Задатки и способности

Говорят, талантливый человек талантлив во всем, и способности необходимо развивать, а не зарывать в землю. Ярые противники этого мнения утверждают – таланты даны не каждому, поскольку у некоторых личностей просто нечего развивать. Так ли это на самом деле, или люди просто придумали оправдание своему бездействию? Определяющим фактором здесь являются задатки и способности, данные человеку при рождении.

Задатки как природные предпосылки способностей

Как утверждает психология, способности и задатки взаимосвязаны друг с другом. Задатки являются предпосылками к развитию способностей, а это значит, что от задатков зависит развитие личности в целом. При благоприятных жизненных условиях, личность может достичь успеха, приобретая способности в процессе жизнедеятельности и вне зависимости от того были ли у него изначально предпосылки к тому чтобы прийти к каким-либо жизненным достижениям. Ученые спорят, существуют ли у человека задатки от рождения или их вовсе не существует как таковых. Несмотря на то, что анатомическое происхождение задатков не доказано, психологи сходятся во мнении, что при правильном воспитании и обучении, человек быстрее добьется успеха в жизни. Если ребенок не получает почву для развития своих способностей, и родители не поддерживают его в различных интересах и увлечениях, такой человек рискует так и не раскрыть свои таланты. Такие ошибки в воспитании встречаются довольно часто. Не обращая внимания на природные способности и задатки ребенка, родители стремятся навязать ему свои когда-то не реализованные возможности. Иными словами, ребенок вынужден делать все то, чего не смогли достигнуть родители, так и не реализовав свой внутренний потенциал.

Однако во взрослой жизни можно самостоятельно определить есть ли у вас задатки, и какие вы имеете способности. Для этого достаточно разобраться в определении этих понятий.

Понятие способностей и задатков

Способности — это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Они даются легко и играючи. Чаще всего это те качества, которые мы давно в себе обнаружили и которые приносят нам удовольствие.

Задатки — это те умения, которые позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности.

Задатки и способности личности можно разделить природные и специфические. Природные заложены в человеке биологически, и формируются через жизненный опыт. Например, если развить хорошие физические задатки, можно добиться неплохих результатов в спорте. Специфические способности и задатки человека в свою очередь можно разделить на три составляющих:

  • теоретические и практические. Первый вид способностей определяет склонность человека к абстрактно-логическому мышлению. Второй вид определяет практические действия. У разносторонне развитых людей обе эти способности прекрасно сочетаются и дополняют друг друга;
  • общие и специальные способности. Наличием первого типа способностей определяются различные виды деятельности и коммуникации человека. Например, умственные способности и функции памяти и речи. Специальные способности позволяют добиться успеха в конкретных сферах деятельности. Например, в спорте, музыке, технике, математических и литературных направлениях;
  • учебные и творческие способности. Первые помогают человеку с легкостью усваивать навыки и знания, а также способствуют формированию личности. Вторые, т.е. творческие способности помогают создавать произведения искусства и культуры, а также делать различные открытия.

Развитие способностей

Когда мы понимает что такое способности и задатки, развитие способностей не покажется таким сложным как на первый взгляд. Существует несколько уровней их развития:

задатки — природные предпосылки к развитию; сами способности;
  1. одаренность —
    совокупность способностей, которая дает человеку возможность успешно выполнять определенную деятельность;
  2. мастерство — выполнение определенной деятельности с совершенством;
  3. талант – сочетание высокоразвитых способностей. Одна развитая способность еще не является талантом;
  4. гениальность – наивысший уровень развития способностей. Очень редкое явление в истории человечества. Всего можно насчитать около четырехсот гениев за время существования нашей цивилизации.

Развить в себе те или иные способности можно только при определенных условиях. Для этого, вы как минимум должны находиться в благоприятной социальной среде, то есть общаться с людьми, которые могут поделиться с вами знаниями, опытом или просто дать вам дополнительную мотивацию для развития. Интерес и поддержка являются главным фактором развития способностей. Иногда новые силы человеку может дать даже ситуация конкуренции. А если вы сомневаетесь, есть и в вас задатки, определить их и ваши будущие способности помогут специальные психологические методики. Например, тест математических аналогий, диагностика структур интеллекта Амтхауэра, тест Равенна и многие другие.

 

kak-bog.ru

Задатки и способности — что это такое

Существует мнение, что у человека, обладающего талантливой натурой, способности есть ко всему. И очень важно не игнорировать эти способности, а давать им развиваться.

И конечно, учитывая закон действия и противодействия, у такого мнения есть огромное количество противников. Они считают, что не каждый человек талантлив, поэтому некоторым людям не стоит растрачивать свое время на развитие несуществующих способностей.

Действительно ли такое мнение имеет право на существование, или же люди таким образом оправдывают своё нежелание двигаться вперед в развитии? Повесить на человека ярлык, что он неспособный и не имеет таланта к чему-либо, легко, но правильно ли это? Чтобы получить более или менее определенные ответы на такие противоречивые вопросы, стоит обратиться к психологии, психология как наука сможет объяснить многие моменты о способностях человека.

Природный дар от рождения

Опираясь на мнение психологов, можно смело сказать, что способности и задатки тесно связаны между собой. Но чтобы сказать больше о взаимодействии этих личностных качеств, следует разобраться, что такое задатки и дать определение понятию «способность».

  • Способность – это личностная предрасположенность человека, позволяющая ему достигать определенных успехов, высот в своей жизни. Это те личностные качества, которые мы смогли раскрыть в себе, практически не прилагая усилий, и мы всегда получаем от них удовлетворение.
  • Задатки – это те черты нашей личности, благодаря которым мы можем развивать свои способности. Эти умения связаны напрямую с нервной системой и зачастую имеют предпосылки в анатомических или физиологических свойствах человека.

Теперь, когда дано определение, сразу видно, что задатки – главная направляющая в развитии личности. Кроме того, задатки отвечают за развитие способностей в целом, и при благоприятных условиях люди достигают определенного уровня в своей жизни. При этом данные свойства приобретаются на протяжении всей жизни человека, независимо от того, хотел ли он достичь определенного успеха.

До сих пор ученые дискутируют на тему, имеют ли задатки врожденные корни или их приобретают. Однако, хотя анатомические корни задатков и не доказаны, ученые утверждают, что при правильном подходе в раннем детстве, грамотном воспитании и благоприятных жизненных условиях человеку гораздо проще адаптироваться на пути к успешной жизнедеятельности.

Если в детстве нет условий для развития и родители не помогают раскрыть интересы, которые проявляет ребенок, то скорее всего этот человек не сможет найти себя и развить определенный талант. Подобный ошибочный подход в воспитании наблюдается нередко.

Рекомендуем: Что такое аутизм?

Родители игнорируют природные склонности своего ребенка, навязывая ему собственные нереализованные мечты. Проще говоря, ребенок вынужден проживать жизнь родителей, которую они не смогли прожить. При этом у него нет возможности для реализации своих природных склонностей.

Разновидности

Задатки и способности можно разделить на два вида:

  • Специфические.
  • Природные.

Природные задатки определяются в личности на биологическом уровне и развиваются благодаря жизненному опыту. Если говорить о физических задатках, то их развитие поможет человеку реализовать себя в спортивной деятельности.

Специфические задатки и способности – понятие более сложное. Оно состоит из нескольких составляющих.

  • Теория и практика. Теория проявляется в логическом мышлении человека, практика предполагает реализацию теоретических представлений. Развитый человек довольно успешно и гармонично проявляет эти качества, которые весьма удачно сочетаются между собой.
  • Специальные и общие. Общие способности будут развиваться вместе с человеком – к примеру, речь, память, то есть те склонности, которые помогают человеку стать социально значимым. Специальные, напротив, не имеют абстрактного определения. Они конкретизируют направление и склонность человека. Личность может проявить себя в определенной сфере: техника, спортивная деятельность, музыкальное или литературное направление, искусство.
  • Творчество и учеба. Учебные навыки помогают человеку накапливать и применять знания, а также играют немаловажную роль в формировании личности в целом. Творчество определяет склонность человека к искусству, творческая предрасположенность направляет личность именно в этом направлении.

Понятие «задатки» характеризует возможность развития личности в определенном направлении. Важно заметить склонности еще в раннем детстве и обеспечить благоприятные условия для их развития. Характеризующий фактор определяет два вида задатков: приобретенные и врожденные, другими словами их еще называют социальные задатки и природные.

Рекомендуем: Абстрактное мышление

Все способности проходят определенные этапы развития. И каждый последующий развивающий шаг напрямую зависит от того, насколько был усвоен и принят предыдущий уровень развития. Если человек проявляет явные склонности к математике, то чтобы перейти к высшей, ему следует очень тщательно изучить элементарную математику.

И как раз элементарные математические знания будут выступать в роли задатков для способности к высшей математике. Отсюда следует вывод, что люди различаются именно задатками, а не способностями. Их различия напрямую зависят от возможности усваивать определенный материал, и эта возможность связана с природными, врожденными качествами личности.

Способности, если их правильно характеризовать, напрямую зависят от задатков. Это и умения, знания в различных отраслях, и даже определенные социальные нормы, которые общеприняты. Склонность к развитию проявляется на ранней стадии формирования задатков, когда только начинают проявляться определенные интересы ребенка. Именно так формируется одаренность личности.

Рекомендуем: Кто такой амбидекстр?

Однако одаренность нельзя рассматривать в общих чертах, допускается говорить об одаренности к чему-либо, то есть о склонности к определенной деятельности. Одаренность – это развитая личность, это последняя ступень, когда можно говорить, что все этапы пройдены. А этих этапов несколько, и задатки играют важную роль в становлении одаренности.

  • Задатки – природная предрасположенность к способностям.
  • Способности – качества личности, «вырастающие» из задатков.
  • Далее следует уровень развития, который мы называем одаренностью.
  • Следующая, высшая ступень развития – талант.
  • И как максимальный уровень развития – гениальность.

Как мы видим, задатки и способности – главные факторы в развитии человека. Их необходимо замечать и активно развивать с самого детства, чтобы во взрослой жизни человек имел определенные резервы для личностного роста. Не стоит забывать, что эти важные черты личности можно и развивать.

Становление личности

С самого детства наша личность проходит несколько этапов развития. Природные качества – задатки – помогают нам развивать способности. Способности в свою очередь показывают степень одаренности человека. Одаренность проявляется в талантливости. А талантливость ведет к гениальности.

Гениальность – это совокупность всех этапов развития, это высшая ступень. Чтобы развивать в себе гениальность, нужно находиться в благоприятной среде. Общение с людьми, которые могут поделиться знаниями, мотивировать на определенные действия, способствующие развитию, – это обязательные условия.

Рекомендуем: Арт-терапия

Но также стоит помнить и о личном интересе. Довольно часто для развития личности мотивирующим фактором является конкуренция. Но если все-таки имеются сомнения, есть ли в вас задатки к гениальности, то существует много психологических тестов и методик, которые помогут с точностью определить, в каком направлении вам следует развиваться. Запомните, каждый человек с рождения имеет все шансы успешно развить в себе гениальную личность. Автор: Людмила Мухачева

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Слово ЗАДАТКИ — Что такое ЗАДАТКИ?

Слово задатки английскими буквами(транслитом) — zadatki

Слово задатки состоит из 7 букв: а а д з и к т


Значения слова задатки. Что такое задатки?

Задатки

ЗАДАТКИ — природные предпосылки способностей; врожденные анатомо-физиологические особенности нервной сметены и мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Евразийская мудрость от А до Я

ЗАДАТКИ – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки неспецифичны по отношению к конкретным формам деятельности, они многозначны.

Русинова Л.П. Педагогический словарь по темам. — 2010

ЗАДАТКИ — врожденные анатомофизиологические особенности организма, природные предпосылки его развития. Истоки «дремлющих» в человеке природных сил находятся в его единстве с природой, возникшей до человека.

Глоссарий по биосоциологии. — 2008

Задатки — такие врожденные особенности развития организма конкретного человека, которые обусловливают развитие определенных способностей и склонностей.

Устинов И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы. — 2010

Задатки способностей

ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ (англ. inclinations) — генетически детерминированные анато-мо-физиологические особенности мозга и н. с, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой процессов формирования способностей и их развития. 3. с.

Большой психологический словарь. — 2004

Задатки способностей Генетически детерминированные анатомо-физиологические и психологические особенности организма человека, являющиеся предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей.

Адаптивная физическая культура. — 2003

Задатки способностей — некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально — природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей.

Карманов А. Психологический словарь

Способности и задатки

Способности и задатки — задатки — наследственные свойства периферического и центрального.нервного аппарата-являются существенными предпосылками способностей человека, но они лишь обусловливают их, не предопределяя.

Карманов А. Психологический словарь

Задаток

ЗАДАТОК — природные предпосылки способностей; врожденные анатомо-физиологические особенности системы нервной и мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Головин С. Словарь практического психолога

Русский язык

Зада́тки, -ов (зачатки способностей).

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова задатки

Поэтому я думаю, что надо Мнацяна поддержать, у него есть неплохие задатки.

Развивайте свои профессиональные, творческие, педагогические задатки.

Удовольствие из дорогих, но места зарезервированы и задатки внесены.

Бог дал им феноменальные задатки для того, чтобы стать классными биатлонистами, и они их здорово развили.

Впрочем, Уайт тоже опасен: у него есть все задатки нокаутёра.


  1. задатками
  2. задаткам
  3. задатках
  4. задатки
  5. задатков
  6. задаток
  7. задаточный

wordhelp.ru

38 Задатки как природные предпосылки способностей

развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета.Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков. Задатки врожденны и статичны в отличие от динамических способностей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою определенность, только будучи, включенным в структуру деятельности, в динамику способности.

Возможно, из какого-то природного задатка у человека разовьются, например, математические способности, а возможно — другие. Проблема в том, что вопреки расхожим и упрощенным бытовым представлениям, в человеческом мозге не существует однозначной и четкой локализации высших психических функций. Из одного и того же физиологического “материала” могут развиться разные психологические способности. Это определенно направленностью личности и результативностью деятельности.

У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные.

Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер.

адатки как природные предпосылки способностей    Отрицание врожденности способностей не имеет абсолютного характера. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность дифференциальных особенностей, заключенных в строении мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения какой-либо деятельности (чаще группы, целого куста профессий, специальностей, видов трудовой активности и т. д.). Эти морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками.Рассмотрим соотношение между способностями и задатками на конкретном примере. Так, к числу врожденных задатков относится необычайно тонкое обоняние — особо высокая чувствительность обонятельного анализатора. Является ли это какой-либо способностью? Нет, ведь всякая способность — это способность к чему-то, к какой-либо конкретной человеческой деятельности или ряду деятельностей. В противном случае само слово «способность» становится бессмысленным. Поэтому подобная особенность нервно-психической организации человека остается безликим задатком. Строением мозга не предусмотрено, какие специальности и профессии, связанные с изощренными обонятельными ощущениями, исторически сложатся в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и получит ли он в условиях этой деятельности возможности для развития указанных задатков. Но если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужны именно особо тонкие обонятельные ощущения, и если данный конкретный человек имеет соответствующие природные задатки, то ему легче, чем кому-либо другому, развить у себя соответствующие способности. Например, есть редкая и ценная профессия — парфюмеры, которые могут быть названы «композиторами ароматов». В стране их немного — около тридцати человек. Основная их задача создавать оригинальные ароматы, подготовляя серийный выпуск новых сортов духов. Разумеется, профессиональные способности этих людей представляют собой результат развития задатков, которые заключаются в особенностях строения и функционирования обонятельного анализатора. Но сказать про одного из представителей этой профессии: «Он прирожденный парфюмер» — можно, только выражаясь, что называется, фигурально, так как мозг его не содержит предопределения жизненного пути, профессии, способностей. Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью  В области изучения природы и сущности задатков наука делает первые шаги. Негативный материал, относящийся к указанной проблеме, пока преобладает над позитивным — имеется гораздо больше научных данных о дефектах задатков, чем о структуре их продуктивных проявлений. Так, целый ряд тяжелых врожденных или приобретенных в раннем возрасте аномалий мозга (олигофрения) выступает как почти необратимый дефект задатков, становящийся тормозом развития способностей.    В настоящее время можно говорить о большей или меньшей продуктивности гипотез о сущности природных предпосылок развития способностей. Не подтвердилась высказанная Ф. Галлем гипотеза о существовании связи между отдельными анатомическими особенностями мозга и отдельный способностями. В основе учения Галля лежала мысль, что все человеческие способности, все качества «ума» и «сердца» имеют свои строго специализированные центры в полушариях головного мозга. Степень развития этих качеств находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. А так как, по убеждению Галля, кости черепа должны точно соответствовать выпуклостям и впадинам мозга, то одного взгляда на череп человека или простого ощупывания «шишек» головы якобы достаточно, чтобы определить способности человека. Галль составил специальные френологические карты, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков и каждому из них соответствовало определенное психическое качество.    Представление о том, что такие сложные психологические особенности, как способности, могут локально размещаться в определенных участках мозга, отражало ранний этап физиологических и психологических знаний и было начисто отвергнуто в дальнейшем. Современная физиология свидетельствует, что в коре мозга локализуются многочисленные психические функции. Предполагают, например, что центр речевых движений располагается в задней части третьей лобной извилины левого полушария, центр понимания речи находится в другом месте — задней трети верхней височной извилины того же левого полушария. И если принять во внимание, что человеческая речь — результат сложного взаимодействия ряда отделов мозга, то нет оснований предполагать, что способности человека, связанные с речевой деятельностью, могут быть строго локализованы в одном каком-нибудь участке мозга.Оказалась несостоятельной гипотеза о зависимости задатков от размеров мозга, его массы и веса. Мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 граммов. Мозг И. С. Тургенева имел вес 2012 граммов, мозг Д. Байрона несколько меньше — 1800 граммов, аналогичные результаты дало взвешивание мозга ряда выдающихся людей. Однако мозг знаменитого химика Ю. Либиха имел вес 1362 грамма; писателя А. Франса — всего 1017 граммов. Вскоре выяснилось, что самый большой и тяжелый мозг оказался у человека, не только ничем не выдающегося, но просто умственно неполноценного. Не подтвердились предположения и о том, что задатки человека определяются числом извилин мозга. В настоящее время наиболее продуктивными являются гипотезы, которые связывают задатки с микроструктурой мозга и органов чувств. Можно предположить, что углубленное изучение строения мозговой клетки позволит обнаружить морфологические и функциональные особенности, отличающие нервную ткань одаренного человека. Значительной достоверностью обладают также гипотезы, связывающие задатки с некоторыми дифференциальными особенностями нервных процессов (различиями по их силе, уравновешенности и подвижности) и тем самым с типами высшей нервной деятельности.Особая чувствительность нервной системы (т. е. ее слабость) может выступать как некий задаток, на основе которого будут развиваться способности, связанные с такими видами трудовой деятельности, где требуется высокая реактивность, впечатлительность, своего рода тонкость душевной организации. Здесь отчетливо заметна специфика личности человека. Если животное, имеющее слабый тип нервной системы, в условиях борьбы за существование, характерной для среды, управляемой законами биологии, обнаруживает свою неприспособленность и инвалидность, то человек, принадлежащий к слабому типу, в общественно-исторических условиях существования при обычных жизненных обстоятельствах не остается «инвалидом». Более того, развивающиеся на этой физиологической базе способности могут создать для него особо благоприятные возможности существования и развития. Указанные особенности относятся к чертам и проявлениям общего типа высшей нервной деятельности. Однако еще большей вероятностью обладают гипотезы, которые связывают природные предпосылки способностей с так называемыми парциальными (частными) особенностями нервной системы, т. е. своеобразием типологических свойств, проявляющихся у одних в зрительной, у других в слуховой, у третьих в двигательной сфере. Легко понять, что типологические различия по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов, проявляющиеся, например, в двигательной сфере, могут в различной степени отвечать требованиям того или иного вида спорта и выступать как предпосылки к развитию соответствующих спортивных способностей.Тот факт, что природные предпосылки способностей — задатки заключены в особенностях строения и функционирования нервной системы, делает достоверным предположение, что они, как и все другие морфологические и физиологические качества, подчинены общим генетическим законам. Вместе с тем гипотеза возможной наследуемости задатков не должна быть отождествлена с идеей наследственности способностейСерьезная статистика не дает никаких доказательств наследственности способностей и талантов. Идея наследственности способностей противоречат и научной теории. Можно признать научно установленным, что с момента появления человека современного типа, т. е. кроманьонца, жившего около ста тысяч лет назад, развитие человека происходит не путем отбора и наследственной передачи изменений его природной организации — развитие человека управляется общественно-историческими законами. И поэтому развитие способностей не может быть подчинено законам биологической наследственности.природные предпосылки способности состоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия соответствующей деятельностью. Решающее значение имеют первые пробы сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и склонности.Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую себя знать при первых пробах деятельности.Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности.Врожденные способности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности.Типологические особенности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, и являются задатками, или первичными природными свойствами. Типологические особенности имеют многогранное значение. Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности общих типов оказывают влияние на образование способностей.Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка (или взрослого) к определенной деятельности. Это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Склонность свидетельствует о наличии определенных природных предпосылок к развитию способностей.

Наряду с истинной склонностью имеется и ложная (мнимая). При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной, или мнимой, склонности обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития.

studfiles.net

О задатках и способностях

Способностью называют такие психические особенности личности, которые обеспечивают ей успешную деятельность в какой-либо области. Без способности к наблюдательности немыслим писатель, врач и педагог. У художника должна быть чрезвычайно развита зрительная память. В творчестве инженера большое значение имеет воображение. Для фехтовальщика — скорость реакции.

Никто из людей не рождается с умением что-либо делать. Так не бывает: человек взял кисть и сразу стал создавать шедевры живописи или сел в пилотскую кабину и стал управлять самолетом. Человек рождается только с задатками.

Люди от рождения отличаются друг от друга ростом, цветом глаз, формой тела. Они отличаются остротой органов чувств, подвижностью процессов возбуждения и торможения, силой нервной системы, способностью мыслить, эмоциями и волевыми качествами и др.

Проблема способностей возникла в процессе разделения труда в период античности. Уже тогда наметились два подхода к пониманию способностей (их врожденность и зависимость от внешних условий) в философских рассуждениях Платона и Аристотеля. В плане первого направления интерес представляет книга Хуана Уарте «Examen de ingenios paralassciencas». Это название можно перевести и как «испытание», и как «исследование» способностей или дарований. И начинается она следующим наставлением: «Для того чтобы произведения мастеров обладали тем совершенством, которое было бы полезно для государства, следовало бы установить следующий закон: пусть плотник не занимается земледелием, а ткач — архитектурой; пусть юрист не занимается лечением, а медик — адвокатским делом; но пусть каждый занимается только тем искусством, к которому он имеет природный дар, и откажется от всех остальных. Считая способности столь ограниченными, что он может овладеть только одним делом, но не больше, я всегда думал, что никто не может знать в совершенстве два искусства, без того, чтобы он оказался несовершенным в одним из них…». В подкрепление сказанного он приводит цитату из «Законов» Платона: «Пусть никто не будет одновременно литейщиком и плотником, ибо человеческая природа не может одновременно хорошо делать два искусства или две науки».

Философ Т. Гоббс в 1651 г. утверждал: «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей… Что же касается умственных способностей, то я нахожу в этом отношении даже больше равенства среди людей, чем в отношении физической силы…»

Энциклопедист К.А. Гельвеций в своей книге «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» одну из глав назвал «Воспитание всемогуще», а другую — «Все люди с обыкновенной нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями». В начале книги он выделил курсивом основную идею: «Локк и я утверждаю: неравенство умов есть результат известной причины, и эта причина — разница в воспитании».

Соответственно современным представлениям о проблеме задатков и способностей вплотную подошел Д. Дидро (1713— 1784). Рассматривая положения К.А. Гельвеция, в 1774 г. он пишет: «Он говорит, воспитание значит все. Скажите: Воспитание значит много. Он говорит: Организация (врожденные способности. — В. Л.) не значит ничего. Скажите: Организация значит меньше, чем это обычно думают… Поступать так (как Гальвеций. — В. Л.), кажется мне, значит… писать одновременно и сатиру на воспитателей, и апологию их».

Значение воспитания, считал Д. Дидро, заключается «вовсе не в том, чтобы сделать из любого среднеорганизованного ребенка, что желательно сделать из него его родным, но в том, чтобы заставить его постоянно заниматься тем, к чему он способен». Положение Д. Дидро — «Человек не рождается ничем. Каждый человек рождается с известной способностью к чему- нибудь» — до настоящего времени признается большинством психологов. Профессору Б.М. Теплову принадлежит фраза, ставшая крылатой: «Способность — это задаток в развитии».

Задатки в ряде случаев проявляются чрезвычайно рано. Известно, что Моцарт с пяти лет начал сочинять музыку, в восемь создал первые сонаты и симфонии, а в одиннадцать — оперу. В шесть лет он пользовался мировой славой, а в четырнадцать был избран членом Филармонической академии в Болонье. Трехлетний И. Репин вырезал из бумаги животных, а в шесть лет начал рисовать с натуры. Пушкин сочинил первое стихотворение в восемь, а Лермонтов — в десять лет. Паскаль, Лейбниц и Гаусс с раннего детства поражали окружающих своими задатками к математике. Энрико Ферми стал профессором и крупным ученым в области физики в 25 лет. Ирен и Фредерик Жолио Кюри в 28-летнем возрасте подошли к открытию искусственной радиации. Этот список можно было бы продолжить.

Очень интересная мысль о развитии способностей при имеющихся задатках и при их отсутствии была высказана Г. Лейбницем (1646 — 1716): «Это подобно разнице между фигурами, произвольно высекаемыми из камня или мрамора, и фигурами, которые прожилками мрамора обозначены или предрасположены обозначаться, если ваятель воспользуется ими». Насколько трудно порой бывает увидеть эти «прожилки», говорят многочисленные примеры из жизни талантливых людей.

Великий И. Ньютон в школе слыл тупицей и был взят домой из-за неспособности к обучению. О В. Скотте профессор университета сказал: «Он глуп и останется глупым». Пастер в школе не успевал по химии. Белинский был исключен из университета «по слабому здоровью и притом по ограниченности способностей». Когда Суриков поступал в Академию художеств, инспектор, просмотрев предъявленные им рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить». Ф.И. Шаляпина не приняли в хористы «по неспособности к пению». Студента А. Эйнштейна его преподаватель Минковский считал неспособным к математике.

Следует также сказать, что задатки могут проявляться и в зрелые годы. Известно, что у Врубеля художественный талант довольно быстро и неожиданно проявился в 20, а у Гогена — в 38 лет. Крылов начал писать в 40, а Аксаков — в 50 лет.

Развитие скрытых задатков к способности заниматься той или другой деятельностью происходит иногда как бы случайно. И.Г. Песталоцци родился в 1746 г. в Цюрихе и до 52 лет занимался сельским хозяйством. Во время французского вторжения в Швейцарию (1798) у озера Люцерн он обнаружил группу детей, оставшихся без родителей и средств к существованию, и взял их под свое покровительство. Три года спустя вышла его историческая книга «Как Гертруда учит своих детей», в которой он сформулировал ведущие принципы педагогики. В частности,

И.Г. Песталоцци исходил из того, что понятийное мышление основано на «зрительном уяснении». «Визуализацию мышления» он считал стержневым элементом своей системы, оперируя на занятиях большим количеством наглядного материала. И.Г; Песталоцци также полагал, что главная цель обучения заключается не столько в накоплении знаний, сколько в развитии умственных способностей и душевных сил ребенка.

Одна за другой стали возникать школы, преподавание в которых велось в соответствии с принципами И.Г. Песталоцци. В 1802 г. открылась такая школа в Аарау, где работал сам создатель новой системы.

После провала на экзаменах в Цюрихский политехникум, в

1895 г., в школу Аарау поступил 16-летний А. Эйнштейн и пробыл в ней всего одни год. Но этот год оставил в нем неизгладимое впечатление, что можно заключить из речи, написанной в связи с вручением ему Нобелевской премии; в речи было всего 14 строк, но А. Эйнштейн счел необходимым упомянуть о школе Аарау, как важнейшем этапе своего духовного становления.

А. Эйнштейн развивался в детстве медленно, с трудом. Он поздно научился говорить. «Ничего, Альберт, — шутил его дядя Якоб, — не из каждого получается профессор, не падай духом!». Пошел он в подготовительную школу девяти лет.

Возможно, именно в школе Аарау он открыл для себя силу своего зрительного воображения и другие особенности своего, в частности, интуитивного мышления, в котором главными «кодами информации» были геометрические образы и мышечные ощущения. Та нестандартность, которая в мюнхенской гимназии с ее казарменным духом навлекала на него лишь неприятности, нарекания и беспокойства, совсем по-другому воспринималась в Аарау, где живы были традиции педагога- гуманиста, и школа не только не подавляла, но всячески поощряла самобытность учащихся.

О’Генри, находясь за решеткой как растратчик, решил попробовать писать рассказы, чтобы добыть средства к существованию любимой дочери. И стал всемирно известным писателем.

Многие выдающиеся люди, про которых обычно говорят, что талант у них «от бога», в своих воспоминаниях подчеркивают ведущее значение труда в их творчестве. «Меня считают баловнем судьбы, — писал в 1824 г. великий Гете. — Я не хочу жаловаться и нарекать на свой жребий. Но на самом деле в моей жизни ничего не было, кроме тяжелого труда, и я могу сказать сейчас в 75 лет, что за всю жизнь и четырех недель не прожил в свое удовольствие. Как будто я все время тащил на гору камень, который снова скатывался, и нужно было снова тащить его вверх».

Знаменитый изобретатель Эдисон как-то сказал: «Гений — это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение». Сам он умел «потеть», его рабочий день в среднем составлял 19 ч 30 мин. Спал он не более 2—3-х часов в сутки. Когда ему исполнилось 50, он позволил себе роскошь сократить свой рабочий день на 30 мин. После 70 лет он работал около 18 часов ежедневно.

«Я, — пишет Ф.И. Шаляпин, — вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы… Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное русское слово «авось» и полагался на сознательное творческое усилие… И после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, продолжал учиться, у кого только мог, и работал… Я думаю, ни один сапожник, — я в юности имел честь быть сапожником… — как бы он ни был талантлив, не может сразу научиться хорошо тачать сапоги, хотя бы он учился этому пять лет».

О целеустремленности и упорстве А. Эйнштейна при создании теории относительности можно составить представление по одному маленькому эпизоду, относящемуся к 1905 г. Как-то он после долгой разлуки встретил своего товарища по политехникуму Гроссмана. После общих фраз А. Эйнштейн вдруг спросил:

— Что ты думаешь об эфире?

— К сожалению, ничего.

— Составил ли ты мнение по поводу опыта Майкельсона?

— Увы, нет.

— Я думаю об этом неотступно вот уже четыре года».

А. Эйнштейн умел работать непрерывно, систематически, целеустремленно.

Однако известно немало случаев, когда от природы одаренные дети в дальнейшем не развили свои задатки в способности, так как упорно не занимались, казалось бы, предначертанной им самой судьбой деятельностью.

Все сказанное в полной мере относится к развитию любых способностей. Только в упорном труде можно развить способность даже в тех случаях, когда, кажется, нет никаких задатков к тому или другому виду деятельности. Хрестоматийным примером в этом плане является непревзойденный оратор античной Греции Демосфен.

Вдохновение ученого или художника целиком зависит от желания отдавать все свои душевные силы творчеству. Чрезвычайно поучительно отношение П.И. Чайковского к вдохновению: «Работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее. Весь секрет в том, что я работал ежедневно и аккуратно. В этом отношении я обладаю над собой железной волей, и когда нет особой охоты к занятиям, то всегда умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься. Я положил себе во что бы то ни стало каждое утро что-нибудь сделать и добьюсь благоприятного состояния духа для работы».

Одним из непременных условий превращения задатков в способности является любовь к избранной профессии. Талант развивается из страстного чувства любви к делу. Без любви, без увлеченного труда невозможно развить способности. Так, будучи одаренным человеком, И.Е. Репин в молодости рисовал с таким увлечением, что в результате переутомления иногда терял сознание. Придя в себя, он снова брался за кисть. К. Чуковский вспоминает, что художник сразу после завтрака спешил в свою мастерскую, где работал до сумерек. К старости у И.Е. Репина правая рука стала работать все хуже и хуже. Тогда он научился работать левой, а когда от старческой слабости уже не мог держать в руках палитру, то с помощью особых ремней стал вешать ее к себе на шею и так работал с утра до ночи.

Конечно, творческие достижения зависят не только от психологических особенностей личности, но и общественно-исторических условий, от потребности эпохи и тех конкретных задач, которые стоят перед производством. С одной стороны, природные задатки рабочих образуют ту почву, на которой произрастает разделение труда, с другой — мануфактура, коль скоро она введена, развивает рабочие силы (способности), по самой своей природе пригодные лишь к односторонним специфическим функциям. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант, — писал К. Маркс, — это целиком зависит от спроса, который в свою очередь зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей» (Соч., т. 3, с. 392).

Естественно, история знает талантливых людей, упорным трудом реализовавших себя и добившихся признания. Но она умалчивает, сколько людей годами самоотверженно работали в различных областях науки и искусства, в сфере производства, так и не добившись успеха. Чтобы стать великим пианистом, нужно им родиться, утверждает доктор К. Вагнер. Он сконструировал аппарат для изучения подвижности руки. В результате десятилетних исследований он пришел к выводу, что размах и скорость движения являются врожденными и их нельзя увеличить даже продолжительной тренировкой. Тот, кто вопреки этому продолжает упорно тренироваться, рискует получить воспаление сухожилий.

Рукописи многих книг так и остались лежать «мертвым» грузом в столах или кладовках; картины несостоявшихся художников, отнесенные на чердаки, пылятся как хлам. А сколько людей, прилагавших героические усилия к овладению той или иной профессией из-за отсутствия задатков, так и не смогли достичь не только совершенства, но и мало-мальски овладеть ею.

Способности не даны человеку в готовом виде. Они есть результат развития задатков в процессе определенной деятельности. Высокий и легко достигаемый результат в профессиональной деятельности определяется природными данными, точнее, преимущественно природными данными. И чем четче выражен задаток, тем меньше времени нужно человеку для реализации его в способность. Развитие способностей и их динамику можно проследить исходя из диалектической связи приобретенного и врожденного, биологического и социального.

Похожие женские статьи:

Новинки этой рубрики:

Может, Вам будет интересно:

mir-zhenschin.ru

это основа способностей, как их развить?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был талантлив. И на самом деле любой из нас имеет свой, не присущий никому другому, талант. Кто-то может сказать, что многие поют, какое же здесь различие? Но голос каждого индивидуален, для кого-то взять высокую ноту проще простого, а для другого человека – это непосильная задача. В чем разница между талантливыми людьми, и как дается нам та или иная способность? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.

Откуда берутся способности?

Многие способности в жизни можно развить путем долгих тренировок и занятий, это касается, например, навыка скорочтения или выступлений перед публикой. Но этого нельзя сказать о голосе и танцах. Согласитесь, если человек не способен петь, ни один самый лучший учитель не сможет научить его петь так, чтобы у всех мурашки бежали по коже. Как же понять, откуда берутся способности и таланты?

Ответ на этот вопрос нужно искать в анатомии и физиологии нервной системы. Так как влияние на способности оказывают задатки. Задатки — это тип нервных клеток, которые образуют прочные связи, оказывающие влияние на способности человека. При этом в коре головного мозга задействованы разные участки, поэтому если нейроны (нервные клетки) образовали связь в левом полушарии мозга, то ребенок, вполне возможно, станет великим математиком или программистом, потому что левая часть мозга отвечает за логику. Итак, задатки — это наши потенциальные способности, которые образовались на эмбриональной стадии развития.

Одинаковые задатки у разных людей

Задатки человека могут проявляться по-разному. Если в двух разных людях заложены одинаковые задатки, они будут проявляться не одинаково. У одного человека может развиться абсолютный слух, а у другого с такими же задатками — к слуху прибавится еще и способность запоминать ноты. У способностей есть 3 уровня развития, по которым можно понять, как взаимодействуют задатки и способности человека.

Несколько степеней способностей

  • Первая степень — одаренный человек. Это человек, который имеет обширный круг интересов, он может взаимодействовать с другими людьми посредством разных видов общения (вербального и невербального). Одаренность — первая степень способностей, и многие дети ей обладают в начале своего развития.
  • Вторая степень — как раз-таки талант. Это совокупность нескольких способностей, которые проявляются, когда есть ежедневные занятия и тренировки. Поэтому талант можно развить, если каждый день активно заниматься, но нужно быть внимательным в том, чтобы правильно понять настроение ребенка, которого родитель отводит на ту или иную секцию. Ведь очень часто бывает так, что родители ведут детей туда, где у них не получилось в свое время реализоваться.
  • Третья, высшая степень — гениальность. Это способности, которые были наилучшим образом развиты у многих ученых, изобретателей, поэтому сейчас мы можем слушать радио и использовать мобильную связь. В данном случае задатки — это вовремя выявленная одаренность, которая была направлена в правильное русло.

Как развивать способности ребенка?

Как уже мы выяснили, талантливых людей много. Кто-то играет на скрипке, кто-то изучает языки, кто-то хорошо рисует. Но, для того чтобы талант развивался, надо приложить к усилия. Можно выделить несколько правил, которым необходимо следовать, чтобы отдать ребенка туда, куда нужно.

Возьмем, например, девочку пяти лет, мама которой заметила, что дочка часто рисует цветными карандашами. Как выявить, талант это или просто рисунки, как у всех детей.

  1. Нужно попросить дочку нарисовать что-то определенное, например, самое простое — домик в деревне и рядом с ним кошечку.
  2. Если у ребенка в рисунке много красок, которые наложены красиво и аккуратно, можно предположить склонность к рисованию.
  3. В таком случае нужно спросить у девочки, хочет ли она научиться рисовать еще лучше, от этого ответа зависит, запишитесь вы в студию рисования сейчас или на будущий год, когда она будет готова.
  4. При определении способностей разговаривайте с ребенком, учитывайте его мнение, общайтесь с ним, как с будущим гением.
  5. К выбору учителя и школы нужно подойти очень внимательно, потому что непрофессиональные преподаватели могут загубить зародившийся талант.
  6. И последнее, когда ребенок занимается, развивает свой талант – интересуйтесь результатами и хвалите его даже за малые успехи. Это поможет в его развитии.

Итак, теперь понятно, каких правил нужно придерживаться, чтобы правильно распознать талант. И помните, что задатки — это база талантов и умений человека, которую нужно суметь вовремя выявить.

fb.ru

Задатки как природные предпосылки способностей

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в 3 года, Гайдна – в 4. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля – в 8 лет, у Ван-Дейка – в 10, у Дюрера -в 15 лет.

Концепция наследования способностей нашла отражение во взглядах, связывающих способности человека с массой его мозга. Как известно, мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 г. Взвешивание мозга выдающихся людей показало, что их мозг несколько больше средней величины. Так масса мозга И.С.Тургенева-2012г., мозга Д. Байрона – несколько меньше – 1800 г, аналогичные результаты дало взвешивание мозга ряда выдающихся людей. Однако можно привести не меньше примеров знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины, у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г, а у писателя А. Франса – 1017. Более того, оказалось, что самый большой и тяжелый мозг – более 3000 г – оказался у умственно отсталого человека. Однако в обыденном сознании эта связь оказалась очень стойкой: индивида с высоким лбом заведомо наделяют умом и ожидают от него разумных предложений, а умственные способности человека с низким лбом оцениваются крайне невысоко, без всякой на то научной основы.

Определенная связь с идеей наследования способностей прослеживается в учении Франца Галля, получившем название френология (от греч. рhrеnоs – «ум», logos – «учение»). Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наружной формы черепа. Основная идея заключалась в следующем: кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. Степень развития этих способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальных измерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определенной индивидуальной особенности. Среди них «шишки способностей» к музыке, поэзии, живописи; «бугры» честолюбия, скупости, храбрости и т.д. Однако впоследствии многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга. Поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно и беспочвенно. Еще менее научным был метод, которым создавалась френологическая карта. Для этой цели изучались скульптурные или живописные портреты таких мифических и легендарных людей, как библейский Моисей, святой Антоний, Гомер и др., само существование которых, а тем более достоверность изображения, являются достаточно спорным.

В то же время следует отметить важность сделанного Ф. Галлем предположения о локализации функций в коре головного. мозга, что впоследствии получило подтверждение в работах Фрича и Гитцига. Одним из известных исследователей этого направления является Френсис Гальтон, объясняющий наследование способностей, исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируя биографии выдающихся деятелей, Гальтон пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных; умственно и физически сильных людей. Продолжая линию Гальтона в XX в., Котс определял степень одаренности известных людей по количеству строк, отведенных им в энциклопедическом словаре, и выделил около 400 человек, чьи высокие способности прослеживаются в нескольких поколениях.

Особенно впечатляет история семьи немецких музыкантов Бахов. Впервые большие музыкальные способности в ней проявились в 1550 г. Родоначальником семьи был булочник В. Бах, который, как отмечал Т. Рибо в своем труде «Наследственность душевных свойств», отводил душу после работы музыкой и пением. У него было 2 сына, с них-то и начинается непрерывный ряд музыкантов, известных в Германии, на протяжении 2 веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20 – выдающиеся. Но всемирную славу этой фамилии принес гениальный композитор Иоганн Себастьян Бах.

Установлено также, что прабабушка Л.Н. Толстого – Ольга Трубецкая и прабабушка А.С. Пушкина – Евдокия Трубецкая были родными сестрами. 5 крупнейших представителей немецкой культуры – поэты Шиллер и Гельдерлин, философы Шеллинг и Геге

psylist.net