В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано
1) Похвала; 2) благодарность; 3) санкция; 4) почётная грамота; 5) премия; 6) выговор; 7) бойкот
№1. Раскройте на двух примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.
теоретическое положение о сущности творческой деятельности как деятельности, создающей нечто качественно новое
№2. Статья 7 Конституции РФ указывает: «Россия — социальное государство». Проиллюстрируйте тремя примерами социальные права граждан РФ.
№ 3. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
№4. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.
№5. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.
№ 6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.
№7. Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы.
№ 8. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.
№ 9. В статье 7 Конституции РФ закреплено: «Российская Федерация — социальное государство».
№ 10. Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.
№ 11. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.
№ 12. В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Покажите ее на конкретных примерах.
№ 13. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности.
№ 14. Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.
№15. По мнению учёных, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
№ 16. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.
№17. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.
№18. С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
№19. В обществе действуют различные социальные нормы, среди которых традиции, церемонии, корпоративные нормы (деловые обыкновения). Каждый из названных в задании типов социальных норм проиллюстрируйте конкретным примером. (Укажите сначала тип нормы, а затем пример).
№ 20. Приведите три примера технического прогресса в современном обществе.
№ 21. Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса.
ОБЩЕСТВО. С7(1)
К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.
К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.
3.Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.
4.Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.
Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
5.Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.
6. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность.
Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус.
Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.
7. Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.
8. Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.
9. Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
10. Сравните три ситуации:
1) ураганный ветер валит в лесу деревья,
2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,
3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку.
Сущность и особенности детского творчества
В специальной литературе имеются различные подходы к определению понятия «творчество». Когда говорят о творческой деятельности, то обычно исходят из общепринятого определения творчества как вида деятельности человека, результатом которой является идеальный или материальный продукт, обладающий новизной и общественной значимостью, ценностью [1,2,3].
«Творчество — форма человеческой деятельности по духовно-практическому освоению мира, содержанием которой является наиболее полная реализация сущностных сил субъекта познания, результаты которой отвечают критериям новизны и социальной значимости» — пишет Т. Г. Евсеева [4,9].
Таким образом, самая распространенная тенденция — характеризовать творчество через такие критерии как новизна и социальная значимость — присуща большинству исследователей. Данный подход применительно к процессу профессиональной подготовки приемлем лишь частично, так как младший школьник в процессе игровой деятельности не создает принципиально нового продукта. Новизна не является всеобщей характеристикой творчества. Следовательно, существенным для нашего исследования является теоретическое положение о том, что необходимо различать объективную и субъективную стороны творчества. Причем с субъективной точки зрения субъект творчества может не делать никакого объективно нового открытия, новое было лишь в его индивидуальном опыте, проявляющееся как способность по-новому увидеть обычное, открывать в предметах новые функциональные возможности, выделять и успешно решать игровые, художественные и интеллектуальные задачи.
Понятие детского творчества оказывается отнесенным не столько к высшим предметным результатам творческих актов, сколько к внутреннему самоизменению творящего субъекта. В творческом процессе совпадает изменение обстоятельств, предметной среды с самоизменением и развитием личности младшего школьника, как творца. «Творчество — пишет Г. К. Нургалиева, — становится качеством личности, чертами ее характера, когда приобретает устойчивость, выраженность, большую значимость, становится характерным для личности» [5, 90]. Известный американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия детского творчества (креативности): «Эта способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [6, 351]. Таким образом, следуя этой формулировке, критерием детского творчества является не только качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую способность.
Такая тенденция понимания детского творчества дает возможность рассматривать игровой процесс как реальную основу для воспитания творческих способностей личности младшего школьника. Правильность такого подхода подтверждается рядом педагогических и психологических исследований, в которых доказывается прижизненность формирования и развития творческой способности [Волков И. П., Выготский Л. С., Эльконин Б. Д., Гальперин П. Я., Дулатов М., Сухомлинский В. А., Шацкий С. Т. и др.].
Таким образом, особенности определения способности к творчеству младших школьников обусловливается спецификой детского творчества как явления «индивидуально-субъективного нового». В понимании творчества детей мы разделяем точку зрения Н. Д. Левитова, который считает, что «в применении к учащимся под творческой надо понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, в той или иной мере выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика. Обычное определение творческой деятельности как создающей новые оригинальные продукты, имеющие высокую общественную ценность, не применимо к детям, которые создают много нового, но обычно не представляющего общественной ценности» [7, 214]. Творчество детей, по его мнению, прежде всего определяется оригинальностью приемов и организация деятельности.
Психологами установлено, что способности, являясь выражением психических процессов в их обобщенном виде, выступают как результат развития психических процессов, как обобщенное их выражение, как свойства индивида, личности.
Это обуславливается, по словам Т. И. Артемьевой, тем, что «протекание психологических процессов находится в непосредственной зависимости от свойств и особенностей личности, с другой стороны, любой психический процесс в ходе деятельности личности (рассмотренный с точки зрения ее возможностей, условий для развития личности) переходит в психическое свойство личности» [8, 121]. Так, например, развитие такого процесса как мышление, по мнению психолога, «в результате деятельности дает то, что мы обычно называем творчеством».
Известный педагог Н. Д. Хмель, в своей работе: «Педагогический процесс как объект деятельности учителя» уделяет особое внимание руководящей роли учителя в воспитании коллективной творческой деятельности учащихся. Раскрывая сущность целостного педагогического процесса и его воспитательные механизмы как взаимоотношения педагога и учащихся, в также взаимодействия самих учащихся между собой, автор подчеркивает, что воспитательные механизмы, «действуют только тогда, когда есть деятельность, причем деятельность коллективная и тщательно организованная, когда создаются предпосылки для формирования отношений сотрудничества и ответственной зависимости.».. [с.124].
Рассуждая о проблемах воспитания и обучения М.Дулатов пишет:
«…без воспитания, одаренность ребенка сама по себе не развивается. Необходимо выявлять одаренность и наметить пути ее развития. ».. [9, 239]. В своих педагогических трудах А. С. Макаренко требовал в воспитательной работе с детьми проектировать развитие личности каждого воспитанника и умело это делал на основе тщательного изучения их способностей, черт характера и склонности [10].
Последние данные науки раскрывает внутренний механизм привлекательности, новизны в творчестве, стремление человека к новому, неизвестному, который имеет свою химическую основу. Учеными установлено, что протекание эмоций, связанных познанием нового, повышает содержание в мозгу эндогенных эндорфинов — вырабатываемых мозгом веществ, похожих по своему строению и действию на морфий. Поэтому, испытав раз эти эмоции, человек стремится их вновь пережить [11].
Творчество — это и постоянное преобразование внутреннего мира человека, и постоянное осознание возникающего в нем нового содержания. При этом потребность в появлении информации как бы разветвляется: человек нуждается не только в информации из внешнего мира, но и в извлечении нового из мира внутреннего. Творческий человек отличается от нетворческого именно повышенным интересом к новому в своем внутреннем мире — в свежих образах, мыслях. Более того, ему становится просто интересно, что еще он может из этого внутреннего мира «извлечь», на что он способен. Поэтому настоящее творчество есть испытание и собственных возможностей. «Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя — акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутренного акта» — пишет В. Н. Дружинин [12].
Интеллектуальные чувства любознательности, удовлетворения, чувства успеха, эмоции изумления, удивления, ожидания, открытия нового в процессе творческой деятельности, по мнению психологов, играют роль своего рода обратных связей, при помощи которых осуществляется регуляция познавательных процессов. Они подкрепляют творческую деятельность, связанную с преодолением трудностей на пути к достижению цели. Чувства и эмоции выступают в роли стимулов интеллектуальной, творческой активности, они побуждают к деятельности, регулируют скорость и результативность ее протекания. Так, например, экспериментальные исследования О. К. Тихомирова устанавливают связь между мышлением и эмоциональными процессами в фазе зарождения замысла решения задачи, формирования гипотезы, доказательства ее правильности. Эти экспериментальные данные подчеркивают не просто роль эмоции в принятии решении, но более того, показывают, что эмоции осуществляют функцию эвристики, функцию творческого мышления.
Мы разделяем позицию М. М. Муканова, который считает, что творческая интеллектуальная деятельность требует высокой эмоциональ- ности, обязательно имеет чувственную мотивацию [13]. Действительно, эмоции и чувства выступают как генератор новых идей, именно они прорывают тот барьер, который стоит на пути к новому знанию, ибо «без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческое искание истины» [14]. Значение эмоционального возбуждения при умственной работе подчеркивал И. П. Павлов: «Самое важное свойство мысли — это ее концентрированность на долгое время, — писал он, -. .. Если исключить эмоции, то кора лишается главного источника силы» [15, 258].
Таким образом, мы определяем способности к творчеству младших школьников — как совокупность, синтез индивидуально-психологических свойств и качеств личности, которые позволяют осуществлять поиск, используя при этом нестандартные способы действий, догадку, решать интеллектуально-логические, художественно-образные и жизненно-практические задачи с установкой на открытие нового, неизвестного для себя.
Литература:
1. Самарин Ю. А. Творчество.//Педагогическая энциклопедия.-М., 1969.- т.4.
2. Творчество //Большая Советская энциклопедия. — М., 1979. — Т.42. — с.54.
3. Творчество //Советский энциклопедический словарь. — М., 1983. — с.1306.
4. Евсеева Т. Г. Деятельностная концепция творчества в образовании. Автореф. дис…. канд. философ. наук. Алматы, 1993. — с.9.
5. Нургалиева Г. К. Психолого-педагогические основы системы ценностного ориентирования личности: Дис. на соиск. учен. степ. доктора пед. наук. — Алматы, 1993. — 375 с.
6. Одаренные дети: Пер. с анг. /Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991. — с.266, 351.
7. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1972. — с.214.
8. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. — М.: Наука, 1977. — с.121.
9. Дулатов М. Избранное. — Алматы: Жазушы, 1991. — 239 б.
10. Макаренко А. С. Избранные педагогические произведения. Статьи, лекции, выступления. М.: Уч. пед. изд., 1946. — с.303.
11. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. — М.: Наука, 1984. — с.161
12. Дружинин В. Н. Психология общих способностей.- СПб.: Изд. «Питер», 2000.- с.161.
13. Муканов М. Возрастная и педагогическая психология. — Алматы, 1981.
14. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.25. — с.112.
15. Павловские среды. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1949. — с.258
Основные термины (генерируются автоматически): детское творчество, творческая деятельность, творчество, младший школьник, открытие нового, процесс, развитие личности, способность, внешняя активность, внутренний мир.
Компонентная теория творчества — рабочие знания HBS
Компонентная теория творчества 22 мая 2012 г. Резюме рабочих документов Тереза М. Амабиле Компонентная теория креативности признана одной из основных теорий креативности отдельных людей и организаций, служащей частичной основой для нескольких других теорий и многих эмпирических исследований. Впервые он был сформулирован Терезой Амабиле в 1983 и с тех пор претерпел значительную эволюцию. По сути, теория представляет собой всеобъемлющую модель социальных и психологических компонентов, необходимых человеку для творческой работы. Теория указывает, что креативность требует слияния четырех компонентов: креативность должна быть наивысшей, когда 1) внутренне мотивированный человек с 2) высоким опытом в предметной области и 3) высокими навыками творческого мышления 4) работает в среде с высокой поддержкой для творчества. Ключевые понятия включают:- Многие менеджеры полагались на инструменты и методы, разработанные на основе теории, чтобы стимулировать творчество и инновации в своих организациях.
- Согласно теории, навыки, относящиеся к предметной области, включают знания, опыт, технические навыки, интеллект и талант в конкретной области, в которой работает специалист по решению проблем.
- Процессы, связанные с творчеством, включают когнитивный стиль и личностные характеристики, способствующие независимости, принятию риска и новому взгляду на проблемы, а также дисциплинированный стиль работы и навыки генерирования идей.
- Третьим центральным принципом является принцип внутренней мотивации творчества: люди наиболее креативны, когда они мотивированы прежде всего интересом, удовольствием, удовлетворением и вызовом самой работы, а не внешними мотиваторами.
- Социальная среда может стимулировать творчество, предлагая ощущение положительного вызова в работе; рабочие группы, которые сотрудничают, обладают разнообразными навыками и сосредоточены на идеях; свобода в выполнении работы; руководители, которые поощряют развитие новых идей; и так далее.
- Из трех внутриличностных компонентов внутренняя мотивация должна находиться под самым непосредственным влиянием рабочей среды. Однако также важно отметить, что рабочая среда, несомненно, влияет на навыки, относящиеся к предметной области, и процессы, связанные с творчеством, в дополнение к ее воздействию на внутреннюю мотивацию.
Author Abstract
Компонентная теория творчества представляет собой всеобъемлющую модель социальных и психологических компонентов, необходимых человеку для творческой работы. Теория основана на определении творчества как производства идей или результатов, которые являются одновременно новыми и подходящими для какой-либо цели. В этой теории для любого творческого отклика необходимы четыре компонента: три компонента внутри человека — навыки, относящиеся к предметной области, процессы, связанные с творчеством, и внутренняя мотивация задачи — и один компонент вне человека — социальная среда, в которой работает человек. . Текущая версия теории охватывает организационное творчество и инновации, что влечет за собой последствия для рабочей среды, создаваемой менеджерами. В этой статье определяются компоненты творчества и то, как они влияют на творческий процесс, описывая модификации теории с течением времени. Затем, после сравнения компонентной теории с другими теориями творчества, в статье описывается эволюция и влияние этой теории.
Информация о документе
- Полный текст рабочего документа
- Дата публикации рабочего документа: апрель 2012 г.
- Номер рабочего документа HBS: 12-096
- Подразделение(я) факультета(ов): Предпринимательский менеджмент
Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку новостей
Хотите улучшить свой бизнес? Узнайте о свежих исследованиях и идеях Гарварда Преподаватели бизнес-школы.
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google Политика конфиденциальности и Применяются Условия использования.
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Подача статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. |
Leave A Comment