Тест по обществознанию Право в системе социальных норм 10 класс

Тест по обществознанию Право в системе социальных норм 10 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 5 заданий.

Вариант 1

1. Найдите в перечне понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это понятие.

Особенность права, общеобязательность, государственное принуждение, гарантия реализации государством, формальная определенность.

2. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к отраслям публичного права. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционное
2) уголовное
3) финансовое
4) административное
5) гражданское
6) предпринимательское

3. Запишите название норм права, пропущенное в схеме.

Нормы права по характеру предписания
Уполномочивающие
Обязывающие

4.

Выберите верные суждения о праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Группу взаимосвязанных между собой юридических норм внутри одной отрасли права называют институтом права.
2) В отличие от обычаев и традиций, правовые нормы остаются неизменными с течением времени.
3) Публичное право выражает общегосударственный интерес и регулирует отношения власти и подчинения.
4) Определяющей отраслью в системе российского права является гражданское право.
5) Право выполняет в обществе регулирующую функцию.

5. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

СИТУАЦИЯ

A) Студент был отчислен из вуза за пропуск занятий.

Б) Выйдя замуж, девушка получила новый паспорт в связи со сменой фамилии.
B) Подростку стало стыдно за то, что он не выполнил свое обещание сходить в магазин за продуктами.
Г) Учитель сделал устное замечание второкласснику за списывание во время контрольной работы по математике.

ВИД НОРМЫ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРИ ОЦЕНКЕ СИТУАЦИИ

1) правовая
2) моральная

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Вариант 2

1. Найдите в перечне понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это понятие.

Институт права, система права, отрасль права, правовая норма, элементы права.

2. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к отраслям частного права. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гражданское
2) конституционное
3) уголовное
4) семейное
5) предпринимательское
6) торговое

3. Запишите название норм права, пропущенное в схеме.

Нормы права по характеру предписания
Уполномочивающие
Запрещающие

4. Выберите верные суждения о праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений и институтов, называют отраслью права.
2) Исполнение норм права всегда носит принудительный характер.
3) Признаком нормативного правового акта является письменная форма закрепления.
4) В сферу частного права входят отрасли права, регулирующие отношения между равноправными субъектами права.
5) В отличие от норм морали, право не выполняет воспитательную функцию.

5. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

СИТУАЦИЯ

А) Подросток совершил ложный звонок о готовящемся террористическом акте.
Б) Молодой человек поступил непорядочно по отношению к своему товарищу.
В) Один из наследников заявил о своем преимущественном праве на распоряжение квартирой.
Г) Молодые люди решили создать семью и подали заявление о вступлении в брак в органы ЗАГС.

ВИД НОРМЫ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРИ ОЦЕНКЕ СИТУАЦИИ

1) правовая

2) моральная

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответы на тест по обществознанию Право в системе социальных норм 10 класс
Вариант 1
1. Особенность права
2. 56
3. Запрещающие
4. 135
5. А1 Б1 В2 Г2
Вариант 2
1. Система права
2. 23
3. Обязывающие
4. 134
5. А1 Б2 В1 Г1

PDF версия
Тест Право в системе социальных норм 10 класс
(142 Кб)

Тест по обществознанию Право в системе социальных норм 10 класс

Тест по обществознанию Право в системе социальных норм для учащихся 10 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Право как особая система норм. В части 1 — 15 заданий, в части 2 — 5 заданий, в части 3 — 1 задание (эссе).

Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)

Часть 1

1. Какой из перечисленных признаков не является общим для норм морали и права?

1) представляют собой правила поведения общего характера
2) обладают той или иной степенью обязательности
3) направлены на упорядочение общественных отношений
4) обеспечиваются принудительной силой государства

2. Общеобязательное правило поведения, установленное госу­дарством и закрепленное в нормативных правовых актах, называется

1) нормой морали
2) нормой права
3) отраслью права
4) институтом права

3. Обособленная группа норм внутри той или иной отрасли права называется

1) публичным правом
2) подотраслью права
3) отраслью права
4) институтом права

4. К регулятивным отраслям права, направленным в основном на установление прав и обязанностей физических и юриди­ческих лиц, не относится

1) уголовное право
2) гражданское право
3) семейное право
4) трудовое право

5.

К охранительным отраслям права, направленным в основном на защиту прав юридических и физических лиц, относится

1) гражданское право
2) гражданско-процессуальное право
3) административное право
4) конституционное право

6. К отраслям публичного права не относится

1) конституционное право
2) гражданское право
3) гражданско-процессуальное право
4) административное право

7. К отраслям частного права не относится

1) гражданское право
2) гражданско-процессуальное право
3) семейное право
4) предпринимательское право

8. Урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых имеют права и обязанности, обеспеченные и охраняемые государством, называются

1) властеотношениями
2) политическими отношениями
3) правоотношениями
4) экономическими отношениями

9. Социальным регулятором общественных отношений не яв­ляется

1) мораль
2) право
3) религия
4) философия

10. Социальным регулятором, реализация которого поддержи­вается принудительной силой государства, является

1) мораль
2) право

3) обычай
4) религия

11. Одним из отличий норм права от норм морали является

1) формальная определенность
2) общеобязательность
3) неперсонифицированность
4) неоднократность применения

12. Отрасль права, регулирующая имущественные и некоторые личные неимущественные отношения

1) семейное право
2) гражданское право
3) трудовое право
4) административное право

13. Общественные отношения в сфере государственного управ­ления регулируются

1) гражданским правом
2) трудовым правом
3) административным правом
4) предпринимательским правом

14. К сфере частного права традиционно относят

1) конституционное право
2) уголовное право
3) гражданское право
4) административное право

15. Сторонником концепции естественного права был

1) К. Маркс
2) Конфуций
3) В. Ленин
4) Ж.Ж. Руссо

Часть 2

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключени­ем одного, характеризуют систему права.
Отрасль права, институт права, норма права, подотрасль права, применение права.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. «Вставьте пропущенное слово: Отрасль российского права, регулирующая имущественные и некоторые личные неимущественные отношения, называется __________ правом».

3. Найдите в приведённом ниже списке отрасли права, отно­сящиеся к сфере публичного права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционное право
2) административное право
3) семейное право
4) гражданское право
5) уголовное право
6) уголовный процесс
7) гражданско-процессуальное право

4. Автором понятия «категорический императив» являлся __________.

5. Ниже приведён перечень отраслей и подотраслей права. Все они, за исключением одной, относятся к частному праву.
Гражданско-процессуальное право, гражданское право, се­мейное право, наследственное право, авторское право.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Часть 3 (темы для эссе)

1. «Право заключается в силе» (латинская пословица).

2. «Право — искусство добра и справедливости» (латинская пословица).

3. «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право» (В. Гюго).

Ответы на тест по обществознанию Право в системе социальных норм
Часть 1
1-4, 2-2, 3-4, 4-1, 5-2, 6-2, 7-2, 8-3, 9-4, 10-2, 11-1, 12-2, 13-3, 14-3, 15-4
Часть 2
1. применение права
2. гражданским
3. 12567
4. И. Кант
5. гражданско-процессуальное право

PDF-версия
Тест Право в системе социальных норм
(113 Кб, pdf)

примеров социальных норм | YourDictionary

  • DESCRIPTION

    Иллюстрация еды друзей с определением социальной нормы и примерами

  • ИСТОЧНИК

    TopVectors / Getty Images Plus / via Getty created by YourDictionary

  • ION

    Используется по лицензии Getty Images

Социальные нормы или нравы — это неписаные правила поведения, которые считаются приемлемыми в группе или обществе. Нормы служат для обеспечения порядка и предсказуемости в обществе. В целом люди хотят одобрения, они хотят принадлежать, а те, кто не следует нормам, получат неодобрение или даже могут быть изгнаны из группы. Вот как мы поддерживаем функционирование общества, не только с помощью прямых правил, но и с помощью ожиданий. Когда люди знают, чего от них ждут, они, как правило, подчиняются. В то время как некоторые люди стремятся быть разными, большинство просто хотят быть частью группы.

Нормы могут меняться в зависимости от среды, ситуации и культуры, в которых они встречаются, и поведение людей также будет меняться соответственно. Социальные нормы также могут меняться или модифицироваться с течением времени.

Реклама

Чтобы произвести хорошее впечатление на других членов вашего сообщества, существуют общепринятые социальные нормы, такие как:

  • Рукопожатие при встрече.
  • Установите прямой зрительный контакт с собеседником.
  • Если в кинотеатре не многолюдно, не садитесь рядом с кем-либо.
  • Не стойте достаточно близко к незнакомцу, чтобы касаться его рук или бедер. Не вторгайтесь в чье-то личное пространство.
  • Не ругайтесь в вежливой беседе и всегда избегайте расистских или дискриминационных комментариев.
  • Не ковыряйте в носу на публике, а если вам нужно отрыгнуть или пукнуть, скажите «извините».
  • Будьте добры к пожилым людям, например, откройте дверь или уступите свое место.
  • Если есть очередь, идите в конец очереди вместо того, чтобы проталкиваться или пробиваться вперед.
  • Если вы случайно ударили или наткнулись на кого-то, скажите «Извините».
  • Если кто-то чихнет рядом с вами, скажите «будь здоров».
  • Находясь в чужом доме, спросите разрешения, например, включить телевизор или сходить в туалет.
  • Смойте унитаз после использования и всегда мойте руки по окончании.
  • Говорите «пожалуйста», когда что-то просите, и говорите «спасибо», когда кто-то что-то для вас делает.
  • Позвоните, чтобы сообщить кому-нибудь, что вы опоздаете или не придете на прием.
  • Оденьтесь в соответствии с окружающей средой, в которой вы находитесь.
  • Не перебивайте собеседника во время его разговора. Подождите, пока они закончат, а затем переходите к своей очереди.

Реклама

Использование телефона, особенно смартфона, — это то, чем мы все сейчас занимаемся в течение дня. Ниже приведены примеры социальных норм при использовании телефона.

  • Поздоровайтесь, когда отвечаете, и попрощайтесь, прежде чем повесить трубку.
  • Не отвечайте на телефонные звонки во время ужина, ни на публике, ни дома.
  • Ставьте телефон на беззвучный режим, если вы находитесь на собрании, в церкви, в театре или в общественном месте, где нельзя пользоваться телефоном.
  • Не лгите и не кладите трубку, если кто-то ошибся номером. Сообщите им об их ошибке.
  • Не пишите СМС на свидании или во время разговора с другим человеком.

Когда вы ужинаете в ресторане, от посетителей обычно ожидают соблюдения социальных норм. К ним относятся:

  • Оставьте чаевые официанту или официантке. Чаевые должны составлять не менее 15% от суммы счета.
  • Жуйте с закрытым ртом и избегайте громких звуков во время жевания.
  • Не разговаривайте с едой во рту.
  • Оденьтесь в соответствии с дресс-кодом ресторана.
  • Не ешь суп вилкой.
  • Не рыгать громко за столом.
  • Не ешьте небрежно или быстро и не ешьте руками, если только это не пища, которую едят руками.
  • Не ешьте с чужой тарелки без спроса.
  • Всегда благодарите свой сервер.
  • Не говорите громко, вульгарно и не мешайте другим посетителям.

Реклама

Осознаете вы это или нет, но существуют даже нормы, применимые к езде в лифте. Эти нормы ожидаемы и в основном здравый смысл. Примеры:

  • Знакомьтесь с другими в лифте простым кивком или приветствием.
  • Встаньте лицом вперед. Не поворачивайтесь и не смотрите на других пассажиров.
  • Никогда не нажимайте лишние кнопки, только одну для вашего этажа.
  • Никогда не стойте рядом с кем-либо, если вы единственные два человека на борту. Вы не хотите, чтобы кто-то чувствовал, что вы вторгаетесь в их пространство.
  • Не оскорбляй лифт.
  • Не говорите «Я подожду следующего», если на борту только один человек.

С раннего возраста учащиеся узнают, что существуют определенные нормы, которым необходимо следовать в классе или в школе. Вот некоторые примеры:

  • Не пользуйтесь мобильным телефоном во время занятий. Отправка СМС и звонки неуместны во время занятий.
  • Спросите у учителя, можно ли вам отпроситься во время урока, чтобы сходить в туалет. Никогда не вставай и не уходи.
  • Не слушать музыку в наушниках.
  • Не садитесь на стулья, отведенные другим людям.
  • Приходите на занятия подготовленными с книгой, бумагой, ручкой и т. д.
  • Никогда не читайте другие материалы во время занятий.
  • Противостоять хулиганам и не позволять издеваться над другими.
  • Не груби учителям и одноклассникам.
  • Приходить на занятия вовремя.

Реклама

В профессиональном мире существуют социальные нормы, которым необходимо следовать, чтобы обеспечить бесперебойную работу на рабочем месте. К ним относятся следующие:

  • Одевайтесь аккуратно и в соответствии с работой.
  • Будьте вовремя и следуйте расписанию, которое вам дали.
  • Сохраняйте позитивный настрой и не сплетничайте.
  • Будьте профессиональны и делитесь своими навыками по мере необходимости.
  • Сообщите начальству, если вы больны и не можете работать.
  • Если вам нужно уйти пораньше, сообщите об этом своему начальнику и примите соответствующие меры.
  • Уважительно относитесь к своим коллегам.

Для каждого пола ожидаются определенные нормы, которые существуют уже давно. Хотя это примеры норм, которые менялись с течением времени и продолжают меняться, они по-прежнему сохраняются во многих сообществах. Многие гендерные нормы являются стереотипами и могут считаться дискриминационными. Некоторые примеры гендерно-специфических норм включают следующее:

  • Девушки носят розовое; мальчики носят синее.
  • Мужчины должны быть сильными и не показывать эмоций.
  • Женщины должны быть заботливыми и заботливыми.
  • Мужчины должны заниматься ремонтом дома, работать и зарабатывать деньги, в то время как женщины должны заниматься домашним хозяйством и детьми.
  • Мужчина должен платить за еду женщины, когда идет на ужин.

Реклама

Имейте в виду, что эти примеры являются социальными нормами в западном обществе. Социальные нормы различаются между странами и от социального класса к социальному классу и от социальной группы к социальной группе. Каждая группа может разделять многие из одних и тех же социальных норм; и группа может иметь несколько особых норм. Когда вы перемещаетесь из страны в страну и из группы в группу, вы должны знать и применять соответствующие социальные нормы. Продолжите свое социальное исследование, взглянув на то, что такое социальная конструкция.

Социальные нормы и здоровье населения

1 мая 2016 г.

Twitter Фейсбук

В 1951 году психолог Соломон Аш решил проверить человека на соответствие. Он собрал когорту из 50 студентов мужского пола и собрал группы по восемь человек в комнате якобы для того, чтобы дать им «проверку зрения». Им была представлена ​​одна строка на странице, а затем их попросили выбрать из группы из трех дополнительных строк ту, которая ближе всего к первой по длине. Это не был вопрос с подвохом — в каждом случае было ясно, какая очередь ближе. Участники садились в ряд и один за другим давали свой ответ. Однако один участник не знал, что все остальные согласились дать заведомо неправильный ответ. Цель эксперимента состояла в том, чтобы увидеть, как часто наивный участник в этих обстоятельствах соглашался на явно неверный ответ. Как оказалось, во всех подобных испытаниях средний уровень соответствия составлял 37 %, то есть более трети участников дали неправильный ответ просто потому, что все остальные тоже давали неправильный ответ.

Почему так много участников согласились с группой, отрицая улики? Ответ во многом связан с социальными нормами.

Социальные нормы — это обычные правила поведения, регулирующие наше взаимодействие с другими людьми. Они представляют собой «общие стандарты внутри социальной группы в отношении социально приемлемого или уместного поведения в конкретных социальных ситуациях, нарушение которых имеет социальные последствия». Теория социальных норм предполагает, что на наши действия может влиять наше восприятие или неправильное восприятие того, как думают и действуют наши сверстники. Важно отметить, что может быть разрыв между воспринимаемыми нормами и фактическими нормами. Воспринимаемые нормы — это убеждения, которые, как мы думаем, есть у наших сверстников, и поведение, которое, как мы думаем, они ожидают от нас. Фактические нормы не субъективны; они влекут за собой то, чем на самом деле являются эти убеждения и какое поведение действительно распространено среди социальных групп.

Это имеет важные последствия для усилий по укреплению здоровья населения. Возьмем недалеко от дома пример запоев в колледжах, постоянной опасности для здоровья, от которой ежегодно страдают миллионы студентов. Сообщалось, что в 2013 году 59,4 процента студентов очной формы обучения в возрасте от 18 до 22 лет употребляли алкоголь в течение последнего месяца; 12,7% этих учащихся употребляли алкоголь в больших количествах, определяемый как превышение нормы в пять порций за один раз, пять или более раз. Употребление алкоголя в колледже было связано с множеством проблем в университетских городках, включая сексуальные посягательства и несчастные случаи, ведущие к травмам или смерти.

Несмотря на пристальное внимание к этой проблеме в последнее время, пьянство в колледжах остается трудноразрешимой проблемой. Есть данные, позволяющие предположить, что эта трудность, возможно, больше связана с силой социальных норм, чем с внутренней привлекательностью алкоголя. Было показано, что студенты колледжей имеют «плюралистическое невежество» в отношении моделей употребления алкоголя их сверстниками, что приводит к нездоровой практике менее преданных пьющих, пытающихся выпивать больше, чтобы не отставать от неправильно воспринимаемой нормы. Проще говоря, когда ученик предполагает, что все вокруг него пьют, он часто приходит к выводу, что должен пить и он.

Вмешательства, основанные на теории социальных норм, направлены на исправление проблемного поведения, сначала путем понимания степени несоответствия между воспринимаемыми и фактическими нормами, а затем путем информирования населения об этих неверных представлениях с помощью кампаний в СМИ с целью изменения поведения. Полезность этого подхода к изменению поведения была продемонстрирована в ряде кампусов, которые успешно сократили употребление алкоголя за счет разработки кампаний, точно отображающих нормы потребления и неупотребления алкоголя. В результате в Университете Аризоны в течение трех лет их кампании было отмечено более чем 20-процентное сокращение употребления алкоголя с высоким риском. В Университете Северного Иллинойса через 10 лет было отмечено 44-процентное сокращение. В этих случаях наблюдалась корреляция между положительными изменениями в поведении и коррекцией восприятий во времени.

Какими бы обнадеживающими ни были эти успехи, неблагоприятное поведение не всегда коренится в неправильном восприятии. Глубоко укоренившиеся социальные нормы, разделяемые членами сообщества, могут быть проблематичными сами по себе, как в случае с обрезанием женских половых органов (КОЖП). Я прокомментировал FGC ранее. В некоторых африканских общинах эта практика тесно связана с представлениями о возможности вступления в брак и социальной интеграции. Девушки, которые не подстрижены, рискуют быть отвергнутыми. Тостан, одна из ведущих неправительственных организаций, работающих над ликвидацией женских половых актов, определила, что лучше всего изменить поведение, используя двуединую стратегию. Понимая важность социальных норм, Тостан работает над тем, чтобы изменить отношение к женским обрезанию в сообществах, чтобы эти сообщества могли сами решить покончить с таким поведением. Ключевым аспектом модели Тостана является их сосредоточенность на изменении мнения групп, а не отдельных лиц, нацеленность на саму социальную норму, а не на выбор любого человека следовать ей. Успех стратегии Тостан подтверждается цифрами: 7 375 общин в Африке отказались от КСК.

Таким образом, эффективная стратегия изменения социальных норм должна стать важным дополнением к нашему арсеналу общественного здравоохранения. Однако иногда меня беспокоит, что подход, основанный на социальных нормах, может непреднамеренно уделять слишком много внимания индивидуальному поведению за счет признания более фундаментальных факторов, определяющих здоровье населения. Например, появляется все больше доказательств того, что нездоровое поведение, ведущее к ожирению, связано с социальными нормами. Это действительно правда, что богатые люди могут делать социальную премию за здоровое питание, потому что они могут себе это позволить, в то время как в районах с низким доходом потребление нездоровой пищи является просто фактом жизни. Однако также верно и то, что плохим диетическим привычкам способствует обилие дешевой, высококалорийной и бедной питательными веществами пищи, и что акцент делается только на изменении социальных норм, а не на основополагающих движущих силах условий, в которых происходят эти социальные изменения. нормы разрабатываются, упускает суть и почти наверняка обречена на неудачу. Ранее я боролся с проблемой сосредоточения внимания на основаниях, а не на механизмах, и я отмечаю это здесь не для того, чтобы противопоставить одно противопоставление другому, а для того, чтобы признать центральное место норм и нашу потребность сталкиваться с ними как с макросоциальными силами, необходимыми для улучшение здоровья населения. Мы не должны преуменьшать значение фундаментальных структур, формирующих эти нормы. Во многих отношениях не менее важно признать, что основополагающие структуры, формирующие элементы нашей жизни, сами по себе являются продуктом того, что является нормативным. Мы принимаем конкретные экономические и культурные структуры, потому что они являются частью «общих стандартов». Именно здесь социальные движения успешно подталкивают, формируют и влияют на условия, в которых мы живем, формируя, в свою очередь, нормы, влияющие на наше поведение.

Среди нас, в SPH, есть лидеры в применении теории социальных норм к целям общественного здравоохранения.