Моховидные | Растения | Биология

Особенности моховидных

Моховидные относятся к высшим споровым растениям, так как для них характерно разделение тела на органы и ткани.

Моховидные широко распространены, особенно в областях с умеренным и холодным климатом. Мхи встречаются на болотах, в лесах, растут на стволах деревьев, на постройках и скалах и даже в пресных водоемах. Мхи обладают способностью выживать в условиях как морозов, так и высоких температур.

Мхи, в отличие от водорослей, являются наземными растениями. При этом они являются самыми примитивными по строению сухопутными растениями.

В отличие от водорослей, тело мохообразных разделено на специализированные ткани, каждую ткань составляет особый род клеток.

При этом тело мха, как и тело водорослей, называют слоевищем. Однако в нем есть четкое разделение на стебель и листья.

У многих моховидных в центре стебля есть проводящая система, которая располагается в виде отдельных пучков.

Проводящая система обеспечивает передвижение минеральных веществ и воды, а также органических веществ.

Листья мхов выглядят как зеленые пластинки, имеющие линейно-ланцетную форму. Они достаточно тонкие, состоят всего из нескольких слоев клеток или из одного слоя. Лист может содержать бесцветные клетки, среди которых есть зеленые клетки-ассимиляторы, содержащие хлорофилл. В них протекает фотосинтез.

У многих мхов на нижней части стебля имеются корнеподобные выросты (ризоиды). Они представляют собой выросты эпидермиса и похожи на корневые волоски. Во многом ризоиды выполняют функцию корней, т. е. закрепляют растение в почве и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами.

Представители мхов

Кукушкин лен

Кукушкин лен является многолетним растением. Растет во влажных местах (на болотах, в еловых лесах).

Высота стебля растения достигает 20 см, он имеет зеленовато-коричневый цвет.

На стебле кукушкина льна плотно по спирали располагаются маленькие узкие зеленые листья.

У кукушкина льна имеются ризоиды, которые закрепляют его в почве и поглощают из нее воду.

На примере кукушкина льна обычно рассматривают жизненный цикл мхов, в котором происходит чередование двух поколений. Причем у мхов поколение гаметофита преобладает над поколением спорофита.

Спора кукушкина льна гаплоидная (т. е. содержит одинарный набор хромосом). Попав во влажную почву она прорастает и дает начало листостебельному растению. Таким образом, фотосинтезирующие растения мхов гаплоидные, что отличает их от других высших растений.

У кукушкина льна есть женские и мужские растения, т. е. он двудомный. На женских растениях развиваются специальные органы — архегонии, а на мужских — антеридии. В архегониях образуются яйцеклетки, а в антеридиях — сперматозоиды. Для того, чтобы произошло оплодотворение, сперматозоиды должны подплыть к яйцеклеткам, находящимся в архегониях. А для этого нужна вода. Таким образом, оплодотворение у мохообразных возможно лишь при наличии воды.

Этот факт ограничил их распространение по суше в процессе эволюции.

Оплодотворение у кукушкина льна происходит обычно в период сильных дождей. При этом образуется диплоидная зигота (она содержит двойной набор хромосом: один от яйцеклетки, другой — от сперматозоида). Зигота остается на верхушке женского растения кукушкина льна, и через год из нее развивается коробочка на длинной ножке. Это образование представляет собой спорофит, так как состоит из диплоидных клеток.

Коробочка кукушкина льна называется спорангием, у нее есть крышечка и колпачок. В спорангии созревают споры. При этом происходит мейоз и в результате образуются гаплоидные споры.

Созревшие споры высыпаются из коробочки. В благоприятных условиях спора прорастает и развивается в листостебельное растение мха. Но сначала будущее растение кукушкина льна выглядит как нить зеленой водоросли. Это может служить доказательством того, что мхи произошли от водорослей.

Сфагнум

Сфагнум является представителем белых мхов, которые называют еще торфяными, так как они образуют залежи торфа.

В умеренном климате сфагнум растет на болотах. Это многолетние растение, стебель которого сильно ветвится.

В отличие от кукушкина льна, в стебле сфагнума нет проводящих пучков. Также у сфагнума отсутствуют ризоиды. Поэтому воду он поглощает всем телом.

Листья сфагнума содержат два вида клеток. Одни клетки содержат хлоропласты и зеленые, другие — без хлоропластов и бесцветные. Клетки расположены в один слой, поэтому листья выглядят полосатыми двуцветными. Фотосинтезирующие клетки листа мелки и длинные. Бесцветные клетки крупные, имеют большие поры в оболочках. Эти клетки используются для поглощения и удержания воды. Из-за того, что сфагнум поглощает и удерживает большое количество влаги, происходит заболачивание почвы.

Чередование поколений и размножение у сфагнума (его жизненный цикл) такой же как у кукушкина льна. Однако, в отличие от кукушкина льна, у сфагнума антеридии и архегонии образуются на одном растении, т. е. он является однодомным.

Сфагнум растет верхушкой своего побега. При этом снизу стебель отмирает. Отмершие части стеблей сфагнума уплотняются, в отсутствие кислорода не разлагаются и образуют торфяные залежи. Кроме того, сфагнум выделяет антисептическое вещество сфагнол, которое тормозит гниение. Поэтому в слоях торфа сохраняются различные организмы (останки животных и растений).

Сфагнум растет медленно, всего несколько сантиметров в год.

Значение моховидных

Животные почти не едят мхи.

Однако мхи играют важную роль в природе, так как накапливают влагу, регулируют водный баланс местности. При этом мхи часто приводят к заболачиванию почв, что следует считать их отрицательным влиянием.

Мхи способны накапливать многие вредные вещества, в том числе радиоактивные.

Моховидные образуют торф, который является полезным ископаемым для человека. Торф используется как топливо, удобрение, сырье для промышленности. Из него получают древесный спирт, пластмассы и др.

Сухой сфагнум обладает антисептическими свойствами. Раньше его использовали в качестве перевязочного материала.

Тест с ответами: “Отдел Моховидные”

Категория: Биология.

1. Отдел Моховидные относится к:
а) высшим растениям +
б) низшим растениям
в) водным растениям

2. Псилофиты:
а) потомки Моховидных
б) предки Моховидных +
в) виды мхов

3. Моховидные:
а) трехлетние растения
б) однолетние растения
в) многолетние растения +

4. К Моховидным относится:
а) Сфагнум +
б) Хлорелла
в) Папоротник

5. Чем мхи прикрепляются к почве:
а) ризоидами +
б) корневищами
в) клубнями

6. Гаметофит:
а) споровое поколение мхов
б) половое поколение мхов +
в) семенное поколение мхов

7. Какое растение не относится к Моховидным:
а) печеночный мох
б) кукушкин лен
в) хвощ полевой +

8. Какое растение относится к Моховидным:
а) кукушкин лен +
б) обычный лен
в) хвощ полевой

9. Спорофит:
а) семенное поколение мхов
б) бесполое поколение мхов
в) споровое поколение мхов +

10. Зеленые мхи размножаются:
а) декоративно
б) вегетативно +
в) опылением

11. После оплодотворения на женских растениях кукушкина льна образуется:

а) коробочка +
б) шишка
в) цветок

12. Зеленые мхи размножаются:
а) семенами
б) спорами +
в) опылением

13. Мхи, как все высшие растения, имеют:
а) органы +
б) слоевище
в) гифы

14. На взрослом растении кукушкин лен созревают:
а) семена
б) шишки
в) гаметы +

15. Споры сфагнума созревают:
а) в коробочках +
б) на листьях
в) на верхушках побегов

16. Верны ли следующие утверждения:
1. Сфагнум участвует в заболачивании почвы.
2. Взрослые особи мха кукушкин лен раздельнополые.
а) только 1
б) оба верны +
в) только 2
г) нет верного ответа

17. Поколение спорофит в цикле развития мхов представлено:

а) взрослым растением
б) побегом
в) коробочкой на ножке +

18. Способны запасать большое количество воды:
а) споры мха
б) побеги сфагнума +
в) коробочки мха

19. Верны ли следующие утверждения:
1. В ходе эволюции моховидные растения произошли от бактерий.
2. Слияние гамет у мхов происходит в дождливую погоду, так как для оплодотворения необходима вода.
а) только 1
б) оба верны
в) только 2 +
г) нет верного ответа

20. Отмирающие части мхов образуют:
а) глину
б) торф +

в) каменный уголь

21. Моховидные по типу питания являются:
а) автотрофами +
б) миксотрофами
в) паразитами

22. Мхи не заняли господствующего положения на Земле, так как:
а) у них ограниченный ареал
б) у них в онтогенезе преобладает гаметофит +
в) у них отсутствует механическая ткань

23. Мхи:
а) лишены корневого чехлика
б) имеют стержневую корневую систему
в) не имеют корня +

24. Впервые в процессе эволюции проводящие ткани появились у:
а) водорослей
б) псилофитов +
в) папоротников

25. Спорами размножается:
а) кипарис
б) ромашка
в) сфагнум +

26. Из споры мха вырастает:
а) заросток
б) предросток (зелёная нить) +
в) коробочка со спорами

27. Какая из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерна для мхов:
а) корни отсутствуют +
б) имеется хорошо развитая корневая система
в) размножаются семенами

28. Какая из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерна для мхов:
а) цветки мелкие, невзрачные
б) размножаются семенами
в) размножаются спорами +

29. Какая из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерна для мхов:
а) для размножения нужна вода +
б) цветки мелкие, невзрачные
в) имеется хорошо развитая корневая система

30. Не самая древняя, но самая примитивная группа современных наземных растений, сохранившая много черт сходства с водорослями:
а) мховые
б) моховидные +
в) меховидные

Тайны созревания помидоров

Примерно в это время года с растениями помидоров у многих людей происходит забавная вещь: зеленые плоды, пухлые и идеальные до этого момента, отказываются краснеть. Проходят недели, а эти зеленые помидоры просто сидят, ожидая, когда птицы и жуки проклевут в них дырки. Чем это вызвано и что с этим можно сделать?

Погода. . .

Основной причиной остановки процесса созревания является температура. Когда температура держится выше 80-85 градусов более двух дней, растение прекращает вырабатывать ликопин и каротин, две вещи, ответственные за покраснение кожи. В конце лета, когда температура падает, происходит то же самое: ликопина и каротина больше нет, а значит, созревания больше нет.

Вы не можете изменить погоду, и предоставление большего количества тени действительно не поможет, если только это не сопровождается значительным падением температуры. (Что бы вы ни делали, не обрывайте листья вокруг плода, чтобы впустить больше солнца. Это не только не поможет помидорам покраснеть, но и сделает их кожицу более жесткой, что сделает их менее вкусными!) Итак, если ваши помидоры остаются зелеными, а термостат все еще поднимается, вы должны собрать их и помочь им закончить созревание другим способом.

Магазин семян томатов и растений для сада и террасы контейнер.

Завершить дозревание в помещении

Лучший способ сделать это в середине лета — тщательно собрать зеленые плоды и хранить их в помещении пару недель. Идея здесь состоит в том, чтобы захватить этилен фруктов, который заставляет их созревать (ликопин и каротин просто окрашивают фрукты в красный цвет, а не на самом деле созревают). Вот как это сделать:

Если у вас всего несколько помидоров:
  • Поместите несколько помидоров в бумажный пакет вместе с бананом или яблоком, закройте его и поставьте на полку в кладовой. Банан или яблоко выделяют много этилена, что приводит к созреванию помидоров. Следите за фруктами, проверяя их каждые несколько дней.
  • Или неплотно заверните каждый помидор в газету, а затем поместите их на полку, например, в кладовую или (на то, что нужно) в шкаф. Опять же, следите за ходом созревания.

Если у вас много помидоров:

  • Застелите дно и стенки картонной коробки газетами, затем осторожно положите помидоры на дно, заполняя его не более чем на 2 слоя. Поместите еще один слой газеты поверх верхнего слоя и закройте коробку. Используйте несколько ящиков, если у вас остались помидоры.
  • Храните коробку в теплом, сухом помещении (на полу кладовой), проверяя плоды через неделю на наличие признаков созревания.

Вы можете задаться вопросом, почему бы вам просто не положить помидоры с бананом в большой полиэтиленовый пакет, запечатать его и ускорить весь процесс. Ну, проблема в том, что, хотя вам нужно улавливать этилен, вы рискуете сгнить фруктами, ограничивая поток воздуха. Поэтому рекомендуется пористый картон и газета; они позволяют воздуху циркулировать, а также улавливают достаточное количество этилена вокруг плода, чтобы помочь ему созреть.

Зеленые плечи

Теплая погода в середине лета также может привести к тому, что помидоры, которые уже начали краснеть, перестанут расти, оставив верхнюю часть плода зеленой. Это называется «зеленые плечики», хотя они могут доходить до середины плода. Здесь произошло то, что слишком много прямых солнечных лучей в сочетании с высокими температурами привели к тому, что расщепление хлорофилла внутри плода остановилось. Как вы помните, хлорофилл придает растениям зеленый цвет. Ваши помидоры останутся зелеными, если это произойдет! Но не волнуйтесь — зеленые плечики можно срезать, а остальной томат можно наслаждаться. А в следующем году вы можете обеспечить немного больше тени для своих томатов и, возможно, вообще избежать этой проблемы.

Созревание сорта зеленых помидоров

Вы можете задаться вопросом, как определить, действительно ли ваши зеленые помидоры созревают или застряли на лозе. Конечно, лучший способ определить, может быть, разрезать на один, но есть и другие подсказки:

  • Зеленые помидоры обычно имеют белые полосы или пятна, которые становятся желтыми, когда они полностью созреют.
  • Спелые помидоры приобретают яркий глянцевый блеск на кожуре.
  • Спелые помидоры кажутся тяжелее, чем должны.

Если вы считаете, что ваши зеленые помидоры застопорились из-за сильной летней жары, следуйте той же процедуре, что и для красных сортов, используя три вышеуказанных критерия, чтобы определить, когда они созрели в помещении.

Магазин семян томатов и растений для сада и террасы контейнер.

Новости – с тегом «покрытосеменные» – Big Picture Science

Скворечники для царства растений – это классический материал Монтессори. (Обычно их называют китайскими коробками, но я не люблю использовать этот термин. Они точно не из Китая.) Как и многие другие материалы, созданные много лет назад, этот нуждается в обновлении или, по крайней мере, проверка реальности, чтобы увидеть, отражает ли она то, что дети увидят в своих последующих исследованиях.

Перефразируя китайскую пословицу, если ваши скворечники/китайские ящики основаны на классификации двух царств и содержат бактерии и грибки, то лучшее время для их замены было до 1980 года. Второе лучшее время – сейчас.

Смысл начальных занятий не в том, чтобы научить детей именам и идеям, которые они вряд ли увидят снова. Мария Монтессори говорила, что дети, завершившие ее начальную программу, получили бы знания, равные старшекласснику ее времени. Она не пыталась создать отдельный набор биологических терминов; она давала детям основные академические знания того времени. Продолжение использования терминологии и понятий традиционных уроков без проверки актуальной академической точки зрения приводит к проблемам. Детям, возможно, придется отказаться от уроков Монтессори и вернуться к началу, чтобы изучать современную биологию. «Отучиться» очень тяжело для людей. Они склонны цепляться за первый способ, которым они что-то узнали, и они должны признать, что их версия неверна, прежде чем они смогут принять другую точку зрения.

Если бы существовали скворечники, отражающие современный академический взгляд на царство растений, как бы они выглядели? Вот мои идеи.

Представьте большую зеленую коробку с надписью «Царство растений». Помимо основного, он может иметь и другие метки. Возможности — это более формальное латинское царство Plantae или более описательное — Embryophytes. Последнее является неофициальным научным названием наземных растений.

Мы снимаем крышку с этой коробки и находим маленькую коробку с надписью «Мохообразные, несосудистые растения» и гораздо большую коробку с надписью «Трахеофиты, сосудистые растения». Внутри коробки с мохообразными есть три коробки меньшего размера с надписями «роголистники», «печеночники» и «мхи». Должна ли быть метка для подразделения/типа этих ящиков? Не должно быть. У меня есть продвинутый учебник по ботанике, в котором не используются линнеевские ранговые названия для этих ветвей растительной жизни. Если вы хотите добавить названия подразделений/филумов, см. Википедию. Как правило, это неплохо для классификации растений.

Большая коробка с трахеофитами содержит две коробки: маленькую с надписью «Ликофиты» и гораздо большую с надписью «Эуфиллофиты, растения с настоящими листьями». В ящике с ликофитами есть три маленьких ящика: плауны, колоски и иглы. В качестве альтернативы, коробка ликофитов может перечислять эти три линии на крышке, а не разделять их. Их лучше всего описать как отряды ликофитов.

В коробке с эуфиллофитами есть две коробки: меньшая с надписью «Папоротник, монилофиты» и большая с надписью «Сперматофиты, семенные растения». Коробка папоротниковой клады имеет несколько коробок меньшего размера. Их маркируют: «офиоглоссиды – усики, ольховники и виноградники»; «equisetums – хвощи и камыши»; и «лептоспорангиатные папоротники или многоножки — настоящие папоротники». Если ваша школа находится в тропическом климате, вам может понадобиться добавить четвертый ящик для мараттидных папоротников. Это огромные растения, которые растут только в тропиках.

Коробка для сперматофитов содержит две коробки: покрытосеменные, или цветковые растения, и голосеменные, голые семенные растения. Ящик для голосеменных содержит четыре ящика: саговники, гинкго, хвойные и гнетофиты. В настоящее время неясно, принадлежат ли гнетофиты к своей отдельной коробке или к другой из коробок семенных растений. Однако ясно, что им не место в ящике покрытосеменных.

Покрытосеменные или цветковые растения должны иметь большую коробку. Они составляют около 90% растительного мира. В их коробке есть несколько коробок. В паре очень маленьких ящиков лежат первые ветки — кувшинки и анисовое дерево. Затем есть маленькая коробка с надписью «магнолииды», средняя коробка с надписью «однодольные» и большая коробка с надписью «эвдикоты». Три четверти цветковых растений — эвдикоты; около 22% — однодольные.

Все это можно вообразить, но потребуется немало творчества, чтобы сделать физические контейнеры, которые действительно могут содержать изображение и информацию о каждой из этих ветвей царства растений. Информация должна включать родословную растения. Например: Линии подсолнечника – эмбриофиты, трахеофиты, эуфиллофиты, сперматофиты, покрытосеменные растения, эвдикоты. В тексте также должны быть даны некоторые определяющие черты – производные черты – каждой группы.

Если вам нужны иллюстрации или дополнительная информация, см. https://big-picture-science.myshopify.com/collections/montessori-botany-materials/products/the-plant-kingdom. Это PDF-файл PowerPoint для педагогического образования. Вы можете распечатать изображения для использования в классе. В нем есть все изображения, которые вам нужны, кроме quillworts. Эти плауновидные редки, и основная причина их включения заключается в том, что они являются ближайшими родственниками древних деревьев Lepidodendron .

Пожалуйста, дайте мне знать, если вам нужна помощь или у вас есть вопросы о скворечниках царства растений. Если вы хотите иметь еще один набор для цветущих растений, это более сложная история. Однако это было бы забавно.

Счастливые исследования растений,

Присцилла

Многие люди удивляются, узнав, что широколиственные деревья являются цветковыми растениями. Это правда, что у большинства из них нет эффектных цветов, которые люди связывают со словом «цветок». Члены семейств роз и магнолий не деликатны со своими цветами. Любой зрячий человек может сказать, что они цветут.

Другие виды деревьев могут иметь совершенно незаметные цветы. Цветы могут быть настолько тонкими, что большинство людей, включая детей, их не замечают. Помогите своим детям увидеть эти структуры такими, какими они появляются весной.

Красные клены зацветают одними из первых. Клены имеют разнообразные цветочные структуры и репродуктивные стратегии. У некоторых есть желто-зеленые соцветия, которые имеют как тычиночные, так и пестичные цветки. Другие дают дополнительные тычиночные цветы и только некоторые с пестиками.

Красные клены в основном двудомные – у них тычиночные и пестичные цветки на отдельных деревьях. Я говорю «в основном», потому что я видел и читал другие сообщения о том, что дерево одного пола иногда имеет одну ветвь с цветками противоположного пола. Это, вероятно, помогает гарантировать, что пестичные цветы получат пыльцу, необходимую им для образования семян.

Когда красный клен начинает цвести, вы можете заметить красный оттенок на кончиках ветвей. Если вы сможете найти ветку, достаточно низкую, чтобы вы могли ее рассмотреть (попробуйте бинокль, если ветки слишком высокие), вы найдете один из двух типов цветов. Ни у кого нет лепестков; оба маленькие. Пестичные цветки (слева) имеют двуветвистые рыльца. Они более ярко-красные, чем тычиночные цветки (справа), которые выглядят как крошечные помпоны красновато-розового цвета.

После цветения тычиночные цветки опадают. Они выпустили свою пыльцу, и их работа сделана. Пестичные цветки, получившие пыльцу, продолжают расти, и у них развиваются длинные стебли с молодыми плодами на конце, часто еще с засыхающими рыльцами. Фрукты станут кленовыми ключами; два растут соединенными вместе, но они разделяются по мере взросления. Это делает плод клена шизокарпом. Две его части — самара, крылатые плоды, развеваемые ветром.

Вязы — еще одно семейство раноцветущих растений. Их цветки крошечные, всего два маленьких пушистых рыльца, окруженных тычинками. Развивающиеся плоды — опять же самарцы — часто окрашивают дерево в весенне-зеленый цвет, а затем становятся коричневыми, прежде чем листья полностью раскроются.

Попросите детей подумать об адаптации раннего цветения, цветков, опыляемых ветром, и плодов, распространяемых ветром. Они могут прийти к выводу, что деревья должны цвести рано, чтобы их листья не мешали переносу пыльцы. Некоторые деревья, такие как вязы, даже рассеивают свои семена до того, как листья заблокируют ветер от зрелых плодов.

Набухшие почки и развивающиеся листья и побеги — отличные объекты для наблюдения ботаников. Наслаждайтесь ими вместе с детьми, пока развиваются всходы и весна.

Присцилла, 9 апреля 2018 

У меня есть два новых плаката, которые хорошо показывают историю и разнообразие жизни. Первый только что вышел из Fairhope Graphics и называется «История существующих покрытосеменных растений». Многие ветви цветущих растений очень хорошо видны на этом плакате. Вы можете понять, почему линии цветковых растений представляют собой нечто большее, чем однодольные и двудольные. Временная шкала слева на этом плакате может ввести в заблуждение, поэтому вам нужно будет объяснить своим детям, что на всех рисунках изображены цветущие растения, которые все еще существуют. Каждая иллюстрация помещена в то время, когда, как мы думаем, возникла ее линия.

Важное уточнение для этой информации — окаменелости растений найти гораздо труднее, чем окаменелости крупных позвоночных. Палеоботаникам приходится собирать воедино историю из маленьких, трудно сохранившихся фрагментов, а не из крупных костей, поэтому вполне может быть, что некоторые из этих растений будут иметь разный возраст происхождения, когда ученые получат больше ископаемых данных. Однако это не должно умалять информационный показ здесь.

На этом плакате видно, что растения развили свои основные линии до вымирания K-Pg (K-T), и эти линии выжили намного лучше, чем крупные позвоночные. На плакате указано количество видов и общие названия нескольких представителей каждой линии.

Найдите на плакате три основные ветви покрытосеменных: магнолиевые, однодольные и эвдикотовые. Вы также можете найти две большие ветви эвдикот, розиды и астериды. Розиды разделились на фабидов и мальвидов. Подразделы астерид — ламииды и кампанулиды. Они кажутся кучей больших бессмысленных имен, пока вы не поместите к ним изображение цветка, поэтому этот постер Fairhope Graphics поможет сделать родословные более запоминающимися.

Fairhope Graphics также предлагает полезные плакаты о происхождении птиц, Древе Жизни на простом и более сложном уровне и истории Земли.

Мой второй недавно приобретенный плакат принадлежит компании Evogeneao, которая, как они объясняют на своем веб-сайте, является сокращением от эволюционной генеалогии. Девиз этой организации: «Жизнь на Земле — это одна большая большая семья». На их плакате «Эволюционный кузен» показана их диаграмма ветвления для всей жизни, а также несколько знакомых организмов и число, отражающее их отношение к нам. Например, ваша кошка — ваш 27-миллионный двоюродный брат. Вы также можете получить плакат большего размера, на котором изображено Древо жизни в качестве основного изображения и дана информация о нем. Эти плакаты отлично подойдут для импрессионистического урока Древа Жизни.