Тексты диктантов по русскому языку 5 класс

Диктанты по русскому языку для 5 класса

 

Диктант №1.

Осень в лесу.

Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С синего неба посылает солнце прощальные лучи.

Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю.

Тишину спящего леса не нарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт.

Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса, лиловый краешек неба.

Тихо, уютно. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе легко и спокойно.

 

                                                                     (115 слов)

Диктант № 2.

Ежи готовятся к зиме.

Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке. Мало у них добычи, потому что под корягами скрываются ящерицы, жучки и лягушки.

Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки, небольшие полянки, опасные овраги, мимо узких ручьёв.

В чудесные осенние денёчки старается ёжик приготовить себе широкую, тёплую норочку. Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий лесной мох, засохшие травинки и веточки, которые нашёл в лесу. Хочется позаботиться ему об удобной постельке.

Накрыл норку огромный снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом. Хорошо счастливому ежё жить в своей норке! Спит он здесь, видит прекрасные сны, и мы рады за него. С хорошим настроением проснётся ёжик, а затем отправится осматривать своё хозяйство.

 

                                                                             (118 слов)

                 

 

Диктант №3.

Волшебница-зима.

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл промёрзшую землю, и вот наступила настоящая зима.

Жутко завывает в поле холодный, резкий ветер, гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест, потому что всё скрылось под снегом. Мороз сковал льдом речку.

Оделся в шубку и огромный дуб. Его густые кроны продержатся всю зиму, а их мощь не сломить даже злому урагану. Ивы, берёзки, рябинки утонули в дремучих сугробах.

Вдруг по веткам пробежала белка. Она кажется чёрной среди ослепительной, нетронутой белизны света. Из-за этой неугомонной хлопотуньи огромная снежная шапка свалилась вниз на тропиночку. Куда же она так спешит?

Какой воздух! Какая гармония! Нет слов, чтобы описать такое чудо природы.

 

                                                                           (118 слов)

Диктант № 4.

Белки в лесу.

 С утра до самого позднего вечера хлопочут в лесу весёлые, шустрые белочки. Совершенно не успеваешь следить за их передвижениями.

«Мама, я вижу белок!» — воскликнул радостный малыш. А белок уже и след простыл.

Поднимутся озорные белочки на вершину огромной сосны, перемахнут с ветки на ветку. Затем спустятся вниз за съестными припасами: вкусными грибками, отборными орешками, засохшими ягодками.

В лесных кладовых эти чудесные хозяюшки спрячут то, что нашли.

В уютном домике-дупле сделают они тёплые гнёзда, расселятся в них, и скоро в новых квартирках появятся маленькие бельчата. Они будут быстро подрастать и воспитываться заботливыми родителями.

А лютой зимой счастливые семьи белок будут спасаться от сильных морозов, резких, холодных ветров и обильных снегопадов. Надёжно жить в тёплых, уютных гнёздах.

                                                                          (120 слов)

 

Диктант № 5.

Лунная ночь.

Хороша осенняя лунная ночь в окрестностях села Ильинского! По сторонам проезжей дороги застыли молодые деревья: берёзки, ели, сосны, осинки.

Редкие снежинки падают на спящую землю, и ярко-жёлтая луна освещает избушку лесника, которая расположилась около узкой речки Любани. Мрачное небо пестрит частыми звёздами и свысока рассматривает ночную землю.

Кругом стоит необыкновенная тишина. Но вдруг слева послышался какой-то лёгкий шелест листвы. «Да это же белочка!» — прокричал я. На меня посыпались листочки, когда она перепрыгнула с одной веточки на другую.

Уже чувствуется приближение зимы. Скоро лёд скуёт речку, пушистым ковром закроются её берега, и избушку лесника накроет огромный сугроб.

Луч бросает свет на поляну, и деревья горят всеми цветами радуги: оранжевыми, золотыми, багряными. Вокруг багровые огни поздней осени. Здравствуй, лунная ночь!

                                                                                 (120 слов)

Диктант № 6.

Весна.

Весна – удивительное время года. Солнце ласково пригрело проснувшуюся землю. Снег давно сбежал с полей мутными ручьями. От разъезда до ближней деревни зеленеет озимая рожь, и по синему небу плывут беловатые облака. Вдали расположилась берёзовая роща, а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов. В воздухе уже совсем не чувствуется сырости, которая обычно бывает ранней весной.

Жизнь как будто встрепенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрестных рощ, с пашен и пастбищ доносится радостный птичий гомон. Послышался шум грузовика на переезде. «Егорыч, открывай дорогу!» — раздаётся весёлый крик шофёра. В лесной чаще, в каждой бороздке слышится чей-то шёпот.

Всё вокруг начинает изменяться: самая маленькая веточка растёт, нежный стебелёк собирает силы и распрямляется навстречу солнцу.

Природа празднует весеннее обновление. Здравствуй, весна!

                                                                        (119 слов)

                       

    

Диктант № 7.

Рябина.

Рябина – осенняя красавица. Другие деревья уже отдали свои плоды, а она только начинает разнаряживаться в багряно-красные гроздья. Наступают холода, и птицы съедают горько-сладкие ягоды.

Рябину встретишь везде: на окраинах, на опушках, на поляночках. Вырастает она вблизи домов, раскидывает веточки из-за забора, располагается на околице и стоит счастливая, гордая, величественная.

Этому растению нравится уединение, а не сплошные заросли. Около рябины кое-где деревья чувствуют себя лучше, потому что к ней слетается огромное количество птиц, которые уничтожают вредителей.

Сгибается под ветром тоненький ствол, но не ломается. Не сдаётся рябина, и каждой осенью снова её прелестный наряд очаровывает нас. «Это же прошлогодняя красавица!» — радостно восклицаем мы.

Рассчитываем повстречаться с рябинкой следующей осенью, когда придём полюбоваться на её багровые кисти.

До встречи, чудо-дерево!

 

                                                                       (119 слов)

Диктант № 8.

Барсучонок.

Как-то  мама позвала младшего сыночка: «Юра, посмотри на бутузика, которого я принесла!»

Мама держала кошёлку, где на подстилке из мягких листьев копошился кто-то в шубке.

«Вылезай же, малыш, не бойся», — предложила мама. Мгновенно из кошёлки показалась продолговатая мордочка с гладким носиком, блестящими глазками и маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька оказалась презабавная: вверху и внизу было всё серенькое, посредине от носа к ушкам тянулись широкие чёрные полоски.

Какой же малыш был чудесный! Какой-то толстенький, неуклюжий бутуз. Шёрстка светло-серая, а ножки тёмненькие, как будто он нарядился в сапожки и варежки.

Мама достала из буфета бутылочку с соской и налила в неё молока. Малыш сразу же смекнул, в чём дело. Забрал всю соску и глаза зажмурил. Чудный барсучонок, забавный зверёк!

                                                                       (119 слов)

                         

Диктант № 9.

Полярная сова.

Полярные совы обычно зимуют в тундре. В ночной темноте пролетают они над мерцающими в звёздном свете снегами. Кормятся мышами и зайцами, беспощадно истребляют этих беспомощных зверьков. Редкий зайчонок сможет не оказаться в острых когтях у опасной совы, когда она собирается на охоту.

Но всё-таки кончается полярная ночь. В каменных россыпях не заметишь гнёзд совы, потому что они расположены почти у самых ног. Тепло в гнёздах сохраняется в  сильные морозы, так как они устланы лёгким пухом.

Именно такое гнездо я обнаружил в расщелине. Неожиданно огромная белая птица взлетела у меня из-под ног, и распахнутые крылья слились с белизной снегов.

«Сергей, что там?» — удивлённо спросил мой товарищ. В гнезде съёжился испуганный птенчик, а рядом остались лежать тёплые яйца.

                                                                       (118 слов)

                                

Диктант № 10.

На родину.

Ранней весной на южных берегах Европы и Африки объединяются птичьи стаи. «Домой! Скорее домой!» — отовсюду несётся неугомонный клич.

Бесчисленные цепи перелётных тянутся к родным местам, и люди всегда радуются встрече с ним. Но во время долгого, трудного пути часть птиц остаётся, разлетается и расселяется по окрестным озёрам и рекам. Самые выносливые летят до белого моря. Здесь они располагаются по песчаным берегам, делятся на пары, чтобы строить гнёзда и выводить птенцов. Всё лето заботливые родители воспитывают малышей.

Осенью подрастут птенцы, окрепнут, и птицы начинают сбиваться в стаи перед отлётом в тёплые края. Там есть всё для беззаботной жизни: солнце, море, чудесная растительность.

Но нельзя долго жить на чужбине. И каждой весной ты видишь, как усталые караваны возвращаются на родину.

                                                                       (119 слов)

Диктант № 11.

Справедливость.

Однажды Гайдар отправился на встречу с ребятами в лагерь и взял с собою пятилетнюю дочку Женю. Удивительно заносчивая девочка как будто хвасталась: «Я знаменитого папы дочка и скоро вырасту!»

Во время чтения сказки «Горячий камень» все сидели тихо, но Женя сначала свысока поглядывала по сторонам, потом беспокойно затопала и стала сбегать по лестнице вверх и вниз. Мальчишки грозно рассматривали её и всыпали бы, но стеснялись известного писателя.

Вдруг Гайдар сделал паузу, положил тетрадку и строго сказал: «Уберите девочку, она мешает!» Женя съёжилась, расплакалась, но всё равно обрадованные мальчишки стащили её со сцены.

Гайдар дочитал сказку до конца. Счастливые глаза ребят говорили обо всём: о любви к писателю, об уважении.

«Гайдару за справедливость», — написали они в книге, которую подарили ему.

                                                                       (120 слов)

 

 

Диктант№ 12

Сорока.

Куры – любимое лакомство камышового кота. Как-то хищник направился на охоту, но вдруг откуда-то объявилась сорока, задёргала чёрно-белым хвостом и застрекотала. Было опасно, и кот решил остановиться, чтобы не привлечь внимания. Назойливая птица расположилась над его головой.

Посёлок просыпается, и кота начинает дразнить кудахтанье кур, но он не может избавиться от вредного провожатого. Он сдерживал бессильную злобу и ненависть к навязчивой спутнице, которая расселась на веточках сосны. Затем он стал пробираться к посёлку. Сорока всё-таки не отставила и всё равно продолжала его стеречь.

Неожиданно кот выгнул спину, свирепо взглянул на своего мучителя и резко крикнул: «Кха!» Тут он сделал прыжок в сторону и исчез в зарослях, а птица кричала, кружилась.

Сегодня, разбойник, будешь лежать голодный, потому что охота сорвалась.

                                                                      (119 слов)

 

ВПР 5 класс русский язык 2017. Вариант 13 (с ответами)

ВПР по русскому языку за 5 класс 2017 года под редакцией А. Ю. Кузнецова – Вариант 13


Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Рябина – это небольшое ветвистое деревце, растущее в наших лесах. Есть в ней что-то весёлое и радостное, как будто рябина всегда(1) и всем улыбается. Но ягоды рябины жёсткие и невкусные. Летом их не клюют даже птицы. Только поздней осенью, когда начнутся первые заморозки(2), ягоды рябины становятся сладкими.

Поздней осенью крестьяне в русских деревнях собирали(3) гроздья рябины, связывали их пучками и вешали по краям своих крыш. Промёрзшая рябина становилась очень вкусной, и ребятишки русских деревень с удовольствием лакомились ею. Хозяйки варили из рябины горьковатое варенье(4). Его ели всей семьёй по праздникам.

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

всегда (1)
в – [ф] – согласный, глухой, твёрдый
с – [с’] – согласный, глухой, мягкий
е – [и] – гласный, безударный
г – [г] – согласный, звонкий, твёрдый
д – [д] – согласный, звонкий, твёрдый
а – [а] – гласный, ударный
6 букв, 6 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

заморозки(2)
за- – приставка
-мороз- – корень
-к- суффикс
-и – окончание

(3) Морфологический разбор

(крестьяне) собирали (3)

1) (крестьяне) собирали – глагол существительное, обозначает действие предмета; крестьяне (что делали?) собирали;
2) начальная форма – собирать; несовершенный вид, I спряжение; во множественном числе, в прошедшем времени;
3) в предложении является сказуемым.

(4) Синтаксический разбор

Хозяйки варили из рябины горьковатое варенье. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: хозяйки (подлежащее), варили (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (варили) из рябины – дополнение; (варили) варенье – дополнение; (варенье) горьковатое – определение.

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

КвартАл, начАться, углубИт, цемЕнт

Задание 4

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
сущ. предл. сущ. глаг. глаг. предл. сущ. предл. сущ.
Вова с дедушкой любили гулять в парке у моря.
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение, частица, союз.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Чехов утверждал что знаки препинания служат нотами при чтении
  2. Кто хочет чаю спросила Ксения
  3. Откуда ты знаешь так много сказок бабушка
  4. По словам фотографа снимки получились прекрасные
Ответ
  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

“Кто хочет чаю?” , – спросила Ксения.

  1. Составление схемы предложения:

“П?” , – а.

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Давайте ребята внимательно прочитаем задачу.
  2. К вечеру погода заметно улучшилась.
  3. Вокруг дома росли высокие сосны и лиственницы.
  4. Дети аккуратно раскладывают на столе ложки и вилки.
Ответ
  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Давайте, ребята, внимательно прочитаем задачу.

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Мы разожгли костёр и высушили промокшие ботинки.
  2. В сизом воздухе стояли облака и отражали свет заходящего солнца.
  3. Загремел сердито гром и замер где-то вдали.
  4. Прошло жаркое лето и наступила осень.
Ответ
  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Прошло жаркое лето, и наступила осень.

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) У Кати было два зелёных карандаша. (2) А у Лены ни одного. (3) Вот и просит Лена Катю:

— (4) Дай мне зелёный карандаш.

(5) А Катя и говорит:

— (6) Спрошу у мамы.

(7) Встречаются обе девочки на другой день. (8) Спрашивает Лена:

— (9) Позволила мама?

(10) А Катя вздохнула и говорит:

— (11) Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— (12) Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. (13) Приходит Катя на другой день.

— (14) Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— (15) Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— (16) Я осторожненько, — говорит Лена.

— (17) Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери, не рисуй много.

— (18) Мне‚ — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо.

— (19) Это много, — говорит Катя.

(20) Стоит она и брови хмурит. (21) И лицо у неё недовольное. (22) Даже немного обиженное. (23) Посмотрела на неё Лена и отошла. (24) Не взяла карандаш. (25) Удивилась Катя, побежала за ней:

— (26) Ну, что ж ты? (27) Бери!

— (28) Не надо, — отвечает Лена.

(29) На уроке учитель спрашивает:

— (30) Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— (31) Карандаша зелёного нет.

— (32) А почему же ты у своей подружки не взяла?

(33) Молчит Лена. (34) А Катя покраснела как рак и говорит:

— (35) Я ей давала, а она не берёт.

(36) Посмотрел учитель на обеих:

— (37) Надо так давать, чтобы можно было взять, а жадничать – и себе, и другим вредить.

(По В. А. Осеевой)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Жадничать не хорошо.

Задание 9

Для чего Лене нужен был зелёный карандаш?

Ответ

Лена хотела нарисовать зелёным карандашом листочки на деревьях.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 20-22 текста. Запишите ответ.

Ответ

Описание.

Задание 11

В предложениях 18-21 найдите слово со значением “сурово, угрюмо морщить” . Выпишите это слово.

Ответ

Хмурить, хмурит.

Задание 12

В предложениях 33-37 найдите антоним к слову “помогать” и выпишите его.

Ответ

Вредить.

Навигация по записям

Конспект урока по русскому языку «Диктант «»Рябина»(5 класс)

Предмет: русский язык

Класс: 5 «А»

Учитель: Саламова Т.М.

Дата: 29.02.2020г.

Тема урока: «Контрольный диктант «Рябина»

Цели урока: проконтролировать знания учащихся по изученным разделам; проверить орфографическую зоркость, умение производить морфемный разбор.

Ход урока.

1.Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока. Дежурные раздают тетради. Оформление тетрадей.)

2.Работа по теме урока.

1.Чтение текста диктанта учителем 1 раз.

Рябина.

Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.

Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.

(А. Смирнов)

2. Слова для справок (на доске):

В Саянских горах, тридцать, в рябиннике.

3. Запись текста под диктовку.

4. Выполнение грамматического задания.

— Обратите внимание, что задания выполняются по вариантам, задания общие для обоих вариантов, их надо записывать всем.

Задание записывается на доске:

Грамматическое задание.

1.Сделать морфемный разбор слов: (I вар.) хвойный, пихтовый;

(II вар.) светлый, рябиновый.

2. Выполнить синтаксический разбор (I вар.) 5 предложения: Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою.

(II вар.) 9 предложения: Резные листья рябины хорошо пропускают свет.

3. Физминутка (по желанию учащихся).

4. Рефлексия.

— Я узнал (а), что…

— Мне понравилось задание…

— Оно поможет мне…

5. Итоги урока (самопроверка).

6. Д/з: повт.орф.

Предмет: русский язык

Класс: 5 «А»

Учитель: Саламова Т.М.

Дата: 02.03.2020г.

Тема урока: «Анализ диктанта».

Цели урока: проработать ошибки, чтобы они не повторялись в дальнейшем; 

учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме.

Ход урока.

1.Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока. Дежурные раздают тетради. Оформление тетрадей.)

2.Сообщение темы и целеполагание урока.

— Ребята, на прошлом уроке мы писали контрольный диктант. Сегодня у нас анализ диктанта. Как назывался текст диктанта? О чём он был? Ребята, какая задача стоит перед нами сегодня на уроке? Справимся мы с ней, как вы думаете?

(Ответы учащихся.)

3. Работа по теме урока.

(Учитель записывает орфограммы и примеры на доску, учащиеся переписывают их в контрольные тетради.)

1.Письменная работа по выявленным орфографическим ошибкам.

Сначала определить, на какую орфограмму ошибка.

Орфограмма, объясняющая написание.

(Отвечают по желанию.)

Слово, в котором допущена ошибка написать верно.

Два-три примера (из диктанта) на это правило.

2. Устное объяснение допущенных пунктуационных ошибок.

Указать причину, по которой необходимо поставить знак препинания. 

4. Физминутка «Двойные рисунки».

5.Рефлексия.

— Причины, послужившие плохому (хорошему) результату:

             А.  Не усвоил новый материал.

             Б.  Забыл пройденное (приведи примеры на забытое правило).

             В.  Допустил ошибку в словарном слове,

             Г.  Обстановка в классе во время диктанта.

             Д. Твоё собственное самочувствие на уроке и поведение (не мог сосредоточиться, мешал соседу или он тебе, волновался и т.д.).

(Ответы учащихся.)

6.Итоги урока (объявление оценок).

7.Д/з: повт. прав.

«Морфемика. Орфография. Культура речи». Рябина

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: «МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

  Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за 5 класс (контрольные диктанты за  5 класс). 

 

РЯБИНА

  Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.

  Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.

(По А. Смирнову)

(114 слов)

 

  Задания к тексту:

  1. Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.

  2. Найдите слова с орфограммой «Буквы и, ы псоле ц». Объясните написание. Запишите слова — исключения из этого правила.

  3. Разберите по составу самостоятельные части речи 4-го предложения.

 

Русский язык / 5 класс / Контрольные диктанты / Морфемика. Орфография. Культура речи.

Все диктанты по русскому языку для 5 класса >>>

 

  Преподавателю: Данный контрольный диктант проводится с учащимися 5 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения темы «Морфемика. Орфография. Культура речи.» учащимися 5 класса.

 

Расширенный выбор диктантов по русскому языку:

Диктанты по русскому языку для 4 класса

Диктанты по русскому языку для 6 класса

Диктанты по русскому языку для 7 класса

Диктанты по русскому языку для 8 класса

Диктанты по русскому языку для 9 класса

Диктанты по русскому языку для 10 класса

 

Старшеклассникам:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку >>>

Подготовка к ГИА по русскому языку >>>

< Предыдущая   Следующая >

Диктант »Красота осени» По Ю. Бондареву (196 слов.)

Красота осени

(1)На холсте был яркий прощальный день конца октября. (2)Белое солнце стояло низко, сквозило между стволами дальних берёз, которые на косогоре против солнца казались чёрными. (3)Дул ветер и оголял заброшенный монастырский сад. (4)Голубое, совсем летнее небо с летними облаками сияло над махающими верхушками деревьев, над разрушенной каменной стеной, освещённой сбоку. (5)Одинокое, упавшее в траву яблоко лежало возле стены, еле видимое сквозь облепившие его листья.

(6)Да, он был совершенно один в окрестностях того монастыря, и был тогда солнечный, сухой, просторный день. (7)Густо шумели, переливались золотом оставшейся листвы старые клёны, мела багряная метель по заросшим дорожкам сада. (8)Всё было прозрачно, свежо, прощально. (9)Почему прощально? (10)Почему после пятидесяти лет, особенно в яркие, сухие, звонкие дни осени, он не мог уйти от чувства, что и с ним скоро случится то, что случилось с миллионами людей, точно так же, как он, ходивших по тропинкам вблизи других стен? (11)Может быть, красота осознаётся только в роковой и робкий момент её зарождения и перед её неизбежным исчезновением, увяданием, на грани конца и начала, на краю пропасти?

(12)Ничего нет недолговечней красоты, но как непереносимо ужасно то, что в каждом зарождении прекрасного есть его конец, его смерть. (13)День умирает в вечере, молодость − в старости, любовь − в охлаждении и равнодушии.

По Ю. Бондареву (196 слов.)

Задания

I вариант

  1. В одном-двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
  2. Какой частью речи являются  слово прекрасного (12 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?
  3. Среди предложений 6−11 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.
  4. Из предложения 12 выпишите все местоимения.
  5. Из предложений 6–11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  6. Из предложений 1−4 выпишите обособленное определение.
  7. Укажите способ образования слова косогоре (предложение 2).
  8. Выпишите словосочетание (предложение 2), построенное на основе примыкания.
  9. Выпишите грамматические основы  предложения 2.

II вариант

  1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
  2. Какой частью речи являются  слово против (2 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?
  3. Среди предложений 6−11 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.
  4. Из предложения 10 выпишите все местоимения.
  5. Из предложений 12–13 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  6. Из предложений 5−10 выпишите обособленное определение.
  7. Укажите способ образования слова сбоку (предложение 4).
  8. Выпишите словосочетание (предложение 3), построенное на основе управления.
  9. Выпишите грамматические основы  предложения 13.

диктантских упражнений для учащихся ESL

Диктовки 1

диктовки 2

диктовки 3

диктовки 4

диктовки 5

диктовки 6

диктовки 7

диктовки 8

диктовки 9

диктовки 10

диктовки 11

диктовки 12

диктовки 13

Dictation 14

Dictation 15

Dictation 16

Dictation 17

Dictation 18

Dictation 19

Dictation 20

Dictation 21

Dictation 22

Dictation

Dictation 240007 Dictation

Dictation 240007 Dictation

Dictation 240000

Dictation 240000

Dictation

Dictation 230000

Dictation 230000

Dictation 240000

Dictation

Dictation 230000

Dictation 240000

Dictation

Dictation 240000

Dictation

Dictation 240000

Dictation 240000

Dictation

Dictation 240000

Dictation

Dictation

Все еще 10000 26

диктовки 27

диктовки 28

диктовки 29

диктовки 30

диктовки 31

диктовки 32

диктовки 33

диктовки 34

диктовки 35

диктовки 36

диктовки 37

диктовки 38

Dictation 39

Di ctation 40

Dictation 41

Dictation 42

Dictation 43

Dictation 44

Dictation 45

Dictation 46

Dictation 47

Dictation 48

Dictation 49

Dictation 49

Диктант 51

Диктант 52

Диктант 53

Диктант 54

Диктант 55

Диктант 56

Диктант 57

Диктант 58

Диктант 59

61000

Диктант

Диктант 64

Диктант 65

Диктант 66

Диктант 67

Диктант 68

Диктант 69

Диктант 70

Диктант 71

Диктант 72

Дигментация

74000 70007 ДИАГРАЦИЯ 70007

ДИАГРАММА 70007

ДИАКТИКАЦИЯ 70007

ДИАКТИКАЦИЯ 70007

ДИАКТИКАЦИЯ 70007

ДИАКТИКАЦИЯ

ДИАКТИКАЦИЯ 70007

ДИАКТИКАЦИЯ

ДИАКТИКАЦИЯ

ДИАКТИКАЦИЯ

ДИАКТИКАЦИЯ

ДИАКТИКАЦИЯ

ДИАКТИКАЦИЯ

ДИАКТИКАЦИЯ

76

Диктант 77

Диктант 78

Диктант 79

Диктант 80

Диктант 81

Диктант 82

Диктант 83

Диктант 84

80008 80008 80008

ДИАКТИКАЦИЯ 8

80008 ДИАГРАММА 80008

ДИАКТИКАЦИЯ 8

80008 ДИАГРАММА 80008

ДИКТАЦИЯ 85

ДИАКТИКАЦИЯ 8

Диктант 89

Dictation 90

Dictation 91

Dictation 92

Dictation 93

Dictation 94

Dictation 95

Dictation 96

Dictation 97

Dictation 98

10000 Dictation 99000

9900 Dictation

Диктовки 101

диктовки 102

диктовки 103

диктовки 104

диктовки 105

диктовки 106

диктовки 107

диктовки 108

диктовки 109

диктовки 110

диктовки 111

диктовки 112

диктовки 113

Диктант 114

Диктант 115

Диктант 116

Диктант 117

Диктант 118

Диктант 119

Диктант 120

Диктант 121

Диктант 122

12400

ДИЦКАТАЦИЯ

ДИАГРАММА

ДИАГРАММА

ДИАГРАММА

ДИАГРАММА

ДИАГРАММА

ДИАГРАММА

ДИАГРАММА

ДИАГРАММА

ДИАГРАММА

ДИАГРАММА

ДИАГРАММА

ДИАГРАММА

ДИАГРАММА

126

Dictation 127

Dictation 128

Dictation 129

Dictation 130

Dictation 131

Dictation 132

Dictation 133

Dictation 134

Dictation

Dictation

Dictation 9 9000 8000 80007 Dictation 9 9000 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 9 9 8 8 8 9 9 9 7 7 9 9 9 7 7 9 9 7 7 о 8 о 8 о оф. п 138

диктовки 139

диктовки 140

диктовки 141

диктовки 142

диктовки 143

диктовки 144

диктовки 145

диктовки 146

диктовки 147

диктовки 148

диктовки 149

диктовки 150

Диктовки 151

диктовки 152

диктовки 153

диктовки 154

диктовки 155

диктовки 156

диктовки 157

диктовки 158

диктовки 159

диктовки 160

диктовки 161

диктовки 162

диктовки 163

диктовки 164

диктовки 165

диктовки 166

диктовки 167

диктовки 168

диктовки 169

диктовки 170

диктовки 171

диктовки 172

диктовки 173

диктовки 174

диктовки 175

диктовки 176

Dictation 177

Dictation 178

Dictation 179

Dictation 180

Dictation 181

Dictation 182

Dictation 183

Dictation 184

Dictation

Dictation

Dictation 80007 Dictation 80007 Dictation 80007 Dictation 80007 Dictation 70007 Dictation 80007 Dictation 70007 Dictation 70007 Dictation

Dictation 80007 Dictation 70007 Dictation

Dictation 70007 Dictation

DICA п 188

диктовки 189

диктовки 190

диктовки 191

диктовки 192

диктовки 193

диктовки 194

диктовки 195

диктовки 196

диктовки 197

диктовки 198

диктовки 199

диктовки 200




ДОМОЙ

Copyright © 2016.Все права защищены. rong-chang ESL, Inc.
тесл qr code eslfast.com

,

Обзор диктанта

Абзац и разрывы строк

Чтобы добавить разрывы строк или абзацев в документ, произнесите одно из следующего:

  • Новая линия
  • Новый абзац
  • Нажмите Enter / Return

Пример

Скажите: Привет, Марк запятая, новый абзац. Было приятно видеть вас сегодня.

Результат: Привет Марк,

Было приятно видеть тебя сегодня.

Знаки препинания — Общие

Большинство знаков препинания должно быть указано в тексте.Скажите пунктуацию в соответствующих местах в вашем диктовке. Сделайте короткую паузу до и после того, как продиктуете пунктуацию.

См. Диктовка знаков препинания и символов для получения дополнительной информации.

Пример

Скажите: мы идем в запятую парка, тогда на период мороженого вы хотели бы прийти знак вопроса

Результат: едем в парк, потом за мороженым.Вы хотите приехать?

Дракон автоматически добавит пунктуацию в слово (например, апостроф) в зависимости от контекста вашей диктовки.Например, когда вы говорите «шляпа Джона», Дракон автоматически добавляет апостроф.

Dragon также может добавлять знаки препинания в некоторых случаях, таких как адреса улиц или даты, в зависимости от настроек автоматического форматирования. См. Автоформатирование для получения дополнительной информации.

Цитаты

Вы можете добавлять кавычки до и после того, как произнесете слово или фразу, как при вводе текста, или сначала произнесите текст, а затем заключите его в кавычки.

Чтобы диктовать цитаты, как вы говорите

  1. Скажи Открыть цитату.
  2. Диктуйте слово или фразу.
  3. Скажи Закрыть цитата.

Чтобы продиктовать цитаты после диктовать слово или фразу

  • Скажите Поместите кавычки, чтобы поставить кавычки вокруг последней сказанной вами фразы.
  • Скажите Поместите кавычки вокруг , чтобы поставить кавычки вокруг указанного текста.
  • Скажите Поместите кавычки вокруг выделения, чтобы поставить кавычки вокруг выделенного текста.

Пример 1

Скажите: открытая цитата Не найти ошибку запятая найти исправление закрыть цитата

Результат: «Не придирайся, найди лекарство.»

Пример 2

Образец текста: Моя мама сказала, мои дети — это моя жизнь.

Скажи: цитируй мои дети — моя жизнь

Результат: Моя мама сказала: «Мои дети — это моя жизнь».

Пули

  • Say Bullet selection для превращения выделенного текста в элемент маркированного списка.
  • Скажите Bullet, чтобы превратить последнюю фразу, которую вы произнесли, в элемент маркированного списка.
  • Скажите Bullet , чтобы превратить указанный текст в маркированный элемент списка.

Пример

Скажи: иди в продуктовый магазин

Тогда скажи: пуля

Результат: • перейти в продуктовый магазин

Электронная почта и веб-адреса

Диктуйте адреса электронной почты и веб-адреса так, как вы бы сказали их в диалоговом режиме.Многие доменные имена уже включены в словарь Дракона.

  • Чтобы убедиться, что Dragon распознает, что вы диктуете веб-адрес, добавьте точку www в начале адреса.
  • Если вы не включите точку www в веб-адрес, вы можете указать «Нет пробела», чтобы «Дракон» не вставлял пробелы в более длинные адреса.
  • Используйте режим правописания для ввода сложных URL-адресов.
  • Скажите «Без заглавных букв», если хотите, чтобы «Дракон» не использовал заглавные буквы в адресе.

Пример 1

Скажи: информация на нюанс точка ком

Результат: инфо @ нюанс.ком

Пример 2

Скажи: www точка Boston Globe dot com

Результат: www.BostonGlobe.com

Пример 3

Скажите: на паузе нет места [пауза] Seattle Times точка ком

Результат: Сиэтл Таймс.ком

Собственные существительные

Наиболее распространенные имена уже есть в словаре Дракона. Когда вы произносите имя, Дракон автоматически его использует.

Для менее распространенных имен собственных или имен, которые также могут быть словами (например, Chase, Sandy или Iris), вы можете сказать Cap перед словом.

Пример 1

Скажи: Джеймс собирается завтра в Бостон

Результат: завтра Джеймс едет в Бостон.

Пример 2

Скажи: я встретлю тебя и Кэпа надежду в ресторанный период

Результат: я встретлю тебя и Надежду в ресторане.

дефисных слов

Наиболее распространенные дефисные слова уже есть в лексиконе Дракона.Когда вы произносите слово, Дракон автоматически переносит его.

Для менее распространенных переносных слов вы можете сказать дефис в соответствующем месте.

Пример 1

Скажи: по пересеченной местности

Результат: кросс

Пример 2

Скажи: разделение дефиса власти

Результат: разделение власти

Составные слова

Наиболее распространенные составные слова уже есть в словаре Дракона.Скажите слово, и оно будет набрано правильно.

Если вы хотите создать составное слово, в котором Дракон набрал два слова:

  • Скажи нет места, прежде чем диктовать второе слово.
  • или

  • Скажите «Вставить перед <слово>», чтобы вставить курсор перед вторым словом, затем скажите «Нет начального пробела».

Пример 1

Скажи: пожарный

Результат: пожарный

Пример 2

Скажи: снега Нет места лопатой

Результат: снежная лопата

Сокращения

Наиболее распространенные сокращения уже есть в лексиконе Дракона.Когда вы произносите слово, Дракон сокращает его автоматически.

Если Dragon не сокращается, как ожидалось, проверьте настройки автоматического форматирования.

Пример

Скажи: мистер Джеймс Браун

Результат: г-нДжеймс Браун

Сокращения

Наиболее распространенные аббревиатуры уже есть в лексиконе Дракона. Произнесите аббревиатуру, и Dragon автоматически отформатирует ее.

Для менее распространенных аббревиатур можно сказать, что все заглавные буквы включены, за которыми следуют буквы акронима. Для достижения наилучших результатов, переключитесь в режим правописания, чтобы сделать это.

См. Диктовка сокращений для получения дополнительной информации.

Пример 1

Скажите: C E O обратится к компании завтра

Результат: Генеральный директор обратится к компании завтра.

Пример 2

Скажите: Режим правописания [пауза] Все заглавные буквы на M R S A

Результат: MRSA

.

Диктующие номера

Числа — Общие

В общем, вы можете диктовать числа, произнося их, как если бы вы разговаривали. Если вы настроили параметры автоматического форматирования чисел, Dragon автоматически форматирует большинство чисел. Для получения дополнительной информации см. Диалоговое окно «Автоформатирование».

Чтобы диктовать номера:

Скажите числа в соответствующей форме.

Пример 1 — десятичные числа

Скажите: Пять целых четыре двадцать три

Результат: 5.423

, пример 2 — фракции

Скажите: Две и три четверти

Результат: 2 3/4

Пример 3 — цифры

Сказать: Сто сорок две тысячи пятнадцать

Результат: 142,015

Пример 4 — Телефоны

Говорят: Семь восемь один пять шесть пять пять тысяч

Результат: 781-565-5000

Пример 5 — Валюта

Скажи: Девяносто девять долларов пятьдесят центов

Результат: $ 99.50

Пример 6 — Даты

Скажите: май пятнадцать две тысячи пятнадцать

Результат: 15 мая 2015 г.

Пример 7 — Вес

Говорят: Двести килограммов

Результат: 200 кг

Пример 8 — Почтовые коды

Сказать: Бостон Массачусетс 0 2 1 1 0

Результат: Бостон, Массачусетс 02110

Пример 9 — Время

Скажите: Восемь тридцать вечера

Результат: 20:30

Числа — Сила как цифры

Если ваши продиктованные числа появляются в текстовой форме («четыре»), а не в цифровой форме («4»), вы можете заставить Dragon интерпретировать ваши числа как цифры.

Чтобы числа отображались как цифры:

Скажите «цифра» перед своим номером.

Пример

Говорят: Цифра четыре

Результат: 4

Числа — Режим Чисел

Если вы часто диктуете числа, которые должны быть в цифровой форме («4»), а не в текстовой форме («четыре»), вы можете переключиться в режим «Числа» до или во время диктовки.

Чтобы диктовать числа в режиме чисел:

  1. Произнесите «Начать режим чисел».
  2. Диктуйте свои номера.
  3. Скажите «Режим Стоп Чисел».

    Dragon возвращается в режим диктовки и команд.

Пример

Говорят: Сто семьдесят девять

Результат: 179

Числа — римские цифры

Вы можете диктовать римские цифры, произнося «Римские цифры» перед своим номером.

Чтобы диктовать римские цифры:

Скажи «Римская цифра», а затем назови свой номер.

Чтобы продиктовать строчные римские цифры:

  1. Скажи «Римская цифра»
  2. Скажи свой номер.
  3. Скажи «Нет заглавных букв».

Пример 1

Скажите: Римская цифра две тысячи четыре

Результат: MMIV

Пример 2

Скажите: Римская цифра три

Скажите: Нет заглавных букв, что

Результат: iii

PTE Listening — Пишем из примеров вопросов о диктантах

Пожалуйста, введите имя!

Пожалуйста, введите адрес электронной почты! Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты!

Пожалуйста, подтвердите электронную почту! Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты! Адрес электронной почты не совпадает!

Пожалуйста, введите номер телефона! Пожалуйста введите правильный номер телефона!

Пожалуйста, введите описание! Требуется минимум 50 символов.

Leave A Comment