Trojden | 1905 год: Идеологии и партии: Волобуев О. В.
СОЦИАЛИСТЫ-РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ. Наиболее массовой партией народнического направления являлась партия эсеров. Их целью было «стремление революционным путем круто поворотить развитие нашей земледельческой страны на путь развития трудового, а не буржуазного хозяйства, общественной, а не частной собственности». Девизом эсеров стал лозунг «В борьбе обретешь ты право свое!».
В конце 1905 — начале 1906 г. состоялся I съезд Партии социалистов-революционеров, на котором была принята ее программа. Главной политической задачей провозглашалось установление демократической республики с автономией национальных и географических областей и с самоуправлением общин (сельских и городских). В экономической части программа содержала требования социализации земли, ее уравнительного распределения, введения прогрессивного подоходного налога, 8-часового рабочего дня, принятия рабочего законодательства. Экстремистски настроенная часть эсеров (эсеры-максималисты) выступали за развертывание в ходе революции массового террора, за выдвижение лозунгов немедленного социалистического переворота.
В практической деятельности эсеров и социал- демократов объединяла ставка на ликвидацию самодержавия революционным путем.
БОЛЬШЕВИЗМ И МЕНЬШЕВИЗМ. В отличие от социалистов-революционеров социал-демократы утверждали, что человеком будущего в России, ставшей на путь капиталистического развития, является фабрично-заводской рабочий. В пролетариате они видели вождя (гегемона) не только социалистической, но и буржуазной революции в России, а в Российской социал-демократической рабочей партии — руководителя и организатора пролетарских масс.
Вместе с тем, представляя две фракции РСДРП, большевики и меньшевики существенно расходились во взглядах на задачи партии и ее взаимоотношения с пролетариатом, на роль различных классов в революции, на характер власти в случае победы революционного движения. Большевизм получил обоснование в речах, статьях, книгах Ленина, который полагал, что партия должна строиться «сверху», не допускать разномыслия в своих рядах. Ее главной задачей была объявлена подготовка вооруженного восстания.
Чернов Виктор Михайлович (1873-1952)
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870—1924)
Мартов Юлий Осипович (1873-1923)
1905 — образование либеральных партий — кадетов и октябристов
Меньшевики Ю. О. Мартов, Г. В. Плеханов, А. Н. Потресов, П. Б. Аксельрод главным в деятельности социал-демократии считали содействие самоорганизации пролетариата. Значит, партия должна строиться на основе рабочего движения, «снизу», а ее первичные организации — обладать автономией по отношению к центральному руководству. Меньшевики были уверены, что буржуазия в революции является союзником пролетариата, а не врагом.
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПАРТИИ. Либералы расценивали революционный кризис в России начала XX в. как конфликт власти и общественности по вопросу о конституции. Обновление государственного строя, по их мнению, должно было сопровождаться проведением ряда социально-экономических реформ не только в интересах развития капитализма, но и в интересах крестьян и рабочих.
Первая крупная либеральная партия — Конституционно-демократическая партия (кадеты) — образовалась в дни Всероссийской октябрьской политической стачки. Кадеты прежде всего были партией образованной части общества, в ней были широко представлены средние городские слои. Иногда кадетов называли профессорской партией, так как в нее входили многие известные ученые. Среди них были исследователь летописей академик А. А. Шахматов, юрист С. А. Муромцев, будущий академик естествоиспытатель В.
Милюков Павел Николаевич (1859-1943)
Целью конституционных демократов было установление в России парламентской монархии с формированием правительства, ответственного перед парламентом. Выборы в органы высшей представительной власти и местного самоуправления должны были проводиться, по их мнению, на основе всеобщего избирательного права. Кадеты предполагали культурную автономию для всех народов и народностей. В кадетской программе обстоятельно оговаривались права граждан. Кадеты выступали за рабочее законодательство, свободу профсоюзов и стачек. Это была своего рода программа «культурного капитализма».
Другой крупной либеральной партией стал «Союз 17 октября», основанный в ноябре 1905 г. Партия провозглашала обустройство страны на началах, объявленных в Манифесте 17 октября. Октябристы выступали за конституционную монархию, с правительством, формируемым императором и ответственным перед ним.
Лидером партии октябристов стал выходец из семьи московских промышленников, директор Московского учетного банка А. И. Гучков. Он был яркой фигурой. В его характере сочетались здравомыслие московского купца из старообрядцев с явно выраженным авантюризмом.
И кадеты, и октябристы являлись сторонниками постепенного реформирования общества.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ. Наиболее организованными национально-освободительные силы были в автономной Финляндии и стремившихся к независимости польских землях.
Пропагандистскую деятельность на Украине и в Белоруссии, в Прибалтике и Закавказье вели и общероссийские, и местные национальные партии разной ориентации — социал-демократической, народнической, либеральной. Самостоятельные социалистические партии существовали в польских и литовских землях, на Украине, в Латвии и Армении. В программах и декларациях большинства этих партий выдвигались требования установления в России демократической федеративной республики с предоставлением национально-территориальной или национально-культурной автономии, с гражданским и языковым равноправием всех народов.
Гучков Александр Иванович (1862-1936)
Позиции меньшевиков были очень сильны в Грузии. Среди армян наиболее влиятельной партией являлась Дашнакцутюн (Союз), основанная в 1890 г. Эта партия существует и в настоящее время. По своим взглядам, включая использование террора, дашнаки были близки к эсерам.
Значительную роль в социал-демократическом движении играла самая крупная еврейская социалистическая партия — Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России, известный под названием Бунд (Союз). Бундовцы в вопросах партийной стратегии и тактики всегда были близки к меньшевикам.
В 1905 г. состоялся Всероссийский съезд мусульман (их в России к тому времени насчитывалось свыше 15 млн), на котором был образован «Союз мусульман». Он выступал за парламентскую монархию, за широкое местное самоуправление и автономию в делах религии, за право мусульманских народов на возврат их земель.
«ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО». После объявления Манифеста 17 октября начался быстрый процесс политического объединения и защитников самодержавия. Большинство из созданных союзов и братств влилось в массовую общероссийскую партию — «Союз русского народа». Известная формула официальной идеологии — «Православие, Самодержавие, Народность» — получила иное звучание: «Церковь, Царь, Русь».
Документ
Собирайтесь, русские люди, под знамя «Союза русского народа» за Веру, Царя и Отечество, за Престолонаследие, за неразделенность России, за благо Русской народности, за законность, порядок, обеспечивающий населению мирную, спокойную жизнь.
Из воззвания«Союза русского народа»
В ответ на революционные демонстрации и выступления «Союз русского народа» организовывал «патриотические» манифестации и погромы, направленные против «внутренних врагов». Это был особый тип терроризма, паразитирующего на этнических и религиозных различиях. Участников погромов презрительно именовали черносотенцами, но сами они принимали это название с гордостью: в «черные» (т. е. податные, подлежащие тяглому обложению) сотни было организовано средневековое посадское население. Больше всего страдали от черносотенных погромов евреи.
Пуришкевич Владимир Митрофанович (1870-1920)
В состав черносотенных организаций входили не только русские, но и украинцы и белорусы, которые считались частью русской народности, а также представители других национальностей, православные по вероисповеданию.
Скандально известным черносотенным деятелем был В. М. Пуришкевич, возглавивший «Русский народный союз имени Михаила Архангела». Союз устраивал собрания и беседы, организовывал школы и народные университеты, открывал библиотеки и чайные, потребительские лавки и ссудосберегательные кассы.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Объясните названия партий: «эсеры», «эсеры-максималисты», «большевики», «меньшевики», «кадеты», «октябристы», «черносотенцы».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем отличие эсеровского «нового народничества» от народничества XIX в.?
2. Подумайте, есть ли какое-либо существенное отличие между терроризмом политическим и уголовным. Может ли чистота помыслов и величие решаемых задач оправдывать применение террора в политической борьбе?
3. Чем отличались взгляды большевиков и меньшевиков?
4. Почему партия кадетов и «Союз 17 октября» считаются либеральными партиями?
5. Какие общественные силы выступали в защиту самодержавия?
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Что значит украинская партия социалистов-революционеров
Энциклопедический словарь, 1998 г.
украинская партия социалистов-революционеров
1917-21. Выделилась из партии эсеров. Лидеры: М. С. Грушевский и др. Печатный орган — газета «Боротьба». Стремилась к отделению Украины от России, поддерживала Центральную раду, Директорию. В 1918 откололось левое крыло — «боротьбисты». Распалась.
Википедия
Украинская партия социалистов-революционеров (боротьбистов)
Украинская партия социалистов-революционеров (УПСР) — левоэсеровская , затем коммунистическая , партия на Украине . Создана на основе левого крыла Украинской партии социалистов-революционеров , отколовшегося от неё в мае 1918 г. и принявшего название УПСР . С марта по август 1919 г. носила название УПСР . С 6 августа 1919 г. после объединения с левой группой Украинской социал-демократической рабочей партии (« незалежных ») стала называться Украинская коммунистическая партия .
Основатели и лидеры: В. М. Эллан-Блакитный , Г. Ф. Гринько , Л. Ковалев , П. П. Любченко , И. В. Михайличенко , А. Я. Шумский , Н. Л. Шинкарь . Накануне её роспуска, в 1920 году, в партию вступил А. П. Довженко .
Центральный печатный орган — «Боротьба» (с 23 февраля 1918 г. по 1920 г.).
Программные документы: Третьеиюньская платформа 1918 г. и тактические резолюция от 4 ноября 1918 г. .
Боротьбисты участвовали в организации вооружённых выступлений против правительства Директории: Житомирское (январь 1919 г.) и Ржищевское (январь-февраль 1919 г.) восстания, которые были подавлены войсками Директории, при этом среди боротьбистов росло убеждение в необходимости сотрудничества с КП Украины. В конце января — начале февраля 1919 г. делегация боротьбистов во главе с Блакитным на переговорах в Харькове с Временным рабоче-крестьянским правительством Украины дала согласие на сотрудничество с большевиками и получила право на вхождение в состав правительства . На III Всеукраинском съезде Советов (март 1919 г.) голосовали за резолюции большевиков, а ВУЦИК был сформирован на двупартийной основе — 90 представителей от КП Украины и 10 боротьбистов.
3-11 марта 1919 года в Харькове состоялся I Учредительный съезд боротьбистов, официально утвердивший рождение Партии социалистов-революционеров ; поручил ЦК и социально-экономической комиссии на основе принятых документов подготовить проект партийной программы (решение не было выполнено, так как в марте 1920 партия была ликвидирована). В тезисах боротьбисты признавали социалистический характер Октябрьской революции и диктатуру пролетариата. Лидеры боротьбистов выступили одновременно с собственной теорией «украинской революции» и «украинского коммунизма», на первый план выдвигалось решение национальных проблем: организация национальной украинской армии, самостоятельного управления украинским народным хозяйством, форсирование украинизации.
В конце апреля — начале мая 1919 г. боротьбисты решительно осудили григорьевский мятеж , объявив его руководителя — командира 6-й украинской стрелковой дивизии Н. А. Григорьева предателем революции.
Лидеры боротьбистов участвовали в создании военно-политического союза советских республик , за что проголосовали 14 июля 1919 г . во ВУЦИК , добиваясь, однако, конкретизации подобного объединения.
20 марта 1920 года Всеукраинская конференция боротьбистов приняла решение о самороспуске УКП Украины.
Украинская партия социалистов-революционеров
Украинская партия социалистов-революционеров (УПСР). Первые группы УПСР появились в 1903—1904 гг. в Киеве, Харькове, Одессе, в Полтавской губернии. В 1905 г. впервые отмечается работа крестьянских организаций партии в Киевской, Полтавской, Черниговской, Одесской и других губерниях. Осенью 1906 г. члены Симферопольского кружка УПСР организовали первые крестьянские организации на Волыни и Подолье. В числе создателей первых формирований партии: А. Заливчий , Н. Зализняк, Е. Квасницкий, Л. Ковалев , Н. Ковалевский , А. Мицюк, П. Христюк , В. Чеховский, Н. Ю. Шаповал. В организации УПСР входили представители городской и сельской интеллигенции, студенты, служащие, представители земств и крестьяне.
На I конференции УПСР (февраль 1907 г., Киев) присутствовали представители партийных организаций Херсонской, Полтавской, Черниговской, Киевской и других губерний, а также члены российской Партии социалистов-революционеров . Избран ЦК партии. Главной задачей ЦК стала организационная и агитационно-пропагандистская работа среди различных слоев населения. В 1907 г. основаны новые группы в Радомышле, Кростышеве, Глухове, в Валках, Золотоноше, Новой Александрии и др. В августе 1907 г. разгромлена самая активная группа — Радомышльская, затем начались аресты и в других местах Восточной и Южной Украины, ликвидирован ЦК УПСР. Оставшиеся на свободе лидеры партии вынуждены были эмигрировать во Львов и развернуть там активную деятельность. В последующие годы малочисленные организации УПСР имелись также в ряде стран Европы . Общую координацию деятельности заграничных формирований партии осуществлял одноимённый ЦК, который предпринял попытку в 1910-11 гг. возродить деятельность эсеровских организаций в Харькове и Киеве. В 1912-13 гг. появились отдельные кружки и организации УПСР в Киеве, Полтаве, Миргороде, Лубнах, Ровно, Чернигове и др. В августе 1914 г. во Львове из представителей различных украинских политических партий образовался « Союз Освобождения Украины » .
Перед и во время Первой мировой войны большинство организаций партии отстаивали сходные вопросы в социально-экономической сфере, но национальный вопрос, и в частности, проблема украинского государственного строительства трактовалась различными формированиями УПСР по-разному. Киевская группа УПСР выступала за принцип всемирной федерации и национально-персональной автономии, которая должна была справедливо решить национальную проблему. Исходя из этого, проект киевской группы ограничивал национально-политические идеалы федеративной связью Украины с другими членами федерации, которая должна была возникнуть на руинах империи, а затем и всего капиталистического мира. Минимумом своих требований в национальном вопросе киевская группа считала национально-территориальную автономию Украины. На позиции данной группы стояло большинство местных кружков и формирований партии. Иначе понимали национально-украинскую проблему петербургские кружки украинских эсеров, которые не отбрасывая принципа мировой федерации, как идеальной цели, считали возможным полное удовлетворение национальных «запросов» народа в создании независимой украинской республики. В рядах УПСР не было единства и по аграрному вопросу: большинство организаций склонялись к признанию социализации земли, как самому справедливому способу передачи помещичьей земли трудящемуся крестьянству, который к тому же уничтожит основу буржуазного строя на Украине — частную земельную собственность. Киевская группа не разделяла симпатий большинства аграрных проектов, и в данном вопросе требовала национализации земли. В начале 1915 г. данная группа выступила инициатором созыва партийной конференции, посвящённой обсуждению партийной программы.
На I Учредительном съезде УПСР (4 мая 1917 г., Киев) украинские эсеры официально оформились в единую партию, а на II съезде УПСР (15-16 июля 1917 г., Киев) были приняты программа и устав УПСР. В основу программы УПСР 1917 г. положены основные положения программы общероссийской партии социалистов-революционеров. Украинские эсеры считали себя неотъемлемой, составной частью II Интернационала , присоединялись к его постановлениям и к требованиям других социалистических партий, и заявляли о своей решимости применить установки социалистов «к конкретным формам украинской демократии». Своей конечной целью УПСР объявила «переустройство современного капиталистического строя на строй социалистический», достижение полного политико-экономического и социального освобождения трудящихся путём проведения социальной революции. Социальной базой и опорой партии должны были стать представители украинской демократии — пролетариат и трудящееся крестьянство. В национальном вопросе эсеры выступали за полное равноправие и самоопределение наций, за переустройство «современных империалистических, сепаратных государств в федерацию демократических республик, созданных по национально-территориальному принципу с международным обеспечением прав национальных меньшинств на основе экстерриториальности». Пределы суверенитета и формы федеративного устройства суверенные нации должны были установить сами, путём добровольного соглашения со своими партнерами по федерации. УПСР выступала также за немедленное переустройство Российского государства в федерацию равноправных, национально-территориальных республик с обеспечением прав национальных меньшинств в их границах. Для решения общегосударственных и политических проблем на территории Украины эсеры считали необходимым установить республиканско-демократическую форму правления, без президента. При этом всю законодательную власть предполагалось сосредоточить в Сейме, а исполнительную — в руках Совета Министров. В данном разделе программы провозглашались также типичные для всех социалистических партий требования достижения общедемократических прав и свобод в различных сферах жизнедеятельности общества. Важным был пункт о полном обеспечении национальных прав всем представителям меньшинств, проживающих на Украине, более того, предполагались определенные пропорциональные отчисления из государственного бюджета республики на культурные потребности данных народов.
Отдельный раздел программы УПСР был посвящён планам в социально-экономической области. Украинские эсеры предполагали национализировать важнейшие отрасли промышленности и транспорта, добиться кардинального решения вопросов рабочего законодательства, а также муниципального земского хозяйства. Важное звено в программе составляла часть, посвящённая аграрному вопросу. По мнению некоторых украинских социал-демократов, высказанному на конференции Украинской социал-демократической рабочей партии (апрель 1917 г.), эсеры просто переписали эту часть программы у своих российских соратников , не считаясь с конкретными условиями Украины. Украинские эсеры считали необходимым условием развития социалистического движения среди трудового крестьянства переход земли в руки трудового народа, вновь выдвинули требование социализации земли, объявили о намечаемом переходе всего земельного фонда на Украине в руки трудящихся и управления им через систему громад и земельных комитетов, избранных населением на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Несколько пунктов в данной части программы УПСР были посвящены вопросам финансовой политики. Существенным было указание на необходимость установления прогрессивного налога на доходы и наследство населения.
Свержение самодержавия предоставило возможность украинским эсерам на деле доказать реальность требований, выраженных ими в своей программе. УПСР по всем основным вопросам общественного развития поддерживала политику Временного правительства. Лидеры УПСР стали играть ведущую роль в Центральной Раде, а её председателем стал видный украинский историк и общественный деятель, член ЦК УПСР — М. С. Грушевский . В начале лета 1917 г. в УПСР стали обнаруживаться первые признаки раскола на несколько течений. В июне 1917 радикально настроенные лидеры партии ( Заливчий , Ковалев, И. Михайличенко и др.) провели Левобережную конференцию УПСР, на которой декларировали своё несогласие с соглашательским курсом центра партии.
Особенно обострился кризис в УПСР после Октября 1917 г. Камнем преткновения стал аграрный вопрос. На VII (конец октября 1917 г.) и VIII (середина декабря 1917 г.) сессиях Центральной Рады большинство крестьянских депутатов решительно выступили против консервативных аграрных законопроектов социалиста-федералиста К. А. Мацкевича и социал-демократа Б. М. Мартоса, поддержанных частью эсеров. Обострение противоречий внутри Центральной Рады привели к росту радикальных взглядов в УПСР. На III съезде УПСР (декабрь 1917 г., Киев) левые эсеры, при поддержке делегатов от армейских партийных организаций, потребовали от Центральной Рады немедленного издания законов об уничтожении частной собственности на землю, установления «государственно-рабочего» контроля над промышленностью и национализации ряда её отраслей, а также других реформ, соответствующих программе УПСР. Вскоре 12 членов ЦК партии составили ядро «левой» оппозиции в Центральной Раде. 11 января 1918 г. Центральная Рада объявила Украинскую народную республику независимой, а первое правительство республики возглавил эсер В.А Голубович. 18 января 1918 г. под влиянием левого крыла УПСР во главе с А. Я. Шумским Центральная Рада наконец приняла временный закон о «социализации» земли. Но 26 января 1918 г. Киев взяли войска Красной Армии и лидеры Рады издавало газету «Молот», в которой проводило свои взгляды на сложную политическую и социально-экономическую ситуацию, сложившуюся на Украине. В это время (февраль-март 1918 г.), согласно Брестскому миру, почти вся территория Украины занята австро-германскими войсками. 28 апреля 1918 г. германское командование разогнало Центральную Раду и заменило её правительством гетмана П. П. Скоропадского, который упразднил Украинскую народную республику и объявил о создании «Украинской державы» (существовала с 29 апреля до середины ноября 1918 г.). В день переворота ЦК УПСР утвердил «практическую платформу», которая зафиксировала отказ партии от лозунга «социализации» земли и стремление к установлению «тесного контакта с Германией и Австро-Венгрией». 3 мая 1918 г. ЦК УПСР принял специальное постановление, в котором осудил «тактику восстания» против гетманщины. По-иному отреагировали на переворот лидеры левого крыла УПСР. В газете «Молот» от имени Волынского комитета партии Шумский призвал «готовиться к решительному отпору хищникам-капиталистам и генералам». Это вызвало репрессии против организаций УПСР на Волыни, однако данный призыв левых эсеров массовой поддержки у населения не встретил. Политика правого крыла УПСР усилила кризис внутри партии. На IV съезде УПСР (май 1918 г.) в партии произошёл раскол. На выборах в ЦК победили левые эсеры. 3 июля 1918 г. они приняли решение о роспуске партийных организаций, восставших против гетманщины. Так была заложена основа для образования Н. Чечель и др.), заявивший в своей декларации о неподчинении большинству ЦК и о необходимости создания независимого украинского государства как предпосылки решения социально-политических проблем. Развернувшаяся внутрипартийная борьба привела к тому, что в августе 1918 г. правая часть УПСР вошла в блок украинских политических партий — Украинский национальный союз , находившийся в оппозиции к гетманату и подготовивший в ноябре 1918 г. создание Украинской Директории. 4 ноября 1918 г. Красного Интернационала и диктатуры пролетариата» как основы для сближения с «партиями революционного социализма», в том числе КП Украины. Пока деятели левого крыла УПСР готовились к вооружённой борьбе против Директории, представители правой части партии составляли основу правительства возрожденной Украинской народной республики (в феврале 1919 г. Совет народных министров возглавлял эсер С. С. Остапенко). С установлением Советской власти на Украине (апрель 1919 г.) правое крыло УПСР принимало участие в борьбе с Красной армией. Левое крыло эсеров провело V съезд УПСР (3-11 марта 1919 г., Харьков), который одновременно стал и I съездом новой партии — Грушевского высказывала позитивное отношение к Советской власти и в 1924 г. в полном составе выехала в Советскую Россию. В Праге действовала группа Н. Ю. Шаповала, которая в целом положительно отзывалась о Советской власти, в последующие годы претерпела ряд расколов, но сумела сохраниться вплоть до середины 1930-х гг. В Вене действовала группа УПСР под руководством Зализняка и Ковалевского , просуществовала вплоть до начала 1930-х гг. На территории Советской Украины деятельность УПСР окончательно прекратилась после судебного процесса над членами ЦК в мае 1921 г. В феврале 1931 г. на сфальсифицированном процессе по делу «Украинского национального центра» члены ЦК УПСР (Голубович, Чечель , Шраг , Христюк ) вместе с лидерами других украинских партий обвинены в контрреволюционной деятельности и осуждены. В апреле 1933 г. арестован и осужден бывший лидер левых эсеров Шумский, ставший к тому времени крупным партийным и государственным деятелем Украины. Судьбу лидеров партии разделили сотни рядовых членов УПСР, попавшие в жернова сталинских репрессий.
Доклад по аграрному вопросу 28 апреля (11 мая)
Ленин: 1917/7-я конф. Доклад по аграрному вопросу 28 апреля (11 мая)Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП(б)
24–29 АПРЕЛЯ 1917 ГОДА
13
Доклад по аграрному вопросу 28 апреля (11 мая)
Товарищи, аграрный вопрос так основательно проработан нашей партией во время первой революции, что к этому времени я думаю, наши идеи по этому вопросу довольно хорошо определенный. Косвенным доказательством этого является тот факт, что комитет конференции, состоящий из товарищей, заинтересованных и полностью разбирающиеся в этой теме согласились на предложенное проект постановления без внесения каких-либо существенных исправлений. я поэтому ограничусь очень краткими замечаниями. И с тех пор все члены имеют корректурные листы проекта, нет необходимости прочитать полностью.
Нынешний рост аграрного движения по всей России совершенно очевидно и неоспоримо. Программа нашей партии, предложенная меньшевиками и принят Стокгольмским съездом в 1906 г. было опровергнуто еще в ходе первого российского революция. На этом съезде меньшевикам удалось добиться была принята их программа муниципализации. Суть их программа была такова: крестьянские земли, общинные и усадьба должна была оставаться в собственности крестьян, а помещичьи земли должны были быть переданы местному самоуправлению. тела. Один из главных аргументов меньшевиков в пользу такого программа заключалась в том, что крестьянам никогда не понять передача крестьянской земли кому угодно, кроме себя. Любой ознакомится с протоколом Стокгольмского конгресса. вспомним, что этот аргумент особенно подчеркивался как Маслов, сделавший доклад, и Костров. Мы не должны забывают, как это часто делается в наши дни, что это произошло до Первая Дума, когда не было объективной информация о характер крестьянского движения и его силы. Каждый знал, что Россия пылает аграрной революцией, но не было известно, как будет организовано аграрное движение, или в в каком направлении будет развиваться крестьянская революция. Это было невозможно проверить, соответствуют ли мнения, высказанные конгресса были действительные и практические взгляды крестьян. сами себя. Вот почему рассуждения меньшевиков имели такой вес. Вскоре после Стокгольмского конгресса мы получили первое серьезное указание на то, как крестьяне относились к этому вопрос. И в I, и во II Думе крестьяне сами выдвинули трудовик «Билль о в 104”. [2] Я специально изучил подписи к этому законопроект, внимательно изучил мнения различных депутатов, их классовая принадлежность и степень, в которой они могут быть названы крестьяне. Я категорически заявил в своей книге, которую сожгли царский цензор но какой я буду переиздать, [3] , что подавляющее большинство из этих 104 подписавших были крестьяне. Этот законопроект предусматривал национализацию земля. Крестьяне говорили, что вся земля станет собственность государства.
Как же объяснить тот факт, что в обеих Дюмах депутаты, представляющие крестьян всей России, предпочитали национализация в меру, предложенную в обеих Думах Меньшевики с точки зрения крестьянских интересов? Меньшевики предлагали сохранить за крестьянами собственность. своих земель, и что только помещичьи земли должны быть дано людям; крестьяне, однако, утверждали, что вся земля должна быть отдана людям. Как мы должны отчитываться для этого? Социалисты-революционеры говорят, что благодаря своим общинной организации русские крестьяне выступают за обобществление, трудовой принцип. Весь этот фразеологизм абсолютно лишен здравого смысла, это не что иное, как слова. Но как нам счет за это? Думаю крестьяне пришли к такому выводу потому что всякое землевладение в России, как крестьянское, так и помещичье, общинно-усадебное, пронизано старым, полуфеодальные отношения, а крестьяне, учитывая рыночные условиях, пришлось требовать передачи земли всем люди. Крестьяне говорят, что клубок старой аграрной жизни может быть решена только путем национализации. Их точка зрения буржуазна; по уравнительному землевладению они означают конфискацию помещичьих земель, но не уравнивание индивидуальных собственников. Путем национализации они означает фактический передел всей земли между крестьяне. Это грандиозный буржуазный проект. Ни один крестьянин не говорил об уравнивании или социализации; но они все сказали, что это невозможно больше ждать, что вся земля должна быть стало ясно, другими словами, что земледелие не могло вестись в по-старому в условиях ХХ века. Столыпин Реформа [4] с тех пор еще запутал земельный вопрос более. Вот что имеют в виду крестьяне, когда требуют национализация. Это означает передел всей земли. Там не должно быть разнообразных форм землевладения. Нет малейший намек на социализацию. Это требование со стороны крестьян называется уравниловкой потому, что, как краткое изложение статистика земельных владений за 1905 г. показывает, что 300 крестьянские семьи имели столько же земли (2000 дес.) как одна помещичья семья. В этом смысле, конечно, уравниловки, но это не означает, что все мелкие фермы должны быть уравнены. Билль 104 показывает обратное.
Это основные моменты, которые необходимо сделать, чтобы научно обосновать точку зрения о том, что национализация в Россия, что касается буржуазной демократии, необходимый. Но это необходимо и по другой причине — это наносит мощный удар частной собственности на средства производство. Просто абсурдно представить, что после отмена частной собственности на землю все в россии будет оставаться прежним.
Далее следуют практические выводы и требования. несовершеннолетнего поправок в проекте я обращу внимание на следующий. Первый пункт гласит: «Партия пролетариата всеми силами будет поддерживать немедленное и полное конфискация всех помещичьих владений…». Вместо «будет поддержки», мы должны сказать, «будем бороться»… Наша точка зрения дело не в том, что у крестьян мало земли, а в том, что им нужно более. Это текущее мнение. Мы говорим, что приземлился поместья являются основой гнета, который давит на крестьян и удерживает их в обратном направлении. Вопрос не в том, является ли крестьяне имеют или не имеют достаточно земли. Согласен с крепостное право! — так следует ставить вопрос с точка зрения революционного класса борьба, а не с точки зрения тех чиновников, которые пытаются разобраться сколько у них земли и по каким нормам она должна быть выделено. Я предлагаю, чтобы порядок пунктов 2 и 3 был наоборот, потому что для нас важно революционная инициатива, а закон должен быть результатом это. Если дождаться написания закона , и сами не развивайте революционную инициативу , вы не будет иметь ни закона, ни земли.
Люди очень часто возражают против национализации, потому что, мол, для этого требуется колоссальный бюрократический аппарат. Это правда, но государственное землевладение означает, что каждый крестьянин сдает в аренду земли от государства. Субаренда арендованного имущества является запрещенный. Но вопрос, сколько и какой земли крестьянская аренда должна быть полностью урегулирована надлежащим демократический, а не бюрократический орган власти.
Вместо «батраков» мы заменяем «сельскохозяйственных рабочих». Несколько товарищи объявили слово «батрак» оскорбительным; были возражения против этого слова. Его следует удалить.
Мы не должны говорить теперь о пролетарско-крестьянских комитетах или Советов в связи с решением земельного вопроса, ибо, как видим, крестьяне создали Советы солдатских депутатов, создав тем самым раскол между пролетариатом и крестьянство.
Мелкобуржуазные оборонческие партии, как известно, стоят за Земельный вопрос откладывается до Учредительного Собрание встречается. Мы за немедленную передачу земли крестьянам в высокоорганизованной форме. Мы категорически против анархического захвата земли. Вы предлагаете это крестьяне заключают соглашения с помещиками. Мы говорим что земля должна быть захвачена и обработана прямо сейчас, если мы хотим предотвратить голод, спасти страну от разгрома который надвигается на него с невероятной скоростью. Нельзя сейчас принять предписания Шингарева и кадетов, которые предлагают дождаться созыва Учредительного Сборка, дата которой еще не назначена, или изготовление договоренности с землевладельцами об аренде земли. Крестьяне уже захватывают землю, не платя за нее, или не платя только четверть арендной платы.
Один товарищ местную резолюцию привез из Пензенской губернии, говоря, что крестьяне захватывают помещиков. сельскохозяйственных орудий, которые, однако, они не делят между собой. домохозяйствам, а превращаются в общую собственность. Они есть установление определенного порядка последовательности, правила употребления эти орудия для обработки всей земли. Прибегая к таким меры, они руководствуются стремлением увеличить сельскохозяйственные производство. Это принципиальный вопрос огромной значение, при всем том, что кричат помещики и капиталисты о том, что это анархия. Но если вы собираетесь болтать и кричать, что это анархия, а крестьяне сидят и подождите, тогда у вас действительно будет анархия. Крестьяне показали. что они понимают условия ведения сельского хозяйства и социальный контроль лучше, чем государственные чиновники, и применять такой контроль в сотни раз эффективнее. Такая мера, которая несомненно вполне осуществимый в маленькой деревне, неизбежно ведет к более радикальным мерам. Когда крестьянин приходит учиться это — и он уже начал этому учиться — знания буржуазных профессоров не понадобятся; он будет сам пришел к выводу, что необходимо использовать сельскохозяйственных орудий не только в мелких хозяйствах, но и для обработки всей земли. Как они это делают неважно. Мы не знаем, сочетают ли они свои отдельные участки под совместную вспашку и посев или нет, и это не имеет значения, если они делают это по-другому. Что имеет значение, так это что крестьянам повезло, что им не приходится сталкиваться с большим число мелкобуржуазной интеллигенции, именующей себя марксистов и социал-демократов, и с серьезным видом читают лекции люди о времени еще не созревшем для социалистического революцию и что поэтому крестьяне не должны брать немедленно приземлиться. К счастью, таких джентльменов в России немного. русская деревня. Если бы крестьяне довольствовались только взятием земли по сговору с помещиками, и не смогли применить свой опыт коллективно, неудача неизбежны, а крестьянские комитеты превратились бы в игрушка, бессмысленная игра. Именно поэтому мы предлагаем добавить Точка 8 [1] к проекту резолюции.
Как только мы узнаем, что местные крестьяне сами взяли это инициатива, мы обязаны сказать, что мы одобряем и рекомендуем эта инициатива. Только это может служить гарантией того, что революция не ограничится формальными мерами, что борьба с кризисом не останется лишь предметом ведомственную дискуссию и послания Шингарёва, но что крестьяне действительно организованно пойдут вперед на борьбу голода и увеличить производство.
Примечания
[1] [ЗАПОЛНИТЕЛЬ.] — Ленин
[2] [ЗАПОЛНИТЕЛЬ.]
[3] Ссылка на Аграрную программу социал-демократии в в Первая русская революция, 1905–1907 , написана ближе к концу 1907 г. Книга была напечатана в Петербурге в 1908 г., но полиция конфисковала его еще у типографии и уничтожила это. Сохранился только один экземпляр. Книга была впервые опубликована в 1917.
[4] [ЗАПОЛНИТЕЛЬ.]
Резолюция по вопросу о пересмотре программы партии | | | Ответ Н. С. Ангарскому на прениях по аграрному вопросу 28 апреля (11 мая) |
<
назад
Содержание вперед > | ||
Работает Индекс | Том 24 | | | Собрание сочинений | Л.И.А. Индекс |
Статья о социализации+земли+от The Free Dictionary
Социализация+земли+ | Статья о социализации+земли+от The Free DictionaryСоциализация+земли+ | Статья о социализации+земли+от The Free Dictionary
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Leave A Comment