Самостоятельная работа по обществознанию Политические режимы 9 класс

20.01.2021 Главная Тесты по обществознанию 9 класс

Самостоятельная работа по обществознанию Политические режимы 9 класс с ответами. В самостоятельной работе представлены 2 варианта. В каждом варианте по 4 задания.

Вариант 1

1. Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. Политический режим — это способы и средства, с помощью которых власть воздействует на общество.
Б. Монархия и республика — политические режимы.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Оба суждения неверны
4) Оба суждения верны

2. Укажите признак тоталитарного политического режима.

1) Сменяемость власти
2) Права и свободы личности — главная ценность государства
3) Атмосфера страха и всеобщей слежки
4) Наличие оппозиции

3. На уроке учитель рассказывал о политических режимах, указав на то, что между авторитарным и тоталитарным политическими режимами существуют черты сходства и отличия.

Из предложенного ниже списка выберите две общие черты и два отличия тоталитарного политического режима от авторитарного. Черты сходства запишите в первую колонку, черты отличия во вторую.

1) Монополия на власть одной группы, партии
2) Сохранение свободы экономической деятельности
3) Уничтожение политических противников
4) Отсутствие чрезмерной жесткости и вездесущности власти

Черты сходстваЧерты отличия
  

4. Назовите один любой способ ограничения власти в демократическом государстве. Приведите два примера

общественного контроля за действиями властей.

Вариант 2

1. Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. Политические режимы разделяют на демократические и антидемократические.
Б. Авторитарный политический режим относят к демократическим режимам.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Оба суждения неверны
4) Оба суждения верны

2. Укажите признак авторитарного политического режима.

1) Сменяемость власти
2) Соблюдение прав и свобод личности
3) Значительная роль парламента

4) Опора власти на армию и церковь

3. На уроке учитель рассказывал о политических режимах, указав на то, что между авторитарным и демократическим политическими режимами существуют черты сходства и отличия. Из предложенного ниже списка выберите две общие черты и два отличия демократического политического режима от авторитарного. Черты сходства запишите в первую колонку, черты отличия во вторую.

1) Власть подконтрольна обществу
2) Свобода экономической деятельности
3) Свобода СМИ
4) Наличие парламента

Черты сходстваЧерты отличия
  

4. Что такое прямая демократия и демократия представительная? Проиллюстрируйте примерами способы проявления представительной демократии. (Укажите один пример.)

Ответы на самостоятельную работу по обществознанию Политические режимы 9 класс
Вариант 1
1-1
2-3
3. 13 24
4.
Способы ограничения власти:
1. Свобода СМИ
2. Наличие оппозиции
3. Активность общественных организаций
4. Разделение властей
Приведены примеры:
1. Журналисты опубликовали материал о коррупции
2. Общественная организация устроила митинг, требуя содействия властей в жилищном вопросе.

Вариант 2
1-1
2-4
3. 24 13
4.
Объяснения:
Прямая демократия — граждане принимают участие в управлении государством непосредственно.
Представительная демократия — народовластие осуществляется через выборные органы власти.
Пример:
Граждане участвовали в выборах депутатов Государственной Думы.

PDF версия
Самостоятельная работа Политические режимы 9 класс
(115 Кб)

Опубликовано: 20.01.2021 Обновлено: 20.01.2021

Поделиться

Найти:

Задание ОГЭ по обществознанию №14

Задания 14. Раздел «Политика»

1. Верны ли следующие суждения о политике? 

А.  Политика связана с участием в делах государства.

Б.  Политика  — это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами по поводу власти. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?

 А.  Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.

Б.  Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении? 

А.   Местное самоуправление обеспечивает развитие управляемой территории в интересах жителей.

Б.  Органы местного самоуправления имеют свой круг полномочий, отличный от полномочий органов государственной власти. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? 

А.  Гражданское общество включает в себя инициативные объединения и организации населения.

Б.  В демократических странах гражданское общество выступает партнёром государства в разрешении общественных дел. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о государстве? 

А.  В любом государстве действует разделение властей и система «сдержек» и «противовесов».

Б.  Государство обладает исключительным правом издавать законы.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении в РФ? 

А.  Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления.

Б.  Структура органов местного самоуправления в РФ определяется Правительством РФ.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о политике? 

А.  Политика выступает в качестве регулятора жизни общества.

Б.  Политика связана с отношениями власти. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

8.  Верны ли следующие суждения о демократическом режиме? 

А.  Демократический режим основан на признании прав и свобод человека.

Б.  При демократическом режиме периодически происходят свободные выборы в органы государственной власти. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о правовом государстве? 

А.  Для правового государства характерно наличие развитого гражданского общества.

Б.  Главным отличием правового государства является разветвлённая система законодательства.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о государстве? 

А.  Государство осуществляет публичную власть в стране.

Б.  Государству принадлежит исключительное право взимания налогов и сборов с граждан и фирм.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

11. Верны ли следующие суждения о формах правления? 

А.  Все современные демократические государства являются республиками.

Б.  Передача власти главы государства по наследству присуща монархиям. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о политических партиях? 

А.  Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.

Б.  Демократическому режиму присуща многопартийность.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

13.  Верны ли следующие суждения о политических партиях? 

А.  В России сложилась двухпартийная система.

Б.  Партии в нашей стране активно участвуют в избирательной кампании. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

14. Верны ли следующие суждения о политических партиях? 

А.  Многопартийная система ослабляет демократическое государство.

Б.  Двухпартийная система не исключает наличие других партий. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

15. Верны ли следующие суждения о политике? 

А.  Любые властные отношения носят политический характер.

Б.  Политика как сфера общественной жизни сложилась в индустриальном обществе.  

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

16. Верны ли следующие суждения о политической власти? 

А.  Одна из функций политической власти  — управление общественными процессами.

Б.  Политическая власть обращена ко всем гражданам государства. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

17. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме? 

А.  При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на сферу экономики.

Б.  В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

18.  Верны ли следующие суждения о политических партиях? 

А.  Политические партии появились вместе с возникновением общества.

Б.  Политические партии объединяют людей с общими интересами и идеалами. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

19. Верны ли следующие суждения о государстве? 

А.  Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.

Б.  Признаком любого государства является разделение властей. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

20. Верны ли следующие суждения о политической власти? 

А.  Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля.

Б.  Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.  

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

21. Верны ли следующие суждения о государстве? 

А.  В широком смысле государство равнозначно стране и политически организованному народу на этой территории.

Б.  В узком смысле государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

22. Верны ли следующие суждения о политических режимах? 

А.  К демократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет парламент  — коллективный законодательный орган.

Б.  К недемократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет правитель с неограниченной властью.  

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

23. Верны ли следующие суждения о государстве? 

А.  Национальное государство  — это исторически поздняя форма централизованного государства.

Б.  Национальное государство создается за счет централизации земель, где проживает одна нация.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

24. Верны ли следующие суждения о признаках государства? 

А.  Государство имеет единую территорию, очерченную государственными границами.

Б.  Для государства характерно обязательное наличие единственной официальной религии. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

25.  Верны ли следующие суждения о политических партиях? 

А.  Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.

Б.  Демократическому режиму присуща многопартийность. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

26. Верны ли следующие суждения о политических режимах? 

А.  К демократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет парламент  — коллективный законодательный орган.

Б.  К недемократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет правитель с неограниченной властью. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

27. Верны ли следующие суждения о политической власти? 

А.   Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля.

Б.  Политическая власть обращена ко всем гражданам государства. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

28. Верны ли следующие суждения о государстве? 

А.  Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.

Б.  Признаком любого государства является разделение властей. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

29. Верны ли следующие суждения о политических партиях? 

А.  Политические партии появились вместе с возникновением общества.

Б.  Политические партии объединяют людей с общими интересами и идеалами. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

30.  Верны ли следующие суждения о политических партиях? 

А.  Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б.  Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

31. Верны ли суждения о формах государственно-территориального устройства? 

А.  Основными формами государственно-территориального устройства являются: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Б.  Современная Россия является примером конфедерации. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

32. Верны ли следующие суждения о политических идеологиях? 

А.  Государство, церковь, семья, частная собственность  — главные ценности либерализма.

Б.  Абсолютная ценность человеческой личности, гарантированность прав человека, ограничение объёма и сфер деятельности государства характерны для социал-демократии. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

33. Верны ли следующие суждения о политических партиях? 

А.  Политические партии не существуют при монархической форме правления.

Б.  Политические партии могут объединять людей, принадлежащих к различным социальным группам. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

34Верны ли следующие суждения об органах местного самоуправления?

А.  В структуру органов местного самоуправления входят представительные органы.

Б.  Органы местного самоуправления подчиняются по всем вопросам органам государственной власти.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

35. Верны ли следующие суждения о политике?

А.  Политика связана с отношениями между большими социальными группами людей.

Б.  Политикой могут заниматься только люди с соответствующим профессиональным образованием.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

36. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве? 

А.  В демократическом государстве ни при каких условиях не могут вводиться ограничения прав и свобод людей.

Б.  В демократическом государстве гарантируется существование политической оппозиции. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

37.  Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? 

А.  Одним из примеров развития гражданского общества является усиление контроля центральных органов власти над местными.

Б.  К институтам гражданского общества относятся общественные объединения, некоммерческие неправительственные организации. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

38. Верны ли следующие суждения о принципах демократических выборов? 

А.  Принцип равенства заключается в принадлежности каждому избирателю только одного голоса, который оценивается одинаково.

Б.  Процедура тайного голосования  — необходимый принцип демократических выборов. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

39. Верны ли следующие суждения о разделении властей? 

А.   Разделение властей на законодательную, судебную, исполнительную способствует правовому ограничению государственной власти.

Б.  Судебная власть  — самостоятельная и независимая ветвь власти. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

40. Верны ли следующие суждения о принципах демократических выборов? 

А. Принцип равенства заключается в принадлежности каждому избирателю только одного голоса, который оценивается одинаково.

Б. Процедура тайного голосования  — необходимый принцип демократических выборов.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

41. Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. Для недемократических режимов свойственно регулярное проведение выборов в органы законодательной власти на альтернативной основе.

Б. Процедура открытого голосования  — необходимый принцип выборов в демократическом государстве.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

42. Верны ли суждения об участии граждан в политике? 

А.  Референдум  — один из способов участия граждан в принятии решений по важнейшим вопросам общественного устройства.

Б. Митинги и демонстрации являются формой влияния граждан на власть. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

43. Верны ли суждения о гражданском обществе? 

А. Условием формирования гражданского общества является правовое государство.

Б.  В гражданском обществе публичная власть на местах осуществляется через органы самоуправления.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

44. Верны ли следующие суждения о политических партиях? 

А.  Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б.  Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

45. Верны ли следующие суждения о разделении властей? 

А. Исполнительную власть осуществляет парламент.

Б.  Последовательное соблюдение принципа разделения властей является одним из признаков тоталитарного государства. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

46.  Верны ли следующие суждения о государстве? 

А. Государство обладает монополией на применение силы на основании закона.

Б. Государство представляет собой совокупность инициативных объединений граждан. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

47. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? 

А. Гражданское общество выражает частные интересы людей в различных сферах.

Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

48. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство обладает монополией на применение силы на основании закона.

Б. Государство представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

49. Верны ли следующие суждения о правовом государстве? 

А. Государство определяет нравственные ценности общества.

Б. Задача государства  — защищать интересы граждан. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

50. Верны ли следующие суждения о правовом государстве? 

А. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность.

Б. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

51.  Верны ли следующие суждения о форме государства? 

А.  Формами правления являются монархия, республика.

Б.  Формами государственно-территориального устройства являются федерация, унитарное государство, конфедерация. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

52. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни? 

А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.

Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

53. Верны ли следующие суждения о референдуме? 

А.  Референдум предполагает всенародное голосование по важному для всего общества и каждого гражданина вопросу.

Б.  Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении органами государственной власти. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

54. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? 

А.  Гражданское общество выражает частные интересы людей в различных сферах.

Б.  Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

55. Верны ли следующие суждения о разделении властей? 

А.  Принцип разделения властей является одним из основополагающих принципов демократического устройства во всех демократических странах.

Б.   Одно из важнейших условий принципа разделения властей связано с вопросом распределения полномочий государственной власти, в котором полномочия ветвей власти закреплены в конституции.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

56. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?

А.  Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.

Б.  Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

57. Верны ли следующие суждения о государстве? 

А.  Только государство осуществляет власть в стране.

Б.  Государству принадлежит исключительное право взимания налогов и сборов с граждан и фирм.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

58. Верны ли следующие суждения о политике? 

А.  Политика – это отношения между большими группами людей внутри общества, а также между обществами, которые направлены на установление, сохранение и перераспределение власти.

Б.  Политика – это влияние власти на граждан. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

59. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? 

А.  Гражданское общество объединяет многочисленные негосударственные организации граждан.

Б.  Развитое гражданское общество является условием существования и развития демократии.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

60.  Верны ли следующие суждения о разделении властей? 

А.  Разделение властей – принцип построения и функционирования государственного управления, предполагающий наличие законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и системы сдержек и противовесов для их взаимоотношений.

Б.  При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимы друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют концентрации власти в одних руках. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

61. Верны ли следующие суждения о государстве? 

А.  Одним из признаков государства является суверенитет.

Б.  Государство всегда имеет собственную армию и национальную денежную единицу. 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

62.  Верны ли следующие суждения о правовом государстве? 

А.  В правовом государстве право выше власти.

Б.  В правовом государстве суд стоит выше других ветвей власти 

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

63. Верны ли следующие суждения о политических партиях? 

А.  В задачу политических партий входит разработка и принятие законов государства.

Б.  Политические партии предлагают решения социально-экономических проблем общества.

1)  верно только А 2)  верно только Б

3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

Сравните глобальные взгляды на демократию и другие политические системы

Эта статья также доступна на следующих языках: немецкий, испанский и французский.

Опрос исследовательского центра Pew, проведенный этой весной в 38 странах, выявил причины для оптимизма, а также для беспокойства по поводу будущего демократии во всем мире.

В каждой опрошенной стране более половины заявили, что представительная демократия — это очень или несколько хороший способ управления своей страной. Но исследование также выявило открытость, в той или иной степени, к некоторым недемократическим формам правления.

Воспользуйтесь нашей интерактивной функцией ниже, чтобы сравнить взгляды на политические системы в каждой опрошенной стране. Далее следуют шесть выводов, которые Центр счел особенно поразительными.

Вот шесть основных выводов:

1Примерно девять из десяти шведов (92%) говорят, что представительная демократия является хорошим способом управления их страной, это самый высокий показатель среди стран, участвовавших в опросе. Большинство шведов (57%) также считают, что прямая демократия, при которой граждане, а не избранные должностные лица, напрямую голосуют по основным вопросам, является хорошим способом управления. Шведы чаще всех в опросе говорят, что удовлетворены тем, как демократия работает в их стране: примерно восемь из десяти шведов (79%) придерживаются этой точки зрения, такая же доля, как в Индии и Танзании.

2Немцы в подавляющем большинстве выступают против правления военных или сильного лидера. Более девяти из десяти выступают против военного правления (95%) или правления сильного лидера, который может принимать решения без вмешательства парламента или судов (93%). Даже среди идеологически правых и менее образованных людей — двух групп, которые, как правило, больше поддерживают военное или автократическое правление в других странах — эти две формы правления в Германии мало поддерживаются. Всего 13% немцев с правыми идеологическими взглядами считают политическую систему с неконтролируемым лидером хорошим способом управления, и всего 4% менее образованных считают военной формой правления хорошую форму правления.

3Люди во Вьетнаме наиболее склонны поддерживать военное правление среди опрошенных стран. Семь из десяти вьетнамцев говорят, что правление военных было бы хорошим способом управления. Но подавляющее большинство (87%) вьетнамцев выражают поддержку представительной демократии, в то время как другое значительное большинство (73%) поддерживает прямую демократию и 67% поддерживает систему, в которой эксперты, а не выборные должностные лица, принимают решения в соответствии с тем, что они считают нужным. лучшее для страны. Из пяти различных форм управления, протестированных в ходе опроса, только одна — правление сильного лидера без судебного или парламентского вмешательства — вызывает во Вьетнаме больше оппозиции (47%), чем поддержки (42%).

4 Поддержка сильного лидера, которого не контролируют судебная власть или парламент, в Индии самая высокая. В то время как 55% людей в Индии считают правление сильного лидера хорошим способом управления, эта форма правления остается менее популярной, чем прямая демократия (одобрительно оценивается 76% респондентов), представительная демократия (75%) и правление специалисты (65%).

5 Всего 6% жителей Мексики удовлетворены тем, как работает демократия в их стране, что является наименьшей долей среди опрошенных стран.

Это сопоставимо со средним значением 46% среди всех опрошенных стран. Примерно девять из десяти мексиканцев (93%) говорят, что они на , а не на удовлетворены тем, как работает их демократия.

Несмотря на свой пессимистический взгляд на демократию на практике, большинство мексиканцев по-прежнему считают прямую демократию и представительную демократию хорошими способами управления (62% и 58% соответственно). Примерно половина (53%) говорят то же самое о правлении экспертов, в то время как большинство мексиканцев (67%) негативно относятся к правлению сильного лидера. Когда дело доходит до военного правления, больше мексиканцев выступают против, чем поддерживают эту идею (52% против 42%).

6Доверие к национальному правительству является самым высоким в Танзании. Около девяти из десяти человек в Танзании (89%) доверяют своему правительству делать то, что правильно для их страны, в том числе 48%, которые говорят, что им «большое» доверие. Во всем мире в среднем всего 14% выражают «большое» доверие к своему национальному правительству в том, что оно делает то, что правильно. А в 10 странах — Чили, Испании, Перу, Франции, Бразилии, Ливане, Мексике, Южной Корее, Греции и Италии — 5% или менее респондентов выражают такой уровень доверия своему национальному правительству.

Пособие по обучению молодежи правам человека

Никто не рождается хорошим гражданином, ни одна нация не рождается демократической. Скорее, оба являются процессами, которые продолжают развиваться на протяжении всей жизни. Молодежь должна быть включена с рождения.
Кофи Аннан

Что такое демократия?

Слово «демократия» происходит от греческих слов «демос», что означает народ, и «кратос», что означает власть; поэтому демократию можно рассматривать как «власть народа»: способ правления, зависящий от воли народа.

В мире существует так много разных моделей демократического правления, что иногда легче понять идею демократии с точки зрения того, чем она точно не является. Таким образом, демократия — это не автократия или диктатура, когда правит один человек; и это не олигархия, где правит небольшая часть общества. При правильном понимании демократия не должна быть даже «правлением большинства», если это означает полное игнорирование интересов меньшинств. Демократия, по крайней мере в теории, есть правление от имени всех людей, согласно их «воли».

Вопрос: Если демократия — это правление народа, то существуют ли в мире настоящие демократии?

Почему демократия?

Идея демократии черпает свою моральную силу — и популярность — из двух ключевых принципов:
1. Индивидуальная автономия : Идея о том, что никто не должен подчиняться правилам, навязанным другими. Люди должны иметь возможность контролировать свою жизнь (в пределах разумного).
2. Равенство : Идея о том, что у всех должна быть одинаковая возможность влиять на решения, которые затрагивают людей в обществе.

Эти принципы интуитивно понятны и помогают объяснить, почему демократия так популярна. Конечно, мы считаем справедливым, что у нас должно быть так же много шансов, как и у всех остальных, принимать решения по общим правилам!

Проблемы возникают, когда мы думаем, как можно применить принципы на практике, потому что нам нужен механизм для принятия решения о том, как обращаться с конфликтующими взглядами. Поскольку она предлагает простой механизм, демократия имеет тенденцию быть «правлением большинства»; но правило большинства может означать, что интересы некоторых людей никогда не представляются. Более подлинным способом представления интересов каждого является принятие решений на основе консенсуса, когда цель состоит в том, чтобы найти точки соприкосновения, представляющие общий интерес.

Вопрос: Каковы преимущества и недостатки принятия решений на основе консенсуса по сравнению с использованием правила большинства? Как принимаются решения в вашей молодежной группе?

Развитие демократии

Древняя история

Древним грекам приписывают создание самой первой демократии, хотя почти наверняка в других частях мира были более ранние примеры примитивной демократии. Греческая модель была создана в V веке до нашей эры в городе Афины. Среди моря автократий и олигархий, которые были нормальными формами правления в то время, афинская демократия выделялась.
Однако по сравнению с тем, как мы понимаем демократию сегодня, афинская модель имела два важных отличия:

1. Это была форма прямой демократии – другими словами, вместо того, чтобы избирать представителей для управления от имени народа, «народ» сами встречались, обсуждали вопросы управления, а затем проводили политику.

2. Такая система была возможна отчасти потому, что «народ» был очень ограниченной категорией. Те, кто мог непосредственно участвовать, составляли небольшую часть населения, поскольку исключались женщины, рабы, пришельцы и, конечно же, дети. Число участников было все еще намного больше, чем в современной демократии: около 50 000 мужчин занимались непосредственно политикой при населении около 300 000 человек.

Вопрос: Каковы преимущества и недостатки прямой демократии?

Демократия в современном мире

Сегодня существует столько различных форм демократии, сколько демократических стран в мире. Нет двух абсолютно одинаковых систем, и ни одна система не может быть взята за «модель». Существуют президентские и парламентские демократии, федеративные или унитарные демократии, демократии с пропорциональной системой голосования и мажоритарной системы, демократии, которые также являются монархиями, и так далее.

Одна вещь, которая объединяет современные системы демократии, а также отличает их от древней модели, это использование представителей народа. Вместо того, чтобы принимать непосредственное участие в законотворчестве, современные демократии используют выборы для выбора представителей, которых народ отправляет управлять от их имени. Такая система известна как представительная демократия. Он может претендовать на звание «демократического», потому что он, по крайней мере, в некоторой степени, основан на двух вышеуказанных принципах: равенстве всех (один человек — один голос) и праве каждого человека на некоторую степень личной автономии. .

Вопрос: Что должен сделать избранный чиновник, чтобы убедиться, что он или она должным образом представляет тех, кто его избрал?

Улучшение демократии

Люди часто говорят о странах, «становящихся» демократиями, когда в них начинаются относительно свободные и открытые выборы. Но демократия включает в себя гораздо больше, чем просто выборы, и действительно имеет смысл думать об идее воли народа, а не об институциональных или избирательных структурах, когда мы пытаемся оценить, насколько демократична страна. Демократию лучше понимать как то, чего у нас всегда может быть больше или меньше, чем то, что либо есть, либо нет.

Демократические системы почти всегда можно сделать более инклюзивными, более отражающими желания большего числа людей и более восприимчивыми к их влиянию. Другими словами, есть возможность улучшить «народную» часть демократии, вовлекая больше людей в процесс принятия решений; есть также место для улучшения «силовой» или «волевой» части демократии, давая людям больше реальной власти. Борьба за демократию на протяжении всей истории обычно концентрировалась на одном или другом из этих элементов.

Сегодня в большинстве стран мира женщины имеют право голоса, но борьба была выиграна сравнительно недавно. Новая Зеландия считается первой страной в мире, которая ввела всеобщее избирательное право в 189 г. 3, хотя и здесь женщинам было предоставлено право баллотироваться в парламент только в 1919 году. Многие страны предоставили женщинам право голоса в первую очередь, и только спустя несколько лет разрешили им баллотироваться на выборные должности. Саудовская Аравия предоставила женщинам право голосовать на выборах только в 2011 году.  
Сегодня даже в устоявшихся демократиях есть другие слои общества, в которые обычно входят иммигранты, рабочие-мигранты, заключенные и дети, которым не дано право голоса, хотя многие из них могут платить налоги и все обязаны подчиняться законам страны.

Заключенные и право голоса

Заключенным разрешено голосовать в 18 европейских странах.
Право голоса заключенных ограничено в 20 странах в зависимости от таких факторов, как срок наказания, тяжесть совершенного преступления или тип выборов.
В 9 европейских странах заключенным вообще запрещено голосовать.
Право голоса заключенных, Стандартная заметка Commons Library SN/PC/01764, последнее обновление в 2012 г. , http://www.parliament.uk/briefing-papers/SN01764
В деле Херст против Соединенного Королевства в 2005 г. Европейский суд установил, что всеобщий запрет заключенным голосовать в Соединенном Королевстве является нарушением статьи 3 Протокола 1 Европейской конвенции, в которой говорится, что:
Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить через разумные промежутки времени свободные выборы тайным голосованием на условиях, которые обеспечат свободное выражение мнения народа при выборе законодательного органа».

Вопрос: Может ли быть когда-либо оправдано исключение определенных слоев общества из демократического процесса?

Демократия и участие

Наиболее очевидные способы участия в управлении государством — голосовать или баллотироваться на пост и стать представителем народа. Однако демократия — это гораздо больше, чем просто голосование, и существует множество других способов взаимодействия с политикой и правительством. Эффективное функционирование демократии, по сути, зависит от того, насколько обычные люди используют эти другие средства в максимально возможной степени. Если люди голосуют только раз в 4 или 5 лет — или не голосуют вообще — и если они больше ничего не делают в промежутке, то нельзя сказать, что правительство действительно «делается народом». Трудно назвать такую ​​систему демократией.
Подробнее о способах участия можно прочитать в разделе Гражданство и участие. Вот несколько идей – пожалуй, тот минимум, который может понадобиться депутатам, чтобы они могли действовать демократично, от вашего имени:
Будьте в курсе того, что происходит, что решается «во имя народа», и в частности, о решениях и действиях, предпринимаемых вашим собственным представителем.
Сообщите о своем мнении – либо вашим представителям в парламенте, либо СМИ, либо группам, работающим над конкретными вопросами. Без обратной связи с «народом» лидеры могут руководить только в соответствии со своей волей и приоритетами.
В тех случаях, когда решения кажутся недемократическими или противоречащими правам человека, или даже когда вы просто твердо придерживаетесь их, приложите усилия, чтобы ваш голос был услышан, чтобы политика могла быть пересмотрена. Вероятно, наиболее эффективный способ сделать это — присоединиться к другим людям, чтобы ваш голос звучал громче.
Голосуйте, когда представится такая возможность. Если люди не голосуют, то члены фактически безответственны.

Вопрос: Принимали ли вы когда-нибудь участие в каком-либо из этих (или других) способов?

Демократия и права человека

Связь между правами человека и демократией глубока и идет в обоих направлениях: одно в некотором роде зависит от другого и неполно без другого.

Во-первых, ценности равенства и автономии также являются ценностями прав человека, а право на участие в управлении государством само по себе является правом человека. Статья 21 Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) говорит нам, что «воля народа должна быть основой власти правительства»: таким образом, демократия фактически является единственной формой правления, совместимой с правами человека.

Однако «демократия» также неполноценна без полного соблюдения прав человека. Подлинное участие в управлении государством почти невозможно без соблюдения людьми других основных прав. В качестве примеров рассмотрим следующие:
1. Свобода мысли, совести и религии (ВДПЧ, статья 18). Это одно из первых прав, необходимых при демократии: люди должны иметь возможность свободно мыслить, придерживаться любых важных для них убеждений, не подвергаясь за это наказанию. Правительства на протяжении всей истории пытались ограничить это право, потому что они боялись, что если люди подумают о других формах правления, это поставит под угрозу существующую систему. Поэтому они запирают людей просто за то, что они думают «неправильные» мысли. (Таких людей называют узниками совести.) Однако общество без плюрализма взглядов не просто нетерпимо; это также ограничивает его собственные возможности развиваться в новых и, возможно, улучшенных направлениях.

2. Свобода слова (ВДПЧ, статья 19). Важно не только уметь думать, что хочется, но и уметь высказать это мнение вслух, каким бы оно ни было. Если людям запрещено обсуждать свои взгляды с другими людьми или представлять их в СМИ, как они могут «принимать участие» в управлении государством? Их мнение по существу было исключено из возможных рассматриваемых альтернатив.

3. Свобода мирных собраний и объединений (статья 20 ВДПЧ). Это право позволяет вам обсуждать идеи с теми, кто этого хочет, формировать заинтересованные или лоббистские группы или собираться вместе для протеста против решений, с которыми вы не согласны. Возможно, такая деятельность иногда неудобна для правительств; тем не менее, это важно, если необходимо довести до сведения и принять во внимание различные точки зрения. И это часть того, что такое демократия.

Это всего лишь три права человека, которые неразрывно связаны с идеей демократии, но любое нарушение других прав человека также повлияет на степень, в которой разные люди могут принимать участие в управлении государством. Бедность, плохое здоровье или отсутствие дома — все это может затруднить кому-то возможность быть услышанным и уменьшить влияние его выбора по сравнению с другими. Такие нарушения прав почти наверняка делают невозможным избрание заинтересованного лица на государственную должность.

Вопрос: Насколько хорошо в вашей стране соблюдаются три «демократических» права (перечисленных выше)?

Проблемы с демократией

Апатия избирателей

В течение ряда лет состояние демократии вызывало озабоченность, возможно, особенно в более устоявшихся демократиях. Во многом это связано со снижением уровня участия граждан в выборах, что, как представляется, свидетельствует об отсутствии интереса и участия со стороны граждан. Низкая явка избирателей ставит под сомнение легитимность так называемых демократически избранных правительств, которые в некоторых странах фактически избираются меньшинством от общего числа избирателей.

 

Выборы и апатия

Явка на выборах в Европарламент ежегодно падает с момента первых выборов в 1979 году. ниже 34%.
На национальных выборах по всей Европе явка колеблется от чуть более 50% в одних странах до более 90% в других.
Некоторые страны, например, Греция и Бельгия в Европе, делают голосование обязательным. В таких странах явка явно намного выше, чем в среднем по странам, где голосование не является обязательным.

Вопрос: Какая доля избирателей проголосовала на последних выборах в вашей стране?

Хотя то, что люди все чаще не участвуют в голосовании на выборах, несомненно является проблемой, есть некоторые исследования, которые показывают, что участие в различных формах может фактически увеличиваться, например, группы давления, гражданские инициативы, консультативные органы и т. д. на. Эти формы участия так же важны для эффективного функционирования демократии, как и явка избирателей на выборах, если не больше.

Демократия и гражданское участие

Так называемая «арабская весна», когда массы людей, многие из которых были молодыми, вышли на улицы, чтобы выразить свое недовольство властью, показала новый уровень гражданского участия в стран, которые традиционно не считались демократическими. В Европе также, даже в более традиционных демократиях, «власть народа», кажется, обрела новую жизнь: во многих странах студенты протестовали против действий правительств по введению платы за образование. Профсоюзы вывели людей на улицы в знак протеста против последствий сокращения экономики. Кроме того, автономные группы активистов изобрели новые и творческие формы демонстраций против изменения климата, власти крупных корпораций, отказа от ключевых государственных услуг, а также против репрессивных мер полиции.

Правило большинства

Есть две проблемы, которые более тесно связаны с понятием представительной демократии, и они касаются интересов меньшинства. Первая проблема заключается в том, что интересы меньшинств часто не представлены через избирательную систему: это может произойти, если их число слишком мало, чтобы достичь минимального уровня, необходимого для любого представительства. Вторая проблема заключается в том, что даже если их число будет представлено в законодательном органе, у них будет меньшинство представителей, и поэтому они не смогут собрать необходимое количество голосов, чтобы победить представителей большинства. По этим причинам демократию часто называют «правлением большинства».

Правило большинства, если оно не подкреплено гарантией прав человека для всех, может привести к решениям, наносящим ущерб меньшинствам, и тот факт, что эти решения являются «волей народа», не может служить оправданием. Основные интересы меньшинств, а также большинства должны быть защищены в любой демократической системе путем соблюдения принципов прав человека, подкрепленных эффективным правовым механизмом, какой бы ни была воля большинства.

Вопрос: Если большинство населения выступает за то, чтобы лишить определенных людей их прав человека, вы считаете, что «народ должен решать»?

Рост национализма

Связанная с этим проблема — тревожные тенденции в Европе в отношении поддержки крайне правых партий. Эти партии часто играли на националистических чувствах и нападали на «некоренных» представителей населения, особенно на лиц, ищущих убежища, беженцев и представителей религиозных меньшинств, иногда применяя насилие. В качестве защиты такие партии часто апеллируют к своей поддержке среди населения и к демократическому принципу, согласно которому они представляют мнение большого числа людей. Однако, если партия выступает за насилие в любой форме и не соблюдает права человека каждого члена населения, у нее мало прав апеллировать к демократическим принципам.

В зависимости от масштаба проблемы и конкретного культурного контекста может возникнуть необходимость ограничить право на свободу выражения мнений определенных групп, несмотря на важность этого права для демократического процесса. Например, в большинстве стран действуют законы против разжигания расовой ненависти. Это рассматривается Европейским судом как допустимое ограничение свободы слова, оправданное необходимостью защиты прав других членов общества или самой структуры общества.

Вопрос: Отличается ли национализм от расизма?

Молодежь и демократия

Молодые люди часто даже не имеют права голоса, так как же они могут быть частью демократического процесса?
Многие люди ответили бы на этот вопрос, сказав, что молодые люди не готовы быть частью этого процесса и что они смогут участвовать только в 18 лет (или в любом другом возрасте, когда их страна дает им право голоса).

На самом деле, многие молодые люди очень политически активны задолго до того, как они получат право голоса, и в некотором смысле влияние такой активности может быть сильнее, чем единственный голос, который они получают позже – и могут решить использовать или не использовать – раз в 4 или 5 лет. Политики часто стремятся апеллировать к голосованию молодежи, поэтому они с большей вероятностью прислушаются к проблемам молодых людей.

Многие молодые люди участвуют в экологических группах или в других группах протеста, выступающих против войны, корпоративной эксплуатации или детского труда. Возможно, один из самых важных способов, с помощью которых молодые люди могут начать участвовать в общественной жизни и политической деятельности, находится на местном уровне: здесь они будут лучше осведомлены о конкретных проблемах, которые волнуют их самих и тех, с кем они вступают в отношения. контакт, и они смогут лучше оказывать прямое воздействие. Демократия занимается не только национальными или международными проблемами: она должна начинаться в нашем районе!
Молодежные организации являются одним из способов, с помощью которых молодые люди испытывают и практикуют демократию и, следовательно, играют важную роль в демократии, при условии, конечно, что они независимы и демократичны в своем функционировании!

Вопрос: Если 16-летний подросток считается достаточно зрелым, чтобы жениться и устроиться на работу, должен ли он или она не иметь права голоса?

Работа Совета Европы

Демократия является одной из основных ценностей Совета Европы, наряду с правами человека и верховенством закона.