Волжский торговый путь и его роль в истории России

В прежние времена торговые пути имели огромное значение. Они являлись связующим звеном для торговли и позволяли обогащаться городам и регионам, где проходили, а также служили нитями для культурных и религиозных связей. Именно благодаря этим путям люди в старину имели возможность обмениваться новостями и знаниями.

Что такое торговый путь

В древности торговые пути были для людей единственной возможностью вести обмен товарами. Дело в том, что в те времена путешествие представляло собой большую опасность, и лишь вместе можно было более-менее безопасно путешествовать. Опасность увеличивалась, если речь шла о торговцах, ведь разбойники всегда были рады поживиться золотом купцов и перекупщиков.

Поэтому в период ранее Х века уже стали закладываться маршруты, которые на протяжении веков оставались неизменными. Так, Волжский торговый путь стал первым из трех самых известных трактов. Двумя другими были знаменитый «Из варяг в греки», связывавший Византию и север, а также Великий шелковый путь, ведший из Средиземья на восток.

Какие города входили в Волжский торговый путь? Перечень

Через многие земли и племена проходил Волжский торговый путь. Города, через которые путешествовали странники, уже давно перестали существовать или были переименованы. На самом деле путь был воистину огромен — он проходил через территорию 22 современных стран!

Волжский торговый путь начинался в Нидерландах, в городе Дорестаде, который ныне не существует. Он проходил через Северную и Восточную Европу, Россию, а затем Ближний Восток и заканчивался в городе Танджа (современный Танжер), в Марокко. Среди наиболее известных городов Волжского пути можно назвать такие населенные пункты, как Антверпен, Гамбург, Кельн, Астрахань, Севастополь, Тбилиси, Ереван, Стамбул и многие другие.

Отметим, что Балто-Волжский торговый путь, как его еще иногда по-другому называют, включал в себя как водные пути (по Волге, Черному и Каспийскому морям), так и сухопутные маршруты.

Какие товары везли по Волжскому торговому пути

Основное назначение путей в старину — это торговля. Волжский торговый путь соединял север с югом, а также Азию с Европой, поэтому товары, которые по нему возили, были очень разнообразны. Так, с юга везли изысканные ткани, ювелирные украшения, фрукты, стеклянные и металлические изделия. Северные народы предлагали пушнину, металлы и оружие, а также моржовые кости и шкуры, которые удивляли остальные племена. Жители Восточной Европы продавали на пути янтарь и украшения из него, меха, зерно и керамику. Волжские племена и славяне торговали на этом пути скотом, пушниной, медом, керамикой, зерном, льном, а также поставляли оружие. Отдельно стоит сказать о торговле славянскими женщинами, которые были желанными гостьями в арабских гаремах.

Вообще, на Волжском пути активно развивалась работорговля. Это было связано с самой эпохой, ведь в те времена войны велись непрестанно. Особенно сильно торговля рабами процветала в портовых городах, куда всегда требовались гребцы.

Отметим, что чем дальше увозился товар, тем ценнее он был. В пути его могли много раз перекупать, прежде чем вещи попадали в руки покупателя. Самыми ценными в пути были женщины-рабыни. Немногим дешевле можно было купить мужчин. Лошадей продавали уже вдвое дешевле, и дальше следовали гораздо более дешевые товары.

История Волжского торгового пути

На самом деле Волжский путь начал свою историю еще в VIII веке до н. э. Археологи находили подтверждения развития торговых связей еще в те времена, однако, конечно, говорить именно о самом пути еще очень рано, ведь в те времена связи были еще не очень прочны, так как в них не было особой необходимости. Настоящая торговля начинает разворачиваться лишь в конце VIII века. А уже в IX в. Волжский торговый путь становится самым развитым из всех.

Такое положение дел продолжалось вплоть до X века, когда основная торговля переместилась на другие пути. Исторически сложилось так, что Волжский торговый путь не всегда служил проводником для торговли, часто на нем встречались и отряды воинов отдельных племен, которые грабили соседей.

В конце Х века Хазарский каганат, который занимал весь юг пути, был подавлен Киевской Русью. После этого племена печенегов окончательно перекрыли дорогу путешественникам. Поэтому основной поток торговли сместился на путь «Из варяг в греки».

fb.ru

Волжский торговый путь — это… Что такое Волжский торговый путь?

Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский — фиолетовым.

Волжский или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и двинского путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги.

Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары». (В Булгар как перевалочный пункт позднее вела и сухопутная дорога из Киева). Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент (подробнее см. Арсания).

Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX—X вв. выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства — Итиль. Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел. О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха (в «Книге путей и стран» IX века он описывает торговый маршрут русских купцов вниз по Днепру в Чёрное море, вверх по Дону и вниз по Волге в Каспийское море и на верблюдах до Багдада) и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921—922 гг.

Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (который начальствовал в качестве управителя почты в персидской области Джабал) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая».

С конца IX века Русь устанавливает контроль над днепровским торговым путём в Чёрное море, в связи с чем основные политические центры смещаются с севера на юго-запад Русской равнины (Киев, Чернигов, Смоленск-Гнёздово). Вокруг этой речной артерии формируется новое государственное образование — Киевская Русь. После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е гг. Русь вновь получает доступ в Каспий в обход булгар, через волок судов у Саркела.

Значение

Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси. Пряности, шёлк и некоторые другие товары можно было приобрести только здесь. Кроме того в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между ними была практически невозможна из-за кочевых племен, преграждавших им путь. Французский поэт того времени, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежду из «русского шёлка». Но на Руси в то время не умели делать шелк, так что это, конечно же, русский транзит. Лишь крестовыми походами в XI—XII вв. Европа пробила себе прямой путь на Восток. До этого Русь являлась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.

Литература

См. также

В искусстве и кино

  • Тринадцатый воин — голливудский фильм, действие которого происходит вдоль Волжского торгового пути.

dic.academic.ru

Волжский торговый путь

Великий волжский путь в эпоху средневековья приобрел выдающееся геополитическое, культурное, транспортно-торговое, международное и межгосударственное значение в истории народов Европы и Азии. Использование этого пути повлияло на ускорение социальных и хозяйственных процессов многих стран и регионов, способствовало созданию единого экономического пространства в масштабах значительной части Евразии. Великий Волжский путь сыграл особую роль в развитии славянских, финно-угорских, тюркских и скандинавских народов Европы.

Волжский путь — самый ранний из трех великих речных путей. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и заволоцкого путей, но и свое международное значение стал утрачивать раньше остальных. Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавов.

Великий волжский путь можно представить состоящим из нескольких отрезков. Основу, естественно, составляла сама Волга. Протяженность Волги — 3 531 км. Она протекает по Русской равнине от Валдайской возвышенности до Прикаспийской низменности минуя зоны леса, лесостепи, степи.

Северная часть пути располагалась за пределами Волги. Путь шел через Северное и Балтийское моря, Финский залив, Неву, Ладожское озеро, реку Волхов, озеро Ильмень. Далее кратчайшим и удобным (даже с учетом волоков) переходом к истоку Волги был «Селигерский путь» по рекам Поле, Явони до озера Селигер и по реке Селижаровке с выходом на Волгу.

Дальнейшее передвижение, что можно отнести к основной части пути, происходило по главной реке вплоть до ее устья. Южный участок плавания включал Каспийское море до его южного побережья (например, до области Джурджан). Далее шла сухопутная дорога до города Рея или дальше до Багдада.

Караванное движение кораблей из района Балтики (например, от Бирки) до района Каспия (до Дербента) с учетом, что расстояние составляло около 5 500 км, могло занять 2 месяца и несколько месяцев — на обратный путь. Иными словами, парусно-весельные суда одной флотилии могли осуществить полную поездку, в лучшем случае, раз в год.

В системе Волжского пути возникло большинство раннесредневековых городов и торговых поселений. Эти населенные пункты не обязательно находились на берегах морей, рек и озер; некоторые строились в глубине территорий в целях большей безопасности и более удобной связи с сельскохозяйственной или сырьевой округой.

Среди городских образований в системе Волжского пути выделялись некоторые ключевые города. Что касается восточно-европейских населенных пунктов, то следует назвать Ладогу в нижнем течении реки Волхов, предшественника Новгорода — Рюриково городище в истоке Волхова. Далее, вниз по течению Волги археологические комплексы Тимерево, Петровское и Михайловское, давшие начало Ярославлю. С Волгой в определенной мере связаны раннесредневековые центры Залесской земли: Сарское городище — предшественник Ростова, Клещин — предшественник Переяславля-Залесского.

На средней Волге находились поселение, предшествующее Казани, Булгар, также Биляр, Сувар, Ощель. В дельте Волги размещалась столица Хазарии Итиль. В зоне Прикаспия располагались Семендер, Беланджер, Дербент, Баку. На юго-востоке Каспийского моря находилась область Джурджан с портом Абескун. Из Абескуна сухопутные караванные дороги вели в Рей — «торговый центр мира» и далее в Багдад.

Из Византии и стран Арабского халифата вывозились шелковые ткани под общим названием «паволок» (парча, виссон, пурпур, багрец, «дорогие оксалиты» — ткань с рисунком в «шесть нитей»), украшения, фрукты, благовония, красящие вещества, драгоценные камни, стекло, благородные и цветные металлы.

Волжские булгары вывозили зерно, коней, скот, меха, изделия из кожи, серебра, керамику. Меха продавались большими связками по несколько десятков штук, а иногда и тысячами. Русь экспортировала пушнину, воск, мед, ремесленные изделия — мечи, кольчуги, замки, лен. Воск являлся ценным товаром из-за потребности в освещении и вывозился бочками. В арабских странах высоко ценились славянские женщины, которых скупали в гаремы или ткацкие мастерские. В портовых городах рабов брали в гребной флот. Работорговля имела в средневековье особый размах, так как не прекращались военные действия и пленные составляли обязательный трофей. Почти все торговцы любых национальностей возили рабов на продажу и на бартерные сделки. Скандинавские страны вывозили моржовую кость и шкуры, пушнину, железо, жировик. Южнобалтийские государства экспортировали янтарь, украшения, керамику, зерно, меха.