тенденции развития, основные формы сближения народов, конфликты и их решение

Обществознание

12.11.21

12 мин.

В обществознании под межнациональными отношениями подразумевается специфическая форма взаимных связей между этнонациональными группами в разных областях общества. Хотя вид этих взаимоотношений существует с древних времен, но само определение появилось совсем недавно. Его ввел английский философ Джереми Бентам, который этим термином охарактеризовал политические взаимодействия между крупными странами.

Оглавление:

  • Тенденции развития этносов
  • Формы отношений
  • Многонациональное государство
  • Причины конфликтов между народами
  • Пути решения проблемы

Тенденции развития этносов

Сейчас в мире существуют 2 устойчивых направления развития отношений между нациями — это дифференциация и интеграция. Межнациональная дифференциация означает разделение этносов и наций, стремление их к самостоятельности, сохранению народной культуры и развитию самосознания

. Эта тенденция ведет к двум разным целям:

  1. С одной стороны, попытка повысить внимание к возросшим потребностям нации и раскрыть ее потенциал.
  2. С другой, полная изоляция с усилением развития политического и культурного национализма.

Интеграция наций ведет к их объединению, наращиванию связей между народами, интернационализации общественной жизни и взаимообогащению культур. Межнациональные взаимоотношения могут происходить между народами как в одном государстве, так и разными странами.

При этом интересы обладают двойственной природой, а именно:

  1. Потребность сохранить самобытность и уникальность культуры.
  2. Возможность ее обогатить и развить в результате взаимодействия с другими народами.

В этом случае сложной задачей считается сохранение прав народных меньшинств. К ним относятся представители этноса, проживающие в конкретной стране и считающиеся ее гражданами. В то же время они не являются коренной нацией, но причисляют себя к народной общине и стараются сохранить культурное наследие. Чтобы реализовать основные тенденции развития межэтнических отношений, следует придерживаться некоторых гуманистических принципов:

  • отказ от какого-либо насилия и давления;
  • соблюдение прав и свобод человека независимо от нации;
  • решение разногласий мирным путем с возможным привлечением третьей стороны;
  • повышение уровня развития сотрудничества в экономике и культуре.

Большую роль в современном мире играет глобализация, которая характеризует процесс сближения наций на основе сотрудничества в политике и экономике. Примером могут послужить транснациональные корпорации, политические объединения и культурные центры.

Формы отношений

К основным формам взаимодействия наций относятся: мирное сосуществование и конфликт между народами.

В свою очередь, способы мирных взаимоотношений довольно разнообразные. Сюда входят:

  1. Миксация народов — появление нового этноса в результате смешивания различных национальных групп. Например, на протяжении нескольких этапов взаимодействия между испанцами, португальцами, местными индейцами возникла латиноамериканская нация.
  2. Поглощение одного народа другим (ассимиляция) — особенность этого способа заключается в слиянии одного этноса с другим. При этом один из них утрачивает свой язык, культуру и национальное самосознание. Ассимиляция бывает естественной, которая возникает при взаимодействии разнородных групп населения или в результате смешанных браков, и насильственной, появляющейся в странах, где национальности обладают различными правами.

Образование многонациональных государств считается самым верным способом объединения разных народов. При этом обязательно должны соблюдаться социальные права и свободы каждой нации. Например, в некоторых странах Европы существует несколько государственных языков (Бельгия, Швейцария и т. д. ).

Многонациональное государство

В чем проявляются межнациональные отношения, можно рассмотреть на примере России. Это одно из крупнейших государств, где проживает множество народов. Самый многочисленный из них — русские, численность которых составляет около 78% от общего количества населения.

Следом идут татары (3,7%) и украинцы (1,4%). Наличие большого количества наций требует правильной и продуманной государственной политики, сущность которой состоит в урегулировании межэтнических взаимоотношений. Сюда входят:

  • национальное строительство;
  • препятствие проявлениям национализма;
  • мирное разрешение конфликтов между нациями;
  • поддержка развития этнических культур.

Все пути решения межнационального взаимодействия определены в Конституции Российской Федерации и «Концепции национальной политики РФ». Периодически выходят дополнительные документы, которые уточняют деятельность государства в укреплении взаимодействия наций и межнациональных отношений.

Причины конфликтов между народами

Чаще международные конфликты возникают от столкновения субъективных мнений о своей правоте. Начинаются и развиваются такие представления от лидеров определенного класса или культуры. Затем они постепенно распространяются ниже по всем звеньям социальной иерархии.

При этом зачастую для воздействия на народные массы используется подача фальсифицированной информации. Если взять любой народ, его интересы будут меньше выражены относительно других. Как правило, в разногласиях между нациями заинтересованы небольшие группы людей, обладающих влиянием в мире.

Обычно такая группа и ввергает в конфликты свои народы. Противоречия между нациями могут происходить как внутри одного государства, так и между разными странами. К факторам, которые способствуют обострению конфронтации, относятся:

  • конкуренция за владение природными ресурсами;
  • противоречия во взглядах на религию;
  • территориальные споры;
  • конкурентная борьба в торговле, политике, образовании и спорте;
  • дискриминация некоторых наций.

Помимо этого, одной из причин конфронтации считается чувство национальной гордости. Под этим подразумевается осознание неразрывной связи с собственной нацией, восхищением своим народом, традициями, религией, языком и историей.

Проблема в том, что многие народы считают себя лучшими и стремятся возвыситься над другими нациями. Самый яркий пример — это Вторая мировая война, когда фашисты заявили, что народ Германии является представителем единственной чистокровной арийской нации.

Остальные народы считались низшими по положению и подлежали уничтожению. В этот период особенно пострадали евреи и цыгане, которых за войну было уничтожено несколько миллионов. Сейчас из-за национальной ксенофобии проблема конфликтов между нациями возникает с новыми силами.

Пути решения проблемы

Вся сложность в урегулировании межнациональных конфликтов состоит в том, что универсальных решений этой проблемы попросту не существует. Мировая практика показывает, что единственным действенным путем считается мирное урегулирование.

Решение этого вопроса с помощью военной силы обладает эффективностью только на короткий период и в отдельных регионах. Как только войска покидают эту область, в ней вспыхивает конфликт с новой силой. Одним из вариантов разрешения конфронтации считается деконсолидация сил, то есть их разделение.

В этом случае инициатива переходит к группам, которые склонны к компромиссам и способны провести соответствующие переговоры. Сначала необходимо любыми способами прервать конфликт, установив временное перемирие.

Такой тайм-аут дает возможность снизить накал страстей противоборствующих сторон. Для предотвращения конфликтов проводятся мирные переговоры с участием противоборствующих сторон и третьей силы

, которая выступает гарантом исполнения принятых договоренностей.

Чтобы избежать начала и развития региональных войн, следует применять только комплексный подход к урегулированию межнациональных конфликтов. Кроме того, сейчас появилась необходимость пересмотреть некоторые законодательные документы, регулирующие вопросы жизни населения, вовлеченное в межнациональные столкновения в России и Европе.

Решутест. Продвинутый тренажёр тестов

Решутест. Продвинутый тренажёр тестов
  • Главная
  • ЕГЭ
  • Обществознание
  • Задание-задача
  • Блок: Социальные отношения

Решил заданий

Не решил заданий

Осталось заданий

История решения
8328 — не приступал 5621 — не приступал 9130 — не приступал 6580 — не приступал 4868 — не приступал 9810 — не приступал

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие «буква» — «цифра» должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514

Раскрыть Скрыть

№1

1. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два другие примера этой тенденции развития межнациональных отношений.

ответ

Проведение межнационального фестиваля молодежи определенно направлено на сближение культур различных наций, соответственно, оно относится к тенденции межнациональной интеграции.

  1. К этой тенденции развития межнациональных отношений также относится создание международных экономических и политических союзов, например, НАТО.

Другим примером данной тенденции является создание культурных центров различных стран на территориях других стран. Примерами таких международных центров являются, например, центр латиноамериканской культуры, корейский культурный центр, израильский культурный центр.

№2

2. В Российской Федерации запрещено ущемление прав гражданина по признаку расовой и языковой дискриминации. Как называется это направление политики в РФ? Приведите два любых других примера конституциональных принципов этой политики в РФ.

ответ

1. Продемонстрированный принцип политики указывает на национальную политику РФ.

2. В качестве принципов национальной политики РФ можно выделить следующие:

№3

3. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

ответ

1. Социальная мобильность продемонстрирована в данном примере.

2. Факторы, повлиявшие на данный процесс.

3. В социологии эти факторы носят название «социальные лифты/каналы социальной мобильности».

№4

4. В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.

ответ

Указанные различия иллюстрируют социальную стратификацию.

Факторы, влияющие на социальную стратификацию:

  1. экономический фактор (доход)

  2. политический фактор (власть)

  3. профессиональный фактор (престижность профессии)

№5

5. Деревенская семья, состоящая из мужа, жены и 5 детей, имеют фермерское хозяйство. Обязанности распределяются таким образом, что жена ответственна за поддержание дома и детей в порядке, а муж и двое старших сыновей занимаются работой на их семейной ферме. В случае, если кто-то из супругов на время уезжает, каждый берет обязанности друг друга на себя. Так, при уезде мужа жена становится ответственной за ферму, а если уезжает жена, то обязанности по уходу за детьми и домом ложатся на мужа

Назовите тип семьи, о котором говориться в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите 2 черты, характерные для данного типа семьи. Проиллюстрируйте одну (любую) из причин примером.

ответ

В тексте говорится о партнерском (коллективистском) типе семьи.

Для данного типа семьи характерными чертами являются:

1. Домашние обязанности распределяются между всеми членами семьи.

2. Все важные для семьи решения принимаются всеми членами семьи.

Перед таким ответственным шагом, как перевод сына в другую школу в соседний город, вся семья обсудила все плюсы и минусы смены школы мальчика.

№6

6. В современном обществе каждому статусу соответствует совокупность моделей поведения, необходимых для исполнения. Как называется это социальное явление? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые влияют на это явление.

ответ

Данное явление носит название «социальная роль».

Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:

  1. биопсихологические возможности человека

  2. личностный образец

степень идентификации индивида с группой.

Так твой прогресс будет сохраняться.

Регистрация

Мы отправили код на:

Изменить

Получить код повторно через 00:00

Я прочитал(-а) Политику конфиденциальности и согласен(-на) с правилами использования моих персональных данных

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно

Европейский опыт — 2.

2.2 Межэтнические отношения в современной истории (ок. 1800–1900 гг.)

Ярослав Ира, Эрика Шивос и Ирина Марин

© 2023 Ира, Шивос и Марин, CC BY-NC 4.0 https:/ /doi.org/10.11647/OBP.0323.17

Введение

Этническая принадлежность или этническая группа, как и аналогичные собирательные существительные, является широко используемым, но нечетким понятием. В большинстве словарных определений подчеркивается, что этническая принадлежность предполагает группу людей, которые имеют ряд общих черт идентичности, наиболее часто упоминаемых из которых являются язык, культура, традиции, ритуалы, иногда религия и чувство общего происхождения. В то время как по сей день теоретики этничности спорят о ее природе и составе, в Европе девятнадцатого века самого понятия не существовало, и оно вошло в употребление только в двадцатом веке. Концепции, которые были распространены в то время, сильно различались во времени и географическом пространстве. В зависимости от автора и исторического контекста демографическая карта Европы была заселена народами, нациями, национальностями или расами. Эти понятия иногда использовались взаимозаменяемо; в других контекстах они обозначали вполне конкретные исторические реалии. В некоторых случаях это были просто этнографические термины; в других они приобрели политический смысл.

Этнические группы, конечно же, существовали до девятнадцатого века и упоминались путешественниками, летописцами, историками и государственными чиновниками. В девятнадцатом веке произошло ужесточение (а иногда и искусственное создание) демаркационных линий между различными этническими группами по всей Европе и их переосмысление как «наций», которые стали рассматриваться как легитимная основа для государств. Зарождающиеся дисциплины сбора фольклора, этнографии, филологии и статистики обрабатывали групповые различия и выявляли отдельные категории народов. Таким образом, они также служили инструментами кодификации, регуляризации и унификации.

Взгляд на демографическую карту Европы девятнадцатого века показывает, что с точки зрения этносов или этнических групп Западная Европа была, по-видимому, более компактной, в то время как наибольшая степень этнической раздробленности была обнаружена в Центральной и Восточной Европе. Такое впечатление не совсем ошибочно, поскольку Центральная и Восточная Европа действительно отмечали регион континента, где несколько империй встречались и терлись по краям. Имперские окраины обычно намного сложнее в этническом отношении. Однако то, что скрывает демографическая карта, — это сложная реальность этнической принадлежности на западе и востоке. Вплоть до девятнадцатого века группы, которые в противном случае можно было бы представить компактными (немцы, французы, итальянцы), на практике представляли не одну этническую принадлежность, а, скорее, мириады региональных диалектов, местных культур и мировоззрений, иногда взаимно непонятных и чуждых друг другу. для другого.

В этой главе исследуются европейские образцы межэтнического опыта и государственной политики. В первом разделе основное внимание будет уделено тому, как рассматривались этнические группы в формирующихся современных национальных государствах Европы девятнадцатого века, с упором на связи между государственным строительством и усилиями по гомогенизации, а также на отношения между группами большинства и меньшинства. Во втором разделе будут рассмотрены многоэтнические и многонациональные империи в Центральной и Восточной Европе, с упором на Габсбургскую монархию как парадигмальный пример. Еврейский случай будет представлен в отдельном разделе как особая категория переживаний меньшинств.

Возникновение современных национальных государств и изменение положения этнических меньшинств в парадигме национальных государств

К концу периода раннего Нового времени использование одного доминирующего языка стало нормой в нескольких европейских монархиях. Хотя не все государства девятнадцатого века стремились к языковой гомогенизации, большинство из них тем или иным образом стремились к маргинализации языков меньшинств и стремились ограничить автономию исторических меньшинств. Во Франции, стране, которая служила образцом для многих формирующихся национальных государств Европы девятнадцатого века, централизация государственной власти развивалась рука об руку с политикой языковой гомогенизации с раннего Нового времени. 1539 годОрдонанс Виллер-Коттер провозгласил, что французский язык должен использоваться исключительно в государственном управлении и юридических документах как единственный официальный язык страны. Французская революция продолжила эту тенденцию: языковое разнообразие интерпретировалось как угроза национальному единству, поэтому официальное использование региональных языков (таких как окситанский на юге, бретонский с кельтским влиянием на севере и баскский у франко-испанской границы) был подавлен вместе с местными автономиями и древними юридическими привилегиями исторических областей, которые были объединены в единую систему департаментов. С появлением национализма и идеала национального государства в Европе девятнадцатого века усилия в пользу культурной гомогенизации стали заметны и в некоторых других европейских государствах. Образование рассматривалось как особенно эффективный инструмент для преобразования местного населения в современные нации. Задача школ заключалась, в том числе, в воспитании хороших граждан и привитии детям патриотических чувств. Таким образом, в течение девятнадцатого века системы образования были централизованы, и «государственные языки» приобретали все более доминирующую роль в школах за счет языков меньшинств. В 1880 году, например, во Франции была введена единая национальная школьная система, в которой практически не оставалось места для региональных языков.

Однако даже в странах с одним господствующим официальным языком преобладало разнообразие диалектов, сохранялись местные языки и продолжали существовать значительные этнические меньшинства или народности. Показательным примером является Соединенное Королевство, официально именуемое Соединенным Королевством Великобритании и Ирландии с 1801 года; несмотря на общий язык, оно так и не стало национальным государством. В Британии девятнадцатого века ирландцы, валлийцы, шотландцы и более мелкие этнические группы жили рядом с англичанами и сохраняли свою самобытность. Все эти «нации» были народами кельтского происхождения, потомками населения, проживавшего на Британских островах еще до англо-саксонского завоевания.

Несколько членов этих сообществ продолжали использовать свои родные языки, хотя их борьба за сохранение родных языков велась с переменным успехом. В Ирландии, Уэльсе и Шотландии, например, к девятнадцатому веку родные гэльские языки давно утратили свое первенство, и доминирующей моделью стало либо двуязычие, либо исключительное использование английского языка.

В Испании девятнадцатого века тенденции к централизации во многом следовали французской модели. Исторические права значительных меньшинств, таких как баски, постепенно приостанавливались на протяжении конца восемнадцатого и девятнадцатого веков, а испанский язык был объявлен основным языком государства. Тем не менее, региональные культурные идентичности, такие как баски, каталонцы и гальегос, оказались достаточно сильными, чтобы противостоять централизационным амбициям испанской монархии, и их языки выжили, превратившись в современные языки в течение девятнадцатого века.

В странах, добившихся объединения во второй половине девятнадцатого века, таких как Италия в 1861 году или Германия в 1871 году, общий язык и общее культурное наследие считались главными объединяющими факторами. Однако в этих странах сохранились сильные диалектные различия и региональная идентичность благодаря столетиям территориального и политического разделения. Это было в какой-то степени вопросом решения, какой диалект должен стать основой стандартного немецкого и стандартного итальянского (и, следовательно, языка государственного управления, судебной системы, среднего и высшего образования, литературы и печати), и диалекты продолжали использоваться. на нем говорят на работе, в общественных местах, в неформальных социальных ситуациях и в семьях. С другой стороны, и современная Италия, и Германия задумывались как национальные государства, и, по крайней мере, в Германии ощущалось заметное давление на меньшинства, такие как поляки в восточных провинциях, с целью ассимиляции.

В двунациональных государствах или династически связанных странах с двумя большими народами по-иному усложнялись межэтнические отношения и вопросы национального самосознания. В девятнадцатом веке страны и регионы продолжали переходить из рук в руки в Европе в результате войн и последующих договоров, посредством которых восходящие державы удовлетворяли свои экспансионистские амбиции. Например, Дания и Норвегия вместе образовали двойную монархию с 1537 по 1814 год, в которую также входили Исландия, Гренландия и Фарерские острова с их коренным населением и языками. Но затем Норвегия была передана Швеции по Кильскому договору 1814 года. Поскольку норвежцы отказались принять это решение и объявили о своей независимости, в качестве компромисса была создана личная уния (т. е. две страны, к которым присоединилась личность монарха) со Швецией. , продлится до 1905. В такой стране, как Дания-Норвегия, языковые различия между основными этническими сообществами не были чрезвычайно резкими, поскольку языки оставались довольно близкими друг к другу до конца периода раннего Нового времени и даже позже. В то же время датский язык явно доминировал в официальном употреблении до 1814 года. Таким образом, норвежское культурное возрождение девятнадцатого века — очень похожее по своей природе на родственные движения возрождения в Центральной и Восточной Европе начала девятнадцатого века и в других периферийных районах континента — не просто стремились сделать норвежский язык более отличным от других скандинавских языков путем очистки (например, замены «иностранных» заимствованных слов местными) и реформ правописания, но также столкнулись с задачей создания современного литературного языка. .

В других случаях новые, этнически составные страны были созданы из территорий, которыми ранее правили другие монархии. После революции 1830 года Бельгия, ранее входившая в состав Соединенного Королевства Нидерландов, в котором доминировали протестанты, была создана в 1830 году как независимая двуязычная страна, состоящая из говорящих по-голландски фламандцев и франкоговорящих валлонцев.

Многоэтнические империи

На протяжении девятнадцатого и начала двадцатого веков большие части Центральной и Восточной Европы составляли части многонациональных и многоэтнических империй, а именно Габсбургской монархии и Российской империи. Третья империя, Османская империя, управляла народами Балкан, и, хотя в XIX и начале XX веков ей все чаще приходилось отказываться от контроля над территориями, она контролировала значительную часть Юго-Восточной Европы на протяжении большей части период, обсуждаемый в этой главе. Как упоминалось выше, Германская империя также включала значительное количество негерманского населения в результате территориальных приобретений Пруссии в более ранние века.

В отличие от государств Западной Европы, империи в восточной части континента оставались этнически разнообразными до конца девятнадцатого века и даже позже. За этим стояло много исторических причин. Во-первых, империи Центральной и Восточной Европы девятнадцатого века формировались веками на этнически и культурно разнообразных землях, которые часто придерживались собственных политических традиций и институтов и были связаны между собой правящими династиями. Во-вторых, политика ассимиляции со стороны государственных элит появилась относительно поздно, в конце XVIII века в Австрии и даже позже в России. В-третьих, в некоторых местах, таких как Османская империя или Прибалтика в России, языковое разнообразие также служило социальным барьером, навязываемым правящими классами массам. Менее развитая экономика и относительно слаборазвитые системы связи и транспорта также препятствовали более сильной ассимиляции. Поэтому этническая карта была особенно разнообразной. Что еще более важно, властные отношения между государствами и этническими группами (а также между этническими группами) широко варьировались и имели тенденцию меняться с течением времени.

Пример многонациональной империи: этнические отношения в Габсбургской монархии

До возникновения национальных движений в первой половине XIX века многоэтнический характер империи Габсбургов не вызывал у Габсбургов серьезных затруднений правительств и не привело к конфликтам между различными этническими группами. Император Иосиф II (годы правления 1780–1790) продвигал немецкий язык как лингва-франка в империи Габсбургов, рассматривая его как инструмент эффективной централизации, вызывая сопротивление, которое можно интерпретировать как признак роста национального самосознания в различных частях империи. империя. Однако помимо этого управление Габсбургами различными областями основывалось на степени уважения к местным языкам, религиям, культурным и политическим традициям.

Движения «национального пробуждения» начала девятнадцатого века, как их называли в Центральной и Восточной Европе, были прежде всего культурными движениями, но постепенно они приобретали более сильный политический подтекст. Идеология современного национализма переплелась с либеральными идеями; народы Габсбургской монархии больше не довольствовались политической системой централизованной империи и ее абсолютистским правительством и требовали больших индивидуальных прав и свобод, а также коллективных прав и автономий. Языковые и культурные сообщества все больше определяли себя как нации. Возникающие национальные движения в империи Габсбургов часто преследовали противоречивые цели и интересы, и австрийские правительства могли сознательно противопоставлять их друг другу, как, например, революционные события 1848–1849 гг.наглядно продемонстрировано.

В 1867 году Австро-Венгерский компромисс создал Австро-Венгерскую монархию (официальное название империи Габсбургов между 1867 и 1918 годами) и установил парламентаризм в обеих половинах. В австрийской половине монархии (Цислейтании) конституция 1867 г. закрепила довольно щедрые «национальные» права за соответствующими этническими группами. Кроме того, избирательные права в Австрии постепенно расширялись в результате избирательной реформы в конце XIX века, а всеобщее избирательное право для мужчин (право голоса всех взрослых граждан мужского пола) было введено в XIX веке. 07. В результате в имперском парламенте все чаще высказывались требования национальностей, что вызывало сильную напряженность. В конституционно автономном Венгерском Королевстве (Транслейтания) право голоса оставалось ограниченным узким кругом, составлявшим около шести процентов взрослого населения, а этнические меньшинства были крайне недопредставлены в парламенте. Хотя права национальностей были провозглашены в важном законе 1868 г., государственная политика Венгрии в конце девятнадцатого и начале двадцатого века сводилась к фактическому урезанию культурных и языковых прав меньшинств, особенно с середины 189 г.Эта политика была направлена ​​на насильственную ассимиляцию невенгров. Все это в совокупности привело к обострению отношений между венгерским государством и представителями национальных и этнических меньшинств. Таким образом, «национальная проблема» мешала внутренней политике обеих половин Австро-Венгерской монархии и в значительной степени способствовала ее распаду в 1918 году. В Богемии подъем чешской нации, заметно заметный уже во время революции 1848 года, привел к ожесточенной борьбе с численно превосходящим, но экономически сильным немецким меньшинством, которое извлекало выгоду из германоязычных сетей и немецкого характера австрийского государства. В провинции Галиция и русинам, и полякам было предоставлено широкое пространство для их соответствующей национальной деятельности. Но именно поляки, занимавшие более выгодное положение в обществе, взяли на себя политический контроль над провинцией.

Чувство принадлежности к отдельному этническому сообществу, возможно, было сильнее у чехов и поляков, которые могли полагаться на давнюю литературную традицию своего собственного печатного языка и наследие государственности. Последняя была еще очень жива в случае поляков, в то время как этническая идентичность других народов, таких как украинцы или словаки, была слабее на пороге «эпохи наций». Но даже среди этих групп этническая идентичность не просто существовала, ожидая, когда националисты выдвинут ее на передний план. Скорее, национальные движения в первую очередь помогали определять и укреплять этническую идентичность, опираясь на существующие культурные маркеры, такие как язык или религия. Этническая идентичность часто была неясна для многих людей, не говоря уже о том, что не имела отношения к их повседневной жизни. Многие люди говорили на двух и более языках и меняли их в зависимости от ситуации, при этом идентифицируя себя в первую очередь по профессии, социальному статусу, месту жительства или вероисповеданию, а не по национальности или национальности. Польские крестьяне, например, долгое время мало интересовались усилиями польской знати и дворянства по восстановлению польского государства, поскольку классовые антагонизмы, а не общая этническая принадлежность определяли их отношения друг с другом вплоть до конца девятнадцатого века.

С течением века люди все чаще были вынуждены принадлежать к четко разделенным этническим группам. В Габсбургской монархии современные переписи были введены в 1869 году и стали мощным инструментом в этом отношении. «Язык повседневного употребления» (Umgangsprache, используемый как технический термин в австрийской статистике) стал индикатором этнической принадлежности. На самом деле данные переписи часто скрывали двуязычие или использование нескольких языков и не могли отразить гибридную идентичность, смену привязанностей и сложное положение людей смешанного происхождения. Однако с точки зрения националистических агитаторов лица, характеризующиеся национальным безразличием или «неоднозначной» идентичностью, воспринимались с растущим пренебрежением. На другом уровне этнические черты ассимилировались во вновь изобретенных национальных традициях и символах (например, в национальных костюмах) или изучались, классифицировались и демонстрировались во вновь созданных этнографических музеях и выставках.

Рис. 1: Карл Фрайхерр фон Черниг, Этнографическая карта Габсбургской монархии (1855 г.), общественное достояние, Викимедиа, https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ethnographic_map_of_austrian_monarchy_czoernig_1855. jpg.

Помимо политической и интеллектуальной борьбы на общегосударственных аренах, межэтнические отношения разыгрывались в локальных пространственных рамках. В полиэтнических регионах, а иногда и в более однородных, крупные города часто были полиэтническими и поликонфессиональными. Львов/Львов/Лемберг, столица Галиции, например, состоял из русинов, поляков, евреев и австрийских немцев, а Тимишоара/Темешвар/Темешвар/Темишвар состоял из румын, венгров, этнических немцев, сербов, словаков, евреев и Русинские жители в конце девятнадцатого века. Этнически смешанные города были скорее правилом, чем исключением в некоторых частях региона. Поэтому этнические карты того времени могут дать лишь приблизительное представление о региональном и субрегиональном колорите и недостаточно отражают действительную сложность местных условий. Помимо местных этнических групп, в городах австрийской половины империи также будут немецкоязычные чиновники имперской администрации.

Массовая миграция часто коренным образом меняла этнический состав городов девятнадцатого века, трансформируя их социальную структуру. Некоторые из крупных региональных столиц, такие как Прага или Лемберг (по-польски Львов, современный Львов, Украина), стали центрами конкурирующих национальных движений, претендующих на публичное пространство. Попытки чешской элиты захватить и символически преобразовать Прагу в чешский город, а также попытки польской элиты поддержать имидж Лемберга как польского города противоречили «политике этнического выживания» (как ее описал историк Гэри Коэн), которую практиковала жизненным меньшинством немцев в Праге, а также растущим присутствием украинских притязаний на столицу австрийской Галиции. На уровне улиц символически присваивались территории и места, такие как «чешские» или «немецкие» променады, которые тянулись на запад и на восток от пражской Вацлавской площади.

Однако было бы ошибкой представлять города конца века разделенными или даже обособленными. Взаимодействия между представителями разных этнических групп часто происходили повседневно, в местах отдыха, работы и потребления, несмотря на националистическую агитацию, побуждающую людей следовать прямо противоположной стратегии. Членов этнических общин призвали делать покупки у «своих» ритейлеров и избегать смешанных браков. Однако многие люди, например некоторые левые или еврейские интеллектуалы, намеренно пересекли эти этнические границы.

Евреи в национальных государствах и империях: этническая принадлежность или конфессиональное меньшинство?

В межэтнических отношениях особого внимания заслуживает положение еврейского населения. Хотя в большинстве европейских стран к концу XIX века (за исключением Российской империи) статистически они рассматривались как религиозная группа, а не как этническая принадлежность, многие современники, а также несколько членов самих еврейских общин, особенно православные. Ассимилированные евреи, с другой стороны, имели тенденцию идентифицировать себя во второй половине девятнадцатого века в первую очередь как члены одной из европейских наций или языково-культурных сообществ, таких как англичане, французы, немцы, венгры и т. на месте и родном языке. Юридическая эмансипация евреев, происходившая в разное время в разных странах (1789 г.во Франции, 1812 г. в Пруссии, 1867 г. в Австро-Венгерской монархии, 1917 г. в России), теоретически создавали возможность полной социальной интеграции евреев. Однако успех интеграционного процесса в значительной степени зависел от социальных, культурных и политических условий отдельных стран. В то время как социальная интеграция евреев достигла в целом высокого уровня в Западной и Северо-Западной Европе, антагонизмы с гораздо большей вероятностью преобладали в Восточно-Центральной и Восточной Европе, где доля евреев была значительно выше, чем в западной половине континента. Не все слои нееврейского общества принимали евреев в свои ряды, и антисемиты часто ставили под сомнение национальную лояльность своих соотечественников-евреев, а также их искреннюю идентификацию со своей родиной. Современный антисемитизм, который на рубеже двадцатого века часто и все чаще сочетался с расовыми теориями, имел сложные идеологические, социальные и культурные корни, которые невозможно здесь подробно проанализировать. Но сохранение антисемитизма в современных европейских обществах имело серьезные последствия позднее, в межвоенный период, когда в большей части Европы возникли авторитарные или тоталитарные режимы.

В России еврейская эмансипация не происходила до 1917 года. До начала двадцатого века еврейские граждане были по закону ограничены чертой оседлости, большой территорией в западной части Российской империи, где они были уполномочены проживать, и которые они могли покинуть только при определенных условиях. В других европейских регионах, включая восточно-центральную Европу, ограничения на проживание, затрагивающие евреев, были отменены самое позднее к 1850-м годам. Им приходилось терпеть различные формы как народного, так и поддерживаемого государством антисемитизма, в том числе периодические погромы, которые были одной из главных причин массовой еврейской эмиграции из России после 1881 года9.0003

Заключение

Этническая карта Европы на рубеже девятнадцатого века была разнообразной и характеризовалась проверенными временем моделями сосуществования. Однако с появлением современных форм национализма многоэтнические и поликультурные государства, а также проживающие в них этнические группы столкнулись с новыми проблемами. Попытки превратить страны в современные государства часто приводили к политике ассимиляции и попыткам маргинализации этнических меньшинств. В абсолютистских режимах «национальные» требования большего представительства вспыхивали во время революций; к середине века национальная и этническая напряженность в конституционных монархиях принимала различные формы. В двух- или многонациональных государствах конкурирующие национализмы вызвали серьезную политическую напряженность в конце девятнадцатого века и подорвали политическую стабильность (даже там, где права меньшинств были гарантированы законом).

Можно было бы предположить, что конкурирующие национализмы спровоцировали все более ожесточенные конфликты внутри местных и городских сообществ и во второй половине XIX века, но это было бы неправильным пониманием сложности местных условий. Националистические повестки артикулировались в публичном пространстве, в прессе, в ассоциациях и в парламенте, но в то же время давние практики межэтнического общения и сосуществования продолжали характеризовать повседневную жизнь на местном уровне.

В эпоху массовой миграции близость старых и новых этносов, появление иных в культурном отношении «пришельцев» и особенно быстрые изменения, изменившие прежний этнический и языковой состав городов, — все это в совокупности создало потенциал для конфликтов в городских обществах. Однако более крупные города также функционировали как горнила, где языковая и культурная ассимиляция групп меньшинств происходила гораздо быстрее, чем в этнически однородных, изолированных регионах.

Вопросы для обсуждения

  1. Каковы были наиболее важные изменения в межэтнических отношениях в Европе XIX века и каковы были причины этих изменений?
  2. Какую роль играл язык в межэтнических отношениях в Европе XIX века?
  3. Каким образом эти изменения формируют Европу сегодня?

Рекомендуемая литература

Бергер, Стефан, изд. , Спутник Европы девятнадцатого века, 1789–1914 (Хобокен, Нью-Джерси: Wiley, 2006).

Берк, Питер, «Национализмы и местные языки, 1500–1800», в Оксфордском справочнике по истории национализма, изд. Джона Брейли (Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 2013 г.), стр. 21–35.

Коэн, Гэри Б., Политика этнического выживания: немцы в Праге, 1861–1914 (Принстон: издательство Принстонского университета, 1981).

Гьяни, Габор, Дьёрдь Кевер и Тибор Валух, Социальная история Венгрии от эпохи реформ до двадцатого века (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2004).

Джадсон, Питер М., Империя Габсбургов: история (Кембридж, Массачусетс: The Belknap Press, 2016).

Каради, Виктор, Евреи Европы в современную эпоху: социально-исторический очерк (Будапешт: CEU Press, 2004).

Контлер, Ласло, История Венгрии (Будапешт: Atlantisz, 2008).

Миронов, Борис и Бен Эклоф, Социальная история имперской России, 1700–1917 (Боулдер, Колорадо: Westview Press, 2000).

Салми, Ханну, Европа девятнадцатого века: история культуры (Оксфорд: Polity Press, 2008).

Захра, Тара, «Воображаемые необщины: национальное безразличие как категория анализа», Slavic Review 69:1 (2010), 93–119.

Межэтнические отношения и миграционные процессы на региональном уровне: актуальные проблемы и тенденции

Автор

Перечислены:

  • Крестьянова Л.С.
Зарегистрирован:

    Реферат

    В статье рассматриваются вопросы и тенденции развития межэтнических отношений на региональном уровне. Мы предполагаем, что миграционные процессы имеют на них непосредственное влияние. Наша гипотеза состоит в том, что межэтнические отношения между сообществами, традиционно проживающими в конкретном регионе, принципиально отличаются от тех, которые устанавливаются недавними мигрантами. Для первых роль этничности менее важна, а приоритет отдается гражданской идентичности, что приводит к формированию надэтнических интегративных образов, смягчению межэтнических конфликтов. Для последней категории сообществ по-прежнему сильны этнокультурные границы, приоритетом является этническая идентичность, а межэтническая напряженность усугубляется языковыми и социальными барьерами. Мы считаем, что, стремясь к гармонизации межэтнических отношений, региональные власти совершают принципиальную ошибку, акцентируя внимание на первой категории этносов и игнорируя вторую. Причиной межэтнической напряженности в большей степени является миграция и негативное общественное восприятие мигрантов, что порождает ряд социальных и психологических проблем. Наш анализ исследует ключевые факторы, формирующие отношение к мигрантам и тем самым создающие межэтническую напряженность. Мы провели анкетирование в 2011 г., а также проанализировали результаты опросов, проведенных в период с 2008 по 2015 г., переписи и аналитические отчеты по миграции. Региональные власти могут извлечь выгоду из результатов нашего исследования, изменив свою национальную и миграционную политику. Данное исследование может быть полезно и другим государственным органам, занимающимся социально-экономическим прогнозированием, особенно в отношении социальной напряженности в регионе.

    Предлагаемое цитирование

  • Крестьянова Л. С., 2016. « Межэтнические отношения и миграционные процессы на региональном уровне: актуальные проблемы и тенденции «, Р-экономика, Уральский федеральный университет, Высшая школа экономики и менеджмента, вып. 2(3), страницы 344-352.
  • Обработчик: RePEc:aiy:journl:v:2:y:2016:i:3:p:344-352
    DOI: 10.15826/recon.2016.2.3.031

    как

    HTMLHTML с абстрактным простым текстом обычный текст с абстрактнымBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON

    Скачать полный текст от издателя

    URL-адрес файла: http://hdl.handle.net/10995/47044
    Ограничение на загрузку: нет

    URL-адрес файла: https://libkey. io/10.15826/recon.2016.2.3.031?utm _источник= идеи
    Ссылка LibKey : если доступ ограничен и если ваша библиотека использует эту услугу, LibKey перенаправит вас туда, где вы можете использовать свою библиотечную подписку для доступа к этому элементу
    —>

    Ссылки, перечисленные в IDEAS

    как

    HTMLHTML с абстрактным простым текстомпростой текст с абстрактнымBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON

    1. Ралука Гросу, 2015 г. « Динамика иммигрантского предпринимательства в Румынии «, Экономика региона, Центр экономической безопасности ИЭУ УрО РАН, т. 1, с. 1(2), страницы 172-182.
    Полные ссылки (включая те, которые не соответствуют элементам в IDEAS)

    Наиболее связанные элементы

    Это элементы, которые чаще всего цитируют те же работы, что и этот, и цитируются теми же работами, что и этот.

    1. Любовь Крестьянова, 2016. « Межэтнические отношения и миграционный процесс на региональном уровне: проблемы и основные направления развития «, Экономика региона, Центр экономической безопасности ИЭУ УрО РАН, т. 1, с. 1(3), стр. 815-825.
    2. Озгур Озмен и Ралука Мариана Гросу и Мариана Драгусин, 2021 г. Предпринимательство иммигрантов в Румынии: передовой опыт ближневосточных предпринимателей-иммигрантов ,» Журнал AMFITEATRU ECONOMIC, Академия экономических исследований — Бухарест, Румыния, vol. 23(56), страницы 260-260, февраль.

    Подробнее об этом товаре

    Ключевые слова

    МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; МИГРАЦИЯ; ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩИНА; ИНТЕГРАТИВНЫЙ ОБРАЗ; МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ; РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ; ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ; НАДЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ; ЭТНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ; КУЛЬТУРНЫЕ БАРЬЕРЫ;
    Все эти ключевые слова.

    Статистика

    Доступ и статистика загрузки

    Исправления

    Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления укажите дескриптор этого элемента: RePEc:aiy:journl:v:2:y:2016:i:3:p:344-352 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные провайдера: https://edirc.repec.org/data/seurfru.html .

    Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.

    Если CitEc распознал библиографическую ссылку, но не связал с ней элемент в RePEc, вы можете помочь с помощью этой формы .

    Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента. Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «Цитаты» в своем профиле RePEc Author Service, так как некоторые цитаты могут ожидать подтверждения.