Практикум «Общественный прогресс»

1. Термины «совершенствование», «поступательное движение» относятся к представлениям о развитии общества как о

1) регрессе

2) циклическом круговороте

3) не имеющем направления процессе

4) прогрессе

2. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.

Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Развитие общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, — это

1) общественный прогресс

2) социальная стратификация

3) социальная адаптация

4) социальная мобильность

4. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений?

А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса.

Б. Темп общественных изменений возрастает.

1) Верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер

1) отмирания обычая кровной мести

2) изобретения письменности

3) учения о разделении властей

4) успехов в освоении космоса

6. Вставьте пропущенное слово:

«Промышленной революцией называется замена ___ труда машинным, мануфактуры — фабрикой».

7. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.

Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.

1) Верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Характерной чертой регресса в обществе является

1) переход от низшего к высшему

2) движение назад к менее совершенному

3) переход от простого к сложному

4) движение вперед к более совершенному

9. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире.

Б. Наиболее очевидны проявления общественного прогресса в сфере материального производства.

1) Верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

10. Определение: «Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным» относится к понятию

1) модернизация 3) революция

2) эволюция 4) реформа

11. Верны ли следующие суждения о регрессе общества?

А. Регресс — глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени.

Б. Регресс — попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню.

1) Верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12.

Определение: «Коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества» относится к понятию

1) контрреволюция 3) революция

2) реформа 4) контрреформа

13. Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?

А. Критерием общественного прогресса может быть совершенствование нравственности людей.

Б. Критерием общественного прогресса может быть развитие человеческого разума.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

14. Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества является (ются)

1) регрессивная направленность

2) революционные изменения

3) постепенные процессы

4) скачкообразные перемены

15. Верны ли следующие суждения о революциях?

А. Революции представляют собой преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ общества.

Б. Революции всегда являются долговременными.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

16. Определение: «Изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры общества» относится к понятию

1) реформа 3) революция

2) перестройка 4) стагнация

17. Верны ли следующие суждения о реформах?

А. Реформы, как правило, затрагивают все страны.

Б. Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

18. Верны ли следующие суждения о модернизации?

А. Модернизация представляет собой приобщение

данной страны к культуре, технологиям и научным достижениям индустриального общества.

Б. Основой модернизации выступают развитие и распространение культуры «модернити»: рыночных отношений, рациональных ценностей, расчетливости.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

19. Прогрессом в истории человечества первобытного периода является

1) переход от скотоводства к земледелию

2) разделение труда

3) возникновение государства

4) все перечисленное

20. С помощью такого критерия, как гуманизация общества, можно показать прогрессивный

характер

1) развития компьютерных технологий

2) смягчения юридической ответственности

3) открытий в области нанотехнологий

4) изменения процедуры парламентских выборов

21. Упадок ремесла и торговли на Руси после монгольского нашествия является примером

1) стагнации 3) регресса

2) прогресса 4) модернизация

22. Высшим критерием общественного прогресса с точки зрения современных представителей является

1) развитие производительных сил

2 моральное, духовно-нравственное состояние общества

3) степень возрастания человеческой свободы

4) развитие человеческого разума

23. Характерной чертой прогресса в обществе является

1) переход от высшего к низшему

элементы и подсистемы. Общественный прогресс

1. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

1) система

2) весь материальный мир

3) формы и способы взаимодействия людей

4) этап исторического развития человечества

2. В отличие от природы, общество

1) является системой

2) находится в развитии

3) выступает в качестве творца культуры

4) развивается по собственным законам

3. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

1) систему

2) часть природы

3) материальный мир

4) цивилизацию

4. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризуют общество как

1) часть материального мира

2) социальную среду обитания человека

3) целостную систему

4) совокупность общностей

5. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием

1) культура

2) общество

3) природа

4) цивилизация

6. Обществом в широком смысле называют

1) всех жителей государства

2) группу людей, объединившихся для совмест­ной деятельности

3) окружающий мир в целом

4) все способы взаимодействия людей и формы их объединения

7. Одной из подсистем общества как целого является

1) биосфера

2) духовная культура

3) природа

4) трудовой коллектив

8. Общество, в отличие от природы

1) развивается закономерно

2) подвержено изменениям

3) творит культуру

4) является динамической системой

9. К главным институтам общества относится

1) искусство

2) государство

3) личность

4) мораль

10. К основным функциям школы как социального института относится

1) развитие научных знаний

2) социализация личности

3) создание новых рабочих мест

4) углубление социальной дифференциации

11. Верны ли следующие суждения о сферах жизни общества?

А. Сферы общественной жизни являются подсис­темами общества как целого.

Б. Все сферы жизни общества неразрывно связа­ны между собой.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, назы­вают

1) социальной стратификацией

2) общественной мобильностью

3) социальной революцией

4) общественным прогрессом

13. Общественный прогресс выражается в

1) поступательном развитии общества

2) связях общества и природы

3) устойчивости форм общественной жизни

4) системном устройстве общества

14. Понятию «общественный прогресс» противопо­ложно понятие

1) социальная революция

2) общественный регресс

3) общественное развитие

4) социальная мобильность

15. Революция и реформа являются

1) социальными институтами

2) формами общественных преобразований

3) элементами общества как системы

4) видами социальных связей

16. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. В современную эпоху прогресс охватил все об­ласти общественной жизни.

Б. Традиционному обществу не свойственен об­щественный прогресс.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений?

А. Все изменения в обществе идут в русле обще­ственного прогресса. Б. Темп общественных изменений возрастает.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. И традиционное, и индустриальное общества ха­рактеризуются

1) низкой социальной мобильностью

2) преимущественным развитием промышленно­сти

3) сословным типом социальной стратификации

4) связью всех сфер жизни общества

19. Что является отличительной чертой индустри­ального общества?

1) приоритет ценностей коллективизма

2) превращение науки в общественный институт

3) низкая социальная мобильность

4) широкое использование компьютерных тех­нологий

20. Какой признак характеризует индустриальное общество?

1) низкая социальная мобильность

2) глобализация экономики

3) сословный тип стратификации

4) зарождение массовой культуры

21. Для аграрного (традиционного) общества свойст­венно

1) влияние церкви на общественную жизнь

2) преобладание серийного производства про­дукции

3) осуществление научно-технической революции

4) доминирование семьи партнерского типа

22. Какой из признаков присущ традиционному об­ществу?

1) коллективистский тип сознания

2) высокая ценность науки

3) автоматизация промышленного производства

4) преобладание семьи партнерского типа

23. Традиционное общество, в отличие от индустри­ального,

1) имеет классовую стратификацию

2) является открытым

3) базируется на религиозном мировоззрении

4) поддерживает науку как социальный институт

24. Какой признак характеризует аграрное (тради­ционное) общество?

1) преобладание семей демократического типа

2) автоматизация промышленного производства

3) преобладание религиозных ценностей в обще­ственном сознании

4) интенсивное развитие науки и научных тех­нологий

25. Характерной чертой постиндустриального обще­ства является

1) расширение промышленного производства

2) замедление темпов развития

3) создание массовой культуры

4) использование компьютерных технологий

26. Широкое внедрение компьютерной техники ха­рактерно

1) только для постиндустриального общества

2) для индустриального и аграрного общества

3) только для индустриального общества

4) для постиндустриального, индустриального и аграрного общества

27. Какой из признаков характеризует постиндуст­риальное общество?

1) появление массовой культуры

2) развитие информационных технологий

3) сословный тип стратификации

4) преобладание сельского хозяйства

28. Какое слово пропущено в схеме?

Типы обществ:

Традиционное

Информационное

……………………?

29. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приоритет коллективистских ценностей

2) рост численности рабочего класса

3) высокая социальная мобильность

4) использование информационных технологий

5) глобализация экономики и финансов

6) резкий подъем рождаемости

30. Преобразования существенных сторон общест­венной жизни, осуществляемые властью, назы­ваются

1) эволюцией

2) развитием

3) прогрессом

4) реформами

31. Реформа, в отличие от революции,

1) носит всеобъемлющий характер

2) является формой социальной динамики проводится, как правило

3) правило, по инициативе сверху

4) приводит к глубоким изменениям в общест­венной жизни

32. Реформа, в отличие от других форм социальных изменений,

1) затрагивает все сферы общественной жизни

2) обычно осуществляется властью

3) представляет собой резкие качественные из­менения

4) предполагает радикальное обновление соци­альных отношений

33. Характерной чертой эволюции как формы обще­ственного развития является(-ются)

1) скачкообразность

2) революционный характер перемен

3) постепенность

4) насильственные методы

34. Как называется направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему?

1) социальная стратификация

2) общественный прогресс

3) социальная адаптация

4) общественная мобильность

35. Выберите одно из предложенных ниже высказы­ваний, раскройте его смысл, обозначив при необ­ходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу подня­той проблемы (обозначенной темы), при аргумен­тации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

– « Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки» ( Г. Лихтенберг).

– « Без борьбы нет прогресса» ( Ф. Дуглас).

– « Общество– свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)

Ответы

1234567891011121314151617
13132423223412212
1819202122232425262728293031323334
4241133412индустриальное2, 343232

С. М. Шалаева, МКОУ Шатуновская СОШ, с. Шатуново Залесовского района, Алтайский край

Социальные изменения | Определение, типы, теории, причины и примеры

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ И ВЕЧЕСКИЕ Вопросы
  • изменение

  • Объяснение социальных изменений
    • Природная среда
    • Демографические процессы
    • Technological innovations
    • Economic processes
    • Ideas
    • Social movements
    • Political processes
  • Mechanisms of social change
    • Mechanisms of one-directional change: accumulation, отбор и дифференциация
    • Механизмы криволинейных и циклических изменений: насыщение и истощение
    • Conflict, competition, and cooperation
    • Tension and adaptation
    • Diffusion of innovations
    • Planning and institutionalization of change
  • Conclusion

  • Fast Facts

    • Связанный контент

    Популярные вопросы

    • Способствует ли культура отмены (или «культура вызова») социальным изменениям?

    Декларация о социальном прогрессе и развитии

    Генеральная Ассамблея,

    Принимая во внимание обещание членов Организации Объединенных Наций согласно Уставу предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для повышения уровня жизни, полной занятости и условия экономического и социального прогресса и развития,

    Подтверждая веру в права человека и основные свободы и в принципы мира, достоинства и ценности человеческой личности и социальной справедливости, провозглашенные в Хартии,

    Напоминая о принципах Всеобщей декларации прав человека, Международные пакты о правах человека, Декларация прав ребенка, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация Организации Объединенных Наций о ликвидации всех Формы расовой дискриминации, Декларация о пропаганде среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и понимания между народами, Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин и резолюции Организации Объединенных Наций,

    Принимая во внимание стандарты, уже установленные для социального прогресса в конституциях, конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирной организации здравоохранения Организации Объединенных Наций, Детского фонда Организации Объединенных Наций и других заинтересованных организаций,

    Убежденные, что человек может достичь полного осуществления своих чаяний только в рамках справедливого общественного порядка и что, следовательно, чрезвычайно важно повсеместно ускорить социальный и экономический прогресс, способствуя тем самым международный мир и солидарность,

    Убеждены, что международный мир и безопасность, с одной стороны, и социальный прогресс и экономическое развитие, с другой, тесно взаимозависимы и влияют друг на друга,

    Убеждены, что социальному развитию можно способствовать мирным сосуществованием, дружественными отношениями и сотрудничеством между государствами с различными социальными, экономическими или политическими системами,

    Подчеркивая взаимозависимость экономического и социального развития в более широком процессе роста и изменений, а также важность стратегии комплексного развития, в полной мере учитывающей все этапы его социальные аспекты,

    Сожалея о недостаточном прогрессе, достигнутом в мировой социальной ситуации, несмотря на усилия государств и международного сообщества,

    Признавая, что главная ответственность за развитие развивающихся стран лежит на самих этих странах, и признавая настоятельную необходимость сузить и в конечном итоге сократить разрыв в уровне жизни между экономически более развитыми и развивающимися странами, и с этой целью государства-члены должны нести ответственность за проведение внутренней и внешней политики, направленной на содействие социальному развитию во всем мире и, в частности, на оказание помощи развивающимся странам. ускорить их экономический рост,

    Признавая безотлагательность направления на дело мира и социального прогресса ресурсов, расходуемых на вооружения и растрачиваемых на конфликты и разрушения,

    Сознавая вклад, который наука и техника могут внести в удовлетворение потребностей, общих для всего человечества,

    Веря что первоочередной задачей всех государств и международных организаций является устранение из жизни общества всех зол и препятствий на пути социального прогресса, в особенности таких зол, как неравенство, эксплуатация, война, колониализм и расизм,

    Желая способствовать прогрессу всего человечества в достижении этих целей и преодолению всех препятствий на пути к их реализации,

    торжественно провозглашает настоящую Декларацию социального прогресса и развития и призывает к национальным и международным действиям для ее использования в качестве общей основы для социального развития. политики:

    Часть I — ПРИНЦИПЫ

    Статья 1

    Все народы и все люди, без различия расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национальности, этнического происхождения, семейного или социального положения, политических или иных убеждений , имеют право жить достойно и свободно и пользоваться плодами социального прогресса и должны, со своей стороны, способствовать этому.

    Статья 2

    Социальный прогресс и развитие должны основываться на уважении достоинства и ценности человеческой личности и должны обеспечивать продвижение прав человека и социальной справедливости, что требует:

    (a) Немедленного и окончательного устранения все формы неравенства, эксплуатации народов и отдельных лиц, колониализма и расизма, включая нацизм и апартеид, а также все другие политики и идеологии, противоречащие целям и принципам Организации Объединенных Наций;

    (b) признание и эффективное осуществление гражданских и политических прав, а также экономических, социальных и культурных прав без какой-либо дискриминации.

    Статья 3

    Первичными условиями социального прогресса и развития считаются:

    а) национальная независимость, основанная на праве народов на самоопределение;

    b) принцип невмешательства во внутренние дела государств;

    c) уважение суверенитета и территориальной целостности государств;

    (d) постоянный суверенитет каждой нации над своими природными богатствами и ресурсами;

    e) Право и обязанность каждого государства и, насколько это касается, каждой нации и народа свободно определять свои собственные цели социального развития, устанавливать свои собственные приоритеты и принимать решения в соответствии с принципами Устав Организации Объединенных Наций средства и методы их достижения без какого-либо вмешательства извне;

    (f) Мирное сосуществование, мир, дружественные отношения и сотрудничество между государствами независимо от различий в их социальных, экономических или политических системах.

    Статья 4

    Семья как основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей и молодежи, должны получать помощь и защиту, с тем чтобы она могла в полной мере выполнять свои обязанности в рамках сообщество. Родители имеют исключительное право свободно и ответственно определять число своих детей и интервалы между их рождением.

    Статья 5

    Социальный прогресс и развитие требуют полного использования человеческих ресурсов, включая, в частности:

    (а) Поощрение творческой инициативы в условиях просвещенного общественного мнения;

    b) распространение национальной и международной информации с целью информирования отдельных лиц об изменениях, происходящих в обществе в целом;

    c) активное участие всех элементов общества, индивидуально или через ассоциации, в определении и достижении общих целей развития при полном уважении основных свобод, воплощенных во Всеобщей декларации прав человека;

    (d) Обеспечение обездоленным или маргинальным слоям населения равных возможностей для социального и экономического развития в целях построения эффективно интегрированного общества.

    Статья 6

    Социальное развитие требует обеспечения каждому права на труд и свободный выбор работы.

    Социальный прогресс и развитие требуют участия всех членов общества в производительном и общественно полезном труде и установления в соответствии с правами и основными свободами человека, принципами справедливости и социальной функции собственности форм собственности на земли и средств производства, исключающих любую эксплуатацию человека, обеспечивающих равные права собственности для всех и создающих условия, ведущие к подлинному равенству людей.

    Статья 7

    Быстрый рост национального дохода и богатства и их справедливое распределение между всеми членами общества имеют основополагающее значение для любого социального прогресса, и поэтому они должны быть в центре внимания каждого государства и правительства.

    Улучшение положения развивающихся стран в международной торговле в результате достижения благоприятных условий торговли и справедливых и выгодных цен, по которым развивающиеся страны продают свою продукцию, необходимо для того, чтобы сделать возможным увеличение национального дохода и в целях ускорения социального развития.

    Статья 8

    Каждое правительство несет основную роль и главную ответственность за обеспечение социального прогресса и благосостояния своего народа, за планирование мер социального развития в рамках комплексных планов развития, за поощрение и координацию или интеграцию всех национальных усилий в этом направлении и внесения необходимых изменений в социальную структуру. При планировании мер социального развития необходимо должным образом учитывать разнообразие потребностей развивающихся и развитых районов, городских и сельских районов в каждой стране.

    Статья 9

    Социальный прогресс и развитие являются общей заботой международного сообщества, которое должно дополнять согласованными международными действиями национальные усилия по повышению уровня жизни людей.

    Социальный прогресс и экономический рост требуют признания общей заинтересованности всех наций в исследовании, сохранении, использовании и эксплуатации исключительно в мирных целях и в интересах всего человечества таких областей окружающей среды, как космическое пространство и дно морей и океанов и их недра за пределами действия национальной юрисдикции в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций.

    Часть II — ЦЕЛИ

    Социальный прогресс и развитие должны быть направлены на постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при соблюдении и соблюдении прав человека и основных свобод посредством достижения следующие основные цели:

    Статья 10

    (a) Обеспечение на всех уровнях права на труд и права каждого на создание профсоюзов и ассоциаций трудящихся и на ведение коллективных переговоров; содействие полной производительной занятости и ликвидация безработицы и неполной занятости; создание для всех справедливых и благоприятных условий труда, в том числе улучшение условий охраны труда и техники безопасности; обеспечение справедливой оплаты труда без какой-либо дискриминации, а также достаточно высокой минимальной заработной платы для обеспечения достойного уровня жизни; защита потребителя;

    (b) Ликвидация голода и недоедания и гарантия права на надлежащее питание;

    c) ликвидация нищеты; обеспечение неуклонного повышения уровня жизни и справедливого и равноправного распределения доходов;

    (d) достижение наивысших стандартов здоровья и обеспечение охраны здоровья всего населения, по возможности бесплатно;

    e) ликвидация неграмотности и обеспечение права на всеобщий доступ к культуре, на бесплатное обязательное начальное образование и на бесплатное образование на всех ступенях; повышение общего уровня непрерывного образования;

    (f) Предоставление всем, особенно лицам с низким доходом и многодетным семьям, надлежащего жилья и коммунальных услуг.

    Социальный прогресс и развитие должны быть в равной степени направлены на постепенное достижение следующих основных целей:

    Статья 11

    (a) Предоставление комплексных программ социального обеспечения и услуг социального обеспечения; создание и совершенствование схем социального обеспечения и страхования для всех лиц, которые из-за болезни, инвалидности или старости временно или постоянно не могут зарабатывать на жизнь, с целью обеспечения надлежащего уровня жизни таких лиц и их семьи и иждивенцы;

    b) защита прав матери и ребенка; забота о воспитании и здоровье детей; обеспечение мер по охране здоровья и благополучия женщин и особенно работающих матерей в период беременности и рождения их детей, а также матерей, заработок которых является единственным источником существования семьи; предоставление женщинам отпуска по беременности и родам и пособий без потери работы или заработной платы;

    c) защита прав и обеспечение благосостояния детей, престарелых и инвалидов; обеспечение защиты лиц с физическими или умственными недостатками;

    d) воспитание и пропаганда среди молодежи идеалов справедливости и мира, взаимоуважения и взаимопонимания между народами; содействие всестороннему участию молодежи в процессе национального развития;

    e) обеспечение мер социальной защиты и устранение условий, ведущих к преступности и правонарушениям, особенно правонарушениям несовершеннолетних;

    (f) Гарантия того, что все лица, без какой бы то ни было дискриминации, были ознакомлены со своими правами и обязанностями и получали необходимую помощь в осуществлении и защите своих прав.

    Социальный прогресс и развитие далее направлены на достижение следующих основных целей:

    Статья 12

    (a) Создание условий для быстрого и устойчивого социального и экономического развития, особенно в развивающихся странах; изменение международных экономических отношений; новые и эффективные методы международного сотрудничества, при которых равенство возможностей должно быть в такой же степени прерогативой наций, как и отдельных лиц внутри нации;

    b) Ликвидация всех форм дискриминации и эксплуатации и всех других видов практики и идеологий, противоречащих целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций;

    (c) Ликвидация всех форм иностранной экономической эксплуатации, особенно тех, которые практикуются международными монополиями, с тем чтобы народы каждой страны могли в полной мере пользоваться плодами своих национальных ресурсов.

    Социальный прогресс и развитие в конечном итоге должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

    Статья 13

    технологии на благо социального развития общества;

    (b) установление гармоничного баланса между научно-техническим и материальным прогрессом и интеллектуальным, духовным, культурным и нравственным развитием человечества;

    (c) Охрана и улучшение окружающей человека среды.

    Часть III — СРЕДСТВА И МЕТОДЫ

    На основе принципов, изложенных в настоящей Декларации, достижение целей социального прогресса и развития требует мобилизации необходимых ресурсов посредством национальных и международных действий с уделением особого внимания таким средства и методы как:

    Статья 14

    (a) Планирование социального прогресса и развития как неотъемлемая часть сбалансированного общего планирования развития;

    (b) Создание, при необходимости, национальных систем для разработки и осуществления социальной политики и программ, а также поощрение заинтересованными странами планового регионального развития с учетом различных региональных условий и потребностей, особенно развития регионов которые менее благоприятны или недостаточно развиты по сравнению с остальной частью страны;

    (c) Поощрение фундаментальных и прикладных социальных исследований, особенно сравнительных международных исследований, применяемых при планировании и осуществлении программ социального развития.

    Статья 15

    (a) принятие мер по обеспечению эффективного участия, в соответствующих случаях, всех элементов общества в подготовке и выполнении национальных планов и программ экономического и социального развития;

    (b) Принятие мер по расширению участия населения в экономической, социальной, культурной и политической жизни стран через национальные правительственные органы, неправительственные организации, кооперативы, сельские ассоциации, объединения рабочих и работодателей. организации, женские и молодежные организации, такими методами, как национальные и региональные планы социально-экономического прогресса и развития общин, с целью создания полностью интегрированного национального общества, ускорения процесса социальной мобильности и укрепления демократической системы;

    (c) мобилизация общественного мнения как на национальном, так и на международном уровне в поддержку принципов и целей социального прогресса и развития;

    (d) Распространение социальной информации на национальном и международном уровне для информирования людей об изменяющихся обстоятельствах в обществе в целом и для просвещения потребителей.

    Статья 16

    (а) Максимальная мобилизация всех национальных ресурсов и их рациональное и эффективное использование; содействие увеличению и ускорению производительных инвестиций в социальную и экономическую сферы и занятости; ориентация общества на процесс развития;

    (b) Постепенное увеличение объема необходимых бюджетных и других ресурсов, необходимых для финансирования социальных аспектов развития;

    (c) Обеспечение справедливого распределения национального дохода с использованием, в частности, фискальной системы и государственных расходов в качестве инструмента справедливого распределения и перераспределения доходов в целях содействия социальному прогрессу;

    (d) принятие мер, направленных на предотвращение такого оттока капитала из развивающихся стран, который нанес бы ущерб их экономическому и социальному развитию.

    Статья 17

    (а) принятие мер по ускорению процесса индустриализации, особенно в развивающихся странах, с учетом ее социальных аспектов, в интересах всего населения; развитие адекватной организационной и правовой базы, способствующей непрерывному и диверсифицированному росту промышленного сектора; меры по преодолению неблагоприятных социальных последствий, которые могут возникнуть в результате развития городов и индустриализации, включая автоматизацию; поддержание надлежащего баланса между сельским и городским развитием и, в частности, меры, направленные на обеспечение более здоровых условий жизни, особенно в крупных промышленных центрах;

    b) комплексное планирование для решения проблем урбанизации и городского развития;

    c) комплексные программы развития сельских районов для повышения уровня жизни сельского населения и содействия таким отношениям между городом и деревней и распределению населения, которые будут способствовать сбалансированному национальному развитию и социальному прогрессу;

    (d) Меры по надлежащему надзору за использованием земли в интересах общества.

    Достижение целей общественного прогресса и развития в равной степени требует реализации следующих средств и методов:

    Статья 18

    (а) принятие соответствующих законодательных, административных и иных мер, обеспечивающих каждому не только политические и гражданские права, но и полную реализацию экономических, социальных и культурных прав без какой-либо дискриминации;

    (b) Содействие демократическим социальным и институциональным реформам и мотивация к изменениям, необходимым для ликвидации всех форм дискриминации и эксплуатации и способствующим высоким темпам экономического и социального прогресса, включая земельную реформу, в ходе которой права собственности и использование земли будет осуществляться таким образом, чтобы наилучшим образом служить целям социальной справедливости и экономического развития;

    (c) Принятие мер по стимулированию и диверсификации сельскохозяйственного производства, в том числе путем проведения демократических аграрных реформ, для обеспечения достаточного и сбалансированного снабжения продовольствием, его справедливого распределения среди всего населения и улучшения стандарты питания;

    d) принятие мер по внедрению с участием правительства программ недорогого жилья как в сельской, так и в городской местности;

    e) Развитие и расширение системы транспорта и связи, особенно в развивающихся странах.

    Статья 19

    (a) Предоставление бесплатных медицинских услуг всему населению и соответствующих профилактических и лечебных учреждений и социальных медицинских услуг, доступных для всех;

    (b) введение в действие и установление законодательных мер и административных правил с целью осуществления комплексных программ систем социального обеспечения и услуг социального обеспечения, а также улучшения и координации существующих услуг;

    (c) Принятие мер и предоставление социальных услуг трудящимся-мигрантам и их семьям в соответствии с положениями Конвенции № 97 Международной организации труда и других международных документов, касающихся трудящихся-мигрантов;

    (d) Принятие надлежащих мер по реабилитации умственно или физически неполноценных лиц, особенно детей и молодежи, с тем чтобы дать им возможность в максимально возможной степени быть полезными членами общества — эти меры должны включать обеспечение лечения и технические приспособления, образование, профессиональная и социальная ориентация, обучение и выборочное трудоустройство и другая необходимая помощь, а также создание социальных условий, в которых инвалиды не подвергаются дискриминации из-за их инвалидности.

    Статья 20

    (a) Предоставление профсоюзам полных демократических свобод; свобода ассоциации для всех работников, включая право на ведение коллективных переговоров и на забастовку; признание права создавать другие организации трудящихся; обеспечение растущего участия профсоюзов в экономическом и социальном развитии; эффективное участие всех членов профсоюзов в решении экономических и социальных вопросов, затрагивающих их интересы;

    (b) Улучшение условий здоровья и безопасности работников посредством соответствующих технологических и законодательных мер и обеспечение материальных предпосылок для осуществления этих мер, включая ограничение рабочего времени;

    c) принятие соответствующих мер для развития гармоничных производственных отношений.

    Статья 21

    (a) Подготовка национального персонала и кадров, включая административный, исполнительный, профессиональный и технический персонал, необходимый для социального развития и для общих планов и политики развития;

    (б) принятие мер по ускорению расширения и совершенствования общего, профессионально-технического образования, подготовки и переподготовки, которые должны осуществляться бесплатно на всех уровнях;

    c) повышение общего уровня образования; развитие и расширение национальных информационных средств, их рациональное и полное использование в целях непрерывного образования всего населения и поощрения его участия в деятельности по социальному развитию; конструктивное использование досуга, особенно досуга детей и подростков;

    d) Разработка национальной и международной политики и мер по недопущению «утечки мозгов» и устранению ее неблагоприятных последствий.

    Статья 22

    (a) Разработка и координация политики и мер, направленных на укрепление основных функций семьи как основной ячейки общества;

    (b) Разработка и внедрение, по мере необходимости, программ в области народонаселения в рамках национальной демографической политики и в рамках социальных медицинских услуг, включая образование, обучение персонала и предоставление семьям знания и средства, необходимые для того, чтобы они могли осуществлять свое право свободно и ответственно определять число своих детей и интервалы между их рождением;

    c) создание соответствующих детских учреждений в интересах детей и работающих родителей.

    Достижение целей социального прогресса и развития, наконец, требует применения следующих средств и методов:

    Статья 23

    развитие, достаточно высокое, чтобы привести к существенному ускорению темпов их роста;

    (b) Предоставление большей помощи на лучших условиях; выполнение целевого объема помощи в размере не менее 1 процента валового национального продукта по рыночным ценам экономически развитых стран; общее смягчение условий кредитования развивающихся стран за счет низких процентных ставок по кредитам и длительных льготных периодов для погашения кредитов, а также гарантия того, что выделение таких кредитов будет строго основано на социально-экономических критериях, свободных от какой-либо политической соображения;

    (c) Предоставление технической, финансовой и материальной помощи, как двусторонней, так и многосторонней, в максимально полном объеме и на благоприятных условиях, а также улучшение координации международной помощи для достижения социальных целей национальных планов развития;

    (d) Предоставление развивающимся странам технической, финансовой и материальной помощи и благоприятных условий для облегчения непосредственной эксплуатации их национальных ресурсов и природных богатств этими странами с целью предоставления народам этих стран возможности в полной мере из своих национальных ресурсов;

    (e) Расширение международной торговли на основе принципов равенства и недискриминации, улучшение положения развивающихся стран в международной торговле за счет справедливых условий торговли, общей невзаимной и недискриминационной системы преференций для экспорт развивающихся стран в развитые страны, заключение и осуществление общих и всеобъемлющих товарных соглашений, а также финансирование разумных буферных запасов международными учреждениями.

    Статья 24

    (а) Интенсификация международного сотрудничества в целях обеспечения международного обмена информацией, знаниями и опытом в области социального прогресса и развития;

    (б) Максимально широкое международное техническое, научное и культурное сотрудничество и взаимное использование опыта стран с различным экономическим и социальным строем и разным уровнем развития на основе взаимной выгоды и строгого соблюдения и уважения национальный суверенитет;

    (c) Более широкое использование науки и техники для социального и экономического развития; механизмы передачи и обмена технологиями, включая ноу-хау и патенты, с развивающимися странами.

    Статья 25

    (a) Установление правовых и административных мер по защите и улучшению окружающей человека среды как на национальном, так и на международном уровне;

    (b) Использование и эксплуатация в соответствии с надлежащими международными режимами ресурсов таких районов окружающей среды, как космическое пространство, дно морей и океанов и их недра, за пределами действия национальной юрисдикции, в целях пополнения национальных ресурсов, имеющихся для достижения экономического и социального прогресса и развития в каждой стране, независимо от ее географического положения, с особым учетом интересов и потребностей развивающихся стран.