Классический период в истории искусства Греции

Классический период (5-4 вв. до н. э.) вошел в историю Греции как один из самых важных, поскольку в это время греки одержали победу в войне над персами и смогли отстоять право на развитие их уникальной европейской культуры. Стоит отметить, что это был также главный этап становления государства, который знаменуется важными изменениями в политическом устройстве, бурным подъемом экономики и переменами в мировоззрении народа. И, поскольку искусство этой уникальной страны во все времена отображало чувства и эмоции ее жителей, основные перемены затронули также популярные жанры литературы, архитектуры, скульптуры и живописи.

 

Так, самой важной чертой развития раннего классического искусства (6 –  первая половина 5 в. до н. э.) стал поиск способов реалистичного отображения человеческой природы. Вместе с тем, во всех произведениях древнегреческих творцов этой эпохи ощущается удивительное стремление к гармонии и соразмерности, строгость и упорядоченность.

 

В то же время, обретает актуальность синтез культур. Например, архитектурные течения продолжают развиваться в гармоничной взаимосвязи со скульптурой, вазопись — с монументальной росписью.

 

Второй период (третья четверть 5 в. до н. э.) носит название высокой классики. В его рамках происходило объединение полисов, а основной политикой государства стал демократичный рабовладельческий строй Афин. Поэтому вошел в историю как эпоха восстановления и создания новых величественных  шедевров. к тому же, в сфере искусства он характеризуется как эпоха отображения неприхотливой красоты, мудрости и богатства, служащего средством для деятельности и развития.

 

Позднее, в конце 5 в. до н. э., происходят грандиозные перемены в политических течениях: демократические основы сменяют индивидуалистические идеалы. Поэтому в эпоху поздней классики  происходит утрата веры в величие прекрасного, а на смену старым традициям в искусстве закономерно приходят новые идеи и решения. На первый план выходят реалистические тенденции, стремление максимально отобразить внутренний мир человека и экспрессивный дух героизма.

 

Человек в классической греческой поэзии и мифологии

 

В классических греческих мифах, стихах и эпических произведениях отчетливо отображается отношения человека к миру и его место в нем. Так, образы мифических героев дают представление о взгляде греков на человеческие добродетели. Человек «выглядит» уже не как часть микрокосмоса, а как хозяин природы, который, прежде всего, имеет власть над собственными чувствами и желаниями. Таким образом, начинает цениться внутренняя сила и красота.

 

В поэзии Эсхила и других писателей той эпохи также подробно описывается величие архитектурных шедевров и скульптур, позитивные и негативные моменты истории, подвиги славных героев, сила истинных чувств, а также настроения народа.

 

Описание смены архитектурных  веяний

 

По мере того, как происходила смена культур, видоизменялись старые и возникали новые архитектурные формы. Ведь внешний вид и оформление важных общественных помещений должны были соответствовать настроению и характеру общества. И талантливые проектировщики стремились к созданию таких архитектурных шедевров, которые бы соответствовали духу времени.

 

Подчеркнуть внутреннюю борьбу с пережитками прошлого и возможность идти вперед смог дорический ордер. Поэтому самой важной особенностью архитектуры раннего классического периода стала строгость и упорядоченность, которая в то же время, пересекалась с динамизмом и героическим духом греческих полисов.

 

Идеальным образцом нового направления в зодчестве стал храм Зевса в Олимпии с типичными для того времени скульптурами фронтонов. А судить об особенностях оформления колон и сочетании главных и второстепенных деталей можно на примере храма Геры, который был найден на территории древнего Пестума.

 

Отличительной чертой этого архитектурного памятника, как и других шедевров классических мастеров, была внутренняя дисциплинированность и собранность. Здесь уже нет разительных контрастов, характерных для архаических построек. Гармоничное соотношение между несомыми и несущими частями создает эффект естественности.

 

В эпоху высокой классики центром культурной жизни греческих поселений считались Афины. Поскольку в этот город съезжались лучшие деятели искусства из всех уголков Греции, проектировка и неповторимые шедевры Афин стали ярким примером развития классической архитектуры.

 

Лучшим образцом, который демонстрирует достижения и архитекторов, и скульпторов, и живописцев стал Афинский Акрополь, который объединил величественные храмы и другие общественные сооружения. И расположение памятников в этой части города, и их убранство вдохновляло на мысли о свободе, природной гармонии и торжестве прекрасного.

 

Оформленные в дорическом стиле культовые сооружения Акрополя (в частности, храм в честь Афины Парферос — Парфенон) включали изысканные элементы ионического ордера. Так, например, элегантные детали оформления колон, стилизованные фризы, декорированные скульптурными изображениями исторических событий, фигурами людей и богов, гармонично сочетались в этих зданиях со строгими и сдержанными пропорциями.

 

В целом стоит отметить, что Акрополь, сооруженный в честь древнегреческих божеств, в то же время, возвышал человеческую природу. В окружении реалистичных статуй божеств ощущалась значимость основных человеческих добродетелей — героизма, смелости, справедливости. А благодаря оптимальному расположению (на обрывистом холме с крутыми склонами) и развитой оборонительной системе он также служил убежищем для окрестного населения во время войны.

 

В насыщенный событиями период поздней классики продолжали появляться новые, уникальные и грандиозные храмы. Строгие дорические элементы теперь уже сочетались в них с деталями абсолютно нового – элегантного и сложного коринфского ордера. Вместе с тем, появлялись новые общественные сооружения, которые способствовали формированию культуры народа, становлению новых идеалов и ценностей (например, театры под открытым небом с оптимальной структурой, концертные залы).

 

Стоит отметить, что при сооружении жилых и общественных зданий, как и при строительстве храмов, греки не только стремились декорировать их новыми специфическими элементами, характерными для разных ордеров. Начиная со второй половины IV века до н. э. применялись различные формы и композиционные приемы. А традиционные восточные детали, которые с этого времени начали внедряться в греческое искусство, делали классические греческие архитектурные шедевры еще более роскошными и загадочными.

 

Новые скульптурные решения

 

Вместе с развитием архитектуры появлялись и новые решения в искусстве декоративной и объемной скульптуры. Так, величественные культовые здания, как и прежде, украшались не только изваяниями божеств, но и рельефные мраморными изображениями мифологических и реальных сцен борьбы на фронтонах. Эти элементы, которые условно отображали моменты истории страны, можно было увидеть, в частности, на храмах Афины и Зевса.

 

В объемных и живых скульптурах людей, животных, богов персонажей удивительным образом воплощались игра чувств и эмоций, стремления и желания. Они уже выглядели не застывшими, а динамичными, живыми.

 

К тому же, в многочисленных индивидуальных и групповых изваяниях можно было отображались не только образы, но и язык жестов, чувства и действия. Поэтому найденные остатки скульптур и их литературные описания позволяют судить о жизненном укладе, повседневных занятиях и увлечениях греков в те далекие века.

 

Особый интерес для изучения истории представляют скульптуры эпохи высокой классики. По сути это собирательные образы, отображающие и характер отдельных индивидов, и черты общества, городов или исторических этапов.

 

Одними из лучших образцов позднеклассического скульптурного ремесла являются уникальные рельефные надгробные изображения, благодаря которым можно было получить представления и о характерах людей, и о философском отношении греков к смерти. Глубокая печаль, которой были проникнуты эти изваяния, удивительным образом сочеталась с нежностью и спокойствием.

 

Появление уникальных приемов в вазописи

 

Вазописцы классического периода стремились, подобно монументалистам, воссоздать в своих шедеврах ряд исторических событий с главными и второстепенными нюансами. Поэтому возникла необходимость в новых приемах и решениях.

 

В эпоху раннего классицизма, как и в архаическом периоде, продолжала развиваться краснофигурная техники вазописи, которая была признана более реалистичной и совершенной, чем чернофигурная. Кроме этого, при исследовании краснофигурных сосудов этого периода было отмечено, что круг отображаемых сюжетов значительно расширялся. Так, на них можно было увидеть целые эпизоды из эпических произведений, наполненные особым смыслом. Вместе с тем, усовершенствовались художественные приемы передачи важных событий и бытовых сцен.

 

Плюс ко всему, мастера росписи этой эпохи использовали обширную цветовую гамму. Например, некоторые детали отображались при помощи белой, черной, красной или желтой краски, благодаря чему сюжеты выглядели более ярко и жизненно.

 

Характерно, что вазописцы второй половины 5 в. до н. э. (то есть конца  ранней и начала высокой классики) стремились передать эмоции и чувства. Иногда персонажи на их изображениях выглядели задумчивыми и печальными. Вероятно, эта перемена была связана с изменением настроения народа и с событиями, которые происходили в обществе.

 

В искусстве вазописи эпохи поздней классики применялись новые природные цвета (голубой, розовый, зеленый), которые, в сочетании с рельефными узорами, создавали превосходный эффект природной гармонии. Еще одним важным достижением считается изменение техники отображения деталей. Так, вместо пера во многих случаях теперь использовалась кисть, а элементы выглядели уже не утонченными, а размытыми, что делало сосуды этого периода своеобразными и неповторимыми.

 

Также стоит отметить, что в позднеклассических работах все чаще прослеживались уникальные рельефные детали. К тому же, в этот период зародилась новая тенденция, которая позднее обрела популярность – использование позолоты. 

Теги: Классический период в истории искусства Греции

www.ilovegreece.ru

Древняя Греция | Классический период

Классический период в истории Древней Греции принято исчислять V-IV веками до н. э. Этот короткий в историческом плане период тем не менее знаменуется наивысшим расцветом древнегреческого общества во всех сферах культуры и жизни. Именно в это время было создано и совершено все то, что составляет славу Древней Греции.

Однако эпохе невиданного расцвета предшествовало суровое испытание. Всем греческим государствам грозила опасность быть порабощенными могучей и воинственной Персидской державой. За короткий срок персы покорили Египет и великие азиатские царства Мидию, Лидию, Вавилонию. Теперь острие их удара было нацелено на Элладу. Перед лицом смертельной опасности греческие государства позабыли о взаимных распрях и объединили свои военные силы, чтобы отстоять родину. Ядром союзной армии стало спартанское войско как наиболее боеспособное. Главное командование также осуществляли спартанские цари.

Война ожидалась на суше и на море. В срочном порядке было построено много новых боевых кораблей, из которых создали крепкий флот. Большинство кораблей принадлежало афинянам.

Греко-персидские войны подробно описаны Геродотом, замечательным древнегреческим историком (V в. до н. э.) буквально по горячим следам. Повествование его проникнуто чувством патриотизма и гордости за свою родину. Еще в 490г. до н. э. персидский царь Дарий I послал небольшой отряд, который должен был захватить Афины. Персы погрузились на корабли, переплыли Эгейское море и высадились на восточном побережье Аттики.

Здесь, у города Марафона их встретило афинское ополчение во главе с полководцем Мильтиадом и в коротком сражении разбило и обратило в бегство. С вестью о победе в Афины был послан гонец, который пробежал без остановки 40 километров, отделяющие Марафон от Афин, сообщил согражданам радостную весть и тут же упал замертво. С тех пор спортсмены-бегуны соревнуются на «марафонской дистанции».

Неудача под Марафоном сильно раъярила персов, поклявшихся во что бы то ни стало покорить Грецию. Сын Дария I царь Ксеркс (486-465 гг. до н. э.) собрал большую армию, включавшую в себя помимо персидских воинов, воинский контингент из всех подвластных Персии стран. Хотя численность этой армии в «Истории» Геродота явно завышена, все равно по тем временам это была огромная военная сила — не менее 100 тысяч пехотинцев, всадников и воинов на боевых колесницах. В распоряжении Ксеркса был также многочисленный флот.

Боевые суда поставили ему финикийцы и египтяне. В испуге перед мощью персов греческие города, расположенные на малоазийском побережье, поспешили изъявить покорность персидскому владыке, а некоторые из них по его требованию прислали боевые отряды, которые должны были вместе с ним участвовать в походе на Грецию. Царица Карии Артемисия лично явилась под знамена Ксеркса и добавила к персидскому флоту свои пять боевых кораблей.

В 480г. до н. э. полчища Ксеркса переправились через пролив Геллеспонт, отделяющий Малую Азию от Балканского полуострова, и, не встречая сопротивления местных народов, двинулись по побережью в Грецию. Одновременно на море вдоль берега плыл персидский флот.

Походным маршем персы миновали Фракию, Македонию, прошли всю Северную Грецию и приблизились к узкому Фермопильскому проходу, которым открывался путь в Среднюю Грецию. Союзная греческая армия еще не успела собраться целиком. Проход охраняли всего 5 тысяч воинов во главе со спартанским царем Леонидом. Но никто из греков не дрогнул при виде надвигающихся на них вражеских полчищ. Они решили биться до конца. По приказу Леонида поперек прохода выстроили стену, за которой заняли оборону.

Подвиг трехсот спартанцев при Фермопилах

Ксеркс разбил лагерь поблизости от Фермопил и произвел разведку. Когда ему доложили, что проход обороняют лишь несколько тысяч воинов, он громко рассмеялся: «Они, верно, сумасшедшие. На что они рассчитывают?» Царь велел своим послам предложить защитникам прохода сложить оружие и отдать его персам. «Приди и возьми» — ответил Ксерксу Леонид. Желая устрашить спартанца громадностью персидской армии, послы сказали: «Наши стрелы и дротики закроют от вас солнце». — «Ну что же, — ответил на это Леонид, — мы будем сражаться в тени».

Напрасно персы предвкушали легкую победу. Едва Ксеркс бросил в атаку свои войска, он тут же почувствовал, что значит стойкость и бесстрашие людей, защищающих свою родину. Все атаки были отбиты. Не помогли Ксерксу и его боевые колесницы, которым также не удалось прорвать оборону греков. Узость прохода не давала персам возможности развернуть свою армию и атаковать обороняющихся большими силами сразу. Вся теснина перед фермопильской стеною была завалена мертвыми телами персов. Ксеркс был чрезвычайно разгневан неудачным ходом сражения.

Помощь персам пришла с неожиданной стороны. В рядах защитников нашелся предатель. Его звали Эфиальт. На третий день боев он тайком пробрался в лагерь Ксеркса и сообщил царю о существовании узкой горной тропы, которая ведет в тыл обороняющим Фермопильский проход. За большое денежное вознаграждение Эфиальт обещал провести по этой тропе отборные персидские части — так называемых «бессмертных».

Ксеркс радостно ухватился за эту возможность переломить ход сражения в свою пользу. Когда Леонид увидел, что в тылу с гор спускаются персы и его войску грозит окружение, он тут же отдал приказ грекам оставить Фермопилы и отступить, но сам остался оборонять проход вместе с 300 спартанскими воинами. Все эти бесстрашные герои полегли в неравном бою; вместе с ними пал и царь Леонид. Позднее на месте сражения был установлен памятник с фигурой льва. На памятнике имелась надпись:

Путник, поведай спартанцам о нашей кончине;
Верны законам своим, здесь мы костьми полегли.

После занятия Фермопил

После занятия Фермопил персам открылась дорога в Среднюю Грецию. Союзное войско поспешно отступило к Коринфскому перешейку, преграждая путь в Пелопоннес и саму Спарту. Афины же были брошены на произвол судьбы. Большинство жителей покинуло город и перебралось на соседний остров Саламин. Отсюда они видели, как горели их прекрасные Афины, подожженные по приказу Ксеркса.

Однако война продолжалась. Всю надежду союзники возлагали на свой флот. Командовавшие им спартанские военачальники намеревались отвести его вслед за сухопутными силами к Коринфскому перешейку, но афинянам удалось убедить их не бросать свои семьи, бежавшие на остров Саламин, и дать персам сражение в Саламинском проливе. Зная о всех мелях и подводных течениях в проливе, союзники очень удачно расположили свой флот.

Тяжелые корабли Ксеркса, вошедшие в пролив, постоянно садились на мели и оказывались весьма уязвимыми при атаке греческих судов. Персидский владыка наблюдал за ходом морского сражения с высокого берега Аттики: его хваленый флот был разбит и потоплен на его глазах. Достойное сопротивление союзникам оказали лишь корабли царицы Артемисии, сражавшиеся на стороне персов. Корабль, на котором находилась сама царица, таранил несколько афинских судов и благополучно ускользнул от преследования. Видя это, Ксеркс горько воскликнул: «Мужчины у меня стали бабами, а женщины превратились в мужчин!»

Победа в Саламинском сражении воодушевила всех греков. Лишенная флота сухопутная армия Ксеркса оказалась под угрозой быть отрезанной от сообщения с Малой Азией, откуда персы получали подкрепления. На военном совете, устроенном Ксерксом, Артемисия убедила его оставить Грецию и вернуться в свои владения.

Так бесславно для персов закончился этот великий поход. Уже в те времена полагали, что царица Артемисия умело притворялась союзницей Ксеркса, а на самом деле действовала в интересах своих соотечественников. Будучи свидетелем ее мужества в Саламинском сражении, Ксеркс не заподозрил карийскую царицу в том, что она ведет против него тайную борьбу.

Как бы то ни было, персидский царь покинул Грецию. Впрочем, он еще не считал войну проигранной и оставил в Средней Греции мощный корпус под командованием полководца Мардония. В следующем, 479 году до н. э. между этим корпусом и союзническими силами произошло большое сражение возле города Платеи. Персы были разгромлены, а сам Мардоний убит. После этого в войне наступил перелом.

Отныне греки постоянно наносили персам поражения на суше и на море. Хотя война продолжалась еще 30 лет, исход ее был предрешен. В конце концов персам пришлось отказаться от всяких попыток подчинить Грецию. Более того, им пришлось признать независимость греческих малоазийских городов. Самая могущественная в мире держава признала себя побежденной не столь многочисленным, но свободолюбивым народом. Датой окончания греко-персидских войн считается 449 г. до.н.э.

После победы над персами. Перикл

Победа, одержанная в войне с персами, способствовала расцвету греческих городов-государств. В Фивах, в Фокиде и Аргосе по примеру Афин были свергнуты правящие аристократические группировки, и к власти пришла демократия. Наибольшие выгоды получили Афины. Афинский порт Пирей стал главным центром торговли в Восточном Средиземноморье. Еще во время войны стараниями афинян был создан морской союз, в который входило около 200 греческих полисов. Союзники учредили общую казну, которой заведовали афиняне. Им же было поручено руководить боевыми действиями. Пользуясь исключительными полномочиями, афиняне фактически свели своих союзников до положения вассалов.

В самих же Афинах не прекращалась борьба аристократической и демократической партий. В 462 году до н. э. была существенно ограничена власть ареопага. Все большую роль в государственной жизни стало играть народное собрание. Оно созывалось 3-4 раза в месяц, принимало законы, объявляло войну, заключало мир и распоряжалось государственными средствами. Наиболее ярким из исторических деятелей этого периода был Перикл.

Будучи выходцем из знати, Перикл, тем не менее, стал признанным вождем афинской демократии. Начиная с 443 г. до н. э. когда он был впервые избран стратегом (т. е. военачальником), Перикл пятнадцать лет находился у руля государства. При нем было установлено денежное вознаграждение за исполнение государственных должностей, на должности стали избираться граждане по жребию, а в народном собрании было введено тайное голосование.

Человек разносторонне образованный, Перикл мечтал о том, чтобы Афины стали «центром просвещения Эллады». В своем доме он собирал наиболее известных ученых, писателей и художников. Женою Перикла была красивая и умная женщина из Милета по имени Аспасия. Ее считали поборницей равноправия женщин. Восторженные афиняне сравнивали Перикла с верховным богом Зевсом, а Аспасию — с богиней Герой, супругой Зевса.

Не всем это нравилось. Поскольку Аспасия не была афинянкой, ее брак с Периклом не признавался законным. Однажды завистники Перикла привлекли Аспасию к суду по обвинению в распущенности, но суд оправдал ее благодаря заступничеству мужа. Хотя Периклу так и не удалось добиться признания законным своего брака с милетянкой, два их сына все же получили права афинского гражданства.

Пилопонесская война (431-404 до н.э.)

Афины при Перикле процветали и были самым богатым и сильным из греческих полисов. «Ни один афинский гражданин, — любил повторять Перикл, — при мне не надел черного плаща (то есть не был в трауре)». С его смертью в 429 г. до н. э. начался закат могущества Афин. К тому времени крайне обострились отношения Афин со Спартой. Оба государства соперничали за гегемонию в Греции. В 431 г. до н. э. между ними вспыхнула война, которая продолжалась около 30 лет, велась с крайней жестокостью и сопровождалась большими жертвами и разрушениями. В этой войне на той и на другой стороне участвовали почти все греческие полисы. В истории эта война называется Пелопоннесской по имени военного союза, который возглавляла Спарта. Спартанские войска несколько раз вторгались в Аттику и осаждали Афины.

Афиняне отвечали боевыми действиями на море и нападали на пелопоннесские города, поддерживающие Спарту. Была снаряжена также морская экспедиция на остров Сицилия, в которой участвовал огромный флот из 134 военных кораблей (триер), главным образом афинских. Эта экспедиция не принесла афинянам успеха. Военные неудачи привели к распаду Афинского морского союза. В самих Афинах произошел переворот, и к власти пришел сначала олигархический «совет четырехсот», а затем еще более узкая группировка «тридцати тиранов». Полномочия народного собрания были существенно урезаны.

Не в силах долее выносить вторжения спартанских войск, в 404 г. до н. э. Афины капитулировали перед своим врагом: им запрещено было иметь военный флот, за исключением нескольких сторожевых кораблей, а стены и укрепления порта Пирея разрушались. Кровопролитная междоусобная война так или иначе ослабила все греческие государства. Поэтому, когда у них появился новый могучий противник, они не смогли оказать ему достойного сопротивления.

Господство Македонии

Речь идет о Македонии, расположенной севернее Греции и во многом воспринявшей греческую культуру. К середине IV в. до н. э. Македония чрезвычайно усилилась и стала претендовать на гегемонию над Грецией. Царь Филипп II (356-336 гг. до н. э.) организовал многочисленную хорошо вооруженную армию и стал один за другим захватывать ослабленные греческие полисы. Ударную силу македонского войска составляла фаланга, перенятая ими у спартанцев, но значительно усовершенствованная.

Македонская фаланга состояла из тяжеловооруженных воинов с длинными копьями и строилась в 16 рядов. Важную роль в бою играла также конница, в которой служили знатные македоняне. Но Филипп II действовал не только силою. Прежде чем захватить тот или иной город, он привлекал на свою сторону часть его влиятельных граждан, не скупясь на богатые подарки. Подкупленные им люди агитировали сограждан в пользу Македонии, а когда приближалось македонское войско, открывали ему городские ворота. Филипп II с усмешкой говорил, что осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость.

Несмотря на поражение в Пелопоннесской войне, Афины оставались торговым и культурным центром Эллады, богатым и красивейшим из греческих городов. Дальновидные политики в Афинах понимали, что рано или поздно Македония доберется до их города. Об этом громогласно предупреждал искусный афинский оратор Демосфен. Его речи, направленные против Филиппа II, известны теперь как филиппики. Македонский царь объявил его своим личным врагом.

По мере того, как македоняне продвигались по Северной и Средней Греции, все больше греческих городов понимало, что им необходимо сплотиться перед лицом угрозы. Против Македонии образовался военный союз в составе Афин, Фив, Коринфа и Мегар. В 338г. до н. э. возле беотийского города Херонеи произошло кровопролитное сражение между армией Филиппа II и войском союзников. Оратор Демосфен сражался в первых рядах афинян.

Несмотря на то, что афиняне и фиванцы бились очень храбро, македонская конница сломила их сопротивление. Союзники потерпели поражение, и Филипп II продиктовал греческим городам-государствам условия мира. Будучи хитрым и искусным политиком, он объявил греков формально независимыми, но тут же обязал их поддерживать его в военных предприятиях. Повсюду были расставлены македонские гарнизоны. Из городов изгонялись неугодные Филиппу II политики. Демосфен был вынужден покинуть Афины и отправиться в изгнание.

В большинстве полисов к власти пришли олигархи, заискивавшие перед македонским царем. За исключением одной лишь Спарты все греческие государства попали в прямую зависимость от Македонии.

Битвой при Херонее (338 г. до н.э.) заканчивается классический период истории Древней Греции и начинается эпоха господства Македонии и эллинистических царств.


Вернуться к содержанию рубрики Древняя Греция

www.mysterylife.ru

Классический период культуры Древней Греции

Классический период культуры Древней Греции.

В самом начале V в. до н. э. Греция подверглась нашествию полчищ персидской державы. В ходе греческо-персидских войн сложился морской союз греческих городов, в который входило около двухсот государств. Первенство в нем принадлежало Афинам — крупнейшему экономическому, политическому и культурному центру Древней Эллады. Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании — экклесии, обладавшем высшей властью.

В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость. Афинское государство заботилось о культурном досуге граждан — малоимущим из казны выплачивали театральные деньги — теорикон — два обола на посещение театра.

В Афинах существовала развитая система образования: дети с семи до шестнадцати лет обучались в частных платных школах, где преподавались грамота, литература, музыка, математика. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятия спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина.

Театр.

Греческая трагедия (от слова «трагос», т. е. козел, буквально означает «песнь козла») произошла из печальных песен в честь бога виноградарства Диониса. Ему был посвящен козел, и участники празднества одевались в козлиные шкуры. Предводителем хора был запевала — «корифей».

В VI в. до н. э. Феспидом Афинским был введен один актер, затем Эсхилл ввел второго, а Софокл — третьего. Площадка для выступлений называлась орхестра. Первоначально зрители сидели на земле, затем, по инициативе Эсхилла (примерно 472 г. до н. э.) появилась «скена» — крытое сооружение небольшого размера для раздевалки актеров и хранения театрального реквизита. Передняя часть скены, обращенная к зрителям, была фоном драматического действия. Перед скеной — помостки — проскенион, предшественник современной сценической площадки. Три элемента: орхестра для хора, скена с проскениумом для актеров и «театрон» для зрителей — основополагающие элементы античного и современного театра.

Театр Диониса в Афинах имел 100 м в ширину, диаметр орхестры — 24 м, каменные скамьи уходили вверх на 30 м по наклонной и составляли 78 ступенек. Высота скамей 33 см (зрители приносили с собой подушки). Число зрителей — 17 тысяч. В таком огромном театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначавших либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина), либо душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние и т. д.) Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе (котурны). В древнегреческом театре почти не было декораций. Греки изобрели вращающуюся сцену.

В греческом театре был введен запрет на показ убийств. Одеон — здание для музыкальных и поэтических состязаний (в Афинах — 442 г. до н. э.). Организация театральных представлений: первые хоры состояли из 12 человек, со времен Сократа — 15, затем до 50. Роль режиссера выполнял дидаскал, хормейстера — хородидаскал. Были введены условности выступлений: не более трех человек, произносивших речи. Проводились репетиции, имелись судьи, существовал конкурс 5 авторов комедиографов. Женщины и молодежь не допускались на комедии из моральных соображений, так как артисты позволяли себе в словах и жестах то, что по мнению афинян, их жены и дети не должны были слышать. Театральное представление длилось с утра до позднего вечера, а иногда продолжалось и на следующий день.

Архитектура.

Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. В статуях, высеченных из мрамора или отлитых из бронзы, мастера стремились передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты. Этот образ связан прежде всего с обликом юноши-атлета.

Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах. За неполных два десятилетия (445—427 гг.) в Афинах был воздвигнут ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции. Возведенный в честь победы над персами, он был средоточием замечательных творений афинских зодчих и скульпторов, символом демократического, свободного государства.

Строительными работами в V в руководил скульптор Фидий, друг Перикла. Фидий посвятил Акрополю шестнадцать лет своей жизни. Он осуществлял надзор за возведением зданий, ему подчинялись отряды ремесленников и каменотесов. На западе находится парадный вход в Акрополь — пропилеи, которые построил архитектор Мнесикл. Пропилеи представляют собой два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой — к вершине Акрополя. Портики были увенчаны фронтонами. Слева к портику пропилей примыкала пинакотека — картинная галерея, а справа — храм Афины-Ники, построенный архитектором Калликратом. Стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придают зданию изящество. В центре площади стояла семиметровая статуя Афины, которая была своеобразной вертикальной осью всего ансамбля. Направо за площадью, главный храм Акрополя — Парфенон, посвященный Афине. Парфенон был построен архитекторами Иктином и Калликратом под общим руководством Фидия. При сооружении храма архитекторы стремились к гармоническому сочетанию обоих ордеров, когда мужественная и строгая дорика согласовывалась с утонченной и грациозной ионикой. Раскраска храма подчеркивала конструктивные детали и образовывала фон, на котором выделялись скульптурные детали фронтонов и метоп.

Последнее сооружение Акрополя — Эрехтейон, храм, посвященный Афине и Посейдону. Согласно мифам, он стоял на месте, где в древности происходил спор Афины и Посейдона. В полу храма было отверстие, сквозь которое показывали след на скале, оставленный трезубцем Посейдона, а перед храмом росла священная маслина. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях помещений. Три различных портика примыкают к нему, в том числе знаменитый портик кариатид на южной стене. Ощущение легкости и стройности дает применение ионического ордера.

Скульптура.

Пифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ (как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.

Искусство другого великого ваятеля — Поликлета — устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге с упором на одну ногу и соответственно приподнятой рукой. Образцом такой фигуры служит его знаменитый «Дорифор» — юноша-копьеносец. В этом образе — гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлением об идеальной красоте. Свои мысли и выводы Поликлет изложил в теоретическом трактате (до нас не дошедшем), которому он дал название «Канон».

Еще один великий скульптор V века — Фидий родился в Афинах и в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Фидий отлил скульптурную группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона. Ему принадлежит и двенадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне. Статуя Афины Парфенос была выполнена из слоновой кости и золота. Такая техника называлась Хризо-элефантинной. Но подлинную славу и величайшую известность принесла Фидию колоссальная статуя Зевса для храма в Олимпии. Она достигали 13 метров в высоту. Зевс восседал на троне из кедрового дерева. В правой руке он держал богиню победы Нику, в левой — скипетр, на котором сидел орел. Его лицо, руки и полуобнаженное тело были сделаны из слоновой кости, глаза — из драгоценных камней, плащ и сандалии — из золота. Эту статую постигла жестокая участь — в V веке н. э. она была уничтожена христианским духовенством.

Живопись.

Для греческого живописца реалистическая передача природы стала первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между 470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи.

О творчестве Полигнота мы можем судить только с чужих слов, правда очень авторитетных. Его многофигурные росписи в Афинах и Дельфах погибли безвозвратно. Прославленный римский естествоиспытатель Плиний Старший утверждает, что Полигноту первому удалось передать мимику лица и прозрачность женских одеяний. А великий Аристотель подчеркивает, что Полигнот стремился запечатлеть «моральное выражение» и что его монументальные росписи являлись вершиной искусства.

Замечательное его новшество заключалось в следующем. Вместо того, чтобы изображать фигуры в ряд (как это делали его предшественники), он вводил в композицию пейзаж и размещал их на разных уровнях, как бы на склоне горы, частично скрытыми неровностями почвы. Он рассчитывал таким образом создать впечатление глубины, утвердить третье измерение. Однако без светотени и ракурсов, еще не доступных Полигноту, этого нельзя было достигнуть.

studfiles.net

Архитектура Древней Греции. Классический период.

Во втором тысячелетии до н. э. греческие племена постепенно перемещаются в эгейскую область с севера. Племя дорийцев захватывает микенские территории и приносит с собой иной способ жизни и, видимо, знание железа.

Греки-дорийцы, племена которых покорили ахейские города, восприняли религиозно-мифологические представления ахейцев, многие навыки и традиции, но в целом они стояли на более низкой ступени общественного развития, потребовалось более трех столетий для того, чтобы на земле Древней Эллады созрело классовое общество и возникли рабовладельческие города-государства.

Под давлением дорийцев местное население отступает и заселяет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. На территории Греции возникает множество городов-государств, таких как Афины или Спарта, соперничающих между собой.

Историю культуры античного мира традиционно делят  на периоды.

Гомеровский период  (XI — IX вв. до н. э.) От архитектурных сооружений этого периода сохранились лишь руины, по которым можно судить о преемственности гомеровской Грецией эгейской культуры: в именах богов, которым посвящались храмы; в планах храмов, напоминавших очертания мегарона микенской эпохи с входом на узкой стороне прямоугольной постройки.

Архаический период (с XII до н. э. до 590 г. до н. э.) Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой. однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

Ранне-классический период (590 г. до н. э. — 470 г. до н. э.)
Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов.

Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и мало изящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым.

Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах, храм Аполлона в Дельфах (одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции) и храм Афины Паллады на острове Эгине, получивший в новейшее время громкую известность по скульптурным группам, украшавшим его фронтоны .

Храм Аполлона в Дельфах.

Древние греки придавали расположенному в Дельфах храму Аполлона и Дельфийскому оракулу огромное значение. Античный географ Страбон писал: «Наибольший почет выпал на долю этого святилища ради его оракула, так как из всех оракулов на свете он казался самым правдивым, но все же и местоположение самого святилища кое-что прибавило к его славе. Ведь оно расположено почти в центре всей Греции как по эту, так и по ту сторону Истма. Полагали также, что оно находится в центре обитаемого мира, и назвали его пупом земли. В добавок был сочинен миф, передаваемый Пиндаром, о том, что здесь встретились два орла, выпущенные Зевсом: один — с запада, другой — с востока».

Храм Аполлона в Дельфах.

Храм был построен в 366—339 годах до н.э., на месте нескольких сменявших друг друга построек, самая ранняя из которых датируется 548—547 годами до н.э. Но и до нее на этом месте существовало по крайней мере еще три храмовых здания-предшественника.

Ныне от величественного храма Аполлона уцелело несколько колонн и фундаменты. В длину храм составляет 60 м, в ширину — 23. Некогда его окружали со всех сторон по шесть колонн с торцов и по пятнадцать — на длинных боковых сторонах. Это был классический древнегреческий храм, получивший название периптера.

Олимпейон, храм Зевса Олимпийского самый большой во всей Греции храм, строившийся с VI века до н. э. до II века н. э.
Длина основания храма Зевса составляла примерно 96 м, а ширина — 40. Пятнадцать из ста четырех 17-метровых колонн храма стоят до сих пор, еще одна колонна лежит разобранной.

Олимпейон, храм Зевса Олимпийского

Храм Артемиды в Эфесе одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время Сельчук, Турция). Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разрушен готами.

Храм Артемиды в Эфесе

Классический период (470 г. до н. э. — 338 г. до н. э.)

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. Собственно в Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей.

В V-IVвв.до н.э. Афины стали главным городом Древней Греции. Кипучее строительство развернулось в правление Перикла. При нем, под руководством выдающегося скульптора Фидия был возведен ансамбль из нескольких сооружений — афинский Акрополь.

 

Храм Ники Аптерос

Афинский Акрополь.

Храмы,скульптуры и вся композиция Акрополя стали самым ярким примером расцвета греческого классического искусства.

У подножия холма находятся портик Пропилей- торжественных ворот-и маленький храм бескрылой Ники (Ники Аптерос).

 

 

Главный храм Акрополя-Парфенон

Главный храм Акрополя-Парфенон (447г.до н.э.).На фоне яркого голубого неба его колоны из коричневато-золотистого мрамора выглядят торжественно и монументально.Всего 46 колон окружают храм. Расстояние между крайними колонами меньше чем между колонами в середине. Это создает ощущение, что колоны движутся.

Парфенон украшал скульптурный фриз, большинство скульптур которого Фидий высек своими руками. На фризе запечатлены 365 фигур людей и 226-животных, и ни одна фигура не повторяется. Внутри здание делилось на две части. В большом зале стояла 12-метровая статуя богини Афины, созданная Фидием. Другую половину храма занимал зал, где хранились казна, государственный архив.

Небольшой храм Эрехтейон  стоит на месте, где, по преданию, произошел спор Афины с Посейдоном. Боги хотели владеть Грецией, но они должны были принести ей свои дары. Посейдон высек из скалы своим трезубцем соленый источник.

Афина вонзила в землю свое копье, и выросло оливковое дерево. Дар Афины людям понравился больше. И она стала покровительницей Аттики и города, которому дали ее имя.

Храм назван в честь одного из первых царей Афин – Эрехтея, который ради Афин принес в жертву богам свою дочь. В этом же храме и находилась его могила. В Эрехтейоне так же был похоронен мифический царь Кекроп, бывший основателем города Афины.

Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на архитектурную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса.

Храм Аполлона в Бассах ( уникальный в своем роде, так как сочетает в себе все три древнегреческих архитектурных ордера. В основе своей это — дорический храм, периптер, с пронаосом(пристройкой перед входом в храм), целлой, святилищем и сокровищницей. Он имеет 6 колонн по узким сторонам и 15 по длинным (в противоположность принятому в ту эпоху соотношению числа колонн 6 х 13). Храм посвящен Аполлону Эпикурейскому.  Аполлон Эпикурий означает Аполлон-спаситель, вероятно, потому, что он помог фигалийцам в борьбе со Спартой, либо потому, что он избавил город от эпидемии чумы, которая была распространена во время Пелопоннесской  войны.Сооружение храма относят к 420-400 гг. до н.э., а его архитектором считают Иктина (одного из строителей Афинского Парфенона), которому в этом своем творении удалось соединить множество архаических элементов, свойственных древней религиозной традиции Аркадии, с новейшими достижениями классической эпохи.По причине отдаленности от главных греческих центров, храм был долгое время забыт, но именно благодаря этому он так хорошо сохранился до наших дней. Он был случайно обнаружен французским архитектором в 1765 году. Первые серьёзные раскопки производились здесь в 1836 году (в них принимал участие Карл Брюллов).

Интерес представляет культовая статуя Аполлона, ещё раз подчеркнувшая асимметричное и живописное оформление храма. По одной из версий, она стояла против входа в маленькое отделение целлы, в южной части храма — таким образом, ее освещали первые лучи восходящего солнца. Статуя Аполлона, не сохранилась,  она якобы была увезена в IV в до н. э. в ново основанный пелопоннесский город Мегалополь и получила там новое место.

Храм Зевса в Олимпии

Храм Зевса в Олимпии (468—456 г.г.до н.э.)— один из самых почитаемых храмов Древней Греции, первый подлинный образец дорического ордера. Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии.Храм знаменит своими скульптурными украшениями, в особенности же колоссальной статуей отца богов, исполненной Фидием.Историческая реконструкция Храма Зевса 19 века, выполненная Паулем Неффом Верлагом.

 

Похожее

www.mir-arxitiktyri.ru

7. Греция в классический период.

  1. Греко-персидские войны. Причины Греко-персидских войн. Закономерности возникновения и развития «мировых» империй. Периодизация и характеристика основных этапов. Ионийское восстание. Первые вторжения персов в Балканскую Грецию, Поход Ксеркса. Образование Делосского союза. Освобождение малоазийских полисов. Завершающий этап Греко-персидских войны. Итоги и значение Греко-персидских войн.

  1. Экономический и социальный строй Греции VIV вв. до н.э. Факторы, обусловившие социально-экономическое развитие Греции в классический период. Экономический расцвет греческих полисов. Интенсификация сельского хозяйства и ремесленного производства. Развитие товарно-денежных отношений. Уровень разви­тия товарного производства и товарно-денежных отношений. Про­блема характера античной экономики.

Социальный строй. Понятие «классическое рабство». Источники рабства, сфера применения рабского труда, формы эксплуатации рабов. Проблема соотношения труда свободных и рабов. Экономическое и правовое положение рабов.

Свободное население: структура свободного населения, земельные отношения, характер социальной структуры гражданского коллектива. «Социальная» политика полиса (на примере Афин).

7.3. Расцвет Афинской демократии. Причины развития демократии в Афинах. Обострение борьбы аристократии и демоса на завершающем этапе Греко-персидских войн. Реформы Эфиальта. Афины при Перикле. Государственный строй Афин. Внутренняя и внешняя политика Перикла. Афинская демократия и Афинская Архэ. Особенности античной демократии.

7.4. Пелопоннесская война. Взаимодействие двух тенденций в политическом развитии Греции. Причины Пелопоннесской войны. Периодизация. Соотношение сил на начальном этапе. Архидамова война. Сицилийская экспедиция. Завершающий этап войны. Афины и союзники. Поражение Афин. Причины поражения Афин. Условия мира. Экономические и социально-политические последствия Пелопоннесской войны.

8. Греция в первой половине IV в. до н.э. Кризис полиса. Понятие «кризис полиса». Причины и проявления кризиса. Эволю­ция земельных отношений, обострение социально-политических противоречий, кризис полисной политической системы, военной организации.

Расстановка политических сил в Греции после Пелопоннес­ской войны. Борьба крупных полисов за гегемонию. Спартанская гегемония. Коринфская война. Усиление влияния Персии в Греции. Период преобладания Беотийского союза. Ослабление Спарты. Вто­рой Афинский морской союз.

Поиск путей выхода из кризиса в греческой политической мысли. Модели идеального полиса (Платон). Концепция панэлли­низма (Ксенофонт, Исократ).

9. Установление македонской гегемонии в Греции. Восточные походы. Природные условия, население и особенности исторического развития античной Македонии. Возвышение Македонии при Филиппе II. Вмешательство Филиппа II во внутригреческие дела, Борьба про македонских и антимакедонских группировок в греческих полисах, Битва при Херонее. Коринфский конгресс. Оформление македонской гегемонии.

Характер межгосударственный отношений в классический период. Понятия «свобода», «автономия», «гегемония».

Причины и цели войны с Персией. Подготовка восточного по­хода. Основные этапы. Завоевание Малой Азии, Сирии и Египта. Разгром Персидской державы. Индийский поход. Образование державы Александра. Борьба за наследство Александра и распад его державы. Образование эллинистических государств. Значение Восточного похода.

10. Эпоха эллинизма. Понятие «эллинизм». Проблема эллинизма в историографии. Хронологические рамки и периодизация эпохи. Александр Македонский и эллинизм. Анализ «восточной политики» Александра. Проблема преемственности политики Александра и эллинистических правителей.

Социально-экономический строй эллинистических обществ. Влияние Восточного похода на экономическое развитие Восточного Средиземноморья. Социально-экономическое положение Греции и Македонии в эллинистический период. Проблема социально-экономического строя восточно-эллинистических обществ (на примере Селевкидского и Птолемеевского государств). Земельные от­ношения. Формы зависимости. Соотношение античного и древне­восточного социально-экономических укладов.

Политическая организация эллинистических обществ. Разви­тие федеративной тенденции в Греции. Восточно-эллинистическая монархия, ее особенности. Характер власти эллинистических прави­телей. Царский культ. Эллинистическая монархия и полис. Граж­дане ко-храмовые общины,

Основные тенденции развития эллинистической культуры. Понятие «эллинистическая культура». Формы эллинистической культуры. Процесс эллинизации. Соотношение греческих и восточ­ных элементов. Особенности мировосприятия человека эллинистической эпохи. Религиозные процессы. Развитие монотеистической тенденции.

Место эпохи эллинизма в развитии античной и мировой циви­лизаций.

Источники:

Геродот. История. — М. 1993.

Ксенофонт. Анабасис; Греческая история. -М., 2003,

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — Т. I-II. — М., 1994.

Полибий. Всеобщая история. — Т. 1-Ш. — СПб., 1994—1995.

Страбон. География. — М., 1994.

Фукидид. История. — М, 1981.

Литература:

Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: искусство и политика. -СПб., 2008.

Андреев Ю.В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железного века (Ш — начало I тыс. до н.э.). — СПб., 2002.

Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Гомеровский период. — Л., 1976.

Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии: несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. — СПб.. 1999.

Античная Греция / под ред. Е.С. Голубцовой и др. — М., 1983. -Т. 1,2.

Античный полис: курс лекций. — М. 2010.

Берве Г. Тираны Греции. — Ростов н/Д, 1997.

Бикерман Э. Государство Селевкидов. — М, 1985.

Бикерман Э. Хронология Древнего мира. Ближний Восток и ан­тичность. — М., 1975.

Блаватская Т.В. Черты истории государственности Эллады. — СПб., 2003.

Блаватская ТВ. Греческое общество второго тысячелетия до но­вой эры и его культура. — М, 1976.

Бриан П. Дарий в тени Александра. — М, 2007.

Бузескул В.П. Введение в историю Греции: обзор источников и очерк разработки греческой истории в XIX и в начале XX в. — СПб., 2005.

Виппер Р.Ю. Греция. Избранные сочинения в 2-х т. — Т. 1. — Рос­тов н/Д, 1995.

Гафурое Б.Г., Цыбукидис Д.И. Александр Македонский и Восток. -М., 1980.

Древняя Греция / под ред. В.В. Струве и Д.П. Каллистова. — М., 1956.

Дэеис Дж.К. Демократия и классическая Греция. — М., 2004.

Жигунин В.Д. Международные отношения эллинистических го­сударств в 280-220 гг. до н.э. — Казань, 1980.

Зайцев A.M. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. — 2-е изд. — СПб., 2000.

Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма): учебное пособие / под ред. В.И. Кузищина. — М., 1982.

Карпюк С.Г. Общество, политика и идеология классических Афин. — М, 2003.

Кащеев В.И. Эллинистический мир и Рим: война, мир и диплома­тия в 220-146 гг. до н.э. -М., 1993.

Кембриджская история Древнего мира. Т. III. Ч. 3: Расширение греческого мира VIII-VI века до н.э. — М., 2007.

Кошеленко ГА. Греческий полис на эллинистическом Востоке. — М., 1979.

Маринович Л.П. Греки и Александр Македонский. — М., 1993.

Маршювич Л.П. Греческое наемничество IV в. до н.э. а кризис полиса. -М., 1975.

Мелаяченко ИВ. Афинская демократия: государственное устрой­ство и политический режим классических Афин в правовых, историче­ских, социальных терминах. — М., 2007.

Молчанов А.А. Социальные структуры и общественные отноше­ния в Греции II тысячелетия до н.э. (Проблемы источниковедения ми-ноистики и микенологии). — М., 2000.

Немировскгш А.И. Рождение Клио. — 2-е изд. — Воронеж, 1986.

Печатнова Л. Спартанские цари. — М.. 2007.

Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). -СПб., 2001.

Полякова Г.Ф. Социально-политическая структура пилосского общества (по данным линейного письма В). — М., 1978.

Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. -М.; Л.. 1950.

Суриков И.Е. Античная и классическая Греция: проблемы исто­рии и источниковедения: учебное пособие. — М., 2007.

Суриков И.Е. Остракизм в Афинах. — М., 2006.

Суриков И.Е. Солнце Эллады: история Афинской демократии. -СПб., 2008.

Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. -М.. 2004.

Тарн В. Эллинистическая цивилизация. — М., 1949.

Тумане X. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Першит (VIII—V вв. до н.э.). — СПб.. 2002.

Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Лич¬ность. Власть). — СПб., 2001.

Фролов Э.Д. Греческие тираны (IV в. до н.э.). -Л., 1972.

Фролов Э.Д. Парадоксы истории — парадоксы античности. -СПб., 2004,

Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. — .П., 1988.

Шофман А.С. Восточная политика Александра Македонского. -Казань, 1976.

Шофман А.С. Распад империи Александра Македонского. — Ка¬зань. 1984.

Эллинизм: Восток и Запад. — М, 1992.

Эллинизм: экономика, политика, культура. ~ М.. 1990.

Яшенко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. — М., 1990.

studfiles.net

Искусство Греции классического периода – V в до н.э.

Поделись с друзьями

            Классическая Греция (V—IVвв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

            Отстояв свою независимость, греки создали новое общество с новым образом мышления. Будучи торговцами, моряками и путешественниками, они оказали влияние на развитие многих культур. Философы, врачи и учёные распространяли новые взгляды на мир, основанные на наблюдении и дискуссии. Старые сельские обычаи отмирали с ростом городов. Создавались новые искусство, архитектура и наука. Развивались философия и медицина, основанные на изучении природы.

            Без сомнения, самое большое влияние на  последующие  поколения  оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная  красота,  гармония и  ясность  служили  образцом  и  источником  для  позднейших  эпох  истории культуры.

            Потребовалось  несколько  столетий,  прежде  чем   дорийские   племена, явившиеся  с  севера  в  12  веке  до  н.э.,  к  6  веку  до  н.э.   создали высокоразвитое  искусство.  Далее  последовали   три   периода   в   истории греческого искусства:

    1) архаика, или древний период, — примерно с 600 до 480 года  до  н.э., когда греки отразили нашествие персов и,  освободив  свою  землю  от  угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно.

    2) классика, или период расцвета, — с 480 по 323 годы  до  н.э.  —  год смерти Александра Македонского,  который  покорил  огромные  области,  очень непохожие по своим культурам; эта пестрота  культур  была  одной  из  причин упадка классического греческого искусства;

    3) эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.

            Греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины — на Малую Азию и  Италию,  на  Сицилию  и  другие  острова  Средиземноморья,  на Северную Африку  и  другие  места,  где  греки  основывали  свои  поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.

    В  греческой  архитектуре   господствовали   три   стиля:   дорический, ионический, коринфский. Древнейшим из  них  был  дорический  стиль,  который сложился уже в  эпоху  архаики.  Он  был  мужественным,  простым  и  мощным. Название он получил от дорических племён, которые  его  создали.  Дорическая колонна тяжеловесна, чуть ниже середины  немного  утолщена —  она  словно  бы слегка раздалась под тяжестью перекрытия. Верхнюю часть колонны  —  капитель образуют две каменные плиты; нижняя плита  круглая,  а  верхняя  квадратная. Устремлённость колонны вверх подчёркивают вертикальные желобки.  Перекрытие, опирающееся на колонны, в своей верхней части окружено  по  всему  периметру храма полосой украшений — фризом. Он  состоит  из  чередующихся  пластин:  на одни  нанесены  два  вертикальных  углубления,  на  других  обычно  помещены рельефы.  По  краю  крыши  проходят  выступающие  карнизы:  на  обеих  узких сторонах храма  под  крышей  образуются  треугольники  —  фронтоны,  которые украшали скульптурами. Сегодня  сохранившиеся  части  храмов  белого  цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда — то  их  фризы  и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

            Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда  уже  он проник в собственно греческие области. По  сравнению  с  дорическим  колонны ионического стиля  более  нарядны  и  стройны.  Каждая  колонна  имеет  своё основание — базу. Средняя часть капители напоминает подушку  с  закрученными в спираль углами, т.н. волютами.

            Расцвет греческой архитектуры начался в 5 веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно  связана  с  именем  знаменитого  государственного  деятеля Перикла. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, — превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, — находила практическое воплощение и в широкой строительной программе.

            Во время его правления были начаты грандиозные строительные  работы в Афинах — крупнейшем культурном и  художественном  центре  Греции.  Главное строительство  велось  на  древнем  укреплённом  холме  Акрополе.  Даже   по развалинам можно представить,  как прекрасен  был  в  своё  время  Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на  возвышении, как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой  изящный  храм  богине  победы Нике. Через ворота с колоннами  посетитель  попадал  на  площадь,  в  центре которой высилась  статуя  покровительницы  города,  богини  мудрости  Афины; далее  виднелся  Эрехтейон,  своеобразный  и  сложный  по  плану  храм.  Его отличительная черта — выступающий сбоку портик, где перекрытия  поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде шести женских фигур, т.н. девушки-кариатиды. Это единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом.

            В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора. ( Пери́птер — тип храма в антах, вокруг которого со всех сторон был чаще всего дорический ордер (вид архитектурной композиции), колонны в один ряд. Понятие ввёл Витрувий, который дал типологию древнегреческих храмов (мегарон, простиль, амфипростиль, периптер, диптер)).

            Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи.

            Величайшим достижением греческого строительного искусства  были  храмы. Строительство храма  было  подчинено  определённым  правилам.  Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.

            Главное сооружение Акрополя — посвящённый  Афине  храм  Парфенон.  Этот храм — наиболее совершенное сооружение в дорическом  стиле  —  был  завершён почти  две  с  половиной  тысячи  лет  назад,  но  нам  известны  имена  его создателей: их звали  Иктин  и  Калликрат. При строительстве Парфенона, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. В  храме  стояла  статуя  Афины, изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов,  160  — метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное  шествие  афинян. В создании этого великолепного рельефа,  на  котором  были  изображены  около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие  Фидий. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях.

            Скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. В классическую эпоху главным делом скульпторов  было  создавать  статуи богов и героев и украшать храмы  рельефами. К  этому  добавлялись  светские образы, например,  изваяния  государственных  деятелей  или  победителей  на Олимпийских играх.

            В верованиях  греков  боги  похожи  на  обыкновенных  людей,  как  своей внешностью, так и образом жизни. Их и изображали  как  людей,  но  сильными, хорошо развитыми физически и с  прекрасным  лицом.  Часто  людей  изображали обнажёнными, чтобы показать красоту гармонически развитого тела.

            На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур — куросу и коре — приходит гораздо большее разнообразие типов. Скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела.

            По скульптурам и рельефам, украшавшим такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды — при переходе от архаики к строгому стилю и далее — к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более лёгкой задачи — передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача — передать движения души.

            Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщённый образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.

            В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется, прежде всего, с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. В 5 веке до н.э. эти скульпторы, каждый  по — своему, обновили искусство  скульптуры  и  приблизили  его  к  реальности. Идеальный гражданин полиса — основная тема творчества Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Молодые обнажённые  атлеты  Поликлета,  например  его «Дорифор» (юноши с копьём), которую греки считали образцовым произведением, опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена.  Таким  образом,  можно  было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным  фигурам нельзя было придать более  выразительные  жесты  или  сложные  позы:  статуя могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор  —  сломаться.  Этих  опасностей можно было  избежать,  если  отливать  фигуры  из  бронзы.  «Дорифор» Поликлета — воплощение физически и духовно совершенного человека.

            Первым  мастером сложных бронзовых отливок был Мирон — создатель знаменитого «Дискобола». Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий — «Дискоболе» впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия — крупнейшего из греческих скульпторов.

            Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он руководил работами по украшению Парфенона фризами  и  фронтонными  группами. Великолепны его бронзовая статуя Афины на  Акрополе  и  12  метровой  высоты покрытая золотом  и  слоновой  костью  статуя  Афины  в  Парфеноне,  позднее бесследно  исчезнувшая.

            Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны ещё мало. В 60-е годы Фидий создаёт колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

            Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона, главного храма Афин, посвящённого покровительнице этого города и всей Аттике,- богине Афине. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь своё идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия — бесспорной вершине искусства высокой классики.

            Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой — символ власти — скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

            В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца 5 века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный — надгробие Гегесо, дочери Проксена) — изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (например: трагедия Еврипида).

            Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета, в наши дни они  могут  показаться  немного  холодными.  Правда,  отсутствует оживлявшая их в своё  время  раскраска;  но  ещё  более  для  нас  чужды  их равнодушные  и  похожие  друг  на  друга  лица.   Действительно,   греческие скульпторы той поры  не  пытались  выразить  на  лицах  статуй  какие  — либо чувства  или  переживания.  Их  целью  было  показать  совершенную  телесную красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями — и их немало,  —  которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову.

            Если в 5 веке до н.э. были созданы возвышенные и серьёзные образы, то в 4 веке до н.э. художники склонялись к выражению нежности и  мягкости.

            Во всём, в построениях храмов, в скульптурах прослеживается идея гармонии, основанная на золотом сечении. Взять материал и исключить все лишнее — таков афористически запечатлённый план ваятеля. Что касается греческой скульптуры, то здесь искания пропорциональности человеческого тела — были несомненны. Принято считать, что понятие о золотом делении ввёл в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор своё знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян.

            Вторая четверть V в. — годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики — Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот приём засвидетельствован и в вазописи.

            Особое место в греческой живописи  принадлежит  росписям  на  вазах.  В древнейших вазах на обнажённую красную  поверхность  наносили  чёрным  лаком силуэты людей и животных. На них процарапывали  иглой  очертания  деталей  — они проступали в виде тонкой красной линии. Но этот  приём  был  неудобен  и позднее  стали  оставлять  фигуры  красными,   а   промежутки   между   ними закрашивали чёрным, т.е.  наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком. Так было удобнее прорисовывать детали  —  их  делали  на красном фоне чёрными линиями. Сюжеты для вазописи черпали из гомеровского эпоса, многочисленных мифов о богах и героях, изображали на вазах празднества и  спортивные  состязания. Росписи на вазах,  исполненные  часто  мастерами  —  керамистами  с  большим искусством, интересны ещё и тем, что они повествуют о реальной бытовой жизни древних  греков, о их внешности, предметах быта, обычаях и многом другом, т.е.  для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие.

            В произведениях античных писателей можно  прочесть  о  том,  что  в  их времена процветала также живопись, но  от  росписей  храмов  и  жилых  домов почти ничего не сохранилось. Мы знаем также,  что  и  в  живописи  художники стремились к возвышенной красоте. Характерная  для  классической  Греции  черта — это идеализация  образа во всём.

students-library.com

Классический период в Греции

1. Афинский период. Второй период Греческой истории был периодом наиболее блистательным, временем общественного прогресса и военных побед. Одержав победу над самым могущественным государством того времени, Персией, греки стали народом, не имевшим соперников. После вооруженного отпора, данного персам, началось их вытеснение вместе с финикиянами с торговых рынков; здесь греки также оказались ведущими. Темпы их развития в V веке были головокружительными: победы следовали за победами, политические реформы сменяли одна другую, делались научные открытия, создавались шедевры искусства.

Но этот блистательный период отнюдь не был периодом мира. Напротив, то было время непрерывных войн, внутренней борьбы между греческими государствами, общественными классами, партиями, вождями. Борьба с захватчиками вызвала патриотический подъем, укрепляла ощущение силы и народного единства.

В стране со многими политическими, промышленными, торговыми и умственными центрами один из центров выдвинулся вперед, а именно Аттика и в ней Афины. Аттика имела выгодное положение в географическом плане и обладала сравнительно большими ископаемыми богатствами. Уже в VI веке до н. э. Писистрат превратил Афины в морскую державу, развил в ремесленном и торговом отношении, взял под свое покровительство искусство и литературу. До середины V века до н. э. Афины щедро раздавали свое гражданство; уже тогда по количеству населения и своим богатствам Афины затмили даже Сиракузы. Их позиция укреплялась как благодаря победам оружия, так и благодаря культуре. Под эгидой Афин был создан морской союз; в Афины было перенесено дельфийское хранилище. Апогея своего величия Афины достигли во времена Перикла, во второе тридцатилетие V века, в так называемый аттический период.

Если в начале V века до н. э. греческая культура развивалась в двух направлениях — дорическом и ионическом, то афинская культура складывалась из обоих элементов. Ионический и дорический стили стали двумя стилями одной страны. На Акрополе рядом с дорическим Парфеноном был воздвигнут в ионическом стиле Эрехтейон. Эстетика афинских софистов была выдержана в ионическом эмпирическом стиле, Платон же продолжал традиции дорического априоризма.

2. Демократический период. Развитие Афин шло в направлении общественного прогресса, демократизации жизни. Реформы начались уже во времена Солона, в VI веке, и получили более широкое развитие на рубеже V века, при жизни Калисфена. Тогда произошло уравнение граждан в правах, они получили право участия в управлении государством. В 464 году утратил свою власть ареопаг, последний недемократический институт. Постановлением, в силу которого вводилась плата за занимаемые должности, Перикл предоставил участие в органах управления даже самым бедным. На должности не выбирались, а проводилась жеребьевка. Согласно конституции, по крайней мере, три раза в месяц созывалось Народное собрание. Даже текущие вопросы решались коллективно, Советом Пятисот. Каждый афинянин принимал участие в общественных делах, и притом это участие было постоянным. Каждый — но только не рабы, которые работали, чтобы граждане могли управлять и посвящать себя наукам и искусствам.

Никогда прежде искусство не было в столь большой степени связано с жизнью народа. Трагедии и комедии служили политике, прославляли и порицали экономические и политические программы.

3. Афинский народ. Ошибочно было бы представлять себе афинский народ, управлявший страной в ее наиболее блистательную эпоху, как объединение просвещенных граждан, образец прогресса и добродетелей. Этот народ проявлял, скорее, недоброжелательность в отношении просвещения. Ведь Сократ, поборник просвещения, был приговорен к смерти. Ксенофонт — устами Сократа — замечает, что Народное собрание состояло из тех людей, которые торговали на рынке и думали только о том, чтобы подешевле купить и подороже продать. Достаточно известно об отрицательных сторонах афинян — о корыстолюбии, зависти, тщеславии, пристрастии к внешним эффектам. Но, несомненно, однако, и то, что они обладали также большими достоинствами. Они были легко возбудимы, впечатлительны, имели буйную фантазию, и, в противоположность угрюмым спартанцам, безмятежны и веселы. Это были люди свободные и испытывали потребность в свободе. У них была склонность к прекрасному, естественный хороший вкус, они знали толк в хорошем искусстве. Они сочетали естественную чувственность со склонностью к абстрактным идеям. Они любили жить беззаботно, но в случае необходимости готовы были пойти на жертвы и проявить героизм. Они были корыстолюбивы, но в то же время обладали честолюбием, и честолюбие делало их великодушными. Это были универсальные люди, распределявшие свое время между профессиональным трудом, общественными делами и увеселениями.

Выло бы ошибочным представлять себе жизнь афинян богатой, обильной, удобной. Фукидид передал слова Перикла: «Мы красоту любим, соблюдая умеренность, мудрость любим, в слабость не впадая». Личные требования афинян были скромными, великолепием блистали только общественные, но не частные здания. Афиняне не хвастались своими богатствами, но и не скрывали скудости. Поскольку они довольствовались малым, среди них было много людей, свободных от материальных забот, людей, которые могли если не творить искусство, то наслаждаться им. Исократ, вспоминая впоследствии времена Перикла, мог сказать: «Каждый день у нас был праздник». И, несмотря на всю суету афинской эпохи, именно тогда появилась сентенция, которой Анаксагор ответил на вопрос, почему он предпочитает лучше быть, чем не быть: «Для того чтобы смотреть на небо и за порядком вселенной».

4. Конец эпохи. Благоприятные политические условия в Греции удержались недолго. Согласие греческих государств уже в конце V века до н. э. было нарушено раздорами и соперничеством; продолжительная Пелопоннесская война разорила страну. На Афины обрушились особенные бедствия: осады, эпидемии, обострение внутренней борьбы, частые политические перевороты, ограничения политического строя, бесплодные попытки восстановления гегемонии. IV век стал эрой македонского господства и господства Херонеи. Афины политически пришли в упадок. Есть основания ограничить классическую эпоху в политическом отношении V веком, но с точки зрения умственной культуры этого делать нельзя. Существенных перемен в IV веке в этой сфере не произошло, Афины продолжали оставаться столицей литературы, красноречия, искусства, науки. Государственность греков клонилась к упадку, но культура достигла такого расцвета, что могла стать универсальной культурой, господствующей в мире. Политические и социальные завоевания греков оказались непрочными, по их искусство пережило тысячелетия, как и наука об искусстве.

5. Классический период. Непродолжительный кульминационный период греческой культуры принято называть «классицизмом», «классическими» называют литературу и искусство того времени. Однако это понятие является многозначным.

а. Классическим исходя из одного из значений этих, то называют, что является наиболее зрелым, гораздо совершенным выражением какой-либо культуры, искусства, стиля, направления. В этом смысле V и IV века в Греции, и в особенности эпоха Перикла, являются классическими, ибо они представляют собой совершенное, кульминационное выражение культурного развития Греции. Однако следует помнить, что классическими являются и другие культуры, совершенно не похожие на культуру времен Перикла. Готическая культура XIII века также является классической, ибо представляет собой зрелое выражение средневековья, тогда как первая — античности. Классические периоды обычно продолжаются недолго; едва культура, искусство, поэзия достигают своего апогея, как уже начинают приходить в упадок; на вершинах трудно удержаться. В Греции, несомненно, классическим периодом была короткая эпоха Перикла, и только в более произвольном значении его можно распространить на два столетия.

Классическим искусству и поэзии противостоят менее совершенные, менее зрелые искусство и поэзия. Уточним: противоположностью классицизма является, с одной стороны, «архаизм» или «примитивизм», когда искусство еще не достигло зрелости, а с другой — уже перезревшее искусство. Последнее определяли одно время термином «барокко», однако ныне преобладает тот взгляд, что барокко является другим типом искусства, которое имело свои классические периоды и периоды увядания.

б. Слово «классический» и другое имеет значение: означает оно культуру, искусство, поэзию, направление, стиль, обладающие определенными чертами, а именно гармонией, сдержанностью, соразмерностью, уравновешенностью. Поэзия и искусство V и IV веков в Греции были классическими также и в этом значении, став образцом и мерой для всех позднейших периодов, которые стремились к умеренности, гармонии, равновесию…

Искусство, литература, культура времен Перикла и даже всего V и IV веков до н. э. были в обоих значениях классическими. Распространяя это понятие, иногда всю древность называют «классической». Но древность не сразу стала зрелой, она не до конца была отмечена умеренностью и равновесием, она имела также свои столетия барокко и романтизма. Классическим в ней был период V и IV веков. Но это был не единственный классический период в истории: в поздней древности, в средние века и во время новое классические периоды возвращались как время совершенства и умеренности. Так было у римлян в царствование Августа, у франков в правление Карла Великого, во Флоренции во времена Медичи. В Париже при Людовике XIV и Наполеоне подражали старым классическим формам.

В XIX веке литературу и искусство, подражавшие старым формам, называли «псевдоклассическими», теперь их называют «классицистскими». Театр Софокла был классическим, а театр Расина — классицистским, скульптуры Фидия были классическими, а Кановы — классицистскими.

В эпохе Перикла историк может увидеть не только классическую эру kat’exochen, но прототип других классических эпох и образец классицистских.

informvest.ru