16 Примеры обучения через наблюдение (2023)

Обучение через наблюдение — это обучение путем наблюдения за действиями других. Студент, стажер или ребенок наблюдает за определенным поведением, а затем имитирует это поведение.

Обучение путем наблюдения — один из самых основных способов обучения людей. В отличие от чтения того, как что-то делать, наблюдение за тем, как другой человек выполняет последовательность действий, необходимых для выполнения определенного поведения, очень эффективно и информативно.

Многие аспекты человеческого опыта на самом деле являются поведением, усвоенным в результате наблюдения. Например, мы усваиваем отношение родителей, улавливаем значение жестов и учимся уместности различных эмоциональных выражений, наблюдая за другими.

Определение обучения через наблюдение

Согласно Альберту Бандуре (1977), отцу теории социального обучения, в обучении через наблюдение участвуют 4 ключевых фактора.

  1. Внимание: Первый ключевой элемент внимание . Наблюдатели не могут учиться, если они на самом деле не обращают внимания.
  2. Retention: Retention означает, что наблюдение должно быть помещено в память.
  3. Воспроизведение: Воспроизведение относится к способности наблюдателя воспроизводить наблюдаемое поведение.
  4. Мотивация: И, наконец, без мотивации участвовать в поведении, оно не будет воспроизведено.

Кроме того, ключевым фактором является человек, за которым ведется наблюдение. Модели, занимающие высокие посты, считающиеся экспертами, вознаграждаются за свои действия или заботятся о наблюдателе, с большей вероятностью будут подражать их действиям.

Теория пространственного обучения также высоко ценит наблюдательное обучение. Эта теория утверждает, что люди лучше всего учатся, когда «находятся» в группе людей, которые активно выполняют задачи, которые необходимо изучить. Например, стажировка на рабочем месте считается гораздо более ценной, чем изучение теории в классе.

Примеры обучения через наблюдение

1. Эксперимент с куклами бонобо

Эксперимент с куклами бонобо был знаменитым психологическим исследованием Альберта Бандуры, положившим начало теории обучения через наблюдение. В этом эксперименте он доказал, что дети наблюдают за взрослыми, а затем воссоздают действия взрослых.

В этом эксперименте участвовали две группы детей в двух отдельных комнатах. В каждой комнате была кукла Бонобо.

Затем Бандура послал по взрослому в каждую комнату. В комнате 1 взрослый мирно играл с куклой. Она расчесывала его волосы, ухаживала за ним и любила его. В комнате 2 взрослый пинал и бил куклу.

После того, как взрослые вышли из комнат, дети начали играть с куклами. В комнате 1 дети подражали взрослым. Они ухаживали за куклой и расчесывали ей волосы. В комнате 2 дети также подражали взрослым. С куклой обращались грубо, пинали ее, не обращали на нее внимания.

Здесь мы видим эффект обучения через наблюдение.

2. Ученичество

Ученичество — прекрасный пример обучения через наблюдение. Благодаря обучению вы можете фактически наблюдать за тем, что делает профессионал, а не просто узнавать об этом в классе.

Таким образом, ученичество очень распространено в практических и практических профессиях, таких как сантехника, столярное дело и кулинария.

Аналогичная концепция стажировки используется в профессиях белых воротничков. Стажировки включают в себя сочетание сценариев теоретического обучения и ученичества, чтобы позволить людям узнать о связи между теорией и практикой. Например, врачи часто получают медицинскую степень, а затем в течение нескольких лет проходят интернатуру у более опытных врачей.

3. Обучение ходьбе

Одним из первых проявлений обучения через наблюдение является то, что малыши учатся ходить. Они, несомненно, наблюдают, как их опекуны прогуливаются по комнате бесчисленное количество раз в день.

Наблюдая, как ноги двигаются вперед и назад, сопровождаемые легкими движениями верхних конечностей, они начинают видеть основную последовательность, необходимую для ходьбы.

Конечно, сначала нужно встать, а затем сохранить равновесие и не упасть. Звучит проще, чем есть на самом деле. Итак, дети начнут с того, что будут держаться за стол или край дивана и бежать дальше.

Через какое-то время малышу удается сложить 3-4 шага подряд; к большой радости мамы и папы.

4. Гендерные нормы

В последние 20 лет все чаще признается, что наши традиционные представления о мужественности и женственности приобретаются, а не являются врожденными.

Другими словами, мальчики учатся «вести себя как мужчины», наблюдая за образцом для подражания в своей жизни. Точно так же девочки учатся «быть девчушками», наблюдая за другими женщинами.

Один из способов узнать, что гендерные стереотипы приобретаются, а не естественны, заключается в том, что в разных обществах гендерное выражение проявляется по-разному. В некоторых обществах, например, женщины принимают решения в домашнем хозяйстве, в то время как в других мужчины считаются главой домашнего хозяйства. Это привело социологов и теоретиков культуры к утверждению, что гендерные нормы — это «социальные конструкции», которые создают иерархию привилегий в обществе (т. н. социальную стратификацию).

5. Параллельное воспроизведение

Параллельная игра — это стадия развития ребенка, на которой дети наблюдают за игрой друг друга. Как правило, эта стадия происходит в возрасте от 2 до 4 лет.

Во время параллельной игры дети, как правило, не играют с другими детьми. Вместо этого они будут наблюдать издалека. Например, вы можете наблюдать, как ребенок играет с игрушкой, а его брат, сестра или сверстник наблюдают за ним. Позже этот брат или сестра подойдет к игрушке и будет играть с ней так же, как и первый ребенок. Здесь мы видим, что второй наблюдаемый ребенок пытался подражать первому ребенку.

Обучение через наблюдение также может происходить во время совместной игры, более поздней игровой стадии в теории Партена об обучении на основе игры. Во время совместной игры дети будут играть вместе , включая друг друга в свои игровые повествования.

6. Использование инструментов шимпанзе

За шимпанзе наблюдали в естественной среде с использованием различных инструментов. Почти во всех этих наблюдаемых случаях использования инструментов шимпанзе можно увидеть молодого шимпанзе, наблюдающего поблизости. Так мастерство передается молодому поколению.

Например, некоторые шимпанзе используют ветку, чтобы собирать термитов с термитника. Ветка используется как удочка, чтобы исследовать холм термитов, а затем извлечь его, покрытый термитами. Было замечено, что другие шимпанзе используют камни, чтобы раскалывать орехи.

Кроме того, как ни странно, мать шимпанзе оказывает очень мало помощи. «Часто считается, что нечеловекообразные приматы изучают навыки работы с инструментами, наблюдая за другими и практикуясь самостоятельно, без непосредственной помощи со стороны матерей или других опытных пользователей инструментов», говорит Стефани Масгрейв, первый автор исследования, найденного здесь, которое включает в себя несколько удивительных видео.

7. Охота стаей волков

Как и шимпанзе, волки учатся, наблюдая. Волки — чрезвычайно компетентные охотники. Они охотятся стаями и следуют указаниям вожака волчьей стаи.

Молодым волкам достаются менее важные роли в стае. Их работа заключается в том, чтобы учиться, наблюдать и развивать свои навыки. По мере того, как они становятся старше и сильнее, они продвигаются вверх по иерархии и принимают более активное участие в охоте.

В этих случаях мы можем видеть, что охота в волчьей стае является примером обучения через наблюдение. На самом деле, это прекрасный пример ситуативного обучения : обучения, будучи частью группы. Вы начинаете на периферии, и по мере того, как вы становитесь более компетентными, вам отводятся более крупные и важные роли.

8. Правила поведения за столом и столовые приборы

Правила поведения за столом и умение пользоваться столовыми приборами являются другими примерами обучения через наблюдение.

Маленькие дети начинают с имитации того, как держат ложку, как она зачерпывает пищу, а затем подносят ко рту для еды. Конечно, на этом пути много ошибок, и в большинстве случаев на пол попадает больше еды, чем в рот.

В течение следующих нескольких лет лица, осуществляющие уход за ребенком, будут демонстрировать различные правила этикета за столом, например, жевать с закрытым ртом, держать голову прямо и не использовать тарелку как место для смешивания еды и сока.

Очевидно, что манеры за столом определяются культурой, поэтому то, что ребенок считает приемлемым поведением в одной стране, может быть полной противоположностью «манерам» в другой.

9. Жесты, определяемые культурой

Один из уроков, извлеченных в эпоху Интернета и межкультурного общения, заключается в том, что простой жест может иметь множество значений, полностью зависящих от культуры, в которой он отображается.

Например, во многих западных культурах поднятый вверх большой палец означает «хорошо». Когда вы показываете кому-то этот знак, это означает, что вы одобряете и поощряете. Однако в некоторых странах Ближнего Востока это может быть очень оскорбительным табу. Фактически, это может быть эквивалент среднего пальца на Западе.

Это всего лишь один пример наблюдаемого поведения, которое определяется культурой. Отправляясь в путешествие за границу, лучше заранее изучить информацию.

10. Наблюдение за вредными привычками по телевизору

Люди учатся многим ценным навыкам и привычкам, наблюдая за другими. К сожалению, то же самое можно сказать и о вредных привычках. Например, наблюдение за курением кинозвезд может привести к тому, что многие люди начнут курить. Это выглядит так круто на большом экране.

Чрезмерное употребление алкоголя также является вредной привычкой, которую можно наблюдать по телевидению. Одно интересное замечание здесь заключается в том, что вы никогда не увидите, чтобы кто-то на самом деле пьет в телевизионной рекламе в Соединенных Штатах. Хотя нет федерального закона, запрещающего это, отрасль наложила на себя это регулирование.

Таким образом, наблюдательное обучение может научить нас как созидательным, так и разрушительным привычкам.

11. Обучающие видео на YouTube

Независимо от того, что вы хотите узнать, как это сделать, возможно, для этого есть обучающее видео на YouTube.

Если вы хотите узнать, как использовать Photoshop или определенную программу для редактирования видео, просто введите соответствующие условия поиска, и готово. Результаты покажут не менее пары десятков вариантов на выбор.

На видео вы можете посмотреть, как кто-то проведет вас через все необходимые шаги. Если они идут слишком быстро, то просто нажмите паузу. Если то, что они сказали, показалось вам немного непонятным, то просто прокрутите видео немного назад и прослушайте еще раз. Это супер просто и супер удобно, и это супер пример наблюдательного обучения.

12. Овладение языком

Изучение языка — длительный процесс. Даже если язык на вашем родном языке, это все равно занимает годы. Если вы учитель второго языка, то помощь своим ученикам может занять еще больше времени.

Один из приемов работы учителей иностранных языков состоит в том, чтобы проинструктировать учащихся следить за губами и ртом учителя, когда он говорит. Правильное произношение во многом связано с тем, чтобы губы приобрели определенную форму. Некоторым может помочь простое слушание инструктора, но если ученики не сформируют губами правильную форму, их произношение всегда будет неправильным.

Обычно мы не думаем о том, чтобы научиться говорить на языке, как о примере обучения через наблюдение, но это определенно так.

13. Язык на игровой площадке

Игровая площадка сама по себе является обучающей средой. Дети учатся справляться с конфликтами, развивают координацию и, к сожалению, иногда нецензурную брань.

Дети склонны подражать другим, и иногда это не всегда означает подражание конструктивному поведению.

Наверное, большинство детей слышали что-то на детской площадке, а потом шли домой и повторяли это маме и папе. Это может быть большой ошибкой. Надеюсь, родители поймут и не расстроятся.

Это приводит к следующему примеру обучения через наблюдение: когда родители показывают своему ребенку, как правильно поступить в подобной ситуации. Помните, дети также наблюдают за своими родителями. Таким образом, если родители моделируют определенный способ поведения в подобных ситуациях, дети, вероятно, будут подражать им позже, когда у них тоже появятся дети.

14. Пристегиваться ремнями безопасности

Сила наблюдательного обучения — палка о двух концах. Это может привести к тому, что люди приобретут плохие привычки или приобретут хорошие. Пристегивание ремней безопасности — классический пример того, как просмотр социальной рекламы, оправдывающей здоровую привычку, помогает спасать жизни.

Когда ремни безопасности впервые появились на заре автомобилестроения в 1880-х годах, общественность не встретила их тепло, что привело к трагическим последствиям.

В конце концов, в 1959 году Volvo предложила первый трехточечный ремень безопасности для своих автомобилей и поделилась патентом с другими производителями. Тем не менее, принятие публикой было неохотным.

Однако ситуация начала меняться с появлением драматических социальных объявлений, которые показывали, что произойдет в случае автомобильной аварии, если вы не пристегнете ремень безопасности. Мы называем это заместительным наказанием.

В результате в большинстве промышленно развитых стран использование ремней безопасности является общепризнанной социальной нормой.

Это пример того, как обучение с помощью наблюдений помогло спасти жизни людей во всем мире.

15. Кулинарные шоу

Обучение кулинарному искусству — это большая часть пути проб и ошибок. Это также то, чему можно научиться, наблюдая за другими. К счастью, существует множество кулинарных шоу на выбор.

Повара отлично демонстрируют, как они готовят блюдо. Они покажут зрителям, как смешивать определенные ингредиенты, как нарезать различные продукты и как будет выглядеть блюдо, когда оно будет готово. Иногда они даже ходят на местный фермерский рынок и показывают зрителям, на что обращать внимание при выборе ингредиентов.

Всему этому можно научиться, прочитав книгу рецептов, но гораздо полезнее увидеть ее из первых рук.

16. Скрытое обучение

Скрытое обучение — это форма отложенного обучения через наблюдение. Наблюдаемое поведение проявляется только у человека, который научился ему гораздо позже.

Хорошим примером является ребенок, который может выучить новые слова (часто нецензурные слова!), но затем использует их только через неделю. Родители в шоке поворачиваются к ребенку и говорят: «Когда ты выучил этот язык!?»

Но в отличие от большинства версий обучения через наблюдение (таких как замещающее обучение, оперантное обусловливание и классическое обусловливание), кажется, что в латентном обучении не так много пользы от поощрений или наказаний, которые обычно считаются необходимыми для обучения.

Заключение

Обучение через наблюдение может объяснить, как люди учатся делать так много вещей. Вероятно, это один из самых фундаментальных способов обучения людей.

К сожалению, это имеет как положительные, так и отрицательные проявления. Например, малыши учатся ходить, наблюдая за своими родителями. Учащиеся учатся правильному произношению, внимательно глядя на форму губ учителя.

Тем не менее, наблюдение за другими может навлечь на нас неприятности. Это может научить нас вредным привычкам, таким как курение и чрезмерное употребление алкоголя. Это также может быть причиной того, что невинные дети возвращаются домой и шокируют своих родителей.

Как и большинство вещей в жизни, хорошее должно сопровождаться плохим.

Ссылки

Андерсон, К.А., и Дилл, К.Е. (2000). Видеоигры и агрессивные мысли, чувства и поведение в лаборатории и в жизни. Журнал личности и социальной психологии, 78 (4), 772–790. https://doi.

org/10.1037/0022-3514.78.4.772

Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Прентис Холл.

Берковиц, Л. (1990). О формировании и регуляции гнева и агрессии: когнитивно-неоассоциационистский анализ. Американский психолог , 45 , 494–503.

Масгрейв, С., Лонсдорф, Э., Морган, Д., Престипино, М., Бернштейн-Куртич, Л., Мандри, Р., и Санс, К. (2019). Обучение варьируется в зависимости от сложности задачи у диких шимпанзе. Proceedings of the National Academy of Sciences, 117 , 201907476. https://doi.org/10.1073/pnas.1907476116

Stover, C. (2005). Исследование домашнего насилия: что мы узнали и куда двигаться дальше? Журнал межличностного насилия, 20 , 448-454. https://doi.org/10.1177/0886260504267755

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ сообщения

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах.

Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Обезьяна видит, обезьяна делает: модели поведения в раннем детстве

Кайли Риманович, Расширение Мичиганского государственного университета —

Помощь детям в выявлении положительного поведения посредством обучения через наблюдение.

Дети учатся и имитируют поведение, наблюдая и слушая других.

Вы когда-нибудь слышали фразу «Делай, как я говорю, а не так, как я делаю?» Дети, оказывается, на самом деле будут делать и то, и другое. Дети учатся и имитируют поведение, наблюдая и слушая других. Это иногда называют «обучением через наблюдение», когда дети могут чему-то научиться, просто наблюдая за другими. Модели не обязательно должны быть людьми, с которыми ребенок непосредственно взаимодействует. Дети учатся у моделей повсюду: по телевизору, в продуктовом магазине, в школе и дома.

Вероятно, вы были свидетелем того, как ваш ребенок учится через наблюдение или даже при общении с другими детьми. Может быть, ваш ребенок приходит домой из школы, создавая воображаемую паутину, как Человек-паук, даже если дома он никогда не знакомился с этим персонажем. Или, возможно, они хвастаются новым, не очень подходящим для детей словарным словом после воссоединения семьи.

Где бы они ни были, с кем бы они ни находились, дети наблюдают и учатся.

Наблюдение за определенным поведением не обязательно означает, что ребенок будет выполнять это поведение самостоятельно; наблюдение за тем, как кто-то ломает игрушку, не означает автоматически, что ваш ребенок начнет что-то ломать. Независимо от того, демонстрируют ли они новое поведение, они усваивают новые знания. Дети узнают о поведенческом выборе других, а также о последствиях такого поведения.

То, какое смоделированное поведение будут имитировать дети, частично зависит от того, какое подкрепление получит это поведение. Люди с большей вероятностью будут имитировать поведение, если они получат за это какое-то положительное подкрепление. Например, если ребенок подслушивает, как другой ребенок ругается, он может выучить новые слова, но не обязательно их использовать. Однако если ребенок получает какое-то вознаграждение за ругань, например, одобрение или поощрение со стороны взрослого, наблюдающий ребенок с большей вероятностью будет копировать такое поведение.

Не забывайте, что смех может быть непреднамеренным положительным подкреплением. То же самое можно сказать, если кто-то становится свидетелем негативного подкрепления, например, брани за ругань. Ребенок может быть менее склонен подражать поведению.

В процессе моделирования дети могут научиться агрессивному поведению, наблюдая за ним. Иногда это происходит с помощью живых моделей и непосредственного опыта, но часто это происходит при просмотре телевизора и других программ, в которых проявляется агрессивное поведение. Если это агрессивное поведение подкрепляется, дети, вероятно, будут подражать им и сами совершать агрессивные действия.

На противоположном конце спектра дети также могут приобретать просоциальное поведение посредством обучения через наблюдение. Наблюдение за тем, как кто-то сотрудничает, делится, сменяется и демонстрирует альтруистические действия, может научить детей демонстрировать подобное поведение.

Расширение Университета штата Мичиган может дать несколько советов о том, как обеспечить вашему ребенку возможность стать свидетелем и получить положительный опыт моделирования.

Внимательно относитесь к тому, что окружает вашего ребенка. Делайте все возможное, чтобы окружить своих детей конструктивными моделями и ситуациями, укрепляющими позитивное поведение. Если есть места, люди или занятия, которые моделируют негативное или тревожное поведение, постарайтесь найти для ребенка более позитивные ситуации.

Обратите внимание на позитив. Когда дело доходит до детского поведения, вы часто получаете больше того поведения, которое замечаете. Отмечайте положительное поведение вашего ребенка и других людей, поощряйте его и говорите о нем с ребенком. Лови своего ребенка хорошим!

Ограничить или исключить воздействие негативных воздействий. Жестокие или агрессивные телевизионные шоу, фильмы, игры или занятия учат вашего ребенка. Даже взаимодействие с другими детьми и взрослыми может оказаться негативным опытом моделирования для вашего ребенка. Когда это возможно, ограничьте или устраните этот опыт и работайте над тем, чтобы дать вашему ребенку больше позитивных моделей.

Если вы сомневаетесь, подумайте о том, как ваш ребенок делает именно то, что он наблюдает, и спросите себя, гордились бы вы таким поведением. Если ответ «нет», возможно, вы помогаете ребенку усвоить урок, который вы не хотите, чтобы он знал.

Расскажите об этом. Когда ситуации нельзя избежать или ребенок становится свидетелем негативного моделирующего поведения, подумайте об этом как об обучающем моменте. Вы можете поговорить с ребенком о том, что представляет собой приемлемое и полезное поведение, как оно выглядит и почему негативное поведение неприемлемо. Дети учатся не только смотреть, но и слушать.

Делай, как говоришь. Вы первый и самый важный учитель вашего ребенка. Они наблюдают за вами и учатся у вас каждый день, независимо от того, собираетесь ли вы их учить. Проявите к ним доброту и любовь, проявите сострадание и готовность помочь и научите их позитивным способам взаимодействия с людьми и окружающим миром.

Узнайте больше о моделировании и влиянии технологий в следующих статьях Университета штата Мичиган:

  • Маленькие дети учатся, копируя вас!
  • Вам нужно ограничить время, проводимое ребенком за экраном?
  • Дети и технологии: бывает ли это слишком хорошо?

Дополнительные статьи о развитии детей, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков можно найти на веб-сайте MSU Extension.