2. Форма государственного устройства

Если форма правления характеризует государства с точки зрения порядка формирования и организации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает национально-территориальную структуру страны.

По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований.

Признаки унитарного государства:

• единая территория, административно-территориальные единицы не обладают какой-либо политической самостоятельностью, хотя в других сферах их полномочия могут быть достаточно широки;

• государственный аппарат представляет собой единую структуру на всей территории страны;

• компетенция высших государственных органов не ограничена полномочиями местных органов;

• единое гражданство;

• единая система права;

• единая судебная система. Судебные органы унитарного государства – звенья единой централизованной системы;

• одноканальная налоговая система: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам;

• допускается образование автономий по национальному признаку.

Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии). Представители определенной национальности создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

Среди современных государств унитарными являются Франция, Швеция, Турция Египет и др.

федерация является другой формой государственного устройства, представляющей собой сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.

Признаки федерации:

• территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые обладают определенной политической самостоятельностью и имеют собственное административное деление;

• существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации;

• парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации;

• двойное гражданство: каждый гражданин – гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации;

• две правовые системы: федеральная и субъектов федерации, которые имеют право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов;

• наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды; федеральная конституция устанавливает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства;

• двухканальная налоговая система – наряду с федеральными налогами, существуют и налоги субъектов федерации.

Федеративным государственным устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.

Среди федеративных государств выделяют национально-государственные (в многонациональном государстве) и административно-территориальные

(в их основе лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы – ФРГ, США и др.).

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессияэто односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако по Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990-1991 гг.

Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства – конфедерацию. Однако формально она не является государством.

Конфедерацияэто постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей

.

Конфедерация не имеет собственной территории – она состоит из территорий входящих в ее состав государств. Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава. Конфедерация образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им государствами – членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами. Гражданство конфедерации отсутствует: каждое государство-член имеет свое гражданство. Отсутствует и единая судебная система. Бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов государств – членов конфедерации, налоги отсутствуют. Последней конфедерацией была Сенегамбия в 1981-1988 гг.

В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем – просто Сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество Независимых Государств (СНГ). Еще одним примером надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний.

studfiles.net

3.Формы государственного устройства

3.Формы государственного устройства

Форма государственного устройства— это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государтсвенной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства. Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории «форма государственного устройства» находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории.

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.

Унитарное государство — это цельное государство, части ( территориальные подразделения ) которого ( департаменты, провинции, округа, и т. д. ) являются только административно — территориальными образованиями, не имеющими каких — либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение — «центру» и местным представительным органам. Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Они имеют единую систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты. Палаты парламентов унитарных государств в отличие от федераций не имеют специального представительства от тех или иных регионов страны. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления. Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов ), однонациональных (из — за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств ( в связи с традициями.

Федеративное государство. Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует ( наряду с делением государственной власти на три «ветви» ) децентрализации и «разделению» власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика. Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации ( российская Федерация — хороший тому пример ). Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число из может быть различно, отличаются они и наименованием.Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты.По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет два представителя.Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с общефедеральной Конституцией и законодательством конституции и законы имеют и субъекты федерации.Признак федеративных государств – наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации.

Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

Конфедерация — это «государственный союз государств». То есть ни одно из государств — членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д. .

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких — либо общественных целей ( объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все — таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США ( 1861 — 1865 годов ).

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве «ассоциированных участников». Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок ( общего рынка ) и единой правовой среды ( создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге ), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию ( интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации ).

ПРИЗНАКИ:

Унитарное государство:

— унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

— на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

— составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

— унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

— все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

— имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодатель-ная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной кон-ституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте име-ется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятель-ность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Конфедерация

— конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

— конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

— сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

— государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

studfiles.net

Унитарное государство. Автономия.

ТОП 10:

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства — субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).

«Унитарное государство обычно называют простым государством, оно делится административно-территориальные единицы. В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной. Центр старается не подменять местные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе. И все-таки в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органов представительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных единиц и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов.»

Основные признаки унитарного государства

1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

2. Единые для всей страны высшие органы власти;

3. Единая система законодательства;

4. Единое гражданство;

5. Единая денежная единица;

6. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

· характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

· объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют:

· государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

· государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

· государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Автономия в унитарном государстве.

Хотя большинство унитарных государств включают только те или иные административно-территориальные единицы, и не имеют каких-либо автономных образований, немало и таких унитарных государств, которые обладают автономиями. Это, несомненно, усложняет их политико-территориальную организацию, вносит в неё известную асимметрию. Но само по себе наличие на территории данной страны одной, двух и даже нескольких автономий не выводит её за рамки унитарности и не превращает ее в федерацию. «Автономность и суверенность — это качественно различные уровни самостоятельности политико-территориальных единиц, субъектов. Общая тенденция демократизации устройства государств в современном мире определяет общую тенденцию роста децентрализации политико-территориального устройства различных стран, расширения автономии и местного самоуправления.»

Наиболее ярким проявлением этого может служить превращение Италии и Испании в «государства автономий», вся территория которых состоит сегодня из автономных единиц. Их нередко называют регионалистскими государствами, занимающими в определенном смысле промежуточное место между унитарным и федеративным государствами, не выходя в общем и целом за рамки унитаризма.

Автономия.

Автономия — особый статус территории в государстве (или сама территориальная единица с соответствующим статусом) предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства в целом, в состав которого входит данная самоуправляющая единица.

Автономия (Autonomy)

«Точное значение этого понятия — самоуправление. Само понятие ассоциируется с идеей суверенитета и независимости. В традиционной международной теории все государства считаются автономными, т.е. неподчиненными какой-либо внешней власти. В настоящее время эта концепция носит более относительный характер. Сейчас автономия рассматривается не как абсолютная, а как относительная степень независимости, т.к. государства стали до определенной степени взаимозависимыми. Понятие автономии больше не заменяет понятие суверенитета. Идея суверенитета распространяется только на государства, идея автономии распространяется на территорию, которая не находится под полным контролем какого-либо государства.» Словарь по правам человека.

В данном случае речь идет о территориальной автономии, хотя понятие «автономия» используется и в более широком плане, включающем в частности, и организационную автономию (автономность в партийном, профсоюзном и ином строительстве) и культурном (культурная и национально-культурная автономия и др.).

Сама территориальная автономия может носить общий, не специфический, национально-территориальный характер, а может сочетать в себе как общетерриториальные, так и национально-территориальные начала.

Национально-территориальная автономия — это одна из разновидностей (форм) политико-территориальной организации многонационального государства, обеспечивающая более или менее самостоятельное осуществление публичной власти на какой-либо его части, отличающейся особым национальным составом населения, своеобразием культуры, языка, быта, традиций и т.д. Тем самым осуществляется самоопределение и самоуправление этносов и компактно проживающих этнических меньшинств данной страны.

Автономии различного порядка, уровня и характера имеются сегодня во многих унитарных странах. Это — Тибет, Синьцзян, Внутренняя Монголия и др. в Китае; Корсика во Франции; Северная Ирландия (Ольстер) в Великобритании; автономные области в Италии; Курдистан в Ираке; Азорские острова и Мадейра в Португалии; Гренландия и Фарерские острова а Дании; автономные сообщества в Испании, включая Каталонию, Галисию и Страну Басков; Аландские острова в Финляндии; и др. Автономии имеются и во многих унитарных странах СНГ: Крым на Украине; Абхазия и Аджария в Грузии; Нахичевань в Азербайджане; Гагаузия в Молдове; Каракалпакия в Узбекистане; Горный Бадахшан в Таджикистане.

 

________________________***Fenix made 2010***__________________________________

61. Относительная и исключительная самостоятельность государства. Государство – одно из центральных понятий ТГП. В узком смысле: аппарат управления, выделившийся из общества и стоящий над ним.. В широком смысле — это ассоциация людей, которые объединяются в единое политическое сообщество с публично властными структурами и отношениями публично-властного характера. Признаки:1. гос-во представляет собой единую тер-ную организацию политической власти в масшутабе всей страны; 2. это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности; 3. гос-во организует общественную жизнь на правовых началах; 4. гос-во представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет – это такое свойство госвласти, которое выражается в верховенстве и независимости данного гос-ва по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении норм МП. Суверенитет как понятие собирательное и подчас весьма сложно описемое не является категорией абсолютной. Суверенитет народа – верховенство народа, его право самостоятельно решать свою судьбу, коренные вопросы гос-ного и общественного развития, формировать направления политики всего гос-ва, состав его органов, контролировать деятельность. Национальный суверенитет – право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного гос-ва. Исключительная самостоятельность гос-ва проявляется в следующем: 1. универсальность – только решения госвласти распространяются на все население и общественные организации данной страны; 2. прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления общественной власти; 3. наличие специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная орг-ция. Однако общеизвестно, что суверенитет гос-ва м.б. ограничен рядом факторов. Важнейшими из них являются: 1. гос-во как член мирового сообщества выступает в международных отношениях от имени своего народа и его суверенитет будет ограничен МД и суверенитетом других субъектов МП; 2. внутренний сув-т м.б. ограничен населением: выражение общественного мнения, референдумы; 3. внутренний суверенитет м.б. ограничен народом (какой-либо нацией) борющейся за самоопределение; 4. в федеративном гос-ве существуют договорные отношения между субъектами, которые также ограничивают всеобъемлящую власть гос-ва. Относительная самостоятельность государства — лишь частный случай относительной самостоятельности общественных явлений, особая ее разновидность, специфическая форма. Поэтому к ней вполне подходит общий вывод о том, что различные стороны общественной жизни являются особыми и относительно самостоятельными областями общества благодаря своим различным функциям в обществе, а также различному составу и свойствам, обусловленным этими различными функциями. Понятие «относительная самостоятельность» предполагает наличие, по меньшей мере двух компонентов, находящихся между собой в какой-либо связи (причинной и функциональной). Каждый из них состоит в известной зависимости от другого, подвергается его воздействию, хотя и имеет внутренние собственные источники развития. Вместе с тем анализируемое понятие указывает на первенство, главенство одного из компонентов, в связи с чем и приходится отстаивать самостоятельность другого. По отношению к главенствующему явлению или в случае «равенства» их в смысле воздействия друг на друга лучше говорить просто об их самостоятельности. Понятием «относительная самостоятельность» подчеркивается именно тот факт, что «абсолютной самостоятельности» ни в природе, ни в обществе быть не может по причине всеобщей взаимосвязи процессов и явлений, а «абсолютная зависимость» несовместима с реальным бытием предмета.

 

62. Государство в политической системе общества. Политическая система общества – это сов-ть гос-ных и общественных организаций и институтов, участвующих в гос-ной и общественно-политической жизни страны. Гос-во – это такая форма организации обществеенной жизни, которая не м.б. создана разрозненными усилиями отдельных лиц. Общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая, объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества. Выделившись из общества, госу-во становится его основной властвующей политической организацией. Госвласть – это главная объединяющая, организующая и принуждающаясила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на тер-рии определенного гос-ва. Наряду с гос-вом в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональным. Это политические партии, профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские и религиозные организации, органы общественной самодеятельности, Акционерные Общ-ва, частные учреждения и организации. Особое место гос-ва в политической системе обусловлено тем, что: 1. гос-во – это единственная полновластная организация в масштабе всей страны; 2. гос-во определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого; 3. гос-во является официальным лицом (представителем) внутри страны и на международной арене. Гос-во как главная властвующая и организующая сила общество призвано обеспечить нормальную деятельность всех негос-ных орг-ций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Это выражается в следующем: 1. Гос-во предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации и создает необходимые условия для их успешной деятельности. 2. Гос-во определяет правовое положение некоторых общественных организаций. 3. Деятельность общественных орг-ций находится под защитой гос-ва. Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все орг-ные структуры политической системы – гос-ные, общественные организации, трудовые коллективы – действуют в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент гос-ной и общ-ной жизни. Роль гос-ва в политической системе: 1. Единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах госграниц. 2. Обладает суверенитетом, веровенством по отношению к другим властям внутри страны и независимость от любой иностранной власти. 3. Координирует основные стороны жизни общества.

 

63. Государство и личность. Основная идея: отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности. Это принцип правового государства. У Канта это звучало так: «каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину». Различные научные теории по разному определяют положение личности в государстве. К числу теорий, рассматривающих данный вопрос, относятся либерализм, анархизм, солидаризм, этатизм, демократизм. Либерализм означает свободный и характеризуется следующими чертами взаимоотношения личности с государством: постулируется абсолютная ценность человеческой жизни и изначальное равенство людей. Государство должно стоять на страже этих постулатов; признается автономия индивидуальной воли — это означает, что в условиях государства человек должен быть свободным; частная жизнь людей должна быть защищена законом от вмешательства государства и обеспечена ее тайна; провозглашается верховенство закона и свобода человека в рамках закона. Анархизм, как теория также рассматривающая отношения человека и государства, утверждает, что необходимо безгосударственное устройство общества. Цель анархизма, как учения, — уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Солидаризм, как теоретическая концепция, признает необходимость согласованной деятельности граждан и государства, взаимосвязь их интересов и целей. Государство является органом граждан и его назначение выражать и защищать их интересы и цели, решать задачи, стоящие перед гражданами, которые сами граждане решить не могут. Этатизм признает необходимость непосредственного властного участия государства, соответствующих его органов в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной, творческой и иной деятельности. При этатизме политика государственной деятельности переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими сферами общественной жизни — правовой, научной, культурной, хотя авторами этой концепции признается, что такое засилье государства вполне допустимо и полезно для общества и граждан. Положение личности в современном демократическом государстве характеризуется взаимными правами и обязанностями государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в независимом суде от неправомерных действий любых государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе. Государство, законодательно устанавливая свободу общества и личности в свою очередь не свободно в своих решениях и действиях – на него возложена обязанность обеспечивать отношения с гражданином, общественными организациями и т.д. на справедливых и равных началах. Государство обеспечивает верховенство закона в отношении себя системой гарантий, таких как: — ответственность правительства перед представительными органами; — дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная ответственность должностных лиц; — процедура импичмента. При этом формами контроля представительных органов гражданами могут быть опросы, референдумы, отчеты депутатов и т.д. В свою очередь личность ответственна перед государством на тех же началах. Т.е. за нарушение права личность должна нести справедливое наказание, соответствующее тяжести содеянного. В итоге получается что, отношения строятся как на взаимной ответственности так и на праве взаимного контроля.

 

64. Стадии правоприменительной деятельности.1.Исследование фактических обстоятельств дела (вещественные доказательства, документы, показания свидетелей и др.). Оно начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. После этого приступают к сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению, достоверности таких фактов. Они оцениваются с точки зрения истинности или ложности, их наличия или отсутствия. Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для решения дела, обычно проводятся не любыми доступными способами, а с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке. Зачастую в законе указывается, какие источники сведений и в каком процессуальном порядке могут быть использованы в качестве доказательств по делу (например в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуаьном законодательстве). В результате исследования фактических обстоятельств по делу должна быть установлена объективная истина. Это руководящее начало, принцип деятельности органов, применяющих правовые нормы, цель исследования обстоятельств дела. Требование достижения истины по делу означает, что его решение должно основываться на достоверных, проверенных и доказанных фактах, что необходимо полно, всесторонне и исчерпывающе изучить все обстоятельства дела. Это необходимое условие строгого соблюдения законности, успешной борьбы с правонарушениями. Истину по делу составляет не и соответствие выводов о них правоприменительного органа нормам права, т.е. правильная юридическая оценка установленных фактов. Если правоприменительный орган установит достоверность фактических обстоятельств, но сделает неверные выводы об их юридическом значении, то об истинности такого решения говорить нельзя. 2. Выбор нормы права. На этой стадии осуществляется так называемая правовая квалификация, т.е. решается вопрос о том, какая норма (нормы) д.б. положена в основу рассматриваемого дела. Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяют необходимость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют, развивают и корректируют друг друга и лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела. При выборе нормы важно также учитывать общие предписания и нормативные принципы соответствующего правового института, отрасли права (например, Общую часть УК, ГК и т.д.). В некоторых случаях в процессе выбора норм обнаруживается, что один и тот же вопрос регулируют две (или более) формально действующие нормы несовпадающего или даже противоречивого содержания (коллизия норм). Обычно коллизии бывают лишь кажущимися и после внимательного изучения норм устраняются, так как не совпадающие по содержанию нормы относятся к разным лицам, объектам, фактам или же не противоречат, а дополняют и развивают друг друга. Но возможны и действительные коллизии, связанные с отсутствием надлежащего учета предыдущего законодательства при принятии новых нормативных актов. Способы разрешения коллизий норм сводятся к следующему: а)если коллизирующие нормы исходят от разных правотворческих органов, то применяется норма, исходящая от вышестоящего органа; б)если такие нормы приняты одним органом, то применяется норма, изданная позднее; в)если обнаруживается противоречие между нормой международного договора, в котором участвует Российская Федерация, и нормой внутригосударственного законодательства, то действует норма международного права. 3. Проверка подлинности текста нормы права.Анализ нормы с точки зрения ее законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Все предыдущие действия явл. необходимыми предварительными условиями для этой стадии. У правоприменительного органа во избежание ошибок и недоразумений при решении конкретного дела должен быть точный текст нормативного акта. Поэтому важно установить подлинность текста нормы, которым пользуется правоприменительный орган. Следует пользоваться текстом, который помещен в официальных источниках опубликования нормативных актов в последней редакции со всеми изменениями и дополнениями на день принятия акта применения права. Работники правоприм-х органов часто пользуются различного рода сборниками законодательства, справочниками, составленными издательствами, фирмами, информ-ми изданиями ведомств и другими неофициальными материалами. Обычно пользование такими текстами не вызывает каких-либо недоразумений. Однако на неофициальные издания не распространяется презумпция (предположение) их полного соответствия оригиналу акта, и, следовательно, в каждом конкретном случае их использования необходимо сличать эти издания с официальными источниками. Это важно учитывать т.к. вероятность ошибок, опечаток, пропусков в этом случае значительно выше. Недопустимо основываться при применении права на изданиях, лишь перелагающих содержание нормативных актов. Проверка выбранной нормы с учетом ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц означает, что каждую избранную норму нужно исследовать с точки зрения того: а)действует ли она в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело; б)действует ли она на той территории, где дело должно быть разрешено; в)распространяется ли ее действие на индивидов и иных субъектов права, которые должны быть участниками возникающего правоотношения. 4. Анализ содержания нормы права (толкование). На этой стадии завершается процесс изучения конкретной нормы. В ходе толкования устанавливается действительный смысл нормы, содержание государственной воли, выраженной в нем . 5. Вынесение решения компетентным органом. Это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права имеющего официальное значение индивидуального акта властного характера (решение суда, приказ руководителя предприятия и т.д.) проявляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения. Вынесение решения представляет собой акт, связывающий нормы права с конкретным случаем, властно распространяющий на него действие нормы, устанавливающий права и обязанности конкретных субъектов права. 6. Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций осуществляется или сразу после вынесения решения (например оглашение приговора либо решения суда), или позже. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место. Гос-ные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо их кас-ся.

 

 

 

 

 

 




infopedia.su

Ответы@Mail.Ru: уНИТАРНЫЕ СТРАНЫ

Унитарное государственное устройство предполагает существование единого государства, подразделяющегося лишь на административно- территориальные единицы и потому не включающее в себя никаких государственных образований. Унитарное государство характеризуется следующими признаками: Во-первых, унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные, судебные органы, которые осуществляют верховное руководство местными органами. Во Франции, например, высшим и единым законодательным органом государственной власти является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Верховная исполнительная власть на всей территории Франции принадлежит президенту; высшую судебную власть в государстве осуществляет Кассационный суд. Во-вторых, на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводятся обязательная для всех административно0территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. В-третьих, составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной, самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Имеются и смешанные системы унитарного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации (Япония, Турецкая республика) . В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию (в Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. В Судане, согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 года, автономное право предоставлено Южному региону и т. д.) . В-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. В-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти. Сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. Примером сложного государства может служить федерация. В строго научном смысле федерацией (федеративное от познелат. — объединение, союз) называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. При этом федеральная конституция устанавливает, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» , и

Унитарное — значит единое государство

Андорра Беларусь Болгария Ватикан Великобритания Венгрия Греция Дания Ирландия Исландия Испания Италия Латвия Литва Лихтенштейн Люксембург Македония Мальта Молдавия Монако Нидерланды Норвегия Польша Португалия Румыния Сан-Марино Сербия Словакия Словения Украина Финляндия Франция Хорватия Черногория Чехия Швеция Эстония Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индонезия Иордания Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай Кувейт Лаос Ливан Мальдивы Монголия Мьянма Оман Саудовская Аравия Северная Корея Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Корея Япония Алжир Ангола Бенин Ботсвана Буркина Фасо Бурунди Габон Гамбия Гана Гвинея Гвинея-Бисау Джибути Египет Замбия Зимбабве Кабо-Верде Камерун Кения Конго (Браззавиль) Конго (Киншаса) Кот-д’Ивуар Лесото Либерия Ливия Маврикий Мавритания Мадагаскар Малави Мали Марокко Мозамбик Намибия Нигер Руанда Сан-Томе и Принсипи Свазиленд Сейшелы Сенегал Сомали Сьерра-Леоне Танзания Того Тунис Уганда Центральноафриканская Республика Чад Экваториальная Гвинея Эритрея Южно-Африканская Республика Латинская Америка Антигуа и Барбуда Багамы Барбадос Белиз Боливия Гаити Гайана Гватемала Гондурас Гренада Доминиканская Республика Колумбия Коста-Рика Куба Никарагуа Панама Парагвай Перу Сальвадор Сент-Винсент и Гренадины Сент-Люсия Доминика Суринам Тринидад и Тобаго Уругвай Чили Эквадор Ямайка Океания Вануату Кирибати Маршалловы острова Науру Новая Зеландия Палау Папуа-Новая Гвинея Самоа Соломоновы острова Тонга Тувалу Фиджи

touch.otvet.mail.ru

2. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО : Государственное право зарубежных стран

 

 

Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму территориального устройства. Оно воплощает классические представления о политическом объединении нации под единой властью. В данной форме только один субъект обладает государственностью — само государство. Оно является единым политическим центром общества. Только ему присущ государственный суверенитет.

Единый государственный суверенитет подтвержден основным законом, конституцией. Основной закон закрепляет исключительную и нераздельную государственность на всей территории страны. Территории, входящие в состав унитарного государства, политической самостоятельности не имеют, не являются суверенными.

Естественно, право сецессии (отделения) за территориями не признается. Речь идет о запрете па сецессию именно территории, а не проживающих там общностей. Если местное сообщество приобретает свойства народа, нации, претендует на международное признание, то вступают в действие международно-правовые нормы о праве народов на самоопределение, на собственную национальную государственность. В этом случае, конечно, может состояться обособление и даже полное отделение фактически возникшего, учрежденного народом государства.

Например, арабы, проживающие на западном берегу реки Иордан, настояли на своем нраве сомоопределения. Вполне возможно, что их самостоятельность приобретет форму государства и повлечет обособление от Израиля. Но до тех нор, пока территориальное сообщество людей силой оружия или политической борьбой не докажет того, что оно является народом, считается, что унитарное государство остается формой организации единого, хотя бы и многонационального народа. И статус территорий не является формой, выражающей суверенитет. До этих пор право отделения территории от государства юридически не существует.

В унитарном государстве местным сообществам добиться статуса народа не так-то просто. Например, в ст.3 французской конституции сказано: «Национальный суверенитет принадлежит народу… Никакая часть народа… не может присвоить себе его осуществление». Таким образом, унитарное государство в принципе отрицает существование каких-либо носителей суверенитета, кроме единого народа (или единого монарха).

Унитарная форма ограничивает права территорий и их органов преимущественно решением местных дел. Обычно территории не имеют права участвовать в государственной политике. «Если местные учреждения должны получить политический характер, то это поведет к раздроблению государства. Даже в свободных государствах им запрещается выражать мнения по политическим вопросам, ибо это искажает истинное их значение…»168

_________________________

168 Чичерин В.Н. Политические н социальные идеалы,’ Власть к право. М., 1990, с. 58.

 

Совсем не обязательно политически единое государство становится централизованным в административном отношении. В этой форме устройства за гражданами, общественными ассоциациями и прочими субъектами могут быть признаны различные права, свободы. Не являются исключением и территории. Права территорий в унитарном государстве являются более или менее обширными, вплоть до местного самоуправления. Однако эти полномочия, местные свободы и привилегии принадлежат территориям не по собственному праву, а приобретаются в силу закона, изданного государством. Наиболее свободным правовым положением территорий может быть статус юридического лица, а в большинстве случаев местные органы административно подчинены правительству.

Учреждается одна система высших государственных органов. Ими являются только центральные политические учреждения — глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные и административные учреждения территорий не относятся к числу высших государственных органов.

В унитарном государстве действует единая система законодательства. Только акты центральных органов власти имеют ранг закона — акта высшей юридической силы. Это не исключает права местных органов осуществлять правовое регулирование по вопросам, имеющим локальное значение. Вместе с тем их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетенции, установленной государством, и не могут противоречить законам.

Системы налогообложения, применяемые в унитарных государствах, различаются. Однако первичным монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территории. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги.

В унитарном государстве установлено единое гражданство (подданство). Лица, пребывающие на территориях, являются для них не гражданами, а жителями. Такие понятия, как гражданин области, провинции, города, не употребляются, если не считать символического, почетного гражданства.

Обычно в унитарном государстве устанавливается единая судебная система. Впоследствии, однако, можно будет убедиться в том, что отдельные политически единые государства допускают исключения из этого правила, равно как и некоторых других, по которым они устроены.

Унитарная форма государственности широко распространена. Ее использует большинство стран Западной, Центральной и Восточной Европы, Африки, многие государства в других частях света.

 

www.adhdportal.com