Волжский торговый путь — это… Что такое Волжский торговый путь?

Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский — фиолетовым.

Волжский или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и двинского путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги.

Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары». (В Булгар как перевалочный пункт позднее вела и сухопутная дорога из Киева). Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент (подробнее см. Арсания).

Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX—X вв. выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства — Итиль. Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел. О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха (в «Книге путей и стран» IX века он описывает торговый маршрут русских купцов вниз по Днепру в Чёрное море, вверх по Дону и вниз по Волге в Каспийское море и на верблюдах до Багдада) и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921—922 гг.

Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (который начальствовал в качестве управителя почты в персидской области Джабал) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая».

С конца IX века Русь устанавливает контроль над днепровским торговым путём в Чёрное море, в связи с чем основные политические центры смещаются с севера на юго-запад Русской равнины (Киев, Чернигов, Смоленск-Гнёздово). Вокруг этой речной артерии формируется новое государственное образование — Киевская Русь. После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е гг. Русь вновь получает доступ в Каспий в обход булгар, через волок судов у Саркела.

Значение

Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси. Пряности, шёлк и некоторые другие товары можно было приобрести только здесь. Кроме того в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между ними была практически невозможна из-за кочевых племен, преграждавших им путь. Французский поэт того времени, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежду из «русского шёлка». Но на Руси в то время не умели делать шелк, так что это, конечно же, русский транзит. Лишь крестовыми походами в XI—XII вв. Европа пробила себе прямой путь на Восток. До этого Русь являлась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.

Литература

См. также

В искусстве и кино

  • Тринадцатый воин — голливудский фильм, действие которого происходит вдоль Волжского торгового пути.

Волжский торговый путь

Великий волжский путь в эпоху средневековья приобрел выдающееся геополитическое, культурное, транспортно-торговое, международное и межгосударственное значение в истории народов Европы и Азии. Использование этого пути повлияло на ускорение социальных и хозяйственных процессов многих стран и регионов, способствовало созданию единого экономического пространства в масштабах значительной части Евразии. Великий Волжский путь сыграл особую роль в развитии славянских, финно-угорских, тюркских и скандинавских народов Европы.

Волжский путь — самый ранний из трех великих речных путей. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и заволоцкого путей, но и свое международное значение стал утрачивать раньше остальных. Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавов.

Великий волжский путь можно представить состоящим из нескольких отрезков. Основу, естественно, составляла сама Волга. Протяженность Волги — 3 531 км. Она протекает по Русской равнине от Валдайской возвышенности до Прикаспийской низменности минуя зоны леса, лесостепи, степи.

Северная часть пути располагалась за пределами Волги. Путь шел через Северное и Балтийское моря, Финский залив, Неву, Ладожское озеро, реку Волхов, озеро Ильмень. Далее кратчайшим и удобным (даже с учетом волоков) переходом к истоку Волги был «Селигерский путь» по рекам Поле, Явони до озера Селигер и по реке Селижаровке с выходом на Волгу.

Дальнейшее передвижение, что можно отнести к основной части пути, происходило по главной реке вплоть до ее устья. Южный участок плавания включал Каспийское море до его южного побережья (например, до области Джурджан). Далее шла сухопутная дорога до города Рея или дальше до Багдада.

Караванное движение кораблей из района Балтики (например, от Бирки) до района Каспия (до Дербента) с учетом, что расстояние составляло около 5 500 км, могло занять 2 месяца и несколько месяцев — на обратный путь. Иными словами, парусно-весельные суда одной флотилии могли осуществить полную поездку, в лучшем случае, раз в год.

В системе Волжского пути возникло большинство раннесредневековых городов и торговых поселений. Эти населенные пункты не обязательно находились на берегах морей, рек и озер; некоторые строились в глубине территорий в целях большей безопасности и более удобной связи с сельскохозяйственной или сырьевой округой.

Среди городских образований в системе Волжского пути выделялись некоторые ключевые города. Что касается восточно-европейских населенных пунктов, то следует назвать Ладогу в нижнем течении реки Волхов, предшественника Новгорода — Рюриково городище в истоке Волхова. Далее, вниз по течению Волги археологические комплексы Тимерево, Петровское и Михайловское, давшие начало Ярославлю. С Волгой в определенной мере связаны раннесредневековые центры Залесской земли: Сарское городище — предшественник Ростова, Клещин — предшественник Переяславля-Залесского.

На средней Волге находились поселение, предшествующее Казани, Булгар, также Биляр, Сувар, Ощель. В дельте Волги размещалась столица Хазарии Итиль. В зоне Прикаспия располагались Семендер, Беланджер, Дербент, Баку. На юго-востоке Каспийского моря находилась область Джурджан с портом Абескун. Из Абескуна сухопутные караванные дороги вели в Рей — «торговый центр мира» и далее в Багдад.

Из Византии и стран Арабского халифата вывозились шелковые ткани под общим названием «паволок» (парча, виссон, пурпур, багрец, «дорогие оксалиты» — ткань с рисунком в «шесть нитей»), украшения, фрукты, благовония, красящие вещества, драгоценные камни, стекло, благородные и цветные металлы.

Волжские булгары вывозили зерно, коней, скот, меха, изделия из кожи, серебра, керамику. Меха продавались большими связками по несколько десятков штук, а иногда и тысячами. Русь экспортировала пушнину, воск, мед, ремесленные изделия — мечи, кольчуги, замки, лен. Воск являлся ценным товаром из-за потребности в освещении и вывозился бочками. В арабских странах высоко ценились славянские женщины, которых скупали в гаремы или ткацкие мастерские. В портовых городах рабов брали в гребной флот. Работорговля имела в средневековье особый размах, так как не прекращались военные действия и пленные составляли обязательный трофей. Почти все торговцы любых национальностей возили рабов на продажу и на бартерные сделки. Скандинавские страны вывозили моржовую кость и шкуры, пушнину, железо, жировик. Южнобалтийские государства экспортировали янтарь, украшения, керамику, зерно, меха.

Рост торговли начиная с VIII века сопровождался установлением единой денежно-весовой единицы — арабского серебряного дирхема весом 2,97 г. Вплоть до начала XI века восточное монетное серебро выполняло функции международной валюты. Количество находок дирхемов в Восточной и Северной Европе в кладах и отдельно составляет более 160 000 единиц. Эти находки указывают места торговли, маркируют купеческие маршруты и разъезды сборщиков дани.

Волжский торговый путь — Википедия

Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский — фиолетовым.

Волжский, или волго-балтийский торговый путь

 — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и заволоцкого путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

География

В «первый период обращения дирхема» (конец VIII—первая треть IX веков) ильменскими словенами было основано Рюриково Городище (предшественник Новгорода) и захвачена построенная варягами и перестроена Старая Ладога, ставшие важными пунктами на торговом пути между Балтикой и Каспием. В этот период арабские монеты поступали вверх по Оке, Клязьме и Нерли (приток Клязьмы), затем вниз по Нерли (приток Волги) в верхнюю Волгу, далее на Балтику двумя основными путями[1]:

По мнению археолога В. И. Равдоникаса один из вариантов Волжско-Балтийского пути (из варяг в арабы) проходил по реке Сяси, Воложбе, волока до реки Чагоды, принадлежащей к волжскому бассейну, Чагодоще, Мологе и Волге до города Булгар[2].

Из 16 кладов восточных монет первого периода в балтийском регионе 12 обнаружены в полосе «Померания-Мекленбург-Пруссия» и только 4 на острове Готланд и в материковой части Швеции[1]. Согласно исследованиям Т. Нунана, во 2-й половине IX века количество кладов восточных монет на Готланде и в Швеции возросло в 8 раз по сравнению с 1-й половиной IX века, что свидетельствует об установлении и стабильном функционировании торгового пути из Северной Руси в Скандинавию[3].

Вниз по Волге до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент (подробнее см. Арсания).

Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX—X веках выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства — Итиль. Нижнее течение Дона защищала мощная крепость Саркел. Связь Волги и Дона осуществлялась через волгодонскую переволоку.

Связь волжского пути со средним Поднепровьем

Участок Волжского торгового пути между волоком из Дона и Каспием использовался и русскими купцами, приходившими сюда из нижнего Днепра, по сведениям арабских географов Ибн Хордадбеха, Ибн Русте и Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921—922 годах. Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (IX век[4]) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая». В середине X века византийский император Константин Багрянородный в его трактате «Об управлении империей» сообщал, что через Перекоп существовал древний канал, позволявший купцам попадать от устья Днепра в Азовское море, не обходя с юга Крым, «но с течением времени канал засыпался и обратился в густой лес»[5].

С конца IX века Русь установила контроль над днепровским торговым путём в Чёрное море, в связи с чем основные политические центры сместились с севера на юго-запад Русской равнины (Киев, Чернигов, Смоленск-Гнёздово). Вокруг этой речной артерии сформировалось новое государственное образование — Древнерусское государство. После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е годах Русь вновь получила доступ в Каспий в обход булгар, через Саркел и волго-донский волок.

По одной из версий (П. Г. Любомиров, Ю. В. Готье, П. И. Лященко, А. Д. Русаков, Р. Р. Фасмер), связь среднего Поднепровья с нижней Волгой осуществлялась через Северский Донец. Янин В. Л. опровергает эту теорию на основании предельной скудости археологических подтверждений её как на Донце, так и на нижней Волге. Исследователь считает, что «на протяжении всего периода восточной торговли с конца VIII века до начала XI века единственными воротами, через которые шла торговля Руси с Востоком, фактически был Булгар», но основная связь между Волгой и средним Поднепровьем была между ним и Киевом по водному маршруту «Волга—Ока—Сейм—Десна—Днепр»[1].

Вместе с тем существовала и сухопутная дорога между Булгаром и Киевом (Джейхани, начало X века), проходящая по границе со степью, имевшая протяжённость около 1400 км и оснащённая 20 «станциями».

Значение

Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси. Пряности, шёлк и некоторые другие товары можно было приобрести только здесь. Кроме того в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между ними была практически невозможна из-за кочевых племен, преграждавших им путь. Французский поэт того времени, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежду из «русского шёлка». Но на Руси в то время не умели делать шелк, так что это, конечно же, русский транзит. Лишь крестовыми походами в XI—XII вв. Европа пробила себе прямой путь на Восток. До этого Русь являлась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.

В искусстве и кино

  • Тринадцатый воин — голливудский фильм, действие которого происходит вдоль Волжского торгового пути.

См. также

Примечания

Литература

  • Logan, Donald F. (1992). The Vikings in History 2nd ed. Routledge. ISBN 0-415-08396-6
  • Леонтьев А. Е. Волжско-Балтийский торговый путь в IX в.// КСИА. Вып. 183. 1986.
  • Пачкалов А. В. Торговые связи Нижнего Поволжья в доордынскую эпоху // Ислам в Поволжье. Энциклопедический словарь. Вып. 5. М. Нижний Новгород, 2012.

Волжский торговый путь — Википедия

Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский — фиолетовым.

Волжский, или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и заволоцкого путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

География

В «первый период обращения дирхема» (конец VIII—первая треть IX веков) ильменскими словенами было основано Рюриково Городище (предшественник Новгорода) и захвачена построенная варягами и перестроена Старая Ладога, ставшие важными пунктами на торговом пути между Балтикой и Каспием. В этот период арабские монеты поступали вверх по Оке, Клязьме и Нерли (приток Клязьмы), затем вниз по Нерли (приток Волги) в верхнюю Волгу, далее на Балтику двумя основными путями[1]:

По мнению археолога В. И. Равдоникаса один из вариантов Волжско-Балтийского пути (из варяг в арабы) проходил по реке Сяси, Воложбе, волока до реки Чагоды, принадлежащей к волжскому бассейну, Чагодоще, Мологе и Волге до города Булгар[2].

Из 16 кладов восточных монет первого периода в балтийском регионе 12 обнаружены в полосе «Померания-Мекленбург-Пруссия» и только 4 на острове Готланд и в материковой части Швеции[1]. Согласно исследованиям Т. Нунана, во 2-й половине IX века количество кладов восточных монет на Готланде и в Швеции возросло в 8 раз по сравнению с 1-й половиной IX века, что свидетельствует об установлении и стабильном функционировании торгового пути из Северной Руси в Скандинавию[3].

Вниз по Волге до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент (подробнее см. Арсания).

Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX—X веках выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства — Итиль. Нижнее течение Дона защищала мощная крепость Саркел. Связь Волги и Дона осуществлялась через волгодонскую переволоку.

Связь волжского пути со средним Поднепровьем

Участок Волжского торгового пути между волоком из Дона и Каспием использовался и русскими купцами, приходившими сюда из нижнего Днепра, по сведениям арабских географов Ибн Хордадбеха, Ибн Русте и Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921—922 годах. Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (IX век[4]) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая». В середине X века византийский император Константин Багрянородный в его трактате «Об управлении империей» сообщал, что через Перекоп существовал древний канал, позволявший купцам попадать от устья Днепра в Азовское море, не обходя с юга Крым, «но с течением времени канал засыпался и обратился в густой лес»[5].

С конца IX века Русь установила контроль над днепровским торговым путём в Чёрное море, в связи с чем основные политические центры сместились с севера на юго-запад Русской равнины (Киев, Чернигов, Смоленск-Гнёздово). Вокруг этой речной артерии сформировалось новое государственное образование — Древнерусское государство. После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е годах Русь вновь получила доступ в Каспий в обход булгар, через Саркел и волго-донский волок.

По одной из версий (П. Г. Любомиров, Ю. В. Готье, П. И. Лященко, А. Д. Русаков, Р. Р. Фасмер), связь среднего Поднепровья с нижней Волгой осуществлялась через Северский Донец. Янин В. Л. опровергает эту теорию на основании предельной скудости археологических подтверждений её как на Донце, так и на нижней Волге. Исследователь считает, что «на протяжении всего периода восточной торговли с конца VIII века до начала XI века единственными воротами, через которые шла торговля Руси с Востоком, фактически был Булгар», но основная связь между Волгой и средним Поднепровьем была между ним и Киевом по водному маршруту «Волга—Ока—Сейм—Десна—Днепр»[1].

Вместе с тем существовала и сухопутная дорога между Булгаром и Киевом (Джейхани, начало X века), проходящая по границе со степью, имевшая протяжённость около 1400 км и оснащённая 20 «станциями».

Значение

Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси. Пряности, шёлк и некоторые другие товары можно было приобрести только здесь. Кроме того в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между ними была практически невозможна из-за кочевых племен, преграждавших им путь. Французский поэт того времени, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежду из «русского шёлка». Но на Руси в то время не умели делать шелк, так что это, конечно же, русский транзит. Лишь крестовыми походами в XI—XII вв. Европа пробила себе прямой путь на Восток. До этого Русь являлась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.

В искусстве и кино

  • Тринадцатый воин — голливудский фильм, действие которого происходит вдоль Волжского торгового пути.

См. также

Примечания

Литература

  • Logan, Donald F. (1992). The Vikings in History 2nd ed. Routledge. ISBN 0-415-08396-6
  • Леонтьев А. Е. Волжско-Балтийский торговый путь в IX в.// КСИА. Вып. 183. 1986.
  • Пачкалов А. В. Торговые связи Нижнего Поволжья в доордынскую эпоху // Ислам в Поволжье. Энциклопедический словарь. Вып. 5. М. Нижний Новгород, 2012.

Волжский торговый путь — Википедия. Что такое Волжский торговый путь

Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский — фиолетовым.

Волжский, или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и заволоцкого путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

География

В «первый период обращения дирхема» (конец VIII—первая треть IX веков) ильменскими словенами было основано Рюриково Городище (предшественник Новгорода) и захвачена построенная варягами и перестроена Старая Ладога, ставшие важными пунктами на торговом пути между Балтикой и Каспием. В этот период арабские монеты поступали вверх по Оке, Клязьме и Нерли (приток Клязьмы), затем вниз по Нерли (приток Волги) в верхнюю Волгу, далее на Балтику двумя основными путями[1]:

По мнению археолога В. И. Равдоникаса один из вариантов Волжско-Балтийского пути (из варяг в арабы) проходил по реке Сяси, Воложбе, волока до реки Чагоды, принадлежащей к волжскому бассейну, Чагодоще, Мологе и Волге до города Булгар[2].

Из 16 кладов восточных монет первого периода в балтийском регионе 12 обнаружены в полосе «Померания-Мекленбург-Пруссия» и только 4 на острове Готланд и в материковой части Швеции[1]. Согласно исследованиям Т. Нунана, во 2-й половине IX века количество кладов восточных монет на Готланде и в Швеции возросло в 8 раз по сравнению с 1-й половиной IX века, что свидетельствует об установлении и стабильном функционировании торгового пути из Северной Руси в Скандинавию[3].

Вниз по Волге до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент (подробнее см. Арсания).

Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX—X веках выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства — Итиль. Нижнее течение Дона защищала мощная крепость Саркел. Связь Волги и Дона осуществлялась через волгодонскую переволоку.

Связь волжского пути со средним Поднепровьем

Участок Волжского торгового пути между волоком из Дона и Каспием использовался и русскими купцами, приходившими сюда из нижнего Днепра, по сведениям арабских географов Ибн Хордадбеха, Ибн Русте и Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921—922 годах. Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (IX век[4]) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая». В середине X века византийский император Константин Багрянородный в его трактате «Об управлении империей» сообщал, что через Перекоп существовал древний канал, позволявший купцам попадать от устья Днепра в Азовское море, не обходя с юга Крым, «но с течением времени канал засыпался и обратился в густой лес»[5].

С конца IX века Русь установила контроль над днепровским торговым путём в Чёрное море, в связи с чем основные политические центры сместились с севера на юго-запад Русской равнины (Киев, Чернигов, Смоленск-Гнёздово). Вокруг этой речной артерии сформировалось новое государственное образование — Древнерусское государство. После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е годах Русь вновь получила доступ в Каспий в обход булгар, через Саркел и волго-донский волок.

По одной из версий (П. Г. Любомиров, Ю. В. Готье, П. И. Лященко, А. Д. Русаков, Р. Р. Фасмер), связь среднего Поднепровья с нижней Волгой осуществлялась через Северский Донец. Янин В. Л. опровергает эту теорию на основании предельной скудости археологических подтверждений её как на Донце, так и на нижней Волге. Исследователь считает, что «на протяжении всего периода восточной торговли с конца VIII века до начала XI века единственными воротами, через которые шла торговля Руси с Востоком, фактически был Булгар», но основная связь между Волгой и средним Поднепровьем была между ним и Киевом по водному маршруту «Волга—Ока—Сейм—Десна—Днепр»[1].

Вместе с тем существовала и сухопутная дорога между Булгаром и Киевом (Джейхани, начало X века), проходящая по границе со степью, имевшая протяжённость около 1400 км и оснащённая 20 «станциями».

Значение

Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси. Пряности, шёлк и некоторые другие товары можно было приобрести только здесь. Кроме того в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между ними была практически невозможна из-за кочевых племен, преграждавших им путь. Французский поэт того времени, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежду из «русского шёлка». Но на Руси в то время не умели делать шелк, так что это, конечно же, русский транзит. Лишь крестовыми походами в XI—XII вв. Европа пробила себе прямой путь на Восток. До этого Русь являлась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.

В искусстве и кино

  • Тринадцатый воин — голливудский фильм, действие которого происходит вдоль Волжского торгового пути.

См. также

Примечания

Литература

  • Logan, Donald F. (1992). The Vikings in History 2nd ed. Routledge. ISBN 0-415-08396-6
  • Леонтьев А. Е. Волжско-Балтийский торговый путь в IX в.// КСИА. Вып. 183. 1986.
  • Пачкалов А. В. Торговые связи Нижнего Поволжья в доордынскую эпоху // Ислам в Поволжье. Энциклопедический словарь. Вып. 5. М. Нижний Новгород, 2012.

Волжский торговый путь и его роль в истории России

В прежние времена торговые пути имели огромное значение. Они являлись связующим звеном для торговли и позволяли обогащаться городам и регионам, где проходили, а также служили нитями для культурных и религиозных связей. Именно благодаря этим путям люди в старину имели возможность обмениваться новостями и знаниями.

Что такое торговый путь

В древности торговые пути были для людей единственной возможностью вести обмен товарами. Дело в том, что в те времена путешествие представляло собой большую опасность, и лишь вместе можно было более-менее безопасно путешествовать. Опасность увеличивалась, если речь шла о торговцах, ведь разбойники всегда были рады поживиться золотом купцов и перекупщиков.

волжский торговый путь

Поэтому в период ранее Х века уже стали закладываться маршруты, которые на протяжении веков оставались неизменными. Так, Волжский торговый путь стал первым из трех самых известных трактов. Двумя другими были знаменитый «Из варяг в греки», связывавший Византию и север, а также Великий шелковый путь, ведший из Средиземья на восток.

Какие города входили в Волжский торговый путь? Перечень

Через многие земли и племена проходил Волжский торговый путь. Города, через которые путешествовали странники, уже давно перестали существовать или были переименованы. На самом деле путь был воистину огромен — он проходил через территорию 22 современных стран!

Волжский торговый путь начинался в Нидерландах, в городе Дорестаде, который ныне не существует. Он проходил через Северную и Восточную Европу, Россию, а затем Ближний Восток и заканчивался в городе Танджа (современный Танжер), в Марокко. Среди наиболее известных городов Волжского пути можно назвать такие населенные пункты, как Антверпен, Гамбург, Кельн, Астрахань, Севастополь, Тбилиси, Ереван, Стамбул и многие другие.

балто волжский торговый путь

Отметим, что Балто-Волжский торговый путь, как его еще иногда по-другому называют, включал в себя как водные пути (по Волге, Черному и Каспийскому морям), так и сухопутные маршруты.

Какие товары везли по Волжскому торговому пути

Основное назначение путей в старину — это торговля. Волжский торговый путь соединял север с югом, а также Азию с Европой, поэтому товары, которые по нему возили, были очень разнообразны. Так, с юга везли изысканные ткани, ювелирные украшения, фрукты, стеклянные и металлические изделия. Северные народы предлагали пушнину, металлы и оружие, а также моржовые кости и шкуры, которые удивляли остальные племена. Жители Восточной Европы продавали на пути янтарь и украшения из него, меха, зерно и керамику. Волжские племена и славяне торговали на этом пути скотом, пушниной, медом, керамикой, зерном, льном, а также поставляли оружие. Отдельно стоит сказать о торговле славянскими женщинами, которые были желанными гостьями в арабских гаремах.

Вообще, на Волжском пути активно развивалась работорговля. Это было связано с самой эпохой, ведь в те времена войны велись непрестанно. Особенно сильно торговля рабами процветала в портовых городах, куда всегда требовались гребцы.

волжский торговый путь начинался в

Отметим, что чем дальше увозился товар, тем ценнее он был. В пути его могли много раз перекупать, прежде чем вещи попадали в руки покупателя. Самыми ценными в пути были женщины-рабыни. Немногим дешевле можно было купить мужчин. Лошадей продавали уже вдвое дешевле, и дальше следовали гораздо более дешевые товары.

История Волжского торгового пути

На самом деле Волжский путь начал свою историю еще в VIII веке до н. э. Археологи находили подтверждения развития торговых связей еще в те времена, однако, конечно, говорить именно о самом пути еще очень рано, ведь в те времена связи были еще не очень прочны, так как в них не было особой необходимости. Настоящая торговля начинает разворачиваться лишь в конце VIII века. А уже в IX в. Волжский торговый путь становится самым развитым из всех.

волжский торговый путь города

Такое положение дел продолжалось вплоть до X века, когда основная торговля переместилась на другие пути. Исторически сложилось так, что Волжский торговый путь не всегда служил проводником для торговли, часто на нем встречались и отряды воинов отдельных племен, которые грабили соседей.

В конце Х века Хазарский каганат, который занимал весь юг пути, был подавлен Киевской Русью. После этого племена печенегов окончательно перекрыли дорогу путешественникам. Поэтому основной поток торговли сместился на путь «Из варяг в греки».

из Скандинавии — в арабские страны

«Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну». Так писал о «русах» в середине X в., торговавших с булгарами, хазарами и арабами, географ Абу Исхак аль-Истахри. Широко известен каждому со школьной скамьи путь «из варяг в греки», по которому славянские племена и скандинавы достигали богатейшего торгового центра на стыке Европы и Азии — Константинополя. Однако караваны, попадавшие на территории расселения славян и финно-угров, ходили и по другому маршруту.

Величественная Волга, несущая свои могучие воды долгие километры от Валдая до Каспийского моря, издревле стала основным маршрутом, связывавшим Северо-Западную Русь и богатые страны Востока. «Великий Волжский путь» способствовал динамичной торговле варягов, славян и финно-угров с хазарами и арабами.

«Из варягов в арабы» — способ создать капитал

Путь из Балтийского моря в арабские страны занимал несколько месяцев — торговцы, отправлявшиеся в богатые восточные земли, могли совершать такие путешествия, в лучшем случае, лишь раз в год. Однако такие временные затраты полностью окупались.

1.jpg

Волжский торговый путь в VIII — X веках. (arheologija.ru)


Возрастание экономического значения Волжского пути можно связать с несколькими факторами. Прежде всего, арабские завоевания на время закрыли для европейцев привычные торговые маршруты через Византию — купцы были вынуждены искать другие пути доступа в богатейшие восточные земли. С другой стороны, важную роль играл скандинавский фактор — многочисленные искатели приключений из Северной Европы ринулись на юго-восток, в том числе и на территорию расселения славянских и финно-угорских народов. Активное государственное строительство требовало значительных денежных средств — а торговля с Востоком могла на порядок обогатить раннесредневековые государства. Таким образом, Волжский торговый путь обретает своё экономическое значение уже в VIII веке.

Кроме того, купцы, для облегчения торговли с дальними странами, стали объединяться в сообщества, на средства которых строились морские и речные корабли, снабжались крупные караваны. В свою очередь, для защиты этих караванов было необходимо организовывать перевалочные пункты на всём протяжении Волжского пути: от Невы до Итиля. Многие города Северо-Западной Руси возникли именно как торговые форпосты, что подтверждается данными археологических исследований.

Старая Ладога: первая остановка в пути на Восток

Волжский торговый путь условно можно разделить на две части. Первая, непосредственно предшествовавшая Волге, включала в себя путь по множеству мелких рек и волоки кораблей. Данные археологии и топонимики позволили учёным довольно точно восстановить маршрут, по которым проходили торговцы на территории Северо-Западной Руси.

Первым крупным форпостом, стоявшим на пути караванов, двигавшихся из Европы, после преодоления реки Невы, была крепость Ладога — по мнению некоторых историков, первая столица Руси. Именно здесь сразу после приглашения обосновался Рюрик со своей дружиной. Поселение на берегу Волхова появилось ещё в середине VIII века и стало стремительно развиваться благодаря своему ключевому экономическому и политическому расположению.

2.jpg Каменная Ладожская крепость была построена значительно позднее — в XII веке. (karpovka.com)

Большое значение Ладоги как торгового центра подтверждают археологические находки. В результате многочисленных раскопок, проводимых на территории крепости в XIX и XX веках, учёные обнаружили большое количество кладов, содержащих арабские дирхемы, бывшие в то время основной валютой Волжского торгового пути. Кроме них встречаются и западноевропейские монеты, что говорит в пользу суждения о том, что Ладога в IX веке была крупным торговым центром.

От Ладоги путь в восточные страны лежал по мелким речкам Северо-Западной Руси. Исследователи отмечают несколько маршрутов, по которым караваны достигали волжских вод. Основным считается «Селигерский путь»: по Волхову корабли шли к озеру Ильмень, на берегах которого был основан Новгород, после чего преодолевали несколько волоков и мелких речушек на Восток, пока не достигали Волги. Тем не менее, до появления Новгорода существовал ещё и другой маршрут: от Ладоги купцы шли до современного Белоозера, затем поворачивали на Юг, в ярославское Поволжье. О существовании этого маршрута также свидетельствуют многочисленные клады, найденные археологами.

3.jpg Между крупными реками корабли перемещали по земле с помощью волоков. (www.vr-gazeta.ru)

Недалеко от современного Ярославля находится Тимирёвский археологический комплекс: на его территории археологи обнаружили большое количество кладов с арабскими монетами. Утверждается, что Тимирёво было крупным торговым аванпостом на Волжском торговом пути, однако с годами пришло в запустение — в основном из-за конкуренции с основанным неподалёку Ярославлем.

Волжская Булгария — транзитный пункт

Следующей крупной остановкой на пути торговых караванов становился Булгар. «Хазары торгуют с ними (с булгарами) и совершают сделки, также и русы привозят к ним свои товары, и все те, кто обитает на обоих берегах этой реки (Волги) привозят к ним свои товары, как то: соболей, горностаев, белок и другое,» — так описывал торговые отношения волжских булгар с соседями арабский учёный Ибн Руста. В начале X века Булгары являлись данниками хазар, однако стремились сбросить с себя ярмо иностранного владычества, для чего приняли ислам — для сближения с Арабским Халифатом, от которого ожидали поддержку.

Для торговцев и путешественников Булгар становился своеобразным водоразделом — границей двух цивилизаций. Для арабов он был воротами в совершенной иной мир: мир славян, финно-угров и скандинавов со своим, непонятным для восточного человека, менталитетом и экзотическими товарами.

На территории Булгара сейчас находится историко-археологический заповедник. На территории Булгара сейчас находится историко-археологический заповедник. Источник: wikipedia.org

«Срединное» положение на Волжском торговом пути значительно обогащало булгарские элиты: администрация города взимала с купцов десятую часть товаров в качестве пошлины за проход, причём не имело значения, откуда идёт караван — из Ближнего Востока или Скандинавии. Тем не менее, Булгар был не только транзитным пунктом — во времена своего расцвета он являлся также крупным ремесленным центром. Помимо этого, Волжская Булгария экспортировала продукты сельского хозяйства.

Покинув пределы Булгара, караваны двигались по Волге дальше на Юг, пока не достигали места впадения великой реки в Каспийское море. Здесь купцы делали последнюю остановку перед продолжением пути в арабские страны.

Итиль — ворота в Каспийское море

Точное местоположение столицы Хазарского каганата, города Итиль, до сих пор является предметом споров историков и археологов. В наше время большинство исследователей склоняется к тому, чтобы считать Самосдельское городище возможным кандидатом на звание ставки хазарского хана. Тем не менее, выдвигаются и другие гипотезы — например, часто Итиль отождествляют с Саркелом (Белой Вежой), расположенном на левом берегу Дона, на дне современного Цимлянского водохранилища.

5.jpg

Археологические раскопки на территории Самосдельского городища. (ru.wikipedia.org)

Тем не менее, в те далёкие времена на побережье Каспийского моря, в месте впадения в него Волги, существовал крупный транзитный центр на Волжском торговом пути, и есть все основания предполагать, что это был именно Итиль, чрезвычайно пёстрый по своему этническому и религиозному составу город — как и подобает крупному торговому центру. Вместе проживали мусульмане и иудеи, язычники и христиане. Большую роль играла торговая сторона, восточная, стремительно развивавшаяся с течением времени и разраставшаяся, тогда как западная часть Итиля оставалась неизменной — хан вместе со свитой и войсками находился в городе фактически лишь зиму, уходя в кочевье, как только улучшалась погода.

6.jpg Арабские дирхемы. (www.monetnik.ru)

Уже к концу X века Волжская Булгария завоевала торговое лидерство в регионе, вытеснив Хазарский Каганат. Между странами, и так не очень хорошо относившиеся друг к другу, начинается серьёзный конфликт, сильно сказывавшийся на Киевской Руси. Администрация Итиля постоянно повышала всевозможные поборы и пошлины. В конце концов против русов было введено настоящее эмбарго, а хазарский царь Иосиф в личных письмах так объяснял этот шаг: «Я охраняю устье реки Итиль (Волга) и не пускаю русов, приходящих на кораблях, проходить (Каспийским) морем, чтобы идти на исмаильтян… я веду с ними войну. Если бы я их оставил на один час, они уничтожили всю страну исмаильтян до Багдада».

Это стало одной из причин похода Святослава Игоревича на Хазарский Каганат. В 969 году Итиль был разрушен дружиной киевского князя. Примерно в то же время глобальное значение Волжского торгового пути начинает падать: виной тому бесконечные войны в степях и Поволжье, появление печенегов и переориентация торговли Киевской Руси на «путь из варяг в греки» — основным партнёром становилась Византия.

Тем не менее, походы русских дружин на Волжскую Булгарию, продолжавшиеся и в XI, и в XII, веках вплоть до появления монголо-татар, говорили о том, что Волжский торговый путь сохранял своё экономическое значение, хоть и региональное. Сильнейший удар по торговле на Волге нанесло вторжение монголо-татарских орд, булгарские и мордовские поселения, а также города Северо-Восточной Руси перенесли тяжелейшие разрушения. Новый этап Волжского торгового пути начался в связи с укреплением Улуса Джучи — Золотой Орды.

Волжский торговый путь — Wiki

В средние века Волжский торговый путь соединял Северную Европу и Северо-Западную Россию с Каспийским морем и Сасанидскую империю через Волгу. [1] [2] Руси использовали этот путь для торговли с мусульманскими странами на южном берегу Каспийского моря, иногда доходя до Багдада. Могущественные волжские булгары (двоюродные братья нынешних балканских болгар) образовали полукочевую конфедерацию и торговали через Волгу с викингами Руси и Скандинавии (шведами, датчанами, норвежцами) и с южной Византийской империей (Восточная Римская империя) [3 ] Кроме того, Волжская Булгария с двумя городами Булгаром и Суваром к востоку от нынешней Москвы вела торговлю с русскими и уграми, торгующими мехом. [4] [3] Шахматы были завезены в Древнюю Русь через каспийско-волжские торговые пути из Персии и арабских земель. [5]

Путь функционировал одновременно с Днепровским торговым путем, более известным как торговый путь от варягов до греков, и потерял свое значение в XI веке.

Волжский торговый путь был основан варягами (викингами), поселившимися в Северо-Западной Руси в начале 9 века. Примерно в 10 км к югу от впадения реки Волхов в Ладожское озеро они основали поселение под названием Ладога (древнескандинавский: Aldeigjuborg ). [6] Археологические данные свидетельствуют о торговой деятельности русов на Волжском торговом пути еще в конце 8 века. Самые ранние и богатейшие находки арабских монет в Европе были обнаружены на территории современной России, в частности на Волге, в Тимерево Ярославской области. Клад монет, найденный в Петергофе, недалеко от Санкт-Петербурга, содержит двадцать монет с граффити на арабском, тюркском (вероятно, хазарском) руническом, греческом и древнескандинавском языках, причем на последнюю приходится более половины от общего количества.Эти монеты включают сасанидские, арабские и арабо-сасанидские дирхамы, последняя из которых датирована 804–805 годами. [7] Изучив основные находки арабских монет в Восточной Европе, Валентин Янин убедительно продемонстрировал, что самая ранняя денежная система ранней России была основана на раннем типе дирхама, чеканившегося в Африке. [8] Кроме того, иранская люстра уже была обнаружена в Приокском и Верхнем Поволжье (точнее, в Ростове, Ярославле, Суздале, Твери, Москве и Рязани). [9]

Из Альдейгьюборга русы могли пройти вверх по реке Волхов в Новгород, затем к озеру Ильмень и далее по реке Ловать. Пройдя на своих лодках около 3 км через волостную переправу, они достигли истоков Волги. Торговцы привозили меха, мед и рабов через территорию, принадлежащую финским и пермским племенам, в земли волжских булгар. Оттуда они продолжили путь через Волгу к Хазарскому каганату, столица которого Атиль была оживленным перевалочным пунктом на берегу Каспийского моря.Из Атиля русские купцы пересекли море, чтобы присоединиться к караванным путям, ведущим в Багдад. [6] В IX и X веках река также была основным торговым путем между русскими, хазарами и волжскими булгарами. [10] [11] Фюртермор-Волга связала купцов из Волжской Булгарии с людьми из Скандинавии и южной Византии, а также с русскими и уграми.

Примерно в 885–886 годах ибн Хордадбех писал о русских купцах, которые привозили товары из Северной Европы и Северо-Западной России в Багдад:

[Они] перевозят бобровые шкуры, шкуры черной лисицы и мечи из самых дальних уголков Сакалибы года. до Море Рома [I.э., Черное море]. Правитель Рума [то есть Византийской империи] берет с них десятину. При желании они идут к реке Тныс [т.е. «Танаис», греческое название реки Дон], Итиль [т.е. Итиль, древнее название Волги] или Тин [по-разному] идентифицируется как Дон или Северский Донец], река Сакалиба . Они едут в Хамлыдж, город хазар, правитель которого берет с них десятину. Затем они направляются к Джурджанскому морю [Каспийскому морю] и садятся на любой из его берегов, какой пожелают…. Иногда они везут свои товары из Джурджана на верблюдах в Багдад. Saqlab рабов переводят для них. Они утверждают, что они христиане, и платят джизьи . [12]

В отчете ибн Хордадбеха русы описываются как «разновидность Saqaliba », термин, обычно используемый для обозначения славян, и антинорманистские ученые истолковали этот отрывок как свидетельство того, что русы были скорее славянами, чем скандинавами. В интерпретации ученых-норманистов слово Saqaliba также часто применялось ко всему светловолосому, румяному населению Центральной, Восточной и Северо-Восточной Европы, поэтому язык ибн Хордадбеха здесь неоднозначен (см. Русь (люди) для подробностей спора между норманистами и антинорманистами). [12]

Современные ученые также расходятся по поводу интерпретации отчета ибн Хордадбеха о том, что русы использовали переводчиков Saqlab . Антинорманисты истолковали этот отрывок как свидетельство того, что русы и их толкователи имели общий славянский родной язык. Однако славянский язык был в то время языком общения в Восточной Европе. [12]

Модель

.

Река Волга — WorldAtlas

Автор Oishimaya Sen Nag, 25 апреля 2017 г. в Environment

Tver, Russia along the banks of the frozen Volga River. The Volga, Tvertsa, and Tmaka Rivers all run through the city. Тверь, Россия, на берегу замерзшей реки Волги.Через город протекают реки Волга, Тверца и Тьмака.

5.Описание

Самая длинная река в Европе, Волга, которая часто почитается в России как национальная река страны, имеет огромный бассейн, покрывающий почти две трети европейской части России. Река Волга берет начало на Валдайских холмах к северо-западу от столицы России Москвы и продолжает течь на юг, пока не впадает в Каспийское море, преодолевая расстояние в 3 530 километров по этому течению. Около 200 притоков присоединяются к Волге по ее маршруту, так как бассейн реки истощает территорию площадью 1 380 000 квадратных километров.Одиннадцать крупных городов России, включая Москву, расположены вдоль водосборного бассейна реки Волги.

4. Историческая роль

В период раннего средневековья несколько племен, например определенные группы славянских, булгарских и хазарских народов, поселились в верхнем, среднем и южном течении бассейна реки Волги.В 1221 году русские основали город Нижний Новгород на реке Волге, в то время как земли к югу от города, в Золотой Орде Волги, находились под контролем татарских ханств. В XVI и XVII веках русским удалось добиться своего контроля над большей частью бассейна реки Волга. В 1700 году англичанин Джон Перри впервые измерил течение Волги ниже Камышина, ныне Волгоградской области Российской Федерации. Дельта Волги была обследована и разведана Морским бюро в 1809–1817 гг., А затем в 1829 г.Дальнейшие исследования и исследования были проведены в более поздние годы, чтобы попытаться охватить длину и ширину реки и ее притоков в 19 и 20 веках.

3.Современное значение

Около 40% населения России проживает в районе бассейна реки Волги, и половина фермеров страны занимается сельским хозяйством на этой реке. На берегах этой реки также находится большое количество промышленных предприятий. Использование реки в качестве водного пути из внутренних районов в порты Каспийского моря облегчает транспортировку товаров, предназначенных как для импорта, так и для экспорта. Более половины внутренних грузов России, включая строительные материалы, нефть и нефтепродукты, сельскохозяйственную продукцию, сельскохозяйственную технику и оборудование, а также автомобили, перевозится по водным путям реки и ее притоков.Нижний Новгород, Тверь, Ульяновск и Самара — одни из крупнейших портов на Волге. Волга и ее притоки также широко использовались для создания массивных плотин и водохранилищ с гидроэнергетическим потенциалом. Восемь гидроэлектростанций на Волге и три на ее притоке, реке Каме, вместе могут вырабатывать около 11 миллионов киловатт электроэнергии.

2.Хабитат

Климат бассейна Волги изменяется по течению с севера на юг. В северных районах реки умеренный климат, характеризующийся холодной заснеженной зимой и теплым влажным летом. Между тем в нижних частях бассейна реки жаркое сухое лето и холодная зима. Уровень осадков постепенно снижается с севера на юг. Дельта Волги в устье реки — это богатая видами среда обитания, в которой обитают 430 видов флоры, 127 видов рыб, 260 видов птиц и 850 видов водных беспозвоночных, а также большой репертуар видов насекомых.Многие перелетные птицы, такие как далматинские пеликаны, большая белая цапля, гнездятся на водно-болотных угодьях дельты Волги. В реке обитают несколько видов рыб: осетровые, волжские миноги, сиг и сельдь.

1.Угрозы и споры

Хотя река Волга веками приносила экономическую выгоду российскому населению, последствия неизбирательной деятельности человека сказались на экосистеме речного бассейна. Крупномасштабное затопление реки, которому способствовало строительство плотин и водохранилищ по ее течению, привело к уменьшению объема воды, достигающей Каспийского моря. Это, в сочетании с высокими показателями загрязнения речных вод, привело к сильному разрушению водной флоры и фауны реки.Такие виды рыб, как белуга и сиг, обитающие в море, но мигрирующие на нерест в верховья Волги, теперь сталкиваются с препятствиями на пути их естественных миграционных путей. Крупномасштабное браконьерство на виды рыб, обитающих в реке, поставило под угрозу выживание этих рыб. В настоящее время шесть видов осетровых находятся «под угрозой исчезновения», шесть — «уязвимы» и все, кроме двух видов, так или иначе «находятся под угрозой исчезновения».

,

Интересные факты о Волге

Река Волга самая длинная река в Европе .

Длина реки 3692 километра (2294 мили) протяженностью и полностью находится в России .

Это также самая большая река Европы с точки зрения стока и водораздела .

Средний расход реки Волги составляет 8 060 кубических метров (284 636 кубических футов) в секунду .

Река Волга впадает в большую часть западного региона России.

Площадь бассейна или водораздел составляет 752 443 квадратных километра (532 821 квадратная миля), простирается от Валдайских гор и Среднерусской возвышенности на западе до Уральских гор на востоке и резко сужается к Саратову на юге.

От истока на Валдайской возвышенности к северо-востоку от Москвы река течет на восток и юго-восток к Каспийскому морю.

Река медленно и величественно опускается от истока 225 метров (738 футов) над уровнем моря до устья 28 метров (92 фута) ниже уровня моря .

Течение Волги делится на три части: верхняя Волга (от истока до впадения Оки), средняя Волга (от впадения Оки в Каму) и низовья Волги (от впадения Камы до устья самой Волги).

Волга имеет более 200 притоков , в первую очередь реки Кама, Ока, Ветлуга и Сура.

Около 40% населения России проживает вблизи бассейна реки Волги , и половина фермеров страны занимается сельским хозяйством на этой реке.На берегах этой реки также находится большое количество промышленных предприятий.

Крупные города , через которые проходит Волга, включают Астрахань, Волгоград, Саратов, Самару, Ульяновск, Казань, Нижний Новгород, Ярослави и Тверь.

Множество православных святынь и монастырей расположены вдоль берегов Волги.

На Волге находятся одни из крупнейших водохранилищ в мире. Его многочисленные большие водохранилища обеспечивают орошение и гидроэнергетику.

Плодородная речная долина дает большое количество пшеницы, а также имеет много полезных ископаемых. Значительная нефтяная промышленность сосредоточена в долине Волги. Другие ресурсы включают природный газ, соль и калийные удобрения.

Дельта Волги имеет длину около 160 километров (99 миль) и включает до 500 каналов
и более мелких рек.

Волга предлагает отличные рыболовные угодья . В реке обитает 127 видов рыб, в том числе несколько видов осетровых, волжская минога, карась, сазан, вобла, щука, окунь, сом и сиг.Самым крупным зарегистрированным осетром была самка белуги, пойманная в устье Волги в 1827 году, весом 1571 кг (3463 фунта) и длиной 7,2 м (24 фута).

Астрахань , в дельте Волги, центр икорной промышленности .

Устье Волги — крупнейший эстуарий Европы и единственное место в России, где можно встретить пеликанов, фламинго и лотосов.

Волга широко считается национальной рекой России .

Одиннадцать из двадцати крупнейших городов России, включая столицу, Москву, расположены в водоразделе Волги.

Канал им. Москвы , Волго-Донской канал и Волго-Балтийский водный путь образуют судоходные пути, соединяющие Москву с Белым морем, Балтийским морем, Каспийским, Азовским и Черным морями.

Волга замораживает на большей части на три месяца каждый год.

Русские называют реку Волга-матушка , которые также считают, что эта река — жизненная сила страны.

Слово «Волга» происходит от корней ранних славянских языков, означающих «влажность», или «влажность».

Береговая линия Волги была домом для многих различных этнических групп , в том числе скифов, гуннов и турок в первом тысячелетии нашей эры.

Впоследствии бассейн реки сыграл важную роль в перемещениях народов из Азии в Европу.

Река служила важным торговым путем , соединявшим Скандинавию, Русь и Волжскую Булгарию с Хазарией и Персией.

Глубокие чувства русского народа к Волге находят отражение в национальной культуре и литературе , начиная с «Слова о полку Игореве» XII века.

В XVI и XVII веках русским удалось заявить о своем контроле над большей частью бассейна реки Волги .

В наше время город на большом излучине Волги, ныне известный как Волгоград, стал свидетелем Сталинградской битвы , возможно, самой кровопролитной битвы в истории человечества, в которой Советский Союз и немецкие войска оказались в тупике. битва за выход к реке.

Волга, расширилась для судоходства. за счет строительства огромных плотин в годы индустриализации Иосифа Сталина, имеет большое значение для внутреннего судоходства и транспорта в России.

Строительство плотин времен Советского Союза часто сопровождалось насильственным переселением огромного количества людей, а также уничтожением их исторического наследия. Например, город Молога был затоплен с целью строительства Рыбинского водохранилища (тогда крупнейшего искусственного озера в мире).

Огромное экономическое, культурное и историческое значение Волги — наряду с огромными размерами реки и ее бассейна — делает ее одной из величайших рек мира.

Сегодня загрязнение является основной угрозой для этой реки.

,