

выразительности использует автор? Для чего?

 

 

 

/Грустно – легко, печаль – светла.

Здесь автор сочетает несочетаемые по смыслу слова. Это средство художественной выразительности называется оксюморон. При помощи него в данном стихотворении предается особенность чувства грусти и печали – светлая, легкая грусть и печаль. /

 

6. Коллективная работа.

— На минуту обратимся к стихотворению Пушкина «К*» («Я помню чудное мгновенье…»,1825) /ученикам раздается распечатанное стихотворение/. В этом стихотворении поэт тоже говорит о грусти. Какой эпитет сопровождает там это слово? Сравним с данным стихотворением и сделаем вывод.

/Здесь грусть названа безнадежной.

Следовательно грусть может быть противоположной по оттенку: безнадежной, гнетущей, тяжелой, наполняющей душу отчаянием и унынием, — и, напротив, светлой, легкой, окрыляющей душу надеждой.

7. Опрос. Работа по карточкам.

— Найдите в тексте отрицательное местоимение.

— Объясните его правописание.

— Расскажите о правописании неопределенных местоимений.

 

Карточка.

Вставьте пропущенные буквы.

(Н..)чего не нужно, (н..)чего делать, (н..)кому приласкать, (н..)кто не вспомнит, (н..)(с)чем сравнить, (н..)(до)чего нет дела, (н. .)чем не обидеть, (н..)кого винить, (н..)кого не встретил.

 

8. Самостоятельная работа с тестом.

Тест.

1. Выпишите из первого предложения словосочетание со связью согласование.

2. Выпишите из первого предложения слово образованное суффиксальным способом.

3. Выпишите из последнего предложения слово употребленное в переносном значении.

4. В каком предложении грамматическая основа одной из частей включает в себя составное глагольное сказуемое? Напишите номер этого предложения.

5. Напишите номер предложения, в котором одна из простых частей является односоставным безличным предложением.

 

IV Рефлексивно-оценочный этап.

1. Подведение итогов урока.

2. Выставление оценок.

3. Домашнее задание.

Коротко напишите, как вы понимаете стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии. .

 

 

Литература.

1. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. – М.: Вербум –М, 2004.

2. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2002.

3. Пушкин А.С. Лирика. (Подробный комментарий, учебный материал, интерпретации)/ [сост., примеч., учебный материал Е.А. Яковлевой]. – М.: Айрис-пресс, 2004.

4. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: Вербум-М, 2005.

 

 

Вставьте пропущенные буквы.

 

(Н..)чего не нужно, (н..)чего делать, (н..)кому приласкать, (н..)кто не вспомнит, (н..)(с)чем сравнить, (н..)(до)чего нет дела, (н..)чем не обидеть, (н..)кого винить, (н..)кого не встретил.

 

 

 

Тест.

1. Выпишите из первого предложения словосочетание со связью согласование.

 

2. Выпишите из первого предложения слово образованное суффиксальным способом.

 

3. Выпишите из последнего предложения слово употребленное в переносном значении.

 

4. В каком предложении грамматическая основа одной из частей включает в себя составное глагольное сказуемое? Напишите номер этого предложения.

 

5. Напишите номер предложения, в котором одна из простых частей является односоставным безличным предложением.

Бланк ответов.

Ответы вписывайте печатными буквами.

В 4 и 5 заданиях ответы запишите цифрами.

Ответы

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ.

Ответы

1.

Н

О

Ч

Н

А

Я

М

Г

Л

А

 

 

 

 

2.

Н

О

Ч

Н

А

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Г

О

Р

И

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Языковые средства выразительности. Задание 26

Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

ЭПИТЕТ — эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже — наречием.
Добрый ветер; живительная влага; робкое дыхание; горящие глаза; дорожная тоска;
Гордо реет буревестник (М. Горький)
Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась… (А. С. Пушкин).

ГИПЕРБОЛА — преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Сто лет не виделись.
Волны вставали горами.
Я говорил это тысячу раз.
Это длилось целую вечность.

Шаровары шириной в Черное море. (Н.Гоголь)

ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…

Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.

МЕТАФОРА — скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.
Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой. (Пушкин)
В крови горит огонь желанья. (Пушкин)
Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)

«мечты кипят» (А. С. Пушкин).

МЕТОНИМИЯ — замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;

Янтарь на трубках Цареграда, /Фарфор и бронза на столе…
Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались.

СИНЕКДОХА — вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.
«…и слышно было до рассвета, как ликовал француз…» (Лермонтов).
Все флаги в гости будут к нам. (Пушкин)

Слезу пролить над ранней урной. (Пушкин)
Быть может, в Лете не потонет/ Строфа, слагаемая мной.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.
О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Тютчев)
…Нева всю ночь/ рвалася к морю против бури, /не одолев их буйной дури…/и спорить стало ей не в мочь.. (Пушкин)

СРАВНЕНИЕ — уподобление одной ситуации другой, одного явления другому. Сравнение может быть выражено: 1) Сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто, как будто; 2) сравнительной конструкцией со словами похожий, подобный, вроде; 3) существительным в творительным падеже; 4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия;
Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;

Лентой бархатной чернеет / Груда вспаханной земли.
Разливы рек ее, подобные морям… (Лермонтов)
Луна «как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз». (Гончаров)

ИРОНИЯ — явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде (под видом похвалы скрывается насмешка, за большим и значительным угадывается умаление).
Едва ли кто польстится на такую красавицу.
Откуда, умная, бредешь ты, голова? Крылов. (слова лисицы ослу)

СИМВОЛ — многозначное иносказание, изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.
Черный вран, свистя крылом,/ Вьется над санями; /Ворон каркает: печаль! (Черный ворон — фольклорная аллегория несчастья)(Жуковский)
В творчестве Л.Н. Толстого присутствует множество символов, например, знамя — символ подвига, небо — символ вечности, дуб — символ медленно возрождающейся жизни, комета — символ грозящих бедствий и жизненных изменений. Символические сны графа Пьера Безухова в Можайске (после Бородинского сражения), в Шамшеве (в плену) и Николеньки Болконского (эпилог) («Война и мир»).

АЛЛЕГОРИЯ — однозначное (в отличие от символа), легко узнаваемое иносказание, закрепленное традицией, условно изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.
Чаще всего аллегория встречается в баснях, притчах, сказках. Так, лиса в басне воплощает хитрость, волк — жестокость,
жадность или глупость, заяц — трусость и т. д.
И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него: / Но иглы тайные сурово / Язвили славное чело…(лавровый венок — аллегория славы, терновый венок — аллегория страдания, мук) (Лермонтов)

Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ — вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.
Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!

Обманчивей и снов надежды. /Что слава? шепот ли чтеца? /Гоненье ль низкого невежды? /Иль восхищение глупца? (Пушкин)
Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу… (Гоголь)
Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (Тургенев)

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ — слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.
А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (Солженицын)
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.

ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо / удостовериться в чем-либо. В конце любого вопросительного предложения есть знак «?»
Как дела?
О чем ты говоришь?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — эмоционально-окрашенные предложения, произносимые с восклицательной интонацией.
Какой чудесный день!
Как хорошо в поле!

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — это синтаксические конструкции, допускающие пропуск одного или нескольких компонентов, известных или подразумеваемых из ближайшего контекста или ситуации; отсутствующими могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Мы читали разные книги. Я — «Евгения Онегина», сестра — «Капитанскую дочку».
Я разостлал бурку на лавке, казак свою – на другой (Лермонтов)
Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям (Тургенев).

ОБРАЩЕНИЯ — слова или сочетания слов, используемые для называния лиц или предметов, к которым обращена речь. Обращения выделяются запятыми, также после обращения, произнесенного с восклицательной интонацией ставится «!» знак.
Антон, что ты делаешь?
Вера, скажи мне правду.
О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин)

Батюшка! Семен Яковлевич! – раздался вдруг… голос дамы. (Достоевский)

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ — сопоставление предметов и явлений по принципу сходства, которое выражается при помощи союзов подчинительных союзов как, точно, словно, будто, как будто, что, чем, нежели.
Сестрица ваша играет вами, как мячиком (Фонвизин)
Мчат, как будто на крылах, / Санки кони рьяны…(Жуковский)
Как стих без мысли в песне модной. Дорога зимняя гладка. (Пушкин)
Словно ястреб взглянул с высоты небес / На младого голубя сизокрылого. .. (Лермонтов)


Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

АНАФОРА — единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.
Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса.
Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.
Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.

Когда волнуется желтеющая нива… Когда росой обрызганный душистой… Когда студеный ключ играет по оврагу… Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся моршины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога (Лермонтов)

ЭПИФОРА — повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек
.
Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат…(Шолохов)
Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. (Булгаков)

АНТИТЕЗА — противопоставление.
Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную.
Прекрасна, как ангел небесный, / Как демон, коварна и зла.
То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно.

Ты богат, я очень беден;/ Ты прозаик, я поэт;/ Ты румян как маков цвет,/ Я как смерть и тощ и бледен.
Я приехала просить милости, а не правосудия. (Пушкин)

ОКСЮМОРОН — сочетание несовместимого.
Смотри, ей весело грустить.
Убогая роскошь.
Горячий снег.
Жар холодных числ. (А. Блок)
Оптимистическая трагедия (Вс. Вишневский)

Иль дней былых немая речь. Ты втайне поняла души смешную муку. (Фет)
Эти умники все такие глупые… (Чехов)

ГРАДАЦИЯ — последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.
Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах.
Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть.

Поежился, с задавленной тоской оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (Шолохов)

ИНВЕРСИЯ — нарушение порядка слов в предложении. Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ко всему предложению) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение + обстоятельство.
И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
Швейцара мимо он стрелой (Пушкин)

Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо (Полонский)
Хотя лила из раны кровь Густой широкою волной. (Лермонтов)
Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии…(Бунин)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР — повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.
Это еще не сказка. Сказка только начинается.
Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)

Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. (Островский)
Вся фигура Платона… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые. .. зубы его… выказывались двумя полукругами…(Л. Толстой)
Нам нужно злата, злата, злата’. Копите злато до конца! (Пушкин)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.
Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.
Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…

…Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. (Некрасов)
Все в огне будете гореть неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой!(Островский)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова).
Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.

Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.
…Но идет… Шатается… Одна (Ахматова)
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (Солженицын)

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА — текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них.
«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»

НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»

ЦИТИРОВАНИЕ — слова, строки, отрывки из других произведений, включенные в текст.
Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».
«Ты нас одних в младой душе носил / И повторял: “На долгую разлуку /Нас тайный рок, быть может, осудил!”» (Пушкин)

ДИАЛОГ — разговор двух или более героев повествования.
Он молчал. Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:
— Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь…
— Мария Петровна, что вы говорите? — в замешательстве забормотал он. — Если бы не вы!…(Бондарев)


Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

АНТОНИМЫ — слова, противоположные по значению.
День – ночь; умный – глупый; интересный — скучный; сильный — слабый
Бичуя маленьких воришек /Для удовольствия больших, /Дивил я дерзостью мальчишек /И похвалой гордился их. (Некрасов)

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ — слова, противоположные по значению только в пределах контекста.
«Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая.»

СИНОНИМЫ — слова, различные по написанию, но близкие по значению.
«Путь» -«дорога»; «говорить» – «болтать»; «мужественный» -«смелый», страшиться — пугаться

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ — слова, близкие по значению только в пределах контекста.
«Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга.»
Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими. (Гоголь)

ДИАЛЕКТИЗМЫ — слово или оборот, употребляющийся в определенной местности.
Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы, худой — плохой

ЖАРГОНИЗМЫ — речь социальной группы, отличная от общего языка.
Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага — общежитие

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ — слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде.
Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика), штурвал, каюта (морская терминология).

ТЕРМИНЫ — слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике.
Суффикс, метафора, гипотенуза.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.
Гипотеза, воздвигнуть, низвергнуть, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный, дифференцировать, гуманизм,

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи.
Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда, читалка.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА — слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служащие для резких оценок.
Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.

ЭМОЦИОНАЛЬНО — ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые носят оценочный характер.
Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим, малюсенький, мордашка.

АРХАИЗМЫ — устаревшее слово или оборот речи.
Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).

ИСТОРИЗМЫ — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали. Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА — слова, пришедшие в русский язык из других языков.
Латте, вуаль, такси, ландшафт, либретто, соната, трюмо, афиша

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ — лексически неделимые, устойчивые словосочетания.
Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое, стреляный воробей, спустя рукава.

Любезнейший! ты не в своей тарелке. (Грибоедов)


Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

АЛЛИТЕРАЦИЯ — стилистический прием, при котором повторяются согласные.
Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума.
Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь… (Пушкин)

В дымных тучках пурпур розы. Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! (Фет)

АССОНАНС — повтор одинаковых или похожих гласных звуков.
Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е).
В соседнем доме окна жолты… (Блок)

Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой…(Пушкин)
Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? (Некрасов)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — воспроизведение природного звучания какими — либо напоминающими его звуками.
мяу-мяу, ха-ха, тик-так, ква-ква
«Трах — так — так! — И только эхо откликается в домах…» (Блок)

Практика

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?

 

Ответы:

повторений: определение и примеры | LiteraryTerms.net

I. Что такое повтор?

Проще говоря, повторение — это повторение слова или фразы. Это распространенный риторический прием, используемый для добавления акцента и ударения в письменной и устной речи. Повторение широко используется как в поэзии, так и в прозе; во всех жанрах и формах литературы и устной традиции. Помимо подчеркивания или выделения важных мыслей и моментов, повторение может быть ключевым инструментом для авторов и докладчиков в развитии стиля, тона и ритма.

 

II. Пример повторения

Прочтите короткий отрывок ниже:

Большая лестница вела к большому дому с большой входной дверью. Дыши, дыши, дыши, говорил я себе. Мне нужно остаться только на одну секунду, испугаться на одну секунду, не кричать на одну секунду. Я могу сделать это. Я могу выиграть пари. Я могу доказать, что я смелый.

В отрывке выше используется несколько разных стилей повторения, чтобы показать тревогу рассказчика. Повторяя то, что думает и видит персонаж, автор делает ситуацию более интересной.

 

III. Общие типы повторения

В риторике существует много типов повторения, но ниже приведены некоторые из наиболее распространенных.

а. Epizeuxis

Epizeuxis — это последовательное повторение слова. Например, « Почему , почему , почему ?!»

б. Анафора

Анафора – это повторение слова в начале каждой фразы или предложения. Например, «Она выглядела на налево, она смотрела направо, она смотрела прямо вперед».

в. Мезодиплоз

Мезодиплоз – это повторение слова в середине каждой фразы или предложения. Например, «Один, , но не , два; три, , но не четыре; пять, , но не шесть».

д. Эпистрофа

Эпистрофа — это повторение слова в конце каждой фразы или предложения. Например: «Каждый день я счастлив потому что ты любишь меня , я более удовлетворен потому что ты любишь меня , у меня есть все потому что ты любишь меня .

 

IV. Важность повторения


Повторение является важным литературным приемом, поскольку оно позволяет писателю или оратору делать акцент на вещах, которые они считают важными. Он сообщает читателю или аудитории, что используемые слова достаточно важны, чтобы их можно было повторять, и дает им понять, когда следует уделить особое внимание языку. Кроме того, повторение исторически было важным приемом устной традиции, поскольку оно помогало рассказчикам запоминать детали и строки, которые в противном случае было бы трудно повторить.

 

V. Примеры в литературе

Пример 1

Известный классический детский писатель доктор Сьюз часто использует повторения в своих причудливых и эксцентричных рассказах. Ниже приведена подборка из набора «Одна рыба, две рыбы, красная рыба, синяя рыба» , демонстрирующая знаменитый, единственный в своем роде стиль доктора Сьюза:

«Одна рыба», «Две рыбы», «Красная рыба», «Синяя рыба». ,
Черная рыба, Синяя рыба, Старая рыба, Новая рыба.
У этого есть маленькая машинка.
У этого есть маленькая звездочка.
Скажи! Сколько там рыбы.

Да. Некоторые красные, а некоторые синие.
Некоторые из них старые, а некоторые новые.
Кому-то грустно, а кому-то радостно,
А кому-то очень и очень плохо.

Доктор Сьюз использует комбинацию повторения и рифмовки, чтобы создать эту запоминающуюся историю, известную всем. Одна из причин, по которой его книги настолько уникальны, заключается в том, что он использует несколько типов повторения, которые вместе создают причудливый, глупо звучащий стиль.

Пример 2

В известном вступлении к «Повесть о двух городах» Чарльз Диккенс использует повторение, чтобы усилить ударение и подчеркнуть положительные и отрицательные стороны того времени.

Это были лучшие времена,

это были худшие времена,

это был век мудрости,

это был век глупости,

это была эпоха веры,

это была эпоха недоверия,

это было время Света,

это был сезон Тьмы,

это была весна надежды,

это была зима отчаяния,

у нас было все впереди, у нас ничего не было впереди, мы все шли прямо в рай, мы все шли прямо в другую сторону—

Знаменитые слова Диккенса «Это были лучшие времена, это были худшие из времена», остаются одними из самых знаменитых строк в литературе и по сей день. То, как он повторяет фразу «это было», делает его слова более сильными, запоминающимися, более эффективными и более убедительными.

 

VI. Примеры повторения в поп-культуре

Пример 1

Повторение — очень популярный способ добавить ударения и силы во время произнесения речи. На протяжении всей истории люди использовали повторение, чтобы убедиться, что их аудитория запомнит и повторит их фразы и идеи; например, «У меня есть мечта» Мартина Лютера Кинга-младшего:

Мартин Лютер Кинг-младший. У меня есть мечта, речь


Посмотреть это видео на YouTube

Повторяя фразу «У меня есть мечта» на протяжении всей своей речи, Мартин Лютер Кинг-младший связывает себя с этими словами и заставляет их запомниться слушателям.

Пример 2

В классической романтической комедии Когда Гарри встретил Салли , Гарри использует повторение, чтобы усилить свою великую новогоднюю речь к Салли:

Когда Гарри встретил Салли. .. (11/11) КЛИП ИЗ ВИДЕО — Гарри любит Салли (1989) HD


Смотреть это видео на YouTube

Повторяя слова «Мне это нравится…» снова и снова, Гарри подчеркивает тот факт, что ему нравится в Салли все, хорошее и плохое. Он повторяет эти слова снова и снова в надежде, что она поймет, что то, что он говорит, правда и правда, и что она ответит ему взаимностью.

 

VII. Родственные термины

Ассонанс

Ассонанс – это повторение гласных звуков, создающее рифму. Например, « у черного кота была крысиная сумка; «Как теперь коричневая корова?» — Ты занимаешься вуду?

Созвучие

Созвучие – это повторение согласного звука в середине или конце слова. Например, « повар сломал себе спину»; «утке повезло».

Аллитерация

Аллитерация – повторение согласного звука в начале слова. Например, «Люси не хватало любви», «песок шипел под сильным солнцем»; «лиса починила факс». Аллитерация, пожалуй, наиболее часто используемая форма звукового повторения. Один из самых популярных примеров — известная детская песенка Матушки Гусыни:

Питер Пайпер взял пучок маринованных перцев;

Пучок маринованных перцев, собранных Питером Пайпером;

Если бы Питер Пайпер взял пучок маринованных перцев,

Где кусок маринованного перца, который собрал Питер Пайпер?

Часто писатели используют комбинацию трех типов звукового повторения. Например, «Всплеск, всплеск, всплеск» использует одновременно ассонанс, консонанс и аллитерацию.

Давай сделаем это снова . . . и опять! Почему повторение важно для обучения?

«Повторение — мать учения, отец действия, что делает его архитектором достижений». (Зиг Зиглар)

Вспомните, когда вы учились кататься на велосипеде, водить машину или занимались новым видом спорта. Во-первых, вам нужно было освоить основные навыки. Затем все дело было в практике и еще раз практике, пока вы не укрепите свою уверенность, не улучшите свою скорость и не станете опытным.

В следующий раз, когда ваш малыш снова попросит вас прочитать книгу или захочет снова и снова играть в одну и ту же игру, напомните себе, что это хорошо! Это хорошо, потому что повторение обеспечивает практику, необходимую детям для освоения новых навыков. Повторение помогает улучшить скорость, повышает уверенность и укрепляет связи в мозгу, которые помогают детям учиться.

Как ReadingBrightStart.org способствует повторению

Повторение четырех основных навыков, необходимых для подготовки к чтению

ReadingBrightStart.org был разработан, чтобы стимулировать повторение через новые и творческие действия. Веб-сайт организован вокруг четырех основных областей навыков предварительного чтения:

  • устная речь
  • буквенное знание
  • фонологическая осведомленность
  • начало письма

На этом сайте можно повторно ознакомиться с этими важными навыками подготовки к чтению, которые необходимы перед началом формального обучения чтению. Действия на сайте обеспечивают содержательное взаимодействие, связи и опыт для улучшения развития этих навыков, предшествующих чтению, и создания основы, которая будет поддерживать будущий успех в чтении. Действия предназначены для повторения снова и снова.

Повторение с использованием мультисенсорного обучения

Другим руководящим принципом при разработке этого веб-сайта является использование мультисенсорного обучения. Самый эффективный способ обучения детей — задействовать зрительные, слуховые, кинестетические и тактильные пути к мозгу. Это создает мультисенсорную связь с понятиями и навыками, которым обучают, и помогает детям запоминать новую информацию. Чтобы учиться, детям необходимо:

  • Посмотреть!
  • Слушай!
  • Сделай это!
  • Прикоснись !

Действия на веб-сайте были разработаны для одновременного воздействия на два или более органов чувств. Предлагаемые материалы были тщательно отобраны, чтобы побудить детей исследовать и манипулировать трехмерными материалами. Мультисенсорный подход делает занятия веселыми и увлекательными, так что дети захотят их повторить.

Повторение при чтении книг

Рекомендуемые занятия с книгами также предназначены для повторения. Все рекомендуемые книги включают предложений «До», «Во время», и «После прочтения ». Например, в первый день вы можете предложить ребенку книгу и прочитать ее. После рассказа (позже в тот же день или в другой день) вы можете попросить ребенка нарисовать картинки о книге или разыграть рассказ. Позже в течение недели вы можете прочитать другую книгу того же автора и поговорить о различиях и сходствах. Повторение является ключом к любому обучению.

Что это значит для вас и вашего ребенка?

Младенцы

Вы можете способствовать повторению вашего ребенка, превращая повседневные занятия в «обучаемые моменты». Младенцы многому учатся во время повседневных дел, таких как пеленание, кормление и купание. Это прекрасное время, чтобы поговорить с малышом, спеть песни и поиграть в игры.

Попробуйте новые домашние занятия с веб-сайта или адаптируйте те, которые нравятся вашему ребенку. Например, вместо игрушек можно давать ребенку предметы повседневного обихода. Деревянная ложка, набор пластиковых мисок или картонная трубка от бумажных полотенец могут развлечь вашего малыша и научить его постоянно держать, раскладывать, складывать и многие другие навыки, которые можно усовершенствовать только путем многократной практики.

Малыши

Малыши очень любят повторять действия снова и снова. Если вы начинаете терять терпение, постарайтесь вспомнить, что благодаря этому повторению мозговые связи вашего малыша укрепляются!

Когда вы найдете домашнее занятие, которое действительно понравится вашему малышу, следуйте его примеру и позволяйте ему делать это снова и снова. Вы можете предложить, чтобы добавить новый поворот к деятельности. Предлагайте мероприятия, которые обеспечивают разнообразное воздействие на все четыре области, предшествующие чтению.