В результате дворцового переворота к власти в России пришла Елизавета Петровна

В ночь на 25 ноября (6 декабря) 1741 г. в России произошёл дворцовый переворот, в результате которого к власти пришла дочь Петра I и Екатерины I Елизавета, правившая страной на протяжении 20 лет.

Для XVIII в. дворцовые перевороты не были редкостью. Их истоки крылись в слабости правящей власти, поскольку из-за нарушения наследования престола по прямой мужской линии управление государством нередко оказывалось в руках регентов, стремившихся стать полноправными монархами. Именно такая ситуация сложилась в России после смерти Анны Иоанновны.

По завещанию императрицы престол унаследовал её внучатый племянник, малолетний Иоанн Антонович, а регентом при нём был назначен Э. И. Бирон. Но уже через несколько недель мать наследника, Анна Леопольдовна, сместила Бирона и сама стала регентшей. Известно, что она готовила новый акт о престолонаследии, рассчитывая стать императрицей ко дню своего рождения — 7 (18) декабря. Ради достижения цели она старалась заручиться поддержкой широких кругов общества посредством раздачи привилегий и пожалований, разорявших и ослаблявших страну. Однако осенью 1741 г. наметилось нарастание недовольства Брауншвейгской династией. Дворянство негодовало из-за нарушения порядка присвоения чинов, которые раздавались по прихоти правительницы. Гвардия роптала против муштры и усиления наказаний, с помощью которых власти пытались навести порядок в позабывшей о дисциплине армии. А приказ об отправке находившихся в столице гвардейских полков на театр военных действий в Финляндию стал последней каплей, которая привела солдат в лагерь сторонников царевны Елизаветы.

Именно гвардейские низы, а не офицерская элита, как в других аналогичных ситуациях, стала ударной силой переворота 1741 г. Елизавета Петровна намеревалась задействовать гвардию лишь в самом крайнем случае, осознавая опасность вовлечения войск в политическую борьбу. Она пыталась опереться на поддержку Европы и вела переговоры с представителями Франции и Швеции, пытаясь убедить их в существовании большого числа своих приверженцев среди русской знати. Однако зарубежные участники политической интриги не отличались особой щедростью в предоставлении средств для осуществления заговора, поскольку Елизавета предусмотрительно не давала никаких обещаний, которые могли бы повредить стране в случае её победы. К тому же действия шведских войск против России оказались неудачными, поэтому рассчитывать царевна могла только на внутренние силы.

После разговора с Анной Леопольдовной, выразившей недовольство по поводу общения кузины с французским и шведским посланниками, Елизавета решила форсировать события. Заручившись согласием стоявших в карауле гренадёр Семёновского полка, в ночь на 25 ноября (6 декабря) она лично направилась в казармы преображенцев, чтобы повести за собой солдат. Дочь Петра I поддержала большая часть унтер-офицеров, отобранных в образцовую роту самим принцем Антоном-Ульрихом Брауншвейгским. Принеся присягу новой императрице, гренадёры под предводительством камер-юнкера М. И. Воронцова и лекаря И. Лестока направились в Зимний дворец и арестовали правящее семейство.

Переворот произошёл быстро и бескровно. Свергнутый Иоанн Антонович провел в заточении всю жизнь и был убит в 1764 г., когда его пытались освободить для осуществления очередного дворцового заговора.

Совершившая переворот рота Преображенского полка была переименована в лейб-кампанию, капитаном которой стала сама императрица. Все рядовые получили дворянство и имения, а офицеры — новые чины и подарки.

В России началась двадцатилетняя эпоха Елизаветы.

Лит.: Анисимов Е. В. Дворцовые тайны. М., 2007; Курукин И. В. Дворцовый переворот 1741 года: причины, «технология», уроки // Отечественная история. 1997. № 5.

См. также в Президентской библиотеке:

Дворцовый переворот в России. Низложение императора Петра III, возведение на престол Екатерины II // День в истории. 9 июля 1762 г.;

Императрица Елизавета Петровна: [цифровая коллекция].

Тест по теме: «Россия в XVIII веке». 1 вариант. 1. Отметьте одну из причин дворцовых.

..

в политической жизни государства б) стремление к власти женщин царской крови в) интриги членов Верховного тайного совета. 2. Назовите автора документа, в котором есть такие строки: «Жалуем сим именным Указом с монаршеским и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть вероподанными собственно нашей короне рабами, и награждаем вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением земель, лесными, сенокосными угодьями, и освобождаем всех прежде чинимых от дворян и градских мздоимцев – судей всем крестьянам налагаемых податей и отягощения». а) Петр III б) Т. Костюшко в) Е. Пугачев 3. Отметь основные события русско-турецкой войны 1768-1774 гг. а) сражение при р. Ларге и Калуге, взятие турецкой крепости Туртукай б) сражение у Кунерсдорфа и на реке Кагул; взятие турецкой крепости Измаил в) переход русских войск под командованием А.В. Суворова через Альпы; взятие Измаила; победа русского флота в Чесменской бухте. 4. Кто из императриц основал Институт благородных девиц, издал указ об учреждении народных училищ, открыл учительскую семинарию при Московском университете, подписал указ о «Вольных типографиях», дававший право всем желающим открывать издательские предприятия? а) Анна Иоанновна б) Елизавета Петровна в) Екатерина II 5. Передача монастырских церковных земель в государственное управление называется: а) кондицией б) секуляризацией в) коалицией 6. Первые ассигнации были выпущены в денежное обращение в России а) в 1731 г. б) в 1768 г. в) в 1785 г. 7. Должность капитана – исправника, занимавшегося делами уезда, была введена а) в 1773 г. б) в 1775 г. в) в 1785 г. 8. Отметьте ближайших сподвижников Екатерины II. а) Э.И. Бирон, Б.Х. Миних, А.И. Остерман б) Н.И. Панин, Г.Г. Орлов, Г.А. Потемкин в) А.П. Бестужев-Рюмин, Н.И. Шувалов. 9. В 1783 г. произошло присоединение к России территорий а) Крымского ханства б) казахских Младшего и Среднего жузов. в) в результате первого раздела Польши. 10. Отметьте военачальников, прославившихся победами на море. а) П. Салтыков, А. Суворов, Г. Потемкин б) С. Грейг, Ф. Ушаков, Г. Спиридонов в) А. Орлов, А. Бибиков, Х.А. Миних 11. Паровую машину создал А) И. Ползунов Б) И. Кулибин В) А.К. Нартов. 12. Русский ученый-энциклопедист, сыгравший большую роль в становлении российской науки в целом, а также в деятельности Московского университета, в развитии антинорманской теории А) В.Н. Татищев Б) М.В. Ломоносов В) М.И. Шеин 13. «Описание земли Камчатки составил» А) М.В. Ломоносов Б) В. Беринг В) С.П. Крашенинников 14. Мореплаватель, доказавший, что между Азией и Америкой существует пролив А) М.В. Ломоносов Б) В. Беринг В) С.П. Крашенинников 15. В правление Павла 1 принят указ: а) о трехдневной барщине б) о создании Уложенной комиссии по подготовке нового свода законов Российской империи в) о запрещении публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков. 16. Отметьте неверную причину восстания под руководством Е. Пугачева а) усиление крепостного гнета б) ликвидация казачьего самоуправления в) стремление гвардии совершить новый дворцовый переворот 17. Кабинет министров был создан в правление А) Анны Иоанновны Б) Елизаветы Петровны В) Петра II. 18. Дворцовый переворот, в ходе которого был убит император, состоялся: а) в 1762 г. б) в 1801 г. в) в 1741 г. 19. По указу Петра III А) наследование престола должно было осуществляться только по мужской линии Б) помещики получили право ссылать своих крестьян в Сибирь В) дворяне были освобождены от военной службы. 20. Крестьяне были лишены права брать откупы и подряды А) в 1725 г. Б) в 1731 г. В) в 1740 г.

Freedom in the World 2020: Рекомендации по укреплению демократии

Рекомендации для демократий

Демократии должны поддерживать свои основные принципы дома и во всем мире. Следующие рекомендации призваны обеспечить основу для демократических стран, стремящихся к достижению этой цели.

Укрепление и защита основных ценностей

Уважение, защита и соблюдение прав человека дома. Нападки избранных лидеров на демократические институты, включая прессу, независимую судебную систему и антикоррупционные органы, а также на права меньшинств и мигрантов подрывают веру в демократию во всем мире. Демократические лидеры должны демонстрировать уважение к фундаментальным нормам у себя дома, придерживаясь внутреннего законодательства в соответствии с международными законами и стандартами в области прав человека и воздерживаясь от риторики, подрывающей эти стандарты.

Усилить общественную поддержку демократических принципов, инвестируя в гражданское образование. Для защиты свободы внутри страны и обеспечения поддержки внешней политики, защищающей демократические права и ценности за границей, необходимо способствовать более глубокому пониманию демократических принципов общественностью, особенно среди молодежи. В Соединенных Штатах новое законодательство может потребовать от каждого штата разработки основного содержания и контрольных показателей для гражданского образования, включая обучение фундаментальным принципам американской демократии. В отсутствие нового законодательства Министерству образования США следует, насколько это возможно, предоставить штатам финансирование для гражданского образования, основанного на демократических принципах.

Защита от манипуляций со стороны авторитарных субъектов

Повышение требований к прозрачности для иностранных государственных пропагандистских СМИ, действующих в демократических государствах. СМИ, такие как российский RT и китайский CGTN, распространяли одобренные правительством сюжеты о без явного указания на то, что они финансируются государством. Меры по повышению прозрачности могут включать требования к отчетности о расходах средств массовой информации на платные рекламные объявления (реклама, напоминающая независимую, объективную новостную статью), структуры собственности и другие экономические связи с репрессивными государственными субъектами.

Требовать от социальных сетей сообщать об усилиях иностранных государств по распространению дезинформации и пропаганды в Интернете. Компании, работающие в социальных сетях, должны регулярно сообщать целевым правительствам об усилиях иностранных правительств и негосударственных субъектов по манипулированию общественным мнением и подрыву демократических ценностей путем распространения дезинформации и пропаганды на своих платформах. В Соединенных Штатах правительство должно определить, какие организации будут наиболее подходящими для получения этих отчетов, поскольку эта информация представляет интерес для различных юрисдикций, в том числе для спецслужб, Конгресса, Центра глобального взаимодействия Государственного департамента США, Комиссии по ценным бумагам и биржам. , и Министерство юстиции. Правительство США должно тщательно определите типы и размеры компаний социальных сетей, которые должны соответствовать требованиям, данные, которые они должны предоставлять, и соответствующие санкции за несоблюдение требований. Субъект, получающий информацию, должен регулярно сообщать о своих выводах общественности и делать данные общедоступными, обеспечивая при этом защиту конфиденциальности пользователей.

Борьба с использованием ботов в социальных сетях. Боты (автоматические учетные записи, выдающие себя за реальных людей) могут использоваться для искажения среды онлайн-медиа, быстро распространяя ложную информацию, разжигая разногласия и заглушая независимые репортажи и фактическую информацию. Демократии должны решить проблему использования ботов для манипулирования социальными сетями. В Соединенных Штатах предлагаемый Закон о раскрытии информации о ботах и ​​подотчетности (S. 2125) уполномочивает Федеральную торговую комиссию требовать заметного и публичного раскрытия информации о ботах, предназначенных для воспроизведения человеческой деятельности.

Предотвращение вмешательства в выборы. Усилия должны включать защиту выборов от кибератак посредством использования бумажных бюллетеней и аудита выборов, а также повышение прозрачности и надзора за политической рекламой в Интернете. В Соединенных Штатах Конгресс должен принять, а президент должен подписать Закон о честной рекламе (S. 1356/H.R. 2592), который модернизирует существующие законы, применяя требования о раскрытии информации к политической онлайн-рекламе.

Укрепление законов, защищающих от иностранного влияния на правительственных чиновников. Законодательные предложения, требующие большей прозрачности в отношении личных финансов чиновников и пожертвований на избирательные кампании, более строгие стандарты раскрытия информации о конфликтах интересов и установление четкого кодекса поведения для взаимодействия с иностранными официальными лицами, могут помочь оградить правительства от иностранных попыток подорвать демократию. учреждения. В Соединенных Штатах это может включать принятие законодательства для обеспечения соблюдения принципов статьи конституции об иностранных вознаграждениях, закрытие лазеек в правилах сообщения об иностранном влиянии и модернизацию требований к раскрытию финансовой информации для выборных должностных лиц.

Предотвращение отмывания украденных активов коррумпированными иностранными чиновниками через демократию . Коррупционеры ежегодно крадут более 3 триллионов долларов из своих стран, последствия чего подрывают институты, имеющие решающее значение для демократии, и наносят ущерб экономическому росту в этих странах. Украденные средства регулярно переправляются через международные финансовые рынки и отмываются посредством, казалось бы, законных покупок в демократических странах. Такая практика создает риск для репутации невольно вовлеченных компаний и для финансовых рынков в целом. Демократии должны усилить законы о прозрачности, чтобы обеспечить доступность точной идентифицирующей информации о покупателях и источниках их финансирования. Правительства должны обеспечить строгое соблюдение законов и расследовать и привлекать к ответственности нарушителей, когда это необходимо. В Соединенных Штатах законодателям следует продвигать предложенные меры, такие как Закон о корпоративной прозрачности (H.R. 2513) и аналогичный Закон о НЕЗАКОННЫХ НАЛИЧНЫХ НАЛИЧНЫХ СРЕДСТВАХ (S. 2563), которые запрещают коррумпированным субъектам прятаться за подставными корпорациями, требуя раскрытия истинных бенефициарных владельцев. .

Сделать борьбу с клептократией и международной коррупцией ключевым приоритетом. В Соединенных Штатах предложенный Закон КРУК (H.R. 3843) предусматривает создание фонда действий, который будет предлагать финансовую помощь иностранным странам в исторические периоды возможностей для проведения антикоррупционных реформ. Другой проект закона, Закон о борьбе с глобальной коррупцией (S. 1309), требует от правительства США оценки коррупции во всем мире и составления многоуровневого списка стран. Иностранная помощь США, направленная на страны самого низкого уровня, потребует специальной оценки рисков и механизмов борьбы с коррупцией, таких как положения о возврате средств, которые используются не по назначению.

Ограничить экспорт сложных инструментов наблюдения в несвободные страны и потребовать от компаний, экспортирующих технологии двойного назначения, сообщать о влиянии этих продуктов на права человека. Технологии, такие как наблюдение с распознаванием лиц, мониторинг социальных сетей и целенаправленный перехват или сбор данных, дают авторитарным правительствам новые и мощные возможности для нарушения основных прав. Продажа таких технологий, в том числе тех, которые используют машинное обучение, обработку естественного языка и глубокое обучение, должна быть ограничена для стран, отнесенных к категории частично бесплатных или несвободных любой публикацией Freedom House. Предприятия, экспортирующие технологии двойного назначения (как в гражданских, так и в военных целях), должны ежегодно отчитываться о влиянии своего экспорта, в том числе раскрывая страны, в которые они экспортировали такие технологии, потенциальные проблемы с правами человека в этих странах, краткое изложение предэкспортной комплексной проверки, предпринятой для обеспечения того, чтобы продукция не использовалась не по назначению, любых нарушений прав человека, которые произошли в результате использования или потенциального использования их технологий, и любых усилий, предпринятых для смягчения причиненного вреда и предотвращения дальнейших злоупотреблений. .

Защищать и расширять демократию во всем мире

Особое внимание программам укрепления демократии в иностранной помощи. Демократии заслуживают похвалы за значительные ресурсы, которые они вложили в последние десятилетия в укрепление демократических движений, систем и институтов во всем мире. Тем не менее, для противодействия возрождению авторитаризма необходимы значительное, последовательное финансирование и творческие подходы, использующие преимущества новых технологических инструментов и данных. Демократии должны выбирать приоритеты, исходя из понимания того, чего реально можно достичь за счет внешней помощи, с упором на долгосрочные и местные решения. Первостепенным приоритетом должна быть поддержка негосударственных субъектов, включая гражданское общество и общественные движения, возглавляемые гражданами, путем предоставления технической помощи и обучения по таким вопросам, как формирование коалиции и формирование электората, защита интересов и способы безопасной работы как в физическом, так и в цифровом виде. Приоритетом также должно быть объединение активистов из-за границы, чтобы они могли обмениваться стратегиями, инструментами и подходами. Программы, обеспечивающие свободные, справедливые и прозрачные выборы и подлинную борьбу за власть, также имеют решающее значение.

Сосредоточение внимания и финансирования на странах, находящихся в критическом положении. К ним относятся страны, которые недавно испытали расширение свободы, такие как Эфиопия и Судан, а также страны, в которых демократический прогресс находится под угрозой, такие как Бенин и Шри-Ланка. Политики из демократических стран должны вести с этими государствами публичную дипломатию на высоком уровне, чтобы продемонстрировать приверженность международного сообщества демократическому прогрессу. Финансирование должно помочь демократически настроенным лидерам и местным организациям гражданского общества в обеспечении ощутимого расширения политических прав и гражданских свобод.

Поддержка гражданского общества и массовых движений, призывающих к демократии. Движения мирного протеста, призывающие к реформам, могут способствовать долгосрочным демократическим изменениям, но без международной поддержки сталкиваются с большими трудностями. Демократические правительства должны открыто и публично поддерживать массовые продемократические движения и реагировать на любые насильственные репрессии со стороны властей целенаправленными санкциями, сокращением или обусловливанием иностранной помощи и общественным осуждением.

Инвестирование в альянсы с другими демократиями и в многосторонние институты. Противостояние авторитарным и антидемократическим тенденциям во всем мире требует единого фронта среди демократических стран. Предположения о том, что глубокое сотрудничество с союзниками угрожает индивидуальному суверенитету страны, только изолируют демократии друг от друга, делая их более слабыми и менее способными противостоять возрождающемуся авторитаризму. Демократии должны работать вместе, чтобы продвигать свои общие ценности и сдерживать поведение автократических держав, координируя усилия по оказанию помощи и общественной дипломатии, в том числе поддерживая инициативы, способствующие прозрачности и подотчетности в управлении, а также выпуская совместные заявления, осуждающие нарушения прав человека. Полное участие демократий в многосторонних институтах укрепляет и улучшает работу этих органов; кроме того, это помогает предотвратить использование авторитарными правителями международных систем, таких как усилия Китая по ограничению участия Тайваня в международных форумах, недавнее злоупотребление «красными уведомлениями» Интерпола для задержания журналистов и правозащитников, а также совместные усилия недемократических правителей по сокращению количество должностей, связанных с правами человека, в миротворческих миссиях ООН.

Борьба с безнаказанностью путем введения целевых санкций в отношении физических и юридических лиц, причастных к нарушениям прав человека и актам коррупции . В Соединенных Штатах различные законы позволяют властям блокировать визы или замораживать активы любого физического или юридического лица, включая частные компании, которые занимаются или поддерживают коррупцию или нарушения прав человека. Эти инструменты подотчетности позволяют правительствам наказывать виновных, не нанося вреда населению в целом, и должны применяться к физическим и юридическим лицам независимо от того, считается ли их страна союзником или противником. Страны с аналогичными законами должны строго обеспечивать их соблюдение, а законодательные органы стран без таких законов должны стремиться их принять.

Рекомендации для частного сектора

Признайте, что деловые действия оказывают на поддержание — или ослабление — демократия

Придерживаются принципов ООН по принципам бизнеса и права человека . Это включает отказ от коммерческих отношений с авторитарными правительствами, которые вынуждают их нарушать основные права. Вместо этого компании должны взять на себя обязательство уважать права человека своих клиентов и работников. В рамках этих усилий они должны проводить периодические оценки, чтобы помочь им полностью понять влияние своих продуктов, политики и деятельности. По завершении этих оценок компании должны разработать действенные планы по устранению любого очевидного или потенциального ущерба. Учитывая свое уникальное положение в авторитарных условиях, технологический сектор, в частности, должен отказаться от деловых соглашений, которые требуют либо активного соучастия, либо пассивного принятия политической цензуры и контроля над информацией. Все компании должны следить за тем, чтобы продукция не производилась с использованием принудительного труда, а совместные исследования не использовались для нарушения прав.

Оценка соблюдения потенциальными партнерами Руководящих принципов ведения бизнеса в аспекте прав человека ООН. Компании должны воздерживаться от партнерства с организациями, которые не придерживаются этих принципов. Компании также могут воздерживаться от создания партнерских отношений с компаниями, полностью или частично принадлежащими государствам, которые, как известно, нарушают права человека.

Создание групп быстрого реагирования для реагирования на инциденты кибербезопасности и дезинформации. В преддверии важных выборов и в периоды высокой политической напряженности компании, работающие в социальных сетях, и другие поставщики контента должны создавать в странах по всему миру специализированные группы, которые предвидят цифровое вмешательство и разрабатывают стратегии для предотвращения тактики вмешательства и смягчения его последствий. При разработке и внедрении новых инструментов для борьбы с кибербезопасностью и дезинформацией компании должны открыто сообщать о новых политиках, которые они внедряют, и взаимодействовать с местными субъектами гражданского общества, которые могут предоставить экспертные знания о политическом и культурном контексте, в котором работают компании. Компании также должны обращаться к объективным исследованиям, которые помогут им информировать о потенциальных горячих точках.

Мнение: «Роль вооруженных сил в демократии», обращение, 02 июля 1998 г.

  • 02 июля 1998 г.
  • |
  • Последнее обновление: 05 ноября 2008 г., 07:13

Во-первых, я хотел бы сказать, что я рад возможности поговорить с вами сегодня. Ваша страна все еще находится в сложном переходном состоянии, которое каждый день ставит новые и разнообразные задачи. Поэтому важно, чтобы у таких людей, как вы, был позитивный настрой и стремление формировать события в предстоящие годы. Это необходимая предпосылка для того, чтобы помочь вашей стране нормализовать свои отношения с остальной Европой и за ее пределами и стать полноправным членом семьи наций, составляющих евроатлантическое сообщество.

Своей презентацией «Роль вооруженных сил в демократии» я хочу предложить вам некоторые идеи и пищу для размышлений, которые могут быть вам полезны.

Позвольте мне начать с упоминания о том, что Роль Вооруженных Сил в Демократии является всегда актуальным вопросом, который уже поднимался Платоном 2500 лет назад.
Принцип политического контроля над вооруженными силами в том виде, в каком мы его знаем сегодня, коренится в концепции представительной демократии. Это относится к превосходству гражданских институтов, основанных на народном суверенитете, над аппаратом, определяющим политику обороны и безопасности, включая военное руководство.

Демократический контроль всегда должен быть двусторонним процессом между вооруженными силами и обществом. В условиях демократии твердые конституционные гарантии должны защищать государство, в том числе вооруженные силы, от двух типов потенциальных опасностей: от политиков с военными амбициями и от военных с политическими амбициями.

Общей модели создания вооруженных сил в демократическом обществе и осуществления контроля над вооруженными силами не существует. Однако есть ряд общих принципов. Они включают необходимые предпосылки для организации и обеспечения надлежащего гражданского управления и контроля над вооруженными силами. это по сути

  1. наличие четкой правовой и конституционной базы, определяющей основные отношения между государством и вооруженными силами
  2. значительная роль парламента в принятии законов по вопросам обороны и безопасности, влиянии на формулировку обеспечение прозрачности решений, касающихся политики обороны и безопасности, утверждения бюджета и контроля за расходами – использование «силы кошелька» в вопросах, связанных с «силой меча»
  3. иерархическая ответственность военных перед правительством через гражданский орган государственного управления — министерство или министерство обороны — которому, как правило, поручено руководство и надзор за его деятельностью.
  4. наличие хорошо обученного и опытного военного корпуса, пользующегося уважением и финансируемого гражданскими властями. Он признает принцип гражданского контроля, включая принцип политического нейтралитета и беспристрастности вооруженных сил.
  5. существование развитого гражданского общества, с четким пониманием демократических институтов и ценностей, и, как часть политической культуры, общенациональным консенсусом в отношении роли и миссии своих вооруженных сил.
  6. наличие разумного неправительственного компонента в оборонном сообществе, способного участвовать в публичных дебатах по политике в области обороны и безопасности, представляя альтернативные взгляды и программы.

Я предполагаю, что это надежный и всеобъемлющий критерий для измерения вооруженных сил в условиях демократии и их политического контроля, который позволяет нам перейти от теоретических соображений к реальности, взяв в качестве первого примера мою собственную страну.

Соответствующие статьи конституции вкратце предусматривают следующие задачи и роли Вооруженных Сил:

  • Они защищают свою страну и участвуют в коллективной обороне Альянса
  • Они оказывают гуманитарную помощь
  • Они выполняют поиск и спасательных операций
  • Оказывают помощь при стихийных бедствиях
  • Оказывают помощь при авариях
  • Участвуют в поддержании общественного порядка с оружием и без него по
  • оказание административной помощи
  • выполнение защитных функций
  • помощь полиции в чрезвычайных ситуациях

способны справиться с ситуацией общими усилиями.

Конституция прямо запрещает любые действия, которые могут нарушить мирное единство народов или способствовать подготовке любой агрессии. Следует также отметить, что нормы международного права превалируют над нормами Основного закона. Это приводит к возникновению определенных обязанностей и обязанностей для правительства, граждан и особенно солдат.

Подводя итог, можно сказать, что роли и задачи Вооруженных Сил четко определены и заключены во всестороннюю правовую основу. Интеграция вооруженных сил в государство и общество также следует строгим правилам и обеспечивается обширным набором сдержек и противовесов.

Согласно Конституции «Вооруженные Силы» встроены в систему разделения властей. Как часть исполнительной власти, Вооруженные Силы связаны законом и справедливостью, а также защитой основных прав человека.

В отличие от других государств, главнокомандующим вооруженными силами Германии является не федеральный президент, а гражданский министр обороны, в ведении которого находятся как гражданские, так и военные чиновники.

Таким образом, отцы конституции прочно закрепили в конституции примат политики и отнесли Вооруженные Силы к системе конституционных органов без каких-либо уступок. В качестве члена федерального правительства министр обязан в соответствии с полномочиями федерального канцлера определять общие направления политики.

После объявления состояния обороны командование вооруженными силами автоматически переходит к Федеральному канцлеру. Тогда он будет верховным главнокомандующим всего личного состава.

Тот факт, что вооруженные силы Германии встроены в конституционный строй государства и контролируются исполнительной властью, приводит в итоге к следующему:

  • В рамках исполнительной функции государства вооруженные силы подчиняются политическим руководство, ответственное перед парламентом и являющееся частью федерального правительства как органа государства.
  • Как и любая другая исполнительная функция государства, они подлежат парламентскому контролю.
  • Как и любая другая функция государства, они подлежат судебному контролю.
  • Как и любая другая функция государства, они подлежат контролю со стороны Федерального аудиторского управления, которое ежегодно проверяет счета вооруженных сил и определяет, насколько эффективно управляются их финансы.

Парламентский контроль осуществляется различными средствами и органами. Самый важный инструмент, право принимать бюджет, дает парламенту Германии право выделять средства на личный состав и технику вооруженных сил в годовом бюджете. Эта общая власть парламента особенно подкрепляется конституционным правилом о том, что в бюджете должны быть указаны численность вооруженных сил и общая организационная структура. Это означает, что парламент ежегодно определяет фактическую численность Вооруженных Сил и определяет рамки использования соответствующих средств.

Комитет парламента по обороне выполняет специальные контрольные функции в качестве постоянного комитета

  • Он следит за выполнением оборонной функции Правительством
  • Выполняет подготовительную работу для важных парламентских решений в области военной и оборонной политики
  • Он обладает полномочиями комиссии по расследованию

Кроме того, парламентский уполномоченный по делам вооруженных сил осуществляет парламентский контроль и отвечает за соблюдение основных прав военнослужащих.

При создании военного законодательства законодатели предусмотрели обширный свод правовых норм и положений, регулирующих внутренний порядок в вооруженных силах. Конституционные требования конкретизируются Законом о правовом статусе военнослужащих, который дополняется целым рядом других кодексов, положений и законов. В качестве чрезвычайно прогрессивного решения конституционные законодатели внесли в Основной закон статью, в которой говорится, что основные права человека военнослужащих могут быть ограничены только в той мере, в какой это абсолютно необходимо для обеспечения функционирования вооруженных сил.

Независимые суды следят за тем, чтобы вооруженные силы соблюдали закон. Основной принцип заключается в том, что военнослужащие, как и все другие граждане, подлежат обычной юрисдикции, а также пользуются гарантией правовой защиты и правом на обращение в суд. Не может быть самостоятельной военной юрисдикции в классическом понимании — т.е. юрисдикции как продукта командной власти военачальников.

Хотя основные принципы, закрепленные в немецкой модели, применимы ко всем странам НАТО, существуют тонкие различия как в характере, так и в степени участия парламента в этом процессе. Поэтому, в качестве контраста, позвольте мне кратко рассмотреть систему в Соединенном Королевстве — с некоторым сравнительным взглядом на Соединенные Штаты — как альтернативу системе в Германии.
Как и в других демократических государствах, парламент занимает центральное место в системе демократического контроля в Соединенном Королевстве. Однако Государь, как титульный Глава государства, является техническим Главнокомандующим Вооружёнными Силами. Тем не менее, как слуги, поддерживающие внешнюю политику и политику безопасности государства, Вооруженные силы Великобритании подчиняются четкой власти избранного правительства через премьер-министра и кабинет избранных министров, включая государственного секретаря по делам Защита. Министр обороны, в свою очередь, контролирует министерство обороны, состоящее как из военных, так и из гражданских лиц.

Планирование обороны и бюджета Великобритании начинается с официального и публичного заявления министра обороны о цели оборонной политики Великобритании. Текущая политика состоит в том, чтобы определить стратегию и максимизировать в рамках имеющихся ресурсов способность сдерживать любые угрозы и, при необходимости, защищать свободу и территориальную целостность Великобритании. Однако следует отметить, что в случае с Великобританией эта роль защиты распространяется на зависимые территории. Кроме того, делается конкретная ссылка на оказание необходимой поддержки гражданским властям в борьбе с терроризмом. Оборонная политика Великобритании также включает продвижение более широких интересов безопасности, включая укрепление демократических институтов и защиту свободной торговли. Следовательно, говорить о том, что роль вооруженных сил заключается в защите территориальной целостности Великобритании, слишком просто — это гораздо шире.

Ссылка в оборонной политике Великобритании на оказание поддержки в борьбе с терроризмом поднимает два ключевых и четких принципа, касающихся роли и правового статуса вооруженных сил:

  • Первый из них заключается в том, что поддержание общественного порядка и законности , в соответствии с высшей властью государства, является обязанностью гражданской полиции. Вооруженные силы используются только в крайнем случае, и когда они используются, они действуют только по запросу, в поддержку и под руководством гражданской полиции.
  • Второй принцип – необходимость четкой правовой базы, в рамках которой действуют Вооруженные Силы. Эта правовая основа для вооруженных сил Великобритании предусмотрена в законе, принимаемом на 5 лет парламентом. Следует отметить, что в рамках этого Закона отдельный солдат имеет не больше полномочий, чем любой обычный гражданин. Более того, хотя он обязан своим военачальникам, политическому руководству и главе государства своей сильной лояльностью и обязанностями, его высшей властью является закон, как национальный, так и международный. Поэтому ему не разрешается предпринимать какие-либо незаконные действия, и он действительно имеет законное право и обязанность отказаться подчиниться любому незаконному приказу, даже в состоянии войны.
  • Также следует отметить в контексте правового статуса Вооруженных Сил несколько более ограничительную интерпретацию в Соединенном Королевстве необходимости политического нейтралитета на уровне отдельных военнослужащих. В отличие от Германии, где считается важным, чтобы отдельные лица не были отделены от демократического процесса, участие военнослужащих Великобритании в партийной политике строго запрещено. Более того, если военнослужащие решат баллотироваться на выборах в парламент или на какой-либо политический пост, они должны немедленно уйти в отставку. Любое публичное выражение мнений по политически спорным темам также рассматривается как серьезное нарушение профессиональной этики.

Демократический контроль в Великобритании не ограничивается ролью парламента в утверждении правовой базы для вооруженных сил. Парламент также имеет более широкие полномочия для тщательного изучения, постановки под сомнение и оспаривания политики правительства не только посредством ежегодных дебатов по оборонной политике правительства, как это изложено в Белой книге по обороне, но и посредством парламентских дебатов по каждой из трех служб и по другим конкретным вопросам. вопросы безопасности по мере их возникновения. Более того, Комитет по обороне Палаты общин, состоящий из избранных членов, избранных от разных партий, имеющих особые интересы в политике безопасности, ежегодно проводит крупные расследования по вопросам обороны по своему собственному выбору. Таким образом, хотя верно утверждение, что оборонную политику проводит правительство, а не парламент, последний обладает значительной властью влиять на нее.

Однако, как и в случае с другими союзниками, наибольшее влияние парламента Великобритании на оборону заключается в утверждении оборонного бюджета.

Правительство должно подробно изложить свой финансовый план в парламент, и после утверждения деньги не могут быть использованы для других целей. Однако, в отличие, например, от Конгресса США, который имеет значительные полномочия для тщательного изучения и внесения поправок в оборонный бюджет США в процессе его согласования, парламент Великобритании не может отправить бюджет обратно для внесения поправок — он либо «одобрен», либо правительство уйти в отставку.

Причина такой разницы кроется в фундаментальных различиях между конституциями Великобритании и США.

Великобритания является парламентской демократией, где все министры правительства избираются демократическим путем и входят в состав парламента. Таким образом, интенсивные дебаты между государственными ведомствами по поводу планов государственных расходов фактически являются частью парламентского процесса. Таким образом, правительство Соединенного Королевства имеет общую власть действовать от своего собственного имени, а роль парламента, по сути, заключается в том, чтобы разоблачать, давать советы и впоследствии привлекать к ответственности.

Сравните это с США, где есть 2 отдельные и конституционно отдельные ветви власти — исполнительная и законодательная. За исключением президента и вице-президента, министры правительства не избираются прямым голосованием, не заседают в Конгрессе и не имеют представительских функций. В этой системе правильно, что когда исполнительная власть сформулирует свои планы, избранные представители народа должны иметь возможность тщательно изучить их до такой степени, чтобы решить, куда и когда следует потратить деньги.