1.8. Функции искусства

1. Ценностно-эстетическая функция. Искусство учит людей видеть все предметы и явления мира с точки зрения красоты. Оно обращает внимание на форму, отмечает совершенство линий, красок, звуков, движений. Приобщение к искусству формирует художественный вкус, т.е. умение отличать гармоничное от дисгармоничного, совершенное от несовершенного. Красота превращается в ценность для человека, и через нее человек начинает воспринимать и другие ценности культуры, например, этические. Стихи, живопись, музыка ориентируют на такое переживание мира, в котором красота оказывается неотторжима от добра, привлекательность – от идей гуманности – «красота спасет мир». Мир красоты, радующий глаз и сердце, не может быть подвергнут разграблению и разрушению, он как бы вырастает из того вечного идеального бытия, которое противостоит порче и смерти.

2. Функция творчества и самовыражения. Искусство доказывает, что человек – творец своей сути.

Тот, кто когда-либо пробовал сочинять музыку, писать стихи, знает, что даже короткая сопричастность искусству раскрывает в человеке какие-то тайные, неведомые ему глубины. Искусство раскрепощает творческие силы, которые во многих людях дремлют, убаюканные зубрежкой в школе, повседневными заботами жизни. Человек может и не быть Пушкиным или Моцартом, но он может создавать из слов и звуков, красок и движений свой художественный мир и выразить то, что до сих пор не находило выхода, воплотить в своем произведении собственное видение мира. И счастье, когда это удается. Искусство дает возможность человеку объективировать себя, создать свою индивидуализированную действительность.

3. Гедонистическая, развлекательная функция. Гедонизм – стремление к удовольствию. Искусство развлекает людей. Существует точка зрения, согласно которой искусству должна быть обязательно присуще интеллектуальная глубина и эстетическая частота, а развлечение здесь совсем ни при чем, это несолидно.

Видимо, сторонники этой точки зрения неправы. «Конфетная жизнь» развлекательного искусства помогает людям выдержать суровость реальной жизни, дает счастливую передышку от поисков средств к существованию, дарит усладу для души. Существуют целые жанры, ориентированные только на развлечение и в этом нет ничего плохого.

4. Компенсаторная функция. Возможны ситуации, когда человек, погружаясь в мир искусства, не испытывает желания возвращаться назад, к той реальности, которая содержит трудности и проблемы. В этой ситуации срабатывает компенсаторная функция искусства. Искусство компенсирует, восполняет недостаток впечатлений, чувств, мыслей, приятных переживаний. Человек сознательно старается не видеть, не слышать, не чувствовать того, как со всех сторон на него напирает несовершенный мир, далеко не всегда живущий «по законам красоты». Искусство никому не может заменить жизни, но оно способно восполнить ее проблемы и возродить угасающий интерес к действительности, защитить от разочарований.

5. Коммуникативная функция. Искусство – это не только способ самовыражения, но и способ общения. Другие люди всегда присутствуют в творчестве как адресаты художественного послания. То, что невозможно передать другим людям с помощью речи, поступка, взгляда, передается средствами искусства. Это относится прежде всего к миру профессионального искусства: все книги написаны, чтобы их читали; все симфонии – чтобы их слушали. Для автора очень трудно «творить в стол», мириться с тем, что его произведения не доходят до публики, и не получают должного отклика у людей. Во многих случаях художественное общение является опосредованным, односторонним: сборник стихов, кинофильм выходят в свет и начинают жить самостоятельной жизнью. Эмоциональный ответ слушателя, читателя может прийти через большой промежуток времени. Но в других случаях певец или актер встречается с залом лицом к лицу. И здесь осуществляется непосредственный контакт, который сразу выявляет понимание или непонимание, совпадение или несовпадение вкусов, мыслей, чувств.

В жизни простых людей искусство также оказывается прекрасным посредником в общении — разговоры о фильмах и музыке помогают найти общий язык, проникнуть в чужую душу.

6. Просветительская функция. Знания не являются главной целью искусства, и все же, показывая жизнь, искусство позволяет многое узнать. Искусство несет в себе большую историческую, психологическую, естественнонаучную информацию, понять которую легче, чем если читать учебник, потому что искусство несет знания как бы играя, между прочим. И таким образом обогащает познавательный багаж человека. Кроме этого, искусство способно своими средствами выстроить свою концепцию мира и смысла жизни человека. Такие писатели как Достоевский, Толстой являются одновременно философами. Они философствуют и анализируют мир художественными средствами. К такому же способу размышления о мире прибегают и философы-профессионалы Сартр, Камю. Часто говорят о философской концепции кинофильма, литературного произведения и даже музыки.

7. Воспитательная функция. Поскольку художественное творчество создает конкретную модель мира, оно закладывает в нее определенную ценностную систему, то есть мировоззренческие и жизненные ориентиры, которые разделяет его автор. Нередко произведения бывают умнее и нравственнее тех авторов, которые создают эти произведения. Видимо, это происходит потому, что любой творец отдает своему детищу самое лучшее из своей души и оставляет в обыденной жизни все свои пороки и недостатки. Итог художественного порыва выходит в жизнь и начинает влиять на души других людей. Искусство воспитывает, глубоко проникая во внутренний мир человека, пуская там свои корни, формируя представление о том, что прекрасно, а что безобразно, что можно, чего нельзя.

8) Функция предвосхищения. Искусство способно предсказывать. Творческий гений способен увидеть то, что недоступно обычному взгляду. Подобные предсказания в основном относятся к жанру научной фантастики или утопий (Ж. Верн, А. Толстой, Д. Оруэлл).

Функции искусства: самая полная информация

Функции искусства:

  • Эстетическая — приобщение индивида к представлениям о прекрасном и безобразном.
  • Рекреационная — благодаря искусству можно отдохнуть, расслабиться, провести досуг.
  • Социализации — приобщение личности к ценностям, которые входят в золотой фонд человечества.
  • Познавательная. Искусство — это форма познания мира через художественные образы.
  • Мировоззренческая. Искусство способно формировать мировоззрение человека.
  • Этическая. Искусство способно формировать представление у личности о правильном и достойном поведении.

Рассмотрим эти функции далее более подробно и на конкретных примерах.

 

При самостоятельной подготовке к егэ или любым экзаменам по гуманитарным предметам, следует помнить, что нельзя подходить к этому занятию шаблонно — по накатанной.

Любой экзамен проверяет не только и не столько ваши знания, сколько то, умеете ли вы применять эти знания в реальной жизни. И если нет — это только «тройка» — это только удовлетворительный результат, но никак, друзья, не отличный. Просто за знания всегда ставится «тройка».

В этом же посте я расскажу вам функции искусства на конкретных примерах, и такой материал побудит вас именно в таком же духе изучать и другие темы по обществознанию.

Теперь, собственно про функции, кратко.

Эстетическая функция. Эстетика — это наука о прекрасном и безобразном. Существуют законы, критерии, по которым можно отличить прекрасный предмет от безобразного или наоборот. Понятное дело, восхищаться безобразным никто не будет. Поэтому эстетическая функция подразумевает восхищение прекрасным. 

Но зачем нам с вами восхищаться чем-то? Давайте я приведу пример. Предположим, вы — суровый уральский грузчик, который работает по 8 — 10 часов в день, 6 дней в неделю. Работа крайне тяжелая. Вы приходите домой очень уставшим. Вам хочется отвлечься от суровых будней. О да! За месяцы такой работы, вам действительно хочется разнообразия. И тут подруга вас пригласила в музей изобразительного искусства. Вы, конечно, пошли туда, больше из-за миловидной подруги, чем действительно из-за искусства. Ну так ведь разнообразие — разве нет?

И вот вы зашли в зал. И встаете перед полотном, которое превышает Ваш рост в два раза. На полотне изображено нечто чудесное: небесно-голубое небо, какие-то античные божества в прекрасных формах, в прекрасных одеждах, которые пьют из кубков, из которых вам-то точно никогда не попить! Вы стоите завороженный этим полотном, потому что оно написано гениально.

Вы, возможно, в первый раз в жизни действительно прикоснулись к нечто прекрасному. Возможно это событие изменит вашу жизнь, возможно вы уволитесь из грузчиков и пойдете получать искусствоведческое образование. Кто знает? Или вы просто станете любителем и ценителем прекрасного, ценителем культуры.

Таким образом людям просто необходимо хоть иногда прикоснуться с искусству, иначе их души грубеют, и они становятся похожими на животных, не замечали? Напишите в комментариях, если так.

Рекреационная функция. Рекреация — это отдых. Она напрямую вытекает из эстетической. Если вы наслаждаетесь красотой, вы отдыхаете.

Функция социализации. Детальнее о том, что такое социализация, смотрите в этой статье. Приобщаясь к искусству, человек усваивает новые нормы, новые правила, новую социальную реальность. К примеру, если он будет материться в зале, где выставляются предметы искусства, его быстро выгонят оттуда, и он поймет, есть места, где не стоит ругаться матом.

Познавательная и мировоззренческая функции. Прикасаясь к искусству, мы невольно познаем что-то новое. Но не разумом, а органами чувств. К примеру, если вы посетите органный зал, или оперный театр, если вы попадете на действительно стоящее произведение, оно всколыхнет в вас новые чувства, и вы многое узнаете как о себе самом, так и о тех эмоциях, чувствах, которые о которых может рассказать только музыка, один из видов искусства.

Этическая функция. Этика — наука о должном поведении. Наш герой, суровый уральский грузчик, после музея искусств если посетит оперный зал, или просто симфонический, то он может испытать катарсис — этическое, душевное очищение с помощью аффекта. Аффект — это сильнейшее эмоциональное состояние, которое подчас блокирует разум.

А ведь именно им и жил наш герой всю жизнь. Что он видел, кроме суровых  лиц своих коллег, матюгов на работе, ругани и лицемерия? Может только свою мизерную зарплату каждый месяц и все. Именно поэтому остальные чувства, действительно сильные, ему попросту были просто незнакомы. Да, он мог испытывать только сильную злобу или гнев. А вот сильное восхищение? Сильную любовь или смирение? Не думаю.

На музыкальном концерте, в зале искусств такое вполне возможно. И возможно, искусство доведет нашего сурового героя до катарсиса, он в один миг может простить своих коллег, самого себя, и может даже почувствовать просто любовь к людям. Это может полностью изменить такого человека, и он вряд ли, возможно, уже будет ругаться матом. Он может стать терпимее и лучше. В этом и выражается этическая функция искусства.

Надеюсь, вы усвоили эту тему, и впредь будете видеть за сухими понятиями реальную жизнь. Если же вы хотите получить полное представление о курсе обществознания в этом же духе, рекомендую вам мой авторский видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»

До встречи в следующих статьях! Обязательно напишите, что думаете обо всем этом в комментариях!

Поделиться в соц. сетях

    Глава 12 | Что такое искусство? — EDU 107 — Творчество для детей младшего возраста — Учебник

    Определение искусства

    Мы исследовали, как определение искусства менялось на протяжении истории, и многие сложные факторы, которые могут играть роль в определении ценности искусства. Несмотря на эту трудность, непрекращающаяся дискуссия вокруг определения искусства продолжает развиваться в нашем часто сложном, глобально вовлеченном обществе.

    Некоторые современные теории, определяющие искусство

    Многие утверждают, что ошибочно даже пытаться дать определение искусству или красоте, что они не имеют сущности и поэтому не могут иметь определения.

     

    Коробка томатного сока Кэмпбелла, 1964, Энди Уорхол, синтетическая полимерная краска и чернила для трафаретной печати по дереву, 10 дюймов x 19 дюймов x 9 1/2 дюйма (25,4 x 48,3 x 24,1 см), Музей современного искусства, Нью-Йорк . © 2007 Фонд Энди Уорхола / Добросовестное использование

    Энди Уорхол выставил деревянные скульптуры «Коробки Брилло» как произведение искусства.

    Один из современных подходов состоит в том, чтобы сказать, что «искусство» — это, по сути, социологическая категория, и любые художественные школы, музеи и художники безнаказанно считаются искусством независимо от формальных определений. Эту институциональную теорию искусства отстаивал Джордж Дики. Большинство людей не считали купленный в магазине писсуар или скульптурное изображение коробки Брилло искусством до тех пор, пока Марсель Дюшан и Энди Уорхол (соответственно) не поместили их в контекст искусства (например, в художественную галерею), что затем обеспечило ассоциацию этих объектов со значениями, которые определяют искусство.

    Процедуралисты часто предполагают, что именно процесс создания или просмотра произведения искусства делает его искусством, а не какая-либо неотъемлемая черта объекта или то, насколько хорошо оно воспринимается институтами мира искусства после его появления. обществу в целом. Для Джона Дьюи, например, если автор хотел, чтобы произведение было стихотворением, оно останется стихотворением независимо от того, признают это другие поэты или нет. В то время как если бы точно такой же набор слов был написан журналистом в качестве стенограммы, чтобы помочь ему написать более длинную статью позже, это не было бы стихотворением.

    Лев Толстой, с другой стороны, утверждает, что то, что делает что-то искусством, зависит от того, как оно воспринимается аудиторией (аудитория или зрительский контекст), а не от намерения его создателя.

    Функционалисты, такие как Монро Бердсли, утверждают, что то, считается ли произведение искусством, зависит от того, какую функцию оно играет в конкретном контексте. Например, одна и та же греческая ваза может выполнять нехудожественную функцию в одном контексте (перенося вино) и художественную функцию в другом контексте (помогая нам оценить красоту человеческой фигуры).

    Современные споры об определении искусства

    Философ Дэвид Новиц утверждал, что разногласия по поводу определения искусства редко составляют суть проблемы, скорее, «страстные заботы и интересы, которые люди вкладывают в свою социальную жизнь», «настолько большая часть всех классификационных споров об искусстве» (Новиц, 1996). По словам Новица, классификационные споры чаще связаны с нашими ценностями и тем, куда мы пытаемся двигаться с нашим обществом, чем с искусством. Например, когда Daily Mail раскритиковала работу Дэмиена Херста и Трейси Эмин, заявив: «В течение 1000 лет искусство было одной из наших великих цивилизационных сил. Сегодня маринованные овцы и грязные кровати угрожают сделать из нас всех варваров», они не выдвигают определение или теорию искусства, а ставят под сомнение ценность работ Херста и Эмина. С другой стороны, Тьерри де Дюв утверждает, что споры об определении искусства являются необходимым следствием представления Марселем Дюшаном реди-мейда как произведения искусства.

    Споры вокруг концептуального искусства

    Работы французского художника Марселя Дюшана 1910-х и 1920-х годов проложили путь художникам-концептуалистам, предоставив им примеры прототипически концептуальных работ (например, реди-мейды), которые бросили вызов прежним категоризациям искусства . Концептуальное искусство возникло как движение в 1960-х годах. Первая волна движения «концептуального искусства» продолжалась примерно с 1967 по 1978 год. Ранние художники-концептуалисты, такие как Генри Флинт, Роберт Моррис и Рэй Джонсон, оказали влияние на более позднее, широко распространенное движение художников-концептуалистов, таких как Дэн Грэм, Ханс Хааке и Дуглас Хьюблер.

    Совсем недавно «Молодые британские художники» (YBA) во главе с Дэмиеном Херстом стали известны в 1990-х годах, и их работы считаются концептуальными, даже несмотря на то, что они очень сильно зависят от арт-объекта, чтобы произвести свое впечатление. Термин используется по отношению к ним на том основании, что объект не является произведением искусства или часто представляет собой найденный объект, не требующий художественного мастерства при его изготовлении. Трейси Эмин считается ведущим YBA и художником-концептуалистом, хотя она отрицает это и подчеркивает свое личное эмоциональное выражение.

    Недавние примеры концептуального искусства

    • 1991: Чарльз Саатчи финансирует Дэмиена Херста, и в следующем году в галерее Саатчи выставляется его Физическая невозможность смерти в сознании живущего , акула в формальдегиде в витрине.
    • 1993: Ванесса Бикрофт проводит свое первое выступление в Милане, Италия, используя молодых девушек в качестве второй аудитории для показа ее дневника еды.
    • 1999: Трейси Эмин номинирована на премию Тернера. Часть ее выставки Моя кровать , ее растрепанная кровать, окруженная мусором, таким как презервативы, окровавленные трусики, бутылки и ее домашние тапочки.
    • 2001: Мартин Крид получает премию Тернера за «Включение и выключение света» , пустую комнату, в которой включается и выключается свет.
    • 2002: Милтос Манетас выступает против Биеннале Уитни со своим сайтом Whitneybiennial.com.
    • 2005: Саймон Старлинг получает премию Тернера за Shedboatshed , деревянный сарай, который он превратил в лодку, поплыл по Рейну и снова превратился в сарай.

    Группа художников Stuckist, основанная в 1999 году, провозгласила себя «современной фигуративной живописью с идеями и антиконцептуальным искусством, в основном из-за отсутствия концепций». Они также назвали его претенциозным, «непримечательным и скучным» и 25 июля 2002 года в ходе демонстрации поставили гроб перед галереей «Белый куб» с пометкой «Смерть концептуального искусства». В 2003 году в Международной галерее Stuckism была выставлена ​​сохранившаяся акула под названием «Мертвая акула — это не искусство», явно отсылая к работе Дэмиена Херста 9.

    0005

    В 2002 году Иван Массов, председатель Института современного искусства, назвал концептуальное искусство «претенциозным, самодовольным, бесхитростным» и «находящимся под угрозой исчезновения в собственной заднице…». Следовательно, Массоу был вынужден уйти в отставку. В конце года министр культуры Ким Хауэллс, выпускница художественной школы, назвала премию Тернера «холодной, механической, концептуальной чушью».

    В октябре 2004 года галерея Саатчи сообщила СМИ, что «живопись по-прежнему остается наиболее актуальным и жизненно важным способом общения художников». После этого Чарльз Саатчи начал продавать выдающиеся работы из своей коллекции YBA (Молодые британские художники).

    Споры о новых медиа

    Компьютерные игры появились еще в 1947 году, хотя они не пользовались большой популярностью до 1970-х годов. Было бы сложно и странно отрицать, что компьютерные и видеоигры включают в себя множество видов искусства (имея в виду, конечно, что само понятие «искусство», как уже говорилось, открыто для множества определений). Графика видеоигры представляет собой цифровое искусство, графику и, возможно, видеоарт; оригинальный саундтрек видеоигры явно представляет собой музыку. Однако это предмет споров, следует ли рассматривать видеоигру в целом как произведение искусства, возможно, форму интерактивного искусства.

    Кинокритик Роджер Эберт, например, официально заявил, что видеоигры не являются искусством и по структурным причинам всегда будут уступать кинематографу, но затем он признал отсутствие знаний в этой области, когда заявил, что он «Никогда не будет играть в игру, если есть хорошая книга для чтения или хороший фильм для просмотра». Дизайнер видеоигр Хидео Кодзима утверждал, что игра в видеоигры — это не искусство, но игры имеют художественный стиль и включают в себя искусство. Дизайнер видеоигр Крис Кроуфорд утверждает, что видеоигры — это искусство. Обозреватель Esquire Чак Клостерман также утверждает, что видеоигры — это искусство. Тадг Келли утверждает, что игра сама по себе не является искусством, и что удовольствие — это константа, необходимая для всех игр, поэтому искусство в играх — это искусство местоположения и места, а не взаимодействия.

    Собираем вместе

    В прежние эпохи определение искусства согласовывалось с мастерством и гильдиями, но по мере того, как менялись общества, менялись и значение и цель искусства. Со временем искусство вышло за рамки практических и религиозных функций и стало автономным выражением творческого процесса художника и окружающей культуры.

    Эстетика связана с тем, как мы воспринимаем изменяющиеся и сложные концепции красоты и возвышенного (Ocvirk, 6).

    Изучение определения искусства — это акт критического мышления. Критическое мышление — это творческое мышление, и процесс критического мышления часто требует веры в вопрос, а не ожидания жестких истин или ответов. Благодаря активным вопросам, исследованиям, пробам и ошибкам мы раскрываем множество верных точек зрения.

    Рассмотрим пример фигурок nkisi, представленных в начале этого модуля. Вспомните, как это непонимание визуальной культуры отражало большую конфронтацию и угнетение африканских обществ европейцами. Рассмотрим также на последнем примере видеоигр, как появление новых медиа поддерживает непрекращающиеся дебаты о том, что такое искусство.

    Процитированные работы

    Оквирк, Стинсон, Вигг, Боун, Кейтон. Основы искусства, теория и практика , 12-е издание. Нью-Йорк: McGraw Hill, 2013. Печать.

    Сейр, Генри. Мир искусства , Издание шестое. Бостон: Прентис Холл, 2010. Печать.

    Чтение: Цель искусства | Признание искусства

    На протяжении всей своей истории искусство выполняло множество различных функций, что затрудняло абстрагирование или количественную оценку его цели с помощью какой-либо отдельной концепции. Это не означает, что цель искусства «расплывчата», но что у него было много уникальных, разных причин для создания. Некоторые из функций искусства представлены в схеме ниже. Различные цели искусства можно сгруппировать в соответствии с немотивированными и мотивированными (Леви-Стросс).

    Ковер навахо, изготовленный примерно в 1880 году

    Немотивированные функции искусства

    Немотивированные цели искусства — это те, которые неотъемлемы от человека, выходят за рамки личности или не выполняют конкретной внешней цели. В этом смысле искусство как творчество — это то, чем люди должны заниматься по самой своей природе (т.

    1. Основной инстинкт человека к гармонии, равновесию, ритму. Искусство на этом уровне — это не действие или объект, а внутреннее понимание баланса и гармонии (красоты) и, следовательно, аспект человеческого бытия за пределами полезности.

      Подражание, таким образом, является одним из инстинктов нашей природы. Затем идет инстинкт «гармонии» и ритма, причем метры явно являются частями ритма. Таким образом, люди, начиная с этого природного дара, постепенно развивали свои особые способности, пока их грубые импровизации не породили поэзию. — Аристотель

    2. Опыт таинственного. Искусство дает возможность испытать себя по отношению к вселенной. Этот опыт часто может быть немотивированным, поскольку человек ценит искусство, музыку или поэзию.

      Самое прекрасное, что мы можем испытать, — это таинственное. Это источник всего истинного искусства и науки. —Альберт Эйнштейн

    3. Выражение воображения. Искусство предоставляет средства для выражения воображения неграмматическими способами, которые не привязаны к формальности устной или письменной речи. В отличие от слов, которые идут последовательно и каждое из которых имеет определенное значение, искусство предоставляет ряд форм, символов и идей со значениями, которые можно изменять.

      Орел Юпитера [как образец искусства] не есть, как логические (эстетические) признаки предмета, понятие величия и величия творения, а нечто иное – то, что дает воображению стимул к распространению своего полет над целой массой родственных представлений, которые вызывают больше размышлений, чем допускают выражение в понятии, определяемом словами. Они доставляют эстетическую идею, которая служит вышеприведенной рациональной идее заменой логического представления, но с надлежащей функцией, однако, оживлять ум, открывая ему перспективу в поле родственных представлений, простирающееся за пределы его кругозора. — Иммануил Кант

    4. Ритуальные и символические функции. Во многих культурах искусство используется в ритуалах, представлениях и танцах в качестве украшения или символа. Хотя они часто не имеют конкретной утилитарной (мотивированной) цели, антропологи знают, что они часто служат цели на уровне значения в конкретной культуре. Это значение не придается какой-либо отдельной личностью, а часто является результатом смены многих поколений и космологических отношений внутри культуры.

      Большинство ученых, которые имеют дело с наскальными рисунками или предметами, извлеченными из доисторического контекста, которые не могут быть объяснены в утилитарных терминах и, таким образом, классифицируются как декоративные, ритуальные или символические, знают о ловушке, которую представляет собой термин «искусство».
      —Сильва Томаскова

    Мотивированные функции искусства

    Мотивированные цели искусства относятся к преднамеренным, сознательным действиям со стороны художников или создателей. Это может быть попытка вызвать политические изменения, прокомментировать какой-либо аспект общества, передать определенную эмоцию или настроение, обратиться к личной психологии, проиллюстрировать другую дисциплину, (с помощью коммерческого искусства) продать продукт или просто как рекламу. форма общения.

    1. Связь. Искусство в самом простом виде — это форма общения. Поскольку большинство форм общения имеют намерение или цель, направленную на другого человека, это мотивированная цель. Иллюстративное искусство, такое как научная иллюстрация, представляет собой форму искусства как средство коммуникации. Карты — еще один пример. Однако содержание не обязательно должно быть научным. Эмоции, настроения и чувства также передаются через искусство.

      [Искусство представляет собой набор] артефактов или изображений с символическим значением в качестве средства коммуникации. — Стив Митен

    2. Искусство как развлечение . Искусство может стремиться вызвать определенные эмоции или настроение, чтобы расслабить или развлечь зрителя. Это часто функция художественной индустрии кино и видеоигр.
    3. Авангард. Искусство для политических перемен. Одной из определяющих функций искусства начала двадцатого века было использование визуальных образов для осуществления политических изменений. Художественные направления, преследовавшие эту цель — дадаизм, сюрреализм, русский конструктивизм и абстрактный экспрессионизм, среди прочих — в совокупности называются искусством авангарда.

      Напротив, реалистическое отношение, вдохновленное позитивизмом, от святого Фомы Аквинского до Анатоля Франса, кажется мне явно враждебным любому интеллектуальному или моральному прогрессу. Я ненавижу его, потому что он состоит из посредственности, ненависти и тупого тщеславия. Именно это отношение порождает сегодня эти нелепые книги, эти оскорбительные пьесы. Он постоянно питается газетами и черпает из них силу и отупляет и науку, и искусство, усердно льстя самым низким вкусам; ясность, граничащая с глупостью, собачья жизнь. — Андре Бретон (Сюрреализм)

    4. Искусство как «свободная зона»,  выведено из-под действия общественного порицания. В отличие от авангардных движений, которые стремились стереть культурные различия, чтобы создать новые универсальные ценности, современное искусство усилило свою терпимость к культурным различиям, а также свои критические и освободительные функции (социальное исследование, активизм, подрывную деятельность, деконструкцию…), становится более открытым местом для исследований и экспериментов.
    5. Искусство для социальных исследований, подрывной деятельности и/или анархии. Подобно искусству политических перемен, подрывное или деконструктивистское искусство может стремиться ставить под вопрос аспекты общества без какой-либо конкретной политической цели. В этом случае функция искусства может заключаться просто в критике какого-то аспекта общества.

      Граффити из баллончика на стене в Риме

      Искусство граффити и другие виды уличного искусства представляют собой графику и изображения, которые наносятся аэрозольной краской или трафаретом на общедоступные стены, здания, автобусы, поезда и мосты, как правило, без разрешения. Некоторые формы искусства, такие как граффити, также могут быть незаконными, если они нарушают законы (в данном случае вандализм).

    6. Искусство для общественных целей. Искусство можно использовать для повышения осведомленности по самым разным причинам. Ряд художественных мероприятий был направлен на повышение осведомленности об аутизме, раке, торговле людьми и ряде других тем, таких как сохранение океана, права человека в Дарфуре, убитые и пропавшие без вести женщины-аборигены, жестокое обращение с пожилыми и загрязнение окружающей среды. Trashion , использование мусора для создания моды, практикуемый такими художниками, как Марина ДеБрис, является одним из примеров использования искусства для повышения осведомленности о загрязнении.
    7. Искусство в психологических и лечебных целях. Искусство также используется арт-терапевтами, психотерапевтами и клиническими психологами в качестве арт-терапии. Серия диагностических рисунков, например, используется для определения личности и эмоционального функционирования пациента. В данном случае главной целью является не конечный продукт, а скорее ищется процесс исцеления посредством творческих актов. Полученное произведение искусства может также дать представление о проблемах, с которыми сталкивается субъект, и может предложить подходящие подходы для использования в более традиционных формах психиатрической терапии.
    8. Искусство для пропаганды или коммерции. Искусство часто используется как форма пропаганды и, таким образом, может быть использовано для тонкого воздействия на популярные представления или настроения. Точно так же искусство, которое пытается продать продукт, также влияет на настроение и эмоции. В обоих случаях цель искусства здесь состоит в том, чтобы тонко манипулировать зрителем, вызывая определенную эмоциональную или психологическую реакцию на определенную идею или объект.
    9. Искусство как индикатор пригодности. Утверждается, что возможности человеческого мозга намного превосходят то, что было необходимо для выживания в среде предков.