«Война и мир» анализ романа Толстого – история создания, жанр, смысл названия, проблематика произведения

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1032.

Обновлено 30 Марта, 2022

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1032.

Обновлено 30 Марта, 2022

Уникальным в истории мировой литературы является классический роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», повествующий о жизни русского общества в эпоху наполеоновских войн. Произведение в течение многих лет пользуется неизменным успехом у читателей и литературных исследователей во всём мире. Предлагаем ознакомиться с анализом романа, который будет полезен ученикам 10 класса при написании сочинения, подготовке к уроку литературы и ЕГЭ.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1863–1869 годы.

История создания – Первоначально Толстой планировал написать повесть о декабристе, который вместе с семьёй вернулся домой из многолетней ссылки. Однако в ходе работы замысел существенно расширился: появились новые герои, были отодвинуты временные рамки. В результате появился роман-эпопея, работа над которым заняла у Толстого почти 7 лет.

Тема – Центральная тема произведения – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Также автором подняты темы любви, семьи, жизни и смерти, долга, войны.

Композиция – Роман состоит и 4 томов и эпилога, каждому тому соответствует определённый временной промежуток. Композиция романа отличается сложностью и многослойностью.

Жанр – Роман-эпопея.

Направление – Реализм.

История создания

В 50-х годах XIX столетия Л.Н. Толстой берётся за работу над повестью о декабристе, вернувшемся вместе со своим семейством из ссылки в Сибири. Эта тема настолько увлекла писателя, что он стал всё глубже проникать во внутренний мир своего героя, искать мотивы его поступков, разбираться, как сформировался характер человека, пришедшего к выступлению на Сенатской площади в 1825 году. В результате возникла необходимость описать всю жизнь героя, начиная с ранней юности. Так временные рамки произведения были смещены на полвека назад, и сюжет начал свой отсчёт с 1805 года.

Неудивительно, что столь глубокое погружение в жизнь главного героя потребовало расширения и значительного увеличения главных и второстепенных персонажей.

«Три поры» – таковым было одно из первых названий произведения. По замыслу Толстого, первая часть, или пора, описывала жизнь молодых декабристов, вторая – восстание декабристов, а третья – их амнистию и возвращение из многолетней ссылки домой. В конечном итоге Лев Николаевич решил направить все свои силы на описание первой поры, поскольку даже этот промежуток времени потребовал от него колоссальных усилий.

Так вместо повести писателем был создан монументальный труд, историческая и художественная эпопея.

История создания «Войны и мира» явила собой пример не только кропотливой работы над характерами героев и их взаимоотношениями, но и полного погружения в историю России. Толстой тщательным образом изучал военные документы, мемуары участников и свидетелей наполеоновских войн, а для описания сцены Бородинской битвы некоторое время провёл в Бородине, на поле бывшего сражения, лично собирая достоверную информацию.

На протяжении работы над романом Лев Николаевич критично относился к проделанной работе. В стремлении написать достойное внимания произведение он создал 15 различных вариантов начала романа.

Перед публикацией автор переименовал свое произведение. Смысл названия «Война и мир» заключается в том, что автор на примере разных персонажей и разных социальных слоёв общества показал отношение людей к происходящим в стране и мире грандиозным историческим событиям.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Среди множества тем, освещённых автором в романе, одной из важнейших является историческая судьба всего русского народа в период военного лихолетья. Лев Николаевич всегда критиковал любые войны, поскольку в дальнейшем они становились причиной серьёзных общественных проблем.

Люди, оторванные от привычных занятий и вынужденные убивать себе подобных, навсегда меняли своё мировоззрение. Как следствие, всей нации наносился огромный, непоправимый нравственный ущерб.

Военные действия стали прекрасным фоном для развития такой важной темы , как истинный и ложный патриотизм. Война 1812 года имела огромное значение в объединении всей нации в общем патриотическом порыве – изгнать врага со своей земли. В этом были солидарны многие представители дворянства и простой народ. Все герои романа так или иначе прошли проверку 1812 годом и получили нравственную оценку своих действий.

Все свои чаяния и надежды Лев Николаевич вложил в основную мысль произведения – каждый человек должен жить интересами своего народа, стремиться к истинной гармонии, позабыв о жажде наживы или карьерных амбициях.

Любовь к родине, добрые помыслы, единение с простым народом – то, чему учит произведение.

Смысл романа заключается в «народности», поскольку именно народ есть движущая сила и величие нации.

Композиция

Проводя анализ произведения «Война и мир», необходимо отметить сложность и многоступенчатость его построения. Не только роман, но даже каждый том и каждая глава имеют свои важные элементы сюжета (завязку, кульминацию, развязку). В книге теснейшим образом переплетены главные сюжетные линии, многие персонажи и эпизоды противопоставлены друг другу.

Произведение состоит из 4 томов и эпилога, и каждой из частей книги соответствует определённый временной промежуток.

  • 1 том (1805 год) – описание войны и главных героев, охваченных честолюбивыми мечтами.
  • 2 том (1806–1811 год) – отображение проблем и сложных жизненных ситуаций, в которых оказался каждый из героев романа.
  • 3 том (1812 год) – полностью посвящён войне 1812 года.
    Описание Бородинского сражения как кульминации романа.
  • 4 том (1812–1813 годы) – наступление долгожданного мира, с приходом которого происходит прозрение главных героев.
  • Эпилог (1820 год) – I часть – повествование о дальнейшей судьбе центральных персонажей; II часть – размышления автора о причинах возникновения войн и роли личности в истории.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Войны и мира», а для основных подготовили отдельные страницы:

  • Характеристика Андрея Болконского
  • Характеристика Наташи Ростовой
  • Характеристика Пьера Безухова
  • Характеристика Николая Ростова
  • Характеристика Николая Болконского
  • Характеристика Марьи Болконской
  • Характеристика Сони Ростовой
  • Характеристика Долохова
  • Характеристика Анны Шерер
  • Характеристика Пети Ростова
  • Характеристика Веры Ростовой
  • Характеристика Лизы Болконской
  • Характеристика Василия Курагина
  • Характеристика Элен Курагиной
  • Характеристика Анатоля Курагина
  • Характеристика Наполеона
  • Характеристика Кутузова
  • Характеристика Тушина
  • Характеристика Платона Каратаева
  • Характеристика Тихона Щербатого
  • Семья Ростовых
  • Семья Болконских
  • Семья Курагиных

Жанр

Определить жанр «Войны и мира» достаточно просто – это роман-эпопея. Главными его отличиями от других литературных жанров является большой объём произведения, масштаб отображаемых исторических событий и проблематики.

В жанровом отношении «Война и мир» представляет собой очень сложное произведение, поскольку в нём присутствуют характерные черты исторического, социально-бытового, философского, батального романов, а также мемуаров, хроник.

Поскольку в романе задействовано много исторических лиц и даны описания реальных исторических событий, показаны судьбы героев из разных социальных слоёв, а также критическое отношение к придворным лжепатриотам, роман принято относить к литературному направлению критический реализм.

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина-Львовна Фрол

    21/31

  • Яна Гулько

    21/31

  • Асыл Марат

    29/31

  • Марина Ставрогина

    31/31

  • Александр Матвеев

    24/31

  • Елена Наволокина

    27/31

  • Екатерина Славская

    13/31

  • Татьяна Габова

    21/31

  • Катя Иванова

    30/31

  • Михаил Палагин

    23/31

Рейтинг анализа

4. 7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1032.


А какую оценку поставите вы?

Сложный, простой, неведомый. А вы решите ЕГЭ по литературе?

Текст: Иван Родионов

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Есть ли такой родитель, что любит ЕГЭ? Основные претензии обычно предъявляются к форме экзамена: тестирование – приём неэффективный и поверхностный. Некоторые люди высказываются ещё категоричнее: ЕГЭ примитивен, он отупляет детей.

Так ли это? Попробуем разобраться на практических примерах. А поскольку наш портал посвящён миру литературы, выбор предмета для сегодняшнего мини-экзамена очевиден – изящная словесность почти наверняка входит в круг интересов наших читателей.

Все вопросы, представленные ниже, взяты из открытых интернет-источников и появлялись либо на экзаменах, либо в сборниках для подготовки к ЕГЭ. Мы постарались отобрать всё самое необычное, интересное или спорное.

Чтобы интрига сохранялась, правильный ответ будет указан не сразу, а после сопутствующих рассуждений на «тему». Он будет выделен жирным шрифтом.

Наконец, объять необъятное невозможно, и сегодняшние вопросы будут лишь из первой части экзамена, считающейся самой лёгкой. Она посвящена классическим сюжетным произведениям.

Двойные листочки доставать не нужно.

ВОПРОС 1. «Капитанскую дочку» часто называют повестью. Укажите другое, не менее распространённое жанровое определение этого произведения.

Михаил Пришвин писал: «Моя родина — это повесть Пушкина «Капитанская дочка». Действительно, споры о жанровой принадлежности произведения идут до сих пор. В «Капитанской дочке» многое от повести: относительно небольшой объём, сюжетная линия особо не ветвится, героев не так много. Но в то же время масштаб идей, большой исторический и географический разброс повествования и многие другие признаки указывают и на иную жанровую трактовку. Например, прославленный русский критик Святополк-Мирский уверенно называл «Капитанскую дочку» «единственным полновесным и законченным романом Пушкина, опубликованным при жизни».

ВОПРОС 2. Укажите род литературы, к которому относится «Евгений Онегин».

Обычно вспоминают три рода литературы – эпос, лирику и драму. Говоря упрощённо, в эпосе есть сюжет и герои (обычно – проза), лирика, напротив, субъективна и бессюжетна (обычно – стихи), а действие драмы происходит на сцене. Хотя, конечно, всё несколько сложнее, да и варианты тоже возможны.

Сам Пушкин называл «Евгения Онегина» романом в стихах. На первый взгляд, получается какой-то оксюморон – роман (эпос) в стихах (лирика). Но никакого противоречия здесь нет – есть ещё четвёртый, промежуточный род литературы, который так и называется – лиро-эпический.

ВОПРОС 3. Укажите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Как вариант: укажите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Как вариант: назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И. С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

Самый бессмысленный и беспощадный вопрос из нынешнего ЕГЭ по литературе. Даже не будем много писать о зыбкости разграничений по «направлениям». Всё же литература в школе не равна курсу филологии, условностей много. Но даже в таком виде вопрос кажется странным, ибо подразумевает в 95 процентах случаев один и тот же ответ. В любой непонятной ситуации, как сейчас говорят.

Есть, конечно, и исключения – «Недоросль» Фонвизина (классицизм), «Старуха Изергиль» Горького (романтизм). Ходят слухи, что когда-то давно кому-то попадалась и «Бедная Лиза» Карамзина (сентиментализм). А вот все остальные прозаические и драматические произведения, что представлены в ЕГЭ, как уверяет нас кодификатор, относятся к направлению реализм. От Пушкина до Чехова включительно.

ВОПРОС 4. Укажите авторское определение жанра пьесы А. Н. Островского «Гроза».

Классический подвох в ЕГЭ по литературе. Что такое авторское определение? То, как назвал своё произведение сам автор. Про роман в стихах мы уже писали (формально «Евгений Онегин» – поэма). Поэмой же назвал свой роман «Мёртвые души» Гоголь – самоназвание очень даже закрепилось. Наконец, пронзительную драму «Вишнёвый сад» Чехов нарёк комедией.

Подвох в том, что в случае с «Грозой» авторское и реальное определение жанра совпадают. Как ни крути, это драма.

ВОПРОС 5. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («Её огромное тело стояло прямо, с опущенными вниз мощными руками… только одно строгое, но красивое лицо её танцевало»)?

Как вариант: часть фрагмента занимает описание летней ночи. Каким термином обозначается описание природы в художественном произведении?

Как вариант: как называется описание внутреннего убранства помещения в художественном произведении («Там стояло бюро красного дерева…»)?

У живописи и литературы больше общего, чем может показаться. Например, терминология.

И там, и там имеются портрет, пейзаж, интерьер.

ВОПРОС 6. Укажите термин, которым в литературоведении называется прием, позволивший автору подчеркнуть особенность характера Пьера: «Кроме того, он был РАССЕЯН. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его РАССЕЯННОСТЬ и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности».

Как вариант (из реального экзамена 2020 года): укажите термин, которым в литературоведении называется прием, позволивший автору акцентировать внимание читателя на важных деталях:

Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит:

Он ЧУДНО вылитым узором

Ей что-то ЧУДНОЕ гласит.

Наиболее спорная и противоречивая версия вопроса. И в том, и в ином случае мы имеем дело со стоящими рядом однокоренными словами. Может, это тавтология? Но тавтология – это вид ошибки, непреднамеренное повторение. К тому же, говоря по секрету, такого термина в кодификаторе ЕГЭ попросту нет.

Не будем долго томить – составители пишут, что это повтор. Вот такое простое слово. И термин такой имеется. Но в ЕГЭ по русскому языку, например, повтором (лексическим) называется воспроизведение рядом стоящих слов буква в букву. Если у таких слов разные окончания, это носит название «формы слова», а то, что мы видим в представленных выше примерах, называется просто «однокоренными словами».

Мутная история, в общем.

ВОПРОС 7. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов № 1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Объясняя Луке, что такое аплодисменты, Актёр прибегает к неожиданной аналогии («это, брат, как. .. водка!..»). Так с помощью __________ герой усиливает характеристику одного из сопоставимых понятий. При этом автор комментирует действия Актёра. Комментарии эти традиционно для драматических произведений содержатся в _______.

Если ЕГЭ по математике или русскому языку меняется чуть ли не ежегодно, то с литературой всё далеко не так. Серьёзные изменения в структуре экзамена очень редки. В этом году такое случилось – седьмое задание переработали полностью, и теперь там текст, а в нём пропущены два термина. Какие? Если вы дочитали до этой части текста-теста, ответить на этот вопрос вам не составит труда.

Конечно, это сравнение и ремарка.

Хотя нет. Правильный ответ – монструозное «сравненияремарках». Ладно, если бы нужно было просто поставить термины в нужный по смыслу текста падеж и число. Но вотэтослитноенаписание, давно прописавшееся в экзамене по тому же русскому языку, теперь терроризирует и литературу. Ответ пишут слитно, без пробелов. То ли так компьютеру проверять проще, то ли места на бланке мало, то ли ещё что. Но выглядит это жутко.

Вот такой он зверь, этот ЕГЭ. За каждый ответ, кстати, даётся по одному баллу. Сколько набрали вы?

Классическая литература и зумеры: pro и contra

«Чуров и Чурбанов». Сердца двух

Розовая чайка по имени Олег Куваев

«Добыть Тарковского». Разночинские рассказы

Война и мир | Краткое изложение, персонажи и факты

Война и мир , исторический роман Льва Толстого, первоначально опубликованный как Война и мир в 1865–69. Это панорамное исследование российского общества начала XIX века, известное своим мастерством реалистических деталей и разнообразием психологического анализа, обычно считается шедевром русской литературы и одним из величайших романов мира.

Краткое содержание

Война и мир начинается в русском городе Санкт-Петербурге в 1805 году, когда начинает нарастать страх перед продолжающейся войной Наполеона. Большинство персонажей представлены на вечеринке, в том числе Пьер Безухов, Андрей Болконский , семьи Курагиных и Ростовых. Большая часть романа посвящена взаимоотношениям Безуховых, Болконских и Ростовых. После их представления Андрей Болконский и Николай Ростов отправляются на австрийский фронт под командованием генерала Кутузова, вымышленного представления Михаила Кутузова, чтобы вступить в бой с войсками Наполеона. Затем Андрей ранен в битве при Аустерлице и считается мертвым, пока не возвращается домой к своей жене Лизе, которая вскоре после этого умирает во время родов. Пьер тем временем женился на Элен Курагиной. Она изменяет ему, и Пьер сражается с другим мужчиной, чуть не убив его. Вскоре он становится ошеломлен своим браком и оставляет Элен. Он присоединяется к масонам, что сильно влияет на его личное и деловое состояние. Тем временем Николай накопил большую сумму карточных долгов, из-за чего семья Ростовых теряет большую часть своего состояния. Его поощряют жениться на богатой наследнице, несмотря на обещание жениться на Соне, его двоюродной сестре. В конце концов Николай становится свидетелем мира между царем Александром I и Наполеоном (Тильзитские договоры, подписанные в 1807 году). Вскоре Андрей связывается с Наташей Ростовой, но отец говорит ему, что он должен подождать год, прежде чем жениться на ней. Через некоторое время Андрей обнаруживает, что Наташа ему изменила. Он отвергает ее, и Пьер утешает ее, в конце концов влюбившись в нее.

Викторина «Британника»

Литературный мир (знаменитые романы)

В 1812 году Наполеон вторгается в Россию, вынуждая Александра объявить войну. Андрей возвращается на службу, и Пьер убежден, что он должен лично убить Наполеона. По мере наступления французов Мэри, сестра Андрея, вынуждена покинуть свой дом. Николай находит ее на улице, и они снова встречаются. Пьер, все еще обезумевший от своего воображаемого долга, задержан французскими войсками и становится свидетелем ряда казней, которые глубоко его трогают. Во время заключения он дружит с мудрым крестьянином Платоном Каратевым. Позже он освобождается от французов и сразу же заболевает. Выздоровев, он женится на Наташе, у них четверо детей. Николай женится на Марии, и они наслаждаются счастливой супружеской жизнью.

Исторический контекст

Война и мир известен своим реализмом, которого Толстой достиг благодаря интенсивным исследованиям. Он посещал поля сражений, читал исторические книги о наполеоновских войнах и опирался на реальные исторические события, чтобы создать роман о живой истории. Первоначально Толстой планировал написать роман о декабристах, чья революция 1825 года против царя попыталась положить конец самодержавному правлению в России. Однако декабристы потерпели неудачу, и тех, кто избежал казни, отправили в Сибирь. Толстой хотел изобразить уже старого декабриста, возвращающегося из ссылки. Однако по мере того, как Толстой писал и перерабатывал, роман превратился в 9Известный сегодня «0005 Война и мир » — роман, действие которого происходит более чем за десять лет до движения декабристов. Основным историческим местом действия романа является вторжение французов в Россию в 1812 году, которое стало поворотным моментом в наполеоновских войнах и периодом патриотического значения для России. Некоторые историки утверждают, что это вторжение было событием, которое годы спустя превратилось в декабристское движение.

Многие из фамилий, использованных в романе «Война и мир », являются небольшими изменениями настоящих имен, с которыми Толстой встречался в своей жизни, — преднамеренная стратегия, призванная сделать роман знакомым русским, читающим его. Болконский, например, является измененной версией фамилии матери Толстого, Волконской. Толстой также создавал большинство своих персонажей, имея в виду членов своей семьи; например, его невестка Таня была источником вдохновения для Наташи. Непосредственное знание Толстым войны также повлияло на Война и мир . Когда ему было 26 лет, он участвовал в Крымской войне, о которой он также написал в трех очерках, графически описывающих его переживания во время осады Севастополя (опубликовано в 1855–1856 гг. ).

Письмо

Война и мир

Толстой написал Войну и мир за шесть лет. Первоначально роман был опубликован русским периодическим изданием «Русский вестник» под заголовком 1805 , начиная с 1865 года, но его несколько безразличный прием и принуждение Толстого пересматривать побудили его и его жену Софью решить прекратить сериализацию и вместо этого сосредоточиться. об издании романа томами. Толстой продолжал писать, а также нанял известного художника Михаила Башилова для иллюстрации романа. К 1868 году было выпущено три тома, которые быстро продавались. Толстой закончил еще три тома между 1868 и 1869 годами.. Софья скопировала несколько черновиков, все от руки. В общей сложности книга «Война и мир » на момент первой публикации занимала более 1200 страниц.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Для обсуждения Войны и мира в контексте жизни и творчества Толстого см. Лев Толстой: Период великих романов (1863–1877).

Кейт Лонс Редакторы Британской энциклопедии

Война и мир Жанр | Шмуп

Военная драма; Историческая беллетристика; философская литература; Реализм; семейная драма; Романтика; Литературная фантастика

Прежде чем мы начнем копаться в запутанной паутине этой книги с точки зрения жанра, давайте спросим Толстого, что он сам думал о том, что он написал. Ну, Толстой, что это за книга?

Это произведение больше похоже на роман или повесть, чем на что-либо другое, но это не роман, потому что я не могу и не умею заключать созданных мною характеров в заданные рамки – женитьбу или смерть после что бы интерес к повествованию прекратился. . .[это] не роман, тем более не поэма и еще менее не историческая хроника. Война и мир — это то, что хотел и смог выразить автор в той форме, в которой это выражено. (Из «Некоторых слов о войне и мире, », изданных в 1868 г. в Российском архиве ).

Все это означает, что в основном это то, что есть. Хорошо, спасибо, это очень полезно.

Часть проблемы Толстого с описанием Войны и мира заключается в том, что все хотели, чтобы он просто свел жанр к одному слову. Но Война и мир — удивительный, беспрецедентный эксперимент, в котором НЕ делают этого, а вместо этого пытаются смешать как можно больше жанров в одну гигантскую амальгаму. Честно говоря, может быть проще найти жанры, которые не в книге. (И для целей Шмупа мы собираемся пропустить нехудожественные жанры, такие как военная журналистика, военная история и картография). мы?

Военная драма

Во-первых, очевидное: военная драма. Действие «Война и мир » происходит во время вторжения Наполеона в Россию в 1812 году, и каждый из персонажей глубоко и необратимо затронут этой войной. У нас есть честные, жестокие, бескомпромиссные описания битв и хаоса. У нас есть Николай, Андрей и Петя (вместе с другими второстепенными персонажами) в армии, сражающиеся, раненые и умирающие (ну, по крайней мере, двое из трех). У нас есть семья Ростовых, вынужденная бежать из Москвы практически с одной одеждой на спине, финансово разоренная оккупацией города. И, конечно же, у нас есть Пьер, пытающийся убить Наполеона и попавший в плен к французской армии, только для того, чтобы испытать какое-то прорывное прозрение из-за ужасов лишений и страданий этого опыта.

Историческая фантастика

Далее мы переходим к одному из самых экспериментальных жанров в книге: исторической фантастике. Толстой не только добавил своих вымышленных персонажей в историческую смесь, но и некоторых реальных людей в созданный им мир. Наполеон Бонапарт, царь (император) Александр и генерал Кутузов, спускайтесь! Вы следующие участники конкурса «Кто хочет полностью изменить свою репутацию с помощью волшебной силы вымысла?»

Толстой собирается сделать здесь пару вещей. Во-первых, он зациклен на том, чтобы опустить Наполеона вниз, от военного суперчувака всех времен до более разумного умного парня человеческого уровня, который случайно оказался в нужном месте в нужное время. Во-вторых, он пытается обыграть Кутузова, которого полностью списали со счетов как недальновидного придурка за то, что он не смог преследовать Наполеона после того, как тот выгнал его из России, но который, по мнению Толстого, на самом деле был блестящим и интуитивным генералом во время этой войны. кампания. И, наконец, немного времени было потрачено на то, чтобы дать некоторый контекст тому, как Александр превратился из либерального реформатора в юности в странного мистика, отказавшегося от своего трона в зрелом возрасте. Для Толстого часть этого должна была исходить из того, что Александр видел во время наполеоновских войн.

Философская литература

Что действительно выделяет «Война и мир », так это время, которое Толстой тратит на изложение своих идей о том, как должно развиваться изучение истории. Забудьте о том, чтобы просто найти в толпе какого-то важного человека и свалить на него все объяснения событий, рассуждает Толстой. Вместо этого, чтобы объяснить конкретное историческое событие, нам нужно сделать следующее:

1. Посмотрите на то, что произошло раньше, потому что прошлое даст нам контекст и ощущение импульса;
2. Посмотрите на настоящее, чтобы увидеть, что еще могло бы произойти, потому что очень часто то, что происходит, является единственным из множества возможных исходов;
3. Наконец, посмотрите, что витает в воздухе с точки зрения культуры, настроения людей и общего настроения (т. е. «дух времени»), так как это тоже многое объяснит.
И угадайте, что: примерно так сегодня практикуется история. Молодец, Толстой!

Реализм

Если и есть что-то, чем одержим Толстой, так это сохранение реальности. Действительно, реально. Гораздо более реальным, чем другие писатели его времени, и реальным, даже когда речь идет о неприятных, болезненных или тревожных обстоятельствах. Вот хороший отрывок, описывающий проблему с большинством историй — в данном случае с тем, как солдаты рассказывают военные истории:

[Ростов начал] рассказывать им, как и где он получил ранение. […] Он рассказал им о своей акции в Шёнграбене именно так, как обычно рассказывают о них те, кто принимает участие в боях, то есть так, как они хотели бы, чтобы это было, как они слышали, как рассказывают другие. , как можно было бы сказать красивее, но совсем не так, как было. Ростов был правдивый молодой человек, ни за что бы он не сказал нарочно неправду. Он начал рассказывать эту историю с намерением рассказать ее точно так, как она была, но [если] он сказал правду этим слушателям, которые, как и он сам, уже много раз слышали рассказы о нападениях и составили для себя определенное понятия о том, что такое атака, и ожидали точно такого же рассказа, — либо не поверили бы ему, либо, что еще хуже, подумали бы, что ростов виноват в том, что не случилось с ему. Он не мог просто сказать им, что все пошли рысью, он упал с лошади, вывихнул руку и побежал со всех ног в лес, спасаясь от француза. […] Они ждали рассказа о том, как он весь загорелся, забылся, как бурей налетел на площадь; как он проложил себе путь в него, рубя направо и налево; как его сабля попробовала плоть, как он упал в изнеможении и так далее. И он рассказал им все это» 9.0006 (1.3.7.54)

Обратите внимание, как легко Николаю впасть в формулу, когда он рассказывает своим приятелям о бое. Это сложнее, чем хотеть соврать, чтобы выглядеть хорошо. Просто его рассказ сам по себе является своего рода жанром, жанром «солдатской драки», в котором есть свои правила того, как он должен звучать («он летел, как буря», «его сабля вкусила плоти») и как это не должно звучать («он упал с лошади», «он вывихнул руку»). Толстой прекрасно осознает эту тенденцию и изо всех сил старается не допустить подобного в своем собственном повествовании.

Семейная драма

Далее у нас семейная драма. На самом деле, у нас драма нескольких семей. Есть милые и нормальные Ростовы, которые любят друг друга и достаточно счастливы. Они экономически разрушены войной, но их выжившие дети могут впоследствии устроить себе довольно счастливую семейную жизнь.

Есть еще корыстные и какие-то грубые Курагины и Друбецкие. У Друбецких все в порядке: проворный Борис прокладывает себе путь все выше и выше по армейским чинам и женится исключительно из-за денег. Тем временем Курагины терпят крах из-за того, что они слишком гиперсексуальны и слишком хотят соблазнить всех вокруг себя.

Наконец, есть Болконские, семья, которая борется с властным и полусумасшедшим отцом, но чьи дети становятся, пожалуй, самыми нравственно ориентированными людьми в книге.

Романтика

Любовь витает в воздухе. Сколько муфт в этой книге? Серьёзно, посчитаем: 1) Наташа и Борис, 2) Наташа и Денисов, 3) Наташа и Андрей, 4) Наташа и Анатоль, 5) Наташа и Пьер, 6) Марья и Анатоль, 7) Марья и Николай, 8) Соня и Николай, 9 лет) Элен и Пьер, 10) Элен и два конкурирующих жениха, 11) Вера и Берг, 12) Борис и Жюли и 13) Андрей и Лиза. Есть и другие, которых нам не хватает, но очевидно, что Война и мир довольно тяжелы для любви. В конце концов, что еще люди будут делать в мирное время?

Художественная литература

Наконец, художественная литература. Хорошо, давайте, люди, это дай мне. Эта книга, по сути, мать всех книг. Какой заголовок гарантированно произведет впечатление, когда вы расскажете кому-нибудь, что читаете? Какое вошло в поговорку шутливое название увесистого и длинного романа? Верно, именно этот, пожалуй, краеугольный камень западного литературного канона.