Система многоуровневых задач по физике по теме «Электростатика»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Итоговая работа

на курсах повышения квалификации

по ИОЧ (вариативный блок)

«Проектирование системы многоуровневых задач для подготовки старшеклассников к ЕГЭ по физике»

(02.11 — 06.11.2015г.)

Разработка многоуровневой системы задач по теме: «Электростатика»

Выполнила:

Шеенкова Марина Алексеевна,

учитель физики

ГБОУ СОШ №3 гКинеля

Самара 2015 г.

Введение

Решение задач по физике — необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях. Поэтому они имеют большое значение для конкретизации знаний учащихся, для привития им умения видеть в окружающей жизни проявление законов физики. Без такой конкретизации знания остаются книжными, не имеющими практической ценности.

Решение задач — это одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся, один из практических методов обу­чения физике. С помощью решения задач форми­руются такие качества личности, как целеустремленность, на­стойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинирован­ность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.

Один из путей создания перечисленных условий — использование в обучении многоуровневых систем задач. Под многоуровневой системой задач понимаем те, в которых выстраивается система задач, удовлетворяющая требованиям, каждая последующая задача «сложнее» предыдущих, но во всех задачах рассматриваются одни и те же основные понятия и знания определенного раздела физики. Технология проектирования многоуровневой системы задач, позволяет ученикам успешно освоить программу как на базовом, так и на углублённом уровнях,  эффективно подготовиться к итоговой государственной аттестации в форме единого государственного экзамена.

В предлагаемом подходе предлагается в каждом разделе школьного курса физики выделить максимально полный перечень элементов содержания образования (понятий, теорем, приёмов  решения задач определённого типа  и способов общеучебной деятельности) и построить соответствующую этому перечню многоуровневую систему учебных физических задач с охватом общеобразовательного и углубленного уровней.

Это позволяет на основе задачного подхода разработать методику обучения физике, позволяющую строить для каждого учащегося индивидуальные образовательные траектории, направленные как на формирование специальных, так и универсальных учебных действий, на успешную подготовку к итоговому государственному экзамену, к вступительным экзаменам в вузы, тем самым, в рамках учебного курса решить проблему качественного обучения физики в средней школе.

Многоуровневая система задач

Важнейшей характеристикой любой учебной задачи является уровень ее сложности. На сегодняшний день существуют различные способы определения сложности задач, причем различают понятия «сложность» и «трудность» задачи.

Все задачи, подобранные для данной матрицы условно разделены на 4 группы сложности:

— понятийный;

— базовый;

— повышенный;

— углубленный.

В своей работе я рассмотрела систему задач по теме «Электростатика».

1 Понятийный уровень

1

Тело обладает отрицательным электрическим зарядом. Это означает, что: 

1) количество электронов равно количеству протонов;

2) количество электронов больше количества протонов;

3) количество электронов меньше количества протонов;

4) количество электронов равно количеству нейтронов.

Ответ 2.

2

В результате трения стеклянной палочки о бумагу она приобрела положительный заряд. Это означает, что 

1) часть протонов перешла с палочки на бумагу;

2) часть протонов перешла с бумаги на палочку;

3) часть электронов перешла с бумаги на палочку;

4) часть электронов перешла с палочки на бумагу.

Ответ 3.

3

 Два одинаковых шарика обладают зарядами 1 и -3 нКл соответственно. Какими станут заряды шариков, если их привести в соприкосновение и развести на прежнее расстояние?

1) заряд 1 шарика -3нКл, а второго 1 нКл;

2) заряды обоих шариков не изменятся;

3) заряды обоих шариков будут равны

— 1 нКл;

4) заряды обоих шариков будут равны 0.

Ответ 3.

4

hello_html_40ec11fa.png

Два стеклянных кубика 1 и 2 сблизили вплотную и поместили в электрическое поле отрицательно заряженного шара, как показано в верхней части рисунка. Затем кубики раздвинули и уже потом убрали заряженный шар (нижняя часть рисунка). Какое утверждение о знаках зарядов разделённых кубиков 1 и 2 правильно?

1) Заряды кубиков 1 и 2 положительны;
2) заряды кубиков 1 и 2 отрицательны;
3) заряд кубика 1 положительный, заряд 2 – отрицательный; 
4) заряды кубиков 1 и 2 равны нулю.

Ответ: 4.

5

То­чеч­ный по­ло­жи­тель­ный заряд q по­ме­щен между раз­но­имен­но за­ря­жен­ны­ми ша­ри­ка­ми (см. ри­су­нок).

 

hello_html_3d99fa81.png

 

Куда на­прав­ле­на рав­но­дей­ству­ю­щая ку­ло­нов­ских сил, дей­ству­ю­щих на заряд q?

1) hello_html_m3d36398f.png

2) hello_html_m372f084.png

3) hello_html_5e387ba8.png

4) hello_html_m6d2c8624.png

Ответ: 1.

6

Мо­дуль силы вза­и­мо­дей­ствия между двумя не­по­движ­ны­ми то­чеч­ны­ми за­ря­да­ми равен F. Чему ста­нет равен мо­дуль этой силы, если уве­ли­чить заряд од­но­го тела в 3 раза, а вто­ро­го — в 2 раза?

 

1) hello_html_m5c5d4a2.png

2) hello_html_m1301da18.png

3) hello_html_5d780214.png

4) hello_html_4d621dd2.png

Ответ:3

2 Базовый уровень

1

Как на­прав­ле­на ку­ло­нов­ская сила F, дей­ству­ю­щая на по­ло­жи­тель­ный то­чеч­ный заряд hello_html_m4bb3990e.png, по­ме­щен­ный в центр квад­ра­та, в вер­ши­нах ко­то­ро­го на­хо­дят­ся за­ря­ды hello_html_m27e03c49.pnghello_html_m27e03c49.pnghello_html_m18990b98.pnghello_html_m18990b98.png

?

 

hello_html_e31d5ee.png

 

1) →

2) ←

3) ↑

4) ↓

В силу за­ко­на Ку­ло­на, мо­ду­ли сил вза­и­мо­дей­ствия за­ря­да hello_html_m4bb3990e.png с за­ря­да­ми в вер­ши­нах квад­ра­та оди­на­ко­вы (все за­ря­ды к вер­ши­нах имеют оди­на­ко­вую по мо­ду­лю ве­ли­чи­ну, заряд hello_html_m4bb3990e.png рас­по­ло­жен в цен­тре квад­ра­та). На­прав­ле­ния сил ука­за­но на ри­сун­ке: од­но­имен­но за­ря­жен­ные тела от­тал­ки­ва­ют­ся, раз­но­имен­но за­ря­жен­ные — при­тя­ги­ва­ют­ся.

 

hello_html_5ffc6ec9.png

 

Пра­виль­ное на­прав­ле­ние рав­но­дей­ству­ю­щей ку­ло­нов­ских сил ука­за­но в пунк­те 2.

Пра­виль­ный ответ: 2

2

Как на­прав­ле­ны силы элек­три­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия двух то­чеч­ных от­ри­ца­тель­ных за­ря­дов и как эти силы за­ви­сят от рас­сто­я­ния между за­ря­да­ми? Вы­бе­ри­те вер­ное утвер­жде­ние.

 

1) они яв­ля­ют­ся си­ла­ми от­тал­ки­ва­ния, убы­ва­ют об­рат­но про­пор­ци­о­наль­но рас­сто­я­нию между за­ря­да­ми

2) они яв­ля­ют­ся си­ла­ми от­тал­ки­ва­ния, убы­ва­ют об­рат­но про­пор­ци­о­наль­но квад­ра­ту рас­сто­я­ния между за­ря­да­ми

3) они яв­ля­ют­ся си­ла­ми при­тя­же­ния, убы­ва­ют об­рат­но про­порци­о­наль­но рас­сто­я­нию между за­ря­да­ми

4) они яв­ля­ют­ся си­ла­ми при­тя­же­ния, убы­ва­ют об­рат­но про­пор­ци­о­наль­но квад­ра­ту рас­сто­я­ния между за­ря­да­ми

Ре­ше­ние.

Опыт по­ка­зы­ва­ет, что од­но­имен­но за­ря­жен­ные тела от­тал­ки­ва­ют­ся. Со­глас­но за­ко­ну Ку­ло­на, сила вза­и­мо­дей­ствия двух то­чеч­ных за­ря­дов об­рат­но про­пор­ци­о­наль­на квад­ра­ту рас­сто­я­ние между ними. Таким об­ра­зом, верно утвер­жде­ние 2.

Пра­виль­ный ответ: 2.

3

Какой гра­фик со­от­вет­ству­ет за­ви­си­мо­сти мо­ду­ля сил вза­и­мо­дей­ствия 

F двух то­чеч­ных за­ря­дов от мо­ду­ля од­но­го из за­ря­дов q при не­из­мен­ном рас­сто­я­нии между ними?

 

hello_html_77a3aec.png

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Ре­ше­ние.

Со­глас­но за­ко­ну Ку­ло­на, сила вза­и­мо­дей­ствия между двумя то­чеч­ны­ми за­ря­да­ми про­пор­ци­о­наль­на про­из­ве­де­нию ве­ли­чин за­ря­дов и об­рат­но про­пор­ци­о­наль­на квад­ра­ту рас­сто­я­ния между ними hello_html_m5973b9c1.png. При фик­си­ро­ван­ных рас­сто­я­нии между за­ря­да­ми и ве­ли­чи­не вто­ро­го за­ря­да, сила вза­и­мо­дей­ствия про­пор­ци­о­наль­на ве­ли­чи­не за­ря­да. Пра­виль­ный гра­фик за­ви­си­мо­сти изоб­ра­жен на ри­сун­ке 2.

Пра­виль­ный ответ: 2.

4

Че­ты­ре рав­ных по мо­ду­лю элек­три­че­ских за­ря­да рас­по­ло­же­ны в вер­ши­нах квад­ра­та (см. ри­су­нок).

 

hello_html_m9053cf1.png

На­пряжённость элек­тро­ста­ти­че­ско­го поля, со­здан­но­го этими за­ря­да­ми в точке О,

 

 

1) равна нулю толь­ко в слу­чае, изоб­ражённом на рис. А

2) равна нулю толь­ко в слу­чае, изоб­ражённом на рис. Б

3) равна нулю в слу­ча­ях, изоб­ражённых на обоих ри­сун­ках

4) не равна нулю ни в одном из слу­ча­ев, изоб­ражённых на ри­сун­ках

Ре­ше­ние.

hello_html_1cb3eb48.pngНа­пря­жен­ность элек­три­че­ско­го поля, со­зда­ва­е­мо­го то­чеч­ным за­ря­дом, про­пор­ци­о­наль­на ве­ли­чи­не этого за­ря­да, об­рат­но про­пор­ци­о­наль­на квад­ра­ту рас­сто­я­ния до за­ря­да, на­прав­ле­на «от» по­ло­жи­тель­но­го и «к» от­ри­ца­тель­но­му за­ря­ду. Пол­ное поле по­лу­ча­ет­ся в ре­зуль­та­те су­пер­по­зи­ции полей от всех за­ря­дов. Век­то­ры на­пря­жен­но­сти полей, со­зда­ва­е­мых всеми за­ря­да­ми в точке О, по­ка­за­ны для обоих слу­ча­ев на ри­сун­ке (крас­ные стрел­ки обо­зна­ча­ют поля от по­ло­жи­тель­ных за­ря­дов, синие — от от­ри­ца­тель­ных). Ясно, что на­пря­жен­ность поля равна нулю толь­ко в слу­чае Б.

 

Пра­виль­ный ответ: 2.

5

Два оди­на­ко­вых то­чеч­ных за­ря­да рас­по­ло­же­ны на не­ко­то­ром рас­сто­я­нии друг от друга. Рас­сто­я­ние между ними уве­ли­чи­ва­ют в 4 раза. Как нужно из­ме­нить ве­ли­чи­ну каж­до­го из за­ря­дов, чтобы мо­дуль сил их элек­тро­ста­ти­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия остал­ся преж­ним?

 

1) уве­ли­чить в 4 раза

2) уве­ли­чить в 2 раза

3) умень­шить в 4 раза

4) уве­ли­чить в 16 раз

Ре­ше­ние.

Со­глас­но за­ко­ну Ку­ло­на, сила вза­и­мо­дей­ствия двух то­чеч­ных за­ря­дов об­рат­но про­пор­ци­о­наль­на квад­ра­ту рас­сто­я­ния между ними и прямо про­пор­ци­о­наль­на про­из­ве­де­нию ве­ли­чине каж­до­го из за­ря­дов: hello_html_m4715203d.png Таким об­ра­зом, чтобы при уве­ли­че­нии рас­сто­я­ния между за­ря­да­ми в 4 раза мо­дуль сил элек­тро­ста­ти­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия остал­ся преж­ним, ве­ли­чи­ны за­ря­дов не­об­хо­ди­мо уве­ли­чить в 4 раза.

 

Пра­виль­ный ответ: 1

3. Повышенный уровень

1

Источник тока с внутренним сопротивлением r и ЭДС ε замкнут на три резистора с сопротивлением 3r каждый, соединенные последовательно. Во сколько раз изменяется сила тока в цепи, напряжение на зажимах источника и полезная мощность, если резисторы соединить параллельно?

 

Дано:

r, ε, R = 3r.

Найти

hello_html_m5c06ccaf.jpg

Решение.

hello_html_3fe6f03e.jpghello_html_m27ff93f0.jpg

Сила тока увеличится в 5 раз

hello_html_87e90a3.jpg

Напряжение уменьшится в

hello_html_m3efbd64e.jpgраза.

hello_html_1921e1de.jpg

Мощность увеличится в 2,8 раза.

Ответ:

hello_html_3ee8d1e3.jpg

\.

2

Заряженная капля ртути с зарядом + 3*10-8 Кл разлетается на две капли, одна из которых оказывается заряженной до заряда +4*10-8 Кл. Каков заряд второй капли?

Дано:

q1=+ 3*10-8 Кл

q2=+4*10-8 Кл

Решение:

Из закона сохранения

электрического заряда

следует, что заряд на

капле до ее распада равен

сумме зарядов на

образовавшихся

каплях. q1=q2+q3

q3=q1-q2

q3=+ 3*10-8 Кл-(+4*10-8 Кл)=- 10-8 Кл

Ответ: Заряд на второй капле

q3=- 10-8 Кл

q3—?

3

Постройте график зависимости модуля силы взаимодействия двух шариков с зарядами от расстояния между их центрами в диапазоне от 0,1 до 0,5 м. Заряды шариков:q1=+2*10-6 Кл и q2= -1*10-6 Кл. Размер шариков около 1 см . Найдите по графику, на каком примерно расстоянии между шарами сила взаимодействия будет примерно равна по величине 0,5 Н.

РЕШЕНИЕ:

Величины силы взаимодействия будем рассчитывать по закону Кулона :

Fhello_html_m73e6b965.gif

Рассчитывая силу взаимодействия зарядов для различных значений r , составим таблицу:

r,м

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

F,Н

1,8

0,45

0,2

0,11

0,072

hello_html_59b41a62.gif

На основе графика легко установить, что F=0,5 Н при r = 0,18 м.

4

Два разноименных заряда q и -3q находятся на одинаковых по размеру металлических шарах на расстоянии, позволяющем считать их точечными. Как изменится сила их взаимодействия, если, не меняя расстояния между ними на короткое время соединить их проводником?

Решение:

По условию заряды притягиваются друг к другу с силой

hello_html_713e4eb2.gif

Суммарный заряд на двух шарах равен q+(-3q)=-2q. После соединения шаров проволокой он распределится поровну между ними. Таким образом, на каждом шаре окажется заряд равный -q, и они начнут отталкиваться с силой

hello_html_4fbeced5.gifОтношение

hello_html_m7e7fa958.gif

Ответ: Сила взаимодействия уменьшится в три раза.

5


Определите построением модуль силы F , действующей на заряд Q, и ее направление, если его поместили в центр равностороннего треугольника, в вершинах которого располагаются одинаковые заряды q. Рассмотрите случай, когда два заряда q – положительные, а третий q и зарядQ – отрицательные.

Решение:

Так как в вершинах треугольника все заряды одинаковы, то силы, действующие на заряд, в центре будут одинаковы. Поскольку векторы F1 и F2 расположены под углом 1200, то их векторная сумма равна длине вектора F3 .Таким образом, результирующий вектор R в два раза длиннее F3 и направлен вниз.

hello_html_m361ddf3d.png

6

Два крошечных металлических шарика массой по 10 мг, имеющие заряды, подвешены в одной точке на нитях длиной 30 см. Каждая нить образует угол 15° с вертикалью. Каково значение зарядов шариков?

Решение:

hello_html_m6e9c4c9d.png

hello_html_3545d0f6.png

hello_html_m5c462440.png

В проекциях:

hello_html_1fac951.png

hello_html_m639ccda2.png

hello_html_690228d5.png

hello_html_m24b1dae4.png

4 Углубленный уровень

1

Горизонтально расположенная положительно заряженная пластина создает вертикально направленное однородное электрическое поле напряженностью 105 В/м. Hа нее с высоты 10 см падает шарик массой 40 г, имеющий отрицательный заряд -10-6 Кл и начальную скорость 2м/с, направленную вертикально вниз. Какую энергию шарик передаст пластине при абсолютном неупругом ударе? Ответ округлить с точностью до сотых.

Решение:

В ходе перераспределения зарядов выполняется закон сохранения заряда: q1+ q2 = q’1+ q’2

на обоих конденсаторах устанавливается равное напряжение U U = q’11 = q’2/ С2 ,

т.к. q1 = С 1*U 1и q2 = С 2*U2

из преобразований U = (С 1*U1 + С 2*U2)/(С1 + С2) = 91,7В

2

В пространство между пластинами плоского конденсатора влетает электрон со скоростью 2⋅107 м/с, направленной параллельно пластинам конденсатора. На какое расстояние по направлению к положительно заряженной пластине сместится электрон за время движения.

Ре­ше­ние.

hello_html_m3830bcc1.png

Напряженность электрического поля hello_html_m5d8cabe.pngнаправлена вдоль оси у. Запишем уравнение Ньютона для электрона в электрическом поле.

hello_html_m7c8dfee8.png

Вдоль оси х электрон движется равномерно со скоростью hello_html_1181cb62.png
а вдоль оси у равноускоренно с ускорением hello_html_33182144.png

hello_html_m76fab78a.png

Пусть в момент времени 1 электрон вылетает из конденсатора,

hello_html_71ba0eb0.png

hello_html_7fb89942.png

hello_html_733ff70c.png

Для однородного электростатического поля hello_html_2bb850a3.png

hello_html_m67c3999d.png

5. Качественные задачи

1

Металлическому шарику сообщили положительный заряд. Что произойдет с его  массой: увеличится, уменьшится или останется постоянной?

Решение:

Масса шарика уменьшится, т.к. образование положительного заряда означает, что шарик покинули электроны, а следовательно и масса шарика уменьшится.

2

 Почему при переливании бензина из одной цистерны в другую он может воспламениться , если не принять специальных мер предосторожности?

Решение:

Бензин взаимодействует с поверхностью цистерны (трение о поверхность), в результате чего поверхность и бензин электризуются. На них образуются разноимённые заряды, между которыми может возникнуть искра и бензин воспламенится.

3

На предприятиях резиновой промышленности при вальцовке каучук пропускают между двумя вращающимися валами. Если поднести руку к такому каучуку, то появится искра. Почему?

Решение:

При вальцовке каучук электризуется.

4

Правильно ли выражение: «При трении создаются заряды»?

Решение:

Нет, не создаются .Они перераспределяются. При этом выполняется закон сохранения заряда. ( в замкнутой системе)

Задачи части А А 1 Какие из

  • Главная
  • О сайте
  • Политика защиты авторских прав
  • Контакты

Advertisements

ФИЗИКА ЕГЭ Закон Кулона. ЗАДАЧИ с решениями

ЕГЭ Закон Кулона. ЗАДАЧИ с решениями

Формулы, используемые на уроках «Задачи на взаимодействие зарядов и закон Кулона».


ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


Задача № 1.  Два шарика, расположенных на расстоянии г = 20 см друг от друга, имеют одинаковые по модулю заряды и взаимодействуют в воздухе с силой F = 0,3 мН. Найти число нескомпенсированных электронов N на каждом шарике.


Задача № 2.  С какой силой взаимодействовали бы в воздухе две капли воды массами по m = 1 г, расположенные на расстоянии г = 50 см друг от друга, если бы одной из них передали 10% всех электронов, содержащихся в другой капле?

Смотреть решение и ответ


Задача № 3.  Два одинаковых шарика зарядили так, что заряд одного из них оказался по модулю в п раз больше другого. Шарики привели в соприкосновение и развели на вдвое большее, чем прежде, расстояние. Во сколько раз изменилась сила их кулоновского взаимодействия, если их заряды до соприкосновения были разноименными?

Смотреть решение и ответ

   

Задача № 4.  Два маленьких заряженных шарика взаимодействуют в вакууме с некоторой силой, находясь на расстоянии r1 друг от друга. На каком расстоянии r2 друг от друга они будут взаимодействовать в среде с диэлектрической проницаемостью ε2, если сила их взаимодействия останется прежней?

Смотреть решение и ответ

   

Задача № 5.  Маленьким шариком с зарядом q коснулись внутренней поверхности очень большого незаряженного металлического шара, в результате чего на большом шаре поверхностная плотность зарядов стала равна σ. Найти объем V большого шара. Среда — воздух.

Смотреть решение и ответ

   

Задача № 6.  Два металлических шарика имеют массу m = 10 г каждый. Какое число электронов N надо удалить с каждого шарика, чтобы сила их кулоновского отталкивания стала равна силе их гравитационного тяготения друг к другу?

Смотреть решение и ответ

   

Задача № 7.  Между двумя одноименными точечными зарядами q1 = 1 • 10–8 Кл и q2 = 4 • 10–8 Кл, расстояние между которыми r = 9 см, помещают третий заряд q0 так, что все три заряда оказываются в равновесии. Чему равен этот третий заряд q0 и каков его знак? На каком расстоянии r1 от заряда q1 он располагается?

Смотреть решение и ответ


Задача № 8.  Заряды q1 = 20 нКл и q2 = –30 нКл расположены на некотором расстоянии друг от друга (рис. 1-10). Заряд q0 помещают сначала в точку 1, расположенную слева от заряда q1 на расстоянии r/2 от него, а затем в точку 2, расположенную между зарядами q1 и q2. Найти отношение силы F1, с которой заряды q1 и q2 действуют на заряд q0 в точке 1, к силе F2, с которой они действуют на него в точке 2.

Смотреть решение и ответ


Задача № 9.  В вершинах равностороннего треугольника находятся одинаковые заряды q = 2 нКл (рис. 1-11). Какой заряд q0 надо поместить в центр треугольника С, чтобы система всех этих зарядов оказалась в равновесии? Будет ли равновесие устойчивым? 

Смотреть решение и ответ

   

Задача № 10.  В вершинах квадрата расположены заряды q (рис. 1-12). Какой заряд q0 и где надо поместить, чтобы вся система зарядов оказалась в равновесии? Будет ли равновесие устойчивым? 

Смотреть решение и ответ


Задача № 11.  В трех соседних вершинах правильного шестиугольника со стороной а расположены положительные заряды q, а в трех других — равные им по модулю, но отрицательные заряды. С какой силой F эти шесть зарядов будут действовать на заряд q0, помещенный в центр шестиугольника (рис. 1-13)? 

Смотреть решение и ответ

   

Задача № 12.  Два одинаковых маленьких шарика массами по m = 10 г каждый заряжены одинаково и подвешены на непроводящих и невесомых нитях так, как показано на рис. 1-14. Какой заряд q должен быть на каждом шарике, чтобы нити испытывали одинаковое натяжение? Среда — воздух, длина каждой нити l = 30 см. 

Смотреть решение и ответ

   

Задача № 13.  На изолирующей нити подвешен маленький шарик массой m = 1 г, имеющий заряд q1 = 1 нКл. К нему снизу подносят на расстояние г = 2 см другой заряженный маленький шарик, и при этом сила натяжения нити уменьшается вдвое. Чему равен заряд q2 другого шарика? Среда — воздух.

Смотреть решение и ответ

   

Задача № 14.  Два одинаковых маленьких шарика подвешены на невесомых нитях длиной I каждая в одной точке. Когда им сообщили одинаковые заряды q, шарики разошлись на угол а (рис 1-16). Найти силу натяжения Fн каждой нити. Среда — воздух. 

Смотреть решение и ответ

   

Задача № 15.  Два одинаково заряженных шарика, подвешенных на нитях равной длины, разошлись на некоторый угол (рис. 1-17, а). Чему равна плотность материала шариков р, если после погружения их в керосин угол между нитями не изменился (рис. 1-17, б)? Относительная диэлектрическая проницаемость воздуха ε1 = 1, относительная диэлектрическая проницаемость керосина ε2 = 2. Плотность керосина р0 = 800 кг/м3

Смотреть решение и ответ

 

(с) В учебных целях использованы цитаты из учебного пособия «Новый репетитор по физике для подготовки к ЕГЭ : задачи и методы их решения / И.Л. Касаткина; под ред. Т.В. Шкиль. — Ростов н /Д : Феникс».


Это конспект по теме «ЕГЭ Закон Кулона. ЗАДАЧИ с решениями». Выберите дальнейшие действия:

 

Напряженность и закон Кулона


Закон Кулона 

Закон сохранения электрического заряда

Напряженность

Принцип суперпозиции

Электрическое поле

Потенциал электростатического поля

Разность потенциалов


Теория

Совсем чуть−чуть. 

Закон Кулона — сила, с которой два точечных заряда действуют друг на друга. Она обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними и прямо пропорциональна произведению их зарядов.

Заряды с одинаковым знаком отталкиваются, с разными — притягиваются. По III з. Ньютона сила действия одного заряда равна силе действия другого:

Наглядно рассказывается об этом в видео.
А напряженность — силовая характеристика электрического поля. По-простому: электрическое поле действует на заряд, и вот сила, с которой поле действует на заряд, и есть напряженность. 

Напряженность НЕ зависит от величины заряда, помещенного в поле!

Задачи

Задача 1 Два одинаковых маленьких положительно заряженных металлических шарика находятся в вакууме на достаточно большом расстоянии друг от друга. Модуль силы их кулоновского взаимодействия равен F₁. Модули зарядов шариков отличаются в 5 раз. Если эти шарики привести в соприкосновение, а затем расположить на прежнем расстоянии друг от друга, то модуль силы их кулоновского взаимодействия станет равным F₂. Определите отношение F₂ к F₁.

Скажем, что заряд одного шарика q, другого 5q. Тогда сила Кулона между ними:

А если теперь соединить два шарика, то общий заряд разделится пополам (на каждый шарик). Общий заряд 5q + q = 6q, тогда на каждом шарике окажется по 3q. Тогда сила Кулона:

Отношение получится таким:

Ответ: 1,8

Задача 2 Два одинаковых маленьких разноименно заряженных металлических шарика находятся в вакууме на достаточно большом расстоянии друг от друга. Модуль силы их кулоновского взаимодействия равен F₁. Модули зарядов шариков отличаются в 4 раза. Если эти шарики привести в соприкосновение, а затем расположить на прежнем расстоянии друг от друга, то модуль силы их кулоновского взаимодействия станет равным F₂. Определите отношение F₁ к F₂.

Та же самая задача? А вот и нет, одно слово другое: разноименно вместо положительных. Это значит, что один шарик будет заряжен положительно, другой отрицательно. По сравнению с первым случаем сила Кулона никак не изменится по модулю (только по нарпавлению).

А вот после соприкосновения изменится. Общий заряд: 5q − q = 4q или q − 5q = − 4q, тогда на каждый шар пойдет по 2q:

Отношение:

Ответ: 0,8

Задача 3 На нерастяжимой нити висит шарик массой 100 г, имеющий заряд 20 мкКл. Как необходимо зарядить второй шарик, который подносят снизу к первому шарику на расстояние 30 см, чтобы сила натяжения: а) увеличилась в 4 раза; б) рассмотреть случай невесомости?

В начальный момент времени на шарик действуют две силы:

а) Чтобы сила натяжения увеличилась в 4 раза, сила Кулона должна быть направлена вниз, значит, нужно поднести отрицательно заряженный шарик. Запишем также уравнение на ось Y:

б) Невесомость возникает, когда сила натяжения равна нулю. Для этого нужно, чтобы сила Кулона была направлена вверх, значит, подносим положительный заряд:

Ответ: −1,5 мкКл, 500 нКл.

Задача 3 Фотон с длиной волны, соответствующей красной границе фотоэффекта, выбивает с поверхности пластинки электрон, который попадает в электрическое поле с напряженностью 125 В/м. Найти расстояние, которое он пролетит прежде, чем разгонится до скорости, равной 1% от скорости света. 

В задаче говорится про электрон, значит, его массу m = 9,1×10⁻³¹ кг и заряд q = 1,6 × 10⁻¹⁹ Кл можно посмотреть в справочных данных.

Найдем ускорение электрона в электрическом поле:

Остается найти пройденный путь в равноускоренном движении при нулевой начальной скорости: 

Ответ: 0,2 м

Задача 4 Полый заряженный шарик массой m = 0,4 г. движется в однородном горизонтальном электрическом поле из состояния покоя. Модуль напряженности электрического поля E = 500 кВ/м. Траектория шарика образует с вертикалью угол α = 45°. Чему равен заряд шарика? 

Для начала разберемся, какие силы действуют на заряд:

Заряд движется под углом 45 градусов, значит, отношением сил будет тангенс 45°:

Ответ: 8×10⁻⁹ Кл

Задача 5 При нормальных условиях электрический «пробой» сухого воздуха наступает при напряжённости электрического поля 30 кВ/см. В результате «пробоя» молекулы газа, входящие в состав воздуха, ионизируются и появляются свободные электроны. Какую кинетическую энергию приобретёт такой электрон, пройдя в электрическом поле расстояние 10⁻⁵ см? Ответ выразите в электронвольтах. (ЕГЭ)

Задача кажется весьма тяжелой, но это обманчиво. Воспользуемся знакомой формулой напряженности: 

Домножим на длину обе части, тогда слева получится работа, а работа — это изменение энергии:

Переводить сантиметры не обязательно, они сократятся. Чтобы перевести джоули в электронвольты, нужно разделить на 1,6 × 10⁻¹⁹

Ответ: 0,3 эВ

Задача 6 В вершинах равностороннего треугольника со стороной «а» находятся заряды +q, +q и -q. Найти напряженность поля Е в центре треугольника.

Покажем, как направлена напряженность: для двух положительных зарядов — от них (красные стрелочки), для отрицательного заряда — к нему (синяя стрелочка).

Угол между синим вектором и красным составляет 60°. Если продлить красный вектор до стороны, получится прямоугольный треугольник. Тогда, чтобы посчитать результирующую напряженность, спроецируем красные векторы на синий: 


Остается разобрать на каком расстоянии находятся заряды от центра треугольника. Высоту треугольника можно найти по т. Пифагора, равна она а√3/2. А расстояние тогда составит 2/3 от высоты:

Ответ: 6kq/a²

Задача 6 Два шарика с зарядами Q = –1 нКл и q = 5 нКл соответственно, находятся в однородном электрическом поле с напряженностью Е = 18 В/м, на расстоянии r = 1 м друг от друга. Масса первого шарика равна M = 5 г. Определите, какую массу должен иметь второй шарик, чтобы они двигались с прежним между ними расстоянием и с постоянным по модулю ускорением. (ЕГЭ — 2016)

Направим ось X вправо и покажем, какие силы действуют на каждый заряд.

На положительный заряд электрическая сила действует по линиям напряженности, для отрицательного заряда все наоборот. Силы кулона направлены к зарядам, они разноименные. Составим уравнение для каждого заряда:

Сумма всех сила равна ma, потому что в условии сказано, что шарики двигаются с постоянным ускорением, а чтобы расстояние не менялось, двигаться они должны в одном направлении.

Разделим одно уравнение на другое и выразим массу:

Ответ: 8,3 гр.

Задача 7 Четыре маленьких одинаковых шарика, связанных нерастяжимыми нитями одинаковой длины, заряженызарядами q, q, q и 2q. Сила натяжения нити, связывающей первый и второй шарики, равна T. Найти силу натяжения нити, связывающейвторой и третий шарики. (Росатом)

Покажем, каким силам противодействует сила натяжения Т. Воспользуемся принципом суперпозиции и законом Кулона:

Сила натяжения Т удерживает первый шарик, других сил для него нет, значит, больше ничего для первого случая не требуется. 

Как проще это запомнить: проводим линию перпендикулярно той нити, о которой говорим (красная черточка), после записываем только те силы между шариками, которые появляются по разные стороны от проведенной линии:

Теперь также составим уравнения для силы натяжения между вторым и третьим шариком:

Распишим каждое уравнение по закону кулона, скажем, что расстояние между соседними шариками равно «а»:

Второе уравнение с подстановкой выражения из первого:

Ответ: 71T/53

Задача 8 Точечный заряд, расположенный в точке C, создаёт в точках A и B поле с напряжённостью Ea и Eb соответственно (см. рисунок; угол ACB — прямой). Найти напряжённость электрическогополя, создаваемого этим зарядом в точке M, являющейся основанием перпендикуляра, опущенного из точки C на прямую AB. (Росатом)

Запишем, чему равна напряженность в каждой из этих точек, взяв длины отрезков за a; b; h:

Площадь прямоугольного треугольника можно найти как полупроизведение катетов или как полупроизведение высоты и основания:

Возведем в квадрат получившиеся уравнение, а дальше смертельный номер: возводим в −1 степень и домножаем обе части на kq:

Выразим a² и b² через напряженность:

Ответ: Ea+Eb

Задача 9 Частицы с массами M и m, и зарядами q и −q соответственно вращаются с угловой скоростью ω по окружностям вокруг оси, направленной по внешнемуоднородному электрическому полю с напряжённостью E (рис.). Найдите расстояние L между частицами и расстояние H между плоскостями их орбит. (Всеросс. 2008)

Накрест лежащие углы при параллельных прямых (движения частиц) и секущей силы Кулона равны α. Покажем какие силы действуют на каждую частицу:

Запишем уравнения по осям на верхнюю частицу:

На нижнюю частицу:

Построим два треугольника, которые показывают расстояние между частицами и высоту между ними. 

Разделим уравнения друг на друга, а также выразим тангенс угла из этих треугольников:

Сложим два уравнения, чтобы найти расстояние между плоскостями:

Пункт «а» решили, теперь с расстоянием разберемся: выразим из ур-ия (1) длину, а дальше из треугольника выразим синус угла альфа:

Вместо Н подставим то, что мы нашли:

Задача 10 В точке O к стержню привязана непроводящая нить длиной R c зарядом q на конце. Известный эталонный заряд Q₂ и измеряемый заряд Q₁ установлены на расстояниях L₂ и L₁ от точки O. Все заряды одногознака и могут считаться точечными. Найдите величину заряда Q₁, если в состоянии равновесия нить отклонена на угол β от отрезка, соединяющегозаряды Q₂ и Q₁. (Всеросс. 2018)

Проведем оси, подпишем расстояние от Q₁ до q и от Q₂ до q. Запишем ур-ия сил на каждую ось:

Не хочется мучиться с силой натяжения нити, поэтому займемся ур-ем на ось Y:

Из прямоугольных треугольников можно получить такие соотношения, а также из теоремы косинусов выразить S₁ и S₂:

Подставим в ур-ие (1):

В качестве закрепления материала решите несколько похожих задач с ответами. 

Будь в курсе новых статеек, видео и легкого технического юмора.

28. A 11 № 3743.

Закон Кулона

1. A 11 № 1301. Рас­сто­я­ние между двумя то­чеч­ны­ми элек­три­че­ски­ми за­ря­да­ми умень­ши­ли в 3 раза, а один из за­ря­дов уве­ли­чи­ли в 3 раза. Силы вза­и­мо­дей­ствия между ними

1) не из­ме­ни­лись 2) умень­ши­лись в 3 раза 3) уве­ли­чи­лись в 3 раза 4) уве­ли­чи­лись в 27 раз

2. A 11 № 1302. То­чеч­ный по­ло­жи­тель­ный заряд q по­ме­щен между раз­но­имен­но за­ря­жен­ны­ми ша­ри­ка­ми (см. ри­су­нок).

Куда на­прав­ле­на рав­но­дей­ству­ю­щая ку­ло­нов­ских сил, дей­ству­ю­щих на заряд q?

1) 2)3)4)

3. A 11 № 1305. Мо­дуль силы вза­и­мо­дей­ствия между двумя не­по­движ­ны­ми то­чеч­ны­ми за­ря­да­ми равен F. Чему ста­нет равен мо­дуль этой силы, если уве­ли­чить заряд од­но­го тела в 3 раза, а вто­ро­го — в 2 раза?

1) 2)3)4)

4. A 11 № 1307. Рас­сто­я­ние между двумя то­чеч­ны­ми элек­три­че­ски­ми за­ря­да­ми уве­ли­чи­ли в 3 раза, а один из за­ря­дов умень­ши­ли в 3 раза. Сила элек­три­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия между ними

1) не из­ме­ни­лась 2) умень­ши­лась в 3 раза 3) уве­ли­чи­лась в 3 раза 4) умень­ши­лась в 27 раз

5. A 11 № 1308. Как на­прав­ле­на ку­ло­нов­ская сила F, дей­ству­ю­щая на по­ло­жи­тель­ный то­чеч­ный заряд , по­ме­щен­ный в центр квад­ра­та, в вер­ши­нах ко­то­ро­го на­хо­дят­ся за­ря­ды,,,?

1) → 2) ← 3) ↑ 4) ↓

6. A 11 № 1310. Рас­сто­я­ние между двумя то­чеч­ны­ми элек­три­че­ски­ми за­ря­да­ми уве­ли­чи­ли в 2 раза, а один из за­ря­дов умень­ши­ли в 4 раза. Сила элек­три­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия между ними

1) не из­ме­ни­лась 2) умень­ши­лась в 4 раза 3) уве­ли­чи­лась в 4 раза 4) умень­ши­лась в 16 раз

7. A 11 № 1311. Рас­сто­я­ние между двумя то­чеч­ны­ми элек­три­че­ски­ми за­ря­да­ми уве­ли­чи­ли в 2 раза, и один из за­ря­дов умень­ши­ли в 2 раза. Сила вза­и­мо­дей­ствия между за­ря­да­ми

1) умень­ши­лась в 2 раза 2) умень­ши­лась в 4 раза 3) умень­ши­лась в 8 раз 4) не из­ме­ни­лась

8. A 11 № 1312. Рас­сто­я­ние между двумя то­чеч­ны­ми элек­три­че­ски­ми за­ря­да­ми умень­ши­ли в 2 раза, и один из за­ря­дов уве­ли­чи­ли в 2 раза. Силы вза­и­мо­дей­ствия между за­ря­да­ми

1) уве­ли­чи­лись в 2 раза 2) уве­ли­чи­лись в 4 раза 3) уве­ли­чи­лись в 8 раз 4) не из­ме­ни­лись

9. A 11 № 1313. Рас­сто­я­ние между двумя то­чеч­ны­ми элек­три­че­ски­ми за­ря­да­ми уве­ли­чи­ли в 2 раза, и один из за­ря­дов уве­ли­чи­ли в 2 раза. Силы вза­и­мо­дей­ствия между за­ря­да­ми

1) умень­ши­лись в 2 раза 2) умень­ши­лись в 4 раза 3) умень­ши­лись в 8 раз 4) не из­ме­ни­лись

10. A 11 № 1314. Рас­сто­я­ние между двумя то­чеч­ны­ми элек­три­че­ски­ми за­ря­да­ми умень­ши­ли в 2 раза, и один из за­ря­дов умень­ши­ли в 2 раза. Сила вза­и­мо­дей­ствия между за­ря­да­ми

1) уве­ли­чи­лась в 2 раза 2) уве­ли­чи­лась в 4 раза 3) уве­ли­чи­лась в 8 раз 4) не из­ме­ни­лась

11. A 11 № 1315. Рас­сто­я­ние между двумя то­чеч­ны­ми элек­три­че­ски­ми за­ря­да­ми уве­ли­чи­ли в 2 раза, и оба за­ря­да умень­ши­ли в 2 раза. Сила вза­и­мо­дей­ствия между за­ря­да­ми

1) умень­ши­лась в 4 раза 2) умень­ши­лась в 8 раз 3) умень­ши­лась в 16 раз 4) не из­ме­ни­лась

12. A 11 № 1316. Пара лег­ких оди­на­ко­вых ша­ри­ков, за­ря­ды ко­то­рых равны по мо­ду­лю, под­ве­ше­на на шел­ко­вых нитях. Заряд од­но­го из ша­ри­ков ука­зан на ри­сун­ках.

Какой из ри­сун­ков со­от­вет­ству­ет си­ту­а­ции, когда заряд 2-го ша­ри­ка от­ри­ца­те­лен?

1) A 2) Б 3) В 4) A и В

13. A 11 № 1317. Как из­ме­нит­ся сила ку­ло­нов­ско­го вза­и­мо­дей­ствия двух то­чеч­ных за­ря­дов, если рас­сто­я­ние между ними умень­шить в 3 раза?

1) уве­ли­чит­ся в 3 раза 2) умень­шит­ся в 3 раза 3) уве­ли­чит­ся в 9 раз 4) умень­шит­ся в 9 раз

14. A 11 № 1322. Рас­сто­я­ние между двумя то­чеч­ны­ми элек­три­че­ски­ми за­ря­да­ми умень­ши­ли в 2 раза, и оба за­ря­да умень­ши­ли в 2 раза. Сила вза­и­мо­дей­ствия между за­ря­да­ми

1) умень­ши­лась в 4 раза 2) умень­ши­лась в 8 раз 3) умень­ши­лась в 16 раз 4) не из­ме­ни­лась

15. A 11 № 1323. Рас­сто­я­ние между двумя то­чеч­ны­ми элек­три­че­ски­ми за­ря­да­ми умень­ши­ли в 2 раза, и оба за­ря­да уве­ли­чи­ли в 2 раза. Сила вза­и­мо­дей­ствия между за­ря­да­ми

1) уве­ли­чи­лась в 4 раза 2) уве­ли­чи­лась в 8 раз 3) уве­ли­чи­лась в 16 раз 4) не из­ме­ни­лась

16. A 11 № 1324. Рас­сто­я­ние между двумя то­чеч­ны­ми элек­три­че­ски­ми за­ря­да­ми уве­ли­чи­ли в 2 раза, и оба за­ря­да пе­ре­нес­ли из ва­ку­у­ма в среду с ди­элек­три­че­ской про­ни­ца­е­мо­стью 2. Сила вза­и­мо­дей­ствия между за­ря­да­ми

1) умень­ши­лась в 4 раза 2) умень­ши­лась в 8 раз 3) умень­ши­лась в 16 раз 4) не из­ме­ни­лась

17. A 11 № 1325. Рас­сто­я­ние между двумя то­чеч­ны­ми элек­три­че­ски­ми за­ря­да­ми умень­ши­ли в 2 раза, и оба за­ря­да пе­ре­нес­ли из ва­ку­у­ма в среду с ди­элек­три­че­ской про­ни­ца­е­мо­стью 2. Сила вза­и­мо­дей­ствия между за­ря­да­ми

1) уве­ли­чи­лась в 2 раза 2) уве­ли­чи­лась в 4 раз 3) уве­ли­чи­лась в 8 раз 4) не из­ме­ни­лась

18. A 11 № 1326. Сила вза­и­мо­дей­ствия между двумя то­чеч­ны­ми за­ря­жен­ны­ми те­ла­ми равна F. Чему ста­нет равна сила вза­и­мо­дей­ствия между те­ла­ми, если заряд од­но­го тела уве­ли­чить в 2 раза, а рас­сто­я­ние между те­ла­ми умень­шить в 2 раза?

1) 2)3)4)

19. A 11 № 1327. Мо­дуль силы вза­и­мо­дей­ствия между двумя то­чеч­ны­ми за­ря­жен­ны­ми те­ла­ми равен F. Чему ста­нет равен мо­дуль силы вза­и­мо­дей­ствия между те­ла­ми, если заряд каж­до­го тела умень­шить в n раз и рас­сто­я­ние между те­ла­ми умень­шить в n раз?

1) nF  2) F  3) 4)

20. A 11 № 1329. Как на­прав­ле­ны силы элек­три­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия двух то­чеч­ных от­ри­ца­тель­ных за­ря­дов и как эти силы за­ви­сят от рас­сто­я­ния между за­ря­да­ми? Вы­бе­ри­те вер­ное утвер­жде­ние.

1) они яв­ля­ют­ся си­ла­ми от­тал­ки­ва­ния, убы­ва­ют об­рат­но про­пор­ци­о­наль­но рас­сто­я­нию между за­ря­да­ми 2) они яв­ля­ют­ся си­ла­ми от­тал­ки­ва­ния, убы­ва­ют об­рат­но про­пор­ци­о­наль­но квад­ра­ту рас­сто­я­ния между за­ря­да­ми 3) они яв­ля­ют­ся си­ла­ми при­тя­же­ния, убы­ва­ют об­рат­но про­пор-ци­о­наль­но рас­сто­я­нию между за­ря­да­ми 4) они яв­ля­ют­ся си­ла­ми при­тя­же­ния, убы­ва­ют об­рат­но про­пор­ци­о­наль­но квад­ра­ту рас­сто­я­ния между за­ря­да­ми

21. A 11 № 1331. Между двумя то­чеч­ны­ми за­ря­жен­ны­ми те­ла­ми сила элек­три­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия равна 12 мН. Если заряд од­но­го тела уве­ли­чить в 3 раза, а заряд дру­го­го тела умень­шить в 4 раза и рас­сто­я­ние между те­ла­ми умень­шить в 2 раза, то сила вза­и­мо­дей­ствия между те­ла­ми ста­нет равна

1) 1 мН 2) 24 мН 3) 36 мН 4) 48 мН

22. A 11 № 1332. Как из­ме­нит­ся сила ку­ло­нов­ско­го вза­и­мо­дей­ствия двух то­чеч­ных за­ря­жен­ных тел при уве­ли­че­нии рас­сто­я­ния между ними в 3 раза и уве­ли­че­нии за­ря­да од­но­го из тел в 3 раза?

1) уве­ли­чит­ся в 27 раз 2) уве­ли­чит­ся в 9 раз 3) не из­ме­нит­ся 4) умень­шит­ся в 3 раза

23. A 11 № 1333. Между двумя то­чеч­ны­ми за­ря­жен­ны­ми те­ла­ми сила элек­три­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия равна 24 мН. Если заряд од­но­го тела уве­ли­чить в 2 раза, а заряд дру­го­го тела умень­шить в 3 раза и рас­сто­я­ние между те­ла­ми уве­ли­чить в 2 раза, то сила вза­и­мо­дей­ствия между те­ла­ми ста­нет равна

1) 2 мН 2) 4 мН 3) 8 мН 4) 12 мН

24. A 11 № 1334. Между двумя то­чеч­ны­ми за­ря­жен­ны­ми те­ла­ми сила элек­три­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия равна 20 мН. Если заряд од­но­го тела уве­ли­чить в 4 раза, а заряд дру­го­го тела умень­шить в 5 раза и рас­сто­я­ние между те­ла­ми умень­шить в 2 раза, то сила вза­и­мо­дей­ствия между те­ла­ми ста­нет равна

1) 64 мН 2) 25 мН 3) 45 мН 4) 4 мН

25. A 11 № 1335. Между двумя то­чеч­ны­ми за­ря­жен­ны­ми те­ла­ми сила элек­три­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия равна 12 мН. Если заряд од­но­го тела уве­ли­чить в 2 раза, а заряд дру­го­го тела умень­шить в 3 раза и рас­сто­я­ние между те­ла­ми умень­шить в 2 раза, то сила вза­и­мо­дей­ствия между те­ла­ми ста­нет равна

1) 32 мН 2) 16 мН 3) 8 мН 4) 4 мН

26. A 11 № 3375. Какой гра­фик со­от­вет­ству­ет за­ви­си­мо­сти мо­ду­ля сил вза­и­мо­дей­ствия F двух то­чеч­ных за­ря­дов от мо­ду­ля од­но­го из за­ря­дов q при не­из­мен­ном рас­сто­я­нии между ними?

1) 2)3)4)

27. A 11 № 3557. В вер­ши­нах пра­виль­но­го тре­уголь­ни­ка рас­по­ло­же­ны то­чеч­ные за­ря­ды. Сила, дей­ству­ю­щая на заряд, на­прав­ле­на:

1) впра­во 2) влево 3) вверх 4) вниз

В вер­ши­нах при ос­но­ва­нии пря­мо­уголь­но­го рав­но­бед­рен­но­го тре­уголь­ни­ка рас­по­ло­же­ны от­ри­ца­тель­ные то­чеч­ные за­ря­ды, рав­ные по мо­ду­лю (см. ри­су­нок). Вы­бе­ри­те пра­виль­ное на­прав­ле­ние ку­ло­нов­ской силы, дей­ству­ю­щей на по­ме­щен­ный в точку Oпо­ло­жи­тель­ный то­чеч­ный заряд, рав­ный по мо­ду­лю лю­бо­му из двух дру­гих за­ря­дов.

1)

2)

3)

4)

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

29. A 11 № 3877. Че­ты­ре рав­ных по мо­ду­лю элек­три­че­ских за­ря­да рас­по­ло­же­ны в вер­ши­нах квад­ра­та (см. ри­су­нок).

 

На­пряжённость элек­тро­ста­ти­че­ско­го поля, со­здан­но­го этими за­ря­да­ми в точке О,

1) равна нулю толь­ко в слу­чае, изоб­ражённом на рис. А 2) равна нулю толь­ко в слу­чае, изоб­ражённом на рис. Б 3) равна нулю в слу­ча­ях, изоб­ражённых на обоих ри­сун­ках 4) не равна нулю ни в одном из слу­ча­ев, изоб­ражённых на ри­сун­ках

30. A 11 № 4489. Силы элек­тро­ста­ти­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия между двумя то­чеч­ны­ми за­ря­жен­ны­ми те­ла­ми равны по мо­ду­лю F. Как из­ме­нит­ся мо­дуль сил элек­тро­ста­ти­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия между этими те­ла­ми, если рас­сто­я­ние между ними уве­ли­чить в 2 раза?

1) умень­шит­ся в 2 раза 2) уве­ли­чит­ся в 2 раза 3) умень­шит­ся в 4 раза 4) уве­ли­чит­ся в 4 раза

31. A 11 № 4524. Силы элек­тро­ста­ти­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия между двумя то­чеч­ны­ми за­ря­жен­ны­ми те­ла­ми равны по мо­ду­лю F. Как из­ме­нит­ся мо­дуль сил элек­тро­ста­ти­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия между этими те­ла­ми, если заряд каж­до­го тела уве­ли­чить в 3 раза?

1) уве­ли­чит­ся в 3 раза 2) уве­ли­чит­ся в 9 раз 3) умень­шит­ся в 9 раз 4) умень­шит­ся в 3 раза

32. A 11 № 4559. Два оди­на­ко­вых то­чеч­ных за­ря­да рас­по­ло­же­ны на не­ко­то­ром рас­сто­я­нии друг от друга. Рас­сто­я­ние между ними уве­ли­чи­ва­ют в 4 раза. Как нужно из­ме­нить ве­ли­чи­ну каж­до­го из за­ря­дов, чтобы мо­дуль сил их элек­тро­ста­ти­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия остал­ся преж­ним?

1) уве­ли­чить в 4 раза 2) уве­ли­чить в 2 раза 3) умень­шить в 4 раза 4) уве­ли­чить в 16 раз

33. A 11 № 4629. Как из­ме­нит­ся мо­дуль сил ку­ло­нов­ско­го вза­и­мо­дей­ствия двух то­чеч­ных за­ря­дов, если рас­сто­я­ние между ними уве­ли­чить в 1,5 раза?

1) умень­шит­ся в 2,25 раза 2) умень­шит­ся в 1,5 раза 3) уве­ли­чит­ся в 1,5 раза 4) уве­ли­чит­ся в 2,25 раза

Работа элек­три­че­ско­го тока

1. A 11 № 3524. К ис­точ­ни­ку тока с ЭДС 2 В под­клю­чен кон­ден­са­тор ем­ко­стью 1 мкФ. Какую ра­бо­ту со­вер­шил ис­точ­ник при за­ряд­ке кон­ден­са­то­ра?

1) 2)3)4)

2. A 11 № 3527. К ис­точ­ни­ку тока с ЭДС 2 В под­клю­чен кон­ден­са­тор ем­ко­стью 1 мкФ. Какое тепло вы­де­лит­ся в цепи в про­цес­се за­ряд­ки кон­ден­са­то­ра? Эф­фек­та­ми из­лу­че­ния пре­не­бречь.

1) 2)3)4)

3. A 11 № 3530. К иде­аль­но­му ис­точ­ни­ку тока с ЭДС 3 В под­клю­чи­ли кон­ден­са­тор ем­ко­стью 1 мкФ один раз через ре­зи­стор Ом, а вто­рой раз  — через ре­зи­сторОм. Во сколь­ко раз во вто­ром слу­чае из­ме­нит­ся тепло, вы­де­лив­ше­е­ся на ре­зи­сто­ре, по срав­не­нию с пер­вым? Из­лу­че­ни­ем пре­не­бречь.

1) уве­ли­чит­ся в раз 2) уве­ли­чит­ся в 2 раза 3) уве­ли­чит­ся в 4 раза 4) не из­ме­нит­ся

Электрическая напряжённость, потенциал, раз­ность потенциалов

1. A 11 № 1306. Ка­ко­ва раз­ность по­тен­ци­а­лов между точ­ка­ми поля, если при пе­ре­ме­ще­нии за­ря­да 12 мкКл из одной точки в дру­гую элек­тро­ста­ти­че­ское поле со­вер­ша­ет ра­бо­ту 0,36 мДж?

1) 0,3 В 2) 3 В 3) 30 В 4) 300 В

2. A 11 № 1309. На ри­сун­ке пред­став­ле­но рас­по­ло­же­ние двух не­по­движ­ных то­чеч­ных элек­три­че­ских за­ря­дов и.

На­прав­ле­нию век­то­ра на­пря­жен­но­сти элек­три­че­ско­го поля этих за­ря­дов в точке A со­от­вет­ству­ет стрел­ка

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

3. A 11 № 1319. На ри­сун­ке по­ка­за­но рас­по­ло­же­ние двух не­по­движ­ных то­чеч­ных элек­три­че­ских за­ря­дов и. В какой из трех точек —АB или C — мо­дуль век­то­ра на­пря­жен­но­сти сум­мар­но­го элек­три­че­ско­го поля этих за­ря­дов мак­си­ма­лен?

1) в точке А 2) в точке B 3) в точке C 4) во всех трех точ­ках мо­дуль на­пря­жен­но­сти поля имеет оди­на­ко­вые зна­че­ни

4. A 11 № 1429. Мо­дуль на­пря­жен­но­сти од­но­род­но­го элек­три­че­ско­го поля равен 100 В/м. Каков мо­дуль раз­но­сти по­тен­ци­а­лов между двумя точ­ка­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми на одной си­ло­вой линии поля на рас­сто­я­нии 5 см?

1) 5 В 2) 20 В 3) 500 В 4) 2 000 В

5. A 11 № 1906. В элек­три­че­скую цепь вклю­че­на мед­ная про­во­ло­ка дли­ной. При на­пря­жен­но­сти элек­три­че­ско­го полясила тока в про­вод­ни­ке равна 2 А. К кон­цам про­во­ло­ки при­ло­же­но на­пря­же­ние

1) 10 В 2) 20 В 3) 30 В 4) 40 В

6. A 11 № 1922. На ри­сун­ке изоб­ра­жен век­тор на­пря­жен­но­сти Е элек­три­че­ско­го поля в точке С, ко­то­рое со­зда­но двумя не­по­движ­ны­ми то­чеч­ны­ми за­ря­да­ми и.

Чему равен заряд , если заряд?

1) 2)3)4)

7. A 11 № 3376. На­пря­жен­ность элек­три­че­ско­го поля из­ме­ря­ют с по­мо­щью проб­но­го за­ря­да . Если ве­ли­чи­ну проб­но­го за­ря­да умень­шить вn раз, то мо­дуль на­пря­жен­но­сти из­ме­ря­е­мо­го поля

1) не из­ме­нит­ся 2) уве­ли­чит­ся в n раз 3) умень­шит­ся в n раз 4) уве­ли­чит­ся в раз

Страница не найдена | MIT

Перейти к содержанию ↓
  • Образование
  • Исследовательская работа
  • Инновации
  • Прием + помощь
  • Студенческая жизнь
  • Новости
  • Выпускников
  • О MIT
  • Подробнее ↓
    • Прием + помощь
    • Студенческая жизнь
    • Новости
    • Выпускников
    • О MIT
Меню ↓ Поиск Меню Ой, похоже, мы не смогли найти то, что вы искали!
Попробуйте поискать что-нибудь еще! Что вы ищете? Увидеть больше результатов

Предложения или отзывы?

.

Тема 6 Карточки Маркуса Хантера

близко

Знание Генома TM

Сертифицировано Brainscape

Просмотрите более 1 миллиона курсов, созданных лучшими студентами, профессорами, издателями и экспертами, которые охватывают весь мир «усваиваемых» знаний.

  • Вступительные экзамены
  • Экзамены AP

  • Экзамены GCSE

  • Вступительные экзамены в магистратуру

  • Вступительные экзамены в университет

  • Профессиональные сертификаты
  • MPRE

  • Бар экзамен

  • Водитель Эд

  • Финансовые экзамены

  • Медицинские и сестринские сертификаты

  • Военные экзамены

  • Сертификаты технологий

  • TOEFL

  • Другие сертификаты

  • Иностранные языки
  • арабский

  • китайский язык

  • французский язык

  • Немецкий

  • иврит

  • Итальянский

  • японский язык

  • корейский язык

  • Лингвистика

  • португальский

  • русский

  • испанский

  • TOEFL

  • Другие иностранные языки

  • Наука
  • Анатомия

  • Астрономия

  • Биохимия

  • Биология

  • Клеточная биология

  • Химия

  • наука о планете Земля

  • Наука об окружающей среде

  • Генетика

  • Геология

  • Здоровье

  • Наука о жизни

  • Морская биология

  • Метеорология

  • Микробиология

  • Океанография

  • Органическая химия

  • Периодическая таблица

  • Физическая наука

  • Физика

  • Физиология

  • Растениеводство

  • Наука

  • Зоология

  • Английский
  • Американская литература

  • Британская литература

  • Писательское творчество

  • английский

  • Художественная литература

  • Средневековая литература

  • Акустика

  • Поэзия

  • Пословицы и идиомы

  • Шекспир

  • Орфография

  • Vocab Builder

  • Гуманитарные и социальные исследования
  • Антропология

  • Гражданство

  • Гражданское

  • Классика

  • Связь

  • Уголовное правосудие

  • География

  • История

  • Философия

  • Политическая наука

  • Психология

  • Религия и Библия

  • Социальные исследования

  • Социальная работа

  • Социология

  • Математика
  • Алгебра

  • Алгебра II

  • Арифметика

  • Исчисление

  • Геометрия

  • Линейная алгебра

  • Математика

  • Таблицы умножения

  • Precalculus

  • Вероятность

  • Статистические методы

  • Статистика

  • Тригонометрия

  • Медицина и уход
  • Анатомия

  • Анестезиология

  • Аудиология

  • Бактериология

  • Биохимия

  • Биоэтика

  • Биомедицинская наука

  • Кардиология

  • Сердечно-сосудистые

  • Роды

  • Хиропрактика

  • Стоматология

  • Дерматология

  • Диагностическая визуализация

  • Наркотики

  • Эндокринология

  • Эпидемиология

  • ER

  • Гастроэнтерология

  • Генетика

  • Гериатрия

  • Общая анатомия

  • Гинекология

  • Гематология

  • Гормоны

  • Инфекционное заболевание

  • Медицинские осмотры

  • Медицинская терминология

  • Микроанатомия

  • Скелетно-мышечный

  • Нейроанатомия

  • Неврология

  • Нервно-мышечный

  • Нейрохирургия

  • Уход

  • Питание

  • Акушерство

  • Трудотерапия

  • Онкология

  • Офтальмология

  • Оптометрии

  • Ортодонтия

  • Ортопедия

  • Отоларингология

  • Фельдшер

  • Пассивный уход

  • Патология

.