Школьный этап по Истории 5 класс 2022-2023 учебный год. Москва 77 регион


1. Рассмотрите изображения. Для каждой функции подберите все подходящие орудия труда.
Функции
обработка земли
обработка ткани/одежды
отсчёт времени
охота
приготовление пищи


Обработка земли —
Обработка ткани/одежды —
Отсчёт времени —
Охота —
Приготовление пищи —

2. Расставьте в хронологическом порядке представленные на иллюстрациях архитектурные сооружения от раннего (1) к позднему (5).

3. Внимательно рассмотрите схему и выполните предложенные задания.


На схеме коричневой линией обозначены границы одного государства. Выберите имя его правителя.
Ксеркс
Александр Македонский
Юлий Цезарь
Кир Великий
Тит Ливий
Дарий I

4. Укажите название города-государства, известного своей строгой системой общественной

организации и воспитания, скрытого на схеме под цифрой 1.
Херсонес
Ниневия
Афины
Урук
Фивы
Спарта

5.

Выберите верные утверждения.

На схеме обозначено море, в древности называвшееся Варяжским.

В границах схемы присутствуют некоторые территории, входящие в состав современной России.

На схеме обозначен остров, на территории которого, по преданиям, находился лабиринт с Минотавром.

На схеме обозначены территории Междуречья.

На схеме обозначена столица Карфагена.

На схеме обозначены столицы Верхнего и Нижнего Египта.

6. Выберите изображения, относящиеся к истории Древнего Египта.

.

7. Выберите изображение, связанное с историей России.

8. Выберите иллюстрации, на которых изображены архитектурные памятники, относящиеся к так называемым семи чудесам света.

9. Прочитайте текст и выберите изображение, которое связано с приведённой легендой.

На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошёл Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить.

10. В древности люди верили, что всем на земле управляют боги: движением звёзд, разливом рек, восходом и заходом солнца, урожаем, поведением животных и многим другим. Многие названия объектов происходят от имени богов. Ознакомьтесь с хвалебной песней и заполните пропуски в её тексте. Слава тебе,
Хуанхэ
Нил
Посейдон
Тигр
, выходящий из этой земли, Приходящий, чтобы оживить
Месопотамию
Македонию
Египет
Ассирию
<… >
Орошающий поля, сотворённый
Ра
Исидой
Мардуком
Зевсом
, Чтобы всех животных оживить.
Напояющий пустыню далеко от воды,
Роса его спускается с небес.

11. Прочитайте текст и заполните пропуски.
Законы в
Финикии
Древней Индии
Вавилоне
Ассирии
Нижнем Египте
были суровы. Правитель этого государства
Ашшурбанапал
Крёз
Рамсес II
Соломон
Хаммурапи
считал, что высшая справедливость заключается в том, чтобы наказание соответствовало преступлению, потому не стоит удивляться видам наказания за различные преступления. Например, «если человек выбил зуб человеку,
будет он продан в рабство» –
должен он быть казнён» –
ему следует выбить зуб» –
отдаст он всё своё имущество пострадавшему человеку» –
да будет он прощён и не продолжено насилие» –
так гласили законы государства. Тем не менее такие законы позволяли защитить подданных от беззакония и незаслуженной обиды, и эти законы вошли в историю.

12. Прочитайте описание одного важного исторического открытия и выберите, что же было сделано выдающимся французским учёным.

Два века назад в Египте нашли большой чёрный камень, покрытый надписями, сделанными на разных языках. Один французский учёный заметил, что некоторые слова обведены овальной рамкой, причём столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что так египтяне выделяли царские имена. На другом камне, также содержащем один и тот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки п, т, л – и знаки в двух рамочках совпадали. Так учёный доказал, что рисунки могут обозначать на письме звуки речи. 

Была открыта древняя технология резки по камню.
Усилиями учёного был создан первый алфавит.
Таким образом была открыта древняя технология изготовления папируса.
Благодаря наблюдениям французского учёного удалось расшифровать иероглифы.
Была разгадана технология строительства пирамид. 

ГДЗ История Абрамов 6 класс Стр. 158

Содержание

  • Темы проектов
  • Ресурсы к главе
  • 1. Прочитайте отрывок текста и ответьте на Вопросы.
  • 3. Прочитайте отрывок из статьи историка О. И. Варьяш, рассмотрите иллюстрацию и ответьте на Вопросы.

Темы проектов

1. Судьба и тайны ордена тамплиеров.

Орден тамплиеров – самый знаменитый, из всех основанных в годы Крестовых походов, духовно-рыцарский орден. Он был создан в 1118 г. в Иерусалиме для защиты европейских паломников, которые направлялись к святым местам в Палестине. Однако со временем их влияние несоизмеримо возросло. В войнах с мусульманами они проявили себя с лучшей стороны, показав себя храбрыми и дисциплинированными воинами. Даже после ухода крестоносцев со Святой земли, они не потеряли прежнего могущества, а основались во многих государствах Западной Европы: Англии, Священной Римской империи, Арагоне, Кипре и Португалии. Но сильнейшие позиции тамплиеры приобрели во Французском королевстве. Крепость Тампль в Париже стала новой резиденцией ордена.

К этому моменту тамплиеры приобрели огромное богатство. Дело в том, что рыцари, вступающие в орден, отдавали в его пользу всё своё имущество: деньги, земли и замки. К тому же они быстро освоили другие средства заработка – прежде всего ростовщичество (дача денег в долг под проценты). Тамплиерам были должны многие влиятельные люди: рыцари и горожане, герцоги и короли, епископы и аббаты. Современные историки даже называют их первыми банкирами в современном понимании этого слова. К тому же тамплиеры имели большую политическую власть, поскольку не подчинялись ни феодалам, ни монархам, а только папе римскому. Да и то такое подчинение имело скорее формальное значение.

Не желая мириться с существованием такого независимого «государства в государстве» король Франции Филипп IV Красивый (1285 – 1314) решил уничтожить орден тамплиеров. К тому же он стремился заполучить его несметные богатства. Заручившись поддержкой папы Климента V (1305 – 1314), в 1307 г. он отдал приказ арестовать практически всех тамплиеров, живших во Франции. Рыцари были обвинены в ереси и колдовстве, а также в заговоре против папы и короля.

Большинство из них было казнено путём сожжения на костре.

Несмотря на уничтожение ордена тамплиеров, память о них сохранилась на многие века. Прежде всего это связано с многочисленными легендами, мифами и преданиями.

Одной из наиболее известных легенд была легенда о проклятии тамплиеров. Она гласит о том, что весной 1314 г., последний великий магистр ордена Жак де Моле, во время казни проклял короля, папу, а также весь королевский род до тринадцатого поколения. И вправду, не прошло и года, как внезапно скончались Климент V и Филипп IV Красивый. А следующие французские монархи: Людовик Х (1314 – 1316), Филипп V (1316 – 1322) и Карл IV (1322 – 1328) прожили совсем недолго, и с их смертью прервалась династия Капетингов, правившая Францией с 987 г.

Ещё более популярным преданием является легенда о святом Граале – чаше, в которой была собрана кровь Иисуса Христа во время распятия. Многие столетия этот предмет считался утерянным, однако тамплиеры якобы смогли отыскать его во время пребывания в Палестине. Как считалось в те времена, именно святой Грааль принёс ордену неслыханное богатство и могущество, а после его уничтожения – исчез бесследно. В последствии многие искатели приключений неоднократно пытались разыскать эту священную чашу, но безуспешно.

Также следует сказать о ещё более фантастической легенде. Якобы за несколько столетий до Колумба, тамплиерам, у которых был собственный флот, удалось открыть Америку. Именно там, согласно преданию, они нашли несметные залежи золота и серебра, что и послужило источником колоссальных богатств ордена. Естественно, что такая теория не имеет ничего общего с реальностью.

Источники информации:

http://rushist.com/index.php/west/3515-orden-tamplierov-istoriya

https://mir24.tv/articles/16343759/tainy-tamplierov-chto-skryvali-srednevekovye-hramovniki

http://the-mostly.ru/misc/tainy_i_zagadki_tamplierov.html

https://history.wikireading.ru/amp152714

2. Легенда о Гамельнском крысолове и детский Крестовый поход: есть ли связь?

Легенда о Гамельнском крысолове – это одно из наиболее известных преданий средневековой Германии. Она состоит в том, что однажды (называют даже конкретную дату – 26 июня 1284 г.) немецкий город Гамельн подвергся нашествию крыс. Обычными путями жители не могли от них избавиться, поэтому магистрат объявил о щедрой награде тому, кто поможет избавить город от крыс. На призыв появился неизвестный бродячий музыкант. Он с помощью волшебной флейты (другой вариант – дудочки) околдовал крыс, вывел их всех за пределы города и утопил в местной реке. Однако, когда музыкант пришел за обещанной наградой, жадное городское руководство отказало ему. Тогда он решил отомстить, применив своё волшебство против гамельнских детей. Под чарами они вышли за пределы города, и пошли вслед за флейтистом. По поводу их дальнейшей судьбы нет однозначного ответа. Существует несколько вариантов легенды, наиболее распространенными из которых являются два: дети были заведены в дремучий лес и болото, где и сгинули бесследно, а также тот, что дети были утоплены в реке, как и крысы.

В любом случае, данное предание является предостерегающим касательно опасности человеческой жадности и неблагодарности.

Что касается т.н. детского Крестового похода, то он являет собой скорее не военный поход, а народное движение, похожее на Крестовый поход бедняков 1096 г. Следует отметить, что о Крестовом походе детей чрезвычайно мало информации, да и то, сведения часто противоречат друг другу. Доподлинно известно то, что в начале 1212 г. тысячи крестьянских детей и подростков во Франции и Германии, бросив привычные занятия и место жительства, отправились отвоевывать Гроб Господень в Иерусалиме. Примечательным является то, что ни Католическая церковь, ни монархи, ни феодалы не объявляли о начале нового Крестового похода. Это народное «войско» возникло спонтанно, скорее всего – под влиянием различных бродячих монахов и проповедников. Об организации и вооружении участников похода бессмысленно говорить – у них даже отсутствовали лидеры (во всяком случае, о них ничего неизвестно) и какой-либо план действий.

К такому «воинству» часто присоединялись преступники и нищие. Поэтому данный поход постоянно сопровождался грабежами местного населения. Дальнейшая судьба этих малолетних «крестоносцев» была трагической. Летом 1212 г. они переправились через Альпы в Северную Италию (во время перехода многие участники погибли или вернулись домой). Местные купцы предложили им корабли для отправки на территорию Палестины. Однако, на самом деле, детей привезли к берегам Алжира (Северная Африка), где они попали в руки арабских работорговцев.

Прямой связи между Гамельнским крысоловом и детским Крестовым походом не существует. Тем более, если верить источникам, эти события разделяет, как минимум, 72 года. Конечно, многие исследователи отмечают определенное сходство: множество детей, без видимой на то причины, бросает свои семьи и дома и направляются в неизвестном направлении, под влиянием некой силы. Однако, по всей видимости, это не более, чем совпадение.

Источники информации:

https://www.mirf.

ru/science/history/gamelnskij-krysolov-legenda/

http://www.ega-math.narod.ru/Reid/Tales/Hameln.htm

https://diletant.media/articles/26970230/

https://obrazovaka.ru/istoriya/detskiy-krestovyy-pohod-kratko.html

3. Болгария и Сербия — друзья или враги Византии?

Болгария (точнее – Второе Болгарское царство) и Королевство Сербия, на первый взгляд, однозначно являются врагами Византийской империи. И хотя их объединяла общая религия – православное христианство и схожая культура, вражда была намного сильнее. Сербия и Болгария, вырвавшись из-под византийского господства, стремились к самостоятельной жизни и тем самым разрушали древнюю империю. Ведь восстановившись в 1261 г., после нашествия крестоносцев, Византия пребывала в крайне плачевном состоянии. О былом величии, могуществе и богатстве речь уже не шла. Вопрос скорее состоял в выживании этого государства. И на первых порах, Византии это удалось. Ей удалось восстановить контроль над большей частью Балканского полуострова и Малой Азии.

Однако из-за действий сербов и болгар, дальнейшее восстановление империи было невозможным. Более того, они приложили максимум усилий, чтобы её добить. К примеру, из-за действий короля Сербии Стефана Душана (1331 – 1355), и без того небольшая территория сократилась вдвое. В итоге, Византия вновь оказалась на гране уничтожения.

Однако, при определённых обстоятельствах они могли стать союзниками – для отражения нашествия турок-осман. Однако опасность с их стороны была недооценена императорами. Однако вместо объединения с единоверцами, Византия, на первых порах, даже способствовала Османской империи, желая расправиться с непокорной Болгарией и Сербией. Так, в 1389 г. в битве на Косовом поле, султан Мурад I разгромил сербов, а в 1396 г. новый султан Баязид I уничтожил Второе Болгарское царство. В итоге, византийские императоры слишком поздно поняли, кто являлся их истинным врагом. Однако предпринять что-либо действенное они уже больше не могли. Со всех сторон их окружали владения иноверцев-турков. И в 1453 г. Византия окончательно пала под ударами молодой Османской империи.

Источники информации:

http://www.hrono.ru/land/landb/bolgar1185.php

https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_logika/011_lekcii_raznie_40/300.htm

4. Что узнали и чему научились европейцы в результате Крестовых походов?

Общеизвестным фактом является то, что общий итог Крестовых походов оказался крайне неблагоприятным для крестоносцев. Они потеряли все завоёванные ранее территории в Палестине, а священный город христиан – Иерусалим вновь оказался под властью иноверцев-мусульман ещё на много столетий. Однако, определённую пользу европейцам Крестовые походы всё же принесли. Дело в том, что тогдашняя мусульманская культура (в особенности, состояние быта, а также развитие науки и техники) во многом превосходила христианскую. Поэтому неудавшимся завоевателям было чему поучиться у арабского населения Востока.

Прежде всего, изменения коснулись сельского хозяйства. Европейцы познакомились с новыми для них земледельческими культурами и тоже начали выращивать рис, гречиху, абрикосы, сахарный тростник, хлопчатник, а также цитрусовые (апельсины, мандарины и лимоны). Конечно, это касалось в основном, теплолюбивых южных регионов – Аппенинского, Балканского и Пиренейского полуостровов. Однако гречиха и абрикосы неплохо прижились и при более умеренном климате – во Франции, Германии, Англии.

Также из Востока в Европу были привезены техника строительства ветряных мельниц, водяного колеса, более качественной обработки металла, изготовления изысканных тканей (атласа, муслина и дамаста), зеркал и стёкол, искусной резьбы по дереву. Заимствование европейскими архитекторами восточной стрельчатой арки привело к вытеснению романского стиля готическим. Кроме того, христиане постепенно начали приобщаться к элементарным правилам гигиены, которые для арабов, живших в условиях жаркого климата, были привычным делом. Поскольку в то время в Европе царила антисанитария, появление моды на восточные бани спровоцировала своеобразную культурную революцию.

Помимо прочего, многих представителей европейской знати крайне заинтересовали предметы и вещи, которые привозили с более дальних стран Востока: Персии, Китая и Индии. Среди них: различные пряности и благовония, предметы роскоши, ценная слоновая кость и чёрное дерево. Это, с одной стороны, способствовало увеличению объемов торговли между христианскими и мусульманскими купцами, а с другой – активизировало интерес европейцев к путешествиям вглубь Азии. В целом, можно с уверенностью утверждать, что Крестовые походы существенно расширили знания жителей Запада об окружающем их мире, усилило интерес к открытию новых земель, и тем самым, фактически, дали толчок к будущим Великим географическим открытиям.

Источники информации:

https://guideisratour.co.il/blog/the-era-of-cross-tricks-what-the-east-has-given-to-the-west/

http://rushist.com/index.php/historical-notes/2671-posledstviya-krestovykh-pokhodov

5. Эль Сид как историческое лицо и литературный персонаж

Литературный персонаж Эль Сид (или Сид Кампеадор), как это часто бывает с героями средневековых эпических произведений, имеет вполне реального прототипа – Родриго Диаса де Вивара (1041 – 1099), которому судилось стать самым знаменитым участником Реконкисты. Он был кастильским дворянином (Кастилия – часть современной Испании) и прославился своими победами над мусульманским населением Пиренейского полуострова – маврами. Поэтому его сегодня считают национальным героем Испании.

О ранних годах жизни и юности Эль Сида практически ничего неизвестно. Но уже во время правления Санчо II (1065 – 1072) он имел репутацию непримиримого и успешного борца с маврами. А при новом короле Альфонсо VI Храбром (1072 – 1109) – был назначен главнокомандующим кастильской армией. Пребывая на этом посту, он нанес противнику несколько десятков поражений и ни разу не потерпел поражения. Однако величайшей его победой было освобождение богатой и плодородной провинции Валенсия в 1094 г., что серьезно подорвало позиции мавров в центральной части Пиренейского полуострова.

Также следует отметить, что Эль Сид пользовался большой популярностью и авторитетом как среди рыцарей, так и в простонародье. Поэтому и не удивительно, что посмертная слава превратила его в героя многих народных сказок, песен и романсов. Самым известным преданием стала эпическая поэма «Песнь о моём Сиде», написанная неизвестным автором (или группой авторов) в конце ХІІ в. (т.е. через 100 лет после происходящих событий). Естественно, что литературный образ героя сильно идеализирован. Здесь он показан не только как талантливый военачальник, гроза мавров и освободитель родной земли от мусульманского ига, но и защитник интересов простого народа. Кроме того, в поэме очень героически описана смерть Эль Сида, что добавляет произведению дополнительную популярность. В тексте сказано, что накануне решающей битвы с маврами, он был смертельно ранен отравленной стрелой и умер. Но опасаясь, что известие о смерти вождя подорвёт боевой дух кастильцев, вдова распорядилась одеть тело героя в доспехи и усадить на коня. Так, Эль Сид выиграл своё последнее сражение, будучи уже мёртвым.

Источники информации:

https://w.histrf.ru/articles/article/show/el_sid

https://delphipages.live/ru/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9/el-cid-castilian-military-leader

https://w. histrf.ru/articles/article/show/piesn_o_moiom_sidie

Стр. 158

Ресурсы к главе

1. Прочитайте отрывок текста и ответьте на Вопросы.

1) Определите, о каком событии идёт речь. Найдите в тексте и приведите доказательства вашей точки зрения.

По всей видимости речь идёт о разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 г. Доказательством является данный текст: «Когда им (крестоносцам. — Авт.) было нужно вынести из храма священные сосуды, предметы необыкновенного искусства и чрезвычайной редкости, серебро и золото, которым были обложены кафедры, амвоны и врата, они ввели в притворы храмов мулов и лошадей с сёдлами…»

2) Жителем какой страны, по вашему мнению, был автор текста? Был ли он современником этих событий или жил позже? Аргументируйте свой ответ.

Автор текста, без сомнения, был жителем Византии, причём современником данных событий. Недаром он всячески осуждает поступки крестоносцев и при этом приводит большое количество мелких деталей. Если бы автор жил после взятия Константинополя, он просто бы не смог так подробно всё описать.

3) Какой была цель описанной в тексте военной экспедиции?

Целью данных действий крестоносцев было разграбление православных соборов и храмов, в которых хранилось много драгоценных вещей.

2. Рассмотрите иллюстрацию и выполните задание

Какой сюжет эпохи Крестовых походов изображён на иллюстрации? Объясните свой ответ.

На иллюстрации изображен крестовый поход бедноты (другое название – крестьянский крестовый поход), который датируется 1096 г., перед началом официального Первого крестового похода. Это видно по тому, что люди, одетые в белое, выступили безоружными против вооруженных врагов. Именно так и произошло. «Крестоносцы» из простонародья из-за слабой организации и отсутствия вооружения были без труда разгромлены турками-сельджуками.

3. Прочитайте отрывок из статьи историка О. И. Варьяш, рассмотрите иллюстрацию и ответьте на Вопросы.

1) Как в Средние века оценивали Реконкисту?

В период Средневековья Реконкисту считали постоянной жестокой и кровопролитной борьбой рыцарей-христиан с иноверцами-мусульманами для освобождения порабощенного арабами населения Пиренейского полуострова.

2) Как характеризуют причины и содержание Реконкисты современные историки?

Современные историки характеризуют Реконкисту как более сложное явление, чем просто борьба христиан и мусульман. Они считают, что причиной этих войн была не только религиозная вражда, но и желание христианских феодалов захватить новые территории. Соответственно менялось и содержание Реконкисты – не только отвоевание у арабов принадлежавшей им земли, но и её хозяйственное освоение. Кроме того, христианские и мусульманские жители не только враждовали друг с другом, но и общались, учились друг у друга, торговали между собой. Так происходило взаимопроникновение двух миров: христианства и ислама.

3) Рассмотрите миниатюру и объясните, какую из изложенных в документе точек зрения на Реконкисту она иллюстрирует.

Данная миниатюра иллюстрирует точку зрения современных историков. Представители двух враждующих миров: христианин и мусульманин не проявляют друг к другу агрессии, а заняты вполне мирным делом – игрой в шахматы. Это значит, что войны на Пиренейском полуострове не были бесконечными, и в период мира противники могли взаимодействовать между собой в различных формах.

4. Рассмотрите карту и выполните задания.

1) Какое событие отмечено на карте датой?

На карте датой 1204 г. помечено взятие и разорение крестоносцами Константинополя в ходе Четвертого крестового похода.

2) Какие государства обозначены цифрами?

1 – Второе Болгарское царство.

2 – Латинская империя.

3 – Никейская империя.

3) Какие из них принадлежали западнохристианскому миру, а какие — восточнохристианскому?

К западнохристианскому миру принадлежала Латинская империя, а к восточнохристианскому – Второе Болгарское царство и Никейская империя.

5. Рассмотрите иллюстрации и выполните задание.

Определите, на какой иллюстрации изображено здание в мавританском стиле. Объясните свой ответ.

Здание в мавританском стиле изображено на иллюстрации №3. Это видно благодаря большому количеству арок, изысканной настенной резьбы и орнаменту, а также из-за наличия бассейна во дворе.

рубрик для оценивания | Center for Innovative Teaching and Learning

Рубрика — это явный набор критериев, используемых для оценки определенного типа работы или производительности (TLT Group, n.d.), и предоставляет больше деталей, чем одна оценка или оценка. Таким образом, рубрики помогут вам оценивать более объективно.

Спрашивали ли когда-нибудь ваши ученики: «Почему вы поставили мне такую ​​оценку?» или заявил: «Вы никогда не говорили нам, что нас будут оценивать по грамматике!» В качестве инструмента оценивания рубрики могут решать эти и другие проблемы, связанные с оцениванием: они сокращают время оценивания; они повышают объективность и снижают субъективность; они передают своевременную обратную связь учащимся и улучшают их способность включать необходимые элементы задания (Stevens & Levi, 2005). Оценочные рубрики можно использовать для оценки ряда действий в любой предметной области

Элементы рубрики

Рубрика оценивания, как правило, имеющая структуру сетки, включает критерии, уровни успеваемости, баллы и дескрипторы, которые становятся уникальными инструментами оценки для любого данного задания. В приведенной ниже таблице показана простая оценочная рубрика с каждым из четырех элементов исследовательской работы по истории.

Образец рубрики, демонстрирующий ключевые элементы рубрики
Критерии Отлично (3 балла) Хорошо (2 балла) Плохо (1 балл)

Количество источников

От десяти до двенадцати

От пяти до девяти

От одного до четырех

Историческая достоверность

Нет явных неточностей

Несколько неточностей

Много исторических неточностей

Организация

Может легко сказать, из каких источников была взята информация

С трудом могу сказать, откуда пришла информация

Невозможно сказать, из какого источника поступила информация

Библиография

Включена вся необходимая библиографическая информация

Библиография содержит наиболее актуальную информацию

Библиография содержит очень мало информации

Критерии

Критерии определяют характеристику, характеристику или параметр, подлежащий измерению, и включают определение и пример, разъясняющий значение каждой оцениваемой характеристики. Каждое задание или выступление будет определять количество критериев, которые будут оцениваться. Критерии получены из заданий, контрольных списков, оценочных листов или коллег.

Примеры критериев для рубрики курсовой работы
  • Введение
  • Диссертация
  • Аргументы/анализ
  • Грамматика и пунктуация
  • Правописание
  • Внутренние цитаты
  • Заключение
  • Ссылки

Уровни производительности

Уровни производительности часто называют прилагательными, описывающими уровни производительности. Уровни успеваемости определяют степень достигнутой успеваемости и обеспечивают последовательную и объективную оценку и лучшую обратную связь со студентами. Эти уровни сообщают учащимся, что они должны делать. Уровни производительности можно использовать без дескрипторов, но дескрипторы помогают достичь объективности. Слова, используемые для обозначения уровня успеваемости, могут повлиять на интерпретацию учащимся уровня успеваемости (например, превосходный, средний, плохой или выше или ниже среднего).

Примеры для описания уровней производительности
  • Отлично, Хорошо, Удовлетворительно, Плохо
  • Мастер, Ученик, Новичок
  • Образцовый, завершенный, развивающийся, начальный, неразвитый
  • Полное, Неполное
  • Да, Нет
Уровни успеваемости определяют степень достигнутой успеваемости и обеспечивают последовательную и объективную оценку и лучшую обратную связь со студентами.

Баллы

Баллы составляют систему чисел или значений, используемых для оценки каждого критерия, и часто сочетаются с уровнями производительности. Начните с вопроса, сколько баллов необходимо, чтобы адекватно описать диапазон результатов, которые вы ожидаете увидеть в работе учащихся. Рассмотрим диапазон возможного уровня производительности.

Пример оценок по рубрике

1, 2, 3, 4, 5 или 2, 4, 6, 8 ожидается от студентов. Дескрипторы разъясняют каждый уровень (градацию) производительности по каждому критерию и описывают, как выглядит производительность на конкретном уровне. Дескрипторы описывают, насколько хорошо работа учащихся отличается от работ их сверстников, и помогут вам отличить работу каждого ученика. Дескрипторы должны быть достаточно подробными, чтобы различать разные уровни и повышать объективность оценщика.


Дескрипторы… описывают, как выглядит производительность на определенном уровне.

Разработка рубрики оценивания

Во-первых, рассмотрите возможность использования любой из существующих рубрик, доступных в Интернете. Многие рубрики можно использовать «как есть». Или вы можете изменить рубрику, добавив или удалив элементы или объединив другие для того, чтобы она соответствовала вашим потребностям. Наконец, вы можете создать полностью индивидуальную рубрику, используя специально разработанное программное обеспечение для рубрики или просто создав таблицу с элементами рубрики. Следующие шаги помогут вам разработать рубрику независимо от того, какой вариант вы выберете.

  1. Выберите работу/задание для оценки. Начните с выступления или задания, которое может быть трудно оценить и в котором вы хотите уменьшить субъективность. Является ли работа/задание подлинной задачей, связанной с целями и/или задачами обучения? Воспроизводят ли учащиеся значимые задачи, встречающиеся в реальном мире? Поощряете ли вы студентов решать проблемы и применять знания? Ответьте на эти вопросы, когда начнете разрабатывать критерии для своей рубрики.
Начните с выступления или задания, которое может быть сложно оценить и в котором вы хотите уменьшить субъективность.
    1. Список критериев. Начните с мозгового штурма списка всех критериев, характеристик или измерений, связанных с задачей. Сокращайте список, разбивая похожие критерии и исключая другие, пока не получите набор подходящих критериев. Рубрика, предназначенная для формирующих и диагностических оценок, может иметь больше критериев, чем рубрики, оценивающие итоговые результаты (Dodge, 2001). Держите список критериев управляемым и разумным.
    2. Напишите описание критериев. Составляйте описания критериев краткими, понятными и в логическом порядке, чтобы учащиеся могли им следовать при работе над заданием.
    3. Определите уровень производительности прилагательных. Выберите слова или фразы, которые будут объяснять, как выглядит производительность на каждом уровне, убедившись, что они достаточно дискретны, чтобы показать реальные различия. Уровни производительности должны соответствовать соответствующему критерию.
  1. Разработка баллов. Оценки определяют диапазон производительности в числовом выражении. Убедитесь, что значения имеют смысл с точки зрения общего возможного количества баллов: в чем разница между получением 10 баллов, 100 баллов и 1000 баллов? Наилучшие и наихудшие показатели производительности помещаются в конце континуума, а остальные показатели соответствующим образом размещаются между ними. Предлагается начинать с меньшего количества уровней и различать работы, не соответствующие критериям. Кроме того, трудно провести тонкие различия, используя качественные уровни, такие как никогда, иногда, обычно или ограниченное принятие, опытный или неприемлемый, плохой, удовлетворительный, хороший, очень хороший, отличный. Как вы будете проводить различия?
Предлагается начать с меньшего количества уровней [баллов] и различать работы, не соответствующие критериям.
  1. Напишите дескрипторы. Когда считается, что учащийся продвигается вверх по континууму успеваемости, описания предыдущего уровня считаются выполненными на последующих уровнях описания. Поэтому нет необходимости включать дескрипторы «начального уровня» в ту же ячейку, где вводятся новые навыки.
  2. Оцените рубрику. Как и в случае любого учебного пособия, оценивайте рубрику каждый раз, когда она используется, чтобы убедиться, что она соответствует учебным целям и задачам. Убедитесь, что учащиеся понимают каждый критерий и то, как они могут использовать рубрику в своих интересах. Рассмотрите возможность предоставления более подробной информации о каждой из областей рубрики, чтобы дополнительно разъяснить эти разделы учащимся. Протестируйте новые рубрики, если это возможно, просмотрите рубрику с коллегой и запросите отзывы учащихся для дальнейших уточнений.

Типы рубрик

Выбор типа рубрики зависит от того, что и как вы планируете оценивать. Существует несколько типов рубрик, включая целостные, аналитические, общие и специфичные для конкретных задач. Каждый из них будет описан ниже.

Целостный

Все критерии оцениваются как единый балл. Целостные критерии хороши для оценки общей эффективности выполнения задачи. Поскольку дается только одна оценка, целостные рубрики, как правило, легче оценивать. Однако целостные рубрики не предоставляют подробной информации об успеваемости учащихся по каждому критерию; уровни производительности рассматриваются как единое целое.

  • «Используйте для простых задач и действий, таких как беглое чтение или ответ на вопрос эссе. . .
  • Получение быстрого снимка общего качества или достижения
  • Оценка влияния продукта или производительности» (Arter & McTighe, 2001, стр. 21)

Аналитический

Каждый критерий оценивается отдельно с использованием разных описательных рейтингов. Каждый критерий получает отдельный балл. Аналитические рубрики требуют больше времени для оценки, но обеспечивают более подробную обратную связь.

  • «Судейство сложных выступлений. . . включая несколько существенных [критериев] . . .
  • Предоставление более конкретной информации или отзывов учащимся. . ». (Артер и Мактай, 2001, стр. 22) 90 106

Общая

Общая рубрика содержит критерии, которые являются общими для всех задач и могут использоваться для аналогичных задач или действий. Критерии оцениваются отдельно, как в аналитической рубрике.

  • «[Используйте], когда учащиеся не будут выполнять одно и то же задание; когда учащиеся имеют выбор относительно того, какие доказательства будут выбраны, чтобы продемонстрировать компетентность в отношении определенного навыка или продукта.
  • [Используйте], когда инструкторы пытаются последовательно оценивать разные разделы курса» (Arter & McTighe, 2001, стр. 30)

Для конкретной задачи

Оценивает конкретную задачу. Уникальные критерии оцениваются отдельно. Тем не менее, может оказаться невозможным учесть каждый критерий, связанный с конкретной задачей, который может упустить из виду уникальное решение учащегося (Arter & McTighe, 2001).

  • «Легче и быстрее получать стабильные оценки
  • [Использование] в крупномасштабных и «высоких ставках», таких как оценка подотчетности на уровне штата
  • [Используйте, когда] вы хотите узнать, знают ли учащиеся определенные факты, уравнения, методы или процедуры» (Arter & McTighe, 2001, стр. 28)

Резюме

Рубрики выставления оценок — это эффективные и действенные инструменты, которые позволяют объективно и последовательно оценивать ряд показателей, заданий и действий. Рубрики могут помочь прояснить ваши ожидания и показать учащимся, как их удовлетворить, заставляя учащихся нести ответственность за свою работу в удобном для понимания формате. Обратная связь, которую учащиеся получают с помощью рубрики оценивания, может помочь им улучшить свои результаты в исправленной или последующей работе. Рубрики могут помочь рационализировать оценки, когда учащиеся спрашивают о вашем методе оценивания. Рубрики также обеспечивают согласованность оценок для тех, кто в команде ведет один и тот же курс, для ассистентов, которым поручена задача оценки, и служат хорошей документацией для целей аккредитации. Существует несколько онлайн-источников, которые можно использовать для создания индивидуальных рубрик выставления оценок; некоторые из них перечислены ниже.

Ссылки

Артер, Дж., и Мактай, Дж. (2001). Критерии оценки в классе: использование критериев успеваемости для оценки и улучшения успеваемости учащихся. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, Inc.

Stevens, DD, & Levi, AJ (2005). Знакомство с рубриками: инструмент оценки, позволяющий сэкономить время на выставлении оценок, предоставить эффективную обратную связь и способствовать обучению учащихся. Стерлинг, Вирджиния: Стилус.

Группа преподавания, обучения и технологий (без даты). Рубрики: Определение, инструменты, примеры, ссылки. http://www.tltgroup.org/resources/flashlight/rubrics.htm

Избранные ресурсы

Додж, Б. (2001). Создание рубрики по данной задаче. http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html

Уилсон, М. (2006). Переосмысление рубрик при оценивании письма. Портсмут, Нью-Хэмпшир: Heinemann.


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


Рекомендуемая ссылка

Университет Северного Иллинойса, Центр инновационного преподавания и обучения. (2012). Рубрики для оценивания. В Учебное пособие для преподавателей вузов и ассистентов преподавателей. Получено с https://www.niu.edu/citl/resources/guides/instructional-guide

  • Учебные руководства по оцениванию учащихся
    • Активная учебная деятельность
      • Оценка обучения учащихся
        • Прямая и косвенная оценка
          • Примеры методов оценивания в классе
            • Формирующее и суммативное оценивание
              • Сверстники и самооценка
                • Рефлексивные журналы и журналы обучения
                  • Рубрики для оценивания
                    • Процесс оценки

                      Согласование оценок, целей, стратегий обучения — Eberly Center

                      Оценки должны показать, насколько хорошо учащиеся усвоили то, что мы хотим, чтобы они узнали, в то время как инструкции гарантируют, что они усвоят это. Чтобы это произошло, оценки, цели обучения и стратегии обучения должны быть тесно согласованы, чтобы они усиливали друг друга.

                      Чтобы убедиться, что эти три компонента вашего курса согласованы, задайте себе следующие вопросы:

                      • Цели обучения: Что я хочу, чтобы студенты знали, как делать, когда они закончат этот курс?
                      • Оценки: Какие виды заданий покажут, достигли ли учащиеся целей обучения, которые я определил?
                      • Стратегии обучения: Какие виды деятельности в классе и вне его укрепят мои цели обучения и подготовят учащихся к оцениванию?

                      Что делать, если компоненты курса смещены?

                      Если оценки не соответствуют целям обучения или стратегиям обучения, это может подорвать как мотивацию учащихся, так и их обучение. Рассмотрим эти два сценария:

                      Ваша цель состоит в том, чтобы учащиеся научились применять аналитические навыки , но ваша оценка измеряет только фактическую память .