УРОЧНЫЕ ЛЕТА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Используемый в источниках по истории России и в отечественной историографии термин, с помощью которого обозначался срок, до истечения которого владельцы крепостных на Руси имели право требовать в суде возвращения ушедших от них крестьян. Содержание термина «урочные лета» является дискуссионным в научном сообществе.

Содержание

Впервые этот термин появляется в середине XVI в., в частности, в Судебнике 1550 г. Вначале он не относился к вопросу закрепощения крестьян и обозначал срок осуществления права как такового, к примеру, на выкуп вотчины. В указах 1555-1558 гг., в которых также употреблялось понятие «урочные лета», речь шла о сроке беспроцентных выплат по долгам для жителей Новгородской земли и служилых людей.

По мнению В.А. Аракчеева, понятие «урочные лета» стало применяться по отношению к крестьянам в середине XVII в. Он указывает, что в этом значении термин используется в челобитной дворян и детей боярских от 3февраля 1637 г. и царском указе от 20 февраля1637 г. об установлении срока сыска беглых крестьян служилых людей.

Некоторые отечественные историки иначе трактовали появление и содержание термина «урочные лета». Так, М.Ф. Владимирский-Буданов в своей работе «Обзор истории русского права» утверждал, что урочные годы были введены еще в 1597 г. именно для определения установленных тогда сыскных ограничений. Такой же позиции придерживался и Б.Д. Греков, писавший об этом в своей работе «Крестьяне на Руси».

В настоящее время в отечественной историографии утвердилось мнение, согласно которому термин «урочные лета» корректно применять к срокам сыска беглых крестьян, установленных указами 1590-х гг.

Литература
  • 6. Андреев И.Л. Урочные лета и закрепощение крестьян в Московском государстве // История СССР. 1982. № 1. С. 142–148.
  • 4. Анпилогов Г. Н. К вопросу о законе 1592–1593 гг., отменившем выход крестьянам и урочных летах в конце XVI – первой половине XVII в. // История СССР. 1972. № 5. С. 160–170.
  • 1. Аракчеев В.А. Заповедные годы на Северо-Западе России: историография, источники, методы исследования // Отечественная история. 2004. № 3. С. 128–140.
  • 2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1900.
  • Греков Б. Д. Крестьяне на Руси. М., Л., 1946.

Урочные лета — Позднее Средневековье

  УРОЧНЫЙ – установленный, определённый, условленный.

  Урочные лета – срок, в течение которого владельцы крепостных крестьян могли обратиться с иском о возвращении им их имущества, то есть этих самых крестьян.

  Введение урочных лет давало владельцам крепостных право, узнав о местонахождении беглого крестьянина, подать  исковую челобитную о возврате беглеца. Крестьянин подлежал возвращению и по истечении установленного срока – главное было подать в данный срок челобитную. 

 Впервые урочные лета (урочные года) были введены царским указом в 1597 году, во времена царствования Фёдора I Иоанновича (Блаженного), сына Ивана Грозного. Фактически страной на тот момент управлял его шурин Борис Годунов. Тогда срок давности, до истечении которого владельцы крепостных могли обратиться за их сыском, был определён в пять лет.

  Чуть ранее, во времена правления Ивана Грозного, начиная с 1581 года были введены заповедные лета, то есть крестьянам запрещалось (в отдельные годы) менять землевладельца даже в Юрьев день. Это было сделано под предлогом проведения переписи, в ходе которой все земли и крестьяне были занесены в писцовые книги. По факту, каждого крестьянина закрепили за определённым земельным участком и землевладельцем – его будущим хозяином. А уже в 1592 году введённые в качестве временной меры заповедные лета стали мерой более чем постоянной – право перехода крестьян в Юрьев день отменили указом всё того же Фёдора Иоанновича. 

 Введение урочных лет было одним из этапов закрепощения крестьянства и превращения их из лично свободных людей в крепостных, а по сути, рабов. Не прошло и десяти лет, как в царствование боярского царя Василия Шуйского власти попытались увеличить срок урочных лет до 15. В 1607 году был издан соответствующий царский указ. Однако грандиозные народные волнения, в частности крестьянское восстание Ивана Болотникова, несколько охладили энтузиазм властей – фактически данный указ не применялся. 

  Закрепощение крестьян успешно продолжили Романовы. В 1634 году во времена правления первого представителя династии Михаила Фёдоровича (Кроткого) срок сыска увеличили до 9 лет. В 1642 году установили срок сыска для беглых 10 лет, и 15 лет для увезённых другими владельцами.

  В 1649 году по Соборному уложению урочные лета отменили — был введён бессрочный срок сыска беглых крестьян – крепостное право получило окончательное юридическое оформление.

Урочные годы — это один из этапов закрепощения крестьян

Процесс закрепощения крестьян в России занял несколько веков. Со времени правления Ивана Третьего, когда образовалось централизованное государство во главе с Москвой, и до полного закрепощения прошло два столетия. Все началось с Юрьева дня в первом Судебнике, затем заповедные лета, урочные годы. Это звенья одной цепи, и рассматривать каждое необходимо во взаимосвязи с другими.

Юрьев день

урочные годы этоЮрьев день — это праздник Святого Юрия в конце ноября. Со времен первого Судебника 1497 года переход крестьян к другому землевладельцу ограничивался неделей до и неделей после этого дня. Заканчивался цикл сельскохозяйственных работ, выплачивались деньги за пользование подсобными постройками, и семьи землепашцев могли уйти искать себе более легкого хлеба у другого хозяина. Дело в том, что в России существовал дефицит рабочих рук. Государь давал землю за службу, а работать на ней было некому. Поэтому вотчинники и помещики конкурировали между собой, перетягивали крестьян к себе, предоставляли лучшие условия для жизни и труда.

Заповедные лета

К концу правления Ивана Грозного в экономической сфере царила полная разруха. Проигрываемая Ливонская война и опричная политика подорвали бюджет страны, наблюдалось запустение помещичьих и вотчинных земель. В этих условиях увеличилась миграция населения, крестьяне чаще переезжали с места на место в поисках лучшей жизни. Поэтому Иван на закате своего правления ответил на челобитные своих служилых людей вводом так называемых заповедных лет, которые предварили урочные годы. Это были периоды запрета крестьянам использовать право Юрьева дня. Принималось это решение как временное, но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное.

Урочные лета

урочные лета 1597Еще одним шагом, уменьшившим свободу крестьян, стало введение урочных лет. Год их появления до конца не определен. Предварительно — это время правления последнего Рюриковича Федора Ивановича, но на самом деле управлением государства занимался шурин царя Борис Годунов. В указах той эпохи не применяется термин «урочные лета». 1597 год тем не менее в большинстве учебников по отечественной истории определяется как дата введения срока сыска крестьян, ушедших от хозяев в заповедные лета. То есть в период, когда переходы были запрещены. Это был единственный способ для крестьян изменить что-то в своей жизни. Так, они убегали к другому помещику без разрешения. Принимающий хозяин был в этом заинтересован, поэтому скрывал перебежчиков. Урочные годы — это период, в который владелец крестьян мог обратиться к исполнительной власти с заявлением о пропаже своих людей. Если крестьян находили в установленный срок (урок), то возвращали к прежнему хозяину.

Сроки сыска крестьян

введение урочных лет годПервые указы царя вводили пятилетние сроки сыска крестьян, затем этот период увеличивался до семи, десяти и пятнадцати лет. В начале 17 века в некоторых областях в связи с голодом отменились заповедные лета, а значит, и урочные годы. Это, однако, не означало, что процесс закрепощения был прекращен, скорее, приостановлен в бурных событиях смутного времени. При первых царях из династии Романовых проводилась политика лавирования между интересами различных слоев общества, в том числе землевладельцев разного уровня. Одни требовали от царя уменьшения срока сыска беглых, другие — увеличения. В интересах заселения южных земель правительство даже шло на отмену урочных лет. Но постепенно жизнь налаживалась, интересы землевладельцев сближались, феодальный способ производства требовал узаконенных крепостных взаимоотношений.

Отмена урочных лет

отмена урочных летНа правление Алексея Михайловича пришлось несколько крупных бунтов. Народные недовольства были связаны с установлением новых государственных и церковных порядков и ухудшением уровня жизни населения. Как это часто бывает, государство становилось сильнее и богаче, а народ нищал. В 1648 году произошел Соляной бунт, первый из чреды последующих волнений. Напуганный восстанием молодой царь созвал Земский собор. На нем выявились многие противоречия феодального государства. И все же результатом стало принятие нового свода законов России под названием «Соборное Уложение». Что касается крестьян, то они считались имуществом феодалов, их частной собственностью. Все, кто укрывал беглых крестьян, подвергались наказанию. А для самих беглецов отменялись всякие сроки, по истечении которых они могли надеяться на получение свободы от хозяина. Таким образом, отмена урочных лет, зафиксированная в 1649 году, означала окончательное оформление крепостного права. Теперь на протяжении всей жизни каждый ушедший от владельца рисковал быть пойманным и возвращенным хозяину, который мог его наказать по своему усмотрению. Это не означало, что побеги прекратились, но крестьяне уже бежали не к другому владельцу, а на юг, в казацкие земли. С этим государству также было суждено вести долгую борьбу.

УРОЧНЫЕ ЛЕТА — это… Что такое УРОЧНЫЕ ЛЕТА?

срок, в течение к-рого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. 16 в. после приостановки действия «Юрьева дня» (1581) и введения заповедных лет, когда началось описание земель и писцовые книги стали рассматриваться в качестве акта, прикреплявшего крестьян к тем землям, на к-рых их застали заповедные годы. По указу 24 нояб. 1597 был установлен 5-летний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. По Уложению 1607 был введен 15-летний срок сыска. Крест. война нач. 17в. несколько задержала процесс закрепощения. При пр-ве царя Михаила Федоровича снова действовал сравнительно короткий 5-летний срок, выгодный не только крупным землевладельцами но и рядовым служилым людям юж. уездов, куда в 10-50-х гг. 17 в. бежало много крестьян.

Согласно нормам законодательства об У. л., для возвращения беглого крестьянина его прежний владелец должен был подать исковую челобитную, предварительно узнав о новых местожительстве и владельце беглого. Старый владелец не терял права на возврат своего крепостного и по истечении У. л., если челобитная была подана в этот установленный срок, а дело еще не рассматривалось. Для беглого крестьянина проживание за новым владельцем в течение У. л. создавало вместо старой новую крепостную зависимость. Указами пр-ва это правило иногда нарушалось (напр., с целью заселения юж. городов).

В 1-й пол. 17 в. служилые люди неоднократно подавали коллективные челобитные с просьбой отмены У. л. и в 1639 срок сыска был увеличен до 9 лет, а в 1642 — до 10 для беглых и 15 для увезенных др. владельцами. По Соборному уложению 1649 У. л. отменялись и вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончат. юридич. оформление крепостного права. Во 2-й пол. 17 в. в нек-рых случаях проведение в жизнь отмены У. л. задерживалось (напр., в юж. и вост. пограничных полосах).

Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 2, М., 1954; Новосельский A. A., К вопросу о значении «урочных лет» в первой половине XVII в., в сб.: Академику Б. Д. Грекову ко дню семидесятилетия, М., 1952; Корецкий В. И., К истории формирования крепостного права в России, «ВИ», 1964, No 6.

В. И. Буганов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

УРОЧНЫЕ ЛЕТА — Советская историческая энциклопедия

Срок, в течение к-рого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. 16 в. после приостановки действия «Юрьева дня» (1581) и введения заповедных лет, когда началось описание земель и писцовые книги стали рассматриваться в качестве акта, прикреплявшего крестьян к тем землям, на к-рых их застали заповедные годы. По указу 24 нояб. 1597 был установлен 5-летний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. По Уложению 1607 был введен 15-летний срок сыска. Крест. война нач. 17в. несколько задержала процесс закрепощения. При пр-ве царя Михаила Федоровича снова действовал сравнительно короткий 5-летний срок, выгодный не только крупным землевладельцами но и рядовым служилым людям юж. уездов, куда в 10-50-х гг. 17 в. бежало много крестьян.

=====

Согласно нормам законодательства об У. л., для возвращения беглого крестьянина его прежний владелец должен был подать исковую челобитную, предварительно узнав о новых местожительстве и владельце беглого. Старый владелец не терял права на возврат своего крепостного и по истечении У. л., если челобитная была подана в этот установленный срок, а дело еще не рассматривалось. Для беглого крестьянина проживание за новым владельцем в течение У. л. создавало вместо старой новую крепостную зависимость. Указами пр-ва это правило иногда нарушалось (напр., с целью заселения юж. городов).

=====

В 1-й пол. 17 в. служилые люди неоднократно подавали коллективные челобитные с просьбой отмены У. л. и в 1639 срок сыска был увеличен до 9 лет, а в 1642 — до 10 для беглых и 15 для увезенных др. владельцами. По Соборному уложению 1649 У. л. отменялись и вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончат. юридич. оформление крепостного права. Во 2-й пол. 17 в. в нек-рых случаях проведение в жизнь отмены У. л. задерживалось (напр., в юж. и вост. пограничных полосах).

=====

Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 2, М., 1954; Новосельский A. A., К вопросу о значении «урочных лет» в первой половине XVII в., в сб.: Академику Б. Д. Грекову ко дню семидесятилетия, М., 1952; Корецкий В. И., К истории формирования крепостного права в России, «ВИ», 1964, No 6.

=====

В. И. Буганов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Урочные лета — В России – срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. У. л. введены в 90-х гг. 16 в. после приостановления действия Юрьева дня (См. Юрьев день) и введения заповедных лет (См. Заповедные лета). Большая советская энциклопедия
  2. УРОЧНЫЕ ЛЕТА — УРОЧНЫЕ ЛЕТА — в России 16-17 вв., 5-, 15-летние и другие сроки, в течение которых помещики могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. 16 в. Соборное уложение 1649 установило бессрочный сыск. Большой энциклопедический словарь

Урочные лета, что такое, причины введения указа, отмена заповедных лет

Крепостное право существовало в России несколько веков. Сам процесс закрепощения проходил постепенно – это не было каким-то событием, в единый миг повернувшим ход истории в другое русло: закабаление крестьян шло медленными темпами. Вначале они договаривались с помещиками о временной работе на какие-то месяцы или годы, по истечении которых могли, вернув «пожилое» (имущество, выделяемое для их личных нужд помещиком) и выплатив энную сумму, уйти либо в свободное плавание, либо перейти к другому землевладельцу – по собственному усмотрению. Затем такой свободный переход был ограничен введением Юрьева дня. А после появились явные признаки закрепощения: даже при наличии суммы, требовавшейся помещику в качестве уплаты за проживание на его земле, крестьянин уже не мог просто так покинуть своего работодателя, превратившегося, по сути, в рабовладельца.

картинакартина

Ограничение свободного выхода крестьян

В 1497 году появился Судебник Ивана III, содержавший первые ограничения передвижения крестьян. Отныне крестьянин мог поменять хозяина только за неделю до и в течение 7 дней после Юрьева дня. Это самое начало закрепощения крестьян на Руси. Далее события развивались по сценарию, означавшему конец свободе крестьянского сословия.

В 1581 году (это период правления Ивана IV) был принят указ о церковной реформе. В нем говорилось, что земли, ранее принадлежавшие монастырям, отныне являются государственными. Крестьяне стали в итоге намного реже пользоваться все еще остававшимся у них правом Юрьева дня, поскольку они старались уйти от помещиков на монастырские земли, где налоговый гнет был намного более слабым. Таким образом, Иван Грозный сделал очередной шаг к полному закабалению самого многочисленного и бесправного сословия на Руси.

В 1597 году (правление Федора Ивановича, находившегося под влиянием Бориса Годунова) вводится понятие «заповедные лета». Оно означало, что в определенные годы, когда шла перепись российских земель, крестьяне не могли переходить к другому владельцу. Причиной введения заповедных лет явилась необходимость учета государственного имущества. Для крестьян же это означало фактически конец всякой свободе. Временная приостановка действия Юрьева дня оказалась постоянной.

Принятые позже документы установили незыблемое правило: отныне Юрьев день был окончательно отменен, крестьянам запрещалось покидать помещика. Возможность крестьянских переходов с введением в действие нового закона осталась в прошлом. Второе нововведение было таким: определялись урочные лета (так именовались годы, в течение которых прежний помещик мог подать челобитную о бегстве от него крестьянина). В течение 5 лет после побега крестьянина надлежало искать и в случае успешного поиска вернуть старому владельцу.

Если же проходило 5 лет, сбежавший считался свободным либо принадлежащим другому помещику, у которого он решил остаться. Правило урочных лет распространялось на все семейство крестьянина, включая супругу и детей. Согласно закону, если помещик успевал подать челобитную за пять лет после побега, но крестьянина пока не могли найти, пятилетний срок продлевался и действовал не с момента побега, а со времени подачи челобитной.

Продолжительность урочных лет со временем изменялась. При Михаиле Романове действовал 5-летний срок, затем был установлен 15-летний. Увеличение срока поиска беглых до 9 и до 15 лет превращало возможность крестьянского перехода в утопию.

Начало сыска крестьян и установление больших сроков для их поимки фактически означало полную потерю ими свободы, даже столь условной, как возможность поменять хозяина в Юрьев день.

Отмена урочных лет

Новый век сменил предыдущий. Стране требовалось огромное количество налогов, которые могло дать, по сути, почти единственное что-то производившее многочисленное сословие – крестьяне. Ввод урочных лет в этих условиях был уже не нужен. В 1649 году был принято Соборное Уложение, полностью отменившее урочные лета. Общество отнеслось к появлению документа по-разному: дворяне остались удовлетворены, поскольку теперь крестьяне становились их полной собственностью, которой можно было распоряжаться как угодно. У крестьян же пропала последняя надежда на освобождение от кабалы. Это было уже настоящее крепостное право, последствия введения которого со временем отбросили Россию за рамки развитого государства. Произошло то, с чем справиться удалось только в 1861 году: огромный пласт населения России был обращен в рабство. На первых этапах это дало плоды: дворяне получили поддержку государства и сами стали мощной опорой трона, а государственная казна исправно пополнялась. Однако со временем этот средневековый уклад начал сильно тормозить развитие России. И отмена его в 1861 году далась обществу непросто.

Урочные лета — Большая советская энциклопедия

Уро́чные лета

В России – срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. У. л. введены в 90-х гг. 16 в. после приостановления действия Юрьева дня (См. Юрьев день) и введения заповедных лет (См. Заповедные лета). По указу 24 ноября 1597 был установлен 5-летний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. По уложению 1607 он был увеличен до 15 лет, но в связи с Крестьянской войной начала 17 (См. Крестьянская война начала 17 в.) в. фактически не осуществлялся. При царе Михаиле Федоровиче (См. Михаил Фёдорович) снова действовал 5-летний срок.

В 1639 У. л. были увеличены до 9 лет, а в 1642 – до 10 для беглых крестьян и 15 для увезённых др. владельцами. По Соборному уложению 1649 (См. Соборное уложение 1649) вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. УРОЧНЫЕ ЛЕТА — УРОЧНЫЕ ЛЕТА — в России 16-17 вв., 5-, 15-летние и другие сроки, в течение которых помещики могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. 16 в. Соборное уложение 1649 установило бессрочный сыск. Большой энциклопедический словарь
  2. УРОЧНЫЕ ЛЕТА — Срок, в течение к-рого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. 16 в. после приостановки действия «Юрьева дня» (1581) и введения заповедных лет… Советская историческая энциклопедия

Руководство по стилю

— Правила для выпускников

Руководство по стилю UC

Ссылки для выпускников

Какую форму использовать
При обращении к выпускникам Utica College, есть:
  • четыре варианта написания и
  • пять ситуаций

… Вот как это работает:

40 Никогда не используйте аббревиатуру «квасцы» в официальной письменной форме.

Вернуться к оглавлению

Класс Год
Всегда идентифицируйте нынешних студентов и выпускников по годам их обучения. Это обозначение выделяется апострофом перед цифрами, но без запятых перед или после.
  • Джудит Б. Горман ’64 — выпускница Колледжа Ютики.
  • Джеймс Франклин 21 года по специальности биология.

(Примечание: если вы используете программу или шрифт, в котором используются «умные» кавычки, обязательно используйте одинарную «конечную» кавычку для апострофа, а не «начальную».)

Вернуться к каталогу

Несколько степеней бакалавра UC
Если выпускник / США получил несколько степеней бакалавра в UC, используйте следующее соглашение:
  • Андреа Фумилия ’86, ’92 теперь является старшим администратором школы.

Вернуться к индексу

Высшее, медицинское, профессиональное и почетное образование
В UC есть особые правила для идентификации выпускников с профессиональными или учеными степенями:

Правило первое — При обращении к выпускнику / выпускнику, имеющему получил медицинскую, докторскую или другую ученую степень в другом учреждении, вместо использования титула «Доктор» перед названием поместите обозначение степени после года обучения в UC выпускника / а:

  • Julie Mulder ’80, Ph.Д. — специалист по биохимии.
  • Фрэнк П. Смит ’56, доктор медицины планирует присутствовать на возвращении домой.
  • НЕ: Доктор Фрэнк П. Смит ’56
    (Это подразумевает, что год относится к его доктору медицины, когда он относится к его степени бакалавра Калифорнийского университета.)

Точно так же относитесь к профессиональным степеням:

  • Аннамария Чавес ’96, CPA сейчас возглавляет бухгалтерскую фирму.

Правило второе — Если выпускник / а получил степень бакалавра и ученую степень в Калифорнийском университете, используйте следующее соглашение:

  • Кристин Омински ’92, G’02 открыла практику физиотерапии.
    (году получения степени бакалавра UC предшествует буква «G».)

Правило 3 — В случае получения почетной степени Колледжа Ютики используйте то же соглашение, поставив букву «H» перед годом получения степени. :

  • Конгрессмен Шервуд Бёлерт ’61, H’94 планирует посещение кампуса.

Вернуться к индексу

,

CBSE Вопросники за предыдущий год Класс 10 Решения PDF (за последние 10 лет)

Vedantu предоставляет вам лучший пакет заданий CBSE за предыдущий год (образцы вопросов), подготовленных нашими мастерами-учителями вместе с решениями. Это значительно упрощает и ускоряет ваши экзаменационные стратегии по изучению всех предметов CBSE Class 10 All Subjects, поскольку охватывает все важные вопросы экзамена.

В Веданту есть все ответы на ваши вопросы вроде: «Следует ли вам закончить и начать с исправлений или заняться совершенно новой темой?» У всех нас есть это тревожное чувство даже после прохождения программы.Наш разум дает нам бессонные ночи, беспокоя нас вопросами, например, что бы нам задали, и прошли ли вы соответствующую программу обучения или нет? Учебный материал для CBSE Class 10 настолько обширен, что кажется, что ему нет конца. По этим предметам действительно нужно много изучать. Однако при достижении этого, особенно в условиях постоянного давления экзаменов и тестов, внимание к ключевым областям может сбиваться, а иногда даже отклоняться.

Вот где вам пригодятся документы Веданту за предыдущие годы для CBSE Class 10.Команда Веданту собрала самые важные вопросы вместе с решениями в надлежащей последовательности руками своих опытных наставников. В нем есть все вопросники, от последнего до почти 10-летних, которые доступны в Интернете. Это не только дает вам фору, чтобы правильно начать подготовку, но и помогает на полпути при пересмотре.

Вы можете использовать эти вопросы CBSE за предыдущие годы для класса 10 в качестве контрольного списка, чтобы увидеть, все ли важные темы были рассмотрены.Это также может быть очень полезно для студентов, которые хотят сделать небольшой перерыв. Все, что вам нужно сделать, это получить доступ к этим статьям за последние 5-10 лет и получить представление о структуре вопросов, задаваемых за эти годы. Этот анализ, в свою очередь, поможет вам составить представление об идеальном управлении стрессом и временем во время экзаменов.

Экзамены CBSE Board Exams — документы предыдущих лет — всегда верный способ охватить значительную часть программы за относительно меньшее время. Поскольку 10-й класс CBSE является важной вехой для каждого учащегося, родителя и учителя в равной степени, всегда рекомендуется тщательно пересматривать его.Эти прошлогодние Образцы вопросников — идеальная возможность сделать то же самое.

Вы также можете загрузить NCERT Solutions for Class 10 Maths, чтобы помочь вам пересмотреть полный учебный план и получить больше оценок на экзаменах.

Как последние 10 лет прошлого года — вопросительный лист полезен для экзаменов CBSE Class 10 Board Подготовка

Подготовка к экзаменам CBSE 10 Board включает в себя больше, чем просто многократное прохождение всего учебного плана. Также необходимо уделять одинаковое время всем предметам.Воспользовавшись бесплатными загрузками в формате PDF вопросников Vedantu за последние 10 лет за предыдущие годы, вы можете сформулировать шаблоны обучения и краткие методы решения сложных проблем. Он поможет вам в пошаговой подготовке к экзаменам, превратив экзамены 2019-20 гг. В легкую прогулку.

Контрольные листы CBSE предыдущих лет Веданту для подготовки к экзаменам 10 класса являются наиболее предпочтительным способом из-за уникального подхода к удобству студентов. Он включает в себя различные методы, такие как решение различных сложных проблем, с которыми студенты сталкиваются в ходе обычного обучения.Это также помогает студентам понять необходимость научиться управлять своим временем, а также стрессом во время экзаменов. Это даст им четкое представление о схеме фактических экзаменов Совета и поможет им лучше подготовиться к ним.

В нашем стремлении предоставить студентам лучшую помощь, наряду с лучшими преподавателями, ресурсами и технологиями, Vedantu предоставляет не просто платформу, а универсальный опыт обучения для тех, кто хочет продвигаться вперед или даже не отставать от них.

О компании Vedantu

Онлайн-обучение с использованием революционной методики обучения, при которой и ученик, и преподаватель работают вместе виртуально, является ключевым предложением Веданту.Стандартный метод обучения предполагает, что обучающая группа хорошо адаптируется к требованиям студента. Благодаря мощной базе высококвалифицированных преподавателей для старших классов и передовым технологиям, которые предоставляют все необходимые детали как для студентов, так и для преподавателей и родителей, платформа уникальна и легко адаптируется. Удобно для всех, кто выбирает. Родителям не нужно беспокоиться о самовывозе и падении. О безопасности ребенка хорошо заботятся, поскольку воспитатели встречаются только виртуально.Все системы оповещения, предоставляемые через эту платформу, персонализация методов обучения и темп охвата учебной программы, делают услуги Vedantu превосходными и очень привлекательными для всех сторон.

Репетиторов Веданту подбирает команда профессионалов. Они отлично понимают, что нужно студентам, после постоянного углубленного опроса, проводимого для постоянного совершенствования. Затем эти наставники проходят инструктаж, прежде чем брать их на работу, чтобы обеспечить индивидуальный опыт обучения для студентов.Он включает в себя проведение регулярных тестов для учащихся, устранение сомнений и тщательный пересмотр, обучение в соответствии с программой, руководство по подготовке к экзамену и предоставление родителям регулярных отчетов об успеваемости их ребенка. Студент, с другой стороны, имеет право изучать курсы математики и естественных наук, с которых они хотели бы начать свое обучение. Эта помощь полезна для создания прочной основы предмета для понимания учащимся. Это также помогает учащимся лучше сдавать экзамены.Очистка концепций и сомнений теперь нашла новый увлекательный способ в Веданту.

.

Контрольный лист за предыдущий год для CBSE Class 12 English

Согласно последним программам и руководствам по английскому языку 12 класса, English Core является обязательным предметом для всех студентов +2, в то время как English Elective является более продвинутой версией, которую студенты могут выбрать по своему усмотрению. Тем не менее, здесь мы рассмотрим образец вопросников, программу и схему выставления оценок для обеих версий. Значит, вам будет удобно разбираться. Оба экзамена — English Core и English Elective — рассчитаны на 100 баллов и должны быть заполнены за три часа.


Форма / правописание

Использование …

Ситуация

…при ссылке на:


alumna

женский, единственное число

alumnae

женский род, множественное число
(рифмуется с «она»)
выпускник
мужское, единственное число
выпускники
мужское, множественное число

выпускники


как мужские, так и
женские, множественные

Учебники и тексты для чтения

Раздел

Английский (Core) Названия разделов

Английский (факультативный) Названия разделов

Знаки

383 A Чтение

Чтение

20

B

Продвинутые навыки письма

Письмо и грамматика

40

Литература

40

Всего оценок

100

Для английского языка (Core) Центральный совет среднего образования имеет предписал две книги, а именно Фламинго, в качестве основных читатель и Vistas как дополнительный.Давайте посмотрим на шаблоны вопросов для обеих статей.

Английский (основной) образец листа вопросов:

Раздел A — Чтение — 30 баллов

a) 5 вопросов с несколькими вариантами ответов по 1 баллу каждый — 5 баллов

b) 9 вопросов объективного типа по 1 баллу каждый — 9 баллов

c) 3 вопроса с кратким ответом по 2 балла каждый — 6 баллов

2 вопроса типа короткого вопроса по 5 баллов — 10 баллов

Раздел B — Продвинутые навыки письма — 30 баллов


  • Рекламные объявления и уведомления, составление плакатов, написание формальных и неформальных приглашений и ответов — 1 из 2 вопросов типа краткого ответа 4 балла — 4 балла

  • Написать письмо (деловые и официальные письма / письма в редакцию / заявление о приеме на работу) — 120-150 слов — 6 баллов

  • Статья / дискуссия / выступление или доклад — два вопроса с длинным ответом по 10 баллов — 150 — 200 слов — 20 баллов

Раздел C- Литература — Учебники и я ong Чтение текстов — 40 баллов


  • 4 вопроса объективного типа из одного стихотворения по 1 баллу каждое — 8 баллов

  • 4 из 6 вопросов типа коротких ответов по 3 балла каждый — 12 баллов

  • 1 из из 3 вопросов типа краткого ответа из 6 баллов — 120-150 слов — 6 баллов

  • 1 из 3 вопросов типа краткого ответа из 6 баллов — 120-150 слов — 6 баллов

  • 1 из 4 коротких ответов вопросы типа 6 баллов — 120–150 слов — 6 баллов

  • 1 из 4 вопросов типа краткого ответа из 6 баллов — 120–150 слов — 6 баллов

CBSE Class 12 Дата экзамена:


715

0

03 ХИМИЯ 715

0

МАРТ 20 202044

0 COR 20 2020

44

0

Экзамен совета CBSE 2020 Лист данных

ДАТА ЭКЗАМЕНА

ТЕМА

АНГЛИЙСКИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ N

9000 202 ФЕВРАЛЯ 0

АНГЛИЙСКИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ C

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ФИЗИКА

2 МАРТА 2020

ХИМИЯ

БИОЛОГИЯ

14 МАРТА 2020

MATHS

17 МАРТА 2020

HINDI ELECTIVE

HINDI ELECTIVE44

КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ

21 МАРТА 2020

CBSE Class 12 English Вопросник за предыдущий год

Легко получить представление о реальных вещах, пройдя пробный тест перед началом экзаменов.Начните подготовку, решив вопросник по английскому языку 12 класса CBSE за предыдущий год, а затем переходите к предыдущим годам. Отнеситесь к этим тестам так же серьезно, как к экзаменам Совета, придерживаясь строгих сроков и других правил. Такая подлинная подготовка укрепит вашу уверенность и снизит уровень тревожности до минимума. На нашем веб-сайте представлены вопросы прошлогоднего класса 12 по английскому языку CBSE с бесплатной загрузкой решения в формате PDF, которое поможет вам проверить и сравнить свои ответы. Это поможет вам принять необходимые меры по исправлению ошибок и исключить их повторение во время экзаменов.Этот сценарий экзамена из реальной жизни — лучший способ укрепить себя в этот критический момент вашей жизни. Следите за теми вопросами, которые часто повторяются на протяжении многих лет, и приложите к ним дополнительные усилия. Это наверняка поможет вам набрать больше очков на досках.

Преимущества ссылки на вопросник предыдущего года по английскому классу 12 CBSE с решением

Прямо сейчас вы стоите всего в шаге от участия в экзамене совета CBSE для класса 12. Перед этим вы должны хотя бы один раз пройти всю программу изучения английского языка для 12 класса.Но не все так просто. Если вы хотите пересмотреть программу обучения английскому языку CBSE буквально в кратчайшие сроки, вам всегда следует обращаться к нашим справочным материалам за предыдущий год CBSE Class 12 с решениями для английского языка. Наши штатные специалисты приложили немало усилий, чтобы найти решения в простой и лаконичной форме. Давайте рассмотрим все преимущества, которые вы можете получить, решив вопросник на английском языке за предыдущий год Класс 12 и проанализировав решения в формате PDF, представленные на нашем сайте.

Пересмотрите программу, решая прошлогоднюю работу:

Знаете ли вы, как проще всего пересмотреть всю программу английского языка для класса 12 непосредственно перед выпускным экзаменом? Решите задание по английскому языку для 12 класса за предыдущие годы.Таким образом, вы сможете запомнить все важные главы / концепции, поскольку большинство вопросов взяты из важных частей учебника NCERT.

Разберитесь в своих слабостях:

Хотя до экзамена на доску совета директоров осталось всего несколько дней, самое время узнать о сильных и слабых сторонах. В противном случае вы будете волноваться во время выпускного экзамена и не сможете ответить на все вопросы в течение указанного времени, т.е. 3 часа. Итак, решите все документы прошлых лет, загрузив их с нашего сайта, поскольку ниже приведены ссылки.Так вы сможете понять свои глупые ошибки и улучшить их перед экзаменом CBSE Class 12.

Ускорьте игру:

Решение вопросов, заданных за предыдущие годы, не только поможет вам пересмотреть весь учебный план, но и поможет ускорить решение всех вопросов. Не только ускорение, но и то, как вы также сможете понять, сможете ли вы решить все проблемы точным способом.

Повысьте уровень уверенности:

Уверенность — лучшее оружие для получения хороших баллов на любом экзамене, особенно когда речь идет о экзамене на доске 12-го класса.Итак, будьте хорошо подготовлены к экзамену, когда у вас будет достаточно времени. Решите все вопросы на английском языке для класса 12 за последние несколько лет (которые приведены ниже), а также проверьте PDF-файл с решениями (который также предоставляется вместе с опросными листами). Таким образом, вы сможете оценить себя до экзамена, чтобы понять, на каком этапе вы находитесь.

Vedantu — ваш друг, философ и гид

В Vedantu мы целенаправленно стремимся подготовить вас к экзамену и обещаем не оставить камня на камне в этом стремлении.Наш веб-сайт является сокровищницей экзаменационных работ за предыдущий год и дает уверенное преимущество для тех, кто использует его с умом. Основным преимуществом подключения к такому мощному ресурсу, как Vedantu, является доступность онлайн-преподавателей. Те студенты, которым необходимы дополнительные знания и дополнительная подготовка к основным предметам науки, включая физику, химию, биологию и математику, могут записаться на онлайн-обучение, чтобы сдать экзамены. Вы будете полностью знакомы с бумажным шаблоном, на то, чтобы решить его в режиме реального времени и хорошо разбираться в маркировке, уйдет время.Поскольку мы бесплатно предоставили решенные английские работы по CBSE Class 12, вы легко сможете получить ответы, которые ожидают от вас экзаменаторы Совета.


,

CBSE — вопросник за предыдущий год по математике с решениями для класса 12 (2019, 2018, 2017)

Согласно расписанию, опубликованному CBSE на официальном веб-сайте, экзамен по теории CBSE класса 12 должен быть проведен 15 февраля 2020 года. Экзамен будет проводиться с 15 февраля по 30 марта 2020 года по всем предметам в классе 12. Школы и учреждениям было поручено провести практические экзамены / внутреннюю оценку в период с 14 января по 7 февраля 2020 года.Карты доступа будут выпущены до первой недели февраля. Порядок хронологии предметов в таблице даты экзамена CBSE 2020 зависит от количества студентов, пришедших на экзамен. Объявление результатов CBSE можно ожидать в первую неделю мая.

Дата сдачи экзамена CBSE по математике: 17 марта 2020 г.

Чтобы загрузить таблицу с датой, загруженную CBSE для экзамена 2020 —

  1. Посетите официальный веб-сайт CBSE (т.е. cbse.nic.in)

  2. Нажмите ссылку «Табель даты для класса 12» для загрузки.

  3. Лист данных для экзамена CBSE 2020, класс 12 откроется прямо перед вами.

  4. Распечатайте или сохраните PDF-файл для дальнейшего использования.

CBSE Maths Class 12 Question Paper Pattern

Продолжительность экзамена CBSE по математике класса 12 по теории составляет 3 часа. Теоретическая работа состоит из 80 баллов, содержащих все обязательные вопросы, и разделена на четыре раздела, а именно: разделы A, B, C и D. Таблица, приведенная ниже, объясняет распределение оценок по всем разделам и типы вопросов в каждом разделе.

Разделы

Количество вопросов

Типы вопросов

Оценок за вопрос

Всего оценок Раздел

0002

20 вопросов

Вопросы с несколькими вариантами ответов (от 1 до 10) Заполните пропуски / одно слово (от 11 до 15) Очень короткий вопрос (от 16 до 20)

1 балл

1×20 = 20 оценок

Раздел B

6 вопросов

Короткие вопросы (с 21 по 26).

2 балла

6×2 = 12 баллов

Раздел C

6 вопросов

Длинные вопросы (от 27 до 32).

4 балла

6×4 = 24 балла

Раздел D

4 вопроса

Очень длинные вопросы (33 — 36).

6 баллов

4×6 = 24 балла

CBSE Maths Class 12 Удельный вес для экзамена 2020

Очень важно тщательно изучить программу и проверить вес каждого раздела перед начало подготовки.Это поможет вам определить время, которое необходимо выделить для каждого раздела на этапе подготовки. В приведенной ниже таблице указаны оценки, которые содержит каждая единица:

8 знаков

Единица

Название

Вес

1

Взаимосвязи и функции40

2

Алгебра

10 знаков

3

Расчет

35 знаков

43

04

04

03 Векторы и трехмерная геометрия

14 знаков

5

Линейное программирование

5 знаков

6

Вероятность


Всего баллов

80 баллов

Как подготовиться к экзамену CBSE по математике 2020?

Чтобы получить хорошие оценки на экзаменах, вам понадобится неугасимая страсть и постоянные усилия.Ваши результаты отражают напряженную работу, которую вы проделали на протяжении всего года. Посещение лекций в классе, заданий, регулярных самостоятельных занятий, практики, учебных занятий, заметок и т. Д. — все это имеет значение и весит вашу подготовку. Таким образом, настоятельно рекомендуется регулярно посещать ваши занятия, пересматривать главу после урока, решать вопросы с упражнениями, задавать вопросы своему учителю в случае каких-либо сомнений и проверять себя, решая образцы работ и вопросы. Лучше завершить подготовку как минимум за две недели до выпускных экзаменов.Не следует оставлять главы, которые нужно рассмотреть в последний момент. Правильно распределите время и зафиксируйте количество вычислений, которые нужно выполнить в каждой главе. Не тратьте слишком много времени на одну конкретную главу.

Подготовка в последнюю минуту

Шаг 1: Прочтите все примечания по главам.

Шаг 2: Выучите формулы.

Шаг 3: Просмотрите примеры сумм

Шаг 4: Прочтите все вопросы, приведенные в упражнении, и решите хотя бы по одному вопросу каждого типа. Обратитесь к решениям NCERT, если вы застряли на каком-либо вопросе.

Шаг 5: Решите вопросный лист CBSE за предыдущий год.

Советы по подготовке

  1. В зависимости от количества дней, оставшихся до экзамена, спланируйте свою подготовку на каждый день.

  2. Делайте регулярные перерывы и продолжайте исправлять.

  3. Высыпайтесь и поддерживайте водный баланс.

  4. Не набивайте себя большим количеством еды, ешьте регулярно.

  5. Не паникуйте и не нервничайте. Сохраняйте спокойствие и идите по своему плану.В то же время постарайтесь не отвлекаться.

Как решить вопросник за предыдущий год?

Попробуйте решить задание в соответствии с заданным временем, чтобы проанализировать свою скорость и подготовку. Решите как минимум 7-10-летний вопросный лист и обратитесь к решению, когда закончите решение. Отметьте вопросы, в которых вы застряли, а затем обратитесь к предложенным решениям или попросите своего учителя объяснить ответ. Очень хорошо понимать концепцию, подход и структуру вопроса, чтобы быть достаточно уверенным, чтобы решить, если на экзамене появится вопрос того же типа.Не пропускайте вопросы и не переходите к следующему году, не решив текущий и не исправив свои ошибки. Используйте ручку и бумагу для решения и сохраните ее в качестве заметок для дальнейшего использования и исправления в последнюю минуту. Убедитесь, что вы пересмотрели все решения из статьи за предыдущий год в конце, чтобы не забыть шаги или метод. Чтобы получить доступ к Вопроснику по математике для класса 12 CBSE 2018, щелкните ссылку CBSE Class 12 Maths Question Paper 2018 pdf.

  1. Просмотрите программу и отметьте главы, в которых вы хорошо разбираетесь, и главы, в которых вы не уверены.

  2. Начните с глав, вам нужно больше работы или времени. Хорошо прочтите главу, отметьте важные моменты и хорошо рассмотрите примеры или вопросы из учебника.

  3. Как только вы будете уверены в главах, начните решать вопросный лист по этой конкретной теме.

  4. Решите вопрос с заданием за предыдущий год, работа класса 10, естественные науки, при условии, что вы не потеряете скорость. Если задание рассчитано на три часа, попробуйте выполнить решение за 2 часа.30 часов или 2,45 часа. Так что даже если вы застрянете на одном или двух вопросах, вы не пропустите другие вопросы во время экзамена.

  5. Сделайте приблизительный набросок всех важных формул и пунктов и продолжайте время от времени пересматривать их, чтобы не забыть или сделать ошибки на экзаменах.

  6. Всегда старайтесь анализировать свои ошибки

.