монолог с самим собой / Кродьянов Артур Васильевич

Кродьянов Артур Васильевич

монолог с самим собой

Разговор с самим собой

Тот момент когда девушка за на которую ты тратил свое время свои деньги уходит к какому то мажору из Нью Джерси. Ты любил ведь ее правда? Конечно ты ее любил. Ты же делал для нее все: от мелких поручений до уплаты налогов и решения личных проблем. Например, помнишь ее бывшего? Который умер от передозировки? Она «попросила»тебя забрать у него ее телевизор. И что в итоге? Ты вернулся к ней с разбитым лицом потому что когда ты приехал к этому типу он был под кайфом и отделал тебя. Ты поздно взял себя в руки, парень, она уже ушла. И как бы ты ни старался, не вернется она. Но кое что ты все таки сделал правда? Ты нашел этого мажорика из Нью Джерси, когда он возвращался в свой пентхаус после очередной пьянки. И вот ты смотришь на него с горящими глазами, а он смотрит на тебя. На вас льет как из ведра, а вам всё равно, вы заняты другим. Он говорит:»Не надо этого делать» А ты делаешь вид что его не слышишь. Потому что для тебя он-животное. Ты достаешь из внутреннего кармана своей кожаной куртки то, что нашел по пути к нему. А именно этот ржавый молоток. Первый удар всегда самый сложный, да? Сколько ты колебался? Минуту? А может дольше? В любом случае для тебя это была вечность. Но ты не соскочил в последний момент. Ты понял что хватит быть тварью дрожащей. И нанес этот первый удар. Прям в темечко. Казалось бы все дело сделано, но что то проснулось внутри тебя и ты нанес еще ударов семь? Зачем? Чтобы отомстить всему этому миру за свои проблемы. Ты со звериной яростью долбишь уже по мозгу этого парня, а ему уже всё равно. Ты даже не замечал крики прохожих, не замечал их тревожных голосов когда они начали звонить в полицию. Да и бывшая твоя не будет по нему плакать. Она по-любому трахалась с кем то другим пока ты ломал ее парню голову. И что ты сделал после казни? Ты бросил молоток на тротуар и ждал. Ты прекрасно понимал что это конец для тебя. Холодные капли стекают по твоему лицу смешиваясь с кровью жертвы. Прошло минут пять, но для тебя они были мгновением,

тебя скрутили и привезли сюда. И скажи мне теперь, Артур, стоило ли оно того?

writercenter.ru

чем опасен диалог с самим собой — T&P

В психологии внутренний диалог — это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей — как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности — понимать и поддерживать себя самого.

Роман

социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, — что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия

специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый — скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван

киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор — это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт — это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное — вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина

переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается — «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо — Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира

редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин

психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» — глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, — это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме — это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», — это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, — то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю… И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой — это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, — классика: внутренний редактор — это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди — бабушка и подруга — говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга — когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, — по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, — или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко — в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него — огромные, важные, сильные хозяева этого мира — взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, — а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, — это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку — это незыблемый фундамент. А ошибки — это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Иконки: Justin Alexander from the Noun Project

theoryandpractice.ru

Разговор с самим собой — норма или отклонение?

Не секрет, что многие люди имеют привычку разговаривать сами с собой. Иногда это происходит в форме внутреннего монолога, но нередки случаи, когда человек разговаривает сам с собой вслух. Заметив за собой такие склонности, не стоит пугаться и подозревать у себя какие-либо психические отклонения. Ученые, посвятившие изучению этого вопроса большое количество времени, сошлись во мнении, что беседы с самим собой в большинстве случаев не являются отклонением от нормы и во многом даже полезны.

Положительные стороны

Неоспоримая польза таких монологов заключается в том, что они здорово помогают человеку упорядочить свои мысли, скоординировать действия, разобрать по мелочам существующую проблему. Несомненную пользу разговор с самим собой приносит и эмоциональному состоянию человека. Возможность высказать вслух, пусть даже наедине с собой, все накопившиеся эмоции, переживания, тревогу, гнев и прочий негатив способствует значительному облегчению. Кроме того, выплеснув большую часть негатива во время монолога с самим собой, человек разговаривая с другими людьми, может более взвешенно и спокойно обсуждать данную проблему.

Во время разговора с самим собой улучшается работа головного мозга человека, поскольку ускоряется восприятие и обработка информации, повышается внимание и наблюдательность, вследствие чего человек быстрее и легче приходит к правильным решениям стоящих перед ним задач. Причем результативность, быстрота и плодотворность его деятельности в несколько раз превышает результаты тех людей, которым не свойственно вести разговоры с собой. Как видно из результатов исследований ученых, большинство людей, ведущих беседы с собой, являются абсолютно нормальными и даже более успешными в решении некоторых проблем.

Когда стоит беспокоиться?

Однако, в некоторых случаях такие разговоры наряду с другими симптомами все же могут служить показателем психических отклонений. Определить это достаточно просто. Большинство из нас, разговаривая с собой, ведет своеобразный монолог, обдумывая серьезный вопрос, выплескивая негативные эмоции, занимаясь поиском решения проблемы. В случае отклонения от нормы, человек не просто разговаривает сам с собой, он как будто разговаривает с невидимым собеседником, отвечая на его вопросы, споря, ругаясь. При этом часто присутствует активная жестикуляция и мимика.

Такое поведение может говорить о наличии таких серьезных заболеваний, как шизофрения, раздвоение личности и другое. Если помимо диалогов с воображаемым собеседником у человека присутствуют галлюцинации, неадекватное поведение, замкнутость, навязчивые идеи, эмоциональные расстройства, то посещение соответствующего специалиста не стоит откладывать.

psychologyc.ru

Монолог души или разговор с совестью

Какая все таки интересная «штука» — ЖИЗНЬ. Наполненная глубоким смыслом, колкими углами и зачастую островами с «острыми ножами», через которые невозможно пройти не поранившись.

Очень часто каждый из нас живёт не задумываясь о том, что в любой момент, жизнь в секунду может поменять наши роли и «отправить на гастроли».
Мы не задумываемся о том,что «завтра» придет час ответить за свои поступки,не маме с папой,не начальнику,мужу или своему ребёнку и даже не судье(упаси Господь).
А ответить самому себе!
С самим собой объясниться за свои поступки и на своей шкуре испытать «удар бумеранга»!
А он прилетит, можете не сомневаться (просто у всех разное время расплаты, к кому-то он прилетает через 20 лет, к кому-то через месяц).
Но, чем дольше он летит, тем сильнее сбивает с ног.
Иногда с такой силой, что на восстановление уходят долгие годы.
Часто делая что-то, мы говорим себе: да все будет нормально!Какой бумеранг, ты о чем!?
Такой диалог с совестью происходит в моменты, когда предаём друзей,отворачиваемся в трудную минуту от тех, кто на нас рассчитывал, когда завидуем, говорим за спиной, когда пытаемся «выехать за счёт другого».
Все это нам вернётся, если уже не вернулось, а самое страшное то, что за грехи родителей расплачиваются дети(на все воля божья).
Я не из святых, отнюдь, всегда жила так, как считала нужным и имела на это полное право!Потом я вышла замуж и взгляд на жизнь поменялся на 1.000.000%
То, что казалось раньше нормальным явлением, сейчас закрытая тема.
Те поступки, которые я считала приемлемыми —
мне удобно,хорошо и кайфово,а как другим мне без разницы.
Но сейчас я придерживаюсь другого мнения и понимаю, что теперь, я на той стороне, где раньше были другие!
Нельзя делать человеку плохо(ужасно убивать его изнутри)и оправдываться тем, что он все равно не знает(или она) — поверьте мне, узнает!
(Как бы вам этого не хотелось.) Не зря говорят:
СКОЛЬКО ВЕРЁВОЧКЕ НЕ ВИТЬСЯ, КОНЕЦ ВСЕГДА НАЙДЁТСЯ.
Это как устав-
написан «кровью».
Нужно стараться жить так, чтоб хотя бы осознанно не причинять другим людям боли, вреда и что ужаснее не ломать им жизнь! Вот такой монолог моей души или голос совести.

© Эта статья опубликована в интернет-журнале «Сетевой» — 2019. Копирование и публикация статей журнала на сторонних сайтах запрещена!

setevoy.net

Разговор с самим собой: когда бить тревогу

Не откроем большую тайну, если скажем, что все люди ведут беседы с собственным Я. Обычно это монолог, который никто не слышит, иногда мужчины и женщины выражают свои мысли вербально, не имея рядом слушателя. Обратив внимание на такую особенность, не стоит паниковать и думать о психических отклонениях. В большинстве случаев, по утверждению компетентных ученых, разговор с самим собой не считается патологией. Это, скорее, естественный способ защититься от одиночества и вербально выплеснуть накопившиеся эмоции. Однако бывают ситуации, когда подобное общение становится явным сигналом о неполадках с психикой. Как понять, если человек разговаривает сам с собой вслух, это диагноз или норма поведения?

Особенности вербальной коммуникации

Многие люди приходят к психологу с жалобой: «Сам с собой разговариваю!». Они ищут помощи у квалифицированных специалистов, считая подобное поведение признаком серьезного нервного расстройства. Чтобы разобраться, почему человек разговаривает сам с собой вслух или мысленно, врач проведет большую опросную работу, пытаясь отличить норму от отклонения. По результатам исследований будут приняты соответствующие диагнозу меры.

Прежде чем делать выводы, необходимо определить, что называют нормальным поведением, а в каких случаях можно говорить о развивающемся психическом расстройстве.

Внутренний монолог

Для замкнутых интровертов разговаривать с самим собой – это нормально. Люди данного психотипа неохотно идут на контакт с окружающими, не позволяют посторонним проникать в их личную жизнь, они живут в собственном гармоничном мире. Они зачастую не нуждаются в собеседнике, предпочитая переживать все ситуации мысленно, обсуждая их причины и последствия в голове.

Внутренние диалоги ведут и общительные индивидуумы. Человек говорит сам с собой с самого детства, как только научился понимать происходящие вокруг него изменения. Психологи утверждают, что подобные разговоры способствуют непрерывному развитию личности, помогают привести в порядок мысли и принимать верные решения. Во время внутреннего общения улучшается функционирование мозга, благодаря чему полученная информация быстрее воспринимается и обрабатывается, наблюдательность и внимательность повышаются в несколько раз. По мнению ученых, люди, проговаривающие проблему  про себя, являются более успешными в жизни чем те, кому такие разговоры не свойственны.

Разговор вслух

Разговоры с самим собой – первый признак одиночества. Они заменяют человеку реальное общение, но необходимость в подобных беседах исчезает при появлении интересного собеседника. Нормально ли разговаривать с самим собой вслух?

Специалисты утверждают, что вести подобный монолог полезно – это помогает стимулировать мозговую деятельность, процессы восприятия и усвоения информации стремительно активизируются. Проговаривая любую проблему вслух, человек быстрее поймет, какие действия предпринять для ее решения.

Беседа с мнимым собеседником

Гораздо более серьезные опасения вызывает ситуация, если человек разговаривает сам с собой, воображая собеседника. Он ведет диалог с невидимым окружающим оппонентом, отвечает на вопросы или задает их самостоятельно. Такое странное поведение является признаком психологического расстройства. В состоянии психоза больные индивидуумы могут представлять опасность для себя и близких людей, их действия невозможно предсказать или проконтролировать.

Слуховые галлюцинации – основной симптом расстройства психики

В норме, если мужчина или женщина заявляют: «Я разговариваю сам с собой вслух, заучивая учебный материал, желая оценить свои действия или выразить сомнения». Это означает, что они хотят полноценно усвоить или осознать информацию, проговорив ее. Подобное поведение у специалистов не вызовет никаких претензий.

Другое дело, когда не замечая никого вокруг, человек заговаривается – причины этого явления могут быть в неправильной работе психики. Слуховые галлюцинации являются ложным восприятием действительности, реакцией на внешний раздражитель, которого в реальности не существует. Психически нездоровая особь слышит голоса, отвечает им и ведет беседу с невидимым собеседником. Эти тревожные симптомы подтверждают необходимость показать индивидуума врачу, который сможет поставить правильный диагноз, проанализировав жалобы и общее поведение пациента.

Болезнь, когда человек разговаривает сам с собой, может развиться по следующим причинам:

  • продолжительная депрессия;
  • сильный стресс;
  • нарушение режима сна и отдыха;
  • постоянное психическое напряжение;
  • неправильный образ жизни;
  • высокая тревожность;
  • отсутствие радостных событий;
  • пессимистический настрой.

Стойкие слуховые и визуальные галлюцинации могут быть симптомами серьезных психических заболеваний – шизофрении или раздвоения личности. Это тяжелые болезни, в результате которых мужчины и женщины теряют связь с реальным миром. Однако, не стоит спешить самостоятельно диагностировать заболевание у себя или знакомых. Только специалист в области психиатрии может разговор с самим собой вслух связать с неутешительным диагнозом.

Отличия шизофрении от раздвоения личности

Эти два заболевания имеют и схожую симптоматику, и кардинальные различия. Шизофренией называют расстройство функционирования мозга. Эту болезнь можно унаследовать или получить вследствие влияния ряда экзогенных и эндогенных факторов. Первые проявления психического расстройства у мужского пола заметны в подростковый период и в возрасте 25 лет, у женского – с 20 до 30 лет.

Раздвоение личности – это не шизофрения. Это нарушение психики не врожденное, а приобретенное из-за определенных негативных событий в жизни или травм, полученных в детском возрасте. Дополнительные личности возникают вследствие желания особи преодолеть последствия эмоционального удара, в тяжелых случаях одна из них полностью контролирует поведение, становясь доминантной.

Для обоих заболеваний характерны одинаковые признаки:

  • сам с собой веду беседу – неадекватный индивидуум общается с вымышленным собеседником;
  • проявляются в подростковом возрасте;
  • трудности в учебе и усвоении любого материала;
  • отдаление от реальности.

Различить шизофрению и раздвоение личности может только квалифицированный врач. На основе поставленного диагноза будет назначено адекватное лечение.

Как перестать разговаривать с самим собой? Если ваш случай подходит под описание нормы, то беспокоиться не стоит – озвученные размышления только помогут в разрешении жизненных трудностей. За медицинской помощью следует обращаться тогда, когда к диалогам «подключается» мнимый собеседник, появляются слуховые галлюцинации и неадекватное поведение.

Вам может быть интересно:  Эдипов комплекс – что это такое       Как научиться не нервничать       Пивные дрожжи на страже красоты

dom-isemya.ru

Мама разговаривает сама с собой. Что делать?

Думаю, не стоит так уж переживать. Она же не при вас разговаривает. Одиноко ей, поговорить не с кем, вот и разговаривает сама с собой…

так ты спроси с кем она говорит. а если начнет отнекиваться, запиши на диктофон.

шизофрения. . её надо к психиатру отвести, а то со временем состояние может усугубиться.

я считаю, что ничего страшного, если всё дело ограничивается этими разговорами. Бывают люди настолько эмоциональные, что свои мысли и воспоминания проговаривают вслух

Почему вы не хотите сходить на консультацию к доктору, даже без мамы? Возможно ей нужна помощь. Нет, не психиатрическая, возможно человек просто в депрессии или еще что-то… Не хочу вас пугать, но слуховые галлюцинации, раздвоение личности, внутренний диалог с кем-то является одним из признаков шизофрении. Пишу это не для того, чтобы вас напугать, а для того, чтобы вы задали этот вопрос не здесь, а врачу.

не лезьте к маме-все нормально. все люди ведут диалоги-только некоторые внутри себя-другие наруже. Норма.

Может, ей мерещится кто-то? По-хорошему, ей нужно обратиться к врачу. Но если она не признается, что с кем-то разговаривает, то сходи хотя бы ты проконсультируйся у врача, что это может быть.

Ничего нормально, возможно тихое помешательство. К сажелению вы мало информации дали, пострайтесь описать её состояние в целом, опрятность, забывчивость, и тп.. возраст

Сделай видио аккуратно когда разговаривает и потом покажи ей . После она должна идти к психологу .

тоже так же сама с собой разговаривает на тему жизни неудачной

Думаю, необходим психиатр вашей маме. У моей похожее состояние. Постоянно с кем-то общается, даже когда беседует со мной. Отключается на пару секунд, что-то шепнёт кому-то и вроде бы опять со мной. Это случилось после смерти моего отца, ей было около 60-ти. Эти разговоры, как остаточное явление после псих больницы, в которую была вынуждена ее положить, так как с головой у неё начались серьёзные проблемы. Капаю ей периодически тайком в еду галоперидол в каплях, как прописали, но толку нет, а таблетки она пить не хочет никак.

touch.otvet.mail.ru

Чем опасен внутренний диалог и как говорить с самим собой

© Javier Jaen

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей — как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности — понимать и поддерживать себя самого.

Роман
социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, — что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия
специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый — скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван
киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор — это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт — это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное — вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина
переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается — «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо — Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира
редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин
психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» — глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, — это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме — это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», — это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, — то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю… И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой — это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, — классика: внутренний редактор — это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди — бабушка и подруга — говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга — когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, — по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, — или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко — в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него — огромные, важные, сильные хозяева этого мира — взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, — а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, — это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку — это незыблемый фундамент. А ошибки — это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Источник: theoryandpractice.ru

Facebook

Вконтакте

Twitter

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org