Избирательная система в РФ
Избирательная система – особый политический институт, характеризующийся совокупностью правил и норм, на основе которых определяется соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность. Избирательная система посредством выборов позволяет сформировать определенный тип организации власти, обеспечить участие общества в формировании государственных органов власти. Успешное проведение выборов и признание большинством общества их результатов – важный признак данного общества решать существующие проблемы мирными политическими средствами.
Важнейшие компоненты избирательной системы – избирательное право и избирательный процесс.
Избирательное право представляет собой комплекс правовых норм о порядке выборов, который включает политическое право граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право), а также избирательные законы и иные акты, регулирующие процесс выборов. Избирательный процесс как комплекс действий в организации и осуществлении выборов является практически-организационным компонентом избирательной системы, базируется на избирательном праве и состоит из нескольких последовательно осуществляемых этапов (назначение даты выборов, образование избирательных округов и участков, формирование избиркомов, выдвижение и регистрация кандидатов, голосование и установление его результатов).
В практике современных демократических государств существуют общенациональные парламентские и президентские выборы; выборы в органы региональной власти и местного самоуправления.
Типы избирательных систем
В современной России в зависимости от формируемого уровня власти используется мажоритарная, пропорциональная или смешанная избирательные системы.
(1) мажоритарная избирательная система основана на принципе большинства, т.е. победителем считается кандидат, набравший большинство голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (50% + 1голос) и относительным (больше, чем у соперника). Мажоритарная система абсолютного большинства, если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, предполагает второй туров голосования, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.
Президент России избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства. По этой же системе избирались главы субъектов РФ с 1991 г. с перерывом с 2005 по 2011 годы.
(2) пропорциональная избирательная система предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам: каждая партия получает строго определенное число мест в парламенте, которое складывается из количества мандатов, полученных ею в каждом избирательном округе.
В России такая система работала при формировании Государственной Думы и региональных парламентов с 2007 по 2011 годы.
Выборы в Государственную Думу 2007 г. стали первыми, на которых была применена пропорциональная система. Кроме того, избирательный барьер для партий был повышен с 5 % до 7 %; были убраны нижний порог явки и возможность голосовать «против всех»; партиям было запрещено объединяться в партийные блоки.
Выборы в Госдуму 2011 г. стали первыми и последними, на которых партии набравшие от 5 до 6 % голосов, получали по одному мандату в палате, а набравшие от 6 до 7 % – по два мандата. Однако ни одна из партий не смогла показать подобный результат. В то же время все четыре партии, которые были представлены в нижней палате Парламента V созыва (КПРФ, ЛДПР, «Единая Россия», Справедливая Россия»), сохранили свое представительство в Госдуме VI созыва. При этом ни одна другая партия в федеральный парламент не прошла.
(3) пропорционально-мажоритарная или смешанная избирательная система предполагает соединение двух типов систем при выборах в конкретный орган власти.
В ходе выборов в Государственную Думу 1993, 1995, 1999, 2003 гг. 225 депутатов избирались по пропорциональной системе по единому федеральному округу при барьере 5 %, другие 225 депутатов – по одномандатным округам (мажоритарная система относительного большинства).
Выборы в Госдуму 2016 г. вновь пройдут по смешанной системе: одна половина депутатов (225) будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с 5 % барьером. На территории каждого субъекта РФ будет образовано не менее одного избирательного округа, при необходимости (в густонаселенных регионах) округов будет больше (Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
Согласно действующему законодательству, прошедшие в парламент партии смогут без сбора подписей выдвигать своих кандидатов на выборах президента России. При этом все партии, получившие на выборах не менее 3 % голосов, будут иметь ряд государственных льгот и привилегий: прямой допуск к следующим выборам в Госдуму и выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти в субъектах РФ, которые состоятся не позднее, чем следующие выборы в Госдуму; возмещение всех расходов за прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время до следующих выборов.
Единый день голосования
Особенность избирательной системы в конкретной стране касается также дня голосования. Как правило, применяются два основных подхода при назначении дня голосования – либо выборы назначаются на любой день (обычно, выходной), когда истекают полномочия соответствующего органа или должностного лица (в случае досрочного прекращения полномочий существует отдельная процедура, установленная конституцией и законами страны), либо единый день голосования.
Например, в СССР выборы в Советы народных депутатов (кроме Верховного совета СССР) проходили одновременно – в марте. В постсоветской России выборы различного уровня не были синхронизированы. В результате в стране сложилась ситуация «перманентных выборов» – практически, каждое воскресенье в каком-либо из регионов проводились выборы регионального или местного уровня.
В 2004 г. в избирательное законодательство были внесены изменения, в соответствии с которыми введен единый день голосования на выборах регионального и местного уровней – первое или второе воскресенье марта.
C 2013 г. выборы проводятся во второе воскресенье сентября. 14 сентября 2014 г. прошли выборные кампании различного уровня, включая выборы глав 30 субъектов РФ (11 плановых и 19 досрочных) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в 14 субъектах РФ. 13 сентября 2015 г.проведены выборы различного уровня, включая выборы глав субъектов РФ (10 очередных, включая выборы через парламенты субъектов, и 14 досрочных) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в субъектах РФ.
Автор: Е. Г. Пономарева
Источник: ЦПМИ\РАПН
К 25 -летию избирательной системы Российской Федерации
Администрация города Выкса / Органы МСУ / Исполнительная власть / Территориальная избирательная комиссия / 25 лет избирательной системе РФ / К 25 -летию избирательной системы Российской Федерации
2018 год – юбилейный год для российской избирательной системы.
На всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года был принят Основной закон нашей страны.
Положения Конституции Российской Федерации создают достаточную базу для формирования в России эффективного и действенного гражданского общества, его активного участия в политической жизни страны.
Россия является правовым демократическим государством, а это означает, что российским гражданам предоставлены значительные юридически закрепленные возможности активно участвовать в формировании и развитии государства, определять направление его политического курса.
25 лет назад, с принятием Конституции Российской Федерации, в России были заложены основные подходы в определении и развитии избирательной системы страны.
Сегодня выборы – это высшее и реальное выражение власти народа. Так было не всегда. За четверть века произошли колоссальные изменения, когда формировалась, совершенствовалась и обретала собственное лицо новая избирательная система Российской Федерации.
21 сентября 1993 года, когда вышел Указ Президента № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ».
Документ начинался со слов, больше похожих на сводку экстренных новостей: в России «сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны». Далее следовала жесткая критика Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации и постановление о прекращении их деятельности. Здесь же утверждался ряд положений, касающихся будущих парламентских выборов.
29 сентября 1993 года Указом Президента РФ «О составе Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году» был сформирован первый состав Центризбиркома на постоянной основе со сроком полномочий 4 года.
Избирательная кампания 1993 года проходила в особой атмосфере.
Прекращение деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов, экстренное назначение выборов в новый законодательный орган государственной власти страны — Федеральное Собрание Российской Федерации на 12 декабря 1993 года — всем этим были обусловлены максимально сжатые сроки проведения избирательной кампании. К тому же выборы были совмещены с всенародным голосованием по проекту новой российской Конституции, представленному Президентом Российской Федерации.
Вынесение на всенародное голосование проекта новой Конституции, осуществлялось на основе Указа Президента РФ от 15 октября 1993 года «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», в котором признавалась незыблемость народовластия как основы конституционного строя Российской Федерации, определялись условия и порядок проведения всенародного голосования.
В бюллетень для голосования включалась формулировка: «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации?», предполагающая ответ «Да» или «Нет», а также устанавливалось, что в случае принятия Конституции, она вступает в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования.
19 октября того же года выходит Указ Президента № 1661 «О некоторых мерах по обеспечению государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 года». К участию в выборах в Федеральное Собрание и представительные органы субъектов не допускались избирательные объединения и лица, выступившие организаторами вооруженного мятежа 3-4 октября в Москве. В Указе поясняется, что тем, «кто уже обагрил свои руки кровью» непозволительно использовать в своих интересах «демократические институты, прежде всего выборы».
Своими указами Президент Российской Федерации сформировал Центральную избирательную комиссию, утвердил Положение о Комиссии, в соответствии с которым она была призвана обеспечивать возможность свободного волеизъявления граждан, единообразное применение законодательства, решать иные вопросы, входящие в ее компетенцию, определил местопребывание Комиссии. 1 октября 1993 года в Москве состоялось первое заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
И референдум по Конституции, и парламентские выборы состоялись 12 декабря 1993 года. Новую Конституцию РФ одобрили 58,43% граждан, принявших участие в референдуме. Участие в голосовании приняло 54,8 % избирателей, включенных в список.
Выборы 450 депутатов в Госдуму проводились по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе: 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам, еще 225 — по общефедеральному избирательному округу по спискам кандидатов от избирательных объединений.
Мажоритарная система относительного большинства применялась при выборах 178 депутатов Совета Федерации.
Всенародное голосование по проекту новой Конституции Российской Федерации и выборы в Федеральное Собрание явились решающим условием политической стабильности в обществе, заложили политико-правовые основы гражданского согласия и партнерства, становления многопартийной системы, появления политических партий и движений парламентского типа, преобразования процедуры формального голосования, каким оно преимущественно было в советский период, в реальную технологию выбора между различными политическими конкурентными избирательными (общественными) объединениями, участвующими в борьбе за государственную власть в соответствии с волеизъявлением избирателей.
По завершении избирательной кампании Указом Президента от 20 декабря 1993 года «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия по выборам в Совет Федерации и по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации была преобразована в Центральную избирательную комиссию РФ, действующую на постоянной основе, и поставлена во главе системы избирательных комиссий, образуемых для проведения различных выборов. Этим же Указом признается независимость Центризбиркома от других государственных органов при подготовке и проведении выборов. Комиссии совместно с Министерством юстиции РФ поручается разработать проекты федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы и федерального конституционного закона о референдуме Российской Федерации.
25 декабря 1993 года в «Российской газете» опубликована новая Конституция Российской Федерации – важнейший политико-правовой нормативный акт, вступивший в силу на всей территории России.
После проведения первых выборов в Федеральное Собрание Российской Федерации и принятия в результате всенародного голосования новой Конституции РФ развитие избирательного права происходило уже на конституционной основе.
На федеральном уровне и в каждом из российских субъектов были приняты пакеты законодательных и иных правовых актов, содержащих нормы избирательного права.
В августе 1994 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О разработке и создании государственной автоматизированной системы «Выборы».
Фактически через год после принятия Конституции вступает в силу Федеральный закон от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» — первый закон, направленный на регулирование выборов. В нем не только был закреплен правовой механизм защиты избирательных прав граждан – их нарушение могло быть обжаловано в суд или вышестоящую комиссию. Была определена система избирательных комиссий, введена норма о сроках завершения предвыборной агитации (в предшествующий выборам день), а институт общественного контроля был дополнен таким существенным элементом как международное наблюдение. Впоследствии все федеральные законы о выборах разрабатывались и принимались в соответствии с указанным Федеральным законом.
17 мая 1995 года Федеральный закон № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» приходит на смену Закону РСФСР «О выборах Президента РСФСР» от 24 апреля 1991 года. Правом выдвижения кандидата на должность Президента РФ наделялись непосредственно избиратели и избирательные объединения, избирательные блоки. Для регистрации кандидата в его поддержку требовалось собрать не менее одного миллиона подписей избирателей. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из более двух кандидатов на должность Президента не был избран, то назначается повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов.
Тем же 1995 годом датируется Федеральный закон от 21 июня № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
17 декабря 1995 года прошли выборы депутатов Государственной Думы России второго созыва, а в субъектах Российской федерациив этот день состоялось голосование на региональных и местных выборах.
16 июня 1996 года прошли выборы Президента Российской Федерации .По результатам повторного голосования избран Б. Н.Ельцын.
Комплексное совершенствование регулирования избирательных прав граждан и избирательной системы в России продолжалось, и 30 сентября 1997 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (сменивший Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» 1994 года). Новый закон более детально регулирует основные избирательные процедуры и институты, устанавливает обязательность и периодичность выборов, а также вводит порядок проведения референдумов.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», став приоритетным по отношению к иным законам, регулирующим выборы и референдумы, потребовал масштабной работы по приведению в соответствие с новыми нормами федеральных законов «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации», а также всего массива законодательства о выборах и референдумах в субъектах РФ.
Вместе с федеральным избирательным законодательством о выборах развивалось и соответствующее региональное избирательное законодательство.
В 1997 году постановлением ЦИК РФ было утверждено Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей , участников референдума в Российской Федерации.
19 декабря 1999 года состоялись выборы депутатов государственной Думы третьего созыва. В марте 200 года прошли досрочные выборы Президента Российской Федерации. Президентом России был избран В.В.Путин.
12 июня 2002 года был принят Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
67-ой Федеральный закон, являясь в сфере избирательного законодательства основным, рамочным, устанавливает принципы проведения выборов и референдумов в России, определяет основные гарантии избирательных прав. Другие Федеральные законы, уставы, законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в нашей стране, не должны противоречить ФЗ-67. Региональному законодателю предоставлено право лишь дополнять гарантии реализации гражданами России конституционного права на участие в выборах и референдумах.
В январе 2003 года был принят Федеральный закон №20-З « О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».
В июне 2004 года принят Федеральный конституционный закон « О референдуме Российской Федерации».
В мае 2009 года принят Федеральный закон №95-З «О гаранитях равенства парламентских партий при освещении их деятельности общедоступными телеканалами и радиоканалами».
В сентябре 2010 года постановление6м ЦИК России утверждается Временный порядок применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещении для голосования , которым избирательные комиссии субъектов РФ руководствуются при оснащении помещений для голосования средствами видеонаблюдения и трансляции избирательного процесса на участках голосования.
Федеральный закон № 67 –ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации » со времени принятия более 100 раз претерпевал изменения.
Ряд поправок носил в определенной степени технический характер, а в ряде случаев нормы Закона менялись кардинально. Среди масштабных – изменения, которые были связаны, например, с отменой прямых выборов высших должностных лиц субъектов РФ в 2004 году и возвращением к прямым выборам в 2012 году; с увеличением срока полномочий Президента Российской Федерации (с 4 до 6 лет) и Государственной Думы (с 4 до 5 лет).
Кроме того, за это время появились единые дни голосования (сначала второе воскресенье марта и второе воскресенье октября, а с 2013 года – второе воскресенье сентября). Также среди знаковых изменений: в 2005 году введены понятия электронного голосования, комплексов для электронного голосования, в 2006 году в избирательном бюллетене отменена строка «Против всех».
Изменения коснулись и самих избирательных комиссий, например, в 2010 году срок полномочий комиссий, действующих на постоянной основе, увеличился с 4 до 5 лет.
С 1 ноября 2012 года по всей стране составы участковых избирательных комиссий (а также их резерва) формируются сроком на пять лет.
В 2017 году федеральным законодательством предусмотрен новый порядок включения избирателей в список избирателей, предоставляющий право и возможность принять участие в голосовании на том избирательном участке , где он будет находиться в день голосования («Мобильный избиратель»).
На современном этапе развития российской избирательной системы можно говорить о наличии не только законодательной базы, соответствующей общепринятым демократическим стандартам и регулирующей избирательные процедуры, но и о работающей на постоянной основе системе избирательных комиссий, профессионально занимающихся вопросами проведения выборов и референдумов.
За минувшее десятилетие избирательная система активно осваивала и совершенствует технологический прогресс.
Закон о выборах в России | Белферовский центр науки и международных отношений
Российский закон о выборах
Российский парламент состоит из двух палат: нижней палаты, именуемой Государственной Думой, состоящей из 450 депутатов; и верхняя палата, известная как Совет Федерации, которая состоит из 178 представителей, по два от каждого из 89 регионов России. Парламентские выборы 17 декабря будут только в Государственную Думу. В Москве до сих пор обсуждают формирование нового состава Совета Федерации.
450 мест в Государственной Думе РФ будут разделены на 225 депутатов по одномандатным округам и 225 депутатов по партийным спискам. Когда российский избиратель зайдет в избирательную кабинку, он проголосует и за партию, и за отдельного кандидата.
Выборы в одномандатных округах будут очень похожи на выборы в Конгресс США. Кандидат победит с большинством голосов, каким бы малым оно ни было. Это много критикуют, но на этих выборах не будет системы второго тура. На места в одном округе претендуют 2700 кандидатов, что в среднем составляет 12 кандидатов на округ.
Выборы по партийным спискам более сложные. Каждая партия представляет в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) избирательный список, содержащий до 270 кандидатов. В списке 12 кандидатов по «федеральному списку». Эти 12 мест являются первыми местами, которые будут распределены. Остальная часть списка не в числовом порядке, таком как 12 -> 270. Вместо этого кандидаты перечислены по регионам. Цель региональных списков — избежать москвоцентричной Думы. На самом деле многие партии отдали своих московских активистов региональным спискам. Кандидатов по партийным спискам 5675 человек. Кандидат может баллотироваться по партийному списку и в одномандатной гонке одновременно. Если он выиграет районную гонку, его место в партийном списке достанется другому члену партии.
После выборов голосование по списку будет подсчитано на национальном уровне. Любая партия, преодолевшая 5-процентный барьер, получит места в новой Думе по спискам. Количество мест будет разделено пропорционально между партиями. Например, если партия наберет 9% голосов избирателей в стране, она получит 9% из 225 мест по партийному списку. Количество мест может быть преувеличено, если только несколько партий преодолеют 5-процентный барьер. Небольшие партии фактически уступят свои места более крупным партиям. В нашем примере партия получила бы 20 мест (9% от 225 = 20,25).
Партия распределит первые 12 мест по своему федеральному списку, оставив 8 мест для распределения по региональным партийным спискам. Места по региональным спискам распределяются между теми регионами, где партия провела кампанию с региональным списком кандидатов и где партия показала лучшие результаты в соответствии с математической формулой, содержащейся в статьях 62 и 70 закона о выборах.
По данным Международного фонда избирательных систем (IFES), который работает напрямую с ЦИК, формула избирательного списка:
·
Общее количество голосов, набранных партией в регионах, в которых она баллотировалась по списку кандидатов
Количество присужденных мест (-12 федеральных мест), в нашем примере это будет 8 количество голосов, полученных партиями в каждом регионе. Это покажет, где партия добилась наибольшего успеха, и определит, где должны быть распределены места.
Поможет пример: Предположим, «Яблоко» провело списки кандидатов в трех регионах: А, Б и С. «Яблоко» набрало в каждом регионе следующее количество голосов:
·
Регион А: 150 000
Регион Б: 75 000
Регион С: 300 000
Суммируя все числа, «Яблоко» получило 525 000 голосов. Этого хватило на 20 мест. Партия отдает 12 в федеральный список, а оставшиеся 8 делят между регионами А, Б и С, где «Яблоко» вело федеральный список. Используя приведенную выше формулу:
·
A+B+C = 525 000
8 мест, подлежащих распределению
Это равно 65 625. Каждый раз, когда «Яблоко» получает 65 625 голосов в регионе, этот регион получает место в «Яблоке» из регионального списка «Яблока».
·
Регион A: 150 000 разделить на 65 625 = 2,28 или 2 места
Регион B: 75 000 разделить на 65 625 = 1,16 или 1 место.
Регион C: 300 000 разделить на 65 625 = 4,5 или 5 мест.
Итого = 8 мест
Таким образом, восемь имеющихся мест по спискам выделены региональным спискам «Яблока». Первые два из региональной тройки «Яблока» («тройка» — тройка лидеров списка кандидатов в регионах) пройдут в Думу от области А, только первая — от области Б, и вся тройка плюс два дополнительных члена регионального списка «Яблока» уйдут из региона С.
В соответствии с законом о выборах в регионах не устанавливается гарантированное количество кандидатов по федеральному списку. Предположим, что две партии хорошо организованы в одном регионе, скажем, в Волгограде, а в Ставрополе нет ни одной партии. Это будет означать, что в Ставрополе не будет никого, кто будет представлять его из федеральных списков, а в Волгограде может быть восемь или девять кандидатов по спискам плюс их представители по одномандатным округам. Если в регионе есть развалившиеся партии, то в Думе будут только одномандатники.
Для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися, необходимо, чтобы проголосовало 25% избирателей России. Если по всей стране наберут не менее 25% избирателей, но в некоторых регионах не будет выполнено требование о 25%, одномандатные окружные выборы в этих регионах будут признаны недействительными и будут проведены дополнительные выборы. Однако голоса по партийным спискам в этом регионе по-прежнему являются законными, и партии могут исключать членов из партийного списка этого региона.
Таким образом, места в одномандатных округах уязвимы для региональных требований 25%, в то время как места по партийным спискам доступны по всей стране после выполнения национального требования 25%.
Российские избирательные условия не способствуют проведению свободных и справедливых выборов в Думу
Мужчина проверяет свой бюллетень во время выборов в Государственную Думу на избирательном участке в Санкт-Петербурге, Россия. (AP Photo/Dmitri Lovetsky)
Сообщение исполняющего обязанности политического советника Эндрю Шепарда
Постоянному совету, Вена
23 сентября 2021 г.
Благодарю вас, госпожа Председатель.
Репрессивные действия российского правительства до и во время событий 17-19 сентябряВыборы в Думу препятствовали прозрачности выборов, препятствовали освещению выборов независимыми средствами массовой информации и препятствовали подлинному участию оппозиции, что серьезно подорвало доверие к выборам. Мы сожалеем о том, что выборы прошли в условиях, не способствующих свободному и справедливому судебному разбирательству, и о том, что неоправданные ограничения, введенные российским правительством, помешали наблюдению ОБСЕ за выборами.
Мы обеспокоены многочисленными сообщениями о нарушениях на выборах в течение трех дней голосования, включая вброс бюллетеней и принуждение к голосованию. Во время этих выборов независимый наблюдатель за выборами «Голос» обнаружил, что местные наблюдатели за выборами столкнулись с самым высоким уровнем угроз и насилия как минимум с 2016 года9.0004
Растущие ограничения российского правительства в отношении организаций гражданского общества, независимых журналистов и оппозиционных групп за последние полтора года подчеркнули его стремление несправедливо обойти прокремлевских кандидатов и маргинализировать все независимые политические голоса. Власти предприняли беспрецедентные шаги против голосов, критически настроенных или независимых от правительства. Они применяли репрессивные законы в отношении так называемых «иностранных агентов», «нежелательных организаций» и «экстремистских организаций». Эти законы содержат обременительные юридические требования и социальную стигматизацию, а в некоторых случаях принудительное закрытие и серьезные уголовные обвинения.
Власти особенно преследовали независимые СМИ. Только в 2021 году к реестру «иностранных агентов СМИ» добавились еще 30 независимых СМИ или физических лиц — рост на 176 процентов. Шестьдесят процентов всех признаний «нежелательными организациями», которые полностью криминализируют деятельность организации в стране, были сделаны с 2020 года и включают следственно-репортёрскую группу «Проект». Кремль также усилил давление на частные технологические компании, чтобы те удалили с платформ социальных сетей политический контент, выражающий несогласие или критику. Эти шаги ограничили доступ российских граждан к различным точкам зрения в решающий предвыборный период, препятствовали независимому наблюдению за выборами и оказали более широкое сдерживающее воздействие на независимые журналисты.
В результате признания организаций, связанных с оппозиционером Алексеем Навальным, «экстремистскими» и недавних изменений в законе об экстремизме у властей появился новый инструмент для выборочного лишения права баллотироваться на посты тысяч политически ангажированных россиян, которые были связаны с те группы.
Leave A Comment