Анализ стихотворения Тучки небесные, вечные странники Лермонтов 6 класс
Анализ стихотворений
- Анализ стихов
- Лермонтов
- Тучки небесные, вечные странники
На момент написания стихотворения Лермонтов пребывал в Санкт-Петербурге, был 1840 год, поэту предстояла ссылка на Кавказ, вторая по счету. Император Николай I подписал приказ, в котором говорилось, что поэту необходимо покинуть Петербург. Причина – его дуэль с французом Эрнестом де Барантом. Дуэли на тот момент были запрещены в России, поэтому после пребывания под арестом, Лермонтов был отправлен в ссылку. Вечер 3 мая был посвящен как раз лермонтовскому отъезду. Находясь на квартире у друзей, семьи историка Карамзина, Михаил Юрьевич смотрел в окно, разглядывая пасмурное небо. Предположительно, настроение поэта было печальным из-за предстоящих событий. Стихотворение родилось быстро, оно тоже наполнено нотками грусти. По просьбам друзей, Лермонтов сразу же зачитал написанный текст вслух. После этого вечера, Лермонтов прямо от Карамзина уехал на Кавказ.
Стихотворение носит характер размышления, относясь к философской лирике поэта. Лирический герой сравнивает себя с тучами – «мчитесь вы, будто как я же, изгнанники», — это сравнение еще раз передает переживания поэта. Он называет себя «изгнанником», пишет о свободе и постоянных поисках себя.
Написано произведение дактилем, так как размер стиха трехсложный, первый из слогов долгий, остальные два – короткие.
Тучи – это центральный образ стихотворения. Тучи у Лермонтова символизируют движение, независимость, свободу. Поэт называет их ласково «тучки», даже в чем-то завидуя им. Он не хочет уезжать из родных краев, его тянет к своей земле, дому. А про тучи говорит, что им все равно, в каком направлении двигаться, ведь у них нет родины.
Во второй строфе автор задает вопросы, обращаясь к тучам, а на самом деле проецируя на себя. Зависть, злоба, и клевета друзей – все это способствовало дуэли Лермонтова, а после его ссылке на Кавказ, где в то время шла война.
Настроение всего произведения пронизано чувством тоски и тревоги перед неизвестным будущим. Грустные мотивы, печаль, страдания, — все это читается в лермонтовских строках. Лирический герой переживает, что стал изгнанником, ему не хочется ехать в «сторону южную». У туч нет привязанности, и на это поэт обращает внимание в тексте. Сам же он не желает покидать родину, хоть и вынужден это сделать.
Но горечь чувствуется не только по этим причинам, боль предательства того, кто считался друзьями, также преследует героя.
Основная тема – тема «лишнего» человека, она встречается во многих произведениях лирики Лермонтова. Оказавшись непонятым, непризнанным, преданным и, в итоге, изгнанным, герой стихотворения чувствует себя действительно лишним.
Идея произведения заключается в последней строфе – это невероятная тоска по родине.
Из средств художественной выразительности поэт использует метафоры: «цепью жемчужною», «вечные странники». Много эпитетов: «милый север», «вечные странники», «зависть тайная», «нивы бесплодные», «клевета ядовитая», «степь жемчужная». Есть олицетворения, где поэт оживляет неживое: «вечные странники» тучки, «гонит» зависть, злоба, решение.
В первой строфе есть сравнение с лирическим героем: «мчитесь вы, будто как я же, изгнанники».
Из звукописи использован прием аллитерации – часто повторяются согласные звуки Т,Ч,Н,С.
Стихотворение «Тучи», написанное поэтом в непростой период его жизни, несет глубокий смысл и рассказывает читателю о душевных переживаниях самого Лермонтова.
Вариант №2
В 1840 году власти считали неприемлемым выступления Михаила Юрьевича за правду и справедливость, отправили его во вторую ссылку на Кавказ. Собравшись вместе в квартире Карамзиных, что находится в Санкт-Петербурге, Лермонтов прощался со своими друзьями.
В ожидании отъезда, Михаил Юрьевич стоял у окна, наблюдая за небом, покрытое тёмными тучами. Именно так и зародилась идея написать стихотворение «Тучи».
Жанр, направление и размер стихотворения.
Стихотворение «Тучи» Михаила Юрьевича написано в жанре философской лирики. Хочется немного объяснить читателю, что же это за жанр?
Жанр философской лирики – это произведения, в основе которых лежит философия, рассуждения о смысле жизни. Направление данного стихотворения – романтизм и реализм. То есть поэт размышляет о реальных жизненных и социальных проблемах.
Что же касается размера, то написано стихотворение дактилем. Дактиль – размер стиха, в котором ударение падает на первый слог, а остальные слоги безударные.
Образы и символы стихотворения.
1. В стихотворении «Тучи» Михаила Юрьевича, облака олицетворяются как свободные, независимые существа, их невозможно обидеть, задеть, в отличие от живых людей, которые обременены мирскими проблемами.
2. Такие чувства как злоба и зависть заставили поэта покинуть свою Родину, поехав в ссылку в страшное место, на Кавказ. В то время там происходили ужасные события. Также поэт пережил предательство друзей, которые вместо поддержки, оклеветали Михаила Юрьевича перед царём, тем самым ужесточив ему приговор.
3. В стихотворении «Тучи» Лермонтов указывает на то, что герой – одиночка по жизни. Смирение с судьбой указывает на то, что он ещё и спокойный, невозмутимый человек.
Темы и настроение стихотворения.
Одна из главных тем, затронутых автором стихотворения, это доказательство того, что человек и мир никогда не смогут стать одним целым. В отличии от туч, которые ничего не чувствуют, люди обременены людскими проблемами, размышлениями.
Вторая немаловажная проблема – любовь к Родине, и переживания по поводу изгнания с родной стороны. Писатель тщательно пытается скрыть свои переживания от других, и у него это хорошо получается. О причине отъезда Михаил Юрьевич также говорит в печали, упоминая предательство близких друзей.
Настроение в стихотворении печальное, тяжелое. Тёмные тучи, которые плывут по течению в небе, указывает на тяжелую пору жизни человека.
Основная идея стихотворения.
Лермонтов в своём стихотворении указывает на разницу между человеком и природой. Тучи бесчувственные, безразличные, а герой обречен на заточение. Главная мысль заключается в том, что если ты что-то или кого-то любишь, это значит, что ты привязан к чему-либо.
Средства художественной выразительности в стихотворении.
В стихотворении «Тучи» Михаила Юрьевича Лермонтова явно выражены стандартные приёмы, такие как метафоры, эпитеты, олицетворение. Например: «тучки небесные, вечные странники».
Использование эпитетов – тоже важная составляющая стихотворения. Примеры: «милый север», «степь лазурная», «нивы бесплодные». В этих приёмах скрытые смыслы, указывающие на отношение к событиям.
Метафора указывает на скрытое сравнение главного героя с мчащимися небесными тучами:
6 класс
Картинка к стихотворению Тучки небесные, вечные странники
Популярные темы анализов
- Ахмадулина
Знаменитая поэтесса родилась в Москве 10 апреля 1937 года, в семье крупного начальника таможенной отрасли и переводчицы.
- Анализ стихотворения Маяковского О любви
Произведение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» великого русского писателя Маяковского Василия Владимировича стало одним из самых ярких произведений, написанных в любовной тематике. Вообще нужно отметить,
- Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц
Русская литература довольно известна своими писателями и поэтами, причем неважно в каком веке они проживали.
Но сегодня пойдет речь о таком замечательном и достаточно талантливом поэте 20 века, как Н.А Заболоцкий. Он прожил сравнительно - Анализ стихотворения Есенина Голубая да веселая страна
Стихотворение Есенина написано после революции в России. Он наблюдал, как все изменилось в его родной стране. Люди стали совсем другими и перестали радоваться мелочам. Никому не нужны красоты полей и рек все заняты своими
- Сочинение 5 июня всемирный день окружающей среды
Природа, являющаяся легкими нашей планеты, постепенно угасает и увядает. Именно поэтому стоит задуматься о том, чтобы поберечь её от самих себя. Миллионы фабрик и заводов бесцельно перерабатывают ресурсы,
Лермонтов
Все авторы
- Асадов
- Александрова
- Сочинения
- Анненский
- Апухтин
- Ахмадулина
- Ахматова
- Бальмонт
- Баратынский
- Барто
- Батюшков
- Блок
- Бродский
- Брюсов
- Бунин
- Вознесенский
- Гиппиус
- Гумилев
- Два отца Тыбурций и судья (по расказу Короленко)
- Державин
- Есенин
- Жуковский
- Заболоцкий
- Карамзин
- Лермонтов
- Майков
- Мандельштам
- Маяковский
- Некрасов
- Никитин
- Пастернак
- Полонский
- Пушкин
- Северянин
- Суриков
- Тургенев
- Тютчев
- Фет
- Хлебников
- Цветаева
Михаил Лермонтов «Тучи («Тучки небесные, вечные странники!.
.»)»Рейтинг
- Средняя оценка:
- 8.77
- Оценок:
- 115
- Моя оценка:
—
подробнее
Михаил Лермонтов
Стихотворение, 1840 год (год написания: 1840)
Аннотация:
Одно из самых знаменитых стихотворений Лермонтова, написанное, когда поэт отправлялся в кавказскую ссылку.
© Sawwin
Примечание:
«Стихотворения М. Лермонтова» (СПб., 1840, стр. 167—168).
Входит в:
— сборник «Стихотворения», 1840 г.
— антологию «Круглый год. 1961. Книга для чтения», 1960 г.
— антологию «Мысль, вооружённая рифмами», 1984 г.
— антологию «Песнь любви. Лирика русских поэтов XIX и XX веков», 1988 г.
— антологию «Русская поэзия», 1988 г.
— антологию «Родничок. Книга для внеклассного чтения. 3 класс», 1999 г.
— антологию «Хрестоматия по чтению. 1 класс», 2020 г.
Издания:ВСЕ (136)
- /языки:
- русский (136)
- /тип:
- книги (128), аудиокниги (8)
1840 г.
1891 г.
1936 г.
1941 г.
1946 г.
1947 г.
1948 г.
1953 г.
1954 г.
1956 г.
1957 г.
1958 г.
1959 г.
1960 г.
1961 г.
1963 г.
1964 г.
1970 г.
1971 г.
1972 г.
1972 г.
1972 г.
1972 г.
1974 г.
1975 г.
1976 г.
1976 г.
1977 г.
1977 г.
1979 г.
1979 г.
1980 г.
1980 г.
1980 г.
1980 г.
1981 г.
1981 г.
1981 г.
1982 г.
1984 г.
1984 г.
1984 г.
1984 г.
1986 г.
1987 г.
1987 г.
1988 г.
1988 г.
1988 г.
1988 г.
1989 г.
1989 г.
1989 г.
1992 г.
1997 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
2000 г.
2004 г.
2004 г.
2004 г.
2004 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2007 г.
2007 г.
2008 г.
2008 г.
2008 г.
2009 г.
2009 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2011 г.
2012 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2015 г.
2017 г.
2017 г.
2017 г.
2017 г.
2017 г.
2017 г.
2018 г.
2018 г.
2018 г.
2018 г.
2018 г.
2018 г.
2018 г.
2018 г.
2018 г.
2018 г.
2018 г.
2018 г.
2019 г.
2019 г.
2019 г.
2019 г.
2019 г.
2020 г.
2020 г.
2020 г.
2020 г.
2021 г.
2021 г.
2022 г.
2022 г.
Аудиокниги:
2007 г.
2008 г.
2008 г.
2009 г.
2009 г.
2009 г.
2010 г.
2010 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!РегистрацияМихаил Лермонтов — Облака: Стих.
Лермонтов Михаил Ираклий Андроников писал: «Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, глубокое размышление и восхищение его поэзией смешивается с чувством сожаления и горечи». М.Ю. Лермонтов «Облака». Что побудило поэта обратить свой взор к вечным небесным странникам — облакам? Стихотворение написано в день отъезда в ссылку на Кавказ, в квартире Карамзиных, где собрались друзья проститься с поэтом. По мнению В.А. Соллогуб, Лермонтов сочинил стихотворение, стоя у окна и глядя на облака, плывущие над Невой и Летним садом… «Облака» Лермонтов заключил сборник своих стихов и поставил дату: апрель 1840 года, тем самым указав дату своей ссылки. Это стихотворение является предметом нашего урока.Продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова (рис. 1), разберем стихотворение «Облака».
Рис. 1. П. Заболоцкий. Портрет М.Ю. Лермонтов. 1837 ()
В 1840 году М. Ю. Лермонтова снова сослали на Кавказ на дуэль (рис. 2). (Первый раз, в 1837 году, он был отправлен туда за поэму «Смерть поэта» — отклик на смерть А. С. Пушкина). Шла война на Кавказе, царь приказал назначить М.Ю. Лермонтова в полк, находившийся на самом опасном участке войны и понесший большие потери.
Рис. 2. М.Ю. Лермонтов. Воспоминания о Кавказе. Картон, масло. Март — апрель 1838 года. (+)
Поэт понимал, что его посылают на верную смерть. К этому времени он уже был известен: о нем писали критики, спорили читатели. М.Ю. Лермонтов хотел уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя литературе, но этому не суждено было сбыться.
Один из современников вспоминал: Друзья и знакомые собрались на квартире Карамзиных проститься с молодым другом, и тут, тронутый вниманием к себе и нелицемерной любовью избранного круга, поэт, стоя в окно и глядя на облака, которые ползли по летнему саду и Неве, написал стихотворение «Облака небесные, вечные странники!». Несколько человек окружили поэта как гостя и попросили прочитать только что написанное им стихотворение. Он огляделся грустным взглядом своих выразительных глаз и прочитал его. Когда он кончил, глаза его были мокры от слез…» г. (по воспоминаниям В.А. Соллогуба).
Обратимся к стихотворению.
Небесные облака, вечные странники! Степная лазурь, жемчужная цепь Мчитесь вы, словно как я, изгнанники
С милого севера на юг.
Кто вами движет: это решение судьбы? Является ли зависть тайной? злоба открыта?
Или вас тяготит преступность? Или ядовитая клевета друзей?
Нет, вам скучно в бесплодных полях… Вам чужды страсти и чужды страдания;
Вечно холодный, вечно свободный, У тебя нет родины, у тебя нет изгнания.
В начале первой строфы поэт с чувством грусти обращается к облакам, видя в них таких же странников, как и он сам. Он называет их «вечными странниками», потому что у облаков нет ни дома, ни родины, они путешествуют по небу всю свою жизнь. Поэт называет небо «лазурной степью», потому что бескрайняя степь словно отражается в небесном зеркале, а при отражении приобретает голубоватый оттенок. Так поэт как бы расширяет пространство, делая его бесконечным.
Прием инверсии помогает выразить настроение придыхания, беспокойства, беспокойства.
ИНВЕРСИЯ — необычный порядок слов в предложении.
Первое употребление инверсии «лазурная степь» обращает внимание на прилагательное.
Эпитет «жемчужина» указывает на то, что облака не грозовые, тяжелые и темные, они легкие, белые и мелкие, как жемчуг.
СТАНЦА — группа стихотворений, объединенных размером повторяемости, способом рифмовки, интонацией и т. д.
ЭПИТЕТ — образное определение.
Эти средства языка помогают талантливому художнику Лермонтову написать словесную картину.
Выражение «…жемчужная цепочка» следует назвать метафорой .
МЕТАФОРА — употребление выражения в переносном смысле, основанное на сходстве предметов.
Облака цвета жемчуга плывут одно за другим, как жемчужины, нанизанные на нитку. Этим поэт как бы подчеркивает связь природы и человека.
Под словом «изгнанники» поэт подразумевает облака, но это слово может относиться и к самому себе. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова «как будто» сравнивает судьбу облаков со своей собственной.
СРАВНЕНИЕ — образный средний язык; создание образа путем сравнения уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как бы», «как бы», «точно», «как бы»), творительной формы или сравнительных форм прилагательных.
Смысл этого сравнения в том, что нигде поэт не может найти понимания и приюта. Он вынужден скитаться в поисках любви. Однако поэт испытывает чувство, недоступное облакам: он страдает, его терзают страсти, горечь от чужой зависти, гнева и злословия. «Или ядовитая клевета друзей?» — горько звучит риторический вопрос в третьей строфе, еще более усиленный анафорой (повторение союза «или» в начале строки). Не враги, а друзья — что может быть хуже?
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС — средство выражения языка: высказывание в форме вопроса, не требующее ответа.
АНАПФОРА — выразительные средства языка: повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.
В последней строфе герой опровергает свое первоначальное представление о том, что облака — изгнанники: ведь у них нет родины, а значит, им нечего терять.
Им чужды и страсти, и страдания. Повторение слова «чужой» не случайно. Тем самым автор подчеркивает, что у них разная судьба: облака и лирический герой «чужие» друг другу. Облака не способны страдать, как страдает и чувствует лирический герой, у облаков нет родины — значит, они вовсе не изгнанники. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно холодные, вечно свободные». Облака не могут страдать, они свободны от чувства долга, любви к Родине. Только тот, кто глубоко любит свою родину, может пережить горечь изгнания так, как это делает поэт.
Таким образом, можно сказать, что поэма построена на приеме антитезы (противопоставления): свободному блужданию туч противостоит невольное изгнание героя. Однако именно в изгнании герой узнает свое истинное предназначение.
АНТИТЕЗИС — композиционный прием, основанный на противопоставлении, создающий эффект резкого контраста образов.
Библиография
- Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — художник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ().
- Михаил Юрьевич Лермонтов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ().
- Государственный музей-заповедник «Тарханы». Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ().
Домашнее задание
- Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтов «Облака небесные, вечные странники!»
- Учимся анализировать лирическое произведение.
Проиллюстрируйте следующие предложения примерами из стихотворения:
- Метафоры и эпитеты говорят об отношении лирического героя к заброшенной земле. Лирический герой грустит о безвозвратно утерянном мире. Например: …
- Использование риторических вопросов позволяет поэту показать кульминацию в настроении лирического героя. Например: …
- Автор использует повтор, что создает грустное настроение. Автор покидает родину, отправляясь в изгнание. Например: …
Что дает основание отнести стихотворение «Облака» к жанру элегии?
Прочтите текст ниже и выполните задания B8-B12; СЗ-С4.
М.Ю. Лермонтова, 1840
Называя облака «вечными странниками», поэт наделяет явления природы человеческими свойствами. Укажите название соответствующей техники.
Пояснение.
Этот метод называется олицетворением. Дадим определение.
Олицетворение — изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Небесные облака, вечные странники!
В реальной жизни облака не стоят на месте, поэтому Лермонтов сравнил их с «вечными странниками»
Ответ: олицетворение.
Ответ: олицетворение
Вторая строфа стихотворения содержит «безответные» вопросы. Как их зовут?
Пояснение.
Такие вопросы называются риторическими. Дадим определение.
Риторический вопрос — это вопрос, на который не требуется или не ожидается ответа из-за его крайней очевидности.
Ответ: риторический.
Ответ: риторический | риторический | риторический вопрос
Какой стилистический образ использует поэт в данных строках?
Или вас тяготит криминал?
Или ядовитый навет друзей?
Пояснение.
В следующих строках используется анафора. Анафора – это единство. Повторение слова «или».
Или вас тяготит криминал?
Или ядовитый навет друзей?
Ответ: анафора.
Ответ: Анафора
Арина Звягинцева 05.03.2017 17:28
Не эпифора ли это? В самом стихотворении эти строки находятся в конце строфы. Я имею в виду, это похоже на один конец.
Стаценко Татьяна
Нет, речь идет о конкретных строчках в формулировке самого задания.
Укажите стилистический прием, основанный на сочетании одинаковых согласных звуков в строке и усиливающий звуковую выразительность стиха («С милого севера на юг»).
Пояснение.
Этот прием называется аллитерацией. Дадим определение.
Аллитерация — повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одних и тех же согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукозаписи.
«С милого севера на юг»
Повторение звука «с».
Ответ: аллитерация.
Ответ: аллитерация
Укажите трехсложный размер, в котором М.Ю. Стихотворение Лермонтова «Облака» написано (без указания количества футов).
Пояснение.
Дактиль — трехсложный стихотворный размер, характеризующийся чередованием одного ударного звука и двух безударных после него.
Облаков нет / НЕБЕСНОЕ / ВЕЧНОЕ / СТРАННИКИ
Ответ: дактил.
Ответ: Дактиль
Какие произведения русских поэтов, отражающие связь внутреннего мира человека и природы, созвучны лермонтовским «Облакам»?
Пояснение.
Внутренний мир лирического героя Лермонтова связан с миром природы. Облака одиноки, как и сам поэт. Куда просит его душа, куда он пойдет, он не знает. Героя гонит ветер, как облака.
Тема взаимоотношений внутреннего мира человека и природы раскрыта в стихотворении Тютчева «Седые тени смешались», в поэме М.Ю. Стихотворение Лермонтова «Выхожу один на дорогу…»
Центральной темой поэм Ф. Тютчева «Тени седые смешались» и «Выхожу один на дорогу» Лермонтова является тема единства человека и его божественный разум с миром природы. В обоих стихотворениях звучат ночные мысли лирического героя, его невыразимая тоска. Единственный выход из мучительного одиночества для души человека – это попытка слиться с окружающим миром. В этом стихотворении Лермонтов созвучен Тютчеву.
Пояснение.
Элегия (др.-греч. ἐλεγεία) — жанр лирической литературы; в ранней античной поэзии стихотворение, написанное элегическим двустишием независимо от содержания; позже (Каллимах, Овидий) — поэма с характером задумчивой грусти. Элегия имеет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастной любви, одиночества, бренности земного существования, определяет риторику в изображении эмоций. Элегия – классический жанр сентиментализма и романтизма. Стихотворение Лермонтова «Облака» относится к романтической лирике. Просто звучат мотивы одиночества, разочарования, поднимается проблема смысла жизни. Все это позволяет отнести поэму к элегии.
У двух величайших русских поэтов — Пушкина и Лермонтова — есть стихи почти с одинаковыми названиями. А в 1835 году Пушкин написал поэму «Туча», а в 1840 году Лермонтов создал свои знаменитые «Облака».
Стихотворения Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи» совершенно различны по настроению и идейному содержанию, но в обоих произведениях описание туч — это возможность рассказать о мире человека, его душе, отношениях с окружающими.
Лермонтов М.Ю. — «Облака»
Небесные облака, вечные странники!
Степная лазурь, жемчужная цепь
Мчитесь, как я, изгнанники
С милого севера на юг.
Кто тобой движет: это решение судьбы?
Является ли зависть секретом? злоба открыта?
Или вас тяготит криминал?
Или ядовитый навет друзей?
Нет, тебе скучно на бесплодных полях…
Чужи тебе страсти и чужды страдания;
Вечно холодный, вечно свободный
У тебя нет родины, у тебя нет изгнания.
Рубен Николаевич Симонов (20 марта 1899, Москва — 5 декабря 1968, там же) — русский актёр и режиссёр; Народный артист СССР (1946), лауреат Ленинской и Государственной премий СССР; один из самых ярких талантов отечественной сцены.
В течение тридцати лет Рубен Симонов был главным режиссером Вахтанговского театра (1938-1968) — именно ему вахтанговцы обязаны всем своим успехом в 1940-1960-е годы. На его счету более пятидесяти постановок, множество комедийных, драматических и героических ролей; создал ряд театральных студий и как режиссер и профессор Высшего театрального училища. Щукин воспитал не одно поколение актеров.
Небесные облака, вечные странники!
Степная лазурь, жемчужная цепь
Мчитесь, как я, изгнанники
С милого севера на юг.
Кто тобой движет: это решение судьбы?
Является ли зависть секретом? злоба открыта?
Или вас тяготит криминал?
Или ядовитый навет друзей?
Нет, тебе скучно на бесплодных полях…
Чужи тебе страсти и чужды страдания;
Вечно холодный, вечно свободный
У тебя нет родины, у тебя нет изгнания.
Анализ стихотворения Лермонтова «Облака»
Поэма «Облака» была написана Лермонтовым за несколько месяцев до его трагической гибели. Современники утверждали, что это произошло в апреле 1840 года, в день отъезда поэта на Кавказ во вторую ссылку.
Считается, что Лермонтов предчувствовал свою смерть. Это подтверждается особой трагичностью его последних стихов. «Облака» можно считать примером этого. Намеки на его судьбу в этом произведении достаточно прозрачны. Поэту уже нечего было терять и бояться в жизни, тем более что он уже направлялся в ссылку.
«Облака» воспринимаются как природное явление только в первых двух выразительных строках. В дальнейшем они лишь символ судьбы поэта. Изгнание «с милого севера» выглядит довольно странно. Север в поэзии — мрачная и негостеприимная обитель холода, а Юг — счастливое царство тепла и света. «Тучи» должны радоваться своему движению на юг, а не чувствовать себя «изгнанниками». Это ясно показывает кавказскую ссылку Лермонтова.
Во второй строфе поэт задается вопросом: что послужило причиной его изгнания? Настоящей непосредственной причиной была дуэль Лермонтова с французом Барантом. Истинная причина дуэли до сих пор неизвестна. Считается, что француз специально был настроен бросить вызов Лермонтову. Как бы то ни было, но француз промазал, а поэт повел себя более чем благородно: выстрелил в воздух. Тем не менее Лермонтова признали виновным.
Поэт считает себя правым, а потому перечисляет возможные причины: судьба, зависть, злоба, преступление, злословие. В принципе, основная причина лежит где-то посередине. Лермонтов уже давно неугоден не только царю, но и большей части высшего общества. Его не любили за независимый образ жизни, за его скрытность и молчаливость, наконец, за его произведения. Лермонтов понимал, что многие раздражены. Современники вспоминали, что перед последней поездкой поэт утверждал, что отправляется на Кавказ в поисках смерти.
Поэтому финальная строфа проникнута большим пессимизмом. Лермонтов устал от жизни, ни в ком не мог найти понимания и сомневался в значении своего творчества. Ему стали «чужды…страсти и…страдания». Вечное одиночество надоело поэту. Будучи горячим патриотом, он делает страшное признание: «У вас нет родины». Если поэта во второй раз высылают из России, которой он хотел посвятить свою жизнь, то ему трудно оставаться оптимистом. Без чувства России не может быть изгнания, поэтому Лермонтова охватывает полное равнодушие к его судьбе.
Небесные облака, вечные странники!
Степная лазурь, жемчужная цепь
Ты несешься, будто, как и я, изгнанники,
С милого севера на юг.Кто тобой движет: это решение судьбы?
Является ли зависть секретом? злоба открыта?
Или вас тяготит криминал?
Или ядовитый навет друзей?Нет, тебе скучно на бесплодных полях. ..
Чужие тебе страсти и чужды страдания.
Вечно холодный, вечно свободный
У тебя нет родины, у тебя нет изгнания.
Анализ поэмы Лермонтова «Облака»
Поэма «Облака», созданная Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Она была написана во время второй кавказской ссылки, когда автор был в разладе не только с окружающим миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может распоряжаться собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова раздражение и досаду. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужаком, но и изгнанником, который должен повиноваться чужой воле и отречься от собственных принципов.
«Облака» — произведение, построенное на очень тонкой аллегории . Именно с ними отождествляет себя поэт, который, подобно этим эфемерным «небесным странникам», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера на юг». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обыкновенным решением правительства, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удалось уклониться. Однако если поэт не в состоянии понять, что происходит с его собственной жизнью, то он находит вполне разумное и очень поэтичное объяснение поведению облаков. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, равнодушны и равнодушны ко всему, и им просто надоели холодные северные края. «Нет у тебя родины, нет у тебя изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя облакам, не подчиняющимся законам человеческим. Они вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как хотелось бы Лермонтову оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!
Однако поэт понимает, что только смерть может избавить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, этим и объясняется конфликтный характер поэта, который к этому времени уже был известен как заядлый дуэлянт и скандалист. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно добивался своей смерти, так как ему было в тягость жить в окружающем его мире. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания поэмы «Облака» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от сковывающих его долгие годы оков.
У этой работы есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой. Они могут только с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблемы человечества, которое не может подняться над мирской суетой, подобно облакам, и отказаться от собственной гордыни, обиды, желаний и стремлений. По этой причине никогда не будет взаимопонимания и любви в человеческом мире, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который под силу только высшим силам.
Лермонтов понимает, что его поколение особенное . У него не было громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа настолько никчемная и пустая затея, что не в состоянии дать воинам повод гордиться своим мужеством и доблестью. Не случайно в повести «Герой нашего времени» Лермонтов предстает в образе довольно циничного и беспринципного Печорина, для которого жизнь — игра. Эта же мысль проходит красной нитью через все стихотворение «Облака». С ними Лермонтов сравнивает свое поколение, холодное, безжалостное, равнодушное и совершенно никчемное, не имеющее родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания.
Как хотите. Михаил Лермонтов
Лермонтов Михаил Юрьевич невозможно читать стихи «Тучи» Лермонтова без чувства тоски и безысходности, которыми наполнено произведение. Это произведение поэт написал в 1840 году, остановившись в соседней ссылке. Затем автор почувствовал отсутствие взаимопонимания как в отношениях с внешней средой, так и в собственном внутреннем мире. Он чувствовал себя чужим. Поэт понимал, что у него нет возможности поступить так, как ему заблагорассудится. Он чувствовал тот факт, что люди не всегда были вольны распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению. Лермонтова мучили мысли о том, что иногда необходимо подчиняться чужой воле и отказываться от собственных правил. Именно эти размышления помогли появиться этим стихам.
Текст поэмы Лермонтова «Тучи» полон глубоких шлейфов. Именно с облаками автор сравнивает себя. Он наделяет их исключительно человеческими качествами. Бедные облака вынуждены двигаться «с милого севера на юг» вопреки собственному желанию. Это событие Михаил Юрьевич сравнивает со своей ссылкой, задавая себе вопрос: это решение правительства или судьба? Своим главным героям поэт завидует. У них нет дома, нет рамок и законов. Они только движутся в неизвестном направлении, ни о чем не думая. Для них не существует понятий времени и правил. В то время как мир, который преодолевал Лермонтов, приносил ему только болезненные ощущения. Вскоре после написания этого произведения поэт был убит на дуэли.
Многие имеют в своей работе скрытый подтекст. Они считают, что одной из ключевых мыслей поэмы является отсутствие взаимопонимания между людьми и природными явлениями. Невозможно объединиться с невероятными элементами. Им можно любоваться только как стороннему зрителю. Автор обвиняет мир в том, что он не способен подняться, словно облако, над этой рутиной, говоря уверенное «нет» всем страхам, обидам и злобе. Произведение вызывает особое настроение, полное философских размышлений. Каждый находит в нем что-то свое, личное. Ведь все люди – личности, у которых есть свои пороки. Стихотворение рекомендуется разучивать на уроках литературы в средней школе. И прочитать стихи полностью или скачать онлайн на нашем сайте.
Ираклий Андроников писал: «Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, смешивается чувство сожаления и восхищения его поэзией». Печалью, отчаянием, одиночеством, предчувствием грядущей разлуки с родной землей и пропитано стихотворение М.Ю Лермонтова «Тучи». Что побудило поэта обратить свой взор на вечных небесных странников — облака? Стихотворение написано в день отъезда в ссылку на Кавказ, на квартиру у Карамзина, где собрались друзья проститься с поэтом. По показаниям В.А. Сологуба, Лермонтов сочинил стихотворение, стоя у окна и глядя на облака, плывущие над Нейлы и Летним садом. .. Лермонтовские «облака» завершили сборник своих стихов и поставили дату: апрель 1840 года, обозначив тем самым дату своей ссылки. Это стихотворение посвящено нашему уроку.Продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова (рис. 1), анализируем поэму «Тучи».
Рис. 1. П. Заболоцкий. Портрет М.Ю. Лермонтов. 1837 ()
В 1840 г. М.Ю. Лермонтов за дуэль снова был сослан на Кавказ (рис. 2). (Впервые в 1837 г. он был направлен туда за поэму «Смерть поэта» — отклик на смерть А. С. Пушкина). На Кавказе шла война, царь приказал назначить М.Ю. Лермонтова в полк, который находился на самом опасном участке войны и нес большие потери.
Рис. 2. М.Ю. Лермонтов. Воспоминания о Кавказе. Картон, масло. Март — апрель 1838 года. (+)
Поэт понял, что послан на верную смерть. К этому времени он уже был известен: о нем писали критики, спорили читатели. М.Ю. Лермонтов хотел уйти в отставку, чтобы полностью посвятить себя литературе, но этому не суждено было сбыться.
Один из современников вспоминал: « Друзья и друзья собрались в квартире Карамзина, чтобы проститься с юным другом своим, и тут, тронутый вниманием к себе и неизменяющий любви избранной роже, поэт, стоя в окошке и глядя на облака, которые ползли по летнему саду и Нейлы, написал стихотворение «Тучка Небесная, Вечные Странники! «Несколько человек окружили поэта и попросили прочитать только что написанное стихотворение. Он посмотрел на весь его грустный взгляд выразительных глаз и прочитал его. Когда он кончил, глаза были мокры от слез…» (по воспоминаниям В.А. Сологубы).
Перейдите к стихотворению.
Пухлые небеса, вечные странники! Стефаус Лазурь, цепочка перламутровая, ты кажись, как я, изгнание
С милого севера на юг.
Кто тобой движет: Судьба Судьбы? Была ли зависть тайной? Зло открыть?
Или это преступление на вас? Или клевета на клевету друзей?
Нет, тебе надоела бесплодная Нива… Чужая тебе страсть и чуждое страдание;
Всегда холодный, вечно свободный, Родины нет, изгнания нет.
В начале первой строфы поэт с чувством грусти обращается к облакам, видя в них таких же странников, как и он сам. Он называет их «Вечными странниками», потому что у тучуков нет дома, нет родины, они всю жизнь странствуют по небу. Небо поэт называет «степью Лазурной», потому что бескрайняя степь как бы отражается в небесном зеркале, а отражаясь, приобретает голубоватый оттенок. Так поэт как бы расширял пространство, делая его бесконечным.
Инверсионное получение помогает выразить настроение притязания, разочарования, беспокойства.
ИНВЕРСИЯ — Необычный порядок слов в предложении.
Первое употребление инверсии «Стефара Лазурной» привлекает внимание к прилагательному.
Эпитет «Жемчуг» предполагает, что облака не грозовые, тяжелые и темные, они легкие, белые и маленькие, как жемчуг.
СТАНЦА — Группа стихов, объединенных повторяющимся размером, способом рифмовки, интонацией и т. д.
ЭПИТЕТ — Определение моды.
Эти языки помогают Лермонтову, талантливому художнику, рисовать картину словесную.
Выражение «…с жемчужной цепочкой» следует назвать метафорой .
МЕТАФОРА — Использование выражений в переносном значении на основе подобия предметов.
Облака жемчужного цвета плывут одно за другим, словно жемчужины, нанизанные на нить. Этот поэт как бы подчеркивает связь между природой и человеком.
Под словом «изгнание» поэт имеет в виду туччи, но этим словом может относиться и он сам. Он чувствует изгнание и с помощью слова «как бы» сравнивает судьбу такера со своей.
СРАВНЕНИЕ — Изящный язык языка; Создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «как бы», «точно», «подобно»), форм охладительного падежа или сравнительных форм прилагательных.
Смысл этого сравнения в том, что поэт нигде не может найти понимания и приюта. Он вынужден скитаться в поисках любви. Однако поэт испытывает чувство, недоступное Туччи: он страдает, его терзают страсть, озлобленность от чужой зависти, злобы и злословия. «Или клевета друзей ядовита?» — Горького звучит риторический вопрос в третьей строфе, еще более усиленный анафорой (повторение союза «или» в начале строки). Не враги, а друзья — что может быть хуже?
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС — Выразительный язык: Одобрение в форме вопроса, не предполагающего ответа.
АНАПФОРА — Выразительная речь: Повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.
В последней строфе герой опровергает свою первоначальную идею о том, что облака — это изгнание: у них нет родины, а значит, им нечего терять.
Им чужды и страсти, и страдания. Нет повторения слова «инопланетянин». Тем самым автор подчеркивает, что у них разные судьбы: Туччи и лирического героя «Чужой» друг другу. Облака не в состоянии страдать, как страдает и чувствует лирический герой, у облаков нет родины — значит, они вовсе не изгнанники. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно холодные, вечно свободные». Облака не могут страдать, они свободны от чувства долга, любви к родине. Только тот, кто глубоко любит свою родину, может пережить горечь изгнания, как переживает ее поэт.
Таким образом, можно сказать, что поэма построена на приеме антитезы (противопоставления): свободному богатству облаков противостоит причастность героя. Однако именно благодаря изгнанию герой узнает свое истинное предназначение.
АНТИТЕЗИС — Композиция, основанная на противопоставлении, создающем эффект резкого контраста изображения.
Библиография
- Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — художник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ().
- Михаил Юрьевич Лермонтов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ().
- Государственный музей-заповедник «Тархана». Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ().
Домашнее задание
- Выучить наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Небеса Туччи, вечные странники!»
- Учимся анализировать лирическое произведение.
Проиллюстрируйте примеры из стихотворения следующими предложениями:
- Метафоры и эпитеты говорят об отношении лирического героя к заброшенному краю. Лирический герой грустит о безвозвратно утерянном мире. Например: …
- Использование риторических вопросов позволяет поэту показать кульминацию в настроении лирического героя. Например: …
- Автор использует повторы, что создает грустное настроение. Автор покидает родину, отправляясь в изгнание. Например: …
У двух величайших русских поэтов — Пушкина и Лермонтова — есть стихи почти с одинаковыми именами. И в 1835 году Пушкин пишет поэму об облаках, а в 1840 году Лермонтов создает свои знаменитые «Облака».
Стихи Пушкина «Тучи» и Лермонтова «Тучи» совершенно различны по настроению и идейному содержанию, но в обоих произведениях описанием облаков является умение говорить о мире человека, его душе, отношениях с окружающими.
Лермонтов М.Ю. — «Тучи»
Пухлые небеса, вечные странники!
Stephaus Azure, Chain Pearl
Скорее вы, словно я, изгнанники
С милого севера на юг.
Кто тобой движет: Судьба Судьбы?
Была ли зависть тайной? Зло открыть?
Или это преступление на вас?
Или клевета друзей?
Нет, тебе надоели бесплодные…
Чужие тебе страсти и чуждые страдания;
Вечный и холодный, вечно свободный,
Нет родины, нет изгнания.
Рубен Николаевич Симонов (20 марта 1899, Москва — 5 декабря 1968, Там же) — русский актёр и режиссёр; Народный артист СССР (1946), Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР; Один из самых ярких талантов отечественной сцены.
В течение тридцати лет Рубен Симонов был главным режиссером Вахтанговского театра (1938-1968) — именно его вахтанговцам принадлежат все их успехи 1940-1960-х годов. На его счету более полусотни спектаклей, множество комедийных, драматических и героических ролей; Создал ряд театральных студий и как режиссер и профессор Высшего театрального училища. Щукина воспитала не одно поколение актеров.
Пухлые небеса, вечные странники!
Stephaus Azure, Chain Pearl
Скорее вы, словно я, изгнанники
С милого севера на юг.
Кто тобой движет: Судьба Судьбы?
Была ли зависть тайной? Зло открыть?
Или это преступление на вас?
Или клевета друзей?
Нет, тебе надоели бесплодные…
Чужие тебе страсти и чуждые страдания;
Вечно холодный, вечно свободный,
Родины нет, изгнания нет.
Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова
Поэма «Облако» была написана Лермонтовым за несколько месяцев до трагической гибели. Современники утверждали, что это происходило в апреле 1840 года в день отъезда поэта на Кавказ во второе звено.
Считается, что Лермонтов умышленно обдумывал свою смерть. Это подтверждается особым трагизмом его последних стихов. «Тучи» можно считать примером этого. Намеки на их судьбу в этом произведении достаточно прозрачны. Поэту нечего было терять и бояться в жизни, тем более, что он ушел в ссылку.
«Туччи» воспринимается как природное явление только в первых двух выразительных строках. В дальнейшем они лишь символ судьбы поэта. Изгнание «с милого севера» выглядит довольно странно. Север в поэзии мрачен и нерешителен, индеец холода, а юг — счастливое царство тепла и света. «Туччи» должны быть отвергнуты своим движением на юг, а не чувствовать себя «изгнанниками». Это хорошо видно по кавказскому звену Лермонтова.
Во второй строфе поэта спрашивают: Что послужило причиной его изгнания? Настоящей непосредственной причиной была дуэль Лермонтова с французом Барантом. Истинная причина дуэли до сих пор неизвестна. Считается, что француз намеренно был настроен бросить вызов Лермонтову. Как бы то ни было, француз промазал, а поэт повел себя более чем благородно: выстрелил в воздух. Виновным признали все того же Лермонтова.
Поэт считает себя правым, поэтому перечисляет Возможные причины: судьба, зависть, злоба, преступление, клевета. В принципе, основная причина лежит где-то посередине.
Leave A Comment