Тест на тему “Познавательно-коммуникативная деятельность (10 класс)”
Сложность: новичок.Последний раз тест пройден 23 часа назад.
Перед прохождением теста рекомендуем прочитать:Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Вопрос 1 из 10
Две основные формы познания:
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: К основным формам познания относят: чувственное (основано на ощущениях и представлениях человека) и рациональное (главные способы познания – понятие, суждение, умозаключение).
- Вы и еще 86% ответили правильно
- 86% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
Следующий вопросОтветитьВопрос 2 из 10
Рациональное познание основано на:
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: В основе рационального познания лежат понятия, логические умозаключения, суждения.
- Вы и еще 77% ответили правильно
- 77% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
ОтветитьВопрос 3 из 10
Основные формы познания:
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: Основные формы познания прекрасно дополняют друг друга. Так, чувственное познание способно искажать сведения о мире, но этот недостаток полностью компенсирует рациональное познание, основанное на точных знаниях.
- Вы и еще 70% ответили правильно
- 70% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
ОтветитьВопрос 4 из 10
Истина – это:
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: Истина – сведения, которые соответствуют действительности.
- Вы и еще 88% ответили правильно
- 88% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
ОтветитьВопрос 5 из 10
Наиболее приближенное к истине познание:
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: Наиболее приближенным к истине является научное познание.
- Вы и еще 88% ответили правильно
- 88% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
ОтветитьВопрос 6 из 10
К чертам научного познания не относится:
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: Правильный ответ – эмоциональность, поскольку научное познание базируется на объективности, системности и проверяемости.
- Вы и еще 79% ответили правильно
- 79% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
ОтветитьВопрос 7 из 10
Проверить результат научного познания можно с помощью:
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: Любое научное утверждение можно подтвердить или опровергнуть при помощи эксперимента.
- Вы и еще 83% ответили правильно
- 83% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
ОтветитьВопрос 8 из 10
В ходе коммуникативной деятельности люди:
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: Правильный ответ – взаимодействуют. Коммуникативная деятельность – непременный атрибут жизни человека, так как именно во взаимодействии происходит его социализация, реализация потребности в общении.
- Вы и еще 89% ответили правильно
- 89% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
ОтветитьВопрос 9 из 10
Каналом передачи информации могут служить:
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: Одним из способов передачи информации в современном мире являются средства массовой информации (интернет, телевидение, радио, печатные издания).
- Вы и еще 88% ответили правильно
- 88% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
ОтветитьВопрос 10 из 10
Неразрывная связь коммуникативной деятельности с обществом позволяет назвать ее:
- Правильный ответ
- Неправильный ответ
- Пояснение: Коммуникативная деятельность невозможна без общества. Поэтому ее можно также назвать социально-коммуникативной.
- Вы и еще 69% ответили правильно
- 69% ответили правильно на этот вопрос
В вопросе ошибка?
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Елена Бадина
9/10
Татьяна-Владимировна Кочнева
10/10
Валентина Жукова
10/10
Елена Догадина
10/10
Наталья Татарцева
10/10
Карина Гладких
10/10
Рейтинг теста
Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 953.
А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.
КИМы в формате ЕГЭ для 10 класса, по теме «Познавательная и коммуникативная деятельность»
Тест: «Познавательная и коммуникативная деятельность человека».
1.Запишитеслово пропущенное в таблице:
Формы мышления | Характеристики |
Понятие | Фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов |
…………….. | На основе связи понятий утверждает или отрицает наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
Чувственное познание, познавательная деятельность, субъект познания, объект познания, рациональное познание.
3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира.
1) ощущение 2) восприятие 3) гипотеза 4) представление 5) практика
6) суждение 7) понятие
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Существует множество истин, опирающихся на повседневный опыт и не требующих научного обоснования. Какие из представленных ниже положений являются такими истинами? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) законы, открытые Ньютоном, действуют только в земных условиях
2) перед засухой муравьи ищут для жилья затемненные, влажные впадины
3) в озоновом слое Земли появились дыры 4) при дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ 5) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям 6) листья алоэ способны заживлять раны и лечить заболевания кожи
5. Учитель попросил учащихся подготовить сообщения о критериях истины и выступить с ними на следующем уроке. Какие из представленных ниже положений учащиеся могут раскрыть в своих выступлениях? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) соответствие законам логики 2) соответствие ранее открытым законам науки
6. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
Операции | Этапы познания |
А) отражение в сознании человека внешних свойств предмета | 1) чувственное |
Тест: «Познавательная и коммуникативная деятельность человека».
1.Запишитеслово пропущенное в таблице:
Методы познания | Характеристики |
……………… | Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира |
Выдвижение гипотез | Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в прежние теории |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
Анализ, синтез, мышление, суждение, умозаключение.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют виды человеческих знаний.
1) научные истины 2) народная мудрость 3) мифология 4) гипотеза
5) заблуждение 6) эксперимент Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
4. Старшеклассники рассматривали проблему общественного прогресса. На уроке возник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявлениями общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совершенствование техники 2) культурная унификация 3) рост влияния транснациональных корпораций 4) повышение уровня образованности населения 5) расширение рынка рекламы 6) рост продолжительности жизни людей
5. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Критерием истины может быть ее признание авторитетными лицами.
2) Критерием истины может быть ее соответствие ранее открытым законам науки. 3) Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства. 4) Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений. 5) Любая истина со временем может быть опровергнута.
6. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
Операции | Этапы познания |
А) фиксация существенных свойств предмета | 1) чувственное |
Б) отражение предметов и их свойств в виде образа | 2) логическое |
В) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств | |
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета | |
Д) отражение в сознании человека внешних свойств предмета |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества 2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств 3) нацеленность на приобретение новых знаний 4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями 6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
8. Прочитайте текст. Вставьте слова на месте пропусков.
«Познание относится к базовым ……..(А) человека. Познание — это активное отражение или воспроизведение ….. (Б) в сознании человека. Это обусловленный, прежде всего, ………(В) процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование. Знание — это всегда ……..(Г) активного взаимодействии субъекта с объектом. Познание всегда носит ……..(Д). Мир. как он существует сам по себе и как мы его знаем, воспринимаем, понимаем, есть разные, не совсем совпадающие миры. Познание является основным способом бытия, существования …………(Е)».
Список терминов:
1) результат
2) практика
3) группа
4) общение
5) потребности
6) сознание
7) теоретический характер
8) творческий характер
9) действительность
А | Б | В | Г | Д | Е | |
Б) отражение предметов и их свойств в виде образа | 2) логическое | |||||
В) фиксация существенных свойств предмета | ||||||
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета | ||||||
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Выберете характеристики чувственного этапа познание и напишите цифры под которыми они указаны:
1) Отражение предметов и их свойств в виде целостного образа 2) Фиксация существенных свойств предмета 3) Сохранение в памяти обобщенного образа предмета 4) Утверждение или отрицание чего-либо о предмете 5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета
8. Прочитайте текст. Вставьте слова на месте пропусков.
«Многие исследователи считали, что в социуме должны иметь место такие же жесткие, как и в природе, независимые от воли людей причинно-следственные ……(А). Предполагалось, что их выявление и является главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие ……(Б). Но этот подход упрощал многомерную картину …………(В) жизни, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую ……(Г) людей. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные …….(Д) общественной жизни. Больше внимания в развитии общества стало уделяться …..(Е) социальных явлений, учету роли духовных факторов — интересов, настроений, ценностных установок людей».
Список терминов:
1) общество
2) специфика
3) природная
4) социальная
5) связь
6) деятельность
7) процессы
8) законы
9) ценности
Ключ к тесту «Познавательная и коммуникативная деятельность человека»
№ | Вариант 1 | Вариант 2 | Баллы |
1 | суждение | наблюдение | 1 |
2 | познавательная деятельность | мышление | 1 |
3 | 3 5 | 4 6 | 1 |
4 | 2 6 | 146 | 2 |
5 | 1236 | 234 | 2 |
6 | 11212 | 21211 | 2 |
7 | 135 | 356 | 2 |
8 | 514672 | 592186 | 2 |
Критерии оценок:
«5» — 12-13 баллов
«4» — 9-11 баллов
«3» — 6-8 баллов
«2» — 5 и менее баллов
Тест по обществознанию Познавательная и коммуникативная деятельность 10 класс
Тест по обществознанию Познавательная и коммуникативная деятельность 10 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание).
Часть 1
1. Продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого окружающего мира, называется
1) деятельностью
2) сознанием
3) знанием
4) познанием
2. Обусловленный законами общественного развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности называется
1) деятельностью
2) сознанием
3) знанием
4) познанием
3. К психическим процессам, позволяющим через созерцание познавать объективный мир, не относится
1) ощущение
2) восприятие
3) представление
4) адаптация
4. Чувственным отображением объективной реальности является
1) ощущение
2) восприятие
3) представление
4) адаптация
5. Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, называется
1) ощущением
2) представлением
3) восприятием
4) мышлением
6. Психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта человека
1) ощущение
2) представление
3) восприятие
4) мышление
7. Мышление не осуществляется в виде
1) понятий
2) суждений
3) умозаключений
4) эмоций
8. Мысленное или фактическое разложение целого на составные части и воссоединение целого из частей называется
1) сравнением и уподоблением
2) анализом и синтезом
3) ощущением и представлением
4) обобщением и отвлечением
9. Логический переход от конкретных, отдельных предметов к общим понятиям называется
1) уподоблением
2) обобщением
3) абстрагированием
4) синтезом
10. Представителями рационализма — теории познания, согласно которой логические признаки достоверного знания не могут быть выведены из опыта и обобщений, а могут быть почерпнуты из самого ума, являются
1) Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель
2) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли
3) В. Соловьев, Н. Лосский, Н. Бердяев
4) Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Августин Блаженный
11. Представителями эмпиризма — теории познания, считающей чувственный опыт единственным источником знаний и утверждающей, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта, являются
1) Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель
2) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли
3) В. Соловьев, Н. Лосский, Н. Бердяев
4) Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Августин Блаженный
12. Мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, которая является объективно либо истинной, либо ложной, называется
1) понятием
2) суждением
3) гипотезой
4) умозаключением
13. Рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием
1) понятие
2) презумпция
3) гипотеза
4) умозаключение
14. К вспомогательным чувствам, создающим мироощущение, относятся
1) зрение
2) слух
3) чувство равновесия
4) осязание
15. Кто из названных философов является родоначальником учения о «Врожденных идеях» (таких, как идея Бога и т.д.)?
1) Р. Декарт
2) Спиноза
3) Дж. Локк
4) Фома Аквинский
Часть 2
1. Вставьте пропущенное слово: «Слово «__________» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р. Декарт).
2. Вставьте пропущенное словосочетание: «__________ — средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы и т.п.».
3. Расположите в правильной последовательности этапы любого исследования.
1) сбор материала
2) выработка гипотезы исследования
3) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и пр.)
4) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
5) поиск и предложение возможных вариантов решения
6) анализ и обобщение полученных данных
4. Вставьте пропущенное слово: «Причина __________ коренится не только в наших ощущениях, но и в самой природе человеческого разума, который все представляет себе по своему собственному масштабу, а не по масштабу Вселенной и таким образом уподобляется зеркалу с неровной поверхностью, которое, отражая лучи каких-нибудь предметов, еще и примешивает к ним свою собственную природу» (Ф. Бэкон).
Часть 3
Темы для эссе
1. «Человек по-настоящему мыслящий черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов» (Д. Дьюи).
2. «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно» (Д. Менделеев).
3. «Случайные открытия делают только подготовленные умы» (Б. Паскаль).
4. «Величайшие истины — самые простые» (Л. Толстой).
5. «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один» (Ж.Ж. Руссо).
Ответы на тест по обществознанию Познавательная и коммуникативная деятельность 10 класс
Часть 1
1-3
2-4
3-4
4-1
5-3
6-2
7-4
8-2
9-3
10-1
11-2
12-2
13-4
14-3
15-1
Часть 2
1. Истина
2. Критерий истины
3. 425163
4. Заблуждений
Тест по теме «Познание и знание»
Обществознание 10 класс. Тема: «Познание и знание».
1 вариант
1 Что включают ученые в понятие человеческого знания?
А) результат познавательной деятельности человека;
Б) деятельность, в результате которой создается новое;
В) социальные потребности человека,
Г) результат любой творческой деятельности человека.
2.Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
А) мифы и легенды о сотворении мира,
Б) теория относительности,
В) закон всемирного тяготения,
Г) закон соответствия спроса и предложения.
3. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
А) открытие Архимедом выталкивающей силы,
Б) миф о сотворении человека из глины,
В) гипотеза Птолемея о шарообразности потопа,
Г) закон о превращении и сохранении потопа.
4.Что из перечисленного относится к научным знаниям?
А) библейская легенда о сотворении мира.
Б) предание о Великом потопе,
В) находки археологов клинописного архива.
Г) Сообщение Геродота о людях с собачьими головами.
5.К чувственному познанию не относится:
А) суждение, б) восприятие, В) ощущение, г) наблюдение.
6.что является этапом чувственного познания?
А) наблюдение, б) эксперимент, в) представление, г) гипотеза.
7.что является этапом рационального познания?
А) наблюдение, б) эксперимент, в) понятие, г) практика.
8)к рациональному познанию относится:
А) суждение, б) восприятие, в) ощущение, г)наблюдение.
9.под истиной понимается:
А) обязательный результат познавательной деятельности человека,
Б) объективное отражение действительности в сознании человека,
В) знание, разделяемое большинством людей,
Г) знания, не противоречащие предыдущим знаниям.
10.Истинное знание отличается от ложного тем, что оно:
А) разделяется большинством людей,
Б) соответствует познаваемому объекту.
В) не противоречит предшествующим представлениям,
Г) использует только формы рационального познания.
2 вариант
1.Пословици и поговорки относятся к:
А) научному познанию, б) народной мудрости, в) мифологическому знанию, г) паранауке
2.Объективная истина – это знание:
А) не зависящее от пристрастий и интересов людей,
Б) полученное при помощи чувственного познания,
В) разделяемое большинством людей,
Г) соответствующее моральным принципам.
3.Наука, изучающая закономерности хозяйственной деятельности человека – это:
А) история, б) политология, в) экономика, г) демография
4.Наука, изучающая поведение человека в обществе, является:
А) социальная психология, б) история, в) философская антропология, г) социология.
5.Особенность социального познания является:
А) совпадение объекта и субъекта,
Б) получение объективного знания,
В) соответствие результатов познания поставленным целям,
Г) выдвижение гипотез.
6. Психология изучает:
А) хозяйственная деятельность человека,
Б) межличностные отношения в обществе,
В) деятельность политических партий и движений,
Г) образование социальных групп.
7.Научное знание отличает:
А) доказательность выводов,
Б) использование понятийного аппарата,
В) использование художественных образов,
Г) опора на житейский опыт.
8. К особенностям социального познания относится:
А) объектом является общество,
Б) преобладает эксперимент,
В) объектом является природа,
Г) получение только объективных знаний.
9.Научное познание непосредственно направленно:
А) на создание новых материальных ценностей,
Б) выработку нравственных норм.
В) раскрытие смысла жизни,
Г) выявление закономерностей развития мира.
10. Верны ли суждения:
А) Практика является универсальным критерием истины,
Б) Существуют области познания, где основным критерием выступает теория.
А) верно только А, б) верно только Б,
В) верно и А, и Б, г) оба суждения не верны.
Тест в формате ЕГЭ 2016 по теме «Познавательная деятельность человека»
Познавательная деятельность человека. Тест в формате ЕГЭ Вариант № 1629243
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) чувственное познание | 2) познавательная деятельность | 3) субъект познания |
4) объект познания | 5) рациональное познание |
2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира.
1) ощущение | 2) восприятие | 3) гипотеза | 4) представление |
5) практика | 6) суждение | 7) понятие |
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют виды человеческих знаний.
1) научные истины | 2) народная мудрость | 3) мифология |
4) гипотеза | 5) заблуждение | 6) эксперимент |
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
4. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.
1) поведение | 2) ощущение | 3) предложение |
4) восприятие | 5) понятие | 6) суждение |
Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.
5. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ |
| ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ |
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся |
| 1) чувственное 2) логическое |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
6. Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
| ВИДЫ ПОЗНАНИЯ |
A) логическая обоснованность Б) доказательность B) опора на верования Г) проверяемость Д) эмоциональная окрашенность |
| 1) мифологическое 2) научное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
7. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств
3) нацеленность на приобретение новых знаний
4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями
6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
А Человеческие знания отличает многообразие видов и форм. Б Одной из форм знаний выступают знания мифологические. В Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. Г Примером мифологического знания могут служить древние сказания о происхождении мира и человека. Д Вне всякого сомнения, внимательное изучение мифа дает значительную информацию об образе жизни людей, различных сферах жизни древнего общества.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс ________(А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней — ________(Б) — характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и________(В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся________(Г). Другая ступень познавательного процесса — _______(Д) — обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия,_______(Е), умозаключения».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) образ | 2) рациональное познание | 3) эмоциональное |
4) представление | 5) познание | 6) суждение |
7) теоретическое | 8) чувственное познание | 9) смысл |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Субъектами познания являются как отдельный человек, так и всё общество. В процессе своей познавательной деятельности человек получает _________(А) об окружающем мире и о себе. Результаты _________(Б) окружающего мира и самого человека, полученные в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира, составляют знания. Они определяются _________(В) общества, фиксируются в языке и одновременно являются предпосылкой развития и производства новых знаний. Существует
_________(Г), которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей. Усилиями учёных вырабатывается _________(Д),
сущность которого состоит в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем.
Наиболее общими объектами познавательной деятельности являются природа, общество и человек. Им соответствуют естественнонаучное, социальное и _________(Е) знания».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) мышление | 2) истина | 3) практическое |
4) гуманитарное | 5) научное знание | 6) познание |
7) информация | 8) обыденное (житейское) знание | 9) потребности |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
______________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 11-14.
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.
Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.
Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.
Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта. ..
Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом…
При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».
Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.
И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.
(И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)
11. Какие два определения познания дают авторы?
12. Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют?
13. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.
14. В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины.
_____________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 15—18.
Производство знаний — процесс бесконечный. Вряд ли когда-либо наступят времена, когда мы получим ключ ко всем тайнам, разрешение одних загадок будет неизменно ставить перед учёными всё новые и новые. Но существует ли «чистое знание», стоящее вне добра и зла?
На протяжении всей истории становления и развития науки одни её достижения используются во вред, другие — на пользу человеку. Общеизвестна история создания и применения ядерного, химического, биологического оружия, ставшего причиной гибели миллионов. Таков пример аморального использования научного знания. Но другие открытия учёных помогают спасать жизни — так, использование методов генной инженерии в сельском хозяйстве позволило частично решить продовольственную проблему, чего невозможно было достичь обычными путями. Медицина также переходит на принципиально новый уровень.
Однако новые открытия ставят и новые проблемы, в том числе и морально-этического свойства. На заре атомной физики человеку казалось, что он может выступать в роли наблюдателя, который стоит вне исследуемой им и подвергающейся его воздействию Природы. Вскоре, когда стало ясно, что радиоактивное излучение смертельно опасно, пришло понимание, что человек не может отойти от природы на почтительное расстояние и отстранённо лицезреть происходящее, оставаясь вне зоны досягаемости. Но, осознав в той или иной мере свою неотделимость от природы, он всё же думает, что может защититься от нежелательных последствий своих манипуляций. Однако генная инженерия, например, т. е. прямое и ничем не контролируемое вмешательство в эволюцию живой материи, такой возможности, пусть даже косвенной, человеку не оставляет. Сегодня никто не может даже приблизительно оценить те последствия, которые повлечёт за собой размножение искусственно созданной живой материи. Таким образом, наука приобрела качественно новое, до сих пор неизвестное моральное измерение.
Вмешательство в эволюцию живого — не единственное неизвестное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, — речь идёт об информатизации<…>
Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведёт к скорой смене цивилизационного развития. .. Дело в том, что в ближайшие 50—70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы — нефть, газ и уголь<…> Так что развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего.
(В. Садовничий)
15. Почему, по мнению автора, производство знаний — бесконечный процесс? Какую проблему, связанную с производством знаний в современном мире, поставил автор?
16. Какие два «неизвестных в сложном уравнении будущего цивилизации» выделил автор? Найдите в тексте характеристику каждого «неизвестного», объясняющую подобную оценку.
17. Какой прогноз развития человечества в XXI в. даёт автор? С обострением каких глобальных проблем связан этот прогноз? Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите две глобальные проблемы и объясните их связь с прогнозируемыми автором процессами.
18. Предположите, какие принципы могут стать основой «морального измерения науки». Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три принципа.
_____________________________________________________________
19. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах эмпирического познания, и одно предложение, раскрывающее сущность рационального познания.
20. Назовите любые два отличия научного познания от житейского (обыденного) познания и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.
21. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?
Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.
22. На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира. (Назовите три проявления).
23. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Тест по обществознанию 10 класс «Истина. Познание» | Тест по обществознанию (10 класс) на тему:
Тест « Истина. Познание».
1.Продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемо го окружающего мира, называется
- деятельностью
- сознанием
- знанием
- познанием
2.Обусловленный законами общественного развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности
- деятельность
- сознание
- знание
- познание
3. К психическим процессам, позволяющим через созерцание познавать объективный мир, не относится
- ощущение 3) представление
- восприятие 4) адаптация ‘
4.Чувственное отображение объективной реальности
- ощущение
- восприятие
- представление
- адаптация
5. Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, называется
- ощущением
- представлением
- восприятием
- мышлением
6. Мышление не осуществляется в виде
- понятий
- суждений
- умозаключений
- эмоций
7. Мысленное или фактическое разложение целого на составные части и воссоединение целого из
частей называется
- сравнением и уподоблением
- анализом и синтезом
- ощущением и представлением
- обобщением и отвлечением
8. Логический переход от конкретных, отдельных предметов к общим понятиям
- уподобление
- обобщение
- абстрагирование
- синтез
9.Мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, которая является объективно либо истинной, либо ложной, называется
1)понятием
2)суждением
3)гипотезой
4)умозаключением
10. Рассуждение, в ходе которого из одного или не скольких суждений выводится новое суждение,
называемое заключением, выводом или следствием
- понятие
- презумпция
- 3)гипотеза
4) умозаключение
11.Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется
- истиной
- догмой
- понятием
- суждением
12.Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира
- эмпиризм
- рационализм
- агностицизм
- алогизм
13. Критерий истины для рационалистов
- опыт
- разум
- эксперимент
- практика
14.Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется
- объективной идеей
- объективной истиной
- абсолютной истиной
- относительной истиной
15.Полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем, называется
- объективной идеей
- объективной истиной
- абсолютной истиной
- относительной истиной
16. Научные истины, не создающие полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и которые в процессе познания будут изменяться уточняться, углубляться новыми, называются
- объективными
- абсолютными
- относительными
- абстрактными
17. Философская концепция, близкая к агностицизму и подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности
- эмпиризм
- экзистенциализм
- рационализм
- скептицизм
Часть 2
1. Вставьте пропущенное слово: «Слово «________ » в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р. Декарт).
2. Вставьте пропущенное словосочетание: «____________»средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, и т.п.»
3. Вставьте пропущенное слово: «Причина ____ ____коренится не только в наших ощущениях, но и в самой природе человеческого разума, который всё представляет себе по своему собственному масштабу, а не по масштабу Вселенной и таким образом уподобляется зеркал с неровной поверхностью, которое, отражая луч каких-нибудь предметов, еще и примешивает ним свою собственную природу» (Ф. Бэкон).
Часть 3
- «Величайшие истины — самые простые» (Л. Тостой).
- «Истина имеет неодолимую силу живучести». (Д. Писарев).
- «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине только один» (Ж.Ж. Руссо).
Ключ
- 3
- 4
- 4
- 1
- 3
- 4
- 2
- 3
- 2
- 4
- 1
- 3
- 2
- 2
- 3
- 3
- 4
Часть 2
Истина, критерий истины, заблудений.
КИМ по обществознанию 10 класс в формате ЕГЭ «Познавательная и коммуникативная деятельность»
Тест: «Познавательная и коммуникативная деятельность человека». Вариант 1.
1.Запишитеслово пропущенное в таблице:
Формы мышления | Характеристики |
Понятие | Фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов |
…………….. | На основе связи понятий утверждает или отрицает наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
Чувственное познание, познавательная деятельность, субъект познания, объект познания, рациональное познание.
3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира.
1) ощущение 2) восприятие 3) гипотеза 4) представление 5) практика
6) суждение 7) понятие
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Существует множество истин, опирающихся на повседневный опыт и не требующих научного обоснования. Какие из представленных ниже положений являются такими истинами? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) законы, открытые Ньютоном, действуют только в земных условиях
2) перед засухой муравьи ищут для жилья затемненные, влажные впадины
3) в озоновом слое Земли появились дыры 4) при дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ 5) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям 6) листья алоэ способны заживлять раны и лечить заболевания кожи
5. Учитель попросил учащихся подготовить сообщения о критериях истины и выступить с ними на следующем уроке. Какие из представленных ниже положений учащиеся могут раскрыть в своих выступлениях? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) соответствие законам логики 2) соответствие ранее открытым законам науки
3) соответствие фундаментальным законам 4) соответствие мнению большинства 5) соответствие мнению лидеров 6) практика
6. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
Операции | Этапы познания |
А) отражение в сознании человека внешних свойств предмета | 1) чувственное |
Тест: «Познавательная и коммуникативная деятельность человека». Вариант 2.
1.Запишитеслово пропущенное в таблице:
Методы познания | Характеристики |
……………… | Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира |
Выдвижение гипотез | Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в прежние теории |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
Анализ, синтез, мышление, суждение, умозаключение.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют виды человеческих знаний.
1) научные истины 2) народная мудрость 3) мифология 4) гипотеза
5) заблуждение 6) эксперимент Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
4. Старшеклассники рассматривали проблему общественного прогресса. На уроке возник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявлениями общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совершенствование техники 2) культурная унификация 3) рост влияния транснациональных корпораций 4) повышение уровня образованности населения 5) расширение рынка рекламы 6) рост продолжительности жизни людей
5. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Критерием истины может быть ее признание авторитетными лицами.
2) Критерием истины может быть ее соответствие ранее открытым законам науки. 3) Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства. 4) Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений. 5) Любая истина со временем может быть опровергнута.
6. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
Операции | Этапы познания |
А) фиксация существенных свойств предмета | 1) чувственное |
Б) отражение предметов и их свойств в виде образа | 2) логическое |
В) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств |
|
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета |
|
Д) отражение в сознании человека внешних свойств предмета |
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
7. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества 2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств 3) нацеленность на приобретение новых знаний 4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями 6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
8. Прочитайте текст. Вставьте слова на месте пропусков.
«Познание относится к базовым ……..(А) человека. Познание — это активное отражение или воспроизведение ….. (Б) в сознании человека. Это обусловленный, прежде всего, ………(В) процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование. Знание — это всегда ……..(Г) активного взаимодействии субъекта с объектом. Познание всегда носит ……..(Д). Мир. как он существует сам по себе и как мы его знаем, воспринимаем, понимаем, есть разные, не совсем совпадающие миры. Познание является основным способом бытия, существования …………(Е)».
Список терминов:
1) результат
2) практика
3) группа
4) общение
5) потребности
6) сознание
7) теоретический характер
8) творческий характер
9) действительность
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Б) отражение предметов и их свойств в виде образа | 2) логическое |
В) фиксация существенных свойств предмета |
|
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета |
|
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств |
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
7. Выберете
характеристики чувственного этапа познание и напишите цифры под которыми они
указаны:
1) Отражение предметов и их свойств в виде целостного образа 2) Фиксация
существенных свойств предмета 3) Сохранение в памяти обобщенного образа
предмета 4) Утверждение или отрицание чего-либо о предмете 5) отражение в
сознании человека отдельных свойств предмета
8. Прочитайте текст. Вставьте слова на месте пропусков.
«Многие исследователи считали, что в социуме должны иметь место такие же жесткие, как и в природе, независимые от воли людей причинно-следственные ……(А). Предполагалось, что их выявление и является главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие ……(Б). Но этот подход упрощал многомерную картину …………(В) жизни, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую ……(Г) людей. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные …….(Д) общественной жизни. Больше внимания в развитии общества стало уделяться …..(Е) социальных явлений, учету роли духовных факторов — интересов, настроений, ценностных установок людей».
Список терминов:
1) общество
2) специфика
3) природная
4) социальная
5) связь
6) деятельность
7) процессы
8) законы
9) ценности
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Ключ к тесту «Познавательная и коммуникативная деятельность человека»
№ | Вариант 1 | Вариант 2 | Баллы |
1 | суждение | наблюдение | 1 |
2 | познавательная деятельность | мышление | 1 |
3 | 3 5 | 4 6 | 1 |
4 | 2 6 | 146 | 2 |
5 | 1236 | 234 | 2 |
6 | 11212 | 21211 | 2 |
7 | 135 | 356 | 2 |
8 | 514672 | 592186 | 2 |
Критерии оценок:
«5» — 12-13 баллов
«4» — 9-11 баллов
«3» — 6-8 баллов
«2» — 5 и менее баллов
Десять метакогнитивных стратегий обучения | Центр инноваций и передового опыта в обучении | Университет острова Ванкувер
1. Инвентаризация метакогнитивной осведомленности
Существует два процесса, связанных с обучением тому, как учиться. Чаще всего студенты (и взрослые) не знают, что они собой представляют и что требуется для их улучшения.
- Знание познания (декларативное, процедурное и условное)
- Осведомленность из факторов , которые влияют на ваше собственное обучение
- Знание набор из стратегий для использования в обучении6
- подходящая стратегия для конкретной учебной ситуации
- Постановка целей и планирование
- Мониторинг и контроль обучения
- Оценка собственного регулирования (оценка того, работает ли стратегия, которую вы используете, или нет, внесение изменений и пробование чего-то нового)
В 1994 году Шро и Деннисон создали опросник метакогнитивной осведомленности (MAI) специально для взрослых учащихся, чтобы повысить осведомленность о метакогнитивных знаниях и метакогнитивной регуляции (которые они называли «Знание фактора познания» и «Регуляция фактора познания» соответственно. ).
MAI состоит из 52 вопросов, охватывающих эти два компонента познания. В ходе своего исследования они обнаружили, что оба этих фактора имеют сильную поддержку и что они также связаны, как предполагали предыдущие исследователи.
Недавнее исследование выявило значительную корреляцию между MAI и некоторыми показателями академической успеваемости (например, средний балл, оценки по окончании курса и т. Д.). Однако при изучении студентов бакалавриата и аспирантов (молодых людей и пожилых людей) было обнаружено что они не различаются по своим средним баллам в области «Познание познания» (одинаково для обеих групп), но они различаются по своим стратегиям регулирования и навыкам.
«Познание» легче усваивается и улучшается. Стратегии «регуляции познания» не так-то легко освоить, и чаще всего учащиеся со временем не улучшают свои показатели по регулятивным навыкам, потому что им необходимо изучить стратегии и иметь возможность практиковаться в классе и вне его. Им нужно, чтобы их инструкторы использовали некоторые обучающие стратегии, описанные в этой брошюре, чтобы помочь им выстроить свои стратегии в отношении регулирования обучения.
2. Предварительная оценка (самооценка) содержания
Простое действие, такое как выяснение того, что учащиеся уже знают по теме, может помочь учащимся задуматься о том, как работает обучение.
Вот несколько способов проведения предварительной оценки (или самооценки учащихся) нового контента.
- Создайте несколько ключевых вопросов по содержанию / теме за неделю до занятия. Вопросы должны спрашивать учащихся, что они уже знают по теме, возможное выявление любых неправильных представлений, которые они придерживаются по теме, проблемы или успехи, которые у них были с темой, исследование прошлого опыта или применения содержания / темы.
Эти вопросы могут быть в форме домашнего задания, набора вопросов для интерактивного голосования для голосования в классе, короткого рефлексивного письма, сделанного в классе и переданного.
- Попросите учащихся индивидуально передать свои ответы анонимно. Просмотрите ответы после урока. Возможно категоризация / суммирование всех ответов по темам.
- Поделитесь ответами со студентами следующего класса устно или кратко.
- Обсудите со студентами, как эти вопросы могут помочь им в продуманном планировании того, как они могут подойти к новой идее или теме или как они будут подходить к содержанию курса и связанным стратегиям изучения / обучения.
3. Самооценка навыков саморегулируемого обучения
Учащиеся не узнают, как хорошо учиться, если мы не будем вовлекать их в мероприятия и дискуссии о том, как они воспринимают себя как учащихся, и чтобы увидеть, какие подходы есть работают и не работают ради их обучения.
Вот 21 утверждение, которое вы можете сделать ученикам, чтобы они начали думать о том, как они думают, и о том, как они учатся. В идеале мы надеемся, что студенты будут использовать глубокие подходы к обучению, а не поверхностные.Стратегические подходы находятся где-то посередине, но на самом деле не приводят к долгосрочному и содержательному обучению.
Поверхностный подход к изучению вопросов
- Я считаю, что мне нужно сосредоточиться только на запоминании значительной части того, что мне нужно выучить.
- Я не совсем понимаю, что важно на лекциях, поэтому стараюсь записать все, что могу.
- Я обычно читаю очень мало, помимо того, что действительно требуется для сдачи.
- Я концентрируюсь на изучении только тех фрагментов информации, которые мне нужно знать, чтобы передать.
- Мне нравится, когда мне точно говорят, что делать в эссе или других заданиях.
- Я часто паникую, если отстаю в работе.
- Часто я задаюсь вопросом, действительно ли моя работа стоит того.
Стратегический подход к изучению вопросов
- Я думаю, что я достаточно систематичен и организован, когда дело касается подготовки к экзаменам.
- Я довольно хорошо берусь за работу, когда мне нужно.
- Я тщательно организую свое учебное время, чтобы использовать его наилучшим образом.
- Прежде чем приступить к работе над заданием или вопросом на экзамене, я сначала думаю, как лучше всего его решить.
- Я внимательно просматриваю комментарии своего инструктора о курсовой работе, чтобы увидеть, как получить более высокие оценки в следующий раз.
- Я прикладываю много усилий к учебе, потому что я настроен хорошо учиться.
- Закончив работу, я проверяю ее, действительно ли она соответствует требованиям.
Глубокий подход к изучению вопросов
- Когда я читаю, я время от времени останавливаюсь, чтобы поразмыслить над тем, что я пытаюсь извлечь из этого.
- Когда я работаю над новой темой, я пытаюсь мысленно увидеть, как все идеи сочетаются друг с другом.
- Часто я задаюсь вопросом о том, что слышу на лекциях или читаю в книгах.
- Некоторые идеи, с которыми я сталкиваюсь на курсе, мне очень нравятся.
- Обычно я пытался понять для себя значение того, что мы должны узнать.
- Мне нравится экспериментировать с собственными идеями, даже если они меня мало что уводят.
- Для меня важно уметь следить за аргументом или видеть причину вещей.
На все вопросы необходимо ответить, выбрав «полностью согласен», «частично согласен», «частично не согласен» или «полностью не согласен».
Эти элементы взяты из ASSIST (Инвентаризация подходов и навыков обучения для студентов), предназначенная для оценки концептуальных представлений студентов университетов об обучении, подходов к обучению и предпочтений в отношении различных методов обучения (Центр исследований в области обучения и преподавания, Эдинбургский университет). Инструмент ASSIST определяет три основных подхода к обучению: глубокий, стратегический и поверхностный.Глубокие и стратегические подходы обычно приводят к большему успеху, тогда как поверхностные подходы могут привести к снижению успеваемости учащихся.
Вы можете поместить несколько из этих утверждений на слайд или на доску и спросить, использует ли кто-нибудь эту технику, или вы можете обсудить набор утверждений.
Или вы можете использовать раздаточный материал на этой странице и раздать студентам и попросить их отметить свой уровень согласия с каждым утверждением. После завершения попросите студентов определить «подход» для каждого набора утверждений и попросить их указать тип используемого подхода. (Ответ: поверхностный, стратегический и глубокий).
4. Think Alouds for Metacognition
Как преподаватель, вы являетесь экспертом в своей области. Почти невозможно вспомнить время, когда вы не думали о своей дисциплине «так, как сейчас». Одно время вы были сбиты с толку или неуверенны в изучении своей дисциплины. Если вы можете предложить студентам примеры собственных рефлексивных примеров вашего собственного перехода к мышлению, как эксперт в своей дисциплине, это может очень помочь студентам.Как исследователи и практики рефлексии, мы все время думаем метакогнитивно (обдумывая свои собственные вопросы, как развивалось ваше мышление, как вы внедряете новые знания в свою практику и т. Д.) о том, как вы просматриваете документ или изображение, или думаете о книге, или делитесь своими мыслительными процессами со студентами, вы помогаете им стать более метакогнитивными в их собственных подходах к предмету.
После того, как вы смоделировали для них, как вы решите проблему или интерпретируете текст, попросите учащихся поработать в парах, чтобы вслух рассказать, как они думают о домашнем задании или задании.
- Один ученик говорит вслух, в то время как партнер записывает то, что он говорит (стратегия будет использоваться для выполнения домашнего задания или выполнения задания). Партнер также помогает им продумать все шаги.
- Учащиеся меняются ролями и делают то же самое друг для друга.
- Теперь ученики продумали процесс выполнения задания или домашнего задания, получили некоторую обратную связь от своего партнера и, возможно, записали план того, как они собираются выполнять задание.Кратко обсудите с классом извлеченные уроки и т. Д.
«[Я] ужасно важно, чтобы мы открыто и согласованно рассказывали учащимся о себе как об учениках. Мы должны регулярно спрашивать не только «Что вы изучаете?», Но и «Как вы учитесь?». Мы должны противопоставлять им эффективность (чаще неэффективность) их подходов. Мы должны предложить альтернативы, а затем предложить учащимся проверить эффективность этих подходов ». (Weimer, 2012)
5. Инструменты концептуального картирования и визуального исследования
Концептуальные карты изначально были разработаны для повышения содержательного обучения в естественных науках. Концептуальная карта — это способ представления отношений между идеями, изображениями или словами. Концептуальные карты — это способ развить логическое мышление и навыки обучения, выявляя связи с большими идеями или ключевыми концепциями, которым вы пытаетесь научить. Концептуальные карты также помогут учащимся увидеть, как отдельные идеи соотносятся с большим целым или большой картиной.
Преимущества обучения могут быть получены из подготовленных преподавателем или студентов концептуальных карт взаимосвязей и ключевых идей курса или класса.Лучше всего, чтобы инструктор продемонстрировал, как разработать концептуальную карту класса или курса, до того, как студентов попросят сделать то же самое. Покажите студентам, как чтение, видео, задания и задания связаны с результатами обучения и другими курсами.
Создайте краткую или подробную концептуальную карту курса или его подкомпонентов и поделитесь со студентами. Позже студенты могут формировать небольшие группы и строить концептуальную карту в качестве упражнения перед серединой или в качестве обзора части курса.Студенты могут выполнять домашнее задание или выполнять в классе и делиться друг с другом, объясняя взаимосвязь между каждым компонентом. Попросите учащихся нарисовать все «перекрестные связи» и пометить их, когда они видят, что компоненты соединяются полностью или частично.
Как использовать концептуальную карту
Каждая концептуальная карта отвечает на главный вопрос, и хороший фокусный вопрос может привести к гораздо более богатой концептуальной карте. При обучении построению концептуальных карт учащиеся склонны отклоняться от основного вопроса и строить концептуальную карту, которая может иметь отношение к предметной области, но не дает ответа на вопрос.Часто говорят, что первый шаг к тому, чтобы что-то узнать, — это задать правильные вопросы. Шаги по созданию концептуальной карты:
- Составьте основной вопрос
- Определите ключевые концепции
- Некоторые люди ранжируют концепции по важности, поскольку они могут помочь при построении карты
- Это также помогает составителю карты сортировать идеи, и если они не видят соответствующей связи, им не нужно включать концепцию Построить карту
- Построить карту
- Если вы делаете это в первый раз — сначала сделайте это как группа
- Вы можете Используйте частично завершенную версию со студентами, чтобы помочь им изначально построить
6.Инструменты оценки в классе
Есть много коротких заданий, которые вы можете выполнять во время урока, которые помогут развить у ваших учеников метакогнитивное мышление.
Иногда эти небольшие упражнения называют «Инструменты оценки в классе — КОШКИ» (термин, придуманный Анджело и Кроссом).
Вот несколько инструментов, которые стоит рассмотреть. На их выполнение часто уходит несколько минут, и их легко реализовать. CATs дают студентам и преподавателям немедленную обратную связь об обучении.
Раздаточный материал: Инструменты для оценки в классе
7.Навыки ведения метакогнитивных заметок
Предоставьте учащимся рекомендации и модели, как делать хорошие заметки во время урока. Вот пример формата, который вы можете воспроизвести или нарисовать на доске и обсудить со студентами.
Начало класса (Plan + Connect)
В этом разделе предложите учащимся подготовить свои заметки организованным образом. Остановите класс и попросите их заполнить вопросы о связях в своих заметках. Это поможет им начать думать о том, как этот класс соответствует тому, что они уже знают или хотят узнать больше.
Дата: Название курса: Результаты обучения в классе:
Число контактов:
- Что я уже знаю по этой теме?
- Как я отношусь к этой теме? (возбужденно, взволнованно, с любопытством, нервно)
- Как эта тема связана с тем, что я уже знаю?
- Какие вопросы у меня уже есть по этой теме?
Середина класса (мониторинг обучения)
В этом разделе предложите учащимся создать в своих заметках 2 столбца. В левом столбце попросите учащихся записывать идеи, моменты «ага», вопросы учащихся о содержании, связях, которые они устанавливают с другими классами / темами, а также любые чувства или мысли, которые они испытывают в классе. В правом столбце они делают традиционные заметки о том, что представлено. Поощряйте студентов воздерживаться от написания всего. Напишите на доске ключевые концепции и заголовки и укажите ученикам, когда вы переходите к новому разделу или концепции.
Leave A Comment