Словообразование (упражнения и тест)
Упражнение 1.
Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.
Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.
Упражнение 2.
Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.
Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.
Упражнение 3.
Запишите несколько примеров слов, образованных:
а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.
Упражнение 4.
Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
Задания к упражнению 4
1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания;
б) слова с нулевым окончанием;
в) слова с формально выраженным окончанием.
Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.
5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.
6. Какое слово образовано приставочным способом?
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синь,
Б) управляемый,
В) распланировать,
Г) семилетка.
8. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
А) кожаный,
Б) отлет,
В) водолаз,
Г) напольный.
9. Какое слово образовано бессуффиксным способом
А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.
10. Какое слово образовано способом сложения?
А) международный
Б) обороноспособный
В) перекресток
Г) сверхъестественный
11. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.
12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.
13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ
А) приставочный,
Б) суффиксальный,
В) бессуффиксный,
Г) переход
14. Укажите способ образования слова ВОСХОД
А) приставочный,
Б) бессуффиксный,
В) суффиксальный,
Г) переход
15. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?
А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Ответы:
Словообразовательный разбор слова – примеры (русский язык, 6 класс)
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 1206.
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 1206.
Среди различных видов лингвистических разборов важное место занимает словообразовательный разбор слова. Этому виду разбора и посвящена наша статья.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Как получаются новые слова?
Среди слов в русском языке есть те, которые ни от чего не образованы (дом, зима, лист), а есть те, которые произошли от других слов (домашний, зимородок, листочек). Основы первых называются непроизводными, основы вторых – производными. Как они произошли, изучают в 6 классе в теме «Словообразование».
Словообразование – это процесс получения нового слова от однокоренных. Новые слова образуются с помощью аффиксов – суффиксов и приставок.
Окончание не участвует в словообразовании; при анализе мы его просто игнорируем.
При словообразовании мы получаем новое слово с другим значением.
Например, ухо – ушко (маленькое ухо) – ушной (для уха) – ушанка (шапка, закрывающая уши) – ушастый (с большими ушами) и т.д.
Способы образования новых слов в русском языке
При словообразовательном разборе слова необходимо указывать, как оно образовано. Существует несколько способов словообразования. Вот они.
Приставочный: ехал – при-ехал, правда – не-правда.
Суффиксальный: дом – дом-ик, село – сель-ск-ий.
Приставочно-суффиксальный: окно – под-окон-ник, дорога – по-дорож-ник.
Бессуффиксный (бессуффиксальный): бежать – бег, приказать – приказ.
Сложение: пар, воз – паровоз, высшее учебное заведение – вуз.
Переход из одной части речи в другую: столовая (ложка) – (школьная) столовая, дежурный (ученик) – (кто сегодня) дежурный?
Как сделать словообразовательный разбор
Записав разбираемое слово, необходимо выделить его основу (все слово без окончания).
Затем найти «папу» слова – ближайшего предшественника по словообразовательной цепочке. В обоих словах выделить общую часть. Это и будет производящая основа.
За один шаг может прибавиться одна приставка, или один суффикс, или одна приставка и один суффикс; по две приставки или два суффикса прибавиться за один раз не может.
Приведем пример. Представим себе такую словообразовательную цепочку: горох – горош-ин-а – горошин-к-а. «Папой» «горошинки» будет слово «горошина», а не «горох»: к основе «горошин-» прибавился суффикс –к-.
Следующим этапом будет определение аффикса (если он есть), с помощью которого образовано слово.
Последнее – записываем способ образования.
Примеры
Приведем примеры словообразовательного разбора слова.
Водопроводчик – водопровод + чик, суффиксальный.
Что мы узнали?
Слова в русском языке могут образовываться несколькими способами (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом из одной части речи в другую). При словообразовательном разборе надо определить производящую основу (от какого слова образовано), с помощью чего и каким способом образовано слово.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Данил Скорик
5/5
Александр Кружаев
4/5
Наташа Морякова
3/5
Даша Домнина
2/5
Света Важорова
4/5
Арзы Халилова
4/5
Юляшка Бикяшева
5/5
Ульяна Конкина
5/5
Ева Огнева
5/5
Оценка статьи
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 1206.
А какая ваша оценка?
Префиксы и суффиксы — продвинутый английский
Грамматика
Английский язык содержит огромное и постоянно растущее количество слов. Расширение словарного запаса за счет изучения новых слов может показаться непосильной задачей, но если вы знаете распространенные префиксы и суффиксы английского языка, вы поймете гораздо больше слов.
Освоение общих префиксов и суффиксов похоже на изучение кода. Как только вы взломаете код, вы сможете не только более правильно писать слова, но также распознавать и, возможно, даже определять незнакомые слова.
Префикс — это часть слова, добавляемая к началу слова для придания ему нового значения. Изучите общие префиксы в следующей таблице.
Совет: Основное правило, которое следует помнить при добавлении префикса к слову, это , а не , чтобы добавлять буквы или опускать какие-либо буквы.
Префикс | Значение | Пример |
---|---|---|
дис | нет, напротив | недовольство + удовлетворение = неудовлетворение |
ми | ошибочно | ошибка + заклинание = опечатка |
и | не | не + приемлемо = неприемлемо |
по | снова | повторно + выборы = переизбрание |
между | между | взаимный + связанный = взаимосвязанный |
до | до | предоплата + оплата = предоплата |
не | вместо | не + смысл = бессмыслица |
супер | выше | супер + скрипт = верхний индекс |
суб | под | суб + слияние = погружение |
анти | против, против | антибактериальный + антибактериальный = антибактериальный |
Определите пять слов с префиксами в следующем абзаце и напишите их значения на отдельном листе бумаги. После завершения, пожалуйста, поделитесь с одноклассником и сравните свои ответы.
Сначала я подумал, что один из моих пушистых оранжевых носков пропал в сушилке, но не смог его там найти. Поскольку это была моя любимая пара, ничто не могло помешать мне найти этот носок. Я осмотрела всю свою спальню, под кроватью, наверху кровати и в шкафу, но так и не смогла ее найти. Я не знал, что найду ответ, как только бросил свои поиски. Когда я сел на диван в гостиной, мой папа полулежал в кресле. Я рассмеялся, когда увидел, что одна его нога оранжевая, а другая синяя! Я забыл, что он дальтоник. В следующий раз, когда он будет стирать, мне придется присматривать за ним, пока он складывает носки, чтобы он случайно не взял один из моих!
Добавьте правильный префикс к слову, чтобы завершить каждое предложение. Напишите слово на своем листе бумаги.
- Я хотел облегчить желудок ________комфорт, поэтому я выпил немного чая из корня имбиря.
- Ленни выглядел забавно в своей ________подходящей рубашке и брюках.
- Пенелопа чувствовала себя ________гламурной на вечеринке, потому что она была единственной, кто не был одет в платье.
- Моя мама сказала, что эти ________ кремы против старения не работают, поэтому я не должен тратить на них деньги.
- ________стандартная успеваемость ребенка по тесту встревожила его родителей.
- Когда моя сестра впервые увидела метеор, она подумала, что это ________природное явление.
- Несмотря на то, что Чери получила отличное предложение о работе, она не хотела ________уезжать в другую страну.
- В небольшом классе учащиеся чаще ________ играют с учителем.
- Я поскользнулся на льду, потому что не прислушался к ________предостережениям о том, чтобы следить за своим шагом.
- ________комбатант — это другое слово, обозначающее гражданское лицо.
Суффикс — это часть слова, добавляемая к концу слова для придания ему нового значения. Изучите правила суффиксов в следующих полях.
Правило 1: -ness и -ly
При добавлении к слову суффиксов – ness и – ly написание слова не меняется.
Примеры:
- темнота + ness = темнота
- ученый + ly = ученый
Исключения из правила 1
Когда слово заканчивается на y , замените y на i перед добавлением – ness и – ly .
Примеры:
- готов + ly = готов
- счастье + ness = счастье
Правило 2: Суффикс начинается с гласной
Если суффикс начинается с гласной, в корне слова отбрасывается беззвучное e .
Примеры:
- забота + забота = забота
- использовать + можно = можно использовать
Исключения из правила 2
Когда слово заканчивается на ce или ge , оставьте без звука e , если суффикс начинается с a или o .
Примеры:
- замена + возможность = сменный
- мужество + ous = храбрый
Правило 3: суффикс начинается с согласного
Если суффикс начинается с согласного, не произносится e в исходном слове.
Примеры:
- осторожно + ful = осторожно
- забота + меньше = небрежность
Исключения из правила 3
Примеры:
- верно + ly = верно
- аргумент + ment = аргумент
Правило 4: Слово оканчивается на согласную + y
Если слово оканчивается на согласную плюс y , замените y на i перед любым суффиксом, не начинающимся с и .
Примеры:
- солнечно + er = солнечнее
- спешить + ing = спешить
Правило 5: Суффикс начинается с гласной
Если суффикс начинается с гласной, удваивайте конечную согласную только в том случае, если (1) слово состоит только из одного слога или имеет ударение на последнем слоге и (2) слово оканчивается на одна гласная, за которой следует одна согласная.
Примеры:
- tan + ing = загар (односложное слово)
- сожаление + ing = сожаление (Ударение на последнем слоге; слово оканчивается на одну гласную, за которой следует одна согласная.)
- отмена + ed = отменено (Ударение не на последнем слоге.)
- предпочтительнее + ред = предпочтительнее
На своем листе бумаги напишите правильно формы слов с их суффиксами.
- см. + ред.
- ссылка + ссылка
- хандрить + инг
- одобрить + ал
- зеленый + цвет
- пособие + ред
- повторно отправить +
- использование + возраст
- жадный + ly
- возбуждение + мент
Напишите абзац, описывающий одну из ваших жизненных целей. Включите пять слов с префиксами и пять слов с суффиксами. Обменяйтесь работами с одноклассником и обведите префиксы и суффиксы в работе вашего одноклассника. Исправьте неправильно написанный префикс или суффикс.
Text Attributions
- Эта глава была адаптирована из «Префиксы и суффиксы» в English for Business Success издателя, который потребовал, чтобы он и первоначальный автор не получали указание авторства, находится под лицензией CC BY-NC-SA 4.0. Адаптация Эллисон Килганнон.
Правила написания суффиксов: 6 ключей для правильного добавления суффиксов 122
РАЗРЕШЕНИЕ
Используется по лицензии Getty Images
Суффиксы являются важными элементами английского языка. Они используются для образования новых слов и придания базовым словам различных значений. Есть суффиксы гласных и суффиксы согласных. Суффиксы гласных включают такие окончания, как -ed , -er , -es , -end и -ing . Суффиксы согласных включают такие окончания, как -s , -less , -ness 9.0148, -ment и -ly . Добавление суффиксов к словам может быть сложным в освоении и освоении, но изучение шести основных правил правописания суффиксов поможет вам узнать, как правильно использовать суффиксы. Имейте в виду, что есть некоторые исключения из каждого правила суффикса.
Правило 1: Удвоить согласную
Добавление суффиксов к некоторым основным словам, оканчивающимся на согласную, требует удвоения последней буквы, но только в определенных ситуациях.
Короткая гласная и одна согласная
Если слово заканчивается коротким гласным звуком, за которым следует один согласный, перед добавлением суффикса необходимо удвоить последнюю букву слова.
- толстый + -er = толстый
- перевернуть + -ed = перевернуть
- грязный + -у = грязный
- магазин + -ed = магазин
- плавать + -ing = плавать
Реклама
Несколько слогов и L в конце
Если слово состоит из более чем одного слога и заканчивается на букву «л», вам нужно будет удвоить «л» при добавлении суффикса.
- отменить + -ed = отменить
- управление + -ed = управление
- гребной винт + -er = гребной винт
- принуждать + -ing = принуждать
- выполнить + -ment = выполнить
Исключения из правила удвоения
Правило удвоения не применяется к словам, оканчивающимся на «w», «x» или «y».
Правило 2: Отбрасывайте безмолвное E
Правило отбрасывания последнего безмолвного «е» в слове основано на том, является ли первая буква суффикса гласной или согласной.
Безмолвная буква Е и суффикс гласной
Если слово заканчивается безмолвной буквой «е» и вы добавляете суффикс, начинающийся с гласной, отпустите последнюю букву «е».
- водить + -ing = водить
- надежда + -ing = надежда
- марка + -er = производитель
- обожаю + -способен = обожаю
- использование + -er = пользователь
Advertisement
Silent E Exception
Есть несколько слов, которые соответствуют критериям удаления безмолвной буквы «e» с суффиксом гласной, но с которыми буква «e» должна быть сохранена.
- нравится + -способен = нравится
- размер + -способный = большой
Правило 3: оставьте окончательную букву E
Есть несколько ситуаций, когда окончательная буква «е» остается со словом при добавлении суффикса.
Основные слова, оканчивающиеся на CE или GE
Если основное слово оканчивается на буквы «ce» или «ge», а суффикс начинается с букв «a» или «o», конечная буква «e» должна оставаться.
- преимущество + -ous = преимущество
- изменение + -способный = изменяемый
- мужество + -ous = храбрый
- служебный + -способный = обслуживаемый
- уведомление + -способный = заметный
Базовые слова, оканчивающиеся на EE или YE
Вам также нужно будет оставить букву «e» в конце слова, если оно оканчивается на «ee» или «ye».
- согласен + -ing = согласен
- указ + -ing = указ
- глаз + -ing = глаз
- предвидеть + -ing = предвидеть
- видеть + -ing = видеть
Реклама
Добавление суффикса -ly
Не забудьте сохранить букву «е» при использовании суффикса -ly .
- поздно + -лы = поздно
- редко + -ly = редко
- любовь + -ly = прекрасный
- домашний + -лы = домашний
- определенно + -ly = определенно
Добавление суффикса -ful
При добавлении суффикса -ful к слову, оканчивающемуся на «е», оставьте «е».
- забота + -ful = осторожность
- использовать + -ful = полезно
- мир + -ful = мир
Правило 4: Сохраняйте Y
Есть несколько сценариев, которые требуют сохранения «y» в конце слова при добавлении суффикса.
Базовые слова, оканчивающиеся на гласную, а затем на Y
Если слово заканчивается на «y» и перед «y» стоит гласная, то при добавлении суффикса оставьте «y».
- удовольствие + -ed = удовольствие
- играть + -ing = играть
- купить + -er = покупатель
- радость + -ful = радостный
Добавление суффикса, начинающегося с I
Еще один случай сохранения «y» — если суффикс начинается с буквы «i». Помните, что в слове не может быть двух i подряд.
- беспокойство + -ing = беспокойство
- копия + -ing = копирование
- нести + -ing = нести
- подача + -ing = подача
- выйти замуж + -ing = жениться на
Реклама
Правило 5: Замените Y на I
Бывают случаи, когда «y» в конце слова нужно заменить на «i», чтобы добавить суффикс.
Базовые слова, оканчивающиеся на согласную, а затем Y
Если в конце слова есть согласная перед буквой «y», вам нужно будет заменить «y» на «i» перед добавлением суффикса.
- красота + -ful = красивая
- долг + -пол = послушный
- счастье + -ness = счастье
Исключения из правила от Y до I
Неудивительно, что из этого правила есть некоторые исключения.
- сухой + -er = осушитель
- детский + -капюшон = детский
- дама + -корабль = леди
Правило 6: Измените IE на Y
Когда слово заканчивается на «ie», измените окончание на «y» при добавлении суффикса -ing .
Leave A Comment