В ряду химических элементов C-N-O уменьшается1)заряд ядра атома2)радиус атома3)электроотрицательность элемента4)валентность в летучем водородном соединении5)число заполненных электронамт энергетических уровней

Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками. 

Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.

Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.

Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.

Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. – М., 1988 г

IV. Тест по русскому языку

1. В тексте про белых медведей больше всего предложений:

а) повествовательных; б) вопросительных

2. Восклицательное предложение находится: 

а) в начале текста; б) в конце текста

3. Вопросительное предложение находится 

а) в начале текста; б) в конце текста

4. Выпиши из второй части текста (из второго абзаца) первое предложение. Разбери его по членам предложения. Что ты можешь сказать о сказуемых? Они являются

а) родственными словами; б) однородными членами предложения 

5. Что можно сказать о глаголах, которыми выражены сказуемые? Эти глаголы:

а) I спряжения; б) II спряжения

6. Эти глаголы стоят в форме:

а) настоящего времени; б) будущего времени; в) прошедшего времени

7. Эти глаголы стоят в форме:

а) единственного числа; б) множественного числа

8. Эти глаголы стоят в форме:

а) 1-го лица;     б) 2-го лица;  в) 3-го лица;    г)нельзя определить лицо

9. Эти глаголы стоят в форме:

а) ж.р.; б) м.р.; в) ср.р.; г) нельзя определить род

10. Найди во второй части текста (во втором абзаце) все слова, которые являются родственными существительному, являющемуся подлежащим в первом предложении. Запиши их столбиком, поставив в начальную форму. У тебя получилось:

а) два слова; б) три слова  

11. Найди во второй части текста (во втором абзаце) другую форму слова, которое является подлежащим в первом предложении. Выпиши такое словосочетание с формой этого слова, из которого можно определить его падеж. Этот падеж: 

а) Р.п.; б) В.п.

Нуклеосинтез

    В качестве исходных ядер, из которых в результате последовательного захвата нейтронов образуются тяжёлые ядра, обычно выбирают ядра «железного пика». При плотности нейтронов
1010 см-3 время, необходимое для образования свинца из железа, составляет около 103 лет.

r-процесс

    Если плотности нейтронов достигают значений 1019–1020 см-3, то время жизни ядра до захвата нейтрона τ снижается до ≈ 10-3 с и скорость захвата ядром нейтрона во много раз превышает скорость его β-распада τ << τ. Захват нейтронов происходит до тех пор, пока скорость реакции (n,γ) не станет меньше скорости β‑распада изотопа. При этом ядро успевает захватить 10–20 нейтронов прежде чем испытает β‑распад. Такой процесс называют быстрым или r‑процессом (от англ. rapid).

    Линия на NZ-диаграмме, вдоль которой происходит образование ядер в r-процессе, смещена от долины стабильности (трека s-процесса) в направлении нейтронноизбыточных изотопов.


Рис. 13.9.  Пути (треки), вдоль которых идёт формирование ядер в s- и r-процессах.


Рис. 13.10. Основные этапы эволюции массивной звезды (M > 25M)

Масса, MЯдерные реакции синтеза в звёздах различной массы
0.08Нет
0. 3Горение водорода
0.7Горение водорода и гелия
5.0Горение водорода, гелия, углерода
25.0Все реакции синтеза с выделением энергии


Рис. 13.11. Эволюция массивной звезды (M > 25M).

Предсверхновая


Рис. 13.12. Содержание элементов в звезде с массой 25M
в зависимости от массы внутренней области.

13.9. Нуклеосинтез под действием космических лучей

Х-процесс

    Изотопы Li, Be, B образуются в реакциях расщепления (скалывания) при взаимодействии галактических космических лучей с веществом межзвёздной среды:
    1) лёгкая компонента космических лучей (быстрые протоны и α-частицы) в результате столкновения с тяжёлыми ядрами межзвёздной среды вызывает расщепление их с образованием изотопов Li, Be, B, которые затем смешиваются с межзвёздной средой;
    2) быстрые ядра С, N, O, входящие в состав космического излучения, сталкиваясь с ядрами Н и Не, превращаются в Li, Be, B.


Рис. 13.13. Основные компоненты первичных космических лучей.

Рис. 13.14. Каскад вторичных частиц в атмосфере Земли.

13.10. Кварк-глюонная плазма

    При высоких температурах и больших плотностях адронной материи образуется кварк-глюонная плазма. В естественных условиях кварк-глюонная плазма существовала в первые 10

-5 с после Большого Взрыва.
    Условия для образования кварк-глюонной плазмы могут существовать и в центре нейтронных звезд. Переход в состояние кварк-глюонной плазмы происходит как фазовый переход 1-го рода при температуре T ≈ 200/k МэВ (k = 8.62·10-11 МэВ/Кельвин). Методом получения кварк-глюонной плазмы является соударение релятивистских тяжелых ионов. Одна из основных проблем − идентификация состояния кварк-глюонной плазмы. Это может быть сделано по аномальному выходу лептонных пар, эмиссии фотонов, аномально большому выходу странных частиц.

Задачи

13.1. Оценить поток солнечных нейтрино на поверхности Земли.

13.2. Почему реакции синтеза ядер в звездах начинаются с реакции p + p → d + νe, идущей за счет слабого взаимодействия, а не с реакции p + n → d + γ, идущей за счет электромагнитного взаимодействия, или других реакций, идущих в результате сильного взаимодействия?  

13.3. Удельная мощность падающего на Землю солнечного излучения составляет wуд = 0.14 Вт/см2. С какой скоростью Солнце теряет свою массу? Если эта скорость сохранится и в будущем, то сколько времени еще будет существовать Солнце?  

13.4. Определить, какую часть своей массы δM потеряло Солнце за последние t = 106 лет (светимость Солнца W = 4·1033 эрг/с, масса Солнца M = 2·1033 г).   

13.5. Гравитационный радиус объекта, имеющего массу M, определяется соотношением rG = 2GM/c2, где G − гравитационная постоянная. Определить величину гравитационных радиусов Земли, Солнца.

13.6. Рассчитайте энергию, выделяющуюся в p-p-цепочке.
Ответ: E(pp) =

 25.8 МэВ

13.7. Наряду с CNO-циклом в массивных звездах горение водорода происходит в цикле реакции, исходным ядром которого является 24Mg.  Постройте соответствующую цепочку реакции (Mg-Al цикл)

13.8. Наряду с CNO-циклом в массивных звездах горение водорода происходит в цикле реакции, исходным ядром которого является 20Ne.  Постройте соответствующую цепочку реакции (Ne-цикл).

13.9. Рассчитайте энергию E(CNO), выделяющуюся в углеродно-азотном цикле Бете:
12C + p → 13N + γ
13N → 13C + e+ + νe

13C + p → 14N + γ
14N + p → 15O + γ
15O → 15N + e+ + νe
15N + p → 12C + 4He
Ответ: E(CNO) = 24. 8 МэВ

13.10. Какие элементы могли образовываться на дозвездной стадии эволюции Вселенной?

13.11. В каких реакциях на дозвездной стадии эволюции Вселенной могли образовываться изотопы He?

13.12. Какие особенности имеет распространенность элементов во Вселенной? Какие механизмы образования элементов ответственны за эти особенности?

13.13. Почему в распространенности элементов наблюдаются максимумы для α-частичных ядер?

13.14. В результате каких процессов образуются ядра тяжелее железа?

13.15. При какой температуре T возможно слияние ядер дейтерия?
Ответ: T ≈ E/(3/2k) = (Ze)2/(3/2kR)5.4·109  К

13.16. Рассчитайте энергию, выделяющуюся в реакциях 1) d + d → 3H + p, 2) d + t → 4He + n,
3) d + d → 3He + n, 4) d + 3He → 6He + p.


Ответ: 1) 4.03 МэВ; 2) 17.59 МэВ; 3) 3.27 МэВ; 4) 18.35 МэВ

13.17. Основным источником солнечных нейтрино является реакция p + p → d + e+ + νe. Рассчитайте максимальную энергию электронных нейтрино, образующихся в этой реакции.

13.18. Солнечные нейтрино образуются в реакции e + 7Be → 7Li + νe. Рассчитайте энергию нейтрино и ядер 7Li в данной реакции.
Ответ: TLi ≈ 0.12 МэВ

13.19. Какие ядерные реакции являются источниками нейтронов в r- и s‑процессах?

13.20. Происходит ли образование химических элементов в современную эпоху? Поясните свой ответ наблюдательными фактами.

13.21. Объясните, почему распространенность нейтронноизбыточных ядер превышает распространенность нейтроннодефицитных ядер.

13.22. В результате каких реакций образуются нейтроннодефицитные изотопы 74Se, 92Mo?

13. 23. Напишите ядерные реакции, в которых образуются изотопы бериллия 7Be, 10Be.

13.24. Оцените величину запаса ядерной энергии звезды, имеющей массу Солнца.

13.25. В течение какого времени на Солнце будет выделяться энергия в результате p-p-цепочки, если сохранится современная светимость Солнца?
Ответ:  t =  NpEpp/(4L) = 7.8·1010  лет

13.26. Определите энергию Q, выделяющуюся в следующих реакциях термоядерного синтеза:
1) d + 6Li → 2α, 2) p + 11B → 3α.
Ответ: 1) Q =  22.4 МэВ; 2) Q =  8.7 МэВ

13.27. Какая максимальная энергия выделяется в реакции 3He + p → 4He + e+ + νe?
Ответ: Q =  18.8 МэВ

30.10.2016

циклов CNO | ядерный синтез

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Протон-протонная цепочка | Определение, шаги и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.